Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Окружающий мир" (1 класс)»
Управление образования администрации города Чебоксары
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №63» города Чебоксары
Чувашской Республики
Рассмотрено
на заседании ШМО учителей начальных классов
___________Липатова Г.А.
протокол №8 от 08.06.2020
Согласовано
заместитель директора по УВР_______ Карсакова Э.А.
протокол № от 09.06.2020
Утверждаю
директор МБОУ «СОШ №63» г. Чебоксары
__________Шашкова В.В.
приказ № от 11.06.2020
Рабочая программа
по учебному предмету
«Окружающий мир»
1 класс
(срок реализации программы 2020-2021 учебный год)
Составитель: ШМО учителей начальных классов
г. Чебоксары – 2020
1.Планируемыерезультаты освоения учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы:
первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к определённому этносу*;
умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
ценностные представления о своей семье и своей малой Родине; общее и первичное представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины России как семьи разных народов, образ Москвы – как духовной ценности, важной для разных народов)*;
эмоционально-положительное отношение к внутреннему смыслу государственной символики России;
целостный взгляд на окружающий мир через последовательное практическое знакомство с формулой «окружающий мир – это природа, культура и люди», раскрытой в последовательно расширяющихся сферах (школа, дом, город (село), страна);
представление о необходимости бережного отношения к культуре других народов России*;
представление о навыках адаптации в мире через осознание взаимной связи людей в разных социальных сферах жизни (в школе, дома, городе (селе), стране);
положительное отношение к школе, учебной деятельности;
представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (ответственно относиться к уроку окружающего мира - ежедневно быть готовым к уроку), готовность бережно относиться к школьным принадлежностям - учебнику, рабочей тетради и пр.;
первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом*;
эстетические чувства, впечатления через восприятие природы, культуры, произведений устного народного творчества, традиционного костюма и пр.;
этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий*;
этические чувства на основе знакомства с культурой народов России*;
потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через знакомство с правилами поведения на уроке для того, чтобы не мешать успешной работе товарищей, правилами работы в паре, группе, со взрослыми;
освоение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
установка на безопасный, здоровый образ жизни через осознанное соблюдение правил безопасности при работе с электроприборами в домашнем быту и школьных занятиях, соблюдение распорядка дня.
Обучающийся получит возможность для формирования:
начальной стадии внутренней позиции школьника, положительного отношения к школе;
первоначального представления о знании и незнании;
понимания значения математики в жизни человека;
первоначальной ориентации на оценку результатов собственной учебной деятельности;
уважения к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательного отношения к людям;
первичных умений оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Регулятивные
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
выделять из темы урока известные знания и умения;
планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);
планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);
Обучающийся получит возможность научиться:
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
оценивать свою деятельность, используя «Странички для самопроверки»;
сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или записанному учителем на доске.
Познавательные
Обучающийся научится:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;
понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде элементарных таблиц или простых схем;
анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;
располагать культурные события и явления на шкале относительного времени «раньше – теперь».
Коммуникативные
Обучающийся научится:
включаться в диалог с учителем и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.
Обучающийся получит возможность научиться:
понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом возрастных особенностей, норм);
готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится:
различать природу и культуру;
различать живую и неживую природу;
отличать человека от других живых существ и понимать его особое место в окружающем мире;
различать некоторые внешние признаки в облике людей разного возраста;
соотносить внешние признаки в облике человека и особенности его внутреннего мира, характера, настроения;
называть и выделять три составные части окружающего мира, которыми являются природа, культура и люди;
распознавать и называть комнатные растения;
ухаживать за комнатными растениями на основе практической деятельности;
устанавливать связь живой и неживой природы, природы, культуры и деятельности человека;
называть наиболее распространенные растения своей местности;
различать культурные и дикорастущие растения;
различать лиственные и хвойные деревья;
называть некоторые растения ботанического сада, животных зоопарка;
называть фрукты, овощи, ягоды;
отличать животных от растений;
распознавать наиболее распространенные виды аквариумных рыбок;
перечислять группы животных и их существенные признаки;
различать домашних и диких животных;
приводить примеры растений и животных из Красной книги России и Красной книги своего региона;
называть, сравнивать и следовать правилам поведения в старинных заповедных местах и современных заповедниках;
приводить примеры развивающих игр, в том числе - игр народов своего края;
ухаживать за домашними животными - собаками, кошками;
называть бытовые приборы и опасности, связанные с ними;
правильно обращаться с огнем, водой и электроприборами в доме;
определять значение слов «земляки», «горожане», «односельчане»;
правильно называть родной город, село; иметь первичные представления о его историческом прошлом;
определять ближайшие родственные связи в семье;
работать с семейным архивом как с одной из основных ценностей семьи;
находить пословицы о семье, отце, матери, в том числе, в творчестве народов своего края;
перечислять известные профессии и соотносить их с необходимыми для каждой из них качествами и способностями человека;
Обучающийся получит возможность научиться:
понимать особую значимость в развитии человека таких просветительских учреждений как библиотеки и музеи; определять значение книги и музейного предмета для расширения знаний об окружающем мире;
узнавать государственную символику Российской Федерации, иметь первичное представление о соотношении символических образов флага, герба, гимна с ценностями, традиционными для культуры России;
определять достопримечательности Москвы и своего региона;
определять некоторые особенности традиционной культуры народов своего края;
находить место России на земном шаре.
2. Содержание учебного предмета
(66 часов)
Мы и наш мир
Дорога в школу — дорога к открытию мира.
Наш мир — это природа, культура и мы, люди.
Неживая и живая природа.
Культура. Мы — это я и другие люди, живущие в согласии друг с другом. Разные народы Земли. Наш
мир — это все, что мы любим, понимаем, знаем. Люди — творцы культуры.
Наш класс
Наш класс в школе. Мы в классе — это я, мои одноклассники, наш учитель. Отношения в классе между одноклассниками, между учащимися и учителем.
Школа — содружество детей и взрослых; мир, согласие, дружба, взаимопомощь в классе и школе. Учитель — наставник и друг. Правила поведения в классе и школе, организация труда и отдыха.
Природа в классе — источник радости, красоты и знаний. Комнатные растения. Части растения. Уход за комнатными растениями. Разнообразие растений возле школы. Деревья, кустарники, травянистые растения (травы). Аквариум и его обитатели, другие животные живого уголка. Необходимость бережного отношения к ним, уход за ними. Разнообразие животных: насекомые, рыбы, птицы, звери; основные отличительные признаки этих групп. Любовь к растениям и животным, забота о них — важная часть счастливой жизни культурного человека.
Распорядок учебного дня — разумное чередование учебной работы и отдыха. Книга — первый помощник в учёбе с давних времен. Игры во время переменок, на уроке физкультуры, в группе продлённого дня — наше культурное богатство; роль игры в сохранении здоровья. Мир детских игрушек и детского фольклора.
Наш дом и семья
Мы в семье — это я и мои родные. Отношения в семье: любовь к детям, уважение к старшим, взаимопонимание и взаимопомощь. Родословное древо. Семейный архив и реликвии — семейная память. Я и члены моей семьи — часть моего народа. Культура моего народа (рукотворная и нерукотворная) хранится в семье и передаётся от одного поколения к другому.
Природа в доме. Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество. Как рождаются вещи (превращение природных материалов в изделия благодаря труду людей). Красивые камни в нашем доме; изделия из камня — соединение красоты природы, фантазии и мастерства людей. Комнатные растения у
нас дома. Растения огорода и сада. Овощи и фрукты на нашем столе. Как появляются на столе хлеб и каша, чай и кофе. Дикорастущие и культурные растения. Собака и кошка — животные, прирученные человеком в глубокой древности. Породы собак и кошек.
Дикие и домашние животные. Наши коллекции: фигурки животных, игрушки, изображающие животных, и т. д. — соединение образов природы и творчества человека.
Ритм жизни в семье — основа здорового образа жизни. Режим дня, личная гигиена, правильное питание, правила обращения с домашней утварью и бытовыми электроприборами, безопасное поведение на улице.
Город и село
Мы в городе, селе — это я и мои земляки. Красота любимого города, родного села. Сочетание мира природы и мира культуры в городе, селе. Названия улиц, площадей — наша общая память о прошлом, о наших земляках, их трудах и подвигах. Любовь к своему городу, селу — чувство, необходимое
для счастливой жизни человека.
Природа в городе — источник красоты, здоровья, хорошего настроения. Разнообразие растений города. Лиственные и хвойные деревья. Растения цветника. Ботанический сад — царство удивительных растений, созданное человеком. Парки, скверы, заповедные места края — наше общее культурное богатство. Разнообразие животных парка, необходимость бережного отношения к ним.
Зоопарк — живой музей под открытым небом. Правила поведения в зоопарке.
Музеи и библиотеки — хранилища нашей общей культуры, нашего прошлого во имя будущего.
Мир профессий. Наши профессии и наш характер. Профессии в городе и селе: общее и различное.
Бережное отношение к природе и к результатам человеческого труда в городе и селе — норма жизни каждого культурного человека.
Родная страна
Мы в стране — это я и мои соотечественники. Россия — наша Родина. Символы России: флаг, герб, гимн. Москва — столица России. Москва в прошлом и настоящем. Любовь к Отечеству, знание его прошлого — норма жизни культурного человека.
Семья народов России — наше великое достояние. Костюмы и обычаи разных народов. Куклы народов России: о чём они рассказывают? Пословицы народов России: чему они учат? (Все народы ценят трудолюбие, любовь к детям, уважение к старшим, честность, верность дружбе и данному слову, чувство долга.) Взаимное уважение народов России — основа мира и согласия в стране.
Природа России — основа нашей жизни, наше великое богатство. Разнообразие и красота природы России. Охрана природы. Красная книга России. Заповедники.
Человек и окружающий мир
Природное начало в человеке и его культурные особенности. Внешний облик человека; внутренний мир человека. Влияние внутреннего на внешнее, внешнего на внутреннее.
Ритм в человеческой жизни: детство, молодость, зрелые годы, старость. Изменение внешнего облика и внутреннего мира человека в разные периоды его жизни, отражение этих изменений в изобразительном искусстве. Сопоставление ритма человеческой жизни с ритмом жизни природы (детство — молодость — зрелость — старость/утро — день — вечер/весна — лето — осень — зима) в творчестве разных народов мира.
Каждый из нас — целое и часть мира. Влияние каждого из нас на мир вокруг. Мир — это красота и добро в жизни природы и человека.
3. Тематическое планировании по окружающему миру
№
Раздел
Кол-во
часов
Форма контроля
КИМы
1
Мы и наш мир
11
Фронтальный опрос Проверочная работа по разделу «Мы и наш мир»
Окружающий мир.
Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [А. А. Плеша-ков, М. Ю. Новицкая, Н. М. Белянкова и др.]. — 3-е изд., доп. — М. : Просвещение, 2018
2
Наш класс
13
Фронтальный опрос Проверочная работа по разделу «Наш класс»
3
Наш дом и семья
15
Фронтальный опрос Проверочная работа по разделу «Наш дом и семья»
4
Город и село
16
Фронтальный опрос Проверочная работа по разделу «Город и село»
5
Родная страна
7
Фронтальный опрос Проверочная работа по разделу «Родная страна»
6
Человек и окружающий мир
4
Фронтальный опрос Проверочная работа по разделу «Человек и окружающий мир»
Итого
66
Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира в 1 классе
2 часа в неделю , 66 часов в год
№
Разделы
Тема урока
Кол-во часов
Мы и наш мир
Что такое окружающий мир (Урок – игра)
1
Природа. (Урок – путешествие)
1
Неживая и живая природа. (Урок-экскурсия)
1
Культура (Экскурсия.)
1
Культура. .(Урок-театр)
1
Природа в творчестве человека. (Урок – игра)
1
Мы – люди. (Урок – игра)
1
Как мы общаемся с миром. (Урок – игра)
1
Как мы общаемся с миром. (Урок – практика)
1
Люди-творцы культуры. (Урок – путешествие)
1
Обобщающий урок по теме: «Мы и наш мир». (Урок – путешествие)
1
Наш класс
Наш класс в школе .(Урок-театр)
1
Мы – дружный класс. (Урок – игра)
1
Учитель – наставник и друг. (Урок – игра)
1
Природа в классе . (Урок – игра)
1
Как ухаживать за комнатными растениями.
(Урок – практика)
1
Что растет у школы . (Экскурсия.)
1
Мир за стеклянным берегом. (Урок – путешествие)
1
Кто еще у нас живет? (Урок – путешествие)
1
Какие бывают животные. .(Урок-театр)
1
«Делу — время» (Урок – игра)
1
Книга – друг и наставник(Урок – практика)
1
«Потехе – час.» .(Урок-театр)
1
Обобщающий урок по теме «Наш класс». (Урок – игра)
1
Наш дом и семья
Мы в семье. (Урок – игра)
1
Моя семья – часть моего народа. (Урок – путешествие)
1
Природа в доме. (Урок – игра)
1
Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество. (Урок – путешествие)
1
Украшения нашего дома. Красивые камни в нашем доме. (Урок – путешествие)
1
Комнатные растения у нас дома. (Урок – практика)
1
Выйдем в сад. (Урок – практика)
1
Овощи и фрукты на нашем столе.
1
Про хлеб и кашу, про чай и кофе.
1
Дикорастущие и культурные растения.
1
Собака в нашем доме.
1
Кошка в нашем доме.
1
Дикие и домашние животные.
1
С утра до вечера.
1
Обобщающий урок по теме: «Наш дом и семья».
1
Город и село
Красота любимого города.
1
Мы в городе.
1
Красота родного села.
1
Мы в селе.
1
Природа в городе.
1
Что растёт в городе.
1
Чудесные цветники.
1
В ботаническом саду. (Урок-экскурсия.)
1
Кто живёт в парке. Экскурсия
1
В зоопарке.
1
Войдём в музей!
1
Экскурсия «В библиотеке»
1
Экскурсия «В театре»
1
Мы помним наших земляков.
1
Все профессии важны.
1
Обобщающий урок по теме: “Город и село”
1
Родная страна
Россия – наша Родина
1
Природа России
1
Москва – столица России
1
Мы – семья народов России
1
Охрана природы
1
Красная книга России
1
Заповедные тропинки
1
Человек и окружающий мир
Всему свой черед
1
У каждого времени свой плод
1
Я – часть мира
1
Обобщающий урок по теме: “Человек и окружающий мир”