kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Основы пожарной безопасности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Основной целью является  обучение учащихся мерам пожарной безопасности, умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, помогать себе и окружающим, а также пропаганда пожарно-технических знаний, направленных на предупреждение пожаров.

          Главными задачами обучения по данной программе воспитание у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма, гражданской ответственности, общественного долга, любви к профессии пожарного; воспитание самодисциплины, силы воли, мужества, стойкости, стремления к преодолению трудностей; воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки; дать учащимся основы знаний, помогающие выжить в чрезвычайных ситуациях; дальнейшее развитие знаний в области истории Отечества и нашего края, физической культуры и спорта, медицины; научить основам строевой подготовки; приобретение знаний, умений и навыков работы с первичными средствами пожаротушения; развитие детского технического творчества, развитие инициативы и эрудиции детей в процессе проведения тематических викторин, конкурсов, соревнований, смотров; познавательный интерес учащихся в процессе организации встреч с работниками пожарной охраны.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Основы пожарной безопасности»»

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Основы пожарной безопасности» разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357, основной образовательной программой начального общего образования МАОУ «Лянторская средняя общеобразовательная школа № 7», утверждённой приказом от 03.07.2018 № 430, а также в соответствии с рекомендациями Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15) и Примерной программы по учебным предметам, на основе авторской программы курса с требованиями Федеральных законов России «Об образовании», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне» и др. разработана программа курса «Основы пожарной безопасности» для учащихся 1—4 классов образовательных учреждений.

Пожарная безопасность – это эффективная система противопожарной защиты объекта. Система включает в себя: разработку противопожарных мероприятий и технические условия, создание и техническое обслуживание систем пожарной безопасности.

Решение проблемы пожарной безопасности в Российской Федерации во многом зависит от повышения уровня противопожарных знаний у населения. Поэтому одной из важнейших задач государства следует считать организацию обучения всего населения, и в первую очередь детей и молодежи пожарной безопасности. У будущих инженеров, предпринимателей, рабочих и служащих с детских и юношеских лет должен закладываться прочный фундамент противопожарного поведения, как на производстве, так и в быту.

Поскольку в настоящее время активизировалась работа по воспитанию у детей, подростков, молодежи противопожарной культуры, курс «Пожарная безопасность», прежде всего, направлен на профессиональную ориентацию и подготовку молодежи к работе в Федеральной противопожарной службе МЧС России и формирование общественного сознания и гражданской позиции подрастающего поколения россиян в области обеспечения пожарной безопасности.
      Одними из основных моментов в практической реализации вышеназванных законов Российской Федерации являются постоянное информирование населения, пропаганда знаний, обеспечение правильных действий населения в опасных для жизни и здоровья условиях в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
      В соответствии с вышеизложенным предлагается программа, обеспечивающая непрерывность обучения населения, начиная с младшего школьного возраста, правильным действиям в опасных для жизни и здоровья ситуациях. Реализация программы позволит:
      • привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;
      • сформировать у детей научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;
      • выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.

       Основной целью является  обучение учащихся мерам пожарной безопасности, умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, помогать себе и окружающим, а также пропаганда пожарно-технических знаний, направленных на предупреждение пожаров.

          Главными задачами обучения по данной программе воспитание у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма, гражданской ответственности, общественного долга, любви к профессии пожарного; воспитание самодисциплины, силы воли, мужества, стойкости, стремления к преодолению трудностей; воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки; дать учащимся основы знаний, помогающие выжить в чрезвычайных ситуациях; дальнейшее развитие знаний в области истории Отечества и нашего края, физической культуры и спорта, медицины; научить основам строевой подготовки; приобретение знаний, умений и навыков работы с первичными средствами пожаротушения; развитие детского технического творчества, развитие инициативы и эрудиции детей в процессе проведения тематических викторин, конкурсов, соревнований, смотров; познавательный интерес учащихся в процессе организации встреч с работниками пожарной охраны.













































2. Планируемые результаты курса.

К концу 1 класса учащиеся должны знать:

- основные направления, формы и методы ДЮП;

- основные правила пожарной безопасности в жилье, в школе, в лесу;

- причины возникновения пожаров и меры предупреждения пожара при обращении с огнем и электрическими приборами;

- основные направления работы государственная противопожарная служба;

- специфику применения первичных средств пожаротушения;

- порядок оказания первой помощи при пожаре;

- правила разведения костра в лесу;

- значение профилактической работы с учащимися образовательного учреждения с целью предупреждения пожаров по вине детей, гибели и травматизма детей при пожарах.

Учащиеся должны уметь:

- оценивать окружающие его предметы и явления с точки зрения пожарной безопасности;

- предвидеть возможность возникновения пожара и прогнозировать его последствия;

- оказывать первую помощь при пожаре;

- убеждать окружающих в необходимости проведения профилактической работы и привитию им навыков пожаробезопасного поведения;

- планировать профилактическую деятельность с ровесниками и младшими школьниками;

- применять на практике методы и формы пропаганды пожарной безопасности;

- реализовывать свои творческие способности при проведении профилактической работы по ППБ;

- изготовлять материалы и оборудование для проведения различных мероприятий по противопожарной профилактике (карточки, газеты, плакаты, листовки, схемы);

- проводить игры, беседы, развлечения с детьми младшего возраста;

- взаимодействовать с другими членами отряда ДЮП, с сотрудниками ГПС в процессе проведения профилактической работы.

К концу 2 класса учащиеся должны знать:

равила пожарной безопасности;

- последовательность действий во время пожара;

-назначение профессии пожарного;

- телефон пожарной службы 01;

- основные способы тушения пожара;

- противопожарные объекты в здании;

- меры предосторожности при обращении с предметами с предметами бытовой химии, аэрозолями;

- основные типы огнетушителей;

- правила безопасного обращения с электроприборами;

- причины получения ожогов.

Учащиеся должны уметь:

- осторожно обращаться с электроприборами;

- находить решение в ЧС;

- правильно действовать в случае обнаружения пожаров;

- вызвать по телефону пожарную службу 01;

- прогнозировать и предвидеть небезопасные ситуации;

- правильно пользоваться газовым оборудованием;

- оказывать первую помощь при поражении электрическим током, молнией;

- оказывать помощь при ожогах.

К концу 3 класса учащиеся должны знать:

- основные положения нормативных документов по организации тушения пожаров и ведения аварийно-спасательных работ;

- особенности применения специальных средств пожаротушения, оборудование, приборов, инструментов, приспособлений;

- приемы и средства оказания первой доврачебной помощи;

- способы переноски и транспортировки пострадавших при различных травмах.

- основные правила пожарной безопасности в жилье, в школе, в лесу;

- причины возникновения пожаров и меры предупреждения пожара при

обращении с огнем и электрическими приборами;

- специфику применения первичных средств пожаротушения;

- порядок оказания первой медицинской помощи при пожаре.

Учащиеся должны уметь:

- правила разведения костра в лесу;

- применять первичные средства пожаротушения;

- применять и эффективно использовать спасательную технику, средства пожаротушения, приборы, оборудование и средства связи;

- оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;

- контролировать личное морально-психологическое состояние при пожарах и других чрезвычайных ситуациях.

К концу 4 класса учащиеся должны знать:

правила пожарной безопасности на природе.

- правила пожарной безопасности в быту.

- правила безопасного поведения при пожаре в доме.

- предупреждать условия, способствующие распространению пожаров.

- способы эвакуации из горящего здания.

- правила безопасного поведения при панике во время пожара.

Учащиеся должны уметь:

- использовать первичные средства пожаротушения и правила пользования ими.

(Переносные огнетушители (химические пенные, воздушно-пенные, углекислотные, порошковые и др.). Передвижные огнетушители.

- использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (газодымозащитные и др.)

- грамотно действовать в случае возникновения горения или задымления;

- сообщать по телефону в пожарную службу о пожаре, свою фамилию и имя, адрес проживания;

- спасать (выводить) из горящего или задымленного помещения младших;

- тушить костёр, выключать электроприборы.



Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по курсу "Основы пожарной безопасности"

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки

выпускников на ступени начального общего образования. Особенностями системы оценки являются:

- использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;

- отслеживание результативности образовательного процесса осуществляются в постоянном педагогическом наблюдении,  выполнении  учащимися презентаций,  заданий викторины.












3.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.

Содержание курса « Основы пожарной безопасности" выстраивается с учетом логики проектной деятельности обучающихся 1- 4 класса, которая предусматривает:

- определение цели и задач; осмысление сроков, условий, ожидаемых

результатов и состава участников;

- совместную подготовку и проведение внеурочного мероприятия на

указанную тему;

- оценку состояния пожарной безопасности школьной территории и

самой школы с использованием специально подготовленных таблиц;

подведение итогов и подготовка предложений, направленных на

повышение уровня безопасности образовательной организации;

- обсуждение результатов проектной деятельности.

Методы реализации программы: практический, объяснительно- иллюстративный, частично – поисковый, наблюдение, информативный.

Способы и средства: технические средства, модели и таблицы; рисунки, дидактический материал.

Формы организации урока: фронтальная работа, работа в группах и парах, индивидуальная работа.


1 класс

Введение. Цели и задачи юных пожарных (1 ч.):

Цели и задачи юных пожарных. Обязанности и права члена кружка.

Историческая справка о развитии пожарной охраны и добровольных пожарных организаций (2 ч.):

История создания пожарной охраны в России.

Огонь и друг, и враг человека (2 ч.):

Огонь. Физико-химические основы горения.

Источники воспламенения. Виды строительных материалов.

Виды горючих веществ.

Треугольник огня.

Берегите жилище от пожаров (7 ч.):

Правила поведения при пожаре (общие).

Правила поведения при пожаре в квартире.

Правила поведения при пожаре на даче.

Правила поседения при пожаре в общественных зданиях.

Правила поведения при лесных пожарах.

Как вызвать пожарную охрану.

Потенциальные опасности на кухне, в спальной комнате и в общей комнате.

Противопожарный режим в школе (2 ч.):

План эвакуации школы, система оповещения при пожаре.

Прикладной спорт юных пожарных (4 ч.):

Изучение правил соревнований по пожарно-прикладному спорту.

Разучивание полосы препятствий по этапам..

Комплексное преодоление полосы препятствий.

Пожарный автомобиль и противопожарное оборудование (1 ч.):

Оборудование, используемое при пожарах, пожарный щит, автомобили пожарных.

Первичные средства тушения пожаров. Знаки безопасности (5 ч.):

Чем тушат пожары.

Виды огнетушителей. Виды костров.

Правила разведения костра.

Знаки безопасности.

Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации (2 ч.):

Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации. Обслуживание АПС.

Оказание первой помощи пострадавшим (6 ч.):

Понятие о травмах. Вывихи и растяжения связок, закрытые и открытые травмы.

Кровотечение. Характеристика кровотечений, временная остановка кровотечений.

Правила наложения повязок. Виды повязок, наложение повязок на различные места тела.

Переломы костей. Виды переломов, первая медицинская помощь при переломах.

Термические поражения и обморожения. Виды ожогов, ПМП при ожогах.

Профилактика пожаров (1 ч.):

Как оформить памятку по правилам пожарной безопасности. Как оформить стенгазету. Как оформить тревожную информацию. Как вести себя на сцене. Как заставить себя слушать



2 класс

Огонь-друг и враг человека (4 ч.):

Ознакомить детей с правилами ТБ. Значение огня в жизни человека. Польза и вред огня для человека. Показать роль огня в жизни человека, как положительную, так и отрицательную. Шалости с огнем и их последствия. Профессия пожарного. Познакомить детей с профессией пожарного, учить ценить мужество и героизм людей этой профессии. Учить детей соблюдать правила пожарной безопасности, обучать действиям при возникновении пожара.



Пожары в мировой истории. Из истории развития пожарной охраны (3 ч.):

Погребальные костры. Лесные пожары. Пожар в степи.

Ознакомить детей с материалами, рассказывающими о событиях, связанных с пожарами в мировой истории, фрагментами широко известных литературных произведений, запечатлевших пожары, крупные катастрофы. Задача пожарной охраны. Предупреждение пожаров. Использование последних достижений техники. Убедить детей в недопустимости шуток с вызовом пожарной команды. Прививать навыки осторожного обращения с огнем.

Причины возникновения пожаров (4 ч.):

От маленькой искры большой пожар бывает. Что нужно делать при пожаре.

Закрепить знания детей о правилах ПБ, развивать умение находить решения в ЧС. Познакомить детей с причинами возникновения пожаров, со степенью их опасности, развивать умение правильно действовать в случае обнаружения пожаров. Разгадывать загадки, ребусы, анализировать рисунки опасных ситуаций.

Как действовать при пожаре? (3 ч.):

Пожарная служба 01. Предвидение и прогнозирование небезопасной ситуации. Отрабатывать последовательность действий в случае возникновения пожара, вызов по телефону пожарной службы 01.

Соблюдение пожарной безопасности в школе и дома (4ч.):

Если возник пожар (игра-загадка). Отработать последовательность действий в случае возникновения пожара. Учить детей правильно действовать в ЧС, закреплять знания правильного поведения при пожаре, прививать навыки осторожного обращения с огнем. «Это я, это я, это все мои друзья!» (игра-загадка). Учить детей соблюдать правила ПБ, обучать действиям при возникновении пожара.

Средства пожаротушения (2 ч.):

Если возник пожар. Выработать представление о способах тушения пожара, закрепить знания о вызове пожарной службы 01.

Возникновение пожаров в общественных местах (4 ч.):

Возникновение пожара в помещении, в транспорте, на природе. Правила безопасного обращения с огнем.

Разобрать причины, по которым может возникнуть пожар в помещении, в транспорте, на природе, учить детей правилам безопасного обращения с огнем.

Поражение электрическим током и молнией (10 ч.):

Изучить правила безопасного поведения с электроприборами, показать, чем опасно поражение электрическим током, научить оказывать первую помощь при поражении электрическим током.

Что такое молния и как вести себя во время грозы. Правила электробезопасности. Научить детей предвидеть и прогнозировать опасные ситуации, связанные с поражением молнией.



3 класс

Становление пожарного дела (5 ч.):

Опустошительные пожары на Древней Руси. Необходимость организованных государственных мер по борьбе с пожарами.

История создания противопожарной службы.

Государственная противопожарная служба. Цель её создания. Структура: пожарные части, государственный пожарный надзор. Добровольные пожарные формирования. Медали “За отвагу” , “ За спасение погибавших”.

Закон РФ “О пожарной безопасности”. Указ Президента РФ “Об установлении Дня пожарной охраны”.

Экскурсия в пожарную часть, районную пожарно-техническую выставку. Дружины юных пожарных.

Отчего происходит пожары (2 ч.):

Пожар как сложный физико-химический процесс горения.

Основные причины пожаров: неосторожность обращения с огнём, неисправность или неправильная эксплуатация электрооборудования, детская шалость с огнём и др. Самовозгорание.

Характерные примеры пожаров.

Сигарета - яд и пожар (2 ч.):

Курение - самая распространенная из вредных привычек. Вред курения. Причины курения подростков.

Опасность курения в постели и неосторожного обращения с не затушенной сигаретой. Примеры пожаров.

Сколько стоит пожар? (3 ч.):

Экологические последствия пожаров. Психологические последствия пожаров.

Материальные последствия пожаров. Затраты на обеспечение пожарной безопасности, содержание пожарной охраны как дополнение к стоимости пожара.

Важность профилактики пожаров.

Пожарная безопасность. Общие понятия (3 ч.):

Возможная вероятность пожара. Пламя. искры, повышенная температура, дым, токсичные продукты горения и разложения, пониженная концентрация кислорода – основные факторы пожара. Вторичные проявления опасных факторов.

Пожарная безопасность-комплекс организованных мероприятий и технических средств, направленных на предотвращения пожара. Инженерно-технические мероприятия.

Противопожарный режим. Правила содержания и эксплуатации первичных средств пожаротушения, внутренних пожарных кранов.

Технические и автоматические средства противопожарной защиты.

Уголовная, административная дисциплинарная ответственность в отношении виновных лиц.

Люди огненной профессии (3 ч.):

Необходимость профессии пожарного. Готовность пожарных немедленно прийти на помощь.

Опасность огненной профессии. Условия, в которых работает пожарный. Работа с пожарно-техническим вооружением.

Государственная противопожарная служба. Структура. Добровольные пожарные формирования. Дружины юных пожарных. Специализированные пожарно-технические группы.

Телефон “01”. Создание региональных спасательных отрядов.

Встреча с сотрудниками пожарной охраны. Посещение пожарно-технической выставки.

Летний пожароопасный сезон (4 ч.):

Необходимость сохранения лесных массивов. Большой материальный ущерб от лесных пожаров.

Защита населённых пунктов, производственных объектов, линий электропередач и др.

Большая трудоемкость работ.

Основные способы тушения. Опасность для людей, находящихся в лесу.

Административные меры взыскания за нарушения противопожарного режима в лесу.

Пожарная опасность торфяников. Самовозгорание торфа. Лесные пожары в Подмосковье 1972, 1976, 1981, 1992, 1999, 2002 годов.

Основные причины пожаров в лесу. Последствия от сжигания сухой правы, тополиного пуха. Примеры пожаров. Экскурсия в лес на место бывшего пожара.

Главное - самообладание. Практические занятия по эвакуации (2 ч.):

Паника, растерянность, страх, необдуманность действий присущи человеку в период опасности.

Действия по сохранению личной жизни до прибытия пожарных подразделений.

План эвакуации людей в случае возникновения пожара, как обязательное организационное мероприятие по упорядоченному, эффективному, самостоятельному спасению жизни.

Практические занятия по отработке плана эвакуации из школы.

Тайны огня. Огонь - друг, огонь – враг (3 ч.):

Огонь - одно из самых больших чудес природы. Миф о Прометее, который похитил огонь и принес его людям.

Огонь как целительная сила и защита от болезней. Применение огня и пара в промышленности.

Пожар - это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для людей. Опустошительная сила атомного огня.

Основные причины пожаров. Конкретные примеры пожаров в области, районе, городе.

Человек сильнее огня.

Демонстрация видеофильмов

С огнем не шути (2 ч.):

Костер - как источник пожара. Игра с фейерверками, самопалами, ракетами, хлопушками, бенгальскими огнями, предметами бытовой химии.

Пожаровзрывоопасные свойства легковоспламеняющихся и горючих жидкостей. Пожарная опасность телевизоров. Первоочередные действия при его загорании. Газовая плита.

Тушение пожаров подручными средствами. Правила содержания и использования огнетушителей.

Пожарный - одна из наиболее опасных профессий. Необходимые качества.

Что делать, если загорелась одежда. Действия при ожоге (2 ч.):

Причины загорания одежды. Действия человека, если на нём загорелась одежда. Первая доврачебная помощь при ожогах.

Практические занятия: отработка приёмов тушения одежды. Первая медицинская помощь при ожогах.

Дым над лесом (2 ч.):

Необходимость сохранения лесных массивов, продолжительность восстановления уничтоженного леса. Экологические последствия. Опасность для людей, оказавшихся в горящем лесу.

Пожароопасность леса в сухую, жаркую погоду.

Пожарная опасность торфяников. Самовозгорание торфа.

Основные причины пожаров в лесу. Последствия от сжигания сухой правы, тополиного пуха. Примеры пожаров. Экскурсия в лес на место бывшего пожара.

Обобщение изученного (1 ч.):

демонстрация видеофильмов.



4 класс

От чего происходят пожары (2 ч.):

Детские шалости с огнем. Небрежность – основная причина возникновения пожаров. Почему курильщика называют «поджигателем».

Практическая работа: причины пожаров по неосторожности.

История создания пожарной охраны (4 ч.):

Создание первых частей российской пожарной охраны. Переход пожарной охраны на Профессиональную основу. Типовой штат пожарной команды 18 века. Что принес научно-технический прогресс 20 века в оснащении частей пожарной охраны.

Практическая работа: я пожарный.

Структура государственной противопожарной службы. Основные задачи государственной противопожарной службы. Кто занимается пожарной охраной в микрорайоне школы. Где находится служба пожарной охраны

Противопожарный режим в жилом доме (3 ч.):

Назвать основные причины пожаров в быту. Основные обязанности граждан по соблюдению ППБ. Что делать при утечке газа в квартире. Что делать при возникновении пожара. Действия жителей дома при наличии пострадавших. Телефоны экстренной помощи.

Практическая работа: пожар в газифицированной квартире.

Безопасное использование бытовой техники (3 ч.):

Соблюдение правил пожарной безопасности при использовании бытовых электронагревательных приборов. В чем заключается опасность для человека при неаккуратном использовании бытовой техники. Какие меры пожарной безопасности надо применять при украшении новогодней елки и проведения новогодних праздников.

Практическая работа: пожар дома в новый год.

Правила безопасного поведения на кухне (3 ч.):

Правила безопасного использования газовых плит и других устройств для приготовления пищи. Как обращаться с открытым огнем на кухне. Чем опасен для человека дым и огонь. Назвать признаки отравления угарным газом. Способы защиты органов дыхания.

Практическая работа: я готовлю обед сам или как пользоваться бытовыми электроприборами и газовой плитой на кухне.

Оказание помощи при ожогах (2 ч.):

Что может вызвать ожоги. Правила оказания первой доврачебной помощи при ожогах кипятком. Правила оказания помощи при ожогах на пожаре. Что нельзя делать при ожогах.

Практическая работа: ожоговый госпиталь.

Главные причины лесных пожаров (1 ч.):

В чем заключается опасность массовых лесных пожаров. Кто и что становится жертвой огненной стихии. Как вести себя при пожаре в лесу. Основные причины возгорания лесных массивов по вине человека. Почему нельзя оставлять стеклотару в лесу после сбора березового сока. Что делать, если от костра произошло возгорание хвои деревьев.

Практическая работа: работа лесного патруля.

Правильные действия во время грозы (3 ч.):

Воздействие молнии на человека. Меры безопасности во время грозы. Правила безопасного поведения в автомобиле во время грозы. Действия мотоциклистов и велосипедистов во время грозы. Правила поведения городских жителей во время грозы. Способы защиты от поражения молнией, ели вас окружают высокие объекты.

Практическая работа: если грянул гром или правила поведения при грозе для профилактики пожаров и других неприятных последствий.

План пожарной эвакуации в школе, дома и на даче (2 ч.):

Эвакуация людей как возможность спасения от воздействия опасных факторов пожара. Назначение эвакуационного и аварийного выходов и пути эвакуации. Назначение и место расположения плана эвакуации. Что нельзя делать во время экстренной эвакуации. Для чего проводится перекличка учащихся по классным журналам. Как составить продуманный план эвакуации на случай пожара в доме или на даче. Где можно приобрести огнетушители для автомобиля, квартиры, дома или дачи.

Практическая работа: проверка состояния средств пожаротушения в данном образовательном учреждении, дома, в автомобиле.

Противопожарный режим в школе (2 ч.):

Как обеспечивается противопожарный режим в вашей школе. Где расположены указатели безопасного выхода при эвакуации. Ответственность учителей и детей за соблюдение ППБ во время проведения мероприятий массовым участием школьников.

Практическая работа: проверка состояния средств пожаротушения в данном образовательном учреждении.

Назначение и оборудование пожарного щита (3 ч.):

Установка пожарного щита вне помещений. Комплектация пожарных щитов. Правила пожарного щита.

Практическая работа: укомплектовать пожарный щит.

Первичные средства пожаротушения (2 ч.):

Что относится к первичным средствам пожаротушения. Назначение огнетушителей и правила работы с ними. Правила содержания и обслуживания огнетушителей.

Практическая работа: тренинги по освоению навыков использования различных средств пожаротушения в быту, в школе и т.д.

Что делать, если квартиру покинуть нельзя ( 3 ч.):

Порядок экстренных действий в случае возникновения пожара в квартире, которую невозможно самостоятельно покинуть. Наиболее безопасные места в квартире для ожидания помощи. Правила поведения на балконе во время пожара. Что делать, если нет балкона.

Практическая работа: пожар в квартире без балкона при возгорании входной двери.

Причины возгорания телевизора и способы его тушения ( 2 ч.):

Назвать причины возгорания телевизора. Почему телевизор нельзя оставлять без присмотра. Где нельзя устанавливать телевизор. Что делать при возгорании телевизора. Что делать при взрыве телевизора и пожаре в квартире.

Практическая работа: если загорелся телевизор в доме на стене.

Действия при пожаре в доме ( 2 ч.):

Что делать, если в доме большой пожар. Почему нужно срочно эвакуироваться и как. Почему нельзя спускаться из горящего здания на лифте. Что делать, если вы застряли в лифте. Что делать в ожидании лифтера.

Практическая работа: тренинги по правильному использованию средств пожаротушения.















































4.Тематическое планирование курса с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

1 класс

п\п

Раздел, тема урока

Кол-во часов


I. Введение. Цели и задачи юных пожарных (1 ч.):



1.

Цели и задачи юных пожарных. Обязанности и права члена курса

1


Историческая справка о развитии пожарной охраны и добровольных пожарных организаций (2 ч.):


2.

История создания пожарной охраны в России.

1

3.

История создания пожарной охраны в России.

1


Огонь и друг, и враг человека (2ч.):


4.

Огонь. Физико-химические основы горения.

Источники воспламенения. Виды строительных материалов.

1

5.

Виды горючих веществ.

Треугольник огня.

1


Берегите жилище от пожаров (7 ч.):


6.

Правила поведения при пожаре (общие).

1

7.

Правила поведения при пожаре в квартире.


8.

Правила поведения при пожаре на даче.

1

9.

Правила поседения при пожаре в общественных зданиях.

1

10.

Правила поведения при лесных пожарах.

1

11.

Как вызвать пожарную охрану.

1

12.

Потенциальные опасности на кухне, в спальной комнате и в общей комнате.

1


Противопожарный режим в школе (2 ч.):


13-14

План эвакуации школы, система оповещения при пожаре.

2


Прикладной спорт юных пожарных (4 ч.):


15

Изучение правил соревнований по пожарно-прикладному спорту.

1

16

Разучивание полосы препятствий по этапам.

1

17

Комплексное преодоление полосы препятств

1

18

Проведение соревнований. Пожарная эстафета

1


Пожарный автомобиль и противопожарное оборудование (1 ч.):


19

Автомобили пожарных и оборудование

1


Первичные средства тушения пожаров. Знаки безопасности (5 ч)


20

Чем тушат пожары.

1

21

Виды огнетушителей.

1

22

Виды костров.

1

23

Правила разведения костра.

1

24

Знаки безопасности.

1


Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации (2 ч.):


25

Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации.

1

26

Обслуживание АПС.

1


Оказание первой помощи пострадавшим (8 ч.):


27

Понятие о травмах. Вывихи и растяжения связок, закрытые и открытые травмы.

1

28

Кровотечение. Характеристика кровотечений, временная остановка кровотечений.

1

29

Правила наложения повязок. Виды повязок, наложение повязок на различные места тела.

1

30

Переломы костей. Виды переломов, первая медицинская помощь при переломах.

1

31

Термические поражения и обморожения. Виды ожогов, ПМП при ожогах.

1

32

Электротравмы. Травматический шок и его профилактика.

1


Профилактика пожаров (1 ч.):


33

Как оформить памятку по правилам пожарной безопасности. Как оформить стенгазету. Как оформить тревожную информацию. Как вести себя на сцене. Как заставить себя слушать

1



2 класс

п/п

Название темы

Кол-во часов

Огонь-друг и враг человека (4 ч.):

1

Правила ТБ. Значение огня в жизни человека.

1

2

Польза и вред огня для человека

1

3

Роль огня в жизни человека

1

4

Действиям при возникновении пожара.

1

Пожары в мировой истории. Из истории развития пожарной охраны (3 ч.):

5

Погребальные костры.

1

6

Лесные пожары.

1

7

Пожар в степи.

1

Причины возникновения пожаров (4 ч.):

8

От маленькой искры большой пожар бывает.

1

9

Причины возникновения пожаров

1

10

Степень их опасности

1

11

Действия в случае обнаружения пожаров

1

Как действовать при пожаре? (3 ч.)

12

Пожарная служба 01

1

13

Предвидение и прогнозирование небезопасной ситуации

1

14

Вызов по телефону пожарной службы 01.

1

Соблюдение пожарной безопасности в школе и дома (4 ч.):

15

Если возник пожар (игра-загадка).

1

16

Последовательность действий в случае возникновения пожара

1

17

Действия в ЧС

1

18

Будь самостоятельным, но осторожным и внимательным.

1

Средства пожаротушения (2 ч.):

19

Представление о способах тушения пожара

1

20

Действия при возникновении пожара

1

Возникновение пожаров в общественных местах (4 ч.)

21

Возникновение пожара в помещении.

1

22

Возникновение пожара в транспорте.

1

23

Возникновение пожара в природе.

1

24

Правила безопасного обращения с огнем.

1

Поражение электрическим током и молнией ( ч.):

25

Правила безопасного поведения с электроприборами

1

26

Чем опасно поражение электрическим током

1

27

Первая помощь при поражении электрическим током.

1

28

Правила электробезопасности.

1

29

Что такое молния

1

30

Как вести себя во время грозы

1

31-32

Опасные ситуации, связанные с поражением молнией.

2

33-34.

Обобщающее занятие

2


3 класс

п/п

Название темы

Кол-во часов

Становление пожарного дела (5 ч.)

1

Опустошительные пожары на Древней Руси. Необходимость организованных государственных мер по борьбе с пожарами.

1

2

История создания противопожарной службы.

1

3

Государственная противопожарная служба.

1

4

Медали “За отвагу”, “ За спасение погибавших”.

1

5

Дружины юных пожарных.

1

Отчего происходит пожары (2 ч.)

6

Пожар как сложный физико-химический процесс горения.

1

7

Основные причины пожаров: неосторожность обращения с огнём, неисправность или неправильная эксплуатация электрооборудования, детская шалость с огнём

1

Сигарета - яд и пожар (2 ч.)

8

Курение - самая распространенная из вредных привычек.

1

9

Опасность курения в постели и неосторожного обращения с не затушенной сигаретой.

1

Сколько стоит пожар? (3 ч.)

10

Экологические последствия пожаров.

1

11

Материальные последствия пожаров.

1

12

Важность профилактики пожаров.

1

Пожарная безопасность. Общие понятия (3 ч.)

13

Возможная вероятность пожара.

1

14

Противопожарный режим.

1

15

Технические и автоматические средства противопожарной защиты.

1

Люди огненной профессии (3 ч.)

16

Необходимость профессии пожарного.

1

17

Опасность огненной профессии.

1

18

Телефон “01”. Создание региональных спасательных отрядов

1

Летний пожароопасный сезон (4 ч.)

19

Необходимость сохранения лесных массивов.

1

20

Большой материальный ущерб от лесных пожаров

1

21

Пожарная опасность торфяников

1

22

Последствия от сжигания сухой правы, тополиного пуха.

1

Главное - самообладание. Практические занятия по эвакуации (2 ч.)

23

Личной жизни до прибытия пожарных подразделений

1

24

Паника, растерянность, страх, необдуманность действий присущи человеку в период опасности.

1

Тайны огня. Огонь - друг, огонь – враг (3 ч.)

25

Огонь - одно из самых больших чудес природы.

1

26

Пожар - это неконтролируемый процесс горения

1

27

Основные причины пожаров

1


С огнем не шути (2 ч.)


28

Игра с фейерверками, самопалами, ракетами, хлопушками, бенгальскими огнями, предметами бытовой химии.

1

29

Тушение пожаров подручными средствами

1

Действия при ожоге (2 ч.):

30

Причины загорания одежды.

1

31

Первая медицинская помощь при ожогах

1


Дым над лесом (2 ч.)


32

Пожароопасность леса в сухую, жаркую погоду.

1

33

Пожарная опасность торфяников. Самовозгорание торфа.

Основные причины пожаров в лесу.

1


Обобщение изученного (1 ч.):


34

Обобщение

1


4 класс

п/п

Название темы

Кол-во часов



От чего происходят пожары (2 ч.):


1

Детские шалости с огнем

1

2

Почему курильщика называют «поджигателем».

1

История создания пожарной охраны (4 ч.):

3

Структура государственной противопожарной службы.

1

4

Создание первых частей российской пожарной охраны.

1

5

Переход пожарной охраны на Профессиональную основу.

1

6

Типовой штат пожарной команды 18 века

1

Противопожарный режим в жилом доме (3 ч.)

7

Причины пожаров в быту.

1

8

Обязанности граждан по соблюдению ППБ

1

9

Действия при возникновении пожара

1

Безопасное использование бытовой техники (3 ч.)

10

Правила пожарной безопасности при использовании бытовых электронагревательных приборов

1

11

Опасность для человека при неаккуратном использовании бытовой техники.

1

12

меры пожарной безопасности надо применять при украшении новогодней елки и проведения новогодних праздников.

1

Правила безопасного поведения на кухне ( 3 ч.)

13

Правила безопасного использования газовых плит и других устройств для приготовления пищи.

1

14

Как обращаться с открытым огнем на кухне.

1

15

Чем опасен для человека дым и огонь.

1

Оказание помощи при ожогах (2 ч.)

16

Что может вызвать ожоги.

1

17

Правила оказания помощи при ожогах на пожаре.

1

Главные причины лесных пожаров (1 ч.)

18

Как вести себя при пожаре в лесу

1

План пожарной эвакуации в школе, дома и на даче (3 ч.)

19

Эвакуация людей как возможность спасения от воздействия опасных факторов пожара

1

20

Назначение и место расположения плана эвакуации

1

21

Для чего проводится перекличка учащихся по классным журналам.

1

Противопожарный режим в школе (2 ч.)

22

Противопожарный режим в школе

1

23

Где расположены указатели безопасного выхода при эвакуации.

1

Назначение и оборудование пожарного щита (2 ч.)

24

Комплектация пожарных щитов.

1

25

Правила пожарного щита

1

Первичные средства пожаротушения (3 ч.)

26

Первичные средствам пожаротушения

1

27

Назначение огнетушителей и правила работы с ними.

1

Что делать, если квартиру покинуть нельзя (2 ч.)

28

Порядок экстренных действий в случае возникновения пожара в квартире

1

29

Правила поведения на балконе во время пожара.

1

Причины возгорания телевизора и способы его тушения (2 ч.)

30

Где нельзя устанавливать телевизор.

1

31

Что делать при возгорании телевизора

1

Действия при пожаре в доме (1 ч.)

32-33

Что делать, если в доме большой пожар

2

34

Обобщение

1





















































5. Описание учебно-методического и материально – технического обеспечения курса

  1. http://www.mchs.gov.ru/  сайт МЧС России

  2. http://fire.mchs.gov.ru/ пожарная безопасность

  3. http://spas-extreme.ru/ портал детской безопасности МЧС России

  4. http://www.gibdd.ru/r/19/news/  сайт МЧС России по Республике Хакасия

  5. http://obj.mchsmedia.ru/ "Основы безопасности жизнедеятельности", ежемесячный журнал





















     



















6.Календарно – тематическое планирование курса «Основы пожарной безопасности »

1класс 33 часа Авторы:

1 класс

п\п

Раздел, тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

факт

план


I. Введение. Цели и задачи юных пожарных (1 ч.):






1.

Цели и задачи юных пожарных. Обязанности и права члена курса

1





Историческая справка о развитии пожарной охраны и добровольных пожарных организаций (2 ч.):





2.

История создания пожарной охраны в России.

1




3.

История создания пожарной охраны в России.

1





Огонь и друг, и враг человека (2ч.):





4.

Огонь. Физико-химические основы горения.

Источники воспламенения. Виды строительных материалов.

1




5.

Виды горючих веществ.

Треугольник огня.

1





Берегите жилище от пожаров (7 ч.):





6.

Правила поведения при пожаре (общие).

1




7.

Правила поведения при пожаре в квартире.

1




8.

Правила поведения при пожаре на даче.

1




9.

Правила поседения при пожаре в общественных зданиях.

1




10.

Правила поведения при лесных пожарах.

1




11.

Как вызвать пожарную охрану.

1




12.

Потенциальные опасности на кухне, в спальной комнате и в общей комнате.

1





Противопожарный режим в школе (2 ч.):





13-14

План эвакуации школы, система оповещения при пожаре.


2





Прикладной спорт юных пожарных (4 ч.):

1




15

Изучение правил соревнований по пожарно-прикладному спорту.

1




16

Разучивание полосы препятствий по этапам.

1




17

Комплексное преодоление полосы препятств

1




18

Проведение соревнований. Пожарная эстафета

1





Пожарный автомобиль и противопожарное оборудование (1 ч.):





19

Автомобили пожарных и оборудование

1





Первичные средства тушения пожаров. Знаки безопасности (5 ч)





20

Чем тушат пожары.

1




21

Виды огнетушителей.

1




22

Виды костров.

1




23

Правила разведения костра.

1




24

Знаки безопасности.

1





Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации (2 ч.):





25

Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации.

1




26

Обслуживание АПС.

1





Оказание первой помощи пострадавшим (8 ч.):





27

Понятие о травмах. Вывихи и растяжения связок, закрытые и открытые травмы.

1




28

Кровотечение. Характеристика кровотечений, временная остановка кровотечений.

1




29

Правила наложения повязок. Виды повязок, наложение повязок на различные места тела.

1




30

Переломы костей. Виды переломов, первая медицинская помощь при переломах.

1




31

Термические поражения и обморожения. Виды ожогов, ПМП при ожогах.

1




32

Электротравмы. Травматический шок и его профилактика.

1





Профилактика пожаров (1 ч.):





33

Как оформить памятку по правилам пожарной безопасности. Как оформить стенгазету. Как оформить тревожную информацию. Как вести себя на сцене. Как заставить себя слушать

1







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Основы пожарной безопасности»

Автор: Богданова Анна Сергеевна

Дата: 10.09.2019

Номер свидетельства: 519440

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Программа внеурочной деятельности. Кружок "Очумелые ручки" "
    ["seo_title"] => string(66) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-kruzhok-ochumielyie-ruchki"
    ["file_id"] => string(6) "138814"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417611691"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "Справка « Реализация программы  формирования ценности здоровья и здорового образа жизни , экологической культуры в 1-3 классах». "
    ["seo_title"] => string(135) "spravka-riealizatsiia-proghrammy-formirovaniia-tsiennosti-zdorov-ia-i-zdorovogho-obraza-zhizni-ekologhichieskoi-kul-tury-v-1-3-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "125822"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415056212"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства