Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Основы пожарной безопасности»
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Основы пожарной безопасности»
Основной целью являетсяобучение учащихся мерам пожарной безопасности, умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, помогать себе и окружающим, а также пропаганда пожарно-технических знаний, направленных на предупреждение пожаров.
Главными задачами обучения по данной программе воспитание у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма, гражданской ответственности, общественного долга, любви к профессии пожарного; воспитание самодисциплины, силы воли, мужества, стойкости, стремления к преодолению трудностей; воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки; дать учащимся основы знаний, помогающие выжить в чрезвычайных ситуациях; дальнейшее развитие знаний в области истории Отечества и нашего края, физической культуры и спорта, медицины; научить основам строевой подготовки; приобретение знаний, умений и навыков работы с первичными средствами пожаротушения; развитие детского технического творчества, развитие инициативы и эрудиции детей в процессе проведения тематических викторин, конкурсов, соревнований, смотров; познавательный интерес учащихся в процессе организации встреч с работниками пожарной охраны.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Основы пожарной безопасности»»
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Основы пожарной безопасности» разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357, основной образовательной программой начального общего образованияМАОУ «Лянторская средняя общеобразовательная школа № 7», утверждённой приказом от 03.07.2018 № 430, а также в соответствии с рекомендациями Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15) и Примерной программы по учебным предметам, на основе авторской программы курса с требованиями Федеральных законов России «Об образовании», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне» и др. разработана программа курса «Основы пожарной безопасности» для учащихся 1—4 классов образовательных учреждений.
Пожарная безопасность – это эффективная система противопожарной защиты объекта. Система включает в себя: разработку противопожарных мероприятий и технические условия, создание и техническое обслуживание систем пожарной безопасности.
Решение проблемы пожарной безопасности в Российской Федерации во многом зависит от повышения уровня противопожарных знаний у населения. Поэтому одной из важнейших задач государства следует считать организацию обучения всего населения, и в первую очередь детей и молодежи пожарной безопасности. У будущих инженеров, предпринимателей, рабочих и служащих с детских и юношеских лет должен закладываться прочный фундамент противопожарного поведения, как на производстве, так и в быту.
Поскольку в настоящее время активизировалась работа по воспитанию у детей, подростков, молодежи противопожарной культуры, курс «Пожарная безопасность», прежде всего, направлен на профессиональную ориентацию и подготовку молодежи к работе в Федеральной противопожарной службе МЧС России и формирование общественного сознания и гражданской позиции подрастающего поколения россиян в области обеспечения пожарной безопасности. Одними из основных моментов в практической реализации вышеназванных законов Российской Федерации являются постоянное информирование населения, пропаганда знаний, обеспечение правильных действий населения в опасных для жизни и здоровья условиях в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. В соответствии с вышеизложенным предлагается программа, обеспечивающая непрерывность обучения населения, начиная с младшего школьного возраста, правильным действиям в опасных для жизни и здоровья ситуациях. Реализация программы позволит: • привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни; • сформировать у детей научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности; • выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.
Основной целью являетсяобучение учащихся мерам пожарной безопасности, умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, помогать себе и окружающим, а также пропаганда пожарно-технических знаний, направленных на предупреждение пожаров.
Главными задачами обучения по данной программе воспитание у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма, гражданской ответственности, общественного долга, любви к профессии пожарного; воспитание самодисциплины, силы воли, мужества, стойкости, стремления к преодолению трудностей; воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки; дать учащимся основы знаний, помогающие выжить в чрезвычайных ситуациях; дальнейшее развитие знаний в области истории Отечества и нашего края, физической культуры и спорта, медицины; научить основам строевой подготовки; приобретение знаний, умений и навыков работы с первичными средствами пожаротушения; развитие детского технического творчества, развитие инициативы и эрудиции детей в процессе проведения тематических викторин, конкурсов, соревнований, смотров; познавательный интерес учащихся в процессе организации встреч с работниками пожарной охраны.
2. Планируемые результаты курса.
К концу 1 класса учащиеся должны знать:
- основные направления, формы и методы ДЮП;
- основные правила пожарной безопасности в жилье, в школе, в лесу;
- причины возникновения пожаров и меры предупреждения пожара при обращении с огнем и электрическими приборами;
- основные направления работы государственная противопожарная служба;
- специфику применения первичных средств пожаротушения;
- порядок оказания первой помощи при пожаре;
- правила разведения костра в лесу;
- значение профилактической работы с учащимися образовательного учреждения с целью предупреждения пожаров по вине детей, гибели и травматизма детей при пожарах.
Учащиеся должны уметь:
- оценивать окружающие его предметы и явления с точки зрения пожарной безопасности;
- предвидеть возможность возникновения пожара и прогнозировать его последствия;
- оказывать первую помощь при пожаре;
- убеждать окружающих в необходимости проведения профилактической работы и привитию им навыков пожаробезопасного поведения;
- планировать профилактическую деятельность с ровесниками и младшими школьниками;
- применять на практике методы и формы пропаганды пожарной безопасности;
- реализовывать свои творческие способности при проведении профилактической работы по ППБ;
- изготовлять материалы и оборудование для проведения различных мероприятий по противопожарной профилактике (карточки, газеты, плакаты, листовки, схемы);
- проводить игры, беседы, развлечения с детьми младшего возраста;
- взаимодействовать с другими членами отряда ДЮП, с сотрудниками ГПС в процессе проведения профилактической работы.
К концу 2 класса учащиеся должны знать:
равила пожарной безопасности;
- последовательность действий во время пожара;
-назначение профессии пожарного;
- телефон пожарной службы 01;
- основные способы тушения пожара;
- противопожарные объекты в здании;
- меры предосторожности при обращении с предметами с предметами бытовой химии, аэрозолями;
- основные типы огнетушителей;
- правила безопасного обращения с электроприборами;
- причины получения ожогов.
Учащиеся должны уметь:
- осторожно обращаться с электроприборами;
- находить решение в ЧС;
- правильно действовать в случае обнаружения пожаров;
- вызвать по телефону пожарную службу 01;
- прогнозировать и предвидеть небезопасные ситуации;
- правильно пользоваться газовым оборудованием;
- оказывать первую помощь при поражении электрическим током, молнией;
- оказывать помощь при ожогах.
К концу 3 класса учащиеся должны знать:
- основные положения нормативных документов по организации тушения пожаров и ведения аварийно-спасательных работ;
- особенности применения специальных средств пожаротушения, оборудование, приборов, инструментов, приспособлений;
- приемы и средства оказания первой доврачебной помощи;
- способы переноски и транспортировки пострадавших при различных травмах.
- основные правила пожарной безопасности в жилье, в школе, в лесу;
- причины возникновения пожаров и меры предупреждения пожара при
обращении с огнем и электрическими приборами;
- специфику применения первичных средств пожаротушения;
- порядок оказания первой медицинской помощи при пожаре.
Учащиеся должны уметь:
- правила разведения костра в лесу;
- применять первичные средства пожаротушения;
- применять и эффективно использовать спасательную технику, средства пожаротушения, приборы, оборудование и средства связи;
- оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;
- контролировать личное морально-психологическое состояние при пожарах и других чрезвычайных ситуациях.
К концу 4 класса учащиеся должны знать:
- правила пожарной безопасности на природе.
- правила пожарной безопасности в быту.
- правила безопасного поведения при пожаре в доме.
- правила безопасного поведения при панике во время пожара.
Учащиеся должны уметь:
- использовать первичные средства пожаротушения и правила пользования ими.
(Переносные огнетушители (химические пенные, воздушно-пенные, углекислотные, порошковые и др.). Передвижные огнетушители.
- использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (газодымозащитные и др.)
- грамотно действовать в случае возникновения горения или задымления;
- сообщать по телефону в пожарную службу о пожаре, свою фамилию и имя, адрес проживания;
- спасать (выводить) из горящего или задымленного помещения младших;
- тушить костёр, выключать электроприборы.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по курсу "Основы пожарной безопасности"
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки
выпускников на ступени начального общего образования. Особенностями системы оценки являются:
- использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
- отслеживание результативности образовательного процесса осуществляются в постоянном педагогическом наблюдении, выполнении учащимися презентаций, заданий викторины.
3.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
Содержание курса « Основы пожарной безопасности" выстраивается с учетом логики проектной деятельности обучающихся 1- 4 класса, которая предусматривает:
- определение цели и задач; осмысление сроков, условий, ожидаемых
результатов и состава участников;
- совместную подготовку и проведение внеурочного мероприятия на
указанную тему;
- оценку состояния пожарной безопасности школьной территории и
самой школы с использованием специально подготовленных таблиц;
подведение итогов и подготовка предложений, направленных на
повышение уровня безопасности образовательной организации;
- обсуждение результатов проектной деятельности.
Методы реализации программы: практический, объяснительно- иллюстративный, частично – поисковый, наблюдение, информативный.
Способы и средства: технические средства, модели и таблицы; рисунки, дидактический материал.
Формы организации урока: фронтальная работа, работа в группах и парах, индивидуальная работа.
1 класс
Введение. Цели и задачи юных пожарных (1 ч.):
Цели и задачи юных пожарных. Обязанности и права члена кружка.
Историческая справка о развитии пожарной охраны и добровольных пожарных организаций (2 ч.):
История создания пожарной охраны в России.
Огонь и друг, и враг человека (2 ч.):
Огонь. Физико-химические основы горения.
Источники воспламенения. Виды строительных материалов.
Виды горючих веществ.
Треугольник огня.
Берегите жилище от пожаров (7 ч.):
Правила поведения при пожаре (общие).
Правила поведения при пожаре в квартире.
Правила поведения при пожаре на даче.
Правила поседения при пожаре в общественных зданиях.
Правила поведения при лесных пожарах.
Как вызвать пожарную охрану.
Потенциальные опасности на кухне, в спальной комнате и в общей комнате.
Противопожарный режим в школе (2 ч.):
План эвакуации школы, система оповещения при пожаре.
Прикладной спорт юных пожарных (4 ч.):
Изучение правил соревнований по пожарно-прикладному спорту.
Разучивание полосы препятствий по этапам..
Комплексное преодоление полосы препятствий.
Пожарный автомобиль и противопожарное оборудование (1 ч.):
Оборудование, используемое при пожарах, пожарный щит, автомобили пожарных.
Первичные средства тушения пожаров. Знаки безопасности (5 ч.):
Чем тушат пожары.
Виды огнетушителей. Виды костров.
Правила разведения костра.
Знаки безопасности.
Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации (2 ч.):
Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации. Обслуживание АПС.
Оказание первой помощи пострадавшим (6 ч.):
Понятие о травмах. Вывихи и растяжения связок, закрытые и открытые травмы.
Правила наложения повязок. Виды повязок, наложение повязок на различные места тела.
Переломы костей. Виды переломов, первая медицинская помощь при переломах.
Термические поражения и обморожения. Виды ожогов, ПМП при ожогах.
Профилактика пожаров (1 ч.):
Как оформить памятку по правилам пожарной безопасности. Как оформить стенгазету. Как оформить тревожную информацию. Как вести себя на сцене. Как заставить себя слушать
2 класс
Огонь-друг и враг человека (4 ч.):
Ознакомить детей с правилами ТБ. Значение огня в жизни человека. Польза и вред огня для человека. Показать роль огня в жизни человека, как положительную, так и отрицательную. Шалости с огнем и их последствия. Профессия пожарного. Познакомить детей с профессией пожарного, учить ценить мужество и героизм людей этой профессии. Учить детей соблюдать правила пожарной безопасности, обучать действиям при возникновении пожара.
Пожары в мировой истории. Из истории развития пожарной охраны (3 ч.):
Погребальные костры. Лесные пожары. Пожар в степи.
Ознакомить детей с материалами, рассказывающими о событиях, связанных с пожарами в мировой истории, фрагментами широко известных литературных произведений, запечатлевших пожары, крупные катастрофы. Задача пожарной охраны. Предупреждение пожаров. Использование последних достижений техники. Убедить детей в недопустимости шуток с вызовом пожарной команды. Прививать навыки осторожного обращения с огнем.
Причины возникновения пожаров (4 ч.):
От маленькой искры большой пожар бывает. Что нужно делать при пожаре.
Закрепить знания детей о правилах ПБ, развивать умение находить решения в ЧС. Познакомить детей с причинами возникновения пожаров, со степенью их опасности, развивать умение правильно действовать в случае обнаружения пожаров. Разгадывать загадки, ребусы, анализировать рисунки опасных ситуаций.
Как действовать при пожаре? (3 ч.):
Пожарная служба 01. Предвидение и прогнозирование небезопасной ситуации. Отрабатывать последовательность действий в случае возникновения пожара, вызов по телефону пожарной службы 01.
Соблюдение пожарной безопасности в школе и дома (4ч.):
Если возник пожар (игра-загадка). Отработать последовательность действий в случае возникновения пожара. Учить детей правильно действовать в ЧС, закреплять знания правильного поведения при пожаре, прививать навыки осторожного обращения с огнем. «Это я, это я, это все мои друзья!» (игра-загадка). Учить детей соблюдать правила ПБ, обучать действиям при возникновении пожара.
Средства пожаротушения (2 ч.):
Если возник пожар. Выработать представление о способах тушения пожара, закрепить знания о вызове пожарной службы 01.
Возникновение пожаров в общественных местах (4 ч.):
Возникновение пожара в помещении, в транспорте, на природе. Правила безопасного обращения с огнем.
Разобрать причины, по которым может возникнуть пожар в помещении, в транспорте, на природе, учить детей правилам безопасного обращения с огнем.
Поражение электрическим током и молнией (10 ч.):
Изучить правила безопасного поведения с электроприборами, показать, чем опасно поражение электрическим током, научить оказывать первую помощь при поражении электрическим током.
Что такое молния и как вести себя во время грозы. Правила электробезопасности. Научить детей предвидеть и прогнозировать опасные ситуации, связанные с поражением молнией.
3 класс
Становление пожарного дела (5 ч.):
Опустошительные пожары на Древней Руси. Необходимость организованных государственных мер по борьбе с пожарами.
История создания противопожарной службы.
Государственная противопожарная служба. Цель её создания. Структура: пожарные части, государственный пожарный надзор. Добровольные пожарные формирования. Медали “За отвагу” , “ За спасение погибавших”.
Закон РФ “О пожарной безопасности”. Указ Президента РФ “Об установлении Дня пожарной охраны”.
Экскурсия в пожарную часть, районную пожарно-техническую выставку. Дружины юных пожарных.
Отчего происходит пожары (2 ч.):
Пожар как сложный физико-химический процесс горения.
Основные причины пожаров: неосторожность обращения с огнём, неисправность или неправильная эксплуатация электрооборудования, детская шалость с огнём и др. Самовозгорание.
Характерные примеры пожаров.
Сигарета - яд и пожар (2 ч.):
Курение - самая распространенная из вредных привычек. Вред курения. Причины курения подростков.
Опасность курения в постели и неосторожного обращения с не затушенной сигаретой. Примеры пожаров.
Пожарная безопасность-комплекс организованных мероприятий и технических средств, направленных на предотвращения пожара. Инженерно-технические мероприятия.
Противопожарный режим. Правила содержания и эксплуатации первичных средств пожаротушения, внутренних пожарных кранов.
Технические и автоматические средства противопожарной защиты.
Уголовная, административная дисциплинарная ответственность в отношении виновных лиц.
Люди огненной профессии (3 ч.):
Необходимость профессии пожарного. Готовность пожарных немедленно прийти на помощь.
Опасность огненной профессии. Условия, в которых работает пожарный. Работа с пожарно-техническим вооружением.
Государственная противопожарная служба. Структура. Добровольные пожарные формирования. Дружины юных пожарных. Специализированные пожарно-технические группы.
Телефон “01”. Создание региональных спасательных отрядов.
Встреча с сотрудниками пожарной охраны. Посещение пожарно-технической выставки.
Летний пожароопасный сезон (4 ч.):
Необходимость сохранения лесных массивов. Большой материальный ущерб от лесных пожаров.
Защита населённых пунктов, производственных объектов, линий электропередач и др.
Большая трудоемкость работ.
Основные способы тушения. Опасность для людей, находящихся в лесу.
Административные меры взыскания за нарушения противопожарного режима в лесу.
Пожарная опасность торфяников. Самовозгорание торфа. Лесные пожары в Подмосковье 1972, 1976, 1981, 1992, 1999, 2002 годов.
Основные причины пожаров в лесу. Последствия от сжигания сухой правы, тополиного пуха. Примеры пожаров. Экскурсия в лес на место бывшего пожара.
Главное - самообладание. Практические занятия по эвакуации (2 ч.):
Паника, растерянность, страх, необдуманность действий присущи человеку в период опасности.
Действия по сохранению личной жизни до прибытия пожарных подразделений.
План эвакуации людей в случае возникновения пожара, как обязательное организационное мероприятие по упорядоченному, эффективному, самостоятельному спасению жизни.
Практические занятия по отработке плана эвакуации из школы.
Тайны огня. Огонь - друг, огонь – враг (3 ч.):
Огонь - одно из самых больших чудес природы. Миф о Прометее, который похитил огонь и принес его людям.
Огонь как целительная сила и защита от болезней. Применение огня и пара в промышленности.
Пожар - это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для людей. Опустошительная сила атомного огня.
Основные причины пожаров. Конкретные примеры пожаров в области, районе, городе.
Человек сильнее огня.
Демонстрация видеофильмов
С огнем не шути (2 ч.):
Костер - как источник пожара. Игра с фейерверками, самопалами, ракетами, хлопушками, бенгальскими огнями, предметами бытовой химии.
Пожаровзрывоопасные свойства легковоспламеняющихся и горючих жидкостей. Пожарная опасность телевизоров. Первоочередные действия при его загорании. Газовая плита.
Тушение пожаров подручными средствами. Правила содержания и использования огнетушителей.
Пожарный - одна из наиболее опасных профессий. Необходимые качества.
Что делать, если загорелась одежда. Действия при ожоге (2 ч.):
Причины загорания одежды. Действия человека, если на нём загорелась одежда. Первая доврачебная помощь при ожогах.
Практические занятия: отработка приёмов тушения одежды. Первая медицинская помощь при ожогах.
Дым над лесом (2 ч.):
Необходимость сохранения лесных массивов, продолжительность восстановления уничтоженного леса. Экологические последствия. Опасность для людей, оказавшихся в горящем лесу.
Основные причины пожаров в лесу. Последствия от сжигания сухой правы, тополиного пуха. Примеры пожаров. Экскурсия в лес на место бывшего пожара.
Обобщение изученного (1 ч.):
демонстрация видеофильмов.
4 класс
От чего происходят пожары (2 ч.):
Детские шалости с огнем. Небрежность – основная причина возникновения пожаров. Почему курильщика называют «поджигателем».
Практическая работа: причины пожаров по неосторожности.
История создания пожарной охраны (4 ч.):
Создание первых частей российской пожарной охраны. Переход пожарной охраны на Профессиональную основу. Типовой штат пожарной команды 18 века. Что принес научно-технический прогресс 20 века в оснащении частей пожарной охраны.
Практическая работа: я пожарный.
Структура государственной противопожарной службы. Основные задачи государственной противопожарной службы. Кто занимается пожарной охраной в микрорайоне школы. Где находится служба пожарной охраны
Противопожарный режим в жилом доме (3 ч.):
Назвать основные причины пожаров в быту. Основные обязанности граждан по соблюдению ППБ. Что делать при утечке газа в квартире. Что делать при возникновении пожара. Действия жителей дома при наличии пострадавших. Телефоны экстренной помощи.
Практическая работа: пожар в газифицированной квартире.
Безопасное использование бытовой техники (3 ч.):
Соблюдение правил пожарной безопасности при использовании бытовых электронагревательных приборов. В чем заключается опасность для человека при неаккуратном использовании бытовой техники. Какие меры пожарной безопасности надо применять при украшении новогодней елки и проведения новогодних праздников.
Практическая работа: пожар дома в новый год.
Правилабезопасного поведения на кухне (3 ч.):
Правила безопасного использования газовых плит и других устройств для приготовления пищи. Как обращаться с открытым огнем на кухне. Чем опасен для человека дым и огонь. Назвать признаки отравления угарным газом. Способы защиты органов дыхания.
Практическая работа: я готовлю обед сам или как пользоваться бытовыми электроприборами и газовой плитой на кухне.
Оказание помощи при ожогах (2 ч.):
Что может вызвать ожоги. Правила оказания первой доврачебной помощи при ожогах кипятком. Правила оказания помощи при ожогах на пожаре. Что нельзя делать при ожогах.
Практическая работа: ожоговый госпиталь.
Главные причины лесных пожаров (1 ч.):
В чем заключается опасность массовых лесных пожаров. Кто и что становится жертвой огненной стихии. Как вести себя при пожаре в лесу. Основные причины возгорания лесных массивов по вине человека. Почему нельзя оставлять стеклотару в лесу после сбора березового сока. Что делать, если от костра произошло возгорание хвои деревьев.
Практическая работа: работа лесного патруля.
Правильные действия во время грозы (3 ч.):
Воздействие молнии на человека. Меры безопасности во время грозы. Правила безопасного поведения в автомобиле во время грозы. Действия мотоциклистов и велосипедистов во время грозы. Правила поведения городских жителей во время грозы. Способы защиты от поражения молнией, ели вас окружают высокие объекты.
Практическая работа: если грянул гром или правила поведения при грозе для профилактики пожаров и других неприятных последствий.
План пожарной эвакуации в школе, дома и на даче (2 ч.):
Эвакуация людей как возможность спасения от воздействия опасных факторов пожара. Назначение эвакуационного и аварийного выходов и пути эвакуации. Назначение и место расположения плана эвакуации. Что нельзя делать во время экстренной эвакуации. Для чего проводится перекличка учащихся по классным журналам. Как составить продуманный план эвакуации на случай пожара в доме или на даче. Где можно приобрести огнетушители для автомобиля, квартиры, дома или дачи.
Практическая работа: проверка состояния средств пожаротушения в данном образовательном учреждении, дома, в автомобиле.
Противопожарный режим в школе (2 ч.):
Как обеспечивается противопожарный режим в вашей школе. Где расположены указатели безопасного выхода при эвакуации. Ответственность учителей и детей за соблюдение ППБ во время проведения мероприятий массовым участием школьников.
Практическая работа: проверка состояния средств пожаротушения в данном образовательном учреждении.
Назначение и оборудование пожарного щита (3 ч.):
Установка пожарного щита вне помещений. Комплектация пожарных щитов. Правила пожарного щита.
Практическая работа: укомплектовать пожарный щит.
Первичные средства пожаротушения (2 ч.):
Что относится к первичным средствам пожаротушения. Назначение огнетушителей и правила работы с ними. Правила содержания и обслуживания огнетушителей.
Практическая работа: тренинги по освоению навыков использования различных средств пожаротушения в быту, в школе и т.д.
Что делать, если квартиру покинуть нельзя ( 3 ч.):
Порядок экстренных действий в случае возникновения пожара в квартире, которую невозможно самостоятельно покинуть. Наиболее безопасные места в квартире для ожидания помощи. Правила поведения на балконе во время пожара. Что делать, если нет балкона.
Практическая работа: пожар в квартире без балкона при возгорании входной двери.
Причины возгорания телевизора и способы его тушения ( 2 ч.):
Назвать причины возгорания телевизора. Почему телевизор нельзя оставлять без присмотра. Где нельзя устанавливать телевизор. Что делать при возгорании телевизора. Что делать при взрыве телевизора и пожаре в квартире.
Практическая работа: если загорелся телевизор в доме на стене.
Действия при пожаре в доме ( 2 ч.):
Что делать, если в доме большой пожар. Почему нужно срочно эвакуироваться и как. Почему нельзя спускаться из горящего здания на лифте. Что делать, если вы застряли в лифте. Что делать в ожидании лифтера.
Практическая работа: тренинги по правильному использованию средств пожаротушения.
4.Тематическое планирование курса с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
1 класс
№ п\п
Раздел, тема урока
Кол-во часов
I. Введение. Цели и задачи юных пожарных (1 ч.):
1.
Цели и задачи юных пожарных. Обязанности и права члена курса
1
Историческая справка о развитии пожарной охраны и добровольных пожарных организаций (2 ч.):
2.
История создания пожарной охраны в России.
1
3.
История создания пожарной охраны в России.
1
Огонь и друг, и враг человека (2ч.):
4.
Огонь. Физико-химические основы горения.
Источники воспламенения. Виды строительных материалов.
1
5.
Виды горючих веществ.
Треугольник огня.
1
Берегите жилище от пожаров (7 ч.):
6.
Правила поведения при пожаре (общие).
1
7.
Правила поведения при пожаре в квартире.
8.
Правила поведения при пожаре на даче.
1
9.
Правила поседения при пожаре в общественных зданиях.
1
10.
Правила поведения при лесных пожарах.
1
11.
Как вызвать пожарную охрану.
1
12.
Потенциальные опасности на кухне, в спальной комнате и в общей комнате.
1
Противопожарный режим в школе (2 ч.):
13-14
План эвакуации школы, система оповещения при пожаре.
2
Прикладной спорт юных пожарных (4 ч.):
15
Изучение правил соревнований по пожарно-прикладному спорту.
1
16
Разучивание полосы препятствий по этапам.
1
17
Комплексное преодоление полосы препятств
1
18
Проведение соревнований. Пожарная эстафета
1
Пожарный автомобиль и противопожарное оборудование (1 ч.):
19
Автомобили пожарных и оборудование
1
Первичные средства тушения пожаров. Знаки безопасности (5 ч)
20
Чем тушат пожары.
1
21
Виды огнетушителей.
1
22
Виды костров.
1
23
Правила разведения костра.
1
24
Знаки безопасности.
1
Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации (2 ч.):
25
Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации.
1
26
Обслуживание АПС.
1
Оказание первой помощи пострадавшим (8 ч.):
27
Понятие о травмах. Вывихи и растяжения связок, закрытые и открытые травмы.
Правила наложения повязок. Виды повязок, наложение повязок на различные места тела.
1
30
Переломы костей. Виды переломов, первая медицинская помощь при переломах.
1
31
Термические поражения и обморожения. Виды ожогов, ПМП при ожогах.
1
32
Электротравмы. Травматический шок и его профилактика.
1
Профилактика пожаров (1 ч.):
33
Как оформить памятку по правилам пожарной безопасности. Как оформить стенгазету. Как оформить тревожную информацию. Как вести себя на сцене. Как заставить себя слушать
1
2 класс
№ п/п
Название темы
Кол-во часов
Огонь-друг и враг человека (4 ч.):
1
Правила ТБ. Значение огня в жизни человека.
1
2
Польза и вред огня для человека
1
3
Роль огня в жизни человека
1
4
Действиям при возникновении пожара.
1
Пожары в мировой истории. Из истории развития пожарной охраны (3 ч.):
5
Погребальные костры.
1
6
Лесные пожары.
1
7
Пожар в степи.
1
Причины возникновения пожаров (4 ч.):
8
От маленькой искры большой пожар бывает.
1
9
Причины возникновения пожаров
1
10
Степень их опасности
1
11
Действия в случае обнаружения пожаров
1
Как действовать при пожаре? (3 ч.)
12
Пожарная служба 01
1
13
Предвидение и прогнозирование небезопасной ситуации
1
14
Вызов по телефону пожарной службы 01.
1
Соблюдение пожарной безопасности в школе и дома (4 ч.):
15
Если возник пожар (игра-загадка).
1
16
Последовательность действий в случае возникновения пожара
1
17
Действия в ЧС
1
18
Будь самостоятельным, но осторожным и внимательным.
1
Средства пожаротушения (2 ч.):
19
Представление о способах тушения пожара
1
20
Действия при возникновении пожара
1
Возникновение пожаров в общественных местах (4 ч.)
21
Возникновение пожара в помещении.
1
22
Возникновение пожара в транспорте.
1
23
Возникновение пожара в природе.
1
24
Правила безопасного обращения с огнем.
1
Поражение электрическим током и молнией ( ч.):
25
Правила безопасного поведения с электроприборами
1
26
Чем опасно поражение электрическим током
1
27
Первая помощь при поражении электрическим током.
1
28
Правила электробезопасности.
1
29
Что такое молния
1
30
Как вести себя во время грозы
1
31-32
Опасные ситуации, связанные с поражением молнией.
2
33-34.
Обобщающее занятие
2
3 класс
№ п/п
Название темы
Кол-во часов
Становление пожарного дела (5 ч.)
1
Опустошительные пожары на Древней Руси. Необходимость организованных государственных мер по борьбе с пожарами.
1
2
История создания противопожарной службы.
1
3
Государственная противопожарная служба.
1
4
Медали “За отвагу”, “ За спасение погибавших”.
1
5
Дружины юных пожарных.
1
Отчего происходит пожары (2 ч.)
6
Пожар как сложный физико-химический процесс горения.
1
7
Основные причины пожаров: неосторожность обращения с огнём, неисправность или неправильная эксплуатация электрооборудования, детская шалость с огнём
1
Сигарета - яд и пожар (2 ч.)
8
Курение - самая распространенная из вредных привычек.
1
9
Опасность курения в постели и неосторожного обращения с не затушенной сигаретой.
1
Сколько стоит пожар? (3 ч.)
10
Экологические последствия пожаров.
1
11
Материальные последствия пожаров.
1
12
Важность профилактики пожаров.
1
Пожарная безопасность. Общие понятия (3 ч.)
13
Возможная вероятность пожара.
1
14
Противопожарный режим.
1
15
Технические и автоматические средства противопожарной защиты.
1
Люди огненной профессии (3 ч.)
16
Необходимость профессии пожарного.
1
17
Опасность огненной профессии.
1
18
Телефон “01”. Создание региональных спасательных отрядов
1
Летний пожароопасный сезон (4 ч.)
19
Необходимость сохранения лесных массивов.
1
20
Большой материальный ущерб от лесных пожаров
1
21
Пожарная опасность торфяников
1
22
Последствия от сжигания сухой правы, тополиного пуха.
1
Главное - самообладание. Практические занятия по эвакуации (2 ч.)
23
Личной жизни до прибытия пожарных подразделений
1
24
Паника, растерянность, страх, необдуманность действий присущи человеку в период опасности.
1
Тайны огня. Огонь - друг, огонь – враг (3 ч.)
25
Огонь - одно из самых больших чудес природы.
1
26
Пожар - это неконтролируемый процесс горения
1
27
Основные причины пожаров
1
С огнем не шути (2 ч.)
28
Игра с фейерверками, самопалами, ракетами, хлопушками, бенгальскими огнями, предметами бытовой химии.
Правила наложения повязок. Виды повязок, наложение повязок на различные места тела.
1
30
Переломы костей. Виды переломов, первая медицинская помощь при переломах.
1
31
Термические поражения и обморожения. Виды ожогов, ПМП при ожогах.
1
32
Электротравмы. Травматический шок и его профилактика.
1
Профилактика пожаров (1 ч.):
33
Как оформить памятку по правилам пожарной безопасности. Как оформить стенгазету. Как оформить тревожную информацию. Как вести себя на сцене. Как заставить себя слушать