1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах четвероклассников, которые они должны приобрести в процессе освоения курса «Искусство вокруг нас» по программе «Изобразительное искусство»;
-чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
-уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
-понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
-сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
-сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической деятельности), ценностей и чувств;
-развитие эстетических чувств, доброжепательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы в команде одноклассников под руководством учителя;
-умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
-умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах четвероклассников, которые они должны приобрести в процессе освоения курса «Искусство вокруг нас» по программе «Изобразительное искусство»;
-чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
-уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
-понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
-сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
-сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической деятельности), ценностей и чувств;
-развитие эстетических чувств, доброжепательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы в команде одноклассников под руководством учителя;
-умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
-умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформулированности универсальных способностей четвероклассников, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности;
-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
-овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
-использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала , выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графики, моделированию и т. д. ;
-умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
-умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
-осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт четвероклассников в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета;
-сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
-сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
-овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности(рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании);
-знание видов художественной деятельности, изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн, архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
-применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
-умение обсуждать и анализировать произведения искусства;
-усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
-умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике.
2.Содержание учебного предмета.
В рабочей программе по изобразительному искусству 4 класс выделены 3 основные содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью.
Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности: конструктивной, изобразительной, декоративной.
Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные – живопись, графика, скульптура; конструктивные – архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Но одновременно каждая из этих форм деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности.
Три способа освоения художественной действительности представлены в начальной школе в игровой форме, как Братья – Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности сопутствуют обучающимся весь год обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.
Истоки родного искусства.
Пейзаж родной земли.
Деревня – деревянный мир.
Красота человека.
Народные праздники.
Древние города нашей земли.
Родной угол.
Древние соборы.
Города русской земли.
Древнерусские воины – защитники.
Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.
Узорочье теремов.
Пир в теремных палатах.
Каждый народ - художник.
Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.
Народы гор и степей.
Города в пустыне.
Древняя Эллада.
Европейские города Средневековья.
Многообразие художественных культур в мире.
Искусство объединяет народы.
Материнство.
Мудрость старости.
Сопереживание.
Герои – защитники.
Юность и надежды.
Искусство народов мира.
3.Тематическое планирование
№
п/п
Дата
Тема урока
Основные виды
учебной
деятельности
Количество часов
по плану
факт.
1
Инструктаж по т/ б . Пейзаж родной земли.
Рисуют российскую природу(пейзаж).
1
2
Пейзаж родной земли.
Изображают российскую природу (пейзаж), используя выразительные средства живописи для создания образов природы.
1
3
Деревня -деревянный мир.
Рассказывают об избе, как образе традиционного русского дома. Объясняют конструкцию избы и назначение её частей.
1
4
Деревня-деревянный мир.
Рассказывают о деревянной храмовой архитектуре. Изготавливают образ традиционной деревни ( коллективное панно или объёмная постройка из бумаги).
1
5
Красота человека
Изображают женские и мужские образы в народных костюмах, используют гуашь, кисти, бумагу, клей, ножницы.
1
6
Красота человека
Рассуждают об образе труда в народной культуре. Изображают сцены труда из крестьянской жизни.
1
7
Народные праздники
Рассказывают о празднике как о народном образе радости и счастливой жизни. Изображают календарные праздники (коллективная работа-панно): осенний праздник урожая, ярмарка, народные гулянья, связанные с приходом весны или концом страды и др., используя гуашь, кисти, листы бумаги или обои.
1
8
Народные праздники (обобщение темы)
Продолжают работу по выполнению коллективного панно на тему народного праздника
1
9
Родной угол
Объясняют значение выбора места для постройки города. Рассматривают картины русских художников (А. Васнецов, И. Билибин, Н. Рерих, С. Рябушкин и др.) Конструируют из бумаги или лепят крепостные стены и башни. Используют бумагу, ножницы, клей или пластилин, стеки, графические материалы.
1
10
Древние соборы
Составляют рассказ о соборах как о святыни города, воплощении красоты, могущества и силы государства, как об архитектурном и смысловом центре города. Создают макет города с помощью лепки или постройки макета здания древнерусского каменного храма, Используют материалы: пластилин, стеки, коробки, ножницы, клей, гуашь, кисти, бумагу.
1
11
Города Русской земли
Рассказывают о жителях древнерусских городов, о соответствии их одежды архитектурной среде. Выполняют коллективную работу: моделирование жилого наполнения города, завершение постройки города. Изображают древнерусский город (внешний или внутренний вид города). Используют материалы: бумагу, коробки, ножницы, клей, тушь, гуашь, кисти.
1
12
Древнерусские воины-защитники
Рассказывают об образе жизни людей древнерусского города, о князе и его дружине, о торговом люде. Изображают древнерусских воинов, княжескую дружину. Используют материалы: гуашь и кисти, мелки, бумагу.
1
13
Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.
Рассказывают о старинном архитектурном образе Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля. Рассказывают о храмах-памятниках в Москве: о Покровском соборе (храм Василия Блаженного) на Красной площади, о каменной шатровой церкви Вознесения в Коломенском. Изображают древнерусский город.
1
14
Узорочье теремов
Рассказывают о росте и изменении назначения городов - торговых и ремесленных центров, о богатом украшении городских построек, о теремах, княжеских дворцах, боярских палатах, городских усадьбах. Изображают интерьер теремных палат.
1
15
Пир в теремных палатах (обобщение темы)
Изображают праздник в интерьере царских или княжеских палат, участников пира, посуду на праздничных столах.
1
16
Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.
Рассказывают о художественной культуре Японии.
Изображают природу Японии через характерные детали.
1
17
Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии
Называют характерные особенности японского искусства: графичность, хрупкость и ритмическая асимметрия. Изображают японок в кимоно, передают характерные черты лица, причёски, волнообразные движения фигуры.
1
18
Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.
Рассказывают о разнообразии природы нашей планеты и способности человека жить в самых разных природных условиях. Изображают жизнь в степи и красоты пустых пространств.
1
20
Народы гор и степей.
Изображают жизнь в степи и красоты пустых пространств.
1
21
Города в пустыне.
Рассказывают о городах в пустыне.
Создают образ древнего среднеазиатского города (аппликация на цветной бумаге или макет основных архитектурных построек).
1
22
Древняя Эллада.
Рассказывают об особом значении искусства Древней Греции для культуры Европы и России. Изображают греческий храм, фигуры олимпийских спортсменов.
1
23
Древняя Эллада.
Рассказывают об Олимпийских играх. Изготавливают коллективное панно «Древнегреческий праздник».
1
24
Европейские города средневековья.
Рассматривают в учебнике иллюстрацию «готический стиль» городов средневековой Европы. Рассказывают о ратуше и центральной площади города, о городской толпе, сословном разделении людей.
1
25
Европейские города средневековья.
Создают панно «Площадь средневекового города».
1
26
Многообразие художественных культур (обобщение темы)
Беседуют на тему «каждый народ – художник».
1
27
Материнство.
Изображают (по представлению) образ матери и дитя. используют материалы: гуашь, кисти, бумагу.
1
28
Материнство.
Изображают (по представлению) образ матери и дитя. используют материалы: гуашь, кисти, бумагу.
1
29
Мудрость старости
Изображают любимого пожилого человека, стремясь выразить его внутренний мир.
1
30
Сопереживание.
Рисуют драматический сюжет (больное животное, погибшее дерево и т.п.)
1
31
Герои – защитники.
Лепят эскиз памятника герою. Используют пластилин.
1
32
Юность и надежды.
Выполняют изображение радости детства, мечты о счастье, подвигах, открытиях.
1
33-34
Искусство народов мира (обобщение темы)
Рассказывают об особенностях художественной культуры разных народов. Анализируют свои работы и работы одноклассников.