Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6 Г. НОВОЗЫБКОВА»
ОБСУЖДЕНО
на заседании МО
учителей начальных классов
Руководитель МО
__________ Т.М. Беспалова
Протокол №_____от __________
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________Л.Н.Анищенко
«_____»____________20_____г.
УТВЕРЖДАЮ
директор МБОУ «СОШ №6
г. Новозыбкова»
___________ Г.Л. Резников
«_______»___________20_____г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Литературное чтение»
в 3 «» классе
учителя
2020-2021уч.год
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» в 3 классе составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы МБОУ «СОШ№6г. Новозыбкова», на основе программы «Литературное чтение» (авт.Климанова Л.Ф. и др.).
На изучение учебного предмета «Литературное чтение» в 3 классе на уроки литературного чтения отводится 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели).
Используется учебник, соответствующий Федеральному перечню учебников, рекомендуемых к использованию при реализации образовательных программ начального общего образования:
«Литературное чтение» для образовательных учреждений с аудиоприложением на электронном носителе в двух частях, 3 класс.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты
Ученик научится :
Понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках.
С гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним.
Самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать, создавать собственные высказывания и произведения о Родине.
Уважительно относиться к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
Применять навыки культурного поведения при общении.
Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.
Добросовестно относиться к труду и его результатам.
Относиться с уважением к обычаям других народов и стран.
Соблюдать правила личной гигиены и установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Ученик получит возможность научиться:
Понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений.
Собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения.
Осуществлять проектную деятельность.
Испытывать чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества.
Формированию средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Проявлению художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы.
Уважительно относиться к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности.
Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.
Бережному отношению к материальным и духовным ценностям, соблюдать установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
Ученик научится:
Формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей.
Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);
Составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока.
Выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов , вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов.
Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания.
Определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока.
Фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.
Анализировать причины успеха/неуспеха.
Фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре.
Предлагать варианты устранения причин неудач на уроке.
Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей.
Высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы.
Проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого.
Отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
Опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий.
Формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции.
Руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения.
Объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений.
Находить нужную информацию через беседу с взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);
Ученик получит возможность научиться:
Формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре.
Формулировать свои задачи урока в соответствии с темой урока и индивидуальными учебными потребностями и интересами.
Осмысливать коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы.
Принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана.
Выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока.
Оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания.
Определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно (Что я уже знаю по данной теме? Что я уже умею?), связывать с индивидуальной учебной задачей; фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость /неудовлетворённость своей работой на уроке.
Анализировать причины успеха/неуспеха.
Создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока.
Проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий;
Предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора.
Пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей.
Предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации.
Определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;
Находить различные источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели; представлять информацию разными способами.
Предметные результаты
Ученик научится:
Читать про себя небольшой текст с последующим пересказом его содержания подробно и выборочно.
Читать текст выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста.
Делить несложный текст на части.
Составлять план прочитанного текста с опорой на предложения и фразы текста.
Находить предложения, выражающие главную мысль, уметь соотносить главную мысль с пословицей.
Размышлять над мотивами поступков персонажей, сравнивать героев, находить слова и выражения для их характеристики.
Давать эстетическую и нравственную оценку поступков героев произведения, обсуждать данные оценки;
Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/ прочитанного произведения.
Самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой..
Находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц.
Анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе.
Сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия.
Сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом.
Находить пословицы и поговорки с целью озаглавливания темы раздела, темы урока или давать название выставке книг.
Сравнивать мотивы героев поступков из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива.
Самостоятельно выбирать эпизоды, ситуации из произведения для ответа на вопросы и задания учебника;
Рисовать словесные картины к художественным произведениям.
Находить в художественном тексте слова и выражения, с помощью которых изображены герои, события, природа.
Находить в произведении средства художественной выразительности ( сравнения, эпитеты);
Составлять рассказ на заданную тему на основе наблюдений за природой, жизнью школы, друзей, семьи и др.;
Читать по ролям литературное произведение.
Использовать различные способы работы с деформированным текстом.
Различать басню, рассказ, волшебную сказку, бытовую сказку и сказку о животных.
Выделять особенности стихотворных произведений – рифму, ритм.
Ориентироваться в учебной книге, находить в ней произведение по его названию и фамилии автора, объединять произведения на определённую тему.
Различать художественные и научно - познавательные произведения.
Находить книгу из рекомендуемого списка литературы.
Самостоятельно пользоваться вопросами и заданиями при анализе текста.
Ученик получит возможность научиться:
Выбирать интонацию (тон, темп речи и чтения, логические ударения и паузы) в зависимости от содержания речи и коммуникативных задач общения: что-то сообщить, выразить радость или недовольство, сочувствие или осуждение и т.д.
Читать один и тот же текст с различным подтекстом: восхищением, удивлением и т. д (с помощью учителя);
Распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность, определять значение слова по контексту.
Ориентироваться в построении научно-популярного и художественного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности.
Составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) литературного произведения по заданному образцу.
Внимательно слушать собеседника, т.е анализировать речь, улавливать её смысл, поддерживая диалог вопросами или репликами, строить речевое общение с собеседником на основе доброжелательности, миролюбия и уважения.
Инсценировать художественные произведения или отрывки из них.
Создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения.
Распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы)
Определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительновыразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать их в своих творческих работах.
Содержание учебного предмета (136ч)
Вводный урок по курсу литературного чтения (1ч)
Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь
Самое великое чудо на свете (4 ч)
Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения на основе статьи учебника. Первопечатник Иван Фёдоров. Фотографии, рисунки, текст — объекты для получения необходимой информации. Подготовка сообщения о первопечатнике Иване Фёдорове. Оценка достижений
Устное народное творчество (14 ч)
Русские народные песни. Обращение к силам природы. Лирические народные песни. Шуточные народные песни. Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. Русские народные сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». «Иван-Царевич и Серый Волк». «Сивка-Бурка». Особенности волшебной сказки. Деление текста на части. Составление плана сказки. Характеристика героев сказки. Иллюстрации к сказке В. Васнецова и И. Билибина. Сравнение художественного и живописного текстов.
Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского.
Русские поэты XIX—XX века. Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза». «Листья». Звукопись, её художественно-выразительное значение. Олицетворение — средство художественной выразительности. Сочинение — миниатюра «О чём расскажут осенние листья». А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...» «Зреет рожь над жаркой нивой...» Картины природы. Эпитеты — слова, рисующие картины природы. Выразительное чтение стихотворения. И. С. Никитин «Полно, степь моя...» «Встреча зимы». Заголовок стихотворения. Подвижные картины природы. Олицетворение как приём создания картины природы. И. 3. Суриков «Детство». «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении. Оценка достижений
Великие русские писатели (24ч)
А. С. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина». Лирические стихотворения. Настроение стихотворения. Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение. Звукопись, её выразительное значение. Приём контраста как средство создания картин. «Сказка о царе Салтане...». Тема сказки. События сказочного текста. Сравнение народной и литературной сказок. Особенности волшебной сказки. Герои литературной сказки. Нравственный смысл сказки А. С. Пушкина. Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение. И. А. Крылов. Подготовка сообщения о И. А. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове. Скульптурный портрет И. А. Крылову. Басни И. А. Крылова. Мораль басен. Нравственный урок читателю. Герои басни. Характеристика героев на основе их поступков. Инсценирование басни.
М. Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. Лирические стихотворения. Настроение стихотворения. Подбор музыкального сопровождения к лирическому стихотворению. Сравнение лирического текста и произведения живописи. Л. Н. Толстой. Детство Л. Н. Толстого. Из воспоминаний писателя. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. Рассказы Л. Н. Толстого. Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана. Сравнение рассказов (тема, главная мысль, события, герои). Рассказ-описание. Особенности прозаического лирического текста. Средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Текст-рассуждение. Сравнение текста-рассуждения и текста-описания. Оценка достижений
Поэтическая тетрадь 2 (6ч)
Н. А. Некрасов. Стихотворения о природе. Настроение стихотворений. Картины природы. Средства художественной выразительности. Повествовательное произведение в стихах «Дедушка Мазай и зайцы». Авторское отношение к герою. Выразительное чтение стихотворений. К. Д. Бальмонт, И. А. Бунин. Выразительное чтение стихотворений. Создание словесных картин. Оценка достижений.
Литературные сказки (8ч)
Д. Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки». Присказка. Сравнение литературной и народной сказок. Герои сказок. Характеристика героев сказок. Нравственный смысл сказки. В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница». Герои сказки. Характеристика героев сказки. Нравственный смысл сказки. В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок. Герои сказки. Сравнение героев сказки. Составление плана сказки. Подробный и выборочный пересказ сказки. Оценка достижений
Были-небылицы (10ч)
М. Горький «Случай с Евсейкой». Приём сравнения — основной приём описания подводного царства. Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки. К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». Определение жанра произведения. Герои произведения. Характеристика героев. А. И. Куприн «Слон». Основные события произведения. Составление различных вариантов плана. Пересказ. Оценка достижений
Поэтическая тетрадь 1 (6ч)
Саша Чёрный. Стихи о животных. Средства художественной выразительности. Авторское отношение к изображаемому. А. А. Блок. Картины зимних забав. Средства художественной выразительности для создания образа. Сравнение стихотворений разных авторов на одну и ту же тему.С. А. Есенин. Выразительное чтение стихотворения. Средства художественной выразительности для создания картин цветущей черёмухи. Оценка достижений
Люби живое (16ч)
М. Пришвин «Моя родина». Заголовок — «входная дверь» в текст. Основная мысль текста. Сочинение на основе художественного текста. И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек». Почему произведение так называется? Определение жанра произведения. Листопадничек — главный герой произведения. Рассказ о герое. Творческий пересказ: дополнение содержания текста. В. И. Белов. «Малька провинилась». «Ещё про Мальку». Озаглавливание текста. Главные герои рассказа. В. В. Бианки «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав. Рассказ о герое произведения. Б. С. Житков «Про обезьянку». Герои произведения. Пересказ. Краткий пересказ. В. П. Астафьев «Капалуха». Герои произведения. В. Ю. Драгунский «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа. Оценка достижений
Поэтическая тетрадь 2 (8ч)
С. Я. Маршак «Гроза днём». «В лесу над росистой поляной...» Заголовок стихотворения. Выразительное чтение. А. Л. Барто «Разлука». «В театре». Выразительное чтение. С. В. Михалков «Если». Выразительное чтение. Е. А. Благинина «Кукушка». «Котёнок». Выразительное чтение. Проект: «Праздник поэзии».Оценка достижений
Собирай по ягодке — наберёшь кузовок (12 ч)
Б. В. Шергин «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок». Особенность заголовка произведения. Соотнесение пословицы и содержания произведения. А. П. Платонов «Цветок на земле». «Ещё мама».
Герои рассказа. Особенности речи героев. Чтение по ролям. М. М. Зощенко «Золотые слова». «Великие путешественники». Смысл названия рассказа. Особенности юмористического рассказа. Главная мысль произведения. Восстановление порядка событий. Н. Н. Носов «Федина задача». «Телефон». «Друг детства». Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка. Сборник юмористических рассказов Н. Носова. Оценка достижений
По страницам детских журналов (8 ч)
«Мурзилка» и «Весёлые картинки» — самые старые детские журналы. По страницам журналов для детей.
Ю. Ермолаев «Проговорился». «Воспитатели». Вопросы и ответы по содержанию. Пересказ.
Г. Остер «Вредные советы». «Как получаются легенды». Создание собственного сборника добрых советов. Что такое легенда. Пересказ. Легенды своей семьи, своего дома, своего города. Р. Сеф «Весёлые стихи». Выразительное чтение. Оценка достижений.
Зарубежная литература (8ч)
Древнегреческий миф. Храбрый Персей. Отражение мифологических представлений людей в древнегреческом мифе. Мифологические герои и их подвиги. Пересказ. Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Нравственный смысл сказки. Создание рисунков к сказке. Подготовка сообщения о великом сказочнике. Оценка достижений
Тематическое планирование
№ урока
Дата
по плану
Дата
по факту
Тема урока
1
Введение Знакомство с учебником
Самое великое чудо на свете -4ч
2
Знакомство с названием раздела. Экскурсия в библиотеку
3
Рукописные книги Древней Руси Подготовка сообщения на основе статьи учебника
4
Первопечатник Иван Федоров
5
Урок – путешествие в прошлое Оценка достижений Тест
Устное народное творчество-14ч
6
Прогнозирование содержания раздела. Русские народные песни. Обращение к силам природы
7
Лирические и шуточные народные песни.
Диагностика чтения
8
Докучные сказки Сочинение докучных сказок
9
Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.
10
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Особенности волшебной сказки
11
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Деление текста на части. Составление плана
12
Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Знакомство с содержанием сказки
13
Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Деление текста на части.
14
Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Характеристика героев сказки
15
Русская народная сказка «Сивка-Бурка». Зачин.
16
Русская народная сказка «Сивка-Бурка». Особенности волшебной сказки
17
Русская народная сказка «Сивка-Бурка». Характеристика героев сказки
18
Художники-иллюстраторы В Васнецов и И .Билибин. Сравнение художественного и живописного текстов
19
Проект «Сочиняем волшебную сказку» Оценка достижений Тест
Поэтическая тетрадь1-11ч
20
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
21
Проект «Как научиться читать стихи» (на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского)
22
Ф. Тютчев «Весенняя гроза» Звукозапись, её художественно- выразительное значение
23
Ф.Тютчев «Листья». Олицетворение.
24
А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…»,. Рифма.
25
А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой…» Эпитеты.
26
И. Никитин «Полно, степь моя…». Картины природы.
27
И. Никитин «Встреча зимы». Подвижные картины природы
28
И. Суриков «Детство». Определение главной мысли стихотворения
29
И. Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении
30
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 1»
Оценка достижений Тест
Великие русские писатели-24ч
31
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Контрольное чтение
32
А. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина».
33
А. Пушкин. Лирические стихотворения. Настроение стихотворения
34
А. Пушкин. Лирические стихотворения. Приём контраста как средство создания картин
35
А. Пушкин «Зимнее утро». Средства художественной выразительности
36
А. Пушкин «Зимний вечер». Настроение стихотворения
37
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».
38
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Тема сказки. События сказочного текста
39
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Сравнение народной и литературной сказок
40
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».Герои литературной сказки. Нравственный смысл сказки А.С. Пушкина
41
Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом
42
Подготовка сообщения об И. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове
43
И. Крылов «Мартышка и Очки». Прогнозирование содержания. Мораль басни
44
И. Крылов «Зеркало и Обезьяна».Нравственный урок читателю.
45
И. Крылов «Ворона и Лисица».
Характеристика героев на основе их поступков.
46
М. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи
47
М. Лермонтов «Горные вершины…» «На севере диком стоит одиноко…». Подбор музыкального сопровождения
48
М. Лермонтов «Утёс». «Осень» Настроение стихотворения
49
Детство Л. Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя.
50
Л. Толстой «Акула». Составление различных вариантов плана
51
Л. Толстой «Прыжок». Основная мысль рассказа. Сравнение рассказов (тема, главная мысль, события, герои)
52
Л. Толстой «Лев и собачка». Тема и главная мысль рассказа
53
Л. Толстой «Какая бывает роса на траве» «Куда девается вода из моря?» Сравнение текста-описания и текста-рассуждения.
54
Обобщение по разделу «Великие русские писатели». Оценка достижений. Тест
Поэтическая тетрадь 2 – 6ч
55
Прогнозирование содержания раздела. Н. Некрасов «Славная осень!..». Средства художественной выразительности
56
Н. Некрасов «Не ветер бушует над бором…». Картины природы
57
Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Повествовательное произведение в стихах
58
К. Бальмонт «Золотое слово». Интонация.
59
И. Бунин. Создание словесных картин.
60
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 2». Оценка достижений. Тест
61
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Диагностика чтения
62
Д. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки» Присказка.
63
Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост». Сравнение народной и литературной сказок
64
В. Гаршин «Лягушка-путешественница». Герои сказки
65
В. Гаршин «Лягушка-путешественница». Нравственный смысл сказки
66
В. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок
67
В. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение героев сказки
68
Обобщение по разделу «Литературные сказки». Оценка достижений. Тест
Были-небылицы- 10ч
69
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
70
М. Горький «Случай с Евсейкой»
Приём сравнения- основной приём описания подводного царства
71
М. Горький «Случай с Евсейкой».
Авторское отношение к герою
72
К. Паустовский «Растрепанный воробей». Определение жанра произведения
73
К. Паустовский «Растрепанный воробей». Герои произведения. Характеристика героев
74
К. Паустовский «Растрепанный воробей». Составление плана
75
А. Куприн «Слон»
Основные события произведения
76
А. Куприн «Слон». Составление различных вариантов плана
77
А. Куприн «Слон». Подготовка к пересказу
78
Обобщение по разделу «Были-небылицы». Оценка достижений Тест
Поэтическая тетрадь1 - 6ч
79
Знакомство с названием раздела.
С. Черный «Что ты тискаешь утенка?..» Авторское отношение к изображаемому
80
С. Черный «Воробей». Слон». Ритм стихотворения
81
А. Блок «Ветхая избушка». Картины зимних забав
82
А. Блок «Сны», «Ворона». Сравнение стихотворений разных авторов на одну ту же тему
83
С. Есенин «Черемуха» Средства художественной выразительности
84
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Оценка достижений. Викторина
Люби живое -16ч
85
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
86
М. Пришвин «Моя Родина». Заголовок – «входная дверь» в текст. Основная мысль текста
87
И. Соколов-Микитов «Листопадничек». Определение жанра произведения
88
И. Соколов-Микитов «Листопадничек». Рассказ о герое. Дополнение содержания рассказа
89
В. Белов «Малька провинилась»
Главные герои рассказа.
90
В. Белов «Еще раз про Мальку». Озаглавливание текста
91
В. Бианки «Мышонок Пик». Герои произведения
92
В. Бианки «Мышонок Пик». Рассказ о герое
93
В. Бианки «Мышонок Пик». Составление плана на основе глав
94
Б. Житков «Про обезьянку». Герои произведения
95
Б. Житков «Про обезьянку» Подготовка к пересказу
96
Б. Житков «Про обезьянку». Краткий пересказ
97
В. Астафьев «Капалуха». Основная мысль рассказа
98
В. Драгунский «Он живой и светится…» Нравственный смысл рассказа
99
Обобщение по разделу «Люби живое». Диагностика чтения
100
Оценка достижений .Тест
Поэтическая тетрадь 2 – 8ч
101
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
102
C. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной…»Заголовок стихотворения
103
А. Барто «Разлука». Отношение к герою
104
А. Барто «В театре». Авторское отношение к героям
105
С. Михалков «Если». Особенность заголовка стихотворения
106
Е. Благинина «Кукушка», «Котенок» Отношение к природе
107
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 2»
108
Оценка достижений. Проверочная работа
Собирай по ягодке – наберешь кузовок – 12ч
109
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
110
Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». Особенность заголовка произведения
111
А. Платонов «Цветок на земле». Герои рассказа.
112
А. Платонов «Цветок на земле». Особенности речи героев
113
А. Платонов «Еще мама». Герои рассказа
114
А. Платонов «Еще мама». Основная мысль рассказа
115
М. Зощенко «Золотые слова». Смысл названия рассказа
116
М. Зощенко «Золотые слова». Особенности юмористического рассказа
117
М. Зощенко «Великие путешественники» Характеристика героев
118
Н. Носов «Федина задача». Анализ заголовка
119
Н. Носов «Телефон».
120
Обобщение по разделу «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». Оценка достижений. Тест
По страницам детских журналов – 8ч
121
Знакомство с названием раздела
Прогнозирование содержания раздела.
122
Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой». Главная мысль рассказа
123
Ю. Ермолаев «Проговорился». Смысл названия рассказа
124
Ю. Ермолаев «Воспитатели». Смысл названия рассказа
125
Г. Остер «Вредные советы». Анализ содержания произведения
126
Г. Остер «Как получаются легенды». Что такое легенда
127
Р. Сеф «Веселые стихи». Настроение стихотворения
128
Обобщение по разделу «По страницам детских журналов». Оценка достижений. Тест
Зарубежная литература – 8ч
129
Знакомство с названием раздела. «Храбрый Персей». Древнегреческий миф.
130
«Храбрый Персей».Отражение мифологических представлений людей в древнегреческом мифе
131
« Храбрый Персей».Мифологические герои и их подвиги.
132
Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок».
133
Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок». Смысл названия сказки
134
Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок». Создание рисунков к сказке. Диагностика чтения в рамках промежуточной аттестации