Рабочая программа внеурочной деятельности "Изостудия"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Изостудия"
Данная рабочая программа составлена на основе авторской образовательной программы по изобразительному искусству «Изостудия».
Человек – творец по своей сути и талант творить, создавать проявляется в самом раннем возрасте. Все маленькие дети с упоением рисуют. Рисуют все, что видят, все, о чем думают. Однако ко времени поступления ребенка в школу эта любовь к рисованию остывает. Возможно, это связано с тем, что на предмет «Изобразительное искусство» отводится мало времени (лишь один час в неделю), а возможно и с тем, что рабочая программа строго ограничивает детское творчество, определяя рамки в использовании материалов и инструментов, техник изображения, да и самих тем, предлагаемых для рисования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Изостудия"»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Чайкина Любовь Петровна
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Изостудия»
Общекультурное направление
Для обучающихся 1-4 классов
Срок реализации программы 4 года
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена на основе авторской образовательной программы по изобразительному искусству «Изостудия».
Человек – творец по своей сути и талант творить, создавать проявляется в самом раннем возрасте. Все маленькие дети с упоением рисуют. Рисуют все, что видят, все, о чем думают. Однако ко времени поступления ребенка в школу эта любовь к рисованию остывает. Возможно, это связано с тем, что на предмет «Изобразительное искусство» отводится мало времени (лишь один час в неделю), а возможно и с тем, что рабочая программа строго ограничивает детское творчество, определяя рамки в использовании материалов и инструментов, техник изображения, да и самих тем, предлагаемых для рисования.
Система внеурочной деятельностиаа обеспечивает ребенку свободу выбора индивидуальной образовательной траектории, способствует наиболее полному и доступному приобщению к искусству, расширяет возможности для реализации познавательных интересов и творческих потребностей детей и подростков.
Актуальность. Наиболее привлекательными видами художественной деятельности для детей младшего школьного возраста являются рисование красками, аппликация, лепка. Выполнение игрушек и декоративных поделок развивает образное мышление, способствует воспитанию художественного вкуса и творческой познавательной активности школьников. Опыт работы с детьми показывает, что любой ребенок обладает талантом и задача педагога – распознать его задатки, дать возможность раскрыться, подобрав нужную форму.
Новизна. Рабочая программа «Изостудия» предполагает вариативность в содержании изучаемого материала, организационных условиях и этапах образовательной деятельности в зависимости от индивидуальных способностей каждого ребенка. Многообразие техник и способов изображения предоставляет воспитанникам более широкий спектр возможностей реализации своего творческого потенциала.
Отличительной особенностью программы «Изостудия» является то, что особое место в ней отводится изучению нетрадиционных способов изображения. Опыт работы свидетельствует, что рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, – это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. Положительные эмоции являют собой стимул к дальнейшему деятельному творчеству, формированию нового уровня образовательных потребностей, стремлению добиваться более высоких результатов.
В первый год закладывается фундамент эмоциональных связей между собственной изобразительной деятельностью детей и большим увлекательным миром искусства.
Для выполнения творческих заданий могут быть выбраны различные художественные материалы: гуашь, акварель, карандаш, уголь, тушь, перо, фломастеры и др. Рисование с натуры (рисунок и живопись). .
Особое внимание направляется на определение и передачу пространственного положения, пропорций, а также цвета объектов.
Для развития зрительной памяти, пространственных представлений у учащихся важно, чем, можно чаще рисовать по памяти и представлению.
Рисунки с натуры могут предшествовать выполнению работ на темы и декоративным работам (рисование на темы, композиции на темы окружающей жизни, иллюстрации). В процессе рисования на темы совершенствуется рисунок, и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, цвета. Младшие школьники предпочитают рисование на темы другим заданиям.
Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих, декоративных композиций. Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.
Работы выполняются на основе декоративной переработки форм и цвета разных объектов: листьев, цветов, бабочек, птиц и т.д.
Понимание ритма, гармонических, цветовых сочетаний, полученных учащимися в различных видах работ, находит применение в аппликациях, изготовлении игрушек, сувениров и т.д.
Младшие школьники знакомятся с разнообразными техниками исполнения – это необходимо для расширения творческого опыта и развития воображения.
Художественная деятельность на занятиях находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению), декоративная и конструктивная работа (изготовление игрушек, сувениров, оформление и др.); восприятие явлений действительности и произведений искусства (показ слайдов, репродукций), обсуждение работ товарищей. С целью формирования у детей опыта творческого общения я ввожу в программу коллективные задания (например, такие как «Чудо-дерево», «На елку», «Кто в доме живет?» и др.). Коллективное художественное творчество находит применение в оформлении интерьеров, праздников. Выполненные на занятиях работы используются как подарки для родных и друзей.
Важное значение в воспитании детей имеют темы направленные на духовное воспитание. Они включены также в тематическое планирование. Беседы по изобразительному искусству и красоте вокруг нас, основаны на показе произведений искусства. Беседы помогают воспитать у детей интерес к окружающему миру, искусству.
Замечательный художник и педагог Борис Неменский, говорил: «Чтобы воспитать эстетически грамотных людей нужно с раннего детства уметь воспитывать у ребят невосприимчивость к художественным суррогатам, привить им против этого иммунитет, выработать художественный вкус, эстетическую взыскательность, самостоятельность суждений, поменьше подменного искусства».
В изостудии занимаются дети 7-11 лет, независимо от художественных способностей. Ведь ребенок развивается, и дальнейшие успехи зависят от многих факторов.
Программа рассчитана на 4 года обучения. Продолжительность занятий на каждом году обучения 2 академических часа в неделю, (68 часов в год).
Главная цель организации творческой деятельности в том, чтобы каждый человек, независимо от его будущей профессии развил важнейшие для художественного творчества способности, т.е. умение видеть жизнь глазами художника.
Образовательный процесс строится как последовательный переход воспитанника от одной образовательной ступени к другой:
Характеристика условий обучения
Адаптация воспитанников в изостудии, знакомство с видами деятельности; с организацией рабочего места; изучение основных и дополнительных цветов; знакомство с новыми техниками, с азами поэтапной работы над картиной; развитие воображения, выработка навыков общения.
«Изостудия» отличается не только особенностью содержания, но и используемыми формами и методами обучения, педагогическими технологиями.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель программы – раскрытие творческого потенциала ребенка и его реализация посредством изобразительной деятельности.
Задачи программы:
способствовать формированию:
представлений о видах и жанрах изобразительного искусства,
расширенных знаний о разнообразных средствах и способах изображения,
практических навыков использования различных техник изображения.
содействовать развитию;
эстетического вкуса, творческих способностей, общей культуры воспитанника;
духовно-нравственных качеств воспитанников;
создать условия для воспитания;
эмоциональной отзывчивости на предметы искусства,
бережного отношения к окружающему миру, основанного на понимании красоты и гармонии.
Деятельность педагога, работающего по программе «Изостудия» опирается на следующие принципы:
принцип научности (содержание обучения знакомит детей с объективными научными фактами, теориями, законами, а так же обучает элементам научного поиска);
принцип связи обучения с практикой (в практических работах умения закрепляются, в ходе повторения – совершенствуются, а на основе самостоятельных упражнений и применения отработанных на практике приемов у детей формируются навыки работы с различными инструментами и материалами);
принцип систематичности и последовательности (усвоение знаний в порядке, предусмотренном учебно-тематическим планом);
принцип доступности (учет особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения их возможностей и такой организации обучения, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных и физических перегрузок);
принцип наглядности как один из старейших в дидактике и важнейших в преподавании искусства (целесообразность привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала);
принцип сознательности и активности воспитанников (система обучения опирается на активность учащихся при руководящей роли педагога).
Для решения поставленных задач используются следующие общепедагогические методы:
проблемно-поисковый;
объяснительно иллюстрированный;
эвристический;
модульный.
Формы подведения итогов и контроля
Программа предусматривает контроль усвоения учебного материала в следующих формах: выставки, конкурсы, презентации, анкетирование, тестирование, рефераты, творческие отчёты.
Этапы обучения
Ожидаемые результаты
На первом году обучения воспитанники знакомятся с художественными материалами и инструментами, видами изобразительной деятельности (рисунок, лепка, аппликация и др.), осваивают разнообразные технические приемы изображения. У них формируются индивидуальные предпочтения.
К концу первого года обучения дети должны:
Знать
названия и предназначение художественных материалов и инструментов, основы цветоведения (основные и составные цвета, теплые и холодные, яркие и тусклые),
понятия: композиция, светотень, колорит,
виды (графика, живопись, скульптура, архитектура) и жанры (портрет, пейзаж, натюрморт) изобразительного искусства,
названия нетрадиционных техник изображения и их особенности.
создавать композиции из природного и бросового материала,
творчески перерабатывать предложенные образцы произведений изобразительного искусства, в том числе по народным мотивам.
Система контроля
Диагностическая работа по выявлению индивидуальных особенностей и резервов развития каждого ребенка, группы и коллектива в целом проводится в виде стартовой аттестации, которая проводится на первом учебном занятии или в начале изучения новой темы (раздела) программы. Данные стартовой аттестации воспитанников фиксируются в дневниках наблюдений, отражаются в индивидуальных образовательных маршрутах.
Результативность обучения определяется в процессе итоговой аттестации (по окончании курса обучения).
Целью итоговой аттестации воспитанников является выявление уровня развития способностей и личностных качеств ребенка и их соответствие прогнозируемому результату образовательной программы на данном этапе обучения. При этом могут использоваться разнообразные формы, такие как контрольное итоговое занятие, защита творческих работ и проектов, конкурс, игра-путешествие, тест, блиц-опрос, итоговая выставка творческих работ.
1 уровень –высокий (высокий образовательный результат, полное освоение содержания образования, имеет творческие достижения на уровне города, области, России)
2 уровень – средний (базовый), полное освоение программы, но при выполнении заданий допускает незначительные ошибки)
3 уровень – низкий (не полностью освоил программу, допускает существенные ошибки в знаниях предмета и при выполнении практических заданий)
Условия реализации программы
Количество детей в группе – 2 -10 человек.
Возраст детей, на которых рассчитана программа – 7-11 лет.
Срок реализации программы – 4 года.
В коллектив принимаются все желающие в возрасте от 7до 11 лет. При поступлении в коллектив воспитанники зачисляются в группу первого года обучения. Основанием для перевода воспитанника на следующий год обучения является базовый уровень освоения образовательной программы.
Распределение количества часов
Год обучения
Количество занятий в неделю
Длительность занятия (ч.)
Всего часов в неделю
Всего часов в год
1-4
2ч.
2 ч.
2 ч.
68 ч.
Условия, необходимые для реализации программы:
Кабинет.
Столы, стулья, альбомы.
Мебель для хранения наглядных и дидактических пособий, художественных материалов и инструментов.
Доска, проектор.
Методическое обеспечение программы:
Календарно-тематические планы. Планы учебных и итоговых занятий. Сценарии воспитательных мероприятий. Иллюстрации, наглядные пособия.
Учебно-тематическое планирование (1 час в неделю)
№
№
п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов
Раздел 1. Графика
1.1
Волшебная линия. Штрих
1
1.3
Точка.
1
1.4
Форма. Контраст форм
1
Раздел 2. Живопись.
2.2
Праздник тёплых и холодных цветов.
1
2.3
Гармония цвета
1
2.4.
Контраст цвета.
1
2.6
Серо-чёрный мир красок.
1
2.7
Красочное настроение.
1
Раздел 3. Основы рисунка
3.1
Пропорции.
1
3.2.
Плоскостное и объёмное изображение.
1
3.3
Рисование с натуры и по памяти.
1
Раздел 4 . Композиция.
4.1
Линия горизонта.
1
4.2
Композиционный центр.
1
4.3
Ритм и движение.
1
Раздел 5. Выразительные средства графических материалов
5.1
Цветные карандаши.
1
5.2
Гелевые ручки, тушь.
1
5.3
Восковые мелки, фломастеры.
1
Раздел 6. Пейзаж.
6.1.
Образ дерева.
1
6.3.
Времена года.
1
6.9
Тематический пейзаж.
1
Раздел 7. Фигура и портрет человека
7.1
Набросок с натуры.
1
7.3
Живописный портрет.
1
7.5
Фигура человека в движении.
1
Раздел 8. Натюрморт и его изобразительные возможности.
8.1
Натюрморт в холодной гамме.
1
8.3
Натюрморт в тёплой гамме.
1
Раздел 9.Конструирование из бумаги.
9.1
Работа с рваной бумагой.
1
9.2
Работа с мятой бумагой.
1
Раздел 10.Декоративное рисование.
10.1
Симметрия.
1
10.4
Орнамент.
1
10.6
Особенности русских народных промыслов.
1
Раздел 11. Архитектурные фантазии
11.1
Искусство архитектуры
1
Раздел 12. Волшебные страницы
12.1
Художник и книга
1
Раздел 11. Экскурсии в музеи и на выставки.
11.1
В мире искусства
1
Раздел 12. Итоговое занятие.
12.2
Итоговое занятие
1
Итого:
34
VII. Методическое обеспечение образовательного процесса
1.Художественные произведения русской и мировой культуры:
Таблицы, рисунки с изображением животных: зверей и птиц ;
схемы и рисунки орнаментов;
иллюстрации или фрагменты мультфильмов с персонажами известных сказок; слайды известных архитектурных построек;
дизайнерские проекты;
произведения И.Шишкина, И.Левитана, В.Поленова, А.Пластова;
фотографии произведений известных народных художественных промыслов; фотографии и слайды деревянных ансамблей этнографических музеев; деревянной архитектуры Севера, ансамбля Кижи;
видеофильмы «Соборы Московского Кремля», «Сборы Новгорода», «Древняя архитектура Владимира и Суздаля»;
слайды и репродукции иконописи и произведений известных западноевропейских мастеров.
2.Художественные материалы:
Краски гуашевые и акварельные; художественные кисти, бумага для живописи; бумага для графических работ и зарисовок; карандаши цветные и графические, пастель и ли восковые мелки; клей, ножницы, цветная бумага и цветной картон, пластилин, цветная тушь, фломастеры.
Оборудование кабинета:
Столы и стулья, баночки для воды ,раковина и наличие водопровода, предметные столики для натюрмортов, освещение, оснащение техническими средствами ИКТ.
VIII. Список литературы
Литература для обучающихся
Белашов А. М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2002.
Брагинский В. Э. Пастель. – М.: Юный художник, 2002.
Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. – М.: РОСМЭН, 2002.
Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник, 2001-2002.
Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2000.
Панов В. П. Искусство силуэта. – М.: Юный художник, 2005.
Сэвидж Хаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи. – М.: РОСМЭН, 2003.
Ткаченко Е. И. Мир цвета. – М.: Юный художник, 1999.
Уотт Ф. Я умею рисовать. – М.: РОСМЭН, 2003.
Чивиков Е. К. Городской пейзаж. – М.: Юный художник, 2006.
Шабаев М. Б. Цветные карандаши. – М.: Юный художник, 2002.
Литература для родителей
Алексеева В. В. Что такое искусство. – М.: Советский художник, 1991.
Берсенева Г. К. Ткань. Бумага. Тесто. Домашнее рукоделие. – М.: Астрель, 2001.
Дрезнина М. Г. Каждый ребенок – художник. – М.: ЮВЕНТА, 2002.
Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. – М.: Амрита-Русь, 2005.
Мейстер А. Г. Бумажная пластика. Домашнее рукоделие. – М.: Астрель, 2001.
Нагибина М. И. Из простой бумаги мастерим как маги. – Ярославль: Академия холдинг, 2001.
Синицына Е. Умные занятия и игры. – М.: Лист Нью, Вече, 2002.
Литература для педагога
Базанова М. Д. Пленэр. – М.: Изобразительное искусство, 1994.
Гусакова М. А. Аппликация. – М.: Просвещение, 1987.
Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.
Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985.
Корнева Г. Бумага. – СПб.: Кристалл, 2001.
Луковенко Б. А. Рисунок пером. – М.: Изобразительное искусство, 2000.
Митителло К. Аппликация. Техника и искусство. – М.: Эксмо-Пресс, 2002.
Михайлов А. М. Искусство акварели. – М.: Изобразительное искусство, 1995.
Неменский Б. М. Образовательная область «искусство». – М.: ГОМЦ, Школьная книга, 2000.
Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. – М.: МИПКРО, 2003.
Полунина В. Н. Искусство и дети. – М.: Правда, 1982.
Полунина В. Н. Солнечный круг. У Лукоморья. – М.: Искусство и образование, 2001.
Полунина В. Н., Капитунова А. А. Гербарий. – М.: Астрель, 2001.
Смит С. Рисунок. Полный курс. – М.: Внешсигма, 1997.