kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности Изостудия «Колорит» для 1-4 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности художественно- эстетической направленности Изостудия «Колорит» для 1-4  классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной основной образовательной программы начального общего образования, УМК Б.М. Неменского, Примерной программы внеурочной  деятельности начального и основного образования  «Смотрю на мир глазами художника»  (Е.И. Коротеевой), Сборника эвристических заданий («Искусство. Учебно-методическое пособие под редакцией А.В. Хуторского, 1-11 классы»).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности Изостудия «Колорит» для 1-4 классов»

«Рассмотрено»

Руководитель МО учителей начальных классов МОУ гимназии № 45


____________________/ /


Протокол № __ от «____ »_____________20__ г.


«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР

МОУ гимназии № 45


_________________________/Учайкина М.Б./


«____»___________________20__ г.


«Утверждено»

Руководитель МОУ гимназии № 45



_______________________/Атрохименок Н.М./


«____»___________________20__ г.


«Принято»

на педагогическом совете

Протокол № __ от «____ »_____________20__ г.



Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности

Изостудия «Колорит»

для 1-4 классов




  • Рабочая программа составлена на основе государственной Примерной основной образовательной программы начального общего образования по дисциплине «изобразительное искусство» для общеобразовательных школ и авторских программ:

  • С.Г.Ашиковой (Система развивающего обучения Л.В.Занкова), утверждённой МО РФ Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2015.

  • О.А. Куревиной, Е.Д.Ковалёвой (СО «Школа 2100»)

  • В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Планирование составлено на основе:


Разработчик программы:

Барбутько Юлия Юрьевна,

учитель изобразительного искусства

высшей квалификационной категории

г. Комсомольск-на-Амуре

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №45

2019-2020 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности художественно- эстетической направленности Изостудия «Колорит» для 1-4 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной основной образовательной программы начального общего образования, УМК Б.М. Неменского, Примерной программы внеурочной деятельности начального и основного образования «Смотрю на мир глазами художника» (Е.И. Коротеевой), Сборника эвристических заданий («Искусство. Учебно-методическое пособие под редакцией А.В. Хуторского, 1-11 классы»),

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

• Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897

• Примерная основная образовательная программа ООО от 8.05.2015

• Учебный план МОУ гимназии №45 на 2019/2020 учебный год

• Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.

Актуальность

О значении искусства в жизни людей прекрасно сказал Н.К.Рерих в своем очерке «Врата в будущее»: «Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно, искусство имеет много ветвей, но корень один. Искусство для всех. Каждый чувствует истину красоты». Платон говорил, что: «…от красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей мы перейдем к красивой жизни, от красивой жизни – к абсолютной красоте».

Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим.

Занятия по изобразительному искусству предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей школьного возраста. Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты – все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир.

Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном беспредельном мире.

Целостность любого произведения изобразительного искусства заключается в отражении художником своего внутреннего мира, отношению к окружающей среде, в эмоциональности и экспрессивности. Чем раньше мы будем развивать эмоциональный и чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества.

Данная программа опирается на возрастные особенности детей, особенности их восприятия цвета, форы, объема. При этом особенно важно в каждом возрасте идти от интересов к возможностям каждого ребенка, реализации его, себя как творческой личности.

В наше время, когда на телевидении, в сказках, компьютерных играх и литературе преобладает жестокость и агрессия, дети зачастую либо замыкаются в себе, не желая общаться, либо наполнены отрицательными эмоциями. Содержание данной программы насыщенно, интересно, эмоционально значимо для школьников, разнообразно по видам деятельности и удовлетворяет потребности каждого ребенка в реализации своих художественных желаний и возможностей.

Художественная деятельность, т.е. создание произведений гра­фики, живописи и пластического искусства, связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторона­ми жизни человека, свойственной ему на различных ступенях разви­тия, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.

Художественное воспитание в состоянии решать настолько важ­ные задачи, связанные с необходимостью гармонического развития личности, что место, отводимое ему в современной системе воспита­ния, не может быть второстепенным.

Изобразительное искусство, пластика, художественное конструи­рование - наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Ра­бота с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности.

Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узна­вать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспи­тательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправлен­нее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.

Вопросы гармонического развития и творческой самореализации находят свое разрешение в условиях изостудии. Открытие в себе не­повторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими. Помочь в этих устремлени­ях призвана данная программа. Она рассчитана на работу с детьми 7-11 лет и состоит из следующих этапов:

  • ознакомительный, 1 год, 7-8 лет;

  • развивающий, 1 год обучения, 8-9 лет;

  • исследовательский, 3-4 год, 9-11 лет.

Каждый этап ставит свои задачи и имеет определенный объем тем с дифференцированным подходом к детям внутри каждой возраст­ной группы.

Цель данной программы раскрыть и развить потенциальные спо­собности, заложенные в ребенке, формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира, развитие фантазии, воображения и творческих способностей детей школьного возраста.

Задачи:

1. Формировать устойчивый интерес к художественной деятель­ности.

2. Знакомить детей с различными видами изобразительной дея­тельности, многообразием художественных материалов и при­емами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного примене­ния.

3. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелатель­ное отношение друг к другу.

4. Воспитывать стремление к разумной организации своего сво­бодного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.

5. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

6. Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, выходов на натурные зарисовки к памятникам архитектуры, на природу.

Данная программа рассчитана на 4 года обучения. Занятия в груп­пе первого, второго, третьего, четвёртого года проходятся 1 раза в неделю по 1 часу.

Образовательный процесс включает в себя различные методы обу­чения:

  • репродуктивный (воспроизводящий);

  • иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

  • проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);

  • эвристический (проблема формулируется детьми, ими и пред­лагаются способы ее решения).

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основной формой работы является занятие. Программа предусматривает как обучающий, так и развивающий характер занятий. Содержание каждого занятия содействует развитию умения сравнивать, анализировать, выделять главное, развивать настойчивость. Форма занятий предусматривает как фронтальную, так и индивидуальную работу. В проведении занятий используются формы индивидуальной ра­боты и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объе­динения детей в подгруппы. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстра­тивного материала и подкрепляется практическим освоением темы. Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей. Основной формой работы являются учебные занятия. Это могут быть и занятия — вариации, занятия — творческие портреты, импро­визации, занятия — образы по сценарию со специальной подготовкой детей, занятия — праздники, занятия — эксперименты. Отчет о ра­боте проходит в форме выставок, открытых занятий, конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий.

Режим занятий

Занятия проводятся:

  1. Первый год обучения 1 раз в неделю по 1 часу, за год 33 часа

  2. Второй год обучения 1 раз в неделю по 1 часу, за год 35 часов

  3. Третий год обучения 1 раз в неделю по 1 часу, за год 35 часов

  4. Четвёртый год обучения 1 раз в неделю по 1 часу, за год 35 часов

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения основной образовательной программы.

модуля Образовательный результат Кол-во лет на освоение Классы
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
1
  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;
  • учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • способность к оценке своей учебной деятельности;
  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
4 1-4
Выпускник получит возможность для формирования:
2
  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
4 1-4

Метапредметные результаты:

модуля Образовательный результат Кол-во лет на освоение Классы
  1. Регулятивные
Выпускник научится:
1
  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
4 1-4
Выпускник получит возможность научиться:
2
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
4
  1. Познавательные
Выпускник научится:
1
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливать аналогии;
  • владеть рядом общих приёмов решения задач.
4 1-4
Выпускник получит возможность научиться:
2
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;
  • произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
4 1-4
  1. Коммуникативные
Выпускник научится:
1
  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнёра;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
4 1-4
Выпускник получит возможность научиться:
2
  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
4 1-4

Предметные результаты

п/п Образовательный результат Кол-во лет на освоение Классы
Модуль 1: Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Выпускник научится:
1
  • различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно­прикладное искусство) и участвовать в художественно­творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
  • различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
  • эмоционально­ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно­творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
  • узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
  • приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
4 1-4
Выпускник получит возможность научиться:
2
  • воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
  • видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
  • высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
4 1-4

Модуль 2: Азбука искусства. Как говорит искусство?

Выпускник научится:
1
  • создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
  • использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно­творческого замысла;
  • различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно­творческой деятельности;
  • создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно­прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
  • наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
  • использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно­творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
4 1-4

Выпускник получит возможность научиться:

2
  • пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно­прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно­творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
  • моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
  • выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
4 1-4

Модуль 3: Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?

Выпускник научится:

1
  • осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно­творческой деятельности;
  • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
4 1-4

Выпускник получит возможность научиться:

2
  • видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
  • понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
  • изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая своё отношение к ним;
  • изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
4 1-4
  1. Содержание курса

Название раздела

Содержание раздела

Модуль 1: Виды художественной деятельности

1

Восприятие произведений искусства.

Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

2

Рисунок.

Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

3

Живопись.

Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.

4

Скульптура.

Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

5

Художественное конструирование и дизайн

Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

6

Декоративно­прикладное искусство

Истоки декоративно­прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно­прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

Модуль 2: Азбука искусства. Как говорит искусство?

7

Композиция.

Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.

8

Цвет.

Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.

9

Линия.

Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.

10

Форма.

Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.

11

Объём.

Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.

12

Ритм.

Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно­прикладном искусстве.

Модуль 3: Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?

13

Земля — наш общий дом.

Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.

Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского
и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.). Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно­прикладного искусства.

14

Родина моя — Россия.

Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.

15

Человек и человеческие взаимоотношения

Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.

16

Искусство дарит людям красоту.

Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно­прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.

17

Опыт художественно­творческой деятельности


Участие в различных видах изобразительной, декоративно­прикладной и художественно­конструкторской деятельности.

Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно­прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения). Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой. Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала.Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.

Учебно-методические пособия

  1. Е.И. Коротеева «Смотрю на мир глазами художника»

  2. Мастер Карандаш: Прописи по рисованию для 1 класса. – Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2013. – 64с.:ил.

  3. Искусство, 1-11 классы. Сборник эвристических заданий. Учебно-методическое пособие/под ред. А. В. Хуторского. – М.: Издательство «Эйдос».

  4. Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4кл / М.А. Абрамова. – М.: ВЛАДОС, 2003.

  5. Буткевич Л.М. История орнамента: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.М. Буткевич. – М.: ВЛАДОС, 2003.

  6. Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное искусство: теория, история, практика / Е.Г. Вакуленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

  7. Варавва Л.В. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия / Л.В. Варавва. – Ростов н/Д., 2007.

  8. Жемчугова П.П. Изобразительное искусство / П.П. Жемчугова. – СПб.: «Литера», 2006.

  9. Живой мир искусства: программа полихудожественного развития школьников 1-4 классов. – М., 1998.

  10. Комарова Т.С. как научить ребенка рисовать Т.С. Комарова. – М.: Столетие, 1998.

  11. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. / В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 1984.

  12. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах: Пособие для учителя / В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 1979.

  13. Кузин В.С. Изобразительное искусство. 1кл.: книга для учителя / В.С. Кузин. – М.: Дрофа, 2004.

  14. Кузин В.С., Кубышкина В.И. Изобразительное искусство (1-4 классы) / В.С. Кузин. – М., 2005.

  15. Неменская Л.А. Под ред. Неменского Б.М. Искусство и ты. 2 класс. – М., 2005.

  16. Неменский Б.М. Мудрость красоты / Б.М. Неменский. – М.: Просвещение, 1987.

  17. Савенкова Л.Г. изобразительное искусство: 1-4 классы: методическое пособие для учителя / Л.Г. Савенкова, Н.В. Богданова. – М.: Вентана-Граф. 2008.

  18. Шпикалова Т.Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство» 2кл. / Т.Я. Шпикалова. – М.: Просвещение, 2002.

  19. Шпикалова Т.Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство»: 1 кл. / Т.Я. Шпикалова. – М.: Просвещение, 2000.








Календарно-тематическое планирование на 2019-2020 учебный год. 1 класс.

Дата/Класс

Тема занятия

План

Факт


«Посвящение в художники»


1




2




Что может линия. Разнохарактерность линий. Теплые и холодные цвета. «Моё настроение».


3




Что может линия. Штрихи. «Корзина с клубками», «Дом в деревне»


4




Что может линия. Рисунок не открывая руки. «Разноцветные жуки»

5




Что может линия. Рисуем деревья. Тёплые цвета. «Осеннее очарование».

6





Что может линия. «Грибные лукошки»


7





Превращение фигур. «Такие разные коты»

8




Превращение фигур и геометрические узоры. Теплые и холодные цвета. «Коврик для котика».

9





Превращение фигур и узоры. «Забавные животные»

10





Что может линия. Холодные цвета. «Первый снег».


11





Радиальная симметрия. «Морозные узоры: снежинки».

12





Что может линия. «Узоры из линий» «Варежки и валенки»

13





Что может линия. «Радужные узоры: корзина с волшебными цветами»

14





Что может линия. «Космические цветы. Дудлинг»

15





Что может линия. «Дед мороз и ёлочка»

16





Превращение фигур и узоры. Птичий двор. «Милые совы»

17







Что может линия. «Снежная птица зимы».

18





Геометрические фигуры. «Веселый поезд».

19





Симметрия. «Натюрморт»

20





Геометрические узоры. «Обитатели моря: золотая рыбка».

21






Портрет. «Моя любимая мамочка»


22




Что может линия. «Нарядные буквы»

23





Учимся фантазировать. «На что это похоже?»

24





Форма и узоры. «Филимоновские игрушки»

25





Портрет. «Кем мы будем? Красны девицы и добры молодцы»

26




Превращение фигур и узоры. «Абракадабрик - фанта­стическое существо».


27





Композиция. Весенний космический пейзаж. «Чудесные деревья и одуванчики»

28





Композиция. Портрет. «Сказочный герой: кто такие домовые»

29






Композиция. «Домик для сказочного героя: теремки и избушки»

30





Композиция. «Старинные боевые ладьи»

31





Декоративная композиция. «Сказочный город»

32





Декоративная композиция. «Зонтики под дождём»

33





Декоративная композиция. «Весна и лето – лучшие друзья»



Итог: 33 часа








Календарно-тематическое планирование на 2019-2020 учебный год. 2 класс

Дата/Класс

Тема занятия

План

Факт

1






Декоративная композиция «Волшебные осенние листья».


2






Декоративная композиция «Могучие деревья»

3





Декоративная композиция «Сказочный натюрморт»

4





Декоративная композиция «Городской пейзаж: Город на воде. Венеция»

5





Монотипия «Изумрудный город». Шум далёкий водопада.


6






Композиция «Мои любимые животные». Лубок


7






Композиция по мотивам картин Анри Матисса. Натюрморт. Аппликация.

8






Формальная композиция. Рисуем музыку. «Песня души»


9






Звериный стиль. Зообуквы «Моё имя»

10





Композиция «Диковинная птица»

11





Декоративная композиция «Квадратная сказка»

Модуль изображений- квадрат

12





Декоративная композиция «Дворец снежной королевы».


13






Шрифтовая композиция «Снежинка. Декоративные буквы»

14





Композиция «Портрет Снегурочки и Деда Мороза».


15






Композиция «Знак года».

16






Композиция «Новогодние маски»,


17






Композиция. Визитка «Я-художник». Композиция «Аватар и никнейм» Портрет


18





Славный остров «Гдетотам».

19





Декоративная композиция «Сказочные рыбки»


20





Декоративная композиция «Символ масленицы»

21






Творческий проект: «Удивительные цветы». Творчество К. Моне. Водяные лилии. Стилизация формы цветка для логотипа.

22





Творческий проект: «Удивительные цветы» Создание логотипа

23






Композиция «Открытка для мамы»

24






Декоративная композиция «Космическое путешествие». Фантастический мир планеты-яблоко


25






Композиция «Девица-весна». Декорирование платья

26






Композиция «Мир науки глазами детей»

27





Композиция «Мы в свой край влюблённые»

28






Композиция «На морской волне»

29






Иллюстрации «Книга сказок». Эскиз


30





Иллюстрации «Книга сказок». Работа в материале


31





Композиция «Ночь и день»


32



Упражнения: «Из малого-большое» (Маленький цветок сделать большим), «Маленьким великан» (Комарик для всех казался большим) «Два плюс два» (Нарисовать арифметическое выражение «2+2=4»), «Необычные часы» (без цифр)

33






Творческий проект: «Искусство древнего Египта» (алебастр, пектораль, иероглифы)

34





Время героев. Композиция «Новый супергерой»


35





Пленэр



Итог: 35 часов



Календарно-тематическое планирование на 2019-2020 учебный год. 3 класс

Дата/Класс

Тема занятия

План

Факт

1








Пленэрные зарисовки. Композиция: «Осенний пейзаж»

2







Декоративная композиция «Небо. Мир облаков».

3








Декоративная композиция «Древо чудес»

4







Монотипия «Отражение в воде»

5







Декоративная композиция «Венецианские маски»

6







Композиция по мотивам картин Поля Синьяка. Пейзаж. Работа гуашью и ватными палочками.

7







Декоративная композиция. Архитектурные фантазии. Работа гелевой ручкой и акварелью

8







Декоративная композиция «Город будущего»

9







Композиция «Добрый и злой сказочный герой». Цветные мелки


10







Декоративная композиция «Современный теремок»

11







Кляксография «Следы невиданных зверей…»

12







Ниткография «Мир фантазии»

13







Композиция «Мать и дитя». Гуашь


14







Композиция по мотивам картин Пабло Пикассо. Портрет. Гуашь, цветные мелки

15







Декоративная композиция «Зима в моём городе».

16







Декоративная композиция «Волшебник-Новый год».

17







Декоративная композиция: «Космические цветы. Дудлинг»

18





Декоративная композиция «Живое свидетельство»

Вещь, характеризующая человека XXI века

19







Монотипия «Синий город»

20







Композиция «Современные музы». Аллегорический образ

«Вдохновляющий Эрмитаж»

21







Путешествие Алисы в страну чудес. Композиция «Гигантский мир»

22







Композиция «Логотип зоопарка». Стилизация животных

23







Монотипия и кляксография «Подводный мир»

24







Декоративная композиция «Планета кошек»


25







Декоративная композиция «Праздник на далёкой планете».


26







Декоративная композиция «Пасхальный перезвон»


27







Композиция. Групповой портрет. «Моя семья»

28







Творческий проект. «Корюшка идёт!» Эскизы.


29







Творческий проект. «Корюшка идёт!»

(Украшение модуля рыбы тематикой ДВ)

30







Творческий проект: «Мир орнамента». Поиск композиции


31







Творческий проект: «Мир орнамента»

(Создание брошюры с разновидностями орнамента)

32







Творческий проект: Городская скульптура


33







Декоративная композиция. Дудлинг «Чудо-шляпы», «Чудо-зонты»

34







Творческий проект: «Креативная автобусная остановка»

35







Пленэр



Итог: 35 часов





Календарно-тематическое планирование на 2019-2020 учебный год. 4 класс

Дата/Класс

Тема занятия

План

Факт

1







«Осенний пейзаж». Импрессионизм

2







«Осенний пейзаж». Пуантилизм

3



Декоративная композиция «Квилт». Упражнения: «Песня солнца», «Песня неба», «Запах кофе», «Запах весны», «Музыка ветра» и т.д.

4







Декоративная композиция «Ловец снов»

5







Декоративная композиция «Дверь в волшебный мир Искусства. Карта волшебной страны»

6







Декоративная композиция «Автопортрет. Стиль эпохи»

7







Тарелка для сказочного гостя. (Баба-Яга, Кощей Бессмертный, и т.д.)

8







Композиция «Животное-тотем родного края»

9







Композиция «Современная матрёшка»

10







Граффити. Чудеса стрит-арта.

11







Натюрморт - портрет без героя. «Мои увлечения»

12







Композиция по мотивам картин Пабло Пикассо. Пейзаж. Работа гуашью и цветными мелками

13







Композиция «Портморт». Портрет из фруктов и овощей.

14







Декоративная композиция «Морозное утро»

15







Ниткография «Фантазия и реальность. Волшебник-Новый год»

16







Формальная композиция. Абстракция «Моё настроение»

17







Творческий проект: Дизайн меню для ресторана или кафе

18





Творческий проект: «Мейл-арт». Создание дизайна конверта.

19







Натюрморт «Посуда будущего»

20







Композиция «Дом-хобби»


21







Декоративная композиция «Город будущего»

22







Мадонны титанов Возрождения. Тема материнства в мировой культуре. Композиция «Мать и дитя»

23







Композиция «Цветы для мамы»

24







«В стиле художников-космистов» (В.Т. Черноволенко, О.Высоцкий, Н.К.Рерих, М.К. Чюрлёнис, В. Вятичи т.д.)

25





Декоративная композиция «Моя Вселенная: орнамент галактики»


26





Тема Великой Отечественной Войны в произведениях художников. Композиция «Далёкому мужеству верность храня…»

27







Творческий проект: «Кот учёный». Стилизация формы.

28







Творческий проект: «Кот учёный». Создание логотипа русского фольклора

29







Композиция «Экслибрис», «Моя эмблема»

30







Творческий проект: «Мебель и обои в моём доме»

31







Бисероплетение. «Насекомые»

32







Витраж. «Сказка весеннего дня»

33







Лоскутная техника. «Деревенька»

34







Батик. «Невиданные цветы», «Осенние листья». «Декоративный Натюрморт», «Сказочный Город»

35







Пленер



Итог: 35 часов




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

Дата: 20.10.2019

Номер свидетельства: 523381


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства