Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука здоровья»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука здоровья»
Обучение младших школьников бережному отношению к своему здоровью- актуальная задача современного образования.Данный курс нацелен на формирование у ребенка чувства ответственности сохранения и укрепления своего здоровья
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука здоровья»»
Рабочая программавнеурочной деятельности
«Азбука здоровья»
(спортивно-оздоровительного направления)
в 4 в классе
Пояснительная записка
В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у младших школьников необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Обучение младших школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства – актуальная задача современного образования. Предлагаемый курс занятия Зайцева Г.К. «Азбука здоровья» нацелен на формирование у ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре.
Цель программы: воспитанию у младших школьников потребность к здоровому образу жизни.
Задачи программы:
• формирование у младших школьников мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление здоровья.
• развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся; развитие умения сравнивать, анализировать жизненные ситуации; развитие умения проводить самостоятельные наблюдения.
• воспитание у младших школьников потребностей к здоровому образу жизни
При решении задач обучения, развития и воспитания учащихся акцент делается на задаче развития: знания и умения являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческих способностей учащихся, личности ребёнка.
Принципы построения программы:
Данная программа позволяет реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования в Законе «Об образовании».
Принцип сознательности – нацеливает на формирование у обучаемых глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.
Принцип систематичности и последовательности – проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового, и опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Систематически проводимые формы организации познавательной деятельности в сочетании со здоровьесберегающими мероприятиями приучат учащихся постоянно соблюдать оздоровительно воспитательный режим.
Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности пожжет проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий.
Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребёнка.
Принцип индивидуализации осуществляется на основе закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие. С учётом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья, намечают пути совершенствования умений и навыков.
Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.
Принцип цикличности способствует упорядочению процесса педагогики оздоровления. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ученика к каждому последующему этапу обучения.
Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий.
Принцип наглядности – обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств к процессу познания. Принцип наглядности направлен для связи чувственного восприятия с мышлением.
Принцип активности – предполагает в учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества.
Принцип всестороннего и гармонического развития личности. Содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребёнка.
Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья школьника.
Принцип формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих людей.
Количество часов в год: 4 класс – 34 часа в год.
• Занятия в классе и в природе.
• Уроки – путешествия.
• Уроки – КВН.
• Праздники.
• Игры.
• Викторины.
• Экскурсии.
Методы и приёмы работы.
Эффективность занятий по программе в значительной степени будет зависеть от разнообразия средств и методов, которые использует учитель в своей работе. «Азбука здоровья» предусматривает следующие методы работы с детьми: занимательная беседа, рассказ, чтение, обсуждение детских книг по теме занятия, инсценирование ситуаций, просмотр мультфильмов, кинофильмов и др.
Чтобы изучение программы способствовало развитию учащихся, на занятиях необходимо использовать логические приёмы мышления: сопоставление, сравнение, выявление различий и сходства в различных жизненных ситуациях, выявление причин и др.
Результативность работы по программе «Азбука здоровья» во многом зависит от степени подготовленности педагога, его эрудиции и профессионализма. Учитель должен найти нужный тон в общении с учащимися, избегать назидательности, создавать на занятиях обстановку непринуждённости и взаимопонимания.
Ожидаемые результаты
Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Осознавать себя гражданином России и частью многоликого изменяющегося мира, в том числе объяснять, что связывает тебя с твоими близкими, одноклассниками, друзьями.
Объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и гражданских ценностей.
Формулировать самому простые правила поведения в природе.
Испытывать чувство гордости за красоту родной природы.
Вырабатывать в противоречивых жизненных ситуациях правила поведения.
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.
Составлять план выполнения задач.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Составлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.
Предполагать, какая информация необходима.
Самостоятельно отбирать для решения учебных задач, необходимые словари, справочники, энциклопедии.
Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций.
При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её.
Учиться подтверждать аргументы фактами.
Организовывать учебное взаимодействие в группе.
Требования к уровню подготовки учащихся к концу года.
В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:
•
выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;
причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;
•
О влияние вредных привычек на физическое состояние и здоровье человека;
•
о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;
•
основные формы физических занятий и виды физических упражнений.
Содержание программы
1. Мир вокруг и я в нём. (10 часов).
Типы темпераментов. Духовно-нравственное здоровье, что это такое, от чего оно зависит. Как научиться не обижать друг друга, прощать и просить прощение. Как выбирать друзей, к чему может привести неосмотрительность в выборе друга. Где нельзя знакомиться. Что стоит за детским одиночеством, как помочь ребёнку справиться с этим. Ещё раз о нецензурных словах, курении, алкоголе, наркотиках, СПИДе. Что значит быть ответственным, за что мы несём ответственность дома, в школе, на улице. Вредные привычки и их влияние на здоровье.
2. В гостях у Компьютошки. (3 часа).
Повторить технику безопасности при работе с компьютером, разучить новые комплексы зарядки для глаз и упражнения на релаксацию.
3.В поликлинике доктора Пилюлькина (16 часов).
От чего зависит утомляемость, как организовать учебный и физический труд. Двигательная активность. Из чего состоит опорно-двигательный аппарат человека, мышцы, значение, какие нарушения могут быть, как с этим бороться. Как мы дышим, заболевания дыхательной системы и их профилактика. Сердце, как оно работает, заболевание сердечно-сосудистой системы, профилактика, функции крови. Значение ходьбы для человека. Кожа, её функции, заболевания кожи и их профилактика. Строение глаза, функции газа, профилактика глазных заболеваний, повторить известные упражнения для глаз, выучить новые. Строение уха, заболевания органов слуха и их профилактика. Органы чувств, для чего они нужны. Строение системы пищеварения, заболевания и их профилактика. Лекарственные травы России и нашего края, как их использовать. Какие бывают витамины и для чего их применяют, правила предосторожности.
4. Игротека. (5 часов).
Разучивание подвижных игр на свежем воздухе.
Календарно-тематическое планирование
№ заня-тия
Тема
Теория
Содержание
Дата проведения
практика
план
факт
1
Характер человека
1ч.
Типы темпераментов.
2
Духовно – нравственное здоровье человека
1ч.
Духовно-нравственное здоровье, что это такое, от чего оно зависит.
3
О дружбе мальчиков и девочек.
1ч.
Как научиться не обижать друг друга, прощать и просить прощение.
4
Опасная дружба.
1ч.
Как выбирать друзей, к чему может привести неосмотрительность в выборе друга. Где нельзя знакомиться.
5
О детском одиночестве и путях его преодолении.
1ч.
Что стоит за детским одиночеством, как помочь ребёнку справиться с этим.
6-7
Невидимые враги человека, которые мешают ему жить.
1ч.
Ещё раз о нецензурных словах, курении, алкоголе, наркотиках, СПИДе.
1ч.
Как отучить себя от вредных привычек.
8
Ответственность.
1ч.
Что значит быть ответственным, за что мы несём ответственность дома, в школе, на улице.
9
Осторожно! Вредные привычки
1ч.
Влияние вредных привычек на здоровье.
10
Итоговое занятие.
Одежда. Правила содержания вещей. Почему нужно содержать вещи в чистоте.
1ч.
Выработка правила содержания вещей в порядке.
11
Разучивание нового комплекса упражнений для глаз
Боль
1ч.
Повторить технику безопасности при работе с компьютером, разучить новые комплексы зарядки для глаз и упражнения на релаксацию.
12
Разучивание нового комплекса упражнений для опорно-двигательного аппарата.
1ч.
Разучивание нового комплекса упражнений для опорно-двигательного аппарата
13
Итоговое занятие.
1ч.
Оздоровительная гимнастика.
14
Работоспособность и утомление.
0,5ч.
От чего зависит утомляемость.
0,5ч
Как организовать учебный и физический труд.
15
Опорно-двигательная система. Мышцы.
1ч
Двигательная активность. Из чего состоит опорно-двигательный аппарат человека, мышцы.
16
Моё дыхание.
1ч.
Какие нарушения могут быть, как с этим бороться. Как мы дышим, заболевания дыхательной системы и их профилактика.
17
Как работает сердце. Кровь.
1ч.
Сердце, как оно работает, заболевание сердечно-сосудистой системы, профилактика, функции крови.
18-19
Ходьба и её значение для двигательной активности.
2ч.
Значение ходьбы для человека. Разучивание шагов.
20
Профилактика кожных заболеваний
1ч.
Кожа, её функции, заболевания кожи и их профилактика.
21
Глаз – главный помощник человека.
1ч.
Строение глаза, функции газа, профилактика глазных заболеваний, повторить известные упражнения для глаз, выучить новые.
22
Органы слуха.
1ч.
Строение уха, заболевания органов слуха и их профилактика.
1ч.
Путешествие в страну здоровья.
23
Органы чувств.
1ч.
Органы чувств, для чего они нужны.
24
Органы пищеварения
1ч
Строение системы пищеварения, заболевания и их профилактика.
25-26
Зелёная аптека.
1ч.
Лекарственные травы России.
1ч.
Лекарственные травы нашего края, как их использовать.
27-28
Витамины.
1ч
Какие бывают витамины и для чего их применяют, правила предосторожности
29
Итоговое занятие.
1ч
Разучивание подвижных игр на свежем воздухе.
30-32
Разучивание игр.
3ч.
Разучивание подвижных игр на свежем воздухе.
33-34
Итоговое занятие
2ч.
Разучивание подвижных игр на свежем воздухе.
Материально-техническое сопровождение и печатные пособия
8.Обухова «Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы».-М., ВАКО 2007г.
9.«Мир детства: Младший школьник» М., 1988г.
Печатные пособия
Таблицы в соответствии с программой обучения.
Плакаты по основным темам естествознания .
Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету.
Технические средства обучения
Телевизор.
Аудиопроигрыватель.
Мультимедийный проектор.
Экранно-звуковые пособия
Видеофильмы по предмету.
Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения.
Телевизор.
Аудиопроигрыватель.
Мультимедийный проектор.
Экранно-звуковые пособия
Видеофильмы по предмету.
Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения.
Приложение 1
Оценивание, использование и формы фиксирования результатов.
При оценке предметных результатов необходимо помнить, что во 4-м классе не предусматривается система балльного (отметочного) оценивания.
Полученные результаты могут быть занесены в лист наблюдения. Заполнять такой лист может как учитель, так и сам ученик (совместно с учителем и под его контролем)
Лист наблюдения
1-я ступень
Ставит цель исследования с помощью учителя
Следует плану, предложенному учителем
Использует источники информации, рекомендованные учителем
2-я ступень
Ставит цель исследования самостоятельно
В целом представляет, как достичь цели
Пытается обнаружить способы получения информации
3-я ступень
Самостоятельно ставит цель исследования и действует согласно этой цели
Самостоятельно планирует и проводит исследовательский эксперимент
Знает, как получить необходимую информацию и использует разные способы ее получения
Для оценивания осознанности каждым учащимся особенностей развития его собственного процесса обучения наиболее целесообразно использовать метод, основанный на вопросах для самоанализа. Этот метод рекомендуется использовать в ситуациях, требующих от учащихся строгого самоконтроля и саморегуляции своей учебной деятельности на разных этапах формирования ключевых предметных умений и понятий курсов, а также своего поведения, строящегося на сознательном и целенаправленном применении изученного в реальных жизненных ситуациях.
Вопросы для самоанализа могут быть следующими:
Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось), потому что____________________________________________________________
Наиболее трудным мне показалось _________________________________
Я думаю, это потому, что ____________________________________________
Самым интересным было______________________________________________________________
Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее __________________________________________________________________
Я бы хотел попросить своего учителя __________________________________
Все – или наиболее значимые – результаты оценивания должны фиксироваться учителем письменно и храниться в определенной системе, т. е. входить в портфолио ребенка.