Муниципальное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №16» села Александровского Александровского района Ставропольского края «Согласовано» Руководитель МО учителей начальных классов __________Т.И. Фоминко Протокол №1от 29.08.2018г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР МОУ СОШ №16 _________Л.А. Алексишина 29.08.2018 г. | «Утверждаю» Директор МОУ СОШ №16 ___________ А. В. Малюкин Приказ № 160 от 30.08.2018 г. | РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку для 2 в класса (I ступень, начальное общее образование) наименование учебного предмета, класс, ступень, уровень общего образования Срок реализации программы: 2018—2019 учебный год Ф.И.О. учителя: Московец Е. Ю. Количество часов всего – 170ч В неделю – 5ч Контрольные диктанты-6 Развитие речи-34 Контрольные словарные диктанты-4 Р.к.-9 Рабочая программа по русскому языку разработана на основе: - авторской рабочей программы В. П. Канакиной «Русский язык» , 2011г., - методического пособия В. Г. Горецкого, Н. М.Белянковой, Москва, Просвещение, 2012 год, (УМК «Школа России»), - учебника, В. П. Канакина, В.Г..Горецкий «Русский язык», 2 класс, в двух частях, Москва, Просвещение, 2011год, (УМК «Школа России») ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы авторской программы В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык» - «Школа России» 2011 г. Рабочая программа по русскому языку разработана на основании нормативно-правовых документов: - Учебный план на 2018-2019 учебный год - Учебная программа по математике - ФГОС Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений, навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Преобладающей формой текущего контроля выступают письменные (контрольные диктанты, словарные диктанты, сочинения и изложения, тестовые работы, письмо по памяти) и устный опрос. Для реализации программы используются следующие педагогические технологии: игровая технология и ИКТ, здоровьесберегающая технология, технология личностно-ориентированного обучения, технология проблемного обучения. 1. Технология проблемного обучения формирует самостоятельное мышление, разрешение нестандартных проблем путем применения знаний полученных в учебном процессе. На уроках будут использованы различные приемы проблемных ситуациях: изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос, побуждение ребят сравнивать, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы из разрешенной ситуации. 2. Игровые ситуации активизируют мышление, внимание, память, повышают интерес к изучаемому предмету, обеспечив при этом легкость его усвоения. На уроках можно использовать индивидуальные, групповые или коллективные дидактические игры – игры соревнования («Кто прав», «Кто больше и быстрее», «Сложи словечко», «Распредели»). 3. Дидактические достоинства интерактивных уроков – быстрота подачи и смена демонстрационного материала, красочность и подлинность увиденного. На уроках будут использоваться демонстрация видеосюжетов и иллюстративных фрагментов электронных систем обучения, собственные учебные презентации и задания для фронтальной работы с учащимися. 4. Здоровьесберегающая технология необходима для предупреждения утомляемости учащихся, сохранению здоровья учащихся: осанки, выработки правильного дыхания и требует индивидуального подхода к учащимся (смена различных видов деятельности). 5. Технология личностно-ориентированного обучения необходима для создания оптимальных условий для развития личности. Для организации личностно-ориентированного обучения используется групповая форма. При групповом способе дифференциации детям предлагается задания разной сложности: для слабых учащихся – легкие задания, для наиболее подготовленных учеников – задания более сложные. 6. Гуманно-личностные технологии направлены на раскрытие гуманистической сущности, оказывают психотерапевтическую поддержку личности, помощь. Они, отвергая принуждение, "исповедуют" идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы. 7. Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание занятия, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются: • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся; • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. Общая характеристика учебного предмета Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»: — формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; — развитие диалогической и монологической устной и письменной речи; — развитие коммуникативных умений; — развитие нравственных и эстетических чувств; — развитие способностей к творческой деятельности. Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета: • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе; • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты; • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь. Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями: • система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис); • орфография и пунктуация; • развитие речи. Во 2 классе в содержании программного материала значимое место продолжают занимать фонетико-графические знания и умения; их формирование и совершенствование происходит на основе закрепления, систематизации и углубления уже отработанных в 1 классе. Совершенствуются умения слышать звуки русского языка в слове, правильно их произносить, устанавливать последовательность звуков в слове, различать особенности гласных и согласных в слове, ударных и безударных гласных, твердых и мягких согласных, глухих и звонких, парных по глухости-звонкости согласных; соотносить звуки и буквы, устанавливать их роль в слове; правильно называть буквы алфавита, записывать слова без пропусков и перестановки букв, обозначать мягкость согласного звука буквами и, е, ё, ю, я и мягким знаком (ь). Совершенствуются навыки написания слов с буквосочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу, а также чк, чн, щн; правил переноса слов; написания двойных согласных в слове (ванна, класс), формируется навык написания слов с мягким разделительным знаком. Существенная роль отводится формированию навыка правописания слов с безударными гласными и парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне слов, предупреждению орфографических ошибок. Во многих текстах выделены орфограммы, и на них обращается внимание детей при списывании текста, или при письме по памяти, или под диктовку. На основе полученных знаний о звуках русского языка, об ударении идет обучение русскому литературному произношению звуков и их сочетаний в словах (что, скучно, помощник, скворечник), а также нормам ударения в словах и формах слов, наиболее употребительных в речи {магазин, звонить, повторить, взяли — взяла, занят — занята). Во 2 классе закладываются основы для формирования грамматических понятий: синтаксических (предложение, основа предложения, члены предложения, главные члены предложения, подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения); словообразовательных (родственные или однокоренные слова, корень слова); морфологических (части речи, имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог). Учащимся дается общее представление об этих понятиях и некоторых их существенных признаках, о связи между признаками понятий и самими понятиями. Усвоение грамматических: понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, обобщать; активизируется и обогащается лексический запас словами различных частей речи и их формами, формируются умения воспроизводить значения слов, правильно выбирать и употреблять слова в общении, совершенствуются навыки правописания гласных и согласных в корне, однокоренных слов и форм слов, написания заглавной буквы в именах собственных, раздельного написания предлогов со словами и частицы не с глаголами. Существенное значение отводится лексической, синтаксической работе, формированию специальных речевых умений, необходимых для восприятия, анализа, и создания речевых высказываний. Уточняется и углубляется представление о нашей речи, ее видах и формах, языке как средстве общения между людьми. Ведется наблюдение над предложениями, различными по цели высказывания и интонации (без введения терминов), по структуре (распространенные и нераспространенные), наблюдение за порядком слов, смыслом предложений, связью слов в предложении, оформлением предложений в устной и письменной речи (прозаическом, стихотворном тексте, диалогической речи). Учащиеся учатся составлять предложения, различные по цели высказывания и интонации, по заданным схемам, вопросам, опорным словам, определенной теме, рисунку, учатся определять связь слов в предложении, устанавливать последовательность предложений в тексте. Уточняется и углубляется представление о лексическом значении слов, об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слов, об антонимах и синонимах, о тематических группах слов; ведется наблюдение над использованием этих слов в общении, вводятся термины. Продолжается работа с толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями, словарем синонимов и антонимов; внимание учащихся может быть привлечено к этим словарям при изучении любой темы курса русского языка. Формирование специальных речевых умений проводится в процессе анализа текста-образца и в процессе коллективного создания текста (под руководством учителя). Уточняется представление о тексте и его признаках, совершенствуются умения определять тему, главную мысль, подбирать заголовок. Проводится наблюдение над структурой текста (вводная, основная, заключительная части), развиваются умения выделять эти части, определять их микротемы, подбирать заголовок к каждой части и всему тексту, устанавливать последовательность и связь предложений в частях текста и частей в тексте. Формируется общее представление о типах текста, в которых: 1) передается сообщение на определенную тему (повествовательный текст); 2) описывается предмет либо его части (описательный текст); 3) доказывается какая-либо мысль (текст-рассуждение); 4) развивается умение распознавать эти тексты и создавать тексты определенного типа под руководством учителя. Совершенствуются умения различать стихотворный и прозаический, художественный и научно-деловой тексты, текст-диалог и текст-монолог. Учащиеся учатся читать, осознавать и работать с лингвистическим текстом. Программа составлена в соответствии с авторским курсом В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык» - «Школа России». Место учебного предмета в учебном плане Согласно учебному курсу МБОУ СОШ №8 на изучение русского языка во 2 классе выделяется 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели). Планируемые результаты изучения курса "Русский язык" ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД: представление о своей этнической принадлежности; развитие чувства любви к родине, чувства гордости за свою родину, народ, великое достояние русского народа — русский язык; представление об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.); осмысление необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле; осознавание положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку; представление о своей родословной, о достопримечательностях своей малой родины; положительное отношение к языковой деятельности; заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности; понимание нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные нормы; развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.; этические чувства (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, учителей; развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности; представление о бережном отношении к материальным ценностям; развитие интереса к проектно-творческой деятельности. МЕТАПРЕДМЕНТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД: учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках) в планировании и контроле способа решения; выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках); проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами; понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи; выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД: осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты); ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника); работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно; осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях; пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач; пользоваться словарями и справочным материалом учебника; осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст); составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку; анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности); осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя); ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения; находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий; осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям; обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно); делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.); осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте. Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД: слушать собеседника и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.); выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками; задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания; признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение и аргументировать его; работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи; ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Общие предметные результаты освоения программы: понимание значения русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения; воспитание уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа, и языкам, на которых говорят другие народы; понимание русского языка как великого достояния русского народа, как явления национальной культуры, как развивающегося явления; первоначальное представление о некоторых нормах русского языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета (в объёме изучаемого курса); начальные умения выбирать адекватные языковые средства при составлении небольших монологических высказываний; овладение первоначальными научными представлениями о системе и структуре русского языка, знакомство с некоторыми языковыми понятиями и их признаками из разделов: фонетика и графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис (в объёме изучаемого курса); применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания в процессе выполнения письменных работ (в объёме изучаемого курса); первоначальные умения проверять написанное; овладение учебными действиями с изучаемыми языковыми единицами; формирование начальных умений находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, слог, слово, слово как часть речи, слово как член предложения, предложение (в объёме изучаемого курса). Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы Развитие речи Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса. Обучающийся научится: участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения); (самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя); пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач; различать устную и письменную речь; различать диалогическую речь; понимать особенности диалогической речи; отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений; анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте; понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста; читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать; составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу. Обучающийся получит возможность научиться: анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания; соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника; озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли; распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение; замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность; составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки); находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы); составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определённую тему; составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников (помещённых в учебнике); письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по вопросам; проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении. Система языка Фонетика, орфоэпия, графика Обучающийся научится: различать понятия «звук» и «буква», правильно называть буквы и правильно произносить звуки в слове и вне слова; определять качественную характеристику звука: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного); характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам; понимать характеристику звука, представленную в модели (в звуком обозначении); анализировать, сравнивать, группировать слова по указанным характеристикам звуков; определять функции букв е, ё, ю, я в слове; определять способы обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й’]; определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и классифицировать слова по слоговому составу; определять ударный и безударные слоги в слове; правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту; использовать знание алфавита при работе со словарями; определять функцию мягкого знака (ь) как разделительного; устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я и мягким знаком — показателем мягкости согласного звука: коньки, ёлка, маяк; находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (моряк, ёж, лось, друг, сказка); произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём учебника). Обучающийся получит возможность научиться: осуществлять звуко-буквенный разбор простых по составу слов с помощью заданного в учебнике алгоритма; устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительным мягким знаком (ь): шью, друзья, вьюга; применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и орфоэпии (различать ударные и безударные гласные, согласные звонкие–глухие, шипящие, мягкие и твёрдые и др.); пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацем. Лексика Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса. Обучающийся научится: • осознавать слово как единство звучания и значения; выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю; различать однозначные и многозначные слова (простые случаи); иметь представление о синонимах и антонимах; распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы; подбирать к предложенным словам 1—2 синонима или антонима; наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи; наблюдать над словами, употреблёнными в прямом и переносном значении. Обучающийся получит возможность научиться: выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю; на практическом уровне распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи); замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении; пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач. Состав слова (морфемика) Обучающийся научится: осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные слова»; владеть первоначальными признаками для опознавания однокоренных слов среди других (неоднокоренных) слов; распознавать группы однокоренных слов при решении учебной задачи; подбирать родственные (однокоренные) слова к данному слову либо с заданным корнем; определять в слове корень (простые случаи), пользуясь заданным алгоритмом (памяткой определения корня слова). Обучающийся получит возможность научиться: различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы; подбирать однокоренные слова и формы слов с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова. Морфология Обучающийся научится: различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов), вопросы, на которые они отвечают, и соотносить их с определённой частью речи; находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков: имя существительное, имя прилагательное, глагол; находить имена существительные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам кто? и что?, собственные и нарицательные имена существительные, определять форму числа имён существительных; находить имена прилагательные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа имён прилагательных, роль в предложении; находить глаголы, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа глаголов, роль в предложении; узнавать личные местоимения, понимать их значение и употребление в речи; находить предлоги и понимать их роль в предложении и тексте; подбирать примеры слов разных частей речи и форм этих слов. Обучающийся получит возможность научиться: различать грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков, определять их синтаксическую функцию в предложениях; выявлять принадлежность слова к определённой части речи на основе усвоенных признаков, определять признаки частей речи; различать имена существительные, употреблённые в форме одного числа (ножницы, кефир); выявлять роль разных частей речи в художественном тексте; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях. Синтаксис Обучающийся научится: различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи; определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения; соблюдать в устной речи интонацию конца предложений; сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию, (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения; находить главные члены предложения (основу предложения): подлежащее и сказуемое; различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации на виды); устанавливать связи слов между словами в предложении; соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме; восстанавливать деформированные предложения; составлять предложения по схеме, рисунку, на определённую тему. Обучающийся получит возможность научиться: опознавать предложения распространённые и нераспространённые; составлять такие предложения, распространять нераспространённые предложения второстепенными членами; находить предложения с обращениями. Орфография и пунктуация Обучающийся научится: — применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении; написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением и без ударения); отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чт, чн, щн, нч; перенос слов; прописная буква в начале предложения, в именах собственных; проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике), в том числе удвоенные буквы согласных; разделительный мягкий знак (ь); знаки препинания конца предложения (. ? !); раздельное написание предлогов с именами существительными; раздельное написание частицы не с глаголами; — применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании; — безошибочно списывать текст с доски и учебника объёмом 40—50 слов; — писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами объёмом 30—40 слов. Обучающийся получит возможность научиться: определять разновидности орфограмм и соотносить их изученными с правилами; разграничивать орфограммы на изученные правила письма и неизученные; обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах; применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря; пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами. Тематическое планирование Содержание программы | Повторение. Язык и речь | Текст | Предложение | Слова, слова, слова… | Звуки и буквы | Правописание буквосочетаний с шипящими звуками | Части речи | Повторение | Содержание курса Наша речь Язык и речь, их значение в жизни. Речь — главный способ общения людей. Язык — средство общения. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи. Текст Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединенных общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение ее в плане. Красная строка в тексте. Текст. Тема и главная мысль текста. Части текста. Связь по смыслу предложений в тексте. Озаглавливайте текста и его частей. Общее представление о типах текста: повествование, описание, рассуждение. Обучение составлению повествовательного и описательного текстов, текста-рассуждения. Изложение. Изложение повествовательного текста по вопросам под руководством учителя. Сочинение. Составление небольшого текста по сюжетному рисунку, по опорным словам, по определенной теме из жизни детей, об их играх, увлечениях и его запись под руководством учителя. Речевая этика: сфера употребления, типовые ситуации использования слов просьбы, благодарности, приветствия, прощания. Написание поздравительной открытки. Предложение Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение в предложении. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Диалог и монолог. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога. Главные и второстепенные члены предложения, их назначение. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в» предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, демонстрационной картине, заданной теме и их запись. Слово и его лексическое значение Слово и его значение. Общее представление о лексическом значении слова. Слово — общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы. Антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных, и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями учебника (толковым, орфоэпическим, орфографическим, словарем синонимов и антонимов). Родственные слова. Однокоренные слова (общее представление). Корень слова как значимая часть слова (общее представление). Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов (горе — гора, смелый — храбрый) и форм слов (тропа, к тропе, у тропы). Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдении над единообразным написанием корня в однокоренных словах. Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов (алфавит, багеты, магазин, торты и др.). Работа с орфоэпическим словарем. Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов. Звуки и буквы Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи. Сопоставление звуковых и буквенных обозначений слов. Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений об алфавите. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях. Основные признаки гласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Слова с буквой э. Ознакомление со словарем иностранных слов. Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Введение правила. Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Слова с безударной гласной, не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарем. Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук [й'] и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твердые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих звуков буквами. Правописание слов с буквосочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу. Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком. Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости-звонкости согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Части речи Слова — названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесенность к определенной части речи. Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен существительных в речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании. Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных (фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных, названиях стран, городов, деревень, рек, озер и др.). Правописание собственных имен существительных. Число имен существительных. Изменение имен существительных по числам. Употребление имен существительных только в одном числе (ножницы, молоко).Формирование умения воспроизводить лексическое значение имен существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имен существительных с изученными орфограммами. Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению. Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам. Имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению. Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи. Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространенных предлогов (в, на, из, к, от, на, с, у, над, под) с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными. Повторение изученного за год Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звуко-буквенный анализ слов. № п/п | Дата | Тема урока | Кол. часов | Примечание | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Наша речь (3 ч) | 1 | | ТБ на уроке. Требования к планируемым результатам освоения ООП НОО. Знакомство с учебником. Какая бывает речь? | 1 | | 2 | | Что можно узнать о человеке по его речи? | 1 | | 3 | | Как отличить диалог от монолога? Проверка знаний. Что такое краеведение? | 1 | Р.К. | ТЕКСТ (4 ч) | 4 | | Что такое текст? | 1 | Р.Р. | 5 | | Что такое тема и главная мысль текста? | 1 | | 6 | | Текст. Части текста | 1 | Р.Р. | 7 | | Обобщение знаний о тексте. Списывание текста с дополнительным заданием. | 1 | | ПРЕДЛОЖЕНИЕ (14 ч) | 8 | | Что такое предложение? Составление и запись предложений по материалам краеведения. | 1 | Р.К. | 9 | | Как из слов составить предложение? Словарный диктант. | 1 | С.Д. | 10 | | Диагностическая контрольная работа №1 | 1 | К.Д. | 11 | | Работа над ошибками. Что такое главные члены предложения? | 1 | Р.Р. | 12 | | Что такое второстепенные члены предложения? (без деления на виды) | 1 | | 13 | | Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения | 1 | | 14 | | Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения | 1 | | 15 | | Что такое распространённые и нераспространённые предложения? | 1 | | 16 | | Как установить связь слов в предложении? | 1 | | 17 | | Как установить связь слов в предложении? | 1 | | 18 | | Коллективное составление рассказа по репродукции И.С.Остроухова «Золотая осень» | 1 | Р.Р. | 19 | | Анализ сочинений. Члены предложения. Закрепление. | 1 | | 20 | | Члены предложения. Закрепление. Словарный диктант. | 1 | С.Д. | 21 | | Развитие речи с элементами культуры речи. Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | Р.Р. | СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА. (22 ч) | 22 | | Что такое лексическое значение слова? | 1 | | 23 | | Что такое лексическое значение слова? | 1 | | 24 | | Что такое однозначные и многозначные слова? | 1 | | 25 | | Что такое однозначные и многозначные слова? Словарный диктант. | 1 | С.Д. | 26 | | ВПР | 1 | | 27 | | Что такое синонимы? | 1 | | 28 | | Что такое антонимы? Развитие речи с элементами культуры речи. Работа с картиной | 1 | Р.Р. | 29 | | Что такое антонимы? | 1 | | 30 | | Закрепление по теме «Слова, слова, слова». Работа с картинами Александровских художников | 1 | Р.К. | 31 | | Работа над ошибками. Что такое родственные слова? | 1 | | 32 | | Что такое родственные слова? | 1 | | 33 | | Что такое родственные слова?Р.р. с элементами культуры речи. Как писать письмо. | 1 | Р.Р. | 34 | | Что такое корень слова?Что такое однокоренные слова? | 1 | | 35 | | Что такое корень слова?Что такое однокоренные слова? | 1 | | 36 | | Какие бывают слоги?Как определить ударный слог? | 1 | | 37 | | Как определить ударный слог? Устное изложение. | 1 | Р.Р. | 38 | | Контрольная работа №2 по теме: «Слова, слова, слова» | 1 | К.Д. | 39 | | Работа над ошибками. Как переносить слова с одной строки на другую? | 1 | | 40 | | Составление рассказа по серии сюжетных рисунков | 1 | Р.Р. | 41 | | Как переносить слова с одной строки на другую? Контрольный словарный диктант. | 1 | К.С.Д. | 42 | | Как переносить слова с одной строки на другую? | 1 | | 43 | | Закрепление по теме: «Однокоренные и родственные слова» | 1 | | ЗВУКИ И БУКВЫ (33 ч) | 44 | | Как различить звуки и буквы? | 2 | | 45 | | Как мы используем алфавит? | 1 | | 46 | | Какие слова пишутся с заглавной буквы? | 1 | | 47 | | Какие слова пишутся с заглавной буквы? | 1 | | 48 | | Как определить гласные звуки? Словарный диктант | 1 | С.Д. | 49 | | Как определить гласные звуки? Тема и основная мысль текста. | 1 | Р.Р. | 50 | | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | 1 | | 51 | | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | 1 | | 52 | | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | 1 | | 53 | | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | 1 | | 54 | | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Составление текста о крае. | 1 | Р.Р. | 55 | | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. Составление текста о селе. | 1 | Р.Р. | 56 | | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. Словарный диктант. | 1 | С.Д. | 57 | | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне | 1 | | 58 | | Коллективное составление рассказа по репродукции картины | 1 | Р.Р. | 59 | | Работа над ошибками. Безударные гласные в корне. | 1 | | 60 | | Закрепление по теме: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне». Тема и основная мысль текста. | 1 | Р.Р. | 61 | | Как определить согласные звуки? | 1 | | 62 | | Как определить согласные звуки? | 1 | | 63 | | Согласный звук [ Й ] и буква И краткое | 1 | | 64 | | Согласный звук [ Й ] и буква И краткое | 1 | | 65 | | Слова с удвоенными согласными. Проект «И в шутку и всерьёз». Работа с картиной. | 1 | Р.Р. | 66 | | Как различить звуки и буквы? | 1 | | 67 | | Как мы используем алфавит? Проверочная работа №1 | 1 | П.Р. | 68 | | Как мы используем алфавит? Как писать письмо. | 1 | Р.Р. | 69 | | Какие слова пишутся с заглавной буквы? Викторина о селе. | 1 | Р.К. | 70 | | Как определить гласные звуки? Словарный диктант. | 1 | С.Д. | 71 | | Повторение по теме: «Звуки и буквы» | 1 | | 72 | | Р.р. с элементами культуры речи. Устное изложение. | 1 | Р.Р. | 73 | | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | 1 | | 74 | | Промежуточная контрольная работа №3 | 1 | К.Д. | 75 | | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | 1 | | 76 | | Проверочная работа №2 | 1 | П.Р. | ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ С ШИПЯЩИМИ ЗВУКАМИ (27 ч) | 77 | | Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН,НЧ Контрольный словарный диктант. | 1 | К.С.Д. | 78 | | Обучающее изложение. | 1 | Р.Р. | 79 | | Анализ изложения.Повторение темы «Твердые и мягкие согласные» | 1 | | 80 | | Письменное изложение. | 1 | Р.Р. | 81 | | Закрепление знаний. « Правописание буквосочетаний с шипящими звуками»Проект «Рифма» | 1 | Р.Р. | 82 | | БуквосочетанияЖИ - ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ – ЩУ. Составление рассказа о своей улице. | 1 | Р.К. | 83 | | БуквосочетанияЖИ - ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ – ЩУ.Проверь себя. Что мы знаем о тексте. | 1 | Р.Р. | 84 | | Как отличить звонкие согласные звуки от глухих? | 1 | | 85 | | Как отличить звонкие согласные звуки от глухих? | 1 | | 86 | | Произношение и написание парных по глухости-звонкости согласных звуков. Как отличить звонкие согласные звуки от глухих? Словарный диктант. | 1 | С.Д. | 87 | | Проверка парных согласных в корне слова. | 1 | | 88 | | Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных. | 1 | | 89 | | Проверка парных согласных в корне слова. Изложение повествовательного текста. | 1 | Р.Р. | 90 | | Правописание парных звонких и глухих согласных в середине слова. | 1 | | 91 | | РПР | 1 | | 92 | | РПР | 1 | | 93 | | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка знаний. | 1 | | 94 | | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Деление текста на части. | 1 | Р.Р. | 95 | | Повторение по теме: «Слова с парными глухими и звонкими согласными» | 1 | | 96 | | . Обобщение изученного материала.Словарный диктант. | 1 | С.Д. | 97 | | Правописание слов с разделительным мягким знаком. | 1 | | 98 | | Правописание слов с разделительным мягким знаком. | 1 | | 99 | | Правописание слов с разделительным мягким знаком. Обобщение изученного материала.Словарный диктант. | 1 | С.Д. | 100 | | Обобщение изученного материала.Деление текста на части. | 1 | Р.Р. | 101 | | Контрольный диктант №4 по теме: « Парные звонкие и глухие согласные» | 1 | К.Д. | 102 | | Работа над ошибками. Составление устного рассказа по серии рисунков. | 1 | Р.Р. | 103 | | . Обобщение изученного материала. | 1 | | ЧАСТИ РЕЧИ (49 ч ) | 104 | | Что такое части речи? | 1 | | 105 | | Что такое части речи? Р.р. с элементами культуры речи. Работа с картиной. | 1 | Р.Р. | 106 | | Что такое имя существительное? | 1 | | 107 | | Что такое имя существительное? | 1 | | 108 | | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | 1 | | 109 | | Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных. Словарный диктант | 1 | С.Д. | 110 | | Что такое части речи?? Р.р. с элементами культуры речи. Работа с картиной. | 1 | Р.Р. | 111 | | Что такое части речи? | 1 | | 112 | | Что такое имя существительное? Составление и запись предложений о крае. | 1 | Р.К. | 113 | | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | 1 | | 114 | | Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных. Поздравительная открытка к 8 марта. | 1 | Р.Р. | 115 | | Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей. | 1 | | 116 | | Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названии книг, журналов и газет. | 1 | | 117 | | Заглавная буква в написании кличек животных. Развитие речи. | 1 | Р.Р. | 118 | | Заглавная буква в географических названиях. | 1 | | 119 | | Заглавная буква в географических названиях. Устное изложение. Как писать изложение. | 1 | Р.Р. | 120 | | Заглавная буква в написании имён собственных. | 1 | | 121 | | Работа над ошибками. Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы.Словарный диктант. | 1 | С.Д. | 122 | | Контрольный диктант № 10 «Заглавная буква в именах собственных» | 1 | | 123 | | Работа над ошибками. Единственное и множественное число имён существительных. | 1 | | 124 | | Единственное и множественное число имён существительных | 1 | | 125 | | Единственное и множественное число имён существительных. Типы текстов. Описание и повествование. | 1 | Р.Р. | 126 | | Что такое части речи? Контрольный словарный диктант. | 1 | К.С.Д. | 127 | | Что такое части речи? Проверочная работа №3. | 1 | П.Р. | 128 | | Что такое имя существительное? | 1 | | 129 | | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | 1 | | 130 | | Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных. | 1 | | 131 | | Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей. | 1 | | 132 | | Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названии книг, журналов и газет. | 1 | | 133 | | Заглавная буква в написании кличек животных. Развитие речи. | 1 | Р.Р. | 134 | | Заглавная буква в географических названиях. | 1 | | 135 | | Обучающее изложение | 1 | Р.Р. | 136 | | Работа над ошибками. Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы. | 1 | | 137 | | Повторение.«Заглавная буква в именах собственных» | 1 | | 138 | | Повторение.«Заглавная буква в именах собственных». Словарный диктант. | 1 | С.Д. | 139 | | Единственное и множественное число имён существительных. Проверочная работа №4. | 1 | П.Р. | 140 | | Контрольный диктант №5 по теме: «Части речи». | 1 | К.Д. | 141 | | Работа над ошибками. Единственное и множественное число имён существительных | 1 | | 142 | | Что такое части речи? | 1 | | 143 | | Что такое части речи? | 1 | | 144 | | Что такое имя существительное? | 1 | | 145 | | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Игра «Новые слова» | 1 | Р.Р. | 146 | | Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных. Словарный диктант | 1 | С.Д. | 147 | | Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей. Работа с картиной. | 1 | Р.Р. | 148 | | Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названии книг, журналов и газет. | 1 | | 149 | | Заглавная буква в написании кличек животных. Развитие речи. | 1 | | 150 | | Заглавная буква в географических названиях. | 1 | | 151 | | Заглавная буква в географических названиях.Проверочная работа №5. | 1 | П.Р. | 152 | | Работа над ошибками. Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы. | 1 | | Повторение (18 ч) | 153 | | Повторение по теме «Текст». Работа с картиной художников с. Александровского | 1 | Р.К. | 154 | | Повторение по теме «Текст» | 1 | | 155 | | Повторение по теме «Текст» | 1 | | 156 | | Повторение по теме «Предложение» | 1 | | 157 | | Повторение по теме «Предложение» | 1 | | 158 | | Повторение по теме «Предложение». Письменное изложение | 1 | Р.Р. | 159 | | Итоговая контрольная работа №6. | 1 | К.Д. | 160 | | Повторение по теме «Слово и его значение» | 1 | | 161 | | Повторение по теме «Части речи» | 1 | | 162 | | Повторение по теме «Текст» | 1 | | 163 | | Повторение по теме «Текст». Письменное изложение. | 1 | Р.Р. | 164 | | Повторение по теме «Текст». Контрольный словарный диктант. | 1 | К.С.Д. | 165 | | Повторение по теме «Предложение» | 1 | | 166 | | Повторение по теме «Предложение» | 1 | | 167 | | Повторение по теме «Предложение». Проверочная работа №6. | 1 | П.Р. | 168 | | Повторение по теме «Слово и его значение» | 1 | | 169 | | Повторение по теме «Слово и его значение». Сочинение по теме: «Моё село, ты- капелька России» | 1 | Р.К. | 170 | | Повторение по теме «Части речи». Сочинение «Мои летние каникулы» | 1 | Р.К. | |