Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 1-4 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009г. N 373 (ред. от 31.12.2015г.), примерной программы начального общего образования по окружающему миру(протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) и авторской программы А. А. Плешакова.Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы (из сборника рабочих программ «Школа России») - М: «Просвещение», 2017г.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ПООКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 3 КЛАСС.
Школа России.
№ п/п | Дата | Тема урока. | Планируемые результаты (личностные и метапредметные). Характеристика деятельности. | Домашнее задание |
Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникатив ные УУД | Регулятивные УУД | |
1 | | Природа. Ценность природы для людей | - сравнивать и классифицировать объекты неживой и живой природы; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. | - работать в паре: анализировать текст учебника, извлекать нужную информацию; - адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диалога. | - определять цели изучения раздела «Как устроен мир»; - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; - осуществлять само- и взаимопроверку. | С.6-9 |
2 | | Человек | - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. - перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. | - работать в паре: наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека; - адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диалога. | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; | С.10-15 |
3 | | Наши проекты: «Богатства, отданные людям» | - перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. - собирать материал в краеведческой литературе, при посещении музея, в ходе интервью, в Интернете; | - распределять обязанности в группе; | - планировать проектную деятельность; - оформлять проект; - подбирать иллюстративный материал, изготавливать недостающие иллюстрации | С.16-17 |
4 | | Общество | - работать в группе: извлекать информацию из текста учебника и таблицы, рассуждать и делать выводы на основании информации учебника | - работать в группе; - адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диалога | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; - осуществлять само- и взаимопроверку. | С.18-23 |
5 | | Что такое экология | - анализировать текст, схемы, иллюстрации учебника; - моделировать связи организмов с окружающей средой, оценивать модели | - высказывать и обосновывать предположения | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; - осуществлять само- и взаимопроверку. | С.24-28 |
6 | | Природа в опасности! Охрана природы | - работать со взрослыми: готовить сообщение, используя дополнительную литературу. | - работать в группе: рассуждать, делать выводы, приводить примеры ответственного отношения к природе; - адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диалога; - работать со взрослыми. | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; - осуществлять само- и взаимопроверку. | С.29-33 |
7 | | Обобщение знаний по теме «Как устроен мир». Проверочная работа | - выполнять тесты с выбором ответа | | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; -оценивать свои знания и умения; - понимать причины успехов и неудач; - видеть и исправлять ошибки. | С.34 |
8 | | Тела, вещества, частицы | - работать с дополнительной литературой (рекомендованной учителем); | - высказывать и доказывать предположения на основании наблюдения за результатами опыта; - работать в группе: выполнять задания и самопроверку с помощью учебника | - определять цели изучения раздела «Эта удивительная природа»; - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; | С.36-40 |
9 | | Разнообразие веществ | - использовать лабораторное оборудование; - фиксировать результаты исследования в рабочей тетради (в форме таблицы); - работать с дополнительной литературой | - работать в группе: выполнять действия по алгоритму, выполнять практическую работу, описывать вещества по плану, работать с учебником | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; | С.41-45 |
10 | | Воздух и его охрана | - работать с дополнительной литературой4 - наблюдать опыт: понимать цель, ход опыта, делать вывод, фиксировать результаты. | - работать в паре: извлекать информацию из текста учебника, выполнять задания, осуществлять самопроверку | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; - анализировать круговую диаграмму. | С.46-50 |
11 | | Вода | - работать с дополнительной литературой; - исследовать свойства воды (по инструкции в учебнике); - работать с текстом учебника: определять и раскрывать главную мысль, анализировать схемы | - работать с текстом в паре; - формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; | С.51-54 |
12 | | Превращения и круговорот воды | - работать с дополнительной литературой; - наблюдать учебный эксперимент, высказывать предположения, делать выводы; - работать со схемами в учебнике: анализировать, объяснять, моделировать круговорот воды в природе | - формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; | С.55-58 |
13 | | Берегите воду! | - анализировать схему, фотодокументы; - работать с дополнительной литературой | - формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога - высказывать предположения, проверять их с помощью учебника; - работать в группе по алгоритму; - интервьюиро вать взрослых | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; | С.59-63 |
14 | | Что такое почва | - выполнять практическую работу с целью проверки предположений; - анализировать рисунки, схемы учебника, моделировать связи почвы и растений | - высказывать и обосновывать свои предположения; | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; | С.64-68 |
15 | | Разнообразие растений | - работать с текстом и рисунками учебника – доказывать свои предположения; - работать с дополнительной литературой | - работать в группе: классифицировать объекты, составлять задания, задавать вопросы, осуществлять само- и взаимопроверку. | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; | С.69-73 |
16 | | Солнце, растения и мы с вами | - анализировать схему: выявлять сходство и различие процессов; рассказывать с опорой на схему; - моделировать процессы дыхания и питания растений | - работать в группе: обсуждать ответы на вопросы, определять затруднения; работать с текстом (находить в тексте ответы на вопросы) | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; | С.74-77 |
17 | | Размножение и развитие растений | - читать схему (характеризовать этапы развития растения из семени); - выполнять практическую работу: делать выводы | - выполнять практическую работу в парах, высказывать предположения | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; | С.78-81 |
18 | | Охрана растений | - получать информацию из дополнительной научно-популярной литературы («Великан на поляне», «Зеленые страницы»). | - высказывать и обосновывать свои предположения | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; - формулировать выводы. | С.82-86 |
19 | | Разнообразие животных | - пользоваться атласом – определителем; - работать с текстом и рисунками учебника – доказывать свои предположения. | - работать в группе: классифицировать объекты, составлять задания, задавать вопросы, осуществлять взаимопроверку и самопроверку. | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке. | С.87-93 |
20 | | Кто что ест? | - находить в краеведческой литературе материалы о природе родного края; - работать с дополнительной литературой (рекомендованной учителем); - моделировать цепи питания; | - распределять роли и обязанности в группе | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке. | С.94-97 |
21 | | Наши проекты: «Разнообразие природы родного края» | - находить в краеведческой литературе материалы о природе родного края; - работать с дополнительной литературой (рекомендованной учителем); | - работать в группе: классифицировать объекты, составлять задания, задавать вопросы, осуществлять взаимопроверку и самопроверку. | - определять цели и этапы работы над проектом; - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке. | С.98-99 |
22 | | Размножение и развитие животных | - сопоставлять информацию, представленную на иллюстрациях и в тексте учебника; - извлекать информацию из дополнительной литературы | - работать в группе: обсуждать и представлять информацию. | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; - моделировать процессы, происходящие в природе | С.100-105 |
23 | | Охрана животных | - получать информацию из текста учебника, дополнительной научно – популярной литературы («Великан на поляне», «Зеленые страницы», «Красная книга России»). | - работать в группе: обсуждать и представлять информацию. | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; - формулировать выводы. | С.106-111 |
24 | | В царстве грибов | - извлекать информацию из иллюстраций и текста учебника, дополнительной литературы; - соотносить новые знания со своим опытом. | - формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога. | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; | С.112-117 |
25 | | Великий круговорот жизни | - извлекать информацию из иллюстраций и текста учебника, дополнительной литературы; | - формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога. | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; | 118-120 |
26 | | Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». Проверочная работа | - выполнять тесты с выбором ответов. | | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; -оценивать свои знания и умения; - понимать причины успехов и неудач; - видеть и исправлять ошибки. | С.120 вопросы |
27 | | Организм человека | - анализировать схемы в учебнике; - заполнять таблицу на основании текста учебника; | - осуществлять практическую работу в парах | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; | С.122-125 |
28 | | Органы чувств | - извлекать информацию из иллюстраций и текста учебника, дополнительной литературы, готовить рассказ по предложенному плану; - формулировать определения понятий | - работать в группе: обсуждать и представлять информацию; - участвовать в учебном эксперименте: высказывать предположения, делать выводы; | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; | С.126-129 |
29 | | Надежная защита организма | - заполнять таблицу с помощью текста учебника; - извлекать информацию из иллюстраций и текста учебника, дополнительной литературы, - выполнять практическую работу. | - в паре осваивать приемы оказания первой помощи при повреждениях кожи; | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; | 130-133 |
30 | | Опора тела и движение | - переводить текстовую информацию в условные знаки и схему; - извлекать информацию из иллюстраций и текста учебника, дополнительной литературы, | - формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; — приходить к общему мнению в совместной деятельности | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; | С.134-137 |
31 | | Наше питание | - выполнять практическую работу по определению пищевой ценности продуктов; - переводить текстовую информацию в таблицу; | - формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; — приходить к общему мнению в совместной деятельности | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; | С.138-141 |
32 | | Наши проекты: «Школа кулинаров» | - знать способы работы с информацией | - работать в паре; - обсуждают свои рассуждения; - представлять результаты проектной деятельности. | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; - определять цель, задачи проекта, планировать проектную деятельность | С.142-143 |
33 | | Дыхание и кровообращение | - устанавливать взаимосвязи в работе систем организма человека; - работать с разными дополнительными источниками информации; - соотносить информацию текста учебника и электронного приложения. | - работать в группе: высказывать предположения, обсуждать ответы на вопросы, извлекать информацию из текста. — приходить к общему мнению в совместной деятельности | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; | С.144-146 |
34 | | Умей предупреждать болезни | - формулировать правила и на их основе составлять памятку; - работать с дополнительной литературой | - работать в группе: обсуждать и делать выводы; — приходить к общему мнению в совместной деятельности | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; | С.147-149 |
35 | | Здоровый образ жизни | - структурировать материал с помощью схемы (кластера); - работать с дополнительной литературой | - работать в группах: создавать памятку; — приходить к общему мнению в совместной деятельности | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; | С.150-153 |
36 | | Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье». Проверочная работа | - выполнять тест | | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; -оценивать свои знания и умения; - понимать причины успехов и неудач; - видеть и исправлять ошибки. | С.154-170 |
37 | | Огонь, вода и газ | - составлять алгоритм действий на основе текста; - анализировать схему эвакуации из школы | - формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; — приходить к общему мнению в совместной деятельности | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; | С.4-7 |
38 | | Чтобы путь был счастливым | - моделировать свои действия в ходе ролевой игры; | - работать в группе: обсуждать ситуации, принимать коллективное решение на основании анализа материалов учебника | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; | С.8-13 |
39 | | Дорожные знаки | - анализировать дорожные знаки, по цвету и форме делать предположения об их значении; - работать с разными источниками информации | - формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; — приходить к общему мнению в совместной деятельности | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; - выполнять тест | С.14-17 |
40 | | Наши проекты: «Кто нас защищает» | - знать способы работы с информацией | - работать в паре; - обсуждают свои рассуждения; - представлять результаты проектной деятельности | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; - определять цель, задачи проекта, планировать проектную деятельность | С.18-19 |
41 | | Опасные места | - анализировать рисунок, извлекать из него информацию; - переводить текст в памятку и условные знаки; | - формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; — приходить к общему мнению в совместной деятельности | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; | С.20-24 |
42 | | Природа и наша безопасность | - работать с разными дополнительными источниками информации | - работать в парах: извлекать информацию из дополнительной литературы | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; - формулировать правила, делать выводы | С.25-30 |
43 | | Экологическая безопасность | - работать с разными дополнительными источниками информации | - работать в парах: формулировать определения понятий, моделировать взаимосвязи между объектами в окружающем мире; - выполнять практическую работу в парах | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; | С.31-36 |
44 | | Обобщение знаний по теме «Наша безопасность». Проверочная работа | | | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; -оценивать свои знания и умения; - понимать причины успехов и неудач; - видеть и исправлять ошибки. | С.36 вопросы |
45 | | Для чего нужна экономика | - работать с понятиями: анализировать и формулировать определения - работать с разными дополнительными источниками информации | - формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; — приходить к общему мнению в совместной деятельности | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; | С.38-41 |
46 | | Природные богатства и труд людей – основа экономики | - выполнять простейший опорный конспект на основе текста; - работать с разными источниками информации | - работать в группах: раскрывать тему по предложенному плану; - сотрудничать со взрослыми при получении информации | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; | С.42-45 |
47 | | Полезные ископаемые | - извлекать информацию из дополнительной литературы; -выделять существенные признаки предметов, характеризовать объекты неживой природы; - переводить текстовую информацию в таблицу | - работать в парах; - формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; — приходить к общему мнению в совместной деятельности | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; | С.46-50 |
48 | | Растениеводство | - определять объекты живой природы с помощью атласа – определителя; - исследовать объект живой природы и описывать его по плану | - работать в группе; - формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; — приходить к общему мнению в совместной деятельности; -интервьюировать работников сельского хозяйства | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; | С.51-55 |
49 | | Животноводство | - формулировать определения | - работать в парах: составлять рассказ по фотографиям и по плану, осуществлять самопроверку; -интервьюировать работников сельского хозяйства | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке | С.56-59 |
50 | | Какая бывает промышленность | - извлекать информацию из текста учебника и соотносить ее со своими предположениями | - сотрудничать со взрослыми в поиске информации | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; - устанавливать взаимосвязи; -устанавливать соответствия | С.60-63 |
51 | | Наши проекты: «Экономика родного края» | - знать способы работы с информацией, источники информации | - работать в паре; - обсуждают свои рассуждения; - представлять результаты проектной деятельности | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; - определять цель, задачи проекта, планировать проектную деятельность | С.64-65 |
52 | | Что такое деньги | - формулировать определения с использованием учебника; - выполнять практическую работу: делать выводы | - выполнять практическую работу в паре: сравнивать объекты по внешнему виду; - участвовать в ролевой игре: определять цель и правила игры, делать выводы | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке | С.66-70 |
53 | | Государственный бюджет | - работать с терминами; - анализировать и заполнять таблицу на основе текста | - формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; — приходить к общему мнению в совместной деятельности; | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке | С.71-74 |
54 | | Семейный бюджет | - работать с терминами; - анализировать и заполнять таблицу на основе текста | - работать в группе: высказывать свою точку зрения, договариваться о выполнении задания | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке | С.7578 |
55 | | Экономика и экология | - работать с терминами; - анализировать и заполнять таблицу на основе текста | - высказывать предположения и проверять их с помощью текстов учебника, прогнозировать развитие ситуации; - формулировать вопросы; - сотрудничать со взрослыми в поиске информации | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке | С.79-84 |
56 | | Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика». Проверочная работа | - переводить текстовую информацию в таблицу | - высказывать предположения и проверять их с помощью текстов учебника, прогнозировать развитие ситуации; - формулировать вопросы; - сотрудничать со взрослыми в поиске информации | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; -оценивать свои знания и умения; - понимать причины успехов и неудач; - видеть и исправлять ошибки. | С.84 вопросы |
57 | | Золотое кольцо России | - знать города Золотого кольца России; - знать достопримечательности городов Золотого кольца России; - показывать маршрут путешествия на карте России | - работать в группе: заполнять таблицу с помощью текста в учебнике, выбирать способ выполнения задания; - задавать вопросы | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; | С.86-89 |
58 | | Золотое кольцо России | - работать с дополнительной литературой, готовить сообщения | - выступать с сообщениями; - работать в группе: совместно разрабатывать экскурсию, викторину, представлять результаты совместной работы; - задавать вопросы и отвечать на вопросы викторины | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; | С.90-94 |
59 | | Золотое кольцо России | С.95-97 |
60 | | Наши проекты: «Музей путешествий» | - знать способы работы с информацией; - работать со словарем: определять значение непонятных слов | - работать в паре; - обсуждают свои рассуждения; - представлять результаты проектной деятельности | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; - определять цель, задачи проекта, планировать проектную деятельность | С.98-99 |
61 | | Наши ближайшие соседи | - формулировать определения (самостоятельно или с помощью толкового словаря); - готовить сообщения, используя дополнительную литературу | - выполнять практическую работу в группе: с помощью карты определять соседей России, договариваясь о способе деятельности; | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; | С.100-105 |
62 | | На севере Европы | - извлекать познавательную информацию из карты, таблицы, текста | - работать в группе: получать информацию из текста учебника, определять форму ее представления, выступать с сообщениями | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; | С.106-117 |
63 | | Что такое Бенилюкс | - извлекать познавательную информацию из карты, таблицы, текста | - работать в группе: получать информацию из текста учебника, определять форму ее представления, выступать с сообщениями | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; | С.118-124 |
64 | | В центре Европы | - извлекать познавательную информацию из карты, таблицы, текста | - работать в группе: получать информацию из текста учебника, определять форму ее представления, выступать с сообщениями | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; | С.125-131 |
65 | | По Франции и Великобритании | - извлекать познавательную информацию из карты, таблицы, текста | - работать в группе: получать информацию из текста учебника, определять форму ее представления, выступать с сообщениями | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; | С.132-141 |
66 | | На юге Европы | - извлекать познавательную информацию из карты, таблицы, текста | - работать в группе: получать информацию из текста учебника, определять форму ее представления, выступать с сообщениями | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; | С.142-148 |
67 | | По знаменитым местам мира | - получать информацию из дополнительной литературы, представлять ее участникам группы; - работать с картой | - работать в группе: самостоятельно изучать информацию и представлять ее участникам группы | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; | С.149-153 |
68 | | Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам». Повторение изученного в 3 классе . Обобщающий урок. | - выполнять тест с выбором ответов | | - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; - оценивать достижения на уроке; -оценивать свои знания и умения; - понимать причины успехов и неудач; - видеть и исправлять ошибки. | С.154-170 |