kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по адаптированной программе для 1 класса. Предмет "Мир природы и человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для учащихся 1 класса по адаптированной программе. (вариант 8.3)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по адаптированной программе для 1 класса. Предмет "Мир природы и человека"»

МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА. 1 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа.

Рабочая программа по курсу «Мир природы и человека» составлена для учащихся с расстройствами аутистического спектра и легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра.

Основания разработки рабочей программы:

- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598;

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (СанПиН 2.4.2.3286-15).


Учебно- методический комплект:

Матвеева Н.Б..Мир природы и человека. Учебник для 1 класса в 2 частях. Издательство «Просвещение»

Матвеева Н.Б., Попова М.А. Живой мир. Рабочая тетрадь. Издательство «Просвещение».


Срок реализации рабочей программы

Рабочая программа составляется на один учебный год, конкретизируется, уточняется после проведения обследования (мониторинга) обучающихся.

Структура документа.

Рабочая программа включает разделы: пояснительная записка, планируемые личностные результаты, планируемые предметные результаты, планируемые базовые учебные действия, краткий учебный курс, календарно-тематическое планирование учебного курса, формы текущего контроля и промежуточной аттестации, контрольно-измерительные материалы, систему оценки предметных результатов, сформированности базовых учебных действий, учебно-методический комплекс.

В программу можно включать характеристику обучающегося, его навыки и умения по предмету, уточнять значимые и сложные темы.

Работа может начинаться индивидуально, а затем продолжаться в классе.

Общая характеристика предмета.

Учебный предмет «Мир природы и человека» включен в образовательную область «Естествознание».

Программа является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.

Цель: формирование у обучающихся c РАС первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимание простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека, их подготовка к жизни в современном обществе.

Задачи:

  • развивать познавательные способности;

  • выработать у детей правильное, осмысленное представление об изучаемых предметах и явлениях;

  • учить познавать свойства и качества предметов;

  • учить использовать знания о свойствах и качествах предмета в быту;

  • воспитывать у детей бережное отношение к окружающему миру.

Содержание курса «Мир природы и человека» как учебного предмета на I этапе обучения ( 1 – 4 классы) представлено в АООП следующими разделами: сезонные изменения в природе, сезонные изменения в неживой природе, растения и животные в разное время года, одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года, неживая природа, живая природа (в том числе растения, животные, человек ), безопасное поведение. Учебный материал в предложенных разделах, имеет концентрическую структуру и, в достаточной степени, представляет основы курса «Мир природы и человека» необходимые, как для успешного продолжения образования на следующих ступенях обучения, так и для подготовки обучающихся данной категории к самостоятельной жизни в современном обществе.

Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями – в зависимости от индивидуальных особенностей, психофизических возможностей учащихся. Достаточный уровень предполагает овладение программным материалом по указанному перечню требований, минимальный уровень – предусматривает уменьшенный объём обязательных умений. Минимальный и достаточный уровень предметных результатов по учебному курсу «Мир природы и человека» определяется в конце учебного года в связи с неоднородностью состава обучающихся класса и сложностью структуры дефекта.


Место курса в учебном плане

На изучение курса «Мир природы и человека» в 1 классе отводится по 2 часа в неделю, курс рассчитан на 66 часов (33 учебные недели).


Планируемые результаты изучения курса

Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями – в зависимости от индивидуальных особенностей, психофизических возможностей учащихся. Достаточный уровень предполагает овладение программным материалом по указанному перечню требований, минимальный уровень – предусматривает уменьшенный объём обязательных умений. Минимальный и достаточный уровень предметных результатов по учебному курсу «Мир природы и человека» определяется в конце учебного года в связи с неоднородностью состава обучающихся класса и сложностью структуры дефекта.


Личностные результаты


1)  положительное отношение к школе;

2) развитие мотивации к обучению;

3)  овладение элементарными социально-бытовыми навыками;

4)  сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебных ситуациях;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося;

6)  воспитание уважительного отношения к иному мнению;

7) развитие чувства доброжелательности к окружающим людям;

8) сформированность соответствующих возрасту навыков безопасного, здорового образа жизни;

9) развитие элементарных представлений об окружающем мире;



Предметные результаты

Минимальный уровень:

-называть изученные объекты и явления живой и неживой природы, окружающего мира;

-различать 2-3 комнатных растений, их части, осуществлять уход;

- различать овощи и фрукты, домашних и диких животных, времена года;

- выполнять элементарные гигиенические требования, правила приёма пищи.


Достаточный уровень:

- правильно называть изученные объекты и явления;

-различать 3-4 комнатных растений, их части, осуществлять уход;

-различать овощи и фрукты, объяснять, где растут;

- различать домашних и диких животных, описывать их внешний вид, называть место обитания;

- выполнять элементарные гигиенические правила;

- различать признаки времён года.


Результаты могут уточняться и конкретизироваться с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.


Характеристика базовых учебных действий,

формируемых в 1 классе


Группа БУД

Учебные действия и умения

Минимальный уровень

освоения


Достаточный уровень

освоения


Личностные учебные

действия


- осознание себя как ученика;

- положительное отношение к окружающей действительности;

- проявление самостоятельности в выполнении простых учебных заданий;

- проявление элементов личной ответственности при поведении в новом социальном окружении (классе, школе);

- готовность к изучению основ безопасного и бережного поведения в природе и обществе.

- осознание себя как ученика, готового посещать школу в соответствии со специально организованными режимными моментами;

- способность к принятию социального окружения, своего места в нем (класс, школа);

- готовность к организации элементарного взаимодействия с окружающей действительностью.


Коммуникативные учебные действия


- вступать в контакт и работать в паре «учитель-ученик»;

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных

социальных ситуациях;

- доброжелательно относиться к людям.

- вступать в контакт и поддерживать его в коллективе (учитель-класс, ученик-ученик, учитель-ученик);

- обращаться за помощью и принимать помощь;

- изменять свое поведение в соответствии с объективными требованиями учебной среды;

- конструктивно взаимодействовать с людьми из ближайшего окружения.


Регулятивные учебные

действия


- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за

парты и т.д.);

- активно участвовать в специально организованной

деятельности (игровой, творческой, учебной).

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность,

следовать предложенному плану иработать в общем темпе;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными

образцами, принимать оценку деятельности.


Познавательные учебные действия


- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.

- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности.


- выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;

- наблюдать самостоятельно за предметами и явлениями окружающей действительности.



ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

п/п

Раздел

Кол-во часов

Краткое содержание курса

1


Сезонные изменения в природе

22

Временные изменения. День, вечер, ночь, утро. Сутки, время суток. Дни недели.

Времена года. Осень. Зима. Весна. Лето. Основные признаки каждого времени года (изменения в живой и неживой природе). Месяцы осенние, зимние, весенние, летние.



Сезонные изменения в неживой природе.



Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и летом.

Растения и животные в разное время года.

Жизнь растений и животных (звери, птицы) в разные сезоны года. Сбор листьев, плодов и семян. Подкормка птиц.

Сад, огород, лес в разное время года. Домашние и дикие животные в разное время года.

Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года.

Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку с учетом времени года, погоды.

Игры детей в разные сезоны года.

Труд людей в разное время года.

Предупреждение простудных заболеваний в связи с сезонными особенностями.

2

Неживая

природа.


6



Солнце, облака, луна, вода. Узнавание и называние объектов неживой природы.

3

Живая природа

34



Растения.











Растения культурные. Овощи. Фрукты. Ягоды. Внешний вид, место произрастания, употребление в пищу.

Растения комнатные. Название. Уход.

Растения дикорастущие. Деревья. Кустарники. Травянистые растения.

Грибы. Съедобные и не съедобные. Название. Место произрастания.

Животные


Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела. Питание. Уход.

Животные дикие. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела. Место обитания, питание, образ жизни.

Охрана природы. Наблюдения за жизнью живой природы, бережное отношение к растениям, животным.


Человек


Человек. Мальчик и девочка. Строение тела человека. Гигиена кожи, ногтей, волос. Гигиена питания.

Человек – член семьи, ученик. Профессии людей ближайшего окружения ребенка.

Транспорт. Назначение. Называние отдельных видов транспорта (машины легковые и грузовые, метро, маршрутные такси, трамваи, троллейбусы, автобусы).

Наш город. Праздники нашей страны.

4

Безопасное поведение.

4

Профилактика простуд: одевание по погоде. Элементарное описание своего состояния (что и где болит).

Безопасное поведение в природе. Правила поведения человека с дикими животными. Правила поведения в лесу.

Правила поведения на улице. Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход. Правила безопасного поведения в общественном транспорте.




Необходимым условием реализации рабочей программы по учебному предмету «Мир природы и человека» является создание развивающей предметно-пространственной среды:


Направления коррекционно-развивающей работы

Развивающая предметно-пространственная среда

Коммуникация

Альтернативная коммуникация (графические изображения, символы, пиктограммы, схемы), слоговые таблицы, диски из музыкальной серии Е. Железновой

Мыслительные операции

Кубики «Сложи узор», цветные палочки Кюизенера, дидактический материал Марии Монтессори

Слуховое и зрительное восприятие, внимание и память

Зашумленные изображения, изображения наложенные друг на друга, недорисованные изображения, геометрические фигуры, разрезные картинки; музыкальные инструменты

Пространственные представления

Схемы, модели, предметные и сюжетные картины

Временные представления

Схемы, модели, календари, часы (механические и песочные); материал по альтернативной коммуникации

Конструктивный праксис

Различного рода конструкторы, природный материал, кубики Никитина, разрезные картинки, мозаика и др., сборно-разборные дидактические игрушки, конструирование - оригами

Развитие общей и ручной моторики

Массажные мячи разных размеров, природный материал, мозаика, шнуровки, застежки, материалы Марии Монтессори, сборно-разборные дидактические игрушки


Развивающая предметно-пространственная среда учебного курса отражена в календарно-тематическом планировании.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема

Дата

Кол-во

часов

Виды учебной деятельности

план

факт

1

2

3

4

5

I четверть (16 часов)

1

До свидания, лето!

02.09


1

Различение и называние времени года.

2

Летние занятия людей.

06.09


1

Называние основных занятий людей, детских забав в летнее время

3

Школа: классная комната, режим.

09.09


1

Формирование знаний о школе, классе. Знакомство с визуальным расписанием, режимом дня.

4

Школьные принадлежности.

13.09


1

Формирование знаний о школьных принадлежностях и их использовании на уроке.

5

Сбор урожая. Огород.

16.09

16.09

1

Знакомство с огородом и овощами, которые растут в огороде. Формирование знаний о сборе урожая осенью. Дидактическая игра «Что растет в огороде»

6

Овощи.

20.09


1

Закрепление знаний об овощах, их форме, цвете, вкусе, месте их произрастание. Формирование умения рассказывать об овоще по картинному плану.

7

Сбор урожая. Сад.

23.09


1

Знакомство с садом, фруктами и ягодами, которые там растут. Дидактическая игра «Что растет в саду?»

8

Фрукты. Ягоды

27.09


1

Закрепление знаний о фруктах и ягодах, которые растут в саду. Дифференциация овощей и фруктов. Формирование умения составлять рассказ по картинному плану.

Дидактическая игра «Что где растет?»

9

Живая природа осенью: деревья, растения.

30.09


1

Формирование знаний об изменениях в природе осенью на примере деревьев.

Экскурсия в природу, сбор природных материалов.

10

Осенние занятия людей

04.10


1

Формирование представлений о деятельности людей осенью.

11

Дары леса. Грибы.

07.10


1

Знакомство с лесом, его дарами-грибами. формирование знаний о грибе, его частях (ножка, шляпка), месте произрастания грибов.

12

Съедобные и несъедобные грибы.

11.10


1

Формирование знаний и представлений о грибах, о съедобных и несъедобных грибах.

13

Неживая природа осенью: погодные условия, явления природы.

14.10


1

Закрепление знаний о явлениях природы осенью. Дидактическая игра «Что бывает осенью»

14

Осенний календарь природы.

18.10

18.10

1

Закрепление знаний о явлениях природы осенью. Дидактическая игра «Что бывает осенью»

15

Домашние животные: внешний вид, повадки, питание.

21.10


1

Расширение знаний о домашних животных, узнавание голосов домашних животных с показом на картинку. формирование умения составлять рассказ по картинному плану.

16

Домашние животные: польза для человека

25.10


1

Формирование знаний о пользе животных для человека, дидактическая игра «Кто где живет»

II четверть (16 часов)

17

Домашние птицы: внешний вид, повадки, питание.

08.11


1

Расширение знаний о домашних птицах, узнавание голосов домашних птиц с показом на картинку. Формирование умения составлять рассказ по картинному плану.

18

Домашние птицы: польза для человека

11.11


1

Формирование знаний о пользе птиц для человека. Дидактическая игра «Кто где живет»

19

Дикие животные: внешний вид, питание.

15.11


1

Расширение знаний о диких животных, узнавание голосов диких животных с показом на картинку. Формирование умения составлять рассказ по картинному плану.

20

Дикие животные: образ жизни.

18.11


1

Формирование понятия об образе жизни, возможной опасности для человека.

Дидактическая игра «Кто где живет»

Видеоэкскурсия в лес.

21

Перелетные птицы: внешний вид, образ жизни.

22.11


1

Расширение знаний о перелетных птицах, формирование умения составлять рассказ по картинному плану.

22

Зимующие птицы: внешний вид, образ жизни

25.11


1

Расширение знаний о зимующих птицах, формирование умения составлять рассказ по картинному плану.

Дидактическая игра «Перелетные и зимующие птицы»

Установление кормушки на прилежащей территории школы.

23

Живая природа зимой: деревья, растения

29.11


1

Формирование знаний об изменениях в природе зимой на примере деревьев.


24

Живая природа зимой: подготовка животных и птиц к зимовке.

02.12


1

Расширение знаний о подготовке животных и птиц к зимовке: запас корма, утепление жилищ.

25

Неживая природа зимой: погодные условия, явления природы.

06.12


1

Закрепление знаний о явлениях природы зимой. Экскурсия в природу, знакомство со свойствами снега (в тепле, теплом помещении снег тает)

26

Зимний календарь природы.

09.12


1

Закрепление знаний о явлениях природы зимой. Дидактическая игра «Что бывает зимой»

27

Мой дом.

13.12


1

Формирование начальных представлений о своем доме, комнате, кухне, ванной комнате.

Дидактическая игра «Моя квартира»

28

Мебель в доме.

16.12


1

Расширение знаний о мебели: узнавание, называние.

29

Моя семья.

20.12


1

Расширение знаний о своем ближайшем окружении: мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры.

30

Праздники в моей семье.

23.12


1

Знакомство с семейными праздниками: Новый Год, День Рождения.

31

Зимние занятия людей.

27.12


1

Называние основных занятий людей, детских забав в зимнее время.

32

Зимние забавы детей.

30.12


1

Называние основных занятий людей, детских забав в зимнее время.

III четверть (18 часов)

33

Человек: части тела.

10.01


1

Называние основных частей тела человека, показ на себе, на картинке.

34

Я и мое тело.

13.01


1

Называние основных частей тела человека, показ на себе, на картинке.

Дидактическая игра «Мое тело»

35

Гигиенический режим: гигиенические процедуры утром, вечером.

17.01


1

Формирование навыков утреннего и вечернего туалета.

Дидактическая игра «Умывание»

36

Предметы личной гигиены.

20.01


1

Формирование навыков утреннего и вечернего туалета.

Дидактическая игра «Умывание»

37

Забота о здоровье. Симптомы простуды.

24.01


1

Профилактика простуд: одевание по погоде. Элементарное описание своего состояния (что и где болит).


38

Профилактика простуды: полезные продукты в период простуд.

27.01


1

Знакомство с продуктами, которые обеспечивают профилактику простуд.

39

Продукты питания.

31.01


1

Узнавание и называние продуктов питания на картинке. Собирание разрезной картинки.

40

Гигиена питания.

03.02


1

Знакомство с необходимостью мытья продуктов перед употреблением в пищу.

41

Одежда: мужская, женская. Сезонная одежда.

07.02


1

Знакомство с видами одежды.

Дидактическая игра «Одевание бумажной куклы»

42

Уход за одеждой.

10.02


1

Знакомство с предметами для чистки одежды.

Практическая игра «Чистим одежду»

43

Обувь. Сезонная обувь.

14.02


1

Знакомство с видами обуви. Собирание разрезной картинки.


44

Уход за обувью.

17.02


1

Знакомство с предметами для чистки обуви.

Практическая игра «Чистим обувь».

45

Посуда.

28.02


1

Узнавание и называние предметов посуды на картинке. Собирание разрезной картинки.

46

Столовые приборы.

03.03


1

Узнавание и называние столовых предметов на картинке.

Дидактическая игра «Праздничное чаепитие»

47

Профессии.

10.03


1

Знакомство с профессиями членов семьи, основными характерными атрибутами .

Дидактическая игра «Волшебный мешок»

48

Профессии членов семьи.

14.03


1

Знакомство с профессиями, основными характерными атрибутами .

Дидактическая игра «Волшебный мешок»

49

Транспорт.

17.03


1

Расширение знаний о видах транспорта.

50

Виды транспорта.

21.03


1

Расширение знаний о видах транспорта.

IV четверть (16 часов)

51

Комнатные растения.

24.03


1

Узнавание и называние растений на картинке. Собирание разрезной картинки.

52

Уход за растениями.

04.04


1

Знакомство с уходом за цветами: полив.

53

Приметы весны.

07.04


1

Различение и называние времени года. Узнавание времени года по основным приметам.

54

Живая природа весной: деревья, растения, животные, птицы.

11.04


1

Формирование знаний об изменениях в природе весной на примере деревьев, птиц, растений.

Дидактическая игра «Что бывает весной»

55

Неживая природа весной: погодные условия, природные явления.

14.04


1

Закрепление знаний о явлениях природы весной. Дидактическая игра «Что бывает весной»

56

Весенний календарь природы.

18.04


1

Закрепление знаний о явлениях природы весной. Дидактическая игра «Что бывает весной»

57

Весенние занятия людей.

21.04


1

Называние основных занятий людей, детских забав в весеннее время.

58

Труд людей весной.

25.04


1

Знакомство с трудом людей в весеннее время: работа на огороде.

Видеоэкскурсия на дачный участок.

59

Весенние забавы детей.

28.04


1

Называние детских забав в весеннее время.

60

Безопасное поведение в игре.

05.05


1

Как правильно себя вести во время игры, чтобы не получить травму. Что недопустимо, а что можно. Выработка свода правил.

61

Правила безопасного поведения на дороге.

12.05


1

Знакомство со светофором, пешеходным переходом.

62

Правила безопасного поведения в общественном транспорте.

16.05


1

Как правильно себя вести в транспорте, чтобы не получить травму. Что недопустимо, а что можно. Выработка свода правил.

63

Скоро лето: приметы лета.

19.05


1

Различение и называние времени года. Узнавание времени года по основным приметам.

64

Живая природа летом: деревья, растения.

23.05


1

Формирование знаний об изменениях в природе летом на примере деревьев, растений.

Дидактическая игра «Что бывает весной»

65

Неживая природа летом: погодные условия, явления природы.

26.05


1

Закрепление знаний о явлениях природы летом. Дидактическая игра «Что бывает летом»

66

Летний календарь природы

30.05


1

Закрепление знаний о явлениях природы летом. Дидактическая игра «Что бывает летом»





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Козлова Марина Константиновна

Дата: 11.12.2021

Номер свидетельства: 594233

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека»"
    ["seo_title"] => string(71) "rabochaia_proghramma_po_uchiebnomu_priedmietu_mir_prirody_i_chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "445018"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1513596673"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Рабочая программа учебного предмета "Химия" 10-11 класс "
    ["seo_title"] => string(63) "rabochaia-proghramma-uchiebnogho-priedmieta-khimiia-10-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "121306"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413916666"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Рабочая программа "Иркутсковедение. Любимый город" "
    ["seo_title"] => string(55) "rabochaia-proghramma-irkutskoviedieniie-liubimyi-ghorod"
    ["file_id"] => string(6) "107992"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403526620"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства