Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЕРЕЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19
ОРЕХОВО-ЗУЕВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«Утверждаю»
Директор школы
_______________
Леонтьев А.В.
Приказ № 146
от «02» сентября 2019 года
Рабочая программа
«Литературное чтение»
«Литературное чтение на русском родном языке»
Уровень: базовый
2 класс
Учитель: Семенова Ольга Владимировна
Принята на заседании
педагогического совета
МОУ Верейской СОШ №19
Протокол № 01 от 30.08.2019 г.
2019-2020 учебный год
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Реализация программы «Литературное чтение» Литературное чтение на русском родном языке обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находим выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
использование знаково-символических средств представления им формации о книгах;
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать раз личные точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей ее достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.
Учащиеся научатся: Виды речевой и читательской деятельности
- осознавать цель чтения в соответствии с содержанием шмуцтитула и собственным интересом к чтению;
- пользоваться в читательской практике приёмами вдумчивого чтения под руководством учителя (комментированное чтение, чтение в диалоге автор – читатель);
- выборочного чтения в соответствии с задачами чтения и под руководством учителя;
- читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст;
- при чтении отражать настроение автора читаемого текста;
- ориентироваться в информационном аппарате учебной книги, её элементах, опираться на них при выборе книги;
-находить сходные элементы в книге художественной;
- просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; — фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради по литературному чтению»;
- осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалиями жизни;
- распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
- соотносить заголовок текста с его содержанием, осознавать взаимосвязь содержание текста с его заголовком (почему так называется);
-определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков в соответствии с качествами героя прочитанного или прослушанного текста.
Учащиеся получат возможность научиться:
- осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
- употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему.
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
- понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;
- рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;
- пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника);
- осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
- задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
- делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
- находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.);
- при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров;
- делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;
- пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.
Учащиеся научатся: Творческая деятельность
- читать текст, соблюдая при чтении орфоэпические и интонационные нормы чтения; отражая настроение автора;
- пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов под руководством учителя;
- оставлять собственные высказывания на основе чтения или слушания произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному.
Учащиеся получат возможность научиться:
- сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с — жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
- пересказывать содержание произведения выборочно и сжато.
- различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа;
- находить отличия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или художественному; составлять таблицу различий;
- использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно- творческой деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
- определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами;
- находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).
2 Содержание программы
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования от 6 октября 2009 года, на основе авторской программы «Литературное чтение, литературное чтение на русском родном языке», под редакцией Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В., М. Просвещение 2018, на основе ООП НОО МОУ Верейской СОШ №19. Для реализации программы используется УМК «Школа России», учебник Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В. «Литературное чтение, литературное чтение на русском языке.», М. Просвещение 2018г.
В соответствии с учебным планом МОУ Верейской СОШ №19 учебный год на изучение литературного чтения, литературного чтения на русском языке во 2 классе отводится по 4 часа в неделю. Всего - 136 ч.
Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч)
Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь.
Самое великое чудо на свете (4 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг. Творчество читателя, талант читателя. Проект: «О чём может рассказать школьная библиотека».
Старинные и современные книги. Сравнение книг. Подготовка сообщения на темы «Старинные книги Древней Руси», «О чём может рассказать старинная книга».
Высказывание о книгах К. Ушинского, М. Горького, Л. Толстого. Классификация высказываний. Напутствие читателю Р. Сефа. Выразительное чтение напутствия.
Пересказ содержания научно-познавательных текстов. Находите нужную и в библиотеке.
Рассказывать о прочитанной книге по плану, разработанному коллективно.
Устное народное творчество (15)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Планирование работы учащихся и учителя по освоению содержания раздела.
Устное народное творчество. Малые и большие жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа.
В. Даль — собиратель пословиц русского народа. Сочинение по пословице. Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма. Выразительное чтение русских песен. Потешки и прибаутки — малые жанры устного народного творчества. Отличия прибаутки от потешки. Слово как средство создания образа.
Считалки и небылицы — малые жанры устного народного творчества. Ритм — основа считалки. Сравнение считалки и небылицы.
Загадки — малые жанры устного народного творчества. Распределение загадок по тематическим группам.
Сказки. Русские народные сказки. «Петушок и бобовое зёрнышко». «У страха глаза велики». Использование приёма звукописи при создании кумулятивной сказки. «Лиса и тетерев». «Лиса и журавль». «Каша из топора». «Гуси-лебеди». Соотнесение смысла пословицы со сказочным текстом. Герои сказок. Характеристика героев сказки на основе представленных качеств характера. Рассказывание сказки по рисункам. Рассказывание сказки по плану. Творческий пересказ: рассказывание сказки от лица её героев. Оценка достижений
Люблю природу русскую. Осень (8 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Картины осенней природы. Осенние загадки. Образ осени в загадках. Соотнесение загадки и отгадки. Лирические стихотворения Ф. Тютчева, К. Бальмонта, А. Плещеева, А. Фета, А. Толстого, С. Есенина. Настроение. Интонация стихотворения. Осенние картины природы. Средства художественной выразительности. Сравнение. Приём звукописи как средство выразительности. Сравнение художественного и научно-популярного текстов. Сравнение лирического поэтического и прозаического текстов. Выразительное чтение стихотворений. Оценка достижений
Русские писатели (14 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
А. С. Пушкин — великий русский писатель. Вступление к поэме «Руслан и Людмила». Сказочные чудеса. Лирические стихотворения. Картины природы. Настроение стихотворения. Средства художественной выразительности. Эпитет. Сравнение. Олицетворение. «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и народной сказок. Картины моря в сказке. Характеристика героев произведения. И. А. Крылов. Басни. Нравственный смысл басен И. А. Крылова. Сравнение басни и сказки. Структура басни, модель басни. Герой басенного текста. Характеристика героев басни. Соотнесение смысла басни с пословицей. Л. Н. Толстой. Басни Л. Н. Толстого. Нравственный смысл басен. Соотнесение пословицы со смыслом басни. Рассказы Л. Н. Толстого. Герои произведений. Характеристика героев произведений. Подробный пересказ. Оценка достижений.
О братьях наших меньших (10 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Весёлые стихи о животных А. Шибаева, Б. Заходера, И. Пивоваровой, В. Берестова. Заголовок стихотворения. Настроение стихотворения. Приёмы сказочного текста в стихотворении. Герой стихотворения. Характер героев. Рифма. Научно-популярный текст Н. Сладкова. Рассказы о животных М. Пришвина, Е. Чарушина, Б. Житкова, В. Бианки. Герои рассказа. Нравственный смысл поступков. Характеристика героев. Подробный пересказ на основе плана, вопросов, рисунков. Оценка планируемых достижений
Из детских журналов (9 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Придумывание своих вопросов по содержанию, сравнение их с необычными вопросами из детских журналов.
Произведения из детских журналов. Игра в стихи. Д. Хармс, Ю. Владимиров, А. Введенский. Заголовок. Подбор заголовка в соответствии с содержанием, главной мыслью. Ритм стихотворного текста. Выразительное чтение на основе ритма.
Проект: «Мой любимый детский журнал». Оценка своих достижений.
Люблю природу русскую. Зима ( 10 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Зимние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой.
Лирические стихотворения И. Бунина, К. Бальмонта, Я.Акима, Ф.Тютчева, С.Есенина, С. Дрожжина. Настроение стихотворения. Слова, которые помогают представить зимние картины. Авторское отношение к зиме.
Русская народная сказка. Два Мороза. Главная мысль произведения. Соотнесение пословицы
с главной мыслью произведения. Герой произведения. Характеристика героев.
Новогодняя быль. С. Михалков. Особенности данного жанра. Чтение по ролям.
Весёлые стихи о зиме А. Барто, А. Прокофьева. Оценка достижений.
Писатели детям (16 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. К. Чуковский. Сказки. «Путаница». «Радость». «Федорино горе». Настроение стихотворения. Рифма. Приём звукописи как средство создания образа. Авторское отношение к изображаемому.
Чтение по ролям. С. Я. Маршак. Герои произведений С. Маршака. «Кот и лодыри». Соотнесение смысла пословицы с содержанием стихотворения. С. В. Михалков. «Мой секрет», «Сила воли». Эпическое стихотворение. Заголовок. Содержание произведения. Деление текста на части. Герой стихотворения. Характеристика героя произведения с опорой на его поступки. А. Л. Барто. Стихи. Заголовок стихотворения. Настроение стихотворения. Звукопись как средство создания образа. Выразительное чтение стихотворения.
Н. Н. Носов. Юмористические рассказы для детей. Герои юмористического рассказа. Авторское отношение к ним. Составление плана текста. Подробный пересказ на основе самостоятельно составленною плана. Подробный пересказ на основе картинного плана.
Оценка достижений
Я и мои друзья (11 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Стихи о дружбе и друзьях В. Берестова, Э. Мошковской, В.Лунина. Соотнесение пословиц и смысла стихотворения. Нравственно-этические представления.
Рассказы И. Булгакова, Ю. Ермолаева, В. Осеевой.. Смысл названия рассказа. Соотнесение названия рассказа с пословицей. Составление плана рассказа. Устные рассказы о дружбе, взаимовыручке. Оценка достижений
Люблю природу русскую. Весна (9 ч)
Знакомство с названием раздела. Весенние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. Сочинение весенних загадок. Лирические стихотворения Ф. Тютчева, А. Плещеева, А. Блока, И. Бунина, С. Маршака, Е. Благининой, Э. Мошковской. Настроение стихотворения. Приём контраста в создании картин зимы и весны. Слово как средство создания весенней картины природы. Звукопись
И в шутку и в серьёз (14 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Весёлые стихи Б. Заходера, Э. Успенского, В. Берестова, И. Токмаковой. Анализ заголовка. Заголовок — «входная дверь» в текст. Авторское отношение к читателю. Герой авторского стихотворения. Сравнение героев стихотворения. Ритм стихотворения. Чтение стихотворения на основе ритма. Инсценирование стихотворения.
Весёлые рассказы для детей Э. Успенского, Г. Остера, В. Драгунского. Герои юмористических рассказов. Особое отношение к героям юмористического текста. Восстановление последовательности текста на основе вопросов. Составление плана. Пересказ текста на основе вопросов. Оценка планируемых достижений
Литература зарубежных стран (15ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставки книг. Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С. Маршака, В. Викторова, Л. Яхнина. Сравнение русских и зарубежных песенок.
Ш. Перро. «Кот в сапогах». «Красная Шапочка». Герои зарубежных сказок. Сравнение героев зарубежных и русских сказок. Творческий пересказ: дополнение содержания сказки. Г.-Х. Андерсен. «Принцесса на горошине». Герои зарубежных сказок.
Энни Хогарт. «Мафии и паук». Герои сказок. Составление плана сказки для подробного пересказа. Соотнесение смысла сказки с русской пословицей. Проект: «Мой любимый писатель-сказочник». Оценка достижений.
3Тематическое планирование
Наименования разделов и тем
Количество часов
Вводный урок по курсу литературного чтения
1час
Самое великое чудо на свете
4 часа
Устное народное творчество
15 часов
Люблю природу русскую. Осень
8 часов
Русские писатели
14 часов
О братьях наших меньших
10 часов
Из детских журналов
9 часов
Люблю природу русскую. Зима
10 часов
Писатели детям
16 часов
Я и мои друзья
11 часов
Люблю природу русскую. Весна
9 часов
И в шутку, и в серьёз
14 часов
Литература зарубежных стран
15 часов
Итого
136 часов
4. Календарно- тематическое планирование.
№ п/п
Тема урока
(страница учебника)
Дата
Коррек-ция
Вводный урок по курсу литературного чтения (1ч.)
Знакомство с учебником по литературному чтению.
1 неделя
02.09-06.09
Самое великое чудо на свете (4ч.)
Игра «Крестики-нолики»
Самое великое чудо на свете
Проект «О чем может рассказать школьная библиотека». Экскурсия в школьную библиотеку.
Старинные и современные книги. Напутствие читателю Р. Сефа.
2 неделя
09.09-13.09
Устное народное творчество (15 ч.)
Устное народное творчество
Русские народные песни.
Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма.
Выразительное чтение русских песен.
Потешки и прибаутки – малые жанры устного народного творчества.
Считалки-небылицы – малые жанры устного народного творчества.
3 неделя
16.09-20.09
Загадки- малые жанры устного народного творчества.
Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа.
В.Даль – собиратель пословиц русского народа.
Народные сказки. Ю. Мориц «Сказка по лесу идет…»
Сказка «Петушок и бобовое зернышко».
4 неделя
23.09-27.09
Сказка «У страха глаза велики».
Сказка» Лиса и тетерев»
Сказка «Лиса и журавль».
Сказка «Каша из топора».
5 неделя
30.09-04.10
Сказка «Гуси – лебеди». Соотнесение смысла сказки с пословицей.
Сказка «Гуси – лебеди».
Викторина по сказкам.
Поверим себя и оценим свои достижения.
Люблю природу русскую (8ч)
Люблю природу русскую Картины осенней природы. Осенние загадки. Образ осени в загадках.
6 неделя
14.10-18.10
Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной».
К. Бальмонт «Поспевает брусника»,
А. Плещеев «Осень наступила.
А. Фет «Ласточки пропали»
Осенние листья – тема для поэтов.
7 неделя
21.10-25.10
В. Берестов «Хитрые грибы»
М. Пришвин «Осеннее утро», И Бунин «Сегодня так светло кругом».
Обобщение по разделу «Люблю природу русскую.
Осень»
Русские писатели (14ч.)
А.С. Пушкин – великий русский писатель.
Вступление к поэме «Руслан и Людмила
8 неделя
28.10-01.11
Лирические стихотворения
А. С.Пушкина.
А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» и другие.
А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
9 неделя
04.11-08.11
Обобщение по теме «Сказки А.С.Пушкина»
И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука».
И.Крылов «Стрекоза и муравей».
Л. Толстой «Старый дед и внучек».
10 неделя
11.11-15.11
Л.Толстой «Филипок».
Л.Толстой «Филипок».
Л.Толстой «Котенок», «Правда всего дороже».
Веселые стихи. «Разноцветные страницы»
11 неделя
25.11-29.11
Обобщение по разделу «Русские писатели»
О братьях наших меньших (10 ч)
Веселые стихи о животных.
В. Берестова. «Кошкин щенок»
Рассказ о животных М.Пришвина «Ребята и утята»
Рассказ о животных Е..Чарушина «Страшный рассказ
12 неделя
01.12-06.12
Рассказ о животных Е..Чарушина «Страшный рассказ».
Рассказ о животных Б.Житкова «Храбрый утенок».
Рассказ о животных В.Бианки «Музыкант»
Рассказ о животных В.Бианки «Музыкант»
13 неделя
09.12-13.12
Рассказ о животных В.Бианки «Сова»
Рассказ о животных В.Бианки «Сова»
Обобщение по разделу «О братьях наших меньших»
Из детских журналов ( 9 ч)
Из детских журналов
14 неделя
16.12-20.12
Произведения из детских журналов. Игра в стихи. Д.Хармс «Игра»
Произведения из детских журналов. Д.Хармс «Вы знаете?».
Произведения из детских журналов. Д.Хармс, С.Маршак «Веселые чижи»
Произведения из детских журналов. Д.Хармс «Что это было?»
15 неделя
23.12-27.12
Произведения из детских журналов. Н. Гернет, Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог».
Произведения из детских журналов. Ю.Владимиров «Чудаки»
Произведения из детских журналов. А.Введенский «Ученый Петя», «Лошадка».
Обобщение по разделу «Из детских журналов».
Проект «Мой любимый детский журнал» Контрольная работа№1.