Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЩЁЛКОВСКИЙ ЛИЦЕЙ № 7
ЩЁЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора
МБОУ Щёлковский лицей №7
от 30.08.2019 № 116/2-од
Рабочая программа
по изобразительному искусству
(базовый уровень)
4Б класс
на 2019-2020 учебный год
Составитель: Карасева Юлия Ивановна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 Б класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития школьника, основной образовательной программы начального общего образования, авторской программы:Б.М. Неменский «Изобразительное искусство», 1- 4 классы. - Москва: «Просвещение», 2016., примерной программы «Изобразительное искусство» руководители проекта: вице-президент РАО А.А. Кузнецов, академик РАО М.В. Рыжаков, член – корреспондент РАО А.М. Кондаков, Москва «Просвещение» 2016 г и обеспечена учебно-методическим комплексом: Н.А. Горяева, Л.А. Неменская «Изобразительное искусство. «Искусство вокруг нас». 4 класс. - М Просвещение 2018.
Рабочая программа 4 Б рассчитана на 34 часа в год (1 урок в неделю,34 недели), что соответствует Учебному плану основного общего образования МБОУ Щёлковский лицей
№7 ЩМР МО.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные
У учащихся будут сформированы:
Чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.
Уважительное отношение к культуре искусству других народов нашей страны и мира в целом.
Понимание особой роли культуры в жизни общества и каждого отдельного человека.
Эстетические потребности; потребности в общении с искусством, природой, потребности в творческом отношении к окружающему миру, потребности в самостоятельной практической творческой деятельности.
Эстетически воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, свидетелей нашей истории.
Объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современников.
Учащиеся получат возможность для формирования:
Способности выражать в изобразительной деятельности свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов.
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которые они вызывают, элементарно оценить их с точки зрения эмоционального содержания;
сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;
обосновывать свое суждения, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;
высказывать предположение о сюжете по иллюстрации, рассказывать о воем любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге;
Учащиеся получат возможность научиться:
участвовать в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;
понимать влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природа как основы всей жизни человека;
Познавательные
Учащиеся научатся:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Учащиеся получат возможность научиться:
Рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовывать место занятий.
Осознано стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более оригинальных творческих результатов.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
уметь пользоваться языком изобразительного искусства: донести свою позицию до собеседника;
оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого рассказа).
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
учиться согласованно работать в группе:
учиться планировать работу в группе;
учиться распределять работу между участниками проекта;
понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Учащиеся получат возможность научиться:
овладевать приёмами поиска и использования информации, работы с доступными электронными ресурсами.
Предметные
Искусство в твоем доме
Обучающийся научится:
понимать зависимости народного искусства от природы и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрение народа;
объяснять чем похожи и чем отличаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища;
создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства - словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном;
развивать предложенную сюжетную линию.
Обучающийся получит возможность научиться:
фиксировать свое эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства;
представлению о связи архитектуры с природой, знание архитектурных памятников своего региона, их истории;
Содержание учебного предмета(34 часа)
Истоки родного искусства (9 часов)
Пейзаж родной земли. Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. Изображение пейзажа нашей средней полосы, выявление его особой красоты.
Образ традиционного русского дома (избы)Знакомство с конструкцией избы, значение ее частей. Задание: моделирование из бумаги (или лепка) избы. Индивидуально-коллективная работа.
Украшения деревянных построек и их значение. Единство в работе трех Мастеров. Магические представления как поэтические образы мира. Изба — образ лица человека; окно, очи дома, украшались наличниками; фасад — лобной доской, причелинами. Украшение «деревянных» построек, созданных на прошлом уроке (индивидуально или коллективно). Дополнительно — изображение избы (гуашь, кисти).
Деревня — деревянный мир. Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, ворота, амбары, колодцы... Деревянное церковное зодчество. Изображение деревни — коллективное панно или индивидуальная работа.
Образ красоты человека. У каждого народа складывается свой образ женской и мужской красоты. Это выражает традиционная народная одежда. Образ мужчины неотделим от его труда. В нем соединены представления о могучей силе и доброте — «добрый молодец». В образе женской красоты всегда выражается способность людей мечтать, стремление преодолеть повседневность. Красота тоже оберег. Женские образы глубоко связаны с образом птицы счастья («лебедушка»). Изображение женских и мужских народных образов внимание, что фигуры в детских работах должны быть в движении, не должны напоминать выставку одежд. При наличии дополнительных уроков — изготовление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур для уже созданной «деревни».
Народные праздники. Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарки и т. д. Праздник — это образ идеальной, счастливой жизни. Создание работ на тему народного праздника с обобщением материала темы
Древние города нашей земли (7 часов)
Каждый город особенный. У него свое неповторимое лицо, свой характер. Каждый город имеет свою особую судьбу. Его здания в своем облике запечатлели исторический путь народа, события его жизни. Слово «город» произошло от «городить», «огораживать» крепостной стеной. На высоких холмах, отражаясь в реках и озерах, росли города с белизной стен, куполами храмов, перезвоном колоколов. Таких городов больше нигде нет. Нужно раскрыть красоту городов родной земли, мудрость их архитектурной организации. Древнерусский город-крепость. Изучение конструкций и пропорций крепостных башен городов. Постройка крепостных стен и башен из бумаги или пластилина. Возможен изобразительный вариант выполнения задания. Материал: согласно выбранному варианту задания.
Древние соборы. Соборы воплощали красоту, могущество и силу государства. Они являлись архитектурным и смысловым центром города. Это были святыни города. Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция, символика храма. Постройка древнего собора из бумаги. Коллективная работа.
Древний город и его жители. Моделирование всего жилого наполнения города. Завершение «постройки» древнего города. Возможный вариант: изображение древнерусского города. Древнерусские воины-защитники. Изображение древнерусских воинов, княжеской дружины. Одежда и оружие воинов.
Древние города Русской земли. Знакомство с своеобразием разных городов — Москвы, Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля и других. Они похожи и непохожи между собой. Изображение разных характеров русских городов. Практическая работа или беседа. Узорочье теремов. Образы теремной архитектуры. Расписные интерьеры, изразцы. Изображение интерьера палаты — подготовка фона для следующего ' задания. Праздничный пир в теремных палатах. Коллективное аппликативное панно или индивидуальные изображения пира.
Каждый народ – художник (10 часов)
Братья-Мастера ведут детей от встречи с корнями родной культуры к осознанию многообразия художественных культур мира. Художественные культуры мира — это не история искусств этих народов. Это пространственно-предметные миры культуры, в которых выражается душа народа.
Каждая культура просматривается по четырем параметрам: природа, характер построек, люди в этой среде и праздники народов как выражение представлений о счастье и красоте жизни.
Образ художественной культуры Древней Греции. Древнегреческое понимание красоты человека — мужской и женской — на примере скульптурных произведений Мирона, Поликлета, Фидия (человек является «мерой всех вещей»). Размеры, пропорции, конструкции храмов гармонично соотносились с человеком. Восхищение гармоничным, спортивно развитым человеком — особенность Древней Греции. Изображение фигур олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участников шествия (фигуры в одеждах). Гармония человека с окружающей природой и архитектурой. Представление о дорической («мужественной») и ионической («женственной») ордерных системах как характере пропорций в построении греческого храма. Создание образов греческих храмов (полуобъемные или плоские аппликации) для панно или объемное моделирование из бумаги. Создание панно «Древнегреческие праздники». Это могут быть Олимпийские игры или праздник Великих Панафиней (торжественное шествие в честь красоты человека, его физического совершенства и силы, которым греки поклонялись).
Образ художественной культуры Японии. Характерное для японских художников изображение природы через детали: ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни. Изображение японок в национальной одежде (кимоно) с передачей характерных черт лица, прически, движения, фигуры. Коллективное панно «Праздник цветения сакуры» или «Праздник хризантем». Отдельные фигуры выполняются индивидуально и вклеиваются затем в общее панно. Группа «главного художника» работает над фоном панно.
Образ художественной культуры средневековой Западной Европы. Ремесленные цеха были отличительной чертой этих городов. Каждый цех имел свои одежды, свои знаки отличия, гербы, и члены его гордились своим мастерством, своей общностью. Работа над панно «Праздник цехов ремесленников на городской площади» с подготовительными этапами изучения архитектуры, одежды человека и его окружения (предметный мир). Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы). Выставка детских работ. Проведение беседы для закрепления в сознании детей темы «Каждый народ — художник» как ведущей темы года. Итогом беседы должно быть не запоминание названий, а радость от возможности поделиться открытиями уже прожитых детьми культурных миров. Наши три Брата-Мастера именно на этом уроке должны помогать учителю и детям заниматься не заучиванием памятников, а пониманием разности своей работы в разных культурах, помогать осознанию того, что постройки, одежды, украшения у разных народов очень разные.
Искусство объединяет народы (8 часов)
Мы единое племя Земли, несмотря на всю непохожесть, мы братья. Общими для всех народов являются представления не о внешних проявлениях, а о самых глубинных, не подчиненных внешним условиям природы и истории. Все народы воспевают материнство. Для каждого человека на свете отношение к матери особое. В искусстве разных народов есть тема воспевания материнства, матери, дающей жизнь. Существуют великие произведения искусства на эту тему, понятные всем людям.
Дети по представлению изображают мать и дитя, стремясь выразить их единство, ласку, их отношение друг к другу.
Все народы воспевают мудрость старости. Есть красота внешняя и внутренняя — красота душевной жизни, красота, в которой выражен жизненный опыт, красота связи поколений.
Задание на изображение любимого пожилого человека. Главное — это стремление выразить его внутренний мир.
Сопереживание — великая тема искусства. С древнейших времен искусство стремилось вызвать сопереживание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства. Изображение страдания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию. Создание рисунка с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево и т. д.).
Герои, борцы и защитники. В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты. Все народы воспевают своих героев. У каждого народа многие произведения изобразительного искусства, скульптуры, музыки, литературы посвящены этой теме. Героическая тема в искусстве разных народов.
Эскиз памятника герою, выбранному автором (ребенком). Материалы: пластилин, стеки.
Юность и надежды. Тема детства, юности в искусстве. Изображение радости детства, мечты ребенка о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях.
Искусство народов мира (обобщение темы). Итоговая выставка работ. Обсуждение творческих работ учащихся.
Календарно-тематическое планирование 4Б класс
№
Название разделов и тем уроков
Плановые сроки прохождения
Скорректированные сроки прохождения
Истоки родного искусства – 8 ч
1
Каждый народ строит, украшает ,изображает.
05.09.19
2
Пейзаж родной земли.
12.09.19
3
Деревня – деревянный мир.
19.09.19
4
Красота человека.
26.09.19
5
Изображение женских и мужских образов в народных костюмах.
03.10.19
6
Красота человека.
Изображение сцен труда из крестьянской жизни
10.10.19
7
Народные праздники
17.10.19
8
Народные праздники (обобщение темы)
24.10.19
Древние города нашей земли – 7 ч
9
Родной угол.
07.11.19
10
Древние соборы
14.11.19
11
Города Русской земли
21.11.19
12
Города Русской земли Новгород, Псков.
28.11.19
13
Города Русской земли, Владимир и Суздаль, Москва
05.12.19
14
Узорочье теремов.
12.12.19
15
Праздничный пир в теремных палатах
19.12.19
Художник и зрелище - 11 ч
16
Страна восходящего солнца.
26.12.19
17
Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.
16.01.20
18
Народы гор и степей
23.01.20
19
Народы гор и степей
30.01.20
20
Города в пустыне
06.02.20
21
Города в пустыне
13.02.20
22
Древняя Эллада
20.02.20
23
Древняя Эллада
27.02.20
24
Европейские города Средневековья
06.03.20
25
Европейские города Средневековья
13.03.20
26
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).
20.03.20
Искусство объединяет народы – 8 ч
27
Все народы воспевают материнство
03.04.20
28
Все народы воспевают мудрость старости.
10.04.20
29
Сопереживание – великая тема искусства.
17.04.20
30
Сопереживание – великая тема искусства.
24.04.20
31
Герои, борцы и защитники.
01.05.20
32
Юность и надежды.
08.05.20
33
Искусство народов мира.
15.05.20
34
Обобщающий урок.
22.05.20
СОГЛАСОВАНО
на МЦ учителей
начальных классов
Протокол № 1
от «30» августа 2019 г.
Руководитель МЦ
_________/МинаковаС.Ю.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
По учебно-воспитательной работе________/АнтоноваН.Ю.