Цель программы: воспитать и развивать у детей полезные привычки и навыки и сформировать социально-нормативные модели поведения. Формирование умений ориентироваться в окружающем социуме на бытовом уровне, обслуживать себя с минимальной посторонней помощью. Формирование представлений и знаний о нормах культуры, накопление соответствующего опыта у обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»
БОУ «Кугесьская общеобразовательная школа - интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Минобразования Чувашии
Рабочая программа
«Социально-бытовая ориентировка»
(начальные классы для обучающихся с ОВЗ)
выполнили:
Ефимова Надежда Петровна
воспитатель
Тюнтерова Зоя Анатольевна
учитель
Кугеси 2022г.
Содержание
Пояснительная записка
Содержание программы
Основные требования к знаниям и умениям
Реализация программы
Календарно-тематическое планирование
Результативность программы
Прогнозирование результатов
Список литературы
Приложение
3
6
7
9
10
15
20
21
22
Пояснительная записка
Социальная адаптация обучающихся с интеллектуальным нарушением предполагает их реабилитацию в общую систему социальных отношений и взаимодействий прежде всего в рамках той среды, в которую он интегрируется.
Актуальность этой проблемы объясняется многими обстоятельствами, сложившимися в современной России. По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 млн. человек с интеллектуальными нарушениями.
Всемирной Организацией Здравоохранения, свидетельствующей, что число таких людей достигает 13% от общего количества населения, с недостатками интеллекта рождаются 3% детей и 10% детей-с другими психологическими и физическими отклонениями. Всего в мире 200млн. детей с ограниченными возможностями. Эти дети обладают гораздо меньшими возможностями, чем их развивающиеся сверстники.
В настоящее время интерес к проблеме обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната значительно возрос. Дети затрудняются самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, полученную из окружающей среды. У воспитанников значительно снижена познавательная активность, весьма узок круг интересов, проблемы эмоционально-личностного развития, дети подтверждены любому влиянию, особенно негативному.
Главной задачей является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других значительных навыков и умений.
Каждому ребенку - инвалиду необходимо помочь обрести максимально возможную независимость в рамках удовлетворения основных жизненных потребностей. Научить овладеть необходимыми умениями, позволяющими обслуживать себя и выполнять элементарные требования умения и навыки при различных жизненных ситуациях. Дети с множественными нарушениями психофизического развития наделены особыми способностями, имеют свой собственный темп и ритм развития, а также большое количество ограничений. Многие из них затрудняются свободно передвигаться, самостоятельно удовлетворять личные потребности, приобретать опыт деятельности, подражать социальному поведению, инициировать и поддерживать социальное взаимодействие.
Весь процесс обучения и воспитания направлен на то, что бы обеспечить его социальную адаптацию в общество.
Социальная адаптация представляет собой механизм социализации, позволяющий детям с интеллектуальной недостаточностью принимать активное участие в посильном труде в общественной жизни, приобщаться к социальной и культурной жизни в обществе.
Таким образом, формирование социально – бытовой компетентности осуществляется в ходе занятий по социально бытовой ориентировке, в процессе которых воспитанники получают знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретают практические умения, позволяющие им успешно адаптироваться в быту и социальной среде. Данный процесс осуществляется на протяжении длительного времени, требует особых усилий, терпения и настойчивости со стороны, как самих детей с ограниченными возможностями здоровья, так и педагогов, оказывающих им помощь и поддержку.
Цель программы: воспитать и развивать у детей полезные привычки и навыки и сформировать социально-нормативные модели поведения. Формирование умений ориентироваться в окружающем социуме на бытовом уровне, обслуживать себя с минимальной посторонней помощью. Формирование представлений и знаний о нормах культуры, накопление соответствующего опыта у обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Задачи программы:
* Формирование умений ориентироваться в окружающем социуме на бытовом уровне. Правила ухода за предметами личной гигиены (расческой, зубной щеткой, мочалкой), поведение в общественных местах, самообслуживание.
* Формирование знаний, умений и навыков бытового труда ( чистота и порядок в помещении, на территории школы-интерната.)
* Формирование представлений и знаний о нормах культуры поведения, накопление соответствующего опыта ( поведение в музее, кино, театре, за столом при приеме пищи, в гостях).
* Формирование социального поведения, умение адекватно общаться, обращаться за помощью, соблюдая принятые правила приличия (формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании).
* Воспитание позитивных качеств личности (доброжелательность, внимательность, сострадание, уважение, благодарность и т.д.)
* Воспитание уважительного отношения к труду (повышение эмоционального тонуса ребенка: необходимо хвалить его, подбадривать, отмечать даже небольшие успехи.)
Принципы программы:
* Принцип наглядности
* Сознательность и активность воспитанников.
* Индивидуальный и дифференцированный подход.
* Прочность знаний, умений и навыков.
* Принцип практической направленности воспитания
Формы работы:
* Коррекционно – развивающие занятия (индивидуальные, коллективные, групповые).
* Экскурсии
* Практические работы
* Моделирование реальной ситуации
* Совместная деятельность (праздники, развлечения, конкурсы)
* Трудовая деятельность
Методы работы:
* Практические методы (дидактические игры, упражнения, задания, самостоятельная работа).
Программа составлена с учетом возрастных и психофизиологических особенностей развития воспитанников, уровня их знаний, умений. Материал расположен по принципу усложнения и увеличения объема информации.
Количество часов в неделю -2 часа. Общее количество часов в год – 62 часа
Содержание программы
Программа состоит из 9 разделов:
* «Личная гигиена»
* «Культура поведения»
* «Одежда и обувь»
* «Жилище»
* «Транспорт»
* «Торговля»
* «Средства связи»
* «Медицинская помощь»
* «Питание»
Все разделы программы изучаются с 9 до 12 лет. В каждом разделе дана тема занятий по социально – бытовой ориентировке, определено содержание практических работ и упражнений.
Практические работы
* Выполнение утреннего и вечернего туалета: (мытье рук, ног, лица, шеи, ушей, чистка зубов, причесывание волос.)
* Сервировка стола к чаю, изготовление знаков дорожного движения, мелкий ремонт, чистка и сушка повседневной одежды, обуви.
Основные требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны знать:
1. Свое имя и фамилию, имена окружающих, название города, адрес проживания. Последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета, периодичность и правила чистки зубов, ушей, мытья головы, правила охраны зрения при чтении и просмотре телевизионных передач, правила личной гигиены, правила ухода за предметами личной гигиены, виды косметических средств, название вещей личного пользования и их назначение, правила ухода за кожей лица и волосами. Части тела и органов человека. Правила ухода за кожей рук, ног и ногтей. О пагубном влиянии курения, алкоголя на организм и о соблюдении правил здорового образа жизни. Требования к осанке при ходьбе, в положении стоя и сидя.
2. Виды одежды и обуви их назначения, правила ухода за одеждой и обувью.
3. Санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления пищи, правила сервировки стола к завтраку, правила заваривания чая, правила пользования ножом, электрическим чайником.
4. Правила поведения при встрече и расставании, формы обращения с просьбой, вопросом, правила поведения за столом. Правила поведения в зрелищных и культурно-просветительных учреждениях, правила поведения в гостях.
5. Виды жилых помещений в городе и деревне и их различие, почтовый адрес своего проживания.
6. Основные транспортные средства. Виды транспортных средств (специальный, грузовой, пассажирский, городской, железнодорожный, пригородный, междугородний). Порядок приобретения билетов, правила передвижения на велосипеде, правила поведения в транспорте. Элементарные правила уличного движения.
7. Основные виды магазинов, их назначение. Виды отделов в продовольственных магазинах и правила покупки товаров в них.
8. Основные средства связи, виды почтовых отправлений.
9. Виды медицинской помощи, медицинских учреждений, способы вызова врача на дом, основной состав домашней аптечки, виды доврачебной помощи.
Учащиеся должны уметь
1. Совершать утренний и вечерний туалет в определенной последовательности, причесывать волосы и выбирать прическу, мыть руки, стричь ногти на руках и ногах, ухаживать за кожей рук, подбирать косметические средства для ухода за собой.
2. Подбирать одежду, головные уборы, обувь по сезону, сушить мокрую одежду и чистить одежду, подготавливать одежду и обувь к сезонному хранению.
3. Накрывать на стол с учетом конкретного меню.
4. Следить за своей осанкой, походкой и жестикуляцией, правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками (мальчиками и девочками), взрослыми (знакомыми и незнакомыми) в различных ситуациях, тактично вести себя за столом во время приёма пищи (пользоваться приборами, салфетками, аккуратно принимать пищу).
5. Убирать жилые помещения, проводить сухую и влажную уборку, чистить ковры, книжные полки, батареи, мыть пол, используя бытовые химические средства, ухаживать за комнатными растениями.
Участники программы
Воспитанники в возрасте от 9 до 12 лет с интеллектуальными нарушениями.
Реализация программы
Этапы реализации:
1 этап: ориентировочный
Цель: определение целей и задач работы индивидуально и в группе, стимулирование заинтересованности воспитанников.
Средства достижения: индивидуальные и групповые беседы, коррекционно-развивающие занятия, сюжетно – ролевые игры, упражнения, моделирование реальной ситуации.
2 этап: формирующий
Цель: формирование социально – бытовых знаний, умений и навыков.
Средства достижения: Тренировочные упражнения, игры, экскурсии. Коррекционно-развивающие занятия, сюжетно – ролевые игры, дидактические игры. Моделирование жизненной ситуации.
3 этап: закрепляющий
Цель: закрепление приобретенных знаний, навыков.
Средства достижения: Коррекционно-развивающие занятия, практическая работа, экскурсии, сюжетно – ролевые игры, упражнения, самостоятельная работа, моделирование реальной ситуации.
Календарно – тематическое планирование
Раздел 1 «Личная гигиена» (10 часов)
№№
занятия
Тема занятий
Практическая деятельность
Кол-во часов
1
Правила личной гигиены в течение дня
Предметы и средства личной гигиены
Беседа, игровые задания, упражнения, практические работы самостоятельная работа.
Беседа, практическая работа, экскурсия, сюжетно-ролевая игра, тренировочные упражнения по написанию адреса на конверте, составлению текста открытки, чтение произведения С.Я. Маршака «Почта», просмотр фильмов.
Охватить коррекционно - развивающими занятиями, экскурсиями воспитанников школы – интерната от 8 – 12 лет.
Формирование умений ориентироваться в окружающем социуме на бытовом уровне, обслуживать себя с минимальной посторонней помощью.
Формирование знаний, умений и навыков бытового труда.
Формирование представлений и знаний о нормах культуры, накопление соответствующего опыта.
Формирование социального поведения, умение адекватно общаться, обращаться за помощью, соблюдая принятые правила приличия.
Отработка навыков самообслуживания и личной гигиены для достижения возможной степени независимости.
Развитие и коррекция познавательных функций, эмоционально – волевой сферы.
Развитие умения участвовать в совместной игровой и досуговой деятельности.
Воспитание позитивных качеств личности.
Повышения уровня культуры общения между девочкой и мальчиком.
Список литературы
Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: (программно-методические материалы), под редакцией И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007. – 239 с.
Девяткова Т.А. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя / под ред. А.М. Щербаковой. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 302 с.
Е.Д. Худенко, Г.Ф. Гаврилычева и другие – Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе – интернате, детском доме: пособие для воспитателей и учителей. – М.: АРКТИ, 2005 – 312 с.
Малер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2000.
Романов А.А. Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей. – М., 2002 г.
Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекция. – М., 2003 г.
Учебно – методический комплект программы повышения квалификации «Современные подходы к организации и планированию воспитательной, реабилитационной работы в условиях ДДИ, РЦ» - АНМЦ «Развитие и коррекция» г. Москва
Хилько А.А. Преподавание социально-бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) обр. учреж. VIII вида: пособие для учителя. – СПб.: филиал издательства «Просвящение», 2006. – 223 с.
Приложение
Тема: «Продуктовые магазины»
Цель: формирование умения пользоваться услугами учреждений торговли.
Задачи:
- уточнять и расширять знания детей – инвалидов о видах магазинов (продовольственных и промтоварных, специализированных и универсальных);
- знакомить с атрибутами магазина: вывеской-названием, витриной, условными обозначениями и режимом работы магазина;
- знакомить с профессиями людей, работающих в магазине, оборудованием магазина, действиями покупателя;
- расширять словарный запас по данной теме, развивать коммуникативные способности;
- воспитывать самостоятельность, учить соблюдать правила поведения в магазине.
Оборудование: муляжи продуктов; таблички-названия отделов магазина; предметные и сюжетные изображения; кассовый аппарат (игрушка); материал для игр; иллюстрация к задаче.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Разминка, подготовка к работе. Комплекс: «Колечко», «Кулак—ребро—ладонь», «Лезгинка», «Ухо—нос», массаж ушных раковин, гимнастика для глаз.
III. Сообщение темы.
Разгадывается кроссворд «Продукты».
1.Красная девица,
Сидит в темнице,
А коса на улице. (Морковь)
2.Круглый, оранжевый, сладкий. (Апельсин)
3.На жарком солнышке подсох и рвется из стручков... (горох).
4.Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)
5. Из меня получают муку (любят птицы). (Зерно)
В итоге из начальных букв ответов получается слово «магазин».
IV. Изучение нового материала.
Какие бывают магазины? (Продовольственные и промтоварные.) Чем они отличаются?
Дидактическая игра «Не ошибись!». Учитель говорит детям, что необходимо хлопнуть в ладони, если они услышат название или увидят предмет, который продается в продовольственном магазине.
— О специализированных магазинах мы с вами говорили в прошлом году, а теперь будем вести речь об универсамах (на табличке) — так сокращенно называются магазины данного вида. В таких магазинах, как правило, много отделов, названия которых говорят, какие продукты в них продаются.
V. Первичное закрепление.
Дидактическая игра «Наведи порядок».
— Сейчас мы попробуем определить, какие продукты должны продаваться в том или ином отделе.
Игровая ситуация: невнимательные продавцы неправильно разложили товар. Нужно навести порядок.
Педагог предлагает выбрать ответственных за отделы. Ответственные проверяют отделы: молочных продуктов, хлебных, кондитерских изделий.
— Какие продукты оказались лишними? Куда мы их определим? (В отдел «Овощи—фрукты».)
— Назовите только фрукты; только овощи.
— Что еще может продаваться в данных отделах?
Дидактическая игра «Четвертый лишний» (работа в парах сменного состава: ученики сами составляют задания друг для друга).
VI. Формирование умений и навыков.
Сюжетно-ролевая игра «Мы идем в магазин».
Профессии людей, работающих в магазине: продавец, кассир, уборщица, грузчик (картинки).
— Какую работу они выполняют?
— Распределяются роли между детьми.
— Покупатели просят продавца подать им необходимые продукты, соблюдая правила этикета. Причем продукты они выбирают, исходя из имеющейся у них суммы денег (на всех продуктах ценники — круглые двузначные числа в пределах 100), т. е. дети должны устно посчитать, сколько будет стоить покупка. Кассир проверяет правильность их подсчетов и при необходимости дает сдачу.
Дидактическая игра «Продолжи предложение». Каждому ребенку дается карточка с одним вопросом, затем проводится работа в парах сменного состава.
Карточки:
Мама купила в хлебном магазине ...
Женя купил в мясном магазине ...
Бабушка купила в овощном магазине ...
VIII. Подведение итогов.
- Какая тема урока была сегодня?
- Что больше всего понравилось?
Тема занятия «Транспорт»
Цель: Познакомить воспитанников с различными видами транспорта, профессией людей, работающих в сфере транспорта.
Задачи:
-Формировать умение различать и называть виды транспорта.
-Закрепить знания о профессии водителя, о необходимости соблюдения правил дорожного движения.
-Развивать у детей логическое мышление, память, внимание, любознательность, мелкую моторику.
-Воспитывать уважение к профессии водителя.
Оборудование:
- демонстративный материал: картинки с изображением разнообразных транспортных средств (грузовой, пассажирский, специальный, воздушный, наземный, водный транспорт).
- раздаточный материал: иллюстрации, картинки, клей ПВА, кисточки, накидки с изображением транспорта, рулевые колёса, макет светофора.
Ход занятия
Всё занятие проходит в кабинете социально-бытовой ориентировки, в котором имеется модульное оборудование по правилам дорожного движения, игровая и учебная зоны.
Организационный момент.
Приветствие. (Проводится в игровой зоне)
Встали прямо, подтянулись
И друг другу улыбнулись.
Далее дети по очереди подходят к доске, переворачивают карточки, на которых изображены машины различных видов транспорта. Называют их. Дети, правильно назвавшие вид транспорта, проходят в учебную зону, садятся за парты.
Игра «Кто самый внимательный».
Педагог предлагает детям показать правую, левую руку, повернуть голову налево, направо.
Основная часть.
Педагог:
-Сегодня мы с вами поговорим о людях, которые помогают нам добраться из одного места в другое, чья задача перевозить людей и грузы на разные расстояния. Послушайте загадку:
Все дороги мне знакомы,
Я в кабине, словно дома.
Мне мигает светофор,
Знает он, что я - …(шофёр).
-Да, это шофёр. Ещё его называют водитель.
- Как вы думаете, какими качествами должен обладать хороший водитель? (ответы детей)
(Педагог поправляет детей и делает акцент на такие качества, как ответственность, внимательность, добросовестность, трудолюбие, вежливость.)
- И самое главное – водитель должен очень хорошо знать правила дорожного движения, ведь от этого зависит безопасность и пассажиров и пешеходов на дорогах. Знать правила дорожного движения должны знать не только водители, но и пешеходы. Это очень важно.
Постановка проблемной ситуации.
На доске демонстрируются картинки с разными видами транспорта.
- Посмотрите на картинку и назовите, что вы видите?
- Как можно назвать одним словом всё, что вы перечислили? (транспорт)
-Есть разные виды транспорта – одни летают в небе, другие ездят по дорогам, третьи – плавают по морям и океанам, а какие вы знаете виды транспорта?
(Педагог перечисляет виды транспорта: наземный, воздушный, водный.)
- Хорошо подумайте и ответьте, зачем транспорт нужен людям? (ответы детей)
Дидактическая игра «Едет, плывёт, летит».
Дети выбирают себе картинку с изображением какого-то вида транспорта и должны отнести его туда, где изображено место, соответствующее именно этому виду транспорта. (Дорога, море, небо)
Физкультминутка «Светофор».
Дети становятся цепочкой друг за другом, надевают накидки с изображением машин, берут в руки макеты рулевые колёса. По сигналу педагога («Заводим моторы! Р-р-р-р.») дети начинают двигаться, а педагог управляет движением, показывая красный свет светофора, жёлтый или зелёный.
-Для чего служит транспорт? (ответы детей)
-Кроме того, что весь транспорт подразделяется на наземный, воздушный и водный, его ещё разделяют на грузовой, пассажирский и специальный транспорт. Пассажирский нужен для перевозки людей, грузовой – для перемещения груза, специальный транспорт нужен для очень ответственной работы. Их вызывают по телефону, если нужна срочная помощь: пожарная машина, скорая медицинская помощь, полицейская машина.
- При пожаре набирают номер 01, к больному – 03, если что-то случилось – 02.
-Каждая машина имеет определённый цвет и оснащена специальным оборудованием. Пожарная машина – красный цвет, чтобы видно было издалека, имеет сигнальную лампу и сирену. Машина скорой помощи – белого цвета с красным крестом, так же имеет сирену и сигнальную лампу. Полицейская машина имеет свой цвет, звуковой сигнал и проблесковый маячок.
Практическая деятельность.
-Сейчас мы с вами превратимся в конструкторов, соберём машину.
(Каждому ребёнку выдаётся макет машины и предлагается его собрать при помощи клея и кисти.)
Закрепление. (Беседа по вопросам)
- О чём мы сегодня говорили?
-Какие виды транспорта вы узнали?
-Что нужно сделать, если вы увидели пожар
-Когда вызывают полицию, когда скорую помощь?
Подведение итогов.
- Сегодня все замечательно поработали! Молодцы! Я вами очень довольна!
- Посмотрите, какие красивые и аккуратные работы у нас получились! (организуется в кабинете выставка детских работ – макеты машин)
- Занятие закончено. Большое спасибо!
Тема занятия «Фрукты»
Цель: Обогащать и совершенствовать представления детей о фруктах, месте их выращивания сад.
Задачи:
- Учить детей с ограниченными возможностями узнавать овощи на ощупь, по описанию.
- Учить детей с ограниченными возможностями использовать обобщающее понятие «Фрукты».
- Воспитывать уважительное отношение к природе.
Материалы: карточки с изображением игрушек и овощей, Чудо-дерево с фруктами-картинками, корзинка плоскостная на доску, плоскостные кастрюля и банка на доску, настольный театр по сказке "Яблоко", для игр "Четвертый лишний" и "Что изменилось" - картинки или натуральные овощи и фрукты.
Ход урока:
Организационный момент.
Всё занятие проходит в кабинете социально-бытовой ориентировки, в котором имеются все необходимые дидактические и наглядные матери
Приветствие. (Проводится в игровой зоне)
Будем мы варить компот.
Фруктов нужно много, вот. ("Варят" - мешают пальчиком на ладошке)
Будем яблоки крошить,
грушу будем мы рубить, (ребром ладони стучат по ладошке другой руки)
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок. (сжимают кулачки)
Варим, варим мы компот,
угостим честной народ! (снова "варят" компот)
Далее дети проходят в учебную зону, садятся за парты.
Повторение изученного материала.
Педагог показывает детям 2 карточки. На одной карточке изображены игрушки, на другой – овощи. Педагог задает детям вопрос.
- Как назвать предметы, одним словом?
Дети: (игрушки и фрукты). Если дети не могут назвать и подобрать правильные слова. Педагог несколько раз произносит вместе с детьми эти слова хором.
Изучение нового материал
Игра в мяч «Назови овощ».
- Где растут овощи? Чем они полезны?
-Узнай фрукт по описанию».
- Витамины есть не только в овощах, но и во фруктах. Какие фрукты вы знаете? Посмотрите на мое чудо дерево. Что на нем растет? Бывает ли такое дерево? Узнай фрукт, подойди к дереву, сорви фрукт и положи его в корзинку.
- Круглое, румяное, сладкое, гладкое.
- Длинный, желтый, мягкий, сладкий, надо его чистить.
- Круглый, оранжевый, кисло-сладкий, надо чистить и делить на дольки.
- Желтый, овальный, кислый, добавляют в чай.
«Что изменилось?»
На доске оставить корзинку с фруктами. Дети закрывают глаза, а воспитатель меняет 1 картинку (меняет большую грушу на маленькую, желтое яблоко на красное, или яблоко было с листиком, стало без листика и т.д.)
Игра «Покажи»
- Покажите, как вы едите банан (сначала очистить, потом откусить), яблоко
Физкультминутка.
"Вот мы деревце сажали".
Вот мы деревце сажали,
Вырос тоненький росток, (Встать, потянуться (проверить осанку).)
И другие распустились,
Дружно так зашевелились. (Пальцы в стороны и пошевелить ими.)
Налетел веселый ветер
И раскачивает ветки. (Поочередные взмахи руками вверх-вниз.)
Практическое задание. Осенние заготовки.
Педагог: Осенью делают заготовки фруктов и овощей на зиму. Как можно сохранить фрукты на всю зиму?
Дети: Их сушат, варят варенье, компоты.
Педагог: Овощи мы законсервируем, засолим, а из фруктов приготовим компот. Овощи разложим в банки, а фрукты – в кастрюлю.