Адаптированная рабочая программа по предмету «Математические представления» для обучающихся 3 класса (с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2020-2021 учебный год составлена:
в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
во исполнение требований Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённого приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1559.
на основе примерной программы для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями в развитии.
и является приложением к Адаптированной основной образовательной программе начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом Лангепасского городского муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2», от 08.06.2016 № 485-о (в редакции приказа от 31.08.2020 №487-о).
Раздел I
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные:
Параметры
Критерии
Физические характеристики персональной идентификации:
- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
- определяет состояние своего здоровья;
Гендерная идентичность
- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);
Возрастная идентификация
- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);
- проявляет уважение к людям старшего возраста.
«Уверенность в себе»
- осознает, что может, а что ему пока не удается;
«Чувства, желания, взгляды»
понимает эмоциональные состояния других людей;
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
- проявляет собственные чувства;
«Социальные навыки»
- умеет устанавливать и поддерживать контакты;
- умеет кооперироваться и сотрудничать;
- избегает конфликтных ситуаций;
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;
- использует элементарные формы речевого этикета;
- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;
- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);
Мотивационно – личностный блок
- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)
- стремится помогать окружающим
Биологический уровень
- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)
- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)
Осознает себя в следующих социальных ролях:
семейно – бытовых;
роль ученика
Развитие мотивов учебной деятельности:
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);
Ответственность за собственные вещи
- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;
Экологическая ответственность
- не мусорит на улице;
- не ломает деревья;
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
- принимает участие в коллективных делах и играх;
- принимать и оказывать помощь.
Базовые учебные действия:
Умение обучающегося контактировать со взрослыми и сверстниками в знакомой ситуации взаимодействия доступными средствами коммуникации (включая альтернативные):
использовать невербальные и вербальные средства коммуникации в соответствии с общепринятыми нормами коммуникативного поведения;
готовность к положительным формам взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
выражение собственных потребностей и желаний доступными средствами коммуникации в разных ситуациях взаимодействия со знакомыми взрослыми,
проявление коммуникативной активности в знакомых ситуациях.
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
организовывать рабочее место;
принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения
Формирование учебного поведения:
направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание)
фиксирует взгляд на изображении;
фиксирует взгляд на экране монитора.
Умение выполнять инструкции педагога:
понимает жестовую инструкцию;
понимает инструкцию по инструкционным картам;
понимает инструкцию по пиктограммам;
выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).
Использование по назначению учебных материалов:
бумаги;
цветной бумаги;
пластилина.
Умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
выполняет действие способом рука-в-руке;
подражает действиям, выполняемы педагогом;
последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;
выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.
Формирование умения выполнять задание:
способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д:
ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;
выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.
Планируемые предметные результаты:
1) Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления
Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности.
Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости.
Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества.
2) Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.
Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.
Умение пересчитывать предметы в доступных пределах.
Умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 10-ти.
Умение обозначать арифметические действия знаками.
Умение решать задачи на увеличение и уменьшение на одну, несколько единиц.
3) Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских задач.
Умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться карманными деньгами и т.д.
Умение определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь мерками и измерительными приборами.
Умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона и др.
Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.
Система контроля и оценки результатов
Система контроля и оценки достижения планируемых предметных результатов освоения программы осуществляется учителем.
Обучениебезотметочное. Показателем усвоения обучающимися программы учебного материала является динамика становления коммуникативных умений и речевой активности. Мониторинг предметных результатов осуществляется 3 раза в год (сентябрь, декабрь, май)
Виды контроля результатов обучения: текущий.
Текущий контроль для анализа хода формирования знаний и умений обучающихся осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся и на основе этого оперативно вносить изменения в учебный процесс. Он проводится прежде всего с помощью систематического наблюдения учителя за работой класса в целом и каждого ученика в отдельности на всех этапах обучения; проводится в следующих формах: наблюдение, устный опрос, совместное выполнение заданий, самостоятельная работа. Другими важными задачами текущего контроля является стимуляция регулярной, напряженной и целенаправленной работы обучающихся, активизация их познавательной деятельности; определение уровня овладения учащимися умениями самостоятельной работы, создание условий для их формирования.
Во время обучения в подготовительном и первом классах, а также в течение первого полугодия второго класса целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку, поощрять его словесно.
Словесная оценка есть характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного осуждения, позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация (прежде всего!) успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик обучающегося ("ленив", "невнимателен", "не старался"). Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также способы устранения недочетов и ошибок. При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.
В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов базируетсяна принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
При оценке предметных результатов следует выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
Оценка базовых учебных действий
Мониторинг сформированности базовых учебных действий проводится в 3 классе 3 раза в год: в сентябре (стартовый), декабре (промежуточный) и мае (итоговый).
Мониторинг проводится учителем совместно с педагогом-психологом методом включенного наблюдения. Для оценки сформированности каждого действия используется следующая система оценки:
0 баллов действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированностиучебных действий, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.
Оценка личностных результатов
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвиженияребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями осуществляется на основании применения метода экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы специалистов, входящих в состав школьного психолого-медико-педагогического консилиума (далее - ПМПк). Экспертная оценка осуществляется в конце учебного года. В течение года учитель и родители осуществляют мониторинг формирования личностных результатов, вносят результаты в индивидуальную карту развития ребенка
Для полноты оценки личностных результатов учитывается мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах (школьной и семейной).
Результаты анализа представляются в следующей форме:
0 баллов нет фиксируемой динамики;
1 балл минимальная динамика;
2 балла удовлетворительная динамика;
3 балла значительная динамика.
Подобная оценка позволяет экспертной группе выработать ориентиры в описании динамики развития социальной (жизненной) компетенции ребенка. Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося, что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.
Количество диагностических работ в учебном году
Вид контроля
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
Всего
Диагностическая работа
2
1
2
5
Контрольпроводится с помощью метода включенного наблюдения.
Раздел II
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3 класс (2 ч. в неделю) 50часов(с 09.11.2020г.)
Количественные представления.
Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).
Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание множеств). Пересчет предметов по единице. Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с числом. Обозначение числа цифрой. Написание цифры. Знание отрезка числового ряда 1 – 3 (1 – 5, 1 – 10, 0 – 10). Определение места числа (от 0 до 9) в числовом ряду. Счет в прямой (обратной) последовательности. Состав числа 2 (3, 4, …, 10) из двух слагаемых. Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах 5 (10). Запись арифметического примера на увеличение (уменьшение) на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10). Решение задач на увеличение на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10). Запись решения задачи в виде арифметического примера. Решение задач на уменьшение на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10). Различение денежных знаков (монет, купюр). Узнавание достоинства монет (купюр). Решение простых примеров с числами, выраженными единицей измерения стоимости.
Представления о величине.
Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине. Сравнение двух предметов по величине способом приложения (приставления), «на глаз», наложения. Определение среднего по величине предмета из трех предложенных предметов. Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию). Различение однородных (разнородных ) предметов по длине. Сравнение предметов по длине. Различение однородных (разнородных) предметов по ширине. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу.. Различение предметов по толщине. Сравнение предметов по толщине. Различение предметов по глубине. Сравнение предметов по глубине.
Представление о форме.
Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб», «брусок». Соотнесение формы предмета с геометрическими телами. фигурой. Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок. Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой. Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) из 2-х (3-х, 4-х) частей. Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник) из счетных палочек. Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) по шаблону (трафарету, контурной линии). Построение геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок) по точкам. Рисование геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок, круг). Узнавание циркуля (частей циркуля), его назначение. Рисование круга произвольной (заданной) величины. Измерение отрезка.
Пространственные представления.
Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела). Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд, назад, вправо, влево. Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева, верхний (нижний, правый, левый) край листа, верхняя (нижняя, правая, левая) часть листа, верхний (нижний) правый (левый) угол. Составление предмета (изображения) из нескольких частей. Составление ряда из предметов (изображений): слева направо, снизу вверх, сверху вниз. Определение отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между. Определение, месторасположения предметов в ряду.
Временные представления.
Узнавание (различение) частей суток. Знание порядка следования частей суток. Узнавание (различение) дней недели. Знание последовательности дней недели. Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра. Соотнесение деятельности с временным промежутком: сейчас, потом, вчера, сегодня, завтра, на следующий день, позавчера, послезавтра, давно, недавно. Различение времен года. Знание порядка следования сезонов в году. Сравнение людей по возрасту.
Особенности организации образовательного процесса на уроках для детей с умственной отсталостью
У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным приемом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п.Обучение проходит на уроках.Реализация программы осуществляется путем сочетания практических, наглядных и словесных методов обучения, использования игровых приемов для формирования мотивации обучающихся к коммуникативным проявлениям в ситуациях коллективного взаимодействия. На занятияхпо курсу «Предметно-практические действия» обучающиесязакрепляют полученные сведения с помощью создания практических ситуаций и в играх с математическим содержанием.
Раздел III
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Место предмета в учебном плане
В учебном плане обучающихся с умственной отсталостью 3 класса на 2020-2021 учебный год обучениюпо предмету «Математические представления»выделено 2 часа в неделю. Рабочая учебная программа рассчитана на 50 часа (с 09.11.2020г.).В примерной программе на изучение в 3 классе предусмотрено 2 часа в неделю, также как и в рабочей программе.
Распределение часов в течение 2020-2021 учебного года
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Итого за учебный год
14 часов
22часов
14 часов
50часа
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Наименование разделов, тем программ
Кол-во часов по разделу
Практика
Контроль
Характеристика учебной деятельности обучающихся
1 модуль
Сформированызнания о частях суток, об их характерных особенностях.Сформированы представления о последовательности частей суток, называют и определяют части суток между днём и ночью, ориентируются во времени
1
2
Формирование временных представлений «День-вечер-ночь»
Видеть закономерности,
имеет представления о частях суток (день, ночь), правильно употребляет термины в речи.
3
4
«Части суток»
«День-вечер-ночь»
Используетсловарный запас за счет слов-действий. Умеет рассматривать картинки и рассказывать,что делали дети дням
(Маша качалась на качелях, играла с мячом, читала книгу, рисовала и т. д.)
5
6
7
«Режим дня»
Умеет выбирать из предложенных картинок где отображено части суток ночь. Умеет рассказывать по картинке с помощью наводящих вопросов учителем
8
9
«Ночной режим»
Выбирает картинку с изображением время суток-день, вечер,
время суток-ночь. Умеет раскладывать картинки с частями суток по порядку.
10
11
Закрепление по теме:
«Покажи,что ты делал днем,вечером»
«Покажи,что ты делал ночью»
Сформированызнания о частях суток, об их характерных особенностях.Сформированы представления о последовательности частей суток,называют и определяют части суток между днём и ночью, ориентируются во времени
11
1
2 модуль
12
13
«Формирование количественных представлений»
«Знакомство с понятием «один» и «много»
«Знакомство с цифрой 1»
Сформированы понятия «один», «много»
Умеет согласовывать числительное «один» и «много» с существительными
Один цветок,много цветов
Одна ёлка, много ёлок
14
15
«Один-много»
«Цифра 1»
Выбирает один предмет из предложенных картинок,закрашивает его желтым цветом
(Одно солнышко,много цветов. Одна птичка, много цветов
и т.д.) соотносить с цифрой 1.
16
17
«Много»
«Выполнение различных действий: один — много хлопков».
Выбирает много предметов
(много мячей, много листьев и т.д.) Активизирует в речи слова: вот тебе зайка много листьев и т.д. Соотносит отдельные единицы множества с пальцами, другими предметами без пересчета (последовательно прикасается к каждому предмету пальцем
18
19
«Мои игрушки»
1
Находить в окружающей обстановке много однородных предметов и выделяет из нее один предмет Сформированы понятия «один», «много». Согласовывает числительное «один» с существительными в роде и падеже.
20
21
«В гостях у Лесовичка в лесу»
Посчитай сколько шишек, найди цифру 1»
2
Угадывает на ощупь в каком мешке много шишек. А в каком одна шишка.
Соотносит цифру с одним предметом
3
2
1
3 модуль
22
23
«Формирование представлений о величине»
«Большой-маленький
«Длинный- короткий»
2
Умеет различать предметы по величине: длинный - короткий.
Умеет сравнивать совокупность предметов по количеству с помощью составления пар.
Выделяет признаки сходства и различия.
24
25
«Большие и маленькие игрушки»
«Игровые упражнения на сопоставление двух объектов по величине длинный-короткий, используя приемы наложения и приложения».
2
Сформированы понятия большой-маленький.Умеет с помощью метода наложения определять величину длинный-короткий.
26
27
«Я большая,а ты маленький»
«Штриховка предметов различной величины длинная лента, короткая лента».
2
Умеет сравнивать друг друга по росту. Активизирует в речи слова:Я-большая, а Денис маленький
28
29
«Подбери одежду для большой куклы, для маленькой куклы»
«Подбери ленты для кукол»
2
Умеет выбирать и подбирать одежду для куклы в соответствии с её ростом.
Определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.)
30
31
32
«Постройка башни»
«Длинный мост, короткий мостик»
«Выделение «короткий - длинный» предметов в различных игровых ситуациях, в конструктивной деятельности».
3
Умеет объединять одинаковые(по цвету, величине) предметы в предметные множества Умеет выделять один предмет из множества, отвечает на вопросы «сколько»? словами один много. сравниваетпостройки
(большая-маленькая) башня
11
10
1
4 модуль
33
34
«Формирование представлений о форме»
«Круг»
«Квадрат»
2
Сформированы представление о круге. Умеет соотносить и дифференцировать круг,
квадрат
Узнает квадрат в окружающемпространстве
Умеет составлять целое из4-х частей.
35
36
«Маленькие и большие квадраты»
2
Умеет подбирать предметы, ориентируясь на цвет, по показу и по словесному обозначению.
37
38
«Предметы похожие на круг,квадрат»
2
Умеет узнавать и называть фигуру –круг
Знает узнаёт квадрат в окружающем пространстве
Умеет составлять целое из частей
39
40
«Раскрашивание круга,квадрата»
2
Выбирает по требованию учителя соответствующий карандаш, раскрашивает форму квадрата не выходя за его контур
41
42
«Обведение квадрата по контуру»
2
Обводить форму квадрата по опорным точкам не отрывая руки при обводке
43
44
«Штриховка квадрата»
2
Умеет выполнять штриховку квадрата в разных направлениях. Соблюдать правильную посадку при занятии.
12
11
1
5 модуль
45
46
«Формирование пространственных представлений»
«Вверху-середина-внизу»
2
Сформированы пространственные отношения «вверху», «внизу»
«середина»
Умеет ориентироваться на листе бумаги
47
48
«Разложи игрушки по полкам»
2
Сформированы пространственные понятия вверху,внизу,середина. Умеет ориентироваться в пространстве, использовать изученные понятия в речи (Пирамид ку я поставлю на вверх, мячик положу на низ полки)
49
50
«Разложи одежду по полкам»
2
Умеет размышлять, сравнивать противоположные качества, (это кофточки, я положу на верхнюю полку,а штаны на нижнюю полочку) находитьпричинно– следственные связи.
Умеет подбирать существительные к прилагательным.
51
52
53
«Ориентация на листе бумаги»
3
Умеет ориентироваться на листе бумаги. Знает цвета (желтый, зеленый)
54
55
56
«Ориентация в классе»
3
Умеет ориентироваться в пространстве в помещениикласса. Умеет передвигаться в заданном направлении.
12
11
1
6 модуль
57
58
«Формирование пространственных представлений»
«Поровну- больше»
2
Ориентируется в пространстве с помощью игровых упражнений
Использует в речипростые предложения «далеко» стоит мишка, «близко» сидит белочка
Видит отдаленные и приближенные предметы на картинках
59
60
«Разложи игрушки»
2
Умеет раскладывать игрушки по инструкции учителя. Положи машинку далеко в шкаф. Поставь пирамидку близко к себе и т.д.
61
62
«Пространственные понятия: поровну- больше ближе,к,от.»
2
Сформированы пространственные понятия поровну- больше ближе, к, от. Умеет ориентироваться в пространстве, используетизученные понятия в речи
63
64
«Игровые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела».
2
Имеет представления о пространственном расположении частей тела (голова вверху, ноги внизу, правая рука, левая рука и т. д.)
65
66
«Игровые упражнения на перемещение в пространстве предметов поровну-больше» Закрепление тем
4
Анализирует объекты и вычленяет из представленного ряда лишний по характерному признаку
12
11
1
Всего за год 66 часов
50
Календарно-тематическое планирование по _предмету Математические представления_ на 2020_-2021учебный год.
№ п/п
Тема раздела/урока
Количество часов
Дата проведения занятия
Учебно-методическое обеспечение
план
факт
I четверть
1 модуль
1,2
Формирование временных представлений «День-вечер-ночь»
[1]- [16]
3,4
«Части суток»
«День-вечер-ночь»
[1]- [16]
5,6,7
«Режим дня»
[1]- [16]
8,9
«Ночной режим»
[1]- [16]
10,11
Закрепление по теме:
«Покажи,что ты делал днем,вечером»
«Покажи,что ты делал ночью»
[1]- [16]
2 модуль
12,13
«Формирование количественных представлений»
«Знакомство с понятием «один» и «много»
«Знакомство с цифрой 1»
[1]- [16]
14,15
«Один-много»
«Цифра 1»
[1]- [16]
16
«Много»
[1]- [16]
Всего за I четверть
II четверть
17
«Выполнение различных действий: один — много хлопков».
[1]- [16]
18
19
«Мои игрушки»
1
[1]- [16]
20
21
«В гостях уЛесовичка в лесу»
Посчитай сколько шишек, найди цифру 1»
2
[1]- [16]
3 модуль
22
23
«Формирование представлений о величине»
«Большой-маленький
«Длинный- короткий»
2
[1]- [16]
24
25
«Большие и маленькие игрушки»
«Игровые упражнения на сопоставление двух объектов по величине длинный-короткий, используя приемы наложения и приложения».
2
[1]- [16]
26
27
«Я большая,а ты маленький»
«Штриховка предметов различной величины длинная лента, короткая лента».
2
[1]- [16]
28
29
«Подбери одежду для большой куклы, для маленькой куклы»
«Подбери ленты для кукол»
2
[1]- [16]
30,31,32
«Постройка башни»
«Длинный мост, короткий мостик»
«Выделение «короткий - длинный» предметов в различных игровых ситуациях, в конструктивной деятельности».
3
[1]- [16]
Всего за II четверть
14
III четверть
4 модуль
33,34
«Формирование представлений о форме»
«Круг»
«Квадрат»
2
[1]- [16]
35,36
«Маленькие и большие квадраты»
2
[1]- [16]
37,38
«Предметы похожие на круг,квадрат»
2
[1]- [16]
39,40
«Раскрашивание круга,квадрата»
2
[1]- [16]
41,42
«Обведение квадрата по контуру»
2
[1]- [16]
43,44
«Штриховка квадрата»
2
[1]- [16]
5 модуль
45,46
«Формирование пространственных представлений»
«Вверху-середина-внизу»
2
[1]- [16]
47,48
«Разложи игрушки по полкам»
3
[1]- [16]
49,50
«Разложи одежду по полкам»
5
[1]- [16]
Всего за III четверть
22
IV четверть
51,52
53
«Ориентация на листе бумаги»
3
[1]- [16]
54,55
56
«Ориентация в классе»
3
[1]- [16]
6 модуль
57
58
«Формирование пространственных представлений»
«Поровну- больше»
2
[1]- [16]
59,60
«Разложи игрушки»
2
[1]- [16]
61,62
«Пространственные понятия: поровну- больше ближе,к,от.»
2
[1]- [16]
63,64
«Игровые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела».
2
[1]- [16]
65, 66
«Игровые упражнения на перемещение в пространстве предметов поровну-больше» Закрепление тем
2
[1]- [16]
ВСЕГО за IVчетверть
14
ИТОГО за учебный год
50
Приложение
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕИ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного);
- наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.);
- пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей);
- пазлы вкладыши;
-мозаики;
- сухой бассейн;
- игрушки разных размеров;
- шнуровки;
- пирамидки разные по величине, высоте;
- пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий;
- карточки с изображением картинок (по формированию пространственных представлений) ;
- цветные карандаши;
- листы бумаги;
-рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, наклеивания и другой материал;
- презентации по темам;
- обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных математических представлений.