Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Подвижные игры" в 1 классе.»
Рабочая программа кружка «Подвижные игры»
в 1 классе.
Составитель: Владыкина Е.В.
Учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 14» г. Перми.
Содержание:
1.Пояснительная записка.
2.Содержание программы.
3.Тематическое планирование.
4.Считалки,попевки, речевки.
5. Подвижные игры с речевым сопровождением.
6. Игры на внимание.
7. Игры малой подвижности.
8.Эстафеты со спортивным инвентарем.
9.Список литературы.
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа кружка «Подвижные игры» для 1 класса разработана на основе примерной программы, рекомендованной Министерством образования РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколения, и в соответствии с Образовательной программой СОШ №14 г Перми.
Данная программа рассчитана на учащихся 1 класса. 33 урока в учебном году. 1 урок в неделю.
Актуальность
«Маленькие дети, опираясь на инстинкт, сами регулируют и интенсивность, и время своей двигательной активности в игре. Не надо мешать ребенку, играть, резвиться. Он гораздо правильнее мамы и бабушки определит, сколько ему прыгать на одной ножке, сколько крутить скакалку... это заложено в его природе... Завтрашний интеллект ребенка и его сегодняшняя вялость имеют прямую связь», — подчеркивает уже в наше время И.А. Аршавский, сожалея, что именно в начальной школе обрывается нить «игровых университетов». Ребенок насильно иммобилизуется, его двигательная активность резко уменьшается, а игра перестает носить столь важный для развития детей характер физиологического стресса, который заставлял активно действовать все их органы и системы, но и одновременно позволял соблюдать «разумный дефицит покоя». Игра для ребенка — важный момент его развития. Играя, ребенок познает мир, определяет себя в этом мире свою роль в семье, в коллективе. Игры вносят в душу ребенка веселье и радость и одновременно содействуют укреплению его организма. В отличие от гимнастики, в активных играх в полной мере проявляются инициатива ребенка, его творческие способности. За игрой ребенок приобретает множество неоценимых качеств: ловкость, наблюдательность, фантазию, память. Игра стимулирует и самые разные способности: умение сравнивать, комбинировать, размышлять, анализировать.
Являясь неотъемлемым компонентом оздоровительной среды, игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии и/или продолжают существовать в реальной жизни. Игры часто сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами, попевками, что наполняет словарный запас, обогащает речь, развивает память, темпо-ритмическую сторону речи. Так же игры учат детей самостоятельно декламировать и петь, способствуют преодолению застенчивости. Данный пункт является одним из основных критериев при выборе подвижных игр.
Программа разделена на четыре части лексическими темами: осень, зима, весна, лето. Что позволяет из всего многообразия выбрать игры, в которые можно играть в определенный сезон на свежем воздухе. Сюжеты многих игр связаны с темами учебных предметов. Закрепляется и расширяется лексика по данным темам. В программу включены подвижные русские народные игры, игры малой подвижности, речевые игры и игры на внимание. Такой подбор позволяет детям разной двигательной активности проявлять себя на занятиях, кроме того дети учатся в разных условиях организовывать свой досуг: во дворе, на перемене в школе, в очереди к врачу и т.д. Материал расположен в порядке усложнения. В конце года дети знакомятся с такими играми, как «лапта», «перестрелка», «утки и охотники». Эти игры требуют не только четкого знания правил игры, концентрации внимания, скоростных качеств и ловкости, но и умения мыслить стратегически, разрабатывать план действий, умения договариваться с партнерами по игре. В программе предусмотрены подвижные игры и эстафеты со спортивным инвентарем. ЦЕЛИ оптимизировать двигательную активность младших школьников во внеурочное время; познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
ЗАДАЧИ: формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств; развивать: речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу; воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как к проявлению здорового образа жизни.
должны знать:
правила проведения игр, эстафет и праздников;
основные факторы, влияющие на здоровье человека;
правила поведения во время игры.
о способах и особенностях движения и передвижений человека;
об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушения осанки;
о причинах травматизма и правилах его предупреждения;
должны уметь:
выполнять упражнения в игровой ситуации (равновесие, силовые упражнения, гибкость);
проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию;
применять игровые навыки в жизненных ситуациях.
организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры;
уметь взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий.
2.Содержание программы.
Подвижные игры (П.и.)
«Найди-беги», «Третий лишний», «Догони мяч», «Мы веселые ребята», «Зайцы-белки разбежались», «Чай-чай выручай», «Утки и охотники», «Ляпки-присядки», «Море волнуется», «1,2,3, выше ноги от земли», «Молекулы», «Ловишки с ленточками», «Воробьи- вороны».
.
Русские народные игры (Р.н.и.)
«У медведя во бору», «Горелки», «Волк во рву», «Гуси-лебеди», « Два мороза», «Маша-Яша», «Лапта», «Салки»,
«Снежный ком», «Медвеь просыпается», « Листья опадают», «Ветерок затихает»,
Игры и эстафеты со спортивным инвентарем (И.э.)
3.Тематическое планирование.
(П.и – подвижная игра, М.п – игра малой подвижности, Р.и – ритмическая игра, Р.н.и – Русская народная игра, В.и – игра на внимание, И.Э – Игры и эстафеты, И.у – игровое упражнение)
Дата №
Тема лексическая
Подвижная игра
Речевой материал
оборудование
источник
1,2
Осень. Сад и огород
Р.и. «В огороде пугало»,
Р.н.и «У медведя во бору»,
В.и «Карлики и великаны».
Речетатив «В огороде пугало…», «У медведя во бору», считалка «Кто съел алычу?»
1.
3.
3
И.у. « Листья опадают»,Р.н.и «Горелки»,
В.и «Запрещенное движение».
Считалка «На золотом крыльце сидели»
7.
3.
4
П.и «Найди-беги»,
В.и «Запрещенное движение»,
Считалка «На золотом крыльце сидели»
3.
8.
5
И.Э с мячом
2 мяча
6,7
П.и в кругу «Третий лишний»,
П.и в кругу «Догони мяч».
мяч
5.
9.
8,9
Животные осенью
Р.и. « Тень-тень-потетень»,
Р.Н.и. «Волк во рву»,
Р.н.и. «Гуси-лебеди».
Считалка « Едет белка на тележке…»
Речетатив «Гуси, гуси…».
6.
2.
2.
10
И.э. с обручем
2 обруча
9,10.
11
И.у. «Ветерок затихает»,
В.и. «Класс, смирно».
Р.и «Тень-тень- потетень».
Считалка « Едет белка на тележке…», «Ежик, ежик, чудачок».
3.
7.
12
Спортивный праздник «Осенний марафон»
И.Э.с мячом, обручем, упр. на скорость, выносливость,
М.п. «Царь горох».
Речетатив «Что мы видели не скажем…».
2 мяча, 2 обруча, Гимн. Палки. Стойки, канат.
7.
8.
13,14
Зима
Р.и « Снеговик Егорка»,
В.И « Угадай чей голосок»,
И.У «Снежный ком».
Считалка «Шла коза…»
4.
15
П.и «Мы веселые ребята»,
Р.н.и « Два мороза».
М.п. «Водяной».
Считалка «Шла коза…»
«Два мороза»-выразительное чтение
1шарф
2.
1.
5.
16
Звери и птицы зимой
П.и «Зайцы-белки разбежались»,
П.и. «Ловишки с ленточками».
Игровой зачин «Прилетели птицы…», считалка «Заяц белый…».
Шарф, колокольчик
17
Р.н.и «Салки»,
П.и «Чай-чай выручай».
«Дора – дора…»
6.
18
П.и «Третий лишний»,
И.в «Вежливое движение».
«Дора – дора…»
6.
3.
19, 20, 21
И. у. «Медвеь просыпается»,П.и «Утки и охотники».
Считалка «Эй, Иван».
Мяч, стойки
7.
22
П.и. « Утки и охотники»,
В.и. «Воробьи- вороны».
Мяч, стойки
5.
3.
23, 24
И.Э. со снежками
9,10.
25
Р.н.и «Маша-Яша»,
П.и «Ляпки-присядки».
Шарф, колокольчик
7.
8.
26
Весна
М.п.и «Море волнуется»,
П.и «1,2,3, выше ноги от земли».
«Море волнуется…»
Считалка «Сидел король на лавочке»
1
8.
27
Весенние изменения в природе
П. и.«Ловишки с ленточками».
М.п.«Ручеек».
«Море волнуется…»
Считалка «Сидел король на лавочке»
1
7.
28,29
Животные весной
Р.и «На сосну медведь полез»,
Р.и « Зайцы и волк».
Попевка «На сосну медведь полез.»
Речитатив « Скачут зайцы весело под елкой…»
4.
30, 31,32
Р.н.и «Лапта».
Считалка «Ахи, ахи…».
Бита, мяч, стойки
5.
33
Спортивный праздник «Большие гонки»
И.э, И.у смячом, обручем, скакалками.
Спортивный инвентарь.
10.
9.
Резервный урок.
День желаний.
Подвижные игры и эстафеты по выбору детей.
Считалки и попевки по выбору детей.
Спортивный инвентарь.
4.Считалки, речевки, попевки.
На златом крыльце сидели…
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной –
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай
Добрых и честных людей!
Черепаха хвост поджала
И за зайцем побежала
Оказалась впереди,
Кто не верит – выходи!
Едет белка на тележке,
Продает она орешки,
Кому два, кому три,
А водящим будешь ты!
Шла коза по мостику
И виляла хвостиком.
Зацепилась за перила,
Прямо в речку угодила.
Кто не верит - это он!
Выходи из круга вон!
Дора, дора, помидора…
Мы в саду поймали вора.
Вор шел, шел, шел,
И корзинку нашел.
В этой маленькой корзинке
Есть помада и духи,
Мыло, красные ботинки
Выбирай, что хочешь ты.
Эй, Иван,
Полезай в стакан,
Отрежь лимон,
И выйди вон!
1,2,3,4,5!
Нам ракету запускать!
Кто к отлету опоздал,
Тот в ракету не попал.
Кто съел алычу?
Я не ел – и молчу.
Ты не ел и ты молчи.
А кто съел ее,
Кислую, неспелую,
Косточку проглотил,
Тот давно не водил!
Ежик, ежик, чудачок,
Сшил колючий пиджачок,
Встал в кружок и ну считать.
Нам водилу выбирать!
Ахи, ахи, ахи – ох!
Баба сеяла горох.
Уродился он густой.
Мы помчимся, ты постой!
- Заяц белый, куда бегал?
- В лес дубовый!
- Что там делал?
- Лычки драл.
- Куда клал?
- Под колоду.
- Кто украл?
- Родион – выйди вон!
На сосну медведь полез,
Осветить задумал лес.
Да случилась тут беда:
Перепутал провода…
Грустно смотрит
Мишка вниз –
Света нет,
И сам повис.
5.Игры с речевым сопровождением.
У медведя во бору.
По считалке выбирается «медведь», «берлога» которого расположена в противоположном краю площадки. Игроки поют песню, имитируя сбор ягод и грибов, подходят к водящему.
У медведя во бору,
Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит,
Все на нас глядит.
Как корзинка опрокинется,
И медведь за нами кинется…
После последней строчки водящий догоняет игроков, которые пытаются убежать за линию старта. Пойманный игрок становится «медведем».
Пугало.
По считалке выбирается «пугало». Дети становятся вокруг водящего и произносят слова.
В огороде пугало, пугало стоит.
Огурцы нам пугало рвать с грядки не велит.
Мы пойдем, пойдем, пойдем,
И огурчиков нарвем…
После последних слов игроки разбегаются, а водящий старается поймать их. Пойманный игрок становится «пугалом».
Гуси, гуси…
По считалке выбирается «волк», «логово» которого находится в боковом краю площадки. «Гуси» находятся в противоположном. Происходит диалог между «хозяином гусей» и гусями.
- Гуси, гуси!
- Га, га, га!
- Есть хотите?
- Да, да, да!
-Ну, летите же домой!
- Нам нельзя лететь домой,
Серый волк под горой не пускает нас домой!
Зубы точит, съесть нас хочет!
- Ну, летите, как хотите, только крылья берегите!
После этих слов, «гуси» стараются перебежать игровую площадку, а «волк» их ловит. Пойманный игрок занимает место водящего.
Тень, тень, потетень…
Выбирается «кошка» - водящий. В противоположном конце площадки располагаются воробьи. С началом игры играющие произносят слова и все ближе подходят к водящему.
Тень, тень, потетень,
Села кошка на плетень.
Налетели воробьи…
Хлопни им в ладошки!
Улетайте, воробьи,
Берегитесь кошки.
После этих слов, водящий догоняет «воробьев». Пойманный игрок занимает место водящего.
Снеговик Егорка.
Выбирается водящий – «снеговик». Игроки встают вокруг него и произносят слова:
Ловко вскинув набекрень
Старое ведерко,
Прислонился набекрень
Снеговик Егорка!
У него пылает нос
Весело и ярко.
Щеки щиплет нам мороз,
А Егорке жарко.
1,2,3, нас Егорка догони!
После этих слов дети разбегаются. Пойманный игрок занимает место водящего.
Зайцы и волки.
Выбирается водящий – «волк». «Зайцы» прыгают вокруг водящего и произносят слова:
Скачут зайцы весело под елкой.
Вот они пустились в пляс.
- Эй, косые, не боитесь волка?
- Он поймать не сможет нас!
- Ха – ха – ха! Ха – ха – ха!
Серый волк, догони!
После этих слов дети разбегаются. Пойманный игрок занимает место водящего.
Горелки.
Дети, взявшись за руки, становятся парами друг за другом. Впереди, на расстоянии 3-4 метров, становится водящий. Как только ребята окончат приговорку, первая пара разъединяет руки и бежит вперёд, чтобы снова соединиться за чертой, где уже не может ловить водящий. Он должен поймать одного из ребят, иначе ему придётся водить снова. Водящий становится в пару сзади всех вместе с тем ребёнком, которого поймал.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Раз, два, три – беги!
6.Игры на внимание.
Запрещенное движение.
Водящий показывает различные движения, которые нужно повторять. Одно из движений — «запрещенное», его повторять нельзя, нужно заменять любым другим движением. Игра проходит на выбывание.
Вежливое движение.
Водящий показывает и называет различные движения, которые нужно повторять. Дети выполняют только те движения, которые сопровождаются вежливой просьбой - «пожалуйста!». Игра проходит на выбывание.
Лилипуты – великаны.
На игровой площадке проводится линия или чертится круг. Дети встают в одну шеренгу по линии или в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга.Перед шеренгой или в центре круга стоит водящий и начинает игру под рифмовку:
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали –
Великанами мы стали
Произнося слова «великаны» и «карлики», ведущий сопровождает их движениями рук: при слове «великан» — поднимает руки вверх, а при слове «карлик» — опускает их ладонями вниз. Дети при слове «великан» должны встать и поднять руки вверх, а при слове «карлик» присесть, положив ладони на колени.
Учитывая, что игра рассчитана на внимательность детей, слова и жесты водящего могут не совпадать: при слове «великан» — руки могут быть опущены, а при слове «карлик» — подняты. Поэтому дети должны внимательно слушать слова и не попадаться на ложный жест.
Воробьи – вороны.
Дети делятся на две команды: воробьи и вороны. Они располагаются шеренгой спиной друг к другу. Водящий называет слово вороны – «вороны» разворачиваются и догоняют воробьев и наоборот. Побеждает команда, поймавшая больше всего игроков из команды соперников.
Класс, смирно!
Дети строятся в одну шеренгу. Водящий стоит перед детьми. По его указанию и показу дети должны выполнить движение только в том случае, если было произнесено слово "класс". Если играющий допустил ошибку: не выполнил движение, или выполнил без указания "класс", то он делает шаг вперед. Выигрывают те, кто не сделал ни одного шага вперед.
7.Игры малой подвижности.
Тишина.
Тишина у пруда,
Не колышется вода,
Не шумят камыши,
Засыпайте первыши.
Дети идут в колонне по одному.
После слов дети останавливаются, приседают, наклоняют голову и закрывают глаза. Тот, кто пошевелится, встает в конце колонны.
Ручеек.
Дети идут в колонне по двое. По команде учителя «Ручеёк» дети останавливаются, берутся за руки и поднимают руки вверх. Каждая пара, начиная с последней, одна за другой пробегает внутри (под руками) и становится впереди, поднимая руки вверх.
Море волнуется…
Дети выполняют волнообразные движения руками и произносят слова:
Море волнуется – раз,
Море волнуется – два,
Море волнуется – три,
Морская фигура – замри!
Дети замирают в позе, изображающей морское животное.
Водяной.
Дедушка - Водяной!
Что сидишь ты под водой?
Выйди, выйди хоть на час.
Угадай кого из нас!
Дети стоят в кругу, водяной в центре. Дети идут по кругу и говорят слова, после слов: - выйди, выйди... водяной идет с закрытыми глазами, руки вперед, кого заденет, того и угадывает.
Царь горох.
- Здравствуйте, дети!
дети отвечают:
- Здравствуй, Царь Горох!
Царь Горох спрашивает:
-Где вы бывали? Что вы видали?
дети отвечают:
Что мы видели - не скажем, А что делали - покажем.
8. Эстафеты со спортивным инвентарем.
Эстафеты с мячом.
- По сигналу судьи капитаны одновременно бросают мячи впереди стоящим игрокам своих команд. Поймав мяч, игрок выполняет бросок обратно капитану, а сам занимает место в конце колонны. Затем капитан бросает мяч второму игроку, а получив его обратно – третьему и т.д. по порядку. Кинув мяч капитану, каждый играющий убегает в конец колонны. Эстафета заканчивается, когда у стартовой линии окажется игрок, который первым ловил мяч, брошенный капитаном.
- По сигналу судьи стоящий впереди игрок одной из колонн выполняет бросок первому игроку противоположной колонны, а сам встает в конец своей колонны. Игрок, принимающий мяч, так же вновь направляет его в противоположную колонну, а сам встает в конец своей колонны, и т.д. Броски мяча выполняются двумя руками от груди.
- Встречная передача мяча в колоннах. Игра заканчивается, когда команды займут первоначальное положение.
- Перед каждой командой на расстоянии 15 м находится обруч, в котором лежит баскетбольный мяч. По сигналу судьи первый участник каждой команды бежит к обручу, берет баскетбольный мяч и выполняет им 3 удара о пол одной рукой рядом с обручем, затем кладет мяч обратно в обруч, бегом возвращается к своей команде и касанием руки передает эстафету другому игроку, который выполняет то же самое, затем передает эстафету третьему игроку, и т.д. Правильно выполненным заданием считается каждый отскок мяча от пола после удара одной рукой. Допускается ловить мяч двумя руками.
- От линии старта каждый игрок команды ведет баскетбольный мяч одной рукой «змейкой» между фишками (стойками); возвращаясь обратно, ведет мяч так же. На стартовой линии он передает мяч следующему игроку из рук в руки. Однако тот не может начать эстафету, пока предыдущий игрок не пересечет стартовую линию.
- По сигналу судьи участник каждой команды бежит к обручу, берет теннисный мяч, затем бежит к «огневому рубежу» и выполняет бросок в отверстие мишени-экрана. Если игрок попал в мишень, он бегом возвращается к своей команде и касанием руки передает эстафету второму игроку. В случае промаха возвращается к обручу, берет второй теннисный мяч и повторяет попытку, в случае повторного промаха – делает еще одну попытку .
- По сигналу судьи участник каждой команды бежит с футбольным мячом в руках до фишки (стойки), обегает ее и возвращается обратно. На линии старта он передает мяч следующему участнику команды из рук в руки.
- По сигналу судьи капитаны одновременно бросают мячи впереди стоящим игрокам своих команд. Поймав мяч, игрок бросает его обратно капитану и сразу приседает. Затем капитан бросает мяч второму игроку, а получив его обратно – третьему, и т.д.
Эстафеты с обручем.
- Обручи разложены в направлении движения каждой команды. Взяв обруч перед собой, игроки проходят через него, кладут на место и продолжают двигаться дальше, к следующим обручам.
- Прыжки через обруч, как через скакалку (вперёд, назад).
- Каждый игрок, двигаясь к финишу выполняет вращательные движения обруча.
- Каждый игрок , расположив обруч вертикально и подталкивая, продвигает его к финишу.
- Прыжки по «кочкам».
- Каждому игроку(всей команде, держась за пояс впереди идущего) следует обежать "змейкой" лежащие на земле обручи, продвигаясь то слева от них, то справа.
- Для игры потребуется 3 обруча. Один из них будет полянкой с дарами леса (яблоками и грибами). Второй обруч - кладовка зайчиков, которую нужно быстрее заполнить яблоками. Третий обруч - кладовка белочек, которую нужно заполнить грибами. Побеждает команда, которая быстрее справится.
Эстафеты со скакалкой.
- Игроки каждой команды строятся за общей линией старта в колонну по одному. Перед каждой колонной на расстоянии 10 - 12 м ставится поворотная стойка. По сигналу направляющий в колонне выбегает из - за стартовой линии и продвигается вперед, прыгая через скакалку. У поворотной стойки он складывает скакалку вдвое и перехватывает ее в одну руку. Обратно он двигается, прыгая на двух ногах и вращая скакалку под ногами горизонтально. На финише участник передает скакалку очередному игроку своей команды, а сам становится в конец своей колонны. Выигрывает команда, игроки которой точнее и раньше закончат эстафету.
- Встречная эстафета с обручем и скакалкой. Команды строятся как на встречной эстафеты. У направляющего первой подгруппы - гимнастический обруч, а у направляющего второй подгруппы - скакалка. По сигналу игрок с обручем устремляется вперед, прыгая через обруч (как через скакалку). Как только игрок с обручем пересечет линию старта противоположной колонны, стартует игрок со скакалкой, который продвигается вперед, прыгая через скакалку. Каждый участник после выполнения задания передает инвентарь очередному игроку в колонне. Так продолжается до тех пор, пока участники не выполнят задание и не поменяются местами в колоннах. Пробежки запрещены.
- Двигаясь к финишу, двое игроков крутят скакалку, третий прыгает. Побеждает та команда, в которой все игроки окажутся на противоположной стороне площадки.
- Прыжки через скакалку парами.
9.Список использованной литературы.
1. Е.М.Геллер. Игры на переменах для школьников 1-3 кл.М. Физкультура и спорт.1985г.
2. Е.м.Минскин. Игры и развлечения в группе продлённого дня. М. Просвещение. 1983г.