Рабочая программа учебного предмета
«Литературное чтение на родном языке»
Пояснительная записка
При изучении учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» обучающиеся знакомятся с русским фольклором, классическими произведениями, современной детской литературой, читательский кругозор при этом преимущественно расширяется за счет знакомства младших школьников с произведениями писателей и поэтов родного края.
Планируемые результаты
Предметные
1) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;
3) использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Личностные результаты:
- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
- формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
- знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями;
- восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
- эмоциональная отзывчивость на прочитанное;
- высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
- использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в
соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в
соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения иоценку событий;
- умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Литературное чтение на родном языке
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится:
- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта;
читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно‑популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов;
использовать различные формы интерпретации содержания текстов;
передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (для всех видов текстов);
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов);
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов).
Выпускник получит возможность научиться:
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;
составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).
Круг детского чтения (для всех видов текстов)
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица и др.), приводить примеры этих произведений;
находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).
Выпускник получит возможность научиться:
воспринимать художественную литературу как вид искусства;
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);
определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.
Творческая деятельность (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Выпускник получит возможность научиться:
вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание;
писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва.
Содержание учебного предмета
«Литературное чтение на русском родном языке»
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно‑познавательному и художественному произведению.
Чтение.
Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания, логического ударения.
Чтение про себя.
Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное) в соответствии с целью чтения. Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга‑произведение, книга‑сборник, собрание сочинений, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в русской литературе.
Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.
Освоение разных видов пересказа художественного текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем.
Говорение (культура речевого общения)
Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе русских фольклорных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.
Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании.
Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку, использование в письменной речи выразительных средств языка, рассказ на заданную тему, отзыв.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества русского народа. Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной детской литературы, уроженцев родного края, доступные для восприятия младших школьников.
Научно-популярные и учебные тексты о писателях, поэтах, написанные для младших школьников и/или доступные для их восприятия.
Основные темы детского чтения: фольклор русского народа, произведения о Родине, природе, детях, животных, добре и зле, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.
Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).
Фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция).
Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся. Создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Тематическое планирование учебного предмета
«Литературное чтение на русском родном языке»
1 класс (Школа России)
№ | Тема раздела | Предметное содержание | Кол-во часов |
1. | Читаем русские народные сказки, загадки, скороговорки. | Русские народные сказки, загадки, скороговорки. Понятие «народная сказка», зачин, концовка. Выделение в загадках слов, помогающих найти отгадку. Отгадывание загадок, аргументация ответа. Выразительное чтение скороговорок, осознание значения упражнений со скороговорками для развития речи. | 13 |
2. | Стихотворения о детях. | Стихи о детях. А.Барто. Стихи о сверстниках. Стихи С.Михалкова. Стихи А.Усачева. | 3 |
4. | Читаем о родной природе. | Б.Житков «Рассказы о животных». К.Паустовский «Растрепанный воробей». И.Акимушкин «Природа Чудесница». В.Бианки «Как Муравьишка домой спешил». В.Чаплина «Крылатый будильник». «Мушка». Г.Корнилова «Наш знакомый Бумчик». | 6 |
5. | О Родине. | Пословицы о Родине. А.Гайдар «Чук и Гек». Л.Пантелеев «Честное слово». Одна у человека мать,одна и Родина. Стихи Н.Некрасова. Красота русской природы. Стихи С.Есенина. Тема Родины в поэзии. Стихи А.Блока. | 5 |
6. | Юмористические произведения для детей. | Я и мои друзья.Н.Носов «Мишкина каша», «Заплатка» С юмором о детях. В.Драгунский «Что я люблю», «Что любит Мишка». Мои ровесники. В.Драгунский «Заколдованная буква». О.Кургузов «Рассказы маленького мальчика». Э.Успенский «Дядя Федор, пес и кот». В.Губарев «Королевство кривых зеркал». | 6 |
2 класс (Школа России)
№ | Тема | Предметное содержание | Кол-во часов |
1. | Русская народная мудрость. | Роль книги в жизни человека. Произведения русского фольклора: русские народные сказки, песни, загадки. Малые фольклорные жанры: заклички, небылицы, потешки, докучные сказки, пословицы и поговорки. Пословицы о книге и учении. Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности оформления детских книг с фольклорными произведениями. | 4 |
2. | Произведения о детях и для детей. | В. Осеева «Волшебное слово» Нравственная оценка героев. Ш.Перро. «Кот в сапогах» Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. | 2 |
3. | Басни. | И.А. Крылов. Басни Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений Роль несловесных средств (интонации, поз, жестов, мимики) в речевом общении. | 2 |
4. | Разножанровые произведения о родной природе. | Времена года в произведениях русских поэтов. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Как научиться читать стихи? Развитие поэтического слуха. | 2 |
5. | О братьях наших меньших. | Сказка «Гуси - лебеди» Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация. В. Бианки «Музыкант» Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога | 3 |
6. | Стихотворения и рассказы о Родине. | Моя родина (Из воспоминаний детства) Пришвин М.М. Ознакомление с различными видами чтения (изучающее, поисковое, выборочное) Г. Ладонщиков «Скворец на чужбине», З. Александрова «Родина». | 2 |
7. | Произведения о семье. | Н. М. Артюхова «Большая берёза» Подробный пересказ текста (деление текста на части, выделение главной мысли.) В. Сухомлинский «Сказка о Гусыне». Характеристика главного героя произведения. | 2 |
3 класс (Школа России)
№ | Тема | Предметное содержание | Кол-во часов |
1. | Произведения русского фольклора. | Шуточные народные песни. Русские народные сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк». | 2 |
2. | Стихи русских поэтов о Родине и родной природе. | М.Лермонтов. Статья В.Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. Картины природы. Эпитеты. И.С.Никитин «Полно, степь моя…», «Встреча зимы». С.А. Есенин«Черёмуха». Средства художественной выразительности для создания картин цветущей черёмухи. Проект «Как научиться читать стихи» (статья Я. Смоленского) | 4 |
3. | Произведения о природе и животных | М.Пришвин. «Моя родина». Заголовок – «входная дверь» в текст. В.И.Белов «Ещё про Мальку». Главные герои рассказа. В.В. Бианки «Мышонок Пик» Составление плана пересказа. Б.С. Житков « Про обезьянку» Характеристика героев. | 4 |
4. | Произведения о людях, о профессиях. | А.П. Платонов «Цветок на земле». Особенности речи героев. А.П. Платонов «Ещё мама». Герои рассказа. М.М Зощенко «Золотые слова». Особенности юмористического рассказа. М.М. Зощенко «Великие путешественники». Главная мысль произведения. | 4 |
5. | По страницам журналов для детей | «Мурзилка» и «Весёлые картинки» - самые старые детские журналы. Г.Остер «Как получаются легенды». Легенды своей семьи, своего города, своего дома. Викторина по пройденным произведениям. | 3 |
3 класс (ПНШ)
№ | Тема | Предметное содержание | Кол-во часов |
1. | Устное народное творчество | Черты сказочного героя в сказках «Колобок» и «Гуси-лебеди» Особенности бытовой сказки «Каша из топора» Смысл бытовой сказки «Волшебный кафтан» Проектирование сборника сказок о животных | 4 |
2. | Стихи русских поэтов о Родине и родной природе. | Чтение наизусть стихов А.С.Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…», «Опрятней модного паркета…» Черты настоящего героя в поэме Н. Некрасова «На Волге». | 2 |
3. | Прозведения о природе и животных | Приёмы сравнения в стихотворении В.Берестова «Первй листопад» Приёмы олицетворения в стихотворении Э. Мошковской «Мотылёк» Приёмы сравнения в стихотворении В.Лунин «Ливень» Тема и главная мысль рассказа А. Куприна «Слон» Тема и главная мысль рассказа К. Паустовского «Заячьи лапы». | 5 |
4. | Произведения о людях и профессиях | Тим Собакин «Самая большая драгоценность» Эмма Мошковская «Нужен он..» Сергей Махотин «Самый маленький». | 3 |
5. | По страницам журналов для детей | Пресс – турнир «По страницам детских журналов» Короткие истории из книги К.Чуковского «От двух до пяти» в журналах для детей. Работа над составлением детского журнала. | 3 |
4 класс (ПНШ)
№ | Тема | Предметное содержание | Кол-во часов |
1. | Произведения фольклора. Сказки, мифы. | Волшебный мир в русской сказке « Иван-крестьянский сын и чудо- юдо» Правила волшебного мира в сказке «Иван- крестьянский сын и чудо- юдо» Заседание клуба «Ключ и заря» по теме «Как люди в древности представляли себе окружающий мир». Миф « Сотворение Земли». | 3 |
2. | Сказки в стихах. | Волшебный помощник героя в русской сказке « Конёк- Горбунок» Характеристика героев сказки П. П. Ершова « Конёк- Горбунок» Основные черты героя в русской сказке «Конёк- горбунок»» | 3 |
3. | Произведения русских поэтов и баснописцев. | Главное переживание поэта в стихотворении И.Бунина «Первый снег» Чувства поэта в стихотворении В. Жуковского «О дивной розе без шипов». Басня как жанр. Басни И.А. Крылова «Свинья под дубом», « Волк на псарне» Анализ басен И. А. Крылова «Волк и Ягнёнок», «Ворона и лисица». | 4 |
4. | Произведения о детях во время Великой отечественной войны. | Историческое время событий в стихотворении К. М. Симонова « Майор привёз мальчишку из лафета» Анализ стихотворения А. Т Твардовского «Рассказ танкиста» Характеристика героев рассказа С. Олифера «Когда я был маленьким, у нас была война». | 3 |
5. | Современные писатели детям. | Ознакомительное чтение рассказов о Московском зоопарке С. Востокова «Не кормить и не дразнить» Смешное и грустное в рассказе М. Бершадской «Большая маленькая девочка». | 2 |
6. | Приключения, путешествия. | Настроение героев сказки А. Волкова «Волшебник изумрудного города» Смешное в рассказах А. Некрасова «Приключения капитана Врунгеля». | 2 |