Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Информатика" 1 класс»
Рабочая программа курса информатики для 1 класса разработана на основе примерной программы по информатики федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г.) и материалам авторской программы курса (Автор А.Л. Семенов, Т.А. Рудченко. Информатика. Рабочие программы. 1 – 4 классы – М.: Просвещение, 2011), и ориентирована для работы с учебниками «Информатика» линии автора А.Л. Семенов, Т.А. Рудченко для 1 классов.
Программа рассчитана на 33 часа (33 учебных недели по 1 часу), в соответствии с учебным планом ОУ.
Планируемые результаты изучения курса «Информатика».
Планируемый результат обучения – формирование умений, отвечающих как обязательным требованиям к подготовке выпускников начальной школы, так и содержанию математической информатики. Многие осваиваемые умения при этом являются общеинтеллектуальными и предполагается возможность их переноса на более широкий жизненный (в том числе – учебный) контекст деятельности учащегося.
Результаты изучения информатики в 1 классе:
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
положительно относиться к учению;
проявлять интерес к содержанию предмета информатика;
принимать одноклассников, помогать им, отзываться на помощь от взрослого и детей;
чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности;
самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые и общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
с помощью учителя планировать предстоящую практическую деятельность;
под контролем учителя выполнять предлагаемые задания.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
с помощью учителя учиться определять и формулировать цель деятельности на уроке;
учиться проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные универсальные учебные действия:
с помощью учителя анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного;
ориентироваться в материале на страницах учебника;
находить ответы на предлагаемые вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками;
делать выводы о результате совместной работы всего класса;
преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему.
Предметные результаты (по разделам)
1. ИКТ-компетентность..
Учащиеся должны знать:
знать и понимать правила работы на обычном и на проектном уроке;
знать и понимать правила работы на уроке с использованием ИКТ;
иметь представление об условии задачи как системе ограничений;
иметь представление о необходимости самостоятельной проверки правильности своего решения.
Учащиеся должны уметь:
правильно работать с учебником (листами определений и задачами), тетрадью, а также с материалами к проектам;
соблюдать требования безопасности, гигиены и эргономики при работе со средствами ИКТ;
войти в рабочее пространство сайта, введя собственный логин и пароль, открыть нужный урок; выйти из своего рабочего пространства в конце урока;
при работе с компьютерными задачами и проектами: сохранить результаты своей работы (нажав кнопку «сохранить и выйти» в среде решения задач либо выбрав в меню «сохранить» при работе в сторонних программных продуктах);
при работе с компьютерными задачами: отменить своё неверное действие (при помощи кнопки «отмена»), начать решение задачи заново (при помощи кнопки «начать сначала»).
2. Базисные объекты и их свойства.
Учащиеся должны знать:
иметь представление о свойствах базисных объектов.
Учащиеся должны уметь:
искать одинаковые объекты, в том числе в большом массиве;
строить совокупность заданной мощности, в которой все объекты разные (бусины, буквы, цифры и др.)
правильно выполнять все допустимые действия с базисными объектами (обведи, соедини, пометь галочкой и пр.);
выполнять все допустимые действия с базисными объектами (обведи, соедини, пометь галочкой и пр.) в компьютерных задачах при помощи инструментов «карандаш», «ластик», «галочка», «лапка» и др.;
проверять перебором выполнение заданного единичного или двойного условия для объектов совокупности (мощностью до 25 объектов).
в компьютерных задачах: сравнивать объекты наложением; при помощи сравнения наложением находить пару одинаковых, наименьшую, наибольшую фигурку по указанному параметру.
3. Цепочка.
Учащиеся должны знать:
иметь представление о цепочке как о конечной последовательности элементов;
знать все понятия, относящиеся к общему и частичному порядку объектов в цепочке;
иметь представление о длине цепочки и о цепочке цепочек;
иметь представление об индуктивном построении цепочки;
иметь представление о процессе шифрования и дешифрования конечных цепочек небольшой длины (слов).
Учащиеся должны уметь:
строить и достраивать цепочку по системе условий;
выделять одинаковые и разные цепочки из набора;
выполнять операцию склеивания цепочек, строить и достраивать склеиваемые цепочки по заданному результату склеивания;
оперировать порядковыми числительными, а также понятиями: последний, предпоследний, третий с конца и т. п., второйпосле, третий перед и т. п.;
оперировать понятиями: следующий / предыдущий, идтираньше / идти позже;
оперировать понятиями: после каждой бусины, перед каждой бусиной;
строить цепочки по индуктивному описанию;
строить цепочку по мешку ее бусин и заданным свойствам;
шифровать и дешифровать слова с опорой на таблицу шифрования;
в компьютерных задачах: решать задачи по построению цепочки при помощи инструментов «цепочка» и «лапка» и библиотеки бусин.
4. Мешок.
Учащиеся должны знать:
иметь представление о мешке как неупорядоченной совокупности элементов;
знать основные понятия, относящиеся к структуре мешка: есть в мешке, нет в мешке, есть три бусины, всего три бусины и пр.;
иметь представление о мешке бусин цепочки;
иметь представление о классификации объектов по 1–2 признакам.
Учащиеся должны уметь:
организовывать полный перебор объектов (мешка);
оперировать понятиями все / каждый, есть / нет / всего в мешке;
строить и достраивать мешок по системе условий;
проверять перебором выполнение заданного единичного или двойного условия для совокупности мешков (мощностью до 8 мешков).
выделять из набора одинаковые и разные мешки;
использовать и строить одномерные и двумерные таблицы для мешка;
выполнять операцию склеивания двух мешков цепочек, строить и достраивать склеиваемые мешки цепочек по заданному результату склеивания;
сортировать объекты по одному и двум признакам;
строить мешок бусин цепочки;
в компьютерных задачах: решать задачи на построение мешка при помощи инструмента «лапка» и библиотеки бусин.
Содержание курса внеурочной деятельности.
класс (1 ч. в неделю; 33 часа)
I. Правила игры (2 ч.)
Правила работы с учебником (листами определений и задачами) и рабочей тетрадью, а также тетрадью проектов. Техника безопасности и гигиена при работе с компьютером. Правила работы с компьютерными составляющими курса: работа с собственным портфолио на сайте, с компьютерными уроками.
II. Базисные объекты и их свойства (15 ч.)
Основные объекты курса: фигурки, бусины, буквы и цифры. Свойства основных объектов: цвет, форма, ориентация на листе. Одинаковые и разные объекты (одинаковость и различие, по-разному определяемое на разных видах объектов: фигурках, буквах и цифрах, бусинах). Допустимые действия с основными объектами в бумажном учебнике: раскрась, обведи, соедини, нарисуй в окне, вырежи и наклей в окно. Совокупность объектов, в которой все объекты разные (нет двух одинаковых). Допустимые действия с основными объектами в компьютерных задачах: раскрась, обведи, соедини, положи в окно, напечатай в окне.
III. Цепочка (8 ч.)
Понятие о цепочке как о конечной последовательности элементов. Одинаковые и разные цепочки. Общий порядок элементов в цепочке – понятия: первый, второй, третий и т. п., последний, предпоследний. Частичный порядок элементов цепочки – понятия: следующий / предыдущий, идти раньше / идти позже, второй перед, третий после и т. п. Понятия перед каждой и после каждой для элементов цепочки. Длина цепочки как число объектов в ней. Цепочка цепочек – цепочка, состоящая из цепочек. Цепочка слов, цепочка чисел. Операция склеивания цепочек. Шифрование как замена каждого элемента цепочки на другой элемент или цепочку из нескольких.
IV. Мешок (8 ч.)
Понятие мешка как неупорядоченного конечного мультимножества. Одинаковые и разные мешки. Мешок бусин цепочки. Перебор элементов мешка (понятия все / каждый). Понятия есть / нет / всего в мешке. Классификация объектов по одному и по двум признакам. Одномерная и двумерная таблица для мешка. Операция склеивания мешков цепочек (декартово произведение).
ИКТ-компетентность. Решение практических задач.
Изготовление при помощи компьютерного ресурса нагрудной карточки (беджа) (проект «Мое имя», специальная среда).
Совместное заполнение базы данных о всех учениках класса, изготовление бумажной записной книжки (проект «Записная книжка», специальная среда).
Изготовление изображения животного составлением его из готовых частей (проект «Фантастическое животное», специальная среда).
Изготовление открытки с использованием набора готовых изображений и графического редактора (проект «Новогодняя открытка», Перволого или графический редактор).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№
п\п
Название темы
Характеристика деятельности учащихся
1
Раскрась, как хочешь.
Работать по правилам игры: выполнять, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, искать информацию для решения задачи (на листах определений).
Раскрашивать картинки и фигурки в отсутствие ограничений и по правилу раскрашивания фиксированным цветом.
Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «заливка» в компьютерных задачах
2
Проект «Мое имя».
Понимать и принимать задачу, видеть её практическую ценность (развитие мотивов учебной деятельности).
Работать в компьютерной адаптированной среде: изготавливать с помощью компьютерного ресурса нагрудную карточку (бедж)
3
Правило раскрашивания
Понимать то, какими цветами будем работать в компьютерных задачах
4
Цвет.
Работать по правилам игры: выделять на картинке области. Раскрашивать области фиксированным цветом
5
Области.
Сравнивать фигурки по различным признакам.
Работать по правилам игры: выполнять действия «соедини», «обведи». Соединять две одинаковые фигурки. Обводить (выделять) две или несколько одинаковых фигурок. Раскрашивать области фигурок так, чтобы фигурки стали одинаковыми.
Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «карандаш» для выполнения действий «обведи», «соедини» в компьютерных задачах
6
Соединяем линией.
7
Одинаковые (такие же). Разные
Осуществлять сравнение и классификацию бусин по форме и цвету. Выделять бусину из набора по описанию. Раскрашивать (достраивать) бусину по описанию. Выделять из набора две или несколько одинаковых бусин
8
Обведи.
Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др. Находить две одинаковые фигурки в большом наборе фигурок. Применять общие информационные методы для решения задачи (использовать метод разбиения задачи на подзадачи). Классифицировать предметы по одному, двум и более признакам. Использовать трафареты для классификации по двум признакам
9
Бусины. Одинаковые бусины, разные бусины
Работать по правилам игры: выполнять действия «вырежи и наклей в окно», «нарисуй в окне». Вырезать и наклеивать в окно несколько одинаковых фигурок или бусин. Рисовать (строить) в окне бусину по описанию.
Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «лапка» для выполнения действия «положи в окно» в компьютерных задачах
10
Бусины. Одинаковые бусины, разные бусины
Работать по правилам: выделять все объекты (фигурки, бусины), удовлетворяющие условию. Применять информационные методы для решения задачи (проводить полный перебор объектов). Осваивать знаковую систему родного языка. Выделять русские буквы и цифры из набора букв и знаков. Выделять одинаковые буквы и цифры.
Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «текст» в компьютерных задачах
11
Проект «Разделяй и властвуй», 1 часть.
Осваивать способы решения задач творческого характера (построение объекта из готовых частей).
Работать в компьютерной адаптированной среде: собирать с помощью инструмента «лапка» изображение фантастического животного, выбирать для своего животного фон и звук
12
Вырежи и наклей в окно.
Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде цепочек. Выделять, достраивать и строить цепочку по описанию, содержащему понятия, связанные с общим порядком элементов в цепочке.
Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «цепочка» для построения цепочек в компьютерных задачах. Ищем две одинаковые рожицы. Работаем в группах
13
Сравнение фигурок наложением.
Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, работать по алгоритму. Считать число областей картинки, используя формальный алгоритм
14
Рисуем в окне.
Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде цепочек. Строить логически грамотные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи. Определять истинность утверждений о цепочках и их элементах. Выделять, достраивать, строить цепочку соответствующую набору утверждений и их значениям истинности, в том числе утверждений, содержащих понятия есть/нет, следующий, предыдущий, одинаковые цепочки, разные цепочки.
Выделять из набора две или несколько одинаковых цепочек. Достраивать цепочки так, чтобы они стали одинаковыми (разными)
Изготавливаем новогоднюю открытку. Договариваемся о том, что для решения следующих задач учебника мы будем пользоваться Словарём.
15
Все, каждый. Пометь галочкой
16
Все, каждый. Пометь галочкой
17
Контрольная работа 1.
18
Проект «Фантастический зверь».
19
Русские буквы и цифры. Одинаковые и разные буквы и цифры
20
Цепочка. Бусины в цепочке.
Работать в компьютерной среде: осваивать способы решения задач творческого характера (построение объекта с учётом готовых элементов). Работать в стандартном графическом редакторе. Изготавливать открытку с помощью основных инструментов графического редактора и набора готовых элементов
21
Цепочка: следующий и предыдущий
Осваивать вместимость посуды и как её измерить. Выполнять инструкции по переливанию воды
22
Проект «Вырезаем бусины».
Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде цепочек. Выделять утверждения, которые не имеют смысла для данного объекта. Выделять, достраивать и строить цепочку по описанию, содержащему понятия раньше/позже, в том числе избегая ситуаций бессмысленности утверждений. Именовать объекты, использовать имена для указания объектов. Строить логически грамотные рассуждения, утверждения, включающие имена и понятия раньше/позже, в том числе избегая ситуаций бессмысленности утверждений. Знакомство с латинским алфав
23
Раньше, позже.
24
Числовой ряд. Числовая линейка.
Осваивать знаково-символическую систему русского языка – анализировать систему букв и знаков русского языка (знаков препинания). Искать информацию в словарях. Искать в учебном словаре определённое слово, слово по описанию, слова на некоторую букву. Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, работать по алгоритму. Считать число букв и знаков в тексте с использованием формального алгоритма
25
Проект «Записная книжка».
26
Одинаковые и разные цепочки.
Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде цепочек. Выделять, достраивать, строить цепочку по описанию, содержащему понятия частичного порядка: второй после, третий перед, пятый с конца и пр. Строить логически грамотные рассуждения, утверждения, включающие понятия частичного порядка, в том числе избегая ситуаций бессмысленности утверждений
27
Мешок. Пустой мешок. Есть – нет.
Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде мешков и таблиц. Выделять, достраивать и строить мешок по описанию, содержащему понятия есть, нет, всего, в том числе понятие пустой мешок. Выделять в наборе, достраивать и строить одинаковые и разные мешки. Заполнять одномерную таблицу для данного мешка. Строить мешок по его одномерной таблице.
Работать в компьютерной адаптированной среде: собирать мешок с помощью инструмента «лапка» и библиотеки объектов в компьютерных задачах
Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др. Искать два одинаковых мешка в большом наборе мешков: представлять информацию о составе мешков в виде сводной таблицы, обмениваться информацией о составе мешков, искать одинаковые столбцы в таблице, используя общие методы решения информационных задач (в частности, метод разбиения задачи на подзадачи)