kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа. Окружающий мир 4 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка соответствует новым образовательным стандартам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа. Окружающий мир 4 класс.»

1.Пояснительная записка.

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования федерального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений (см. приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10 2009 г. № 373), авторской программы по окружающему миру (1– 4 классы: А.А. Плешаков, «Окружающий мир», М; Просвещение; 2017. Рабочие программы)

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

• формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

• духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию родной страны и всего человечества.


Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели здоровьесберегающего и безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных ситуациях;

4) формирование компетенций для обеспечения экологически и этически обоснованного поведения в природной среде,эффективного взаимодействия в социуме.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

  1. А.А. Плешаков «Окружающий мир» Учебник. 3 класс. 2 ч.


  1. Общая характеристика курса.

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе, что осуществляется через раскрытие разнообразных связей между неживой и живой природой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого при родного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса. Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разно образные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы. В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

1) распознавание (определение) объектов окружающего мира с помощью специально разработанного для начальной

школы атласа-определителя;

2) выявление и моделирование связей в окружающем мире с помощью книги для чтения, графических и динамических схем (моделей);

3) эколого-этическое нормотворчество, включающее анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, выработку соответствующих норм и правил, которое осуществляется с помощью специально разработанного пособия по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы, поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или

иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми поддерживали их познавательные инициативы, пробуж даемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых..


  1. Место курса в учебном плане.

На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 270 ч: 1 класс — 66 ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68 ч (34 учебные недели).


  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.

Освоение учебного курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

1) в формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) в формирование целостного, социально ориентированно го взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) в формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) в овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) в принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) в развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) в формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) в развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) в развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) в формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Освоение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких, как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и

за дачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При освоении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье-сберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.


5.Содержание учебного курса для 4 класса

Земля и человечество (9 ч)

Мир глазами астронома, Что изучает астрономия. Небес­ные тела: звезды, планеты и спутники планет, Земля —пла­нета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Зем­ли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года.

Звездное небо великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изобра­жение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Миг глазами историка. Что изучает история. Историчес­кие источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды - задача всего человечества. Междуна­родное сотрудничество и области охраны окружающей сре­ды.

Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы: знакомство с картой звездного не­ба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и геогра­фической карте: знакомство с историческими картами.

Природа России (10 ч)

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в фор­ме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пус­тынь, зона тундры, лона лесом, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности при­роды каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособлен­ность организмов к условиям обитания в разных природных зонах Особенности хозяйственной деятельности людей, свя­занные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон. охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходи­мость бережного отношения к природе в местах отдыха насе­ления. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходи­мости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Практические работы: поиск и показ на физической кар­те изучаемых географических объектов; поиск и показ изу­чаемых объектов па карте природных зон России; рассмат­ривание гербарных экземпляров растении различных при­родных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

Родной край - часть большой страны (14ч)

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение по­верхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоёмы края, их значение в природе и жизни человека. Из­менение водоемов в результате деятельности человека. Ох­рана водоемов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свой­ства, практическое значение, места и способы добычи. Охра­на недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзо­листые, черноземные и т.д.). Охрана почв и нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных со­обществ. Экологические связи в сообществах. Охрана при­родных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с при­родными условиями. Растениеводство в нашем крае, его от­расли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветовод­ство). Сорта культурных растений. Представление о биоло­гической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицевод­ство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных

Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными прес­ною водоема, их распознавание в природных условиях с по­мощью атласа-определителя.

Практические работы: знакомство с картой края; рассмат­ривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров расте­ний различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.


Страницы всемирной истории (5 ч)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество, Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, за­мок феодала, дом крестьянина. Новое время: достижения на­уки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз. железные дороги, электричество, телеграф. Великие геогра­фические открытия. Новейшее время, представление о ско­рости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осо­знание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории Отечества (20 ч)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные усло­вия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Ру­си. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна горо­дов. Киев - столица Древней Руси. Господин Великий Нов­город. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нра­вы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII -XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Ру­си. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московс­кие князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII- XV вв.

Наше Отечество в XVI —XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение но­вой царской династии Романовых. Освоение Сибири, Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI — XVII вв.

Россия и XVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России Петербург. Провозглашение России империей. России при Екатерине Второй. Дворяне и кресть­яне. Век русской славы: Л. В. Суворов. Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России и XVIII в.

Россия в Х1а — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освобо­дитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX в.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой вой­не. Николай Второй - последний император России. Рево­люции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20- 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.

Наша страна в 1945—1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция –«Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура Рос­сии в XX в.

Прошлое родного края. Истории страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: знакомство с историческими достопримеча­тельностями родного края (города, села)

Практическая работа: найти и показать изучаемые объ­екты на исторических картах.




Современная Россия (9 ч)

Мы - граждане России. Конституция России - наш ос­новной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Феде­ральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб. гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток. Сибирь, Урал, Север Европейской России. Центр Европейской России. Юг Евро­пейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исто­рические места, знаменитые люди, памятники культуры в ре­гионах.


Основное содержание курса окружающего мира в 4 классе


Раздел

Название раздела.


1.

Земля и человечество

9 ч.

2.

Природа России.

10 ч

3.

Родной край - часть большой страны

14 ч

4.

Страницы всемирной истории

5 ч

5.

Страницы истории Отечества

20 ч

6.

Современная Россия

9 ч


Итого

68 ч.



6.Календарно- тематическое планирование по окружающему миру.

№ п/п

Тема урока:

Домашнее

Задание:

Дата:

Земля и человечество ( 9 ч.)

1.

1.

Мир глазами астронома

Выбрать тему проекта,

С. 4-8, учить,

рт с. 7, № 4-6.


2.

2.

Земля- планета Солнечной системы.

С. 9-15, учить,

рт с. 8-11


3.

3.

Звездное небо – великая «книга» Природы

Практическая работа№ 1: знакомство с картой звёздного мира

С. 16-21, учить,

рт с. 11-13.


4.

4.

Мир глазами географа.

Практическая работа№ 2: поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте

С. 22-28, учить,

рт с. 14-15.


5.

5.

Мир глазами историка

Практическая работа№ 3: знакомство с историческими картами

С. 29-35, учить,

рт с. 18, № 5.


6.

6.

Когда и где?

С. 36-40, учить,

рт с. 19-20.


7.

7.

Мир глазами эколога.

С. 41-47, учить,

рт с.22, № 4-6.


8.

8.

Сокровища Земли под охраной человечества.

С. 48-53, учить,

рт с. 25, № 5, 6.


9.

9.

Сокровища Земли под охраной человечества.

С. 54-56, учить,

рт с. 27, № 4.


Природа России ( 10 ч. )

10.

1.

Проверочная работа № 1 по разделу «Земля и человечество»

Равнины и горы России.

С. 60-65, учить,

рт с. 32-33,

№ 3-5.


11

2.

Моря , озера и реки России.

С. 66-70, учить,

рт с. 35, № 7, подготовить сообщение о путешественниках, чьим именем названы моря.


12.

3.

Природные зоны России.

С. 71-75, учить,

рт с. 38, № 3-5, подготовить

рассказ

о животных

Арктики.


13.

4.

Зона арктических пустынь.

С. 76-83, учить,

рт с. 39-41, подобрать материал о труде людей в Арктике.


14.

5.

Тундра.

С. 84-93, учить,

рт с. 43-46, № 2-8.


15.

6.

Леса России.

С. 95-102, учить,

рт с. 48-50.


16.

7.

Лес и человек.

С. 103-109, учить,

рт с. 50, № 2.


17.

8.

Зона степей.

С. 110-117, учить,

рт с. 54, 56, 3-9.


18.

9.

Пустыни.

С. 118-125, учить,

рт с. 59-60, № 7, 8.


19.

10.

У Черного моря.

С. 126-134, учить,

рт с. 60-63,

№2, 8, 9.

Подготовиться к проверочной работе.


Родной край – часть большой страны ( 1 4 ч.)

20.

1.

Проверочная работа № 2 по разделу «Природа России».

Наш край.

С.138, учить,

рт с. 66, № 4-6.


21.

2.

Поверхность нашего края.

С. 139-144, учить.


22.

3.

Поверхность нашего края (экскурсия).

С. 9-15, учить,

рт с. 8-11.


23.

4.

Водные богатства нашего края.

С. 145-148, учить,

рт с. 70, № 4.


24.

5.

Наши подземные богатства.

С. 149-159, учить,

рт с. 71-73, № 2-4.


25.

6.

Земля- кормилица.

С. 160-163, учить,

рт с. 74, № 1.


26.

7.

Экскурсия в лес и на луг.



27.

8.

Жизнь леса.

С. 164-169, учить,

рт с. 76-77, № 2, 3.


28.

9.

Жизнь луга.

С. 170-177, учить,

рт с. 78-81, № 2-7.


29.

10.

Жизнь в пресных водах.

С. 178-186, учить,

рт с. 82-85, № 2-8.


30.

11.

Экскурсия по водоему.

Подобрать загадки о жителях водоема.


31.

12.

Растениеводство в нашем крае.

С. 187-194, учить,

рт с. 88, № 4.


32.

13.

Животноводство в нашем крае.

С. 195-203, учить,

рт с. 91, № 3.


33.

14.

Проверочная работа № 3 по разделу «Родной край – часть большой страны».

Презентация проектов.



Страницы Всемирной истории ( 5 ч.)

34.

1.

Начало истории человечества.

Выбрать тему проекта,

С. 4-7, учить,

рт с. 4, с. 3, 4.


35.

2.

Мир древности: далекий и близкий.

С. 8-14, учить,

рт с. 6, №3, 4.


36.

3.

Средн6ие века : время рыцарей и замков.

С.15-21, учить,

рт с. 7, № 1.


37.

4.

Новое время : встреча Европы и Америки.

С. 22-27, учить,

рт с. 9-10, №1,3,6.


38.

5.

Новейшее время : история продолжается сегодня.

С. 28-32, учить.


Страницы истории России (20 ч.)

39.

1.

Проверочная работа № 4 по разделу «Страницы Всемирной истории».

Жизнь древних славян.

С. 34-39, учить,

рт с. 14, № 3.


40.

2.

Во времена Древней Руси.

С. 40-45, учить,

рт с. 16, № 2, 3.


41.

3.

Страна городов.

С. 46-54, учить,

рт с. 17, № 1, 2.


42.

4.

Из книжной сокровищницы Древней Руси.

С. 55-58, учить,

рт с. 19, № 3.


43.

5.

Трудные времена на Русской земле.

С. 59-64, учить,

рт с. 21-22, №2, 5.


44.

6.

Русь расправляет крылья.

С. 65-69, учить, подготовить сообщения о возникновении Москвы, Кремля.


45.

7.

Куликовская битва.

С. 70-74, учить,

рт с. 26, № 4.


46.

8.

Иван Третий.

С. 75-81, учить,

рт с. 26, 28, № 1, 5.


47.

9.

Мастера печатных дел.

С. 82-86, учить, выполнить задания.


48.

10.

Патриоты России.

С. 87-91, учить,

рт с. 30, № 2.


49.

11.

Петр Великий.

С. 94-100, учить,

рт с. 34-35, № 6.


50.

12.

Михаил Васильевич Ломоносов.

С. 101-104, учить.


51.

13.

Екатерина Великая.

С. 105-111, учить,

Подготовить сообщение

об А.В. Суворове, Ф.Ф. Ушакове.


52.

14.

Отечественная война 1812 года.

С. 112-119, учить,

рт с. 40, № 3.


53.

15.

Страницы истории 19 века.

С. 122-126, учить,

рт с. 42-43, № 2, 4.


54.

16.

Россия вступает в 20 век.

С. 127-133, учить,

рт с. 46-47, №3, 5.


55.

17.

Страницы истории 1920 –1930 годов.

С. 136-139, учить,

рт с. 49, № 3.


56.

18.

Великая Отечественная война и Великая Победа.

С. 140-146, учить,

рт с. 8-11


57.

19.

Великая Отечественная война и Великая Победа.

С. 9-15, учить,

рт с. 50, № 1.


58.

20.

Страна, открывшая путь в космос.

С. 147-152, учить,

рт с. 53, № 4.


59

21

Повторение: «История России и СССР».



Современная история (9 ч.)

60.

1.

Проверочная работа № 5 по разделу «Страницы истории России».

Основной закон России и права человека.

С. 156-163, учить,

рт с. 58-59, №1,4,5,8.


61.

2.

Мы – граждане России.

С. 164-167, учить,

рт с. 62, № 5.


62.

3.

Славные символы России.

С. 168-174, учить.


63.

4.

Такие разные праздн6ики.

С. 175-179, учить,

рт с. 65, № 2, 3.


64.

5.

Путешествие по России.

Подготовить сообщение по своей теме.


65.

6.

Путешествие по России.

Подготовить сообщение по своей теме.


66.

7.

Путешествие по России.

Подготовить сообщение по своей теме.


67.

8.

Проверочная работа № 6 (итог года)



68.

9.

Презентация проектов.





7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Необходимое количество

Примечания


1 . Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)


1.1.

Учебно-методические комплекты (программы, учебники, рабочие тетради, хрестоматии и т.п.).

Учебники

Плешаков А.А. Окружающий мир: Учебник: 1 класс: В 2 ч.

Плешаков А.А. Окружающий мир: Учебник: 2 класс: В 2 ч.

Плешаков А.А. Окружающий мир: Учебник: 3 класс: В 2 ч.

Плешаков А.А. Окружающий мир: Учебник: 4 класс: В 2 ч.



К

В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованные или допущенные Министерством образования и науки

1

1.2.

Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием обучения).

П


1

1.3.

Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях и пр.).

П


1

1.4.

Стандарт начального образования и документы по его реализации

Д


1

1.5.

Методические пособия для учителя

Д

Рекомендации к организации учебного процесса по "Окружающему миру".

1

2. ПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ


2.1.

Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения

Д


0

2.2.

Плакаты по основным темам естествознания магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, сада, озера и т.п.)

Д


1

2.3.

Портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, писателей, поэтов, композиторов и др.).

Д


1

2.4.

Географические и исторические настенные карты

Д


0

2.5.

Атлас географических и исторических карт

К


0

2.6.

Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)

Ф

Например, репродукции картин

1

3. Цифровые образовательные ресурсы


3.1.

Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету

Ф


1

4. ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (МОГУТ БЫТЬ В ЦИФРОВОМ ВИДЕ)


4.1.

Видеофильмы по предмету

Д


1

4.2.

Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения

Д

Могут, например, быть использованы фрагменты музыкальных произведений, записи голосов птиц и др.

1

5. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование


5.1.

Термометры для измерения температуры воздуха, воды

К


1

5.2.

Термометр медицинский

Д


0



5.3.

Лупа

К


0

5.4.

Компас

К


0

5.5.

Часы с синхронизированными стрелками

Д


1

5.6.

Микроскоп (цифровой по возможности)

Д


0

5.7.

Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения : для измерения веса (весы рычажные. весы пружинные, наборы разновесов и т.д.), изучения свойств звука (камертоны, наушники и т.д.), проведения наблюдений за погодой (флюгер, компас и т.д.), по экологии (фильтры, красители пищевые и т.д.), измерительные приборы (в том числе цифровые) и т.п.

К/Ф/


0

5.8.

Оборудование для уголка живой природы: аквариум, террариум, клетка для птиц, предметы ухода за растениями и животными

Д


0

5.9.

Рельефные модели (равнина, холм, гора, овраг)

Д


0

5.10.

Модель "Торс человека" с внутренними органами

Д/П


0

5.11.

Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта

Д/Ф


0

5.12.

Муляжи овощей, фруктов, грибов с учетом содержания обучения

Д


0

5.13.

Макеты архитектурных сооружений, исторических памятников и т.п.

П

Например, макет Кремля, славянского поселения и пр.

0

6. НАТУРАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ


6.1.

Коллекции полезных ископаемых

Ф/П


1

6.2.

Коллекции плодов и семян растений

Ф/П


0

6.3.

Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения)

Ф/П


1

6.4.

Живые объекты (комнатные растения, животные)

Д

С учетом местных особенностей и условий школы

1

7. ИГРЫ И ИГРУШКИ

0

7.1.

Настольные развивающие игры по тематике предмета "Окружающий мир" (лото, игры-путешествия и пр.).

П


7.2.

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: Дом, Зоопарк, Ферма, Транспорт, Магазин, и др.)

П




8.Планируемые результаты.


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


У обучающегося будут сформированы:


• основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;

• умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации;

• чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;

• осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство в многообразии»;

• понимание себя наследником ценностей многонационального российского общества и всего человечества, в том числе на основе формирования понятий «Всемирное природное наследие» и «Всемирное культурное наследие»*;

• целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, в том числе на основе построения и сопоставления картины мира с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;

• уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества;

• начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в том числе на основе представлений об историческом развитии родной страны, изменениях в её современной жизни и возможностях собственного участия в построении её будущего*;

• осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в соответствии с нормами и правилами школьной жизни), мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения;

• самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России*;

• эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и родного края в различные периоды истории;

• этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические периоды;

• навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности*;

• установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий;

• мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям на основе знакомства с природным и культурным достоянием России, вкладом людей многих поколений в создание материальных и духовых ценностей родной страны и родного края.






МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Регулятивные


Обучающийся научится:

• понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;

• сохранять учебную задачу в течение всего урока;

• ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;

• выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;

• планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);

• планировать свои действия;

• фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;

• самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

• контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;

• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

• использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.


Познавательные


Обучающийся научится:

• понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;

• осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;

• выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных);

• использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;

• понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;

• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

• осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;

• строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

• проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ и пр.;

• ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач;

• моделировать экологические связи в природных сообществах.


Коммуникативные


Обучающийся научится:

• включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;

• формулировать ответы на вопросы;

• слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;

• аргументировать свою позицию;

• понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении;

• признавать свои ошибки, озвучивать их;

• употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

• понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

• строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

• готовить сообщения, выполнять проекты по теме;

• составлять рассказ на заданную тему;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников;

• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

• использовать речь для регуляции своего действия;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

• достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Обучающийся научится:

• понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;

• находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России, узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России;

• называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в жизни страны;

• называть имя действующего Президента Российской Федерации и его полномочия как главы государства;

• понимать, в чём различия между государственным устройством современной России и государственным устройством нашей страны в другие периоды её истории;

• объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них — Конституция Российской Федерации — защищают наши права, приводить конкретные примеры прав ребёнка;

• раскрывать значение государственных символов России, находить их среди государственных символов других стран;

• называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны, рассказывать о традициях и праздниках народов России;

• рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;

• проводить несложные астрономические наблюдения;

• изготавливать модели планет и созвездий;

• использовать глобус и карту мира для получения информации о Земле;

• анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения;

• приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из международной Красной книги;

• находить и показывать на физической карте России различные географические объекты, на карте природных зон России — основные природные зоны;

• объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные природные зоны;

• приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых в Красную книгу России;

• выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи с помощью моделей;

• оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать возникающие экологические проблемы и способы их решения, приводить примеры заповедников и национальных парков России;

• давать краткую характеристику своего края;

• различать и описывать изученные природные объекты своего края, пользоваться атласом-определителем для распознавания (определения) объектов неживой и живой природы;

• давать краткую характеристику природных сообществ своего края;

• выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти связи с помощью моделей;

• оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах;

• рассказывать об охране природы в своём крае;

• различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике своего края;

• приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники информации о прошлом;

• соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени»;

• читать историческую карту;

• перечислять эпохи истории человечества в правильной последовательности, кратко характеризовать каждую эпоху, узнавать историческую эпоху по знаменитым сооружениям прошлого, сохранившимся до наших дней;

• с помощью глобуса рассказывать, как человек открывал плнету Земля;

• описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества;

• показывать на карте границы, территорию, столицу, другие города России в разные периоды истории, места некоторых важных исторических событий;

• рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях истории России;

• соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России;

• составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них;

• описывать облик Москвы и Санкт-Петербурга в разные века, узнавать их достопримечательности;

• называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культуры России;

• находить в домашнем архиве исторические свидетельства;

• раскрывать связь современной России с её историей;

• использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и родного края, о жизни общества в прошлом и настоящем.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа. Окружающий мир 4 класс.

Автор: Мещерякова Евгения Юрьевна

Дата: 30.03.2020

Номер свидетельства: 544634

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Рабочая программа. Окружающий мир. 2 класс УМК "Перспектива""
    ["seo_title"] => string(63) "rabochaia_programma_okruzhaiushchii_mir_2_klass_umk_perspektiva"
    ["file_id"] => string(6) "564731"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1606549828"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Рабочая программа. Окружающий мир. 1 класс"
    ["seo_title"] => string(49) "rabochaia_programma_okruzhaiushchii_mir_1_klass_2"
    ["file_id"] => string(6) "612425"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1661893479"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Рабочая программа.Окружающий мир (3 класс) "
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia-proghramma-okruzhaiushchii-mir-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "191861"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427376689"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Рабочая программа для 2 класса. Окружающий мир"
    ["seo_title"] => string(54) "rabochaia_proghramma_dlia_2_klassa_okruzhaiushchii_mir"
    ["file_id"] => string(6) "458113"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1518949117"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Рабочая программа "Окужающий мир" для 4 класса "
    ["seo_title"] => string(53) "rabochaia-proghramma-okuzhaiushchii-mir-dlia-4-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "128076"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415434643"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства