Рабочая программа "Азбука здоровья и безопасности"
Рабочая программа "Азбука здоровья и безопасности"
Рабочая программа курса «Азбука здоровья и безопасности» для 3 класса раз- работана в соответствии с требованиями Федерального государственного образо- вательного стандарта начального общего образования нового поколения (утвер- ждён приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373) к общим целям изучения курса, на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Фундаментального ядра со- держания общего образования. Приказ зарегистрирован Минюстом РФ 22.12.2009 г. рег. №17785); Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; в соответствии с авторской программой внеурочной де- ятельности Обуховой Л.А., Лемяскиной Н.А., Жиренко О.Е. " Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы»(1–4 классы). – М.: ВАКО, 2011. – 288 с. (Мастерская учителя) и с образовательной программой МБОУ «СШ № 5» г. Смо- ленска.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Азбука здоровья и безопасности"»
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Азбука здоровья и безопасности» для 3 класса раз- работана в соответствии с требованиями Федерального государственного образо- вательного стандарта начального общего образования нового поколения (утвер- ждён приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года №
373) к общим целям изучения курса, на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Фундаментального ядра со- держания общего образования. Приказ зарегистрирован Минюстом РФ 22.12.2009 г. рег. №17785); Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; в соответствии с авторской программой внеурочной де- ятельности Обуховой Л.А., Лемяскиной Н.А., Жиренко О.Е. " Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы»(1–4 классы). – М.: ВАКО, 2011. – 288 с.
(Мастерская учителя) и с образовательной программой МБОУ «СШ № 5» г. Смо- ленска.
Рабочая программа внеурочной деятельности клуба "Азбука здоровья и без- опасности" реализует социальное и спортивно-оздоровительное направление.
Цели:
формирование установки на ведение здорового образа жизни и комму- никативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
развитие навыка самооценки и самоконтроля в отношении собствен- ного здоровья;
обучение способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Цели конкретизированы следующими задачами:
формирование представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продук- тах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоцио- нального состояния на здоровье и общее благополучие;
формирование навыков конструктивного общения;
формирование потребности безбоязненно обращаться к врачу по во- просам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития; формировать у учащихся необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
формировать у обучающихся мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбе- режения.
обучение осознанному выбору модели поведения, позволяющей со- хранять и укреплять здоровье;
обучение правилам личной гигиены, готовности самостоятельно под- держивать своё здоровье;
обучение элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релакса- ции);
обучение упражнениям сохранения зрения..
Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отноше- ния к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организа- цию досуга.
Обеспечениемотивации
Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.
Занятия носят научно-образовательный характер.Основныевидыдеятельностиучащихся:
навыки дискуссионного общения;
опыты;
игра.
Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном млад- шим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе прак- тической деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:
чтение стихов, сказок, рассказов;
постановка драматических сценок, спектаклей;
прослушивание песен и стихов;
разучивание и исполнение песен;
организация подвижных игр;
проведение опытов;
выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концен- трацию внимания, развитие воображения.
Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на детей 7-10 лет, реализуется за 4 года (всего 135 часов).
й год обучения 1час в неделю, всего 33 часа 2-й год обучения 1 час в неделю, всего 34 часа 3-й год обучения 1час в неделю, всего 34 часа 4-йгодобучения 1час в неделю, всего 34 часа
Результаты освоения курса "Азбука здоровья и безопасности".
Целью реализации основной образовательной программы начального об- щего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, обще- ственными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Следовательно, выпускник младших классов школы как современного образо- вательного учреждения должен иметь устойчивый интерес к учению, наблюдатель- ность, осведомленность, применять знания на практике, быть исполнительным, уве- ренным, инициативным, добросовестным, заботливым, аккуратным, правдивым, креативным, инициативным, чувствовать доброту, иметь привычку к режиму, навыки гигиены, уметь согласовывать личное и общественное, иметь навыки само- организации, открытый внешнему миру.
В соответствии с ФГОС на ступени начального общего образования решаются следующие задачи:
становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обуча- ющихся;
формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной де- ятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, преду- сматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Соответствие целей и задач программы внеурочной деятельности по оздоро- вительному направлению «Азбука здоровья» целям и задачам основной образова- тельной программы учреждения будет способствовать осуществлению пролонги- рованного эффекта от ее реализации в педагогической практике.
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, куль- туры здоровья у обучающихся, формируются познавательные, личностные, регу- лятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию здорового и безопасного образа жизни являются:
-умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения еѐ цели;
-умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодейство- вать со сверстниками в достижении общих целей;
-умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Результатами освоения содержания программы по формированию здо- рового и безопасного образа жизни являются:
Личностные результаты— готовность и способность обучающихся к самораз- витию,
сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-лич- ностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформиро- ванность основ российской, гражданской идентичности.
Личностными результатамипрограммы внеурочной деятельности по об- щекультурному направлению «Азбука здоровья и безопасности» является фор- мирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опи- раясь на общие для всех простые правила поведения, делатьвыбор,при под- держке других участников группы и педагога, как поступить.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникатив- ные).
Метапредметнымирезультатамипрограммы внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Азбука здоровья и безопасности» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговариватьпоследовательность действий на уроке.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работатьпо предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диа- лога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоцио- нальную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания обра- зовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации: ориентиро-ватьсяв учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в резуль- тате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематиче- ских рисунков, схем);
Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и за- дания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушатьи пониматьречь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диа- лога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Предметные результаты— освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятель- ности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе совре- менной научной картины мира.
Оздоровительные результаты программы: осознание обучающимися необ- ходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение про- пусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобрете- ние опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной дея- тельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
й класс:
На первом году обучающиеся узнают, как заботиться об органах чувств, пра- вильно ухаживать за зубами, руками и ногами; учатся правильному питанию, узнают, как сон сделать полезным, знакомятся с правилами поведения в школе, обучаются искоренять свои вредные привычки не только на теоретических заня- тиях, но и в играх.
й класс:
На втором году обучения обучающиеся знакомятся с правилами безопас- ного поведения в доме, на улице, в транспорте, на воде; обучаются правилам об- ращения с огнём; как уберечься от поражения электрическим током; уберечься от порезов, ушибов, переломов. Обучаются правилам оказания первой медицинской помощи.
й класс:
В третьем классе обучающиеся учатся уважительному отношению к родите- лям, близким; учатся выбирать друзей; воспитывают в себе чувство сострадания к беспомощным и больным; усваивают правила поведения в общественных местах.
й класс:
Обучающиеся воспитывают в себе нравственные и этические качества; уве- ренность и бесстрашие; сдержанность; умение преодолевать вредные привычки. Учатся заботиться о себе и своей семье
В результате изучения данной программы учащиеся должны знать:
факторы, влияющие на здоровье человека;
причины некоторых заболеваний;
причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;
виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на --- физическое состояние и укрепление здоровья человека;
о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека; основные формы физических занятий
В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:
выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гиги- ену и -осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;
Знакомство с новым предметом. Понятие науки валеология. Задачи на год. Экскурсия «Природа - источник здоровья»
Подвижные игры (4 ч)
Знакомство с доктором Свежий Воздух. Игры на свежем воздухе. Разучива- ние подвижных игр разных народов России: «У медведя во бору», «Совушка»,
«Мыши водят хоровод», «Липкие пеньки Разучивание игр для организации пере- мен: «Не ошибись», «Мяч по кругу», «Птицы и клетка», «Пустое место», «Быстро по местам!». Правила техники безопасности. Правила игры.
В гостях у Мойдодыра (5 ч)
Советы доктора Воды. Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья. Заучи- вание слов. Беседа по стихотворению «Мойдодыр». Оздоровительная минутка. Со- веты доктора Воды. Игра «Доскам словечко». Отгадывание загадок о принадлеж- ностях личной гигиены. Рисование Мойдодыра.
Друзья Вода и Мыло. Повторение правил доктора Воды. Сказка о микробах. Чистота –залог здоровья. Вода - лучшее лекарство. Заучивание слов. Оздорови- тельная минутка. Игра «Наоборот Правила гигиены рук. Творческая работа: рисо- вание микроба. Праздник чистоты «К нам приехал Мойдодыр».
Азбука здоровья (5 ч)
Определение понятия «здоровье». Что такое здоровый образ жизни? Что та- кое режим дня? М режим дня. Занятие-совет «Как научиться соблюдать режим дня». Составление режима дня. Комплекс утренней зарядки. Факторы, укрепляю- щие здоровье. Разбор различных ситуаций. Формулировка правил. Личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма. Разучивание упражнений утренней зарядки.
Советы Айболита (8 ч)
Правила закаливания. Знакомство с правилами гигиены. Формирование уме- ния детей правильно мыть руки, чистить зубы, пользоваться носовыми платками. Показ сценки. Изучение таблицы «Чистка зубов». Беседа-диалог «Мои привычки». Телевизор и дети. Проведение игры «Вредно - полезно». Проведение свободного времени. Виды отдыха. Спортивное мероприятие, создание команд, организация соревнования. Экскурсия.
Питание и здоровье (5 ч)
Знакомство с доктором Здоровая Пища. Основы правильного питания, гиги- енические навыки культуры поведения во время приема пищи. Знания об основных витаминах в продуктах питании; о необходимости разнообразно питаться; о полез- ных и не очень полезных для здоровья продуктах, о режиме питания. Знакомство с полезными продуктами. Овощи, фрукты - полезные продукты. Ю. Тувим «Овощи». Традиции питания на Руси.
Мое здоровье в моих руках (3 ч)
Мой внешний вид - залог здоровья. Труд и здоровье. Подвижные игры.
Подведем итоги (1 ч)
В здоровом теле здоровый дух. Текущий контроль знаний (Викторина).
2класс(34 часа)
Введение (2 ч)
Повторение пройденного за 1 класс. Доктора природы. Экскурсия на школь- ный стадион, в тренажерный зал.
Подвижные игры (4 ч)
Подвижные игры. В гостях у доктора Свежий Воздух. Спортивные игры и эстафеты. Игры разных народов. Разучивание игр для организации перемен. Пра- вила техники безопасности. Правила игры.
Азбука здоровья(7 ч)
Мое здоровье. Болезни глаз. Как их предупредить. Слух - большая ценность для человека. Зубы и уход за ними. Осанка. Гигиена позвоночника. Сколиоз.
Советы Айболита (8 ч)
Как готовить домашние задания. Настроение. Чувства. Эмоции. Вредные привычки и борьба с ними. Иммунитет. Как защитить себя от болезни. Горькие и
«вкусные» лекарства. Где хранить лекарства? Аллергия на лекарства. Реакция ор- ганизма на прием лекарств.
Питание и здоровье (5 ч)
Основы правильного питания, правила этикета. Режим питания. Витамины и их польза для человека. Знания об основных витаминах в продуктах питании; о необходимости разнообразно питаться; о полезных и не очень полезных для здоро- вья продуктах. Знакомство с полезными продуктами.
Мое здоровье в моих руках (6 ч)
Закаливание. Гигиена тела. Утомляемость и переутомление. Сон и его значе- ние для здоровья человека. Как защитить себя от болезни. Профилактика детского травматизма.
Подведем итоги (2 ч)
Подведение итогов за год. Профилактические беседы о безопасном летнем отдыхе.
3класс(34 часа)
Введение (2 ч)
Повторение пройденного за 2 класс. Здоровье и ЗОЖ. Спортивная игра
«Дальше, быстрее выше».
Подвижные игры (4 ч)
Подвижные игры. Спортивные игры и эстафеты. Игры разных народов. Разу- чивание игр для организации перемен. Правила техники безопасности. Правила игры.
Мое здоровье в моих руках (6 ч)
Экскурсия в природу (наблюдения за явлениями природы, поэтическая стра- ничка, игры на свежем воздухе). Организация дискуссий. Взаимосвязь труда со здо- ровьем. О мозге и его волшебно свойстве. Как закалять свой организм в домашних условиях. Природа - источник здоровья. Виды отдыха. Лучший отдых.
Азбука здоровья (7 ч)
Органы зрения и забота о них, их роль в жизни человека. Бережное отноше- ние к своему организму. Разучивание гимнастики для глаз. Знакомство с правилами бережного отношения к глаза: Кожа. Значение кожи для человека. Уход за кожей. Правила оказания первой помощи при ранении кожи. Настроение. Признаки пло- хого настроения, причины. Как бороться с плохим настроением. Экскурсия в ап- теку. Эпидемии. Прививки и их значение.
Питание и здоровье (4 ч)
Режим питания, польза прогулок после еды, режим употребления жидкости, целебные источники и минеральные воды. Традиции питания на Руси. Профилак- тика желудочных заболеваний.
Советы Айболита (9 ч)
Правила закаливания. Правила гигиены. Формирование умения детей пра- вильно мыть руки, чистить зубы, пользоваться носовыми платками. Беседа-диалог
«Мои привычки». Проведение игры «Вредно - полезно». Искривления позвоноч- ника. Проведение свободного времени. Правила одевания. Влияние никотина на здоровье человека. Правила ухода за волосами. Электрический ток и опасности, которые могут нас постигнуть при неправильном пользовании электроприборами. Виды отдыха. Отравления и способы оказания первой помощи. Лесная аптека. Пра- вила сбора трав и пользования ими.
Заключение (2 ч)
Подведение итогов за год. Экскурсия с подвижными играми.
4класс(34 часа)
Введение (2 ч)
Повторение пройденного за 3 класс. Дорога к доброму здоровью. Экскурсия
«У природы неплохой погоды».
Подвижные игры (4 ч)
Подвижные игры. Спортивные игры и эстафеты. Игры разных народов. Разу- чивание игр для : организации перемен. Правила техники безопасности. Правила игры.
Питание и здоровье (4 ч)
Питание - необходимое условие для жизни человека. Секреты здорового пи- тания. Рацион питания. Здоровая пища для всей семьи. Как питались в стародавние времена и питание нашего времени.
Советы Айболита (8 ч)
Спорт и здоровье. Личная гигиена школьника. Борьба с вредными привыч- ками. Спорт и болезни. Охрана зрения, слуха, зубов. Алкоголь и его пагубные дей- ствия. Лекарственные травы, способа их применения. Массаж. Животные-лекари. Способы сохранения здоровья. Нахождение резервов здоровья. Развитие потребно- сти в занятии спортом.
Азбука здоровья (10 ч)
Признаки лекарственного отравления. Оздоровительная минутка. Признаки пищевого отравления. Отравления ядовитыми веществами. Отравления угарным газом. Первая помощь при отравлениях. Анализ ситуации в стихотворении С. Ми- халкова «Забыла Таня про обед...». Признаки солнечного ожога. Как помочь себе при тепловом ударе. Практическая работа «Помоги себе сам!» Болезни, причины возникновения болезней. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова
«Грипп». Инфекционные болезни. Врачи-специалисты. Как организм помогает себе сам. Практическая работа по составлению правил «Как помочь больному?». Тест «Умеешь ли ты готовить уроки?». Составление памятки «Как правильно гото- вить уроки».
Заключение (1 ч)
Подведение итогов за год. Мое здоровье — моя программа
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности кружка «Азбука здоровья и безопасности»
во 2 «в» классе на 2018-2019 учебный год(1 час внеделю,всего35 часов)