Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Подготовка детей к школе"»
Дополнительная общеобразовательная программа
«Подготовка детей к школе»
Направленность социально — педагогическая
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы »
Пояснительная записка
Программа курса « Подготовка детей к школе » составлена на основе Программ дошкольного образования ( старший дошкольный возраст (5-6 лет)) в Образовательной системе « Школа 2100»: Развитие речи и подготовка к обучению грамоте «По дороге к азбуке», «Наши прописи» (Авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева), Математика « Раз- ступенька, два- ступенька»( Автор Л.Г. Петерсон), Информатика «Все по полочкам» (А.В Горячев, Н.В. Ключ) .
Направленность программы социально — педагогическая.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время установлено, что современные дети гиперактивны, любознательны, у них повышена потребность к восприятиюинформации; объём долговременной памяти больше, а проходимость оперативной выше; они самостоятельны и настойчивы, не желают подчиняться требованиям взрослых, проявляют протест – вплоть до агрессии. Современные дети обладают новым типом сознания: системно-смысловым (Н.А. Горлова), а не системно-структурным, характерным для детей прошлого века.
В их сознании доминирует смысловая сфера, которая определяет смысловую ориентацию на деятельность. Иными словами, если ребёнок не понимает смысла деятельности, которую ему предлагают, то он отказывается её выполнять. Обладая повышенной потребностью к восприятию информации, современные дети стремятся к общению с близкими людьми и познанию окружающей действительности. Общаясь, ребёнок включает все свои потенциальные возможности и резервы: сфера тела подаёт сигналы о физическом состоянии организма, сфера разума посылает импульсы для принятия и переработки информации, сфера души отражает гармонию (дисгармонию) чувств и определяет эмоциональный настрой.
В ходе общения и познания в сознании ребёнка появляются первые представления о мире и моделируется определённая система отношений к объектам этого мира: так начинает формироваться «детская картина мира», «детская субкультура». Как показали наблюдения за поведением детей, система отношений современного ребёнка к окружающему миру является определяющей и доминирует в его сознании. Если раньше можно было сказать и показать ребёнку, что и как нужно делать, и он выполнял действия, подражая и доверяя взрослому, то современные дети будут готовы услышать взрослого только после того, как будет выстроена система отношений на основе 9 доверия и понимания.
У современных детей система отношений доминирует над знаниями и потребностью их приобрести. Здесь речь идёт о становлении и развитии способности произвольно воздействовать на свои смысловые ориентиры, менять их по своему выбору. Осознание смысловых ориентаций и рефлексивного отношения к ним формируется у ребёнка после 6–8 лет. Таким образом, можно сделать следующие выводы: 1. Современные дети значительно отличаются от своих сверстников прошлого века: в их сознании доминирует смысловая сфера.
Ведущий вид деятельности современных детей 3–7(8)-летнего возраста – познавательная деятельность. 2. Становление и развитие смысловой сферы детерминирован о культурно- историческими условиями жизни, смыслом определённых воздействий, фактов, явлений окружающей ребёнка действительности. 3. Основой порождения смыслов и источником зарождения смысловой сферы выступает эмоционально-личностное общение с ребёнком матери (и близких взрослых). 4. В ходе эмоционально-личностного общения ребёнка с родителями, значимыми взрослыми происходит осмысление ситуаций, связанных с переживаниями и активностью внутреннего мира, осмысление коммуникативных номинаций (высказываний), что стимулирует развитие коммуникации (вербальной и невербальной). 5.
Современные дети обладают новым типом сознания – системно- смысловым, а не системно-структурным, характерным для детей прошлого века. Именно ориентация современного ребёнка на смысл и стала ключевой идеей данной Программы, поскольку содержание образования должно определяться содержанием способностей и возможностей детей.
Данная программа «Подготовка детей к школе» представляет собой систему подготовки, основой которой является интегрированный курс, объединяющий все основные направления, развивающие необходимые качества, навыки, стимулирующие познавательные интересы.
Отличительные особенности программы «Подготовка детей к школе»:
- создает условия для включения ребенка в новые социальные формы общения;
- готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности;
- инвариантна и готовит к любой системе школьного образования.
Программа «Подготовка детей к школе» является модифицированной программой, созданной на основе комплексной программы развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100» в образовательной системе «Школа 2100» под научной редакцией А.А.Леонтьева, которая одобрена и утверждена Министерством образования и науки РФ.
В её основу легли теоретические взгляды ведущих специалистов по дошкольному воспитанию на сущность развития ребенка в период дошкольного детства, современные требования к содержанию образовательной программы для дошкольных образовательных учреждений, рекомендации Министерства образования РФ по реализации образовательных программ в педагогическом процессе.
Программа адресована дошкольникам (5-6 лет, 6-7 лет) дошкольных образовательных учреждений.
Программа рассчитана на год обучения: всего 174 часа( продолжительность обучения 7 месяцев (с 1 октября по 30 апреля) ).
Режим занятий. 2 занятия в неделю по 30 минут по курсу развития речи и подготовки к обучению грамоте «По дороге к Азбуке», «Наши прописи». 2 занятия в неделю по 30 минут по курсу «Раз- ступенька, два- ступенька» . 2 занятия в неделю по курсу «Все по полочкам»
С учетом здоровье сберегающих компонентов после занятия проводится динамическая пауза -10 минут. Наполняемость групп : 20 человек.
Организация образовательного процесса в группах предшкольной подготовки регламентируется расписанием занятий, утверждённым директором школы и составленным в соответствии с требованиями санитарных правили нормативов. Группы размещаются в специально определённых администрацией ОО помещениях, соответствующим санитарным нормам и правилам. Образовательный процесс в группах предшкольной подготовки осуществляется учителем начальной школы, при необходимости- другими специалистами: педагогами- психологами , учителями- логопедами.
1.2.Цель и задачи программы:
Цель курса - всестороннее развитие личности ребёнка, его ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств.
Задачи:
- формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;
- развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения;
- развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления;
- развитие общеучебных умений: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия;
- развитие умений общения со взрослыми, со сверстниками, умение видеть мир глазами другого человека развитие умения говорения и слушания;
- развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих;
- обогащение активного, пассивного, потенциального словаря; развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребёнка;
- расширение представлений об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребёнка.
1.3. Содержание программы «Подготовка детей к школе»
Основной задачей данных занятий является развитие фонематического слуха дошкольников, умения вычленять звуки из слова, производить звуковой анализ слова, сравнивать звуки в похоже звучащих словах. На этом этапе большую роль играет развитие устной речи, навыков слушания и говорения. На занятиях вводятся понятия слово, предложение, гласные звуки, ударение.
Дети учатся подбирать слова, называющие предмет на рисунке, подбирать слова на заданную букву, рисовать схему слова (показывать гласные звуки, количество слогов, ударение), составлять предложения, изображать предложение в виде схемы. Ведется подготовка к обучению письму (раскрашивание, рисование, обведение по контуру, штриховка в разных направлениях, письмо элементов букв).
Лексическая и грамматическая работа: - обогащение словарного запаса детей, наблюдение над многозначными словами в речи; - употребление новых слов в собственной речи, конструирование словосочетаний и предложений. Развитие связной речи: - ответы на вопросы, участие в диалоге; - подробный пересказ текста по зрительной опоре; - составление рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок. Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха: - знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением; - знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные; - выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове; - выделение в слове гласных и согласных звуков; - «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений. Обучение звуко-слоговому анализу: - звуковой анализ состава слогов и слов; - дифференциация понятий «звук» и «буква»; - соотнесение букв и звуков.
Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру). Работа по данному содержанию ведется на каждом занятии. Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет дошкольникам успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи.
Признаки предметов. Свойства (признаки) предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал, общее название. Выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение предметов, разбиение предметов на группы (классы) в соответствии с выделенными свойствами. Отношения. Сравнение групп предметов путем наложения и с помощью графов: равно, не равно, столько же, больше, меньше. Числа от 1 до 10. Натуральное число как результат счета и мера величины. Модели чисел. Формирование представлений о числах в пределах 10 на основе действий с конкретными предметными множествами. Счет по образцу и заданному числу с участием анализаторов.
Состав чисел от 2 до 10 из единиц и двух мeньших чисел на основе моделирования отношений между частями и целым. Последовательность чисел. Формирование представлений о следующем и предыдущем числе относительно заданного на основе сравнения предметных множеств (следующее число больше данного на один, предыдущее число меньше данного на один). Различение количественного и порядкового счета, счет в обратном порядке. Знакомство с элементами арабских цифр. Величины и их измерение. Величины: длина, масса, объем. Деление объекта на равные части с помощью условной мерки и обозначение результатов измерения числовой карточкой, соотнесение результатов измерений с предметами-заместителями.
Простые арифметические задачи на сложение и вычитание. Составление математических рассказов на основе предметных действий, сюжетных рисунков и слуховых диктантов. Составление и решение простых арифметических задач на нахождение суммы, остатка на основе предметных моделей и иллюстраций множеств, моделирование отношений между частью и целым: объединения частей в целое, выделения части из целого. Элементы геометрии. Различение и называние геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, прямая, кривая линия, отрезок). Упражнения в обводке заданных геометрических фигур на листе бумаги в клетку. Различные виды классификаций геометрических фигур. Элементы логического мышления.
Объединение предметов в группы по их назначению, происхождению и т.д. на основе жизненного опыта детей, имеющихся у них ассоциаций. Простейшие логические построения, закономерности из геометрических фигур. Ознакомление с пространственными и временными отношениями. Ориентация в пространстве и на плоскости: слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже и т.д.
Ориентация в пространстве с использованием себя, выбранного объекта в качестве точки отсчета. Формирование временных представлений: утро – день – вечер – ночь, вчера, сегодня, завтра, раньше, позже, ориентация в последовательности дней недели, времен года и месяцев, относящихся к каждому времени года, составление рассказов по сюжетным картинкам. Работа по данному содержанию ведется на каждом занятии.
Содержание учебного плана
«Все по полочкам»
№
п/п
Название раздела, темы
Количество занятий
Форма аттестации/
контроля
всего
теория
практика
Раздел 1. Устройство компьютера
1
Знакомство с компьютером. Техника безопасности.
1
+
текущий
2
Знакомство с компьютером. Устройство.
1
+
текущий
3-4
Рабочий стол.
2
+
+
текущий
5-6
Манипулятор «мышь».
2
+
текущий
7-8
Клавиатура.
2
+
+
текущий
9-10
Графический редактор.
2
+
текущий
11-12
Знакомство с текстовым редактором.
2
+
+
групповой
Раздел 2. Свойства предметов
1
Сравнение предметов по свойству.
1
+
текущий
2
Сравнение предметов по свойству.
1
+
текущий
3
Подготовка к знакомству с
отрицанием.
1
+
текущий
4-5
Подготовка к введению понятий
«истина» и «ложь».
2
+
+
текущий
6
Отрицание по аналогии.
1
+
текущий
7
Отрицание по аналогии.
1
+
групповой
8-9
Поиск закономерностей.
2
+
+
Раздел 3. Множества
1
Подмножества с общим свойством.
1
+
текущий
2
Часть и целое.
1
+
текущий
3
Описание последовательности действий.
1
+
текущий
4
Описание последовательности действий.
1
+
текущий
5-6
Функции (назначение) предметов.
2
+
+
текущий
7
Обобщение по признаку.
1
+
текущий
8
Обобщение по признаку.
1
+
текущий
9
Выделение главных свойств предметов.
1
+
текущий
10
Выделение главных свойств предметов.
1
+
текущий
11-12
Разбиение множества на подмножества.
2
+
+
текущий
13
Повторение тем о свойствах
1
+
текущий
14
Повторение тем об обобщении по
признакам.
1
+
групповой
15
Вложенность множества предметов с
общими свойствами.
1
+
текущий
Раздел 4. Действия по алгоритму
1
Действия при наличии запрещающих и разрешающих знаков.
1
+
текущий
2
Действия при наличии запрещающих и разрешающих знаков.
1
+
текущий
3
Подготовка к введению понятия
«алгоритм».
1
+
текущий
4
Закономерность в расположении фигур и предметов.
1
+
текущий
5
Логическая операция «и».
1
+
групповая
6-7
Подготовка к введению понятия
«алгоритм».
2
+
+
текущий
8-9
Последовательность событий.
2
+
+
текущий
10
Расстановки и перестановки.
1
+
текущий
11
Задачи-шутки.
1
+
текущий
12
Упражнения на развитие воображения.
1
+
групповая
Раздел 5. Повторение
1
Повторение темы: логические операции.
1
+
текущий
2
Части и целое.
1
+
групповая
3
Сравнение объектов. Отличия.
1
+
текущий
4
Объединение множеств, задаваемых свойством.
1
+
текущий
5
Объединение множеств, задаваемых свойством.
1
+
текущий
6
Вложенность множеств.
1
+
групповая
7
Простейшие алгоритмы расстановки.
1
+
текущий
8
Функции (назначение) предметов.
1
+
текущий
9
Отображение множеств.
1
+
текущий
10
Выделение свойств.
1
+
текущий
текущий
ИТОГО:
58
58
31
27
«Раз ступенька – два ступенька»
№
п\п
Название раздела,
темы
Количество занятий
Формы аттестации/контроля
Всего
Теория
Практика
Раздел 1.( Часть 1)
1-4
Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему признаку.
4
2
2
текущий
5-7
Свойства предметов .Обозначение равенства и неравенства.
3
1,5
1,5
текущий
8
Отношение: часть-целое. Представление о действии сложения (на наглядном материале).
1
0,5
0,5
текущий
9
Пространственные отношения: над, под, на.
1
0,5
0,5
текущий
10
.Пространственные отношения: справа, слева.
1
0,5
0,5
текущий
11
Удаление части из целого (вычитание). Представление о действии вычитания (на наглядном материале).
1
0,5
0,5
текущий
12
Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один - много.
1
0,5
0,5
групповой
13
Число 1 и цифра1.
1
0,5
0,5
текущий
14
Пространственные отношения: внутри, снаружи.
1
0,5
0,5
текущий
15
Число 2 и цифра 2. Пара.
1
0,5
0,5
текущий
16
Представление о точке, линии.
1
текущий
17
Представление об отрезке и луче.
1
0,5
0,5
текущий
18
Число 3 и цифра 3.
1
0,5
0,5
текущий
19
Представления о замкнутой и незамкнутой линиях.
1
0,5
0,5
групповой
20
Представление о ломаной линии и многоугольнике.
1
0,5
0,5
текущий
21
Число 4 и цифра 4.
1
0,5
0,5
текущий
22
Представление об углах и видах углов.
1
0,5
0,5
текущий
23
Представление о числовом отрезке.
1
0,5
0,5
текущий
24
Число 5 и цифра 5.
1
0,5
0,5
текущий
25
Пространственные отношения: впереди, сзади.
1
0,5
0,5
текущий
26
Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений: больше- меньше.
1
0,5
0,5
текущий
Государственные праздники
Раздел 2 (Часть 2)
27
Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений: больше - меньше.
1
0,5
0,5
текущий
28
Временные отношения: раньше, позже.
1
0,5
0,5
текущий
29
Упражнения по выбору детей.
1
0,5
0,5
текущий
30-31
Число 6 и цифра 6.
2
1
1
текущий
32-34
Пространственные отношения: длиннее, короче. Сравнение длины (с помощью мерки) Зависимость результата сравнения от величины мерки.
3
1,5
1,5
текущий
35-37
Число 7 и цифра 7.
3
1,5
1,5
текущий
38-40
Отношения: тяжелее, легче. Сравнение массы (с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.
3
1,5
1,5
групповая
41-43
Число 8 и цифра 8.
3
1,5
1,5
текущий
44-45
Представления об объеме. (вместимости).Сравнение объема (с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.
2
1
1
текущий
46-48
Число 9 и цифра 9.
3
1,5
1,5
текущий
49-50
Представление о площади. Сравнение площади (с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.
2
1
1
текущий
51-52
Число 0 и цифра 0.
2
1
1
групповая
53-54
Число 10. Представления о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе.
2
1
1
текущий
55
Знакомство с пространственными фигурами-шар, куб, параллелепипед. Их распознавание.
1
0,5
0,5
групповая
56
Знакомство с пространственными фигурами - пирамида, конус, цилиндр. Их распознавание.
1
0,5
0,5
текущий
57
Работа с таблицами.
1
0,5
0,5
групповая
58
Упражнения по выбору детей.
1
0,5
0,5
текущий
Итого по программе: 58 занятий
58
29
29
По дороге к азбуке
№
Название раздела, темы
Всего
Теория
Практика
Формы аттестации/контроля
Раздел 1. Лексическая и грамматическая работа. Работа по развитию мелкой моторики руки.
1.1
Звук у , буква У.
1
0,5
0,5
текущий
1.2
Звук а , буква А.
1
0,5
0,5
фронтальный
1.3
Звук и, буква И.
1
0,5
0,5
фронтальный
1.4
Звук п, буква П. Звук о, буква О.
1
0,5
0,5
фронтальный
1.5
Звуки т и т, буква Т.
1
0,5
0,5
фронтальный
1.6
Звуки к и к, буквы К и Т.
1
0,5
0,5
индивидуальный
1.7
Звуки м и м, Буква М.
1
0,5
0,5
фронтальный
1.8
Звук о, буква О.
1
0,5
0,5
фронтальный
1.9
Звук ы, буква ы.
1
0,5
0,5
фронтальный
1.10
Звук с, буква С.
1
0,5
0,5
фронтальный
Раздел 2. Развитие связной речи. Работа по развитию мелкой моторики руки.
2.1
Звуки х и х , буква Х.
1
0,5
0,5
фронтальный
2.2
Звук й, буква й.
1
0,5
0,5
фронтальный
2.3
Звуки йа, буква Я.
1
0,5
0,5
фронтальный
2.4
Звуки з и з, буква З.
1
0,5
0,5
фронтальный
2.5
Звуки н и н, буква Н.
1
0,5
0,5
индивидуальный
2.6
Звук э, буква Э.
1
0,5
0,5
фронтальный
Раздел 3. Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха. Работа по развитию мелкой моторики руки.
3.1
Звуки б и б, буква Б.
1
0,5
0,5
фронтальный
3.2
Звуки в и в, буква В.
1
0,5
0,5
фронтальный
3.3
Звуки ф и ф, буква Ф.
1
0,5
0,5
фронтальный
3.4
Звуки д и д , буква Д.
1
0,5
0,5
индивидуальный
3.5
Звуки г и г, буква Г.
1
0,5
0,5
фронтальный
3.6
Звук ш, буква Ш.
1
0,5
0,5
фронтальный
3.7
Звуки л и л , буква Л.
1
0,5
0,5
фронтальный
3.8
Звуки йэ, буква Е.
1
0,5
0,5
фронтальный
3.9
Звук ж, буква Ж.
1
0,5
0,5
фронтальный
3.10
Звуки йо, буква Е.
1
0,5
0,5
фронтальный
Раздел 4. Обучение звуко-слоговому анализу. Работа по развитию мелкой моторики руки.
4.1
Звуки р и р, буква Р.
1
0,5
0,5
фронтальный
4.2
Звук ч, буква Ч.
1
0,5
0,5
фронтальный
4.3
Звуки йу, буква Ю.
1
0,5
0,5
индивидуальный
4.4
Звук ц, буква Ц.
1
0,5
0,5
фронтальный
4.5
Звук щ, буква Щ.
1
0,5
0,5
индивидуальный
4.6
Буква ь для обозначения мягкости согласных.
1
0,5
0,5
итоговый
Итого
58
29
29
1.4.Планируемые результаты.
В результате освоения программы обучающийся должен уметь:
•отчётливо и ясно произносить слова:
• выделять из слов звуки;
• находить слова с определённым звуком;
• определять место звука в слове;
• соблюдать орфоэпические нормы произношения;
• составлять предложения на заданную тему по опорным словам:
• составлять рассказы, сказки по иллюстрации или серии картинок;
• пересказывать сказку, рассказ с опорой на иллюстрацию;
• ориентироваться на странице тетради;
• писать основные элементы букв;
• рисовать узоры и различные элементы.
•называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10:
• соотносить цифру с числом предметов;
• пользоваться арифметическими знаками действий;
• составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
• измерять длину предметов с помощью условной меры;
• составлять из нескольких треугольников (четырёхугольников) фигуры большего размера;
• делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части;
• ориентироваться на листе клетчатой бумаги.
•находить лишний предмет в группе однородных;
•предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;
•выделять группы однородных предметов и давать названия этим группам;
•находить предметы с одинаковым значением признаков (цвет, форма, размер, число элементов);
•разбивать предложенное множество предметов на два подмножества с разными признаками;
•отличать заведомо ложные фразы;
•составлять целое из частей, видеть часть как составной элемент целого;
•уметь работать в программе ПервоЛого.
В результате освоения программы обучающийся должен знать :
• русский алфавит;
• состав чисел второго десятка;
• как получить каждое число первого и второго десятка (прибавить или отнять 1);
В результате занятий по программе «Подготовка детей к школе» у старшего дошкольника сформируются следующие предпосылки для достижения личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) результатов и предметные результаты.
Личностными результатами (предпосылками к их достижению) дошкольной подготовки является формирование следующих умений:
определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы);
- в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя);
- при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей;
- понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей;
- выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам;
- объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему. Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!»
- самый желаемый планируемый личностный результат.
Метапредметными результатами (предпосылками к их формированию) дошкольной подготовки является формирование следующих универсальных учебных действий (далее по тексту УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:
- учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия; - учиться отличать верно выполненное задание от неверного; - учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса; - учиться оценивать результаты своей работы.
Познавательные УУД:
- учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
- сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные картинки);
- классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
- учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;
- учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, предложение схемой).
Коммуникативные УУД:
- называть свои фамилию, имя, домашний адрес;
- слушать и понимать речь других;
- учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения;
- учиться оформлять свои мысли в устной форме;
- строить понятные для партнера высказывания;
- уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности; -
совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;
- сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов; - учиться выполнять различные роли при совместной работе.
Предметными результатами дошкольной подготовки является формирование следующих умений.
Развитие речи и подготовка к обучению грамоте:
- отвечать на вопросы учителя по содержанию услышанного произведения;
- задавать свои вопросы по содержанию услышанного литературного произведения;
- рассказывать наизусть небольшое стихотворение;
- конструировать словосочетания и предложения;
- определять количество слов в предложении; - составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
- выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность, подбирать слова на заданную букву;
- делить слова на слоги, выделяя ударный слог; - различать звуки и буквы;
- узнавать и различать буквы русского алфавита;
- правильно держать ручку и карандаш;
- аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру.
Введение в математику: - продолжать заданную закономерность;
- называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке;
- вести счет предметов в пределах 10;
- соотносить число предметов и цифру;
- сравнивать группы предметов с помощью составления пар;
- составлять математические рассказы и отвечать на поставленные учителем вопросы: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?;
- классифицировать объекты по форме, цвету, размеру, общему названию;
- устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше – позже, вчера – сегодня – завтра;
- распознавать известные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник) среди предложенных и среди объектов окружающей действительности;
- обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку и изображать простейшие фигуры «от руки»; - ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета, а также на листе бумаги.
Раздел № 2. «Комплекс организационно педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
Календарный учебный график занятий
по информатике «Все по полочкам»
№
Дата
Тема занятия
Форма
Кол-во часов
Место проведения
Форма контроля
1
03.10.16
09.10.16
1.Знакомство с компьютером. Техника безопасности.
Груп.
1
Лицей №1367
фронтальный
2. Знакомство с компьютером. Устройство.
Груп.
1
Лицей №1367
фронтальный
2
10.10.16
16.10.16
3.Рабочий стол.
Груп.
1
Лицей №1367
индивидуальный
4.Рабочий стол.
Груп.
1
Лицей №1367
фронтальный
3
17.10.16
23.10.16
5.Сравнение предметов по свойству.
Груп.
1
Лицей №1367
фронтальный
6. Сравнение предметов по свойству.
Груп.
1
Лицей №1367
фронтальный
4
24.10.16
30.10.16
7. Манипулятор «мышь».
Груп.
1
Лицей №1367
фронтальный
8. Манипулятор «мышь».
Груп.
1
Лицей №1367
фронтальный
5
31.10.16
06.11.16
9. Подготовка к знакомству с отрицанием.
Груп.
1
Лицей №1367
текущий
10. Подготовка к введению понятий «истина» и «ложь».
Груп.
1
Лицей №1367
фронтальный
6
07.11.16
13.11.16
11. Подготовка к введению понятий «истина» и «ложь».
Груп.
1
Лицей №1367
фронтальный
12. Отрицание по аналогии.
Груп.
1
Лицей №1367
фронтальный
7
14.11.16
20.11.16
13. Клавиатура.
Груп.
1
Лицей №1367
индивидуальный
14.Клавиатура.
Груп.
1
Лицей №1367
фронтальный
8
21.11.16
27.11.16
15. Отрицание по аналогии.
Груп.
1
Лицей №1367
индивидуальный
16.Поиск закономерностей.
Груп.
1
Лицей №1367
фронтальный
9
28.11.16
04.12.16
17.Поиск закономерностей.
Груп.
1
Лицей №1367
индивидуальный
18. Подмножество с общим свойством.
Груп.
1
Лицей №1367
фронтальный
10
05.12.16
11.12.16
19. Часть и целое.
Груп.
1
Лицей №1367
индивидуальный
20. Описание последовательности действий.
Груп.
1
Лицей №1367
фронтальный
11
12.12.16
18.12.16
21. Описание последовательности действий.
Груп.
1
Лицей №1367
индивидуальный
22. Функции (назначение) предметов.
Груп.
1
Лицей №1367
текущий
12
19.12.16
25.12.16
23. Функции (назначение) предметов.
Груп.
1
Лицей №1367
итоговый
24. Обобщение по признаку.
Груп.
1
Лицей №1367
фронтальный
13
26.12.16-
01.01.17
25. Обобщение по признаку.
Груп.
1
Лицей №1367
индивидуальный
26. Выделение главных свойств предметов.
Груп.
1
Лицей №1367
фронтальный
02.01.17-08.01.17
-------
-------
индивидуальный
14
09.01.17-15.01.17
27. Выделение главных свойств предметов.
Груп.
Лицей №1367
индивидуальный
28. Разбиение множества на подмножества.
Груп.
1
Лицей №1367
фронтальный
15
16.01.17-22.01.17
29. Разбиение множества на подмножества.
Груп.
1
Лицей №1367
индивидуальный
30. Повторение тем о свойствах.
Груп.
1
Лицей №1367
фронтальный
16
23.01.17-29.01.17
31. Повторение тем об обобщении по признакам.
Груп.
1
Лицей №1367
текущий
32. Графический редактор.
Груп.
1
Лицей №1367
фронтальный
17
30.01.17-05.02.17
33. Графический редактор.
Груп.
1
Лицей №1367
индивидуальный
34. Вложенность множества предметов с общими свойствами.
Груп.
1
Лицей №1367
текущий
18
06.02.17-12.02.17
35. Действия при наличии запрещающих и разрешающих знаков.
Груп.
1
Лицей №1367
фронтальный
36. Действия при наличии запрещающих и разрешающих знаков.
Груп.
1
Лицей №1367
индивидуальный
19
13.02.17-19.02.17
37. Подготовка к введению понятия «алгоритм».
Груп.
1
Лицей №1367
фронтальный
38. Закономерность в расположении фигур и предметов.
Груп.
1
Лицей №1367
фронтальный
20
20.02.17-26.02.17
39. Логическая операция «и».
Груп.
1
Лицей №1367
индивидуальный
40. Упорядочение серии предметов по разным признакам.
Груп.
1
Лицей №1367
фронтальный
21
27.02.17-05.03.17
41. Упорядочение серии предметов по разным признакам.
Груп.
1
Лицей №1367
индивидуальный
42. Последовательность событий.
Груп.
1
Лицей №1367
фронтальный
22
06.03.17-12.03.17
43. Последовательность событий.
Груп.
1
Лицей №1367
индивидуальный
44. Расстановки и перестановки.
Груп.
1
Лицей №1367
фронтальный
23
13.03.17-19.03.17
45. Знакомство с текстовым редактором.
Груп.
1
Лицей №1367
индивидуальный
46. Знакомство с текстовым редактором.
Груп.
1
Лицей №1367
фронтальный
24
20.03.17-26.03.17
47. Задачи-шутки.
Груп.
1
Лицей №1367
фронтальный
48. Упражнения на развитие воображения.
Груп.
1
Лицей №1367
фронтальный
25
27.03.17-02.04.17
49. Повторение темы: логические операции.
Груп.
1
Лицей №1367
индивидуальный
50. Части и целое.
Груп.
1
Лицей №1367
фронтальный
25
03.04.17-09.04.17
51. Сравнение объектов. Отличия.
Груп.
1
Лицей №1367
индивидуальный
52. Объединение множеств, задаваемых свойством.
Груп.
1
Лицей №1367
текущий
27
10.04.17-16.04.17
53. Объединение множеств, задаваемых свойством.
Груп.
1
Лицей №1367
фронтальный
54. Вложенность множеств.
Груп.
1
Лицей №1367
индивидуальный
28
17.04.17-23.04.17
55. Простейшие алгоритмы расстановки.
Груп.
1
Лицей №1367
фронтальный
56. Функции (назначение) предметов.
Груп.
1
Лицей №1367
индивидуальный
29
24.04.17-30.04.17
57. Отображение множеств.
Груп.
1
Лицей №1367
фронтальный
58. Выделение свойств.
Груп.
1
Лицей №1367
итоговый
Итого по программе: 58 занятий
Календарный учебный график занятий
по математике «Раз ступенька, два ступенька…» .
№
Дата
Тема занятия
Форма
Кол-во часов
Место проведения
Форма контроля
1
03.10.16-09.10.16
1.Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему признаку.
Груп.
4
Лицей №1367
фронтальный
2.Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему признаку.
Груп.
Лицей №1367
фронтальный
2
10.10.16-16.10.16
3.Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему признаку.
Груп.
Лицей №1367
индивидуальный
4.Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему признаку.
Груп.
Лицей №1367
фронтальный
3
17.10.16-23.10.16
5.Свойства предметов .Обозначение равенства и неравенства.
Груп.
3
Лицей №1367
фронтальный
6.Свойства предметов .Обозначение равенства и неравенства.
Груп.
Лицей №1367
фронтальный
4
24.10.16-30.10.16
7.Свойства предметов .Обозначение равенства и неравенства.
Груп.
Лицей №1367
фронтальный
8.Отношение: часть-целое. Представление о действии сложения (на наглядном материале).
Груп.
1
Лицей №1367
фронтальный
5
31.10.16-06.11.16
9.Пространственные отношения: над, под, на.
Груп.
1
Лицей №1367
текущий
10.Пространственные отношения: справа, слева.
Груп.
1
Лицей №1367
фронтальный
6
07.11.16-13.11.16
11.Удаление части из целого (вычитание). Представление о действии вычитания (на наглядном материале).
Груп.
1
Лицей №1367
фронтальный
12.Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один - много.
Груп.
1
Лицей №1367
фронтальный
7
14.11.16-20.11.16
13.Число 1 и цифра1.
Груп.
1
Лицей №1367
индивидуальный
14.Пространственные отношения: внутри, снаружи.
Груп.
1
Лицей №1367
фронтальный
8
21.11.16-27.11.16
15.Число 2 и цифра 2. Пара.
Груп.
1
Лицей №1367
индивидуальный
16.Представление о точке, линии.
Груп.
1
Лицей №1367
фронтальный
9
28.11.16-04.12.16
17.Представление об отрезке и луче.
Груп.
1
Лицей №1367
индивидуальный
18. Число 3 и цифра 3.
Груп.
1
Лицей №1367
фронтальный
10
05.12.16-11.12.16
19.Представления о замкнутой и незамкнутой линиях.
Груп.
1
Лицей №1367
индивидуальный
20Представление о ломаной линии и многоугольнике.
Груп.
1
Лицей №1367
фронтальный
11
12.12.16-18.12.16
21.Число 4 и цифра 4.
Груп.
1
Лицей №1367
индивидуальный
22.Представление об углах и видах углов.
Груп.
1
Лицей №1367
текущий
12
19.12.16-25.12.16
23.Представление о числовом отрезке.
Груп.
1
Лицей №1367
итоговый
24.Число 5 и цифра 5.
Груп.
1
Лицей №1367
фронтальный
13
26.12.16-01.01.17
25. Пространственные отношения: впереди, сзади.
Груп.
1
Лицей №1367
индивидуальный
26.Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений: больше- меньше.
Груп.
2
Лицей №1367
фронтальный
02.01.17-08.01.17
Государственные праздники
-------
-------
индивидуальный
14
09.01.17-15.01.17
27.Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений: больше - меньше.
Груп.
Лицей №1367
индивидуальный
28Временные отношения: раньше, позже.
Груп.
1
Лицей №1367
фронтальный
15
16.01.17-22.01.17
29.Упражнения по выбору детей.
Груп.
1
Лицей №1367
индивидуальный
30. Число 6 и цифра 6.
Груп.
2
Лицей №1367
фронтальный
16
23.01.17-29.01.17
31. Число 6 и цифра 6.
Груп.
Лицей №1367
текущий
32. Пространственные отношения: длиннее, короче. Сравнение длины (с помощью мерки) Зависимость результата сравнения от величины мерки.
Груп.
3
Лицей №1367
фронтальный
17
30.01.17-05.02.17
33. Пространственные отношения: длиннее, короче. Сравнение длины (с помощью мерки) Зависимость результата сравнения от величины мерки.
Груп.
Лицей №1367
индивидуальный
34. Пространственные отношения: длиннее, короче. Сравнение длины (с помощью мерки) Зависимость результата сравнения от величины мерки.
Груп.
Лицей №1367
текущий
18
06.02.17-12.02.17
35.Число 7 и цифра 7.
Груп.
3
Лицей №1367
фронтальный
36.Число 7 и цифра 7.
Груп.
Лицей №1367
индивидуальный
19
13.02.17-19.02.17
37. Число 7 и цифра 7.
Груп.
Лицей №1367
фронтальный
38.Отношения: тяжелее, легче. Сравнение массы (с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.
Груп.
3
Лицей №1367
фронтальный
20
20.02.17-26.02.17
39.Отношения: тяжелее, легче. Сравнение массы (с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.
Груп.
Лицей №1367
индивидуальный
40.Отношения: тяжелее, легче. Сравнение массы (с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.
Груп.
Лицей №1367
фронтальный
21
27.02.17-05.03.17
41. Число 8 и цифра 8.
Груп.
3
Лицей №1367
индивидуальный
42. Число 8 и цифра 8.
Груп.
Лицей №1367
фронтальный
22
06.03.17-12.03.17
43. Число 8 и цифра 8.
Груп.
Лицей №1367
индивидуальный
44.Представления об объеме. (вместимости).Сравнение объема (с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.
Груп.
2
Лицей №1367
фронтальный
23
13.03.17-19.03.17
45. Представления об объеме. (вместимости).Сравнение объема (с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.
Груп.
Лицей №1367
индивидуальный
46. Число 9 и цифра 9.
Груп.
3
Лицей №1367
фронтальный
24
20.03.17-26.03.17
47. Число 9 и цифра 9.
Груп.
Лицей №1367
фронтальный
48. Число 9 и цифра 9.
Груп.
Лицей №1367
фронтальный
25
27.03.17-02.04.17
49. . Представление о площади. Сравнение площади (с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.
Груп.
2
Лицей №1367
индивидуальный
50. . Представление о площади. Сравнение площади (с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.
Груп.
Лицей №1367
фронтальный
25
03.04.17-09.04.17
51. Число 0 и цифра 0.
Груп.
2
Лицей №1367
индивидуальный
52. Число 0 и цифра 0.
Груп.
Лицей №1367
текущий
27
10.04.17-16.04.17
53. Число 10. Представления о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе.
Груп.
1
Лицей №1367
фронтальный
54. . Число 10. Представления о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе.
Груп.
1
Лицей №1367
индивидуальный
28
17.04.17-23.04.17
55.Знакомство с пространственными фигурами-шар, куб, параллелепипед. Их распознавание.
Груп.
1
Лицей №1367
фронтальный
56.Знакомство с пространственными фигурами - пирамида, конус, цилиндр. Их распознавание.
Груп.
1
Лицей №1367
индивидуальный
29
24.04.17-30.04.17
57.Работа с таблицами.
Груп.
1
Лицей №1367
фронтальный
58.Упражнения по выбору детей.
Груп.
1
Лицей №1367
итоговый
Лицей №1367
Итого по программе: 58 занятий
Лицей №1367
Календарный учебный график «По дороге к азбуке»
№
Дата
Тема занятия
Форма
Кол-во часов
Место проведения
Форма контроля
1
04.10.16-
Зан. 1. Звуки и буквы. Развитие мелкой моторики руки.
Груп.
1 час
ГБОУ «Лицей №1367»
фронтальный
06.10.16
Зан. 2 Слова, звуки. Звук [А]. Вертикальная штриховка.
Груп.
1 час
ГБОУ «Лицей №1367»
фронтальный
2
11.10.16 -
Зан. 3 Слова, звуки. Звук [А]. Горизонтальная штриховка.
Груп.
1 час
ГБОУ «Лицей №1367»
индивидуальный
13.10.16
Зан. 4 Звуки [О], [Э]. Штрихование по образцу. Штрихование по самостоятельному выбору.
Груп.
1 час
ГБОУ «Лицей №1367»
фронтальный
3
18.10.16-
Зан. 5 Звуки [О], [Э]. Штрихование по самостоятельному выбору.
Груп.
1 час
ГБОУ «Лицей №1367»
фронтальный
20.10.16
Зан. 6. Звуки [И], [Ы]. Срисовывание узоров.
Груп.
1 час
ГБОУ «Лицей №1367»
фронтальный
4
25.10.16-
Зан. 7 Звуки [И] - [Ы]. Звук [У]. Гласные звуки. Обведение узоров по контуру.
Зан. 41. Звуки [Б] и [Б'].Звуки [Б] - [П], [Б'] - [П']. Обведение и раскраска фигур и рисунков.
Груп.
1 час
ГБОУ «Лицей №1367»
индивидуальный
02.03.17
Зан. 42 Звуки [Д] и [Д']. Звуки [Д] - [Т], [Д'] - [Т'].Обведение и раскраска фигур и рисунков.
Груп.
1 час
ГБОУ «Лицей №1367»
фронтальный
22
07.03.17-
Зан 43. Звуки [Д] и [Д']. Звуки [Д] - [Т], [Д'] - [Т'].Обведение и раскраска фигур и рисунков.
Груп.
1 час
ГБОУ «Лицей №1367»
индивидуальный
09.03.17
Зан. 44 Звук [С]. Звук [С']. Срисовывание , раскраска узоров.
Груп.
1 час
ГБОУ «Лицей №1367»
фронтальный
23
14.03.17-
Зан. 45. Звук [С]. Звук [С']. Срисовывание, раскраска узоров.
Груп.
1 час
ГБОУ «Лицей №1367»
индивидуальный
16.03.17
Зан. 46 Звук [Ц]. Зву- ки [Ц] - [С], [Ц] - [Ч']. Развитие мелкой моторики руки.
Груп.
1 час
ГБОУ «Лицей №1367»
фронтальный
24
21.03.17-
Зан. 47. Звук [Ц]. Зву- ки [Ц] - [С], [Ц] - [Ч']. Развитие мелкой моторики руки.
Груп.
1 час
ГБОУ «Лицей №1367»
фронтальный
23.03.17
Зан. 48 Звуки [Г] и [Г']. Звуки [Г] - [К], [Г'] - [К'].Штриховка в разных направлениях.
Груп.
1 час
ГБОУ «Лицей №1367»
фронтальный
25
28.03.17-
Зан. 49. Звуки [Г] и [Г']. Звуки [Г] - [К], [Г'] - [К']. Штриховка в заданных направлениях.
Груп.
1 час
ГБОУ «Лицей №1367»
индивидуальный
30.03.17
Зан. 50. Звук [З]. Звук [З']. Звуки [З] - [С], [З'] -[С']. Ударение.
Груп.
1 час
ГБОУ «Лицей №1367»
фронтальный
25
04.04.17-
Зан51. Звук [З]. Звук [З']. Звуки [З] - [С], [З'] -[С']. Обведение и раскраска узоров.
Груп.
1 час
ГБОУ «Лицей №1367»
индивидуальный
06.04.17
Зан. 52. Звук [З]. Звук [З']. Звуки [З] - [С], [З'] -[С']. Раскраска узоров.
Груп.
1 час
ГБОУ «Лицей №1367»
текущий
27
11.04.17-
Зан. 53 Звук [Ш]. Зву- ки [Ш] - [С], [Ш] -[Щ'] Обведение по контуру.
Груп.
1 час
ГБОУ «Лицей №1367»
фронтальный
13.04.17
Зан. 54 Звук [Ш]. Зву- ки [Ш] - [С], [Ш] -[Щ']
Штриховка в разных направлениях.
Груп.
1 час
ГБОУ «Лицей №1367»
индивидуальный
28
18.04.17-
Зан. 55 Шипящие зву- ки. Звук [Ж]. Звуки [Ж] - [З], [Ж] -[Ш]. Конструирование словосочетаний и предложений.
Груп.
1 час
ГБОУ «Лицей №1367»
фронтальный
20.04.17
Зан. 56. Шипящие зву- ки. Звук [Ж]. Звуки [Ж] - [З], [Ж] -[Ш]. Конструирование словосочетаний и предложений.
Груп.
1 час
ГБОУ «Лицей №1367»
индивидуальный
29
25.04.17-
Зан. 57 Звук [Р]. Звук [Р'].Развитие мелкой моторики руки.
Груп.
1 час
ГБОУ «Лицей №1367»
фронтальный
27.04.17
Зан 58. Звук [Р]. Звук [Р']. Развитие мелкой моторики руки.
Груп.
1 час
ГБОУ «Лицей №1367»
итоговый
Итого по программе:58 занятий
2.2.Условия реализации программы.
1. Материально — техническое обеспечение:
«Все по полочкам» (Информатика. А.В. Горячев, Н.В. Ключ) Библиотечный фонд (книгопечатная продукция). Горячев А.В., Ключ Н.В. Рабочая тетрадь.
Горячев А.В., Ключ Н.В. Методические рекомендации для педагогов к курсу информатики для дошкольников «Всё по полочкам».- М. : Баласс. - 64 с.
Дополнительные пособия:Наглядный и раздаточный материал: (тексты, рисунки, иллюстрации, изобразительный материал). Развитие продуктивной предметно-пространственной среды.
Экранные (презентации), аудиальные (музыкальные фрагменты, фрагменты литературных произведений и сказок, радиопередач и др.); аудиовизуальные (видеофрагменты мультфильмов и кинофильмов, авторские видеозаписи и пр.).
Технические средства обучения: Магнитная . доскаМультимедийный проектор. НоутбукЭ. кспозиционный экран. Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса 1. Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. Раз – ступенька, два – ступенька… Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Изд. 4-е, доп.и перераб. – М.: Издательство «Баласс», 2013.
2. Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. Раз – ступенька, два – ступенька… Математика для дошкольников (ч. 1, 2). («Школа 2000…»). М.: Издательство «Баласс», 2013.
3. «Школа 2000…». Математика для каждого: концепция, программы, опыт работы/ Под ред. Г.В. Дорофеева. – М.: «Школа 2000…», Издательство «Баласс», 2013.
4. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/ Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2012.
5. Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунева, О.В.Пронина. Наши прописи: Пособие по подготовке к обучению письму для детей 5-6 (7) лет (ч. 1, 2). М.: Баласс, 2012.
6. Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунева, О.В.Пронина, Т.Р. Кислова Пособие «По дороге к Азбуке»(ч.3,4). М.: Баласс, 2013
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса 1. Разрезная Азбука 2. Карточки слогов 3. Карточки цифр 4. Карточки слов 5. Счетный материал на магнитах 6. Математические наборы 7. Счетные палочки 8. Наборы предметных картинок 9. Наборы картинок для развития связной речи
2. Кадровое обеспечение: учителя начальных классов
2.3. Формы аттестации
Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования в области познавательного развития: · Ребёнок обладает развитым воображением; · у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; · ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками; · ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать; · ребёнок обладает элементарными представлениями из области математики; · ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения. Целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения дошкольного дополнительного образования.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: опрос, беседа, конкурс, итоговое занятие, викторина, дидактическая игра, практическое занятие, тестирование. В процессе реализации программы проводится тестирование детей, опрос родителей. Также педагог отслеживает результаты обучающихся с помощью ролевых игр, творческих заданий, открытых занятий, ситуационных игр. Используются тесты: *А. Зака (игры «Просвет», «Разное – одинаковое», тренировочные задачи) *упражнения С. Коваль на развитие памяти *рисуночные тесты С. Степанова *диагностические таблицы А. Марковой по выявлению способностей дошкольника к учению и его мотивации.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: проводится в виде открытых занятий для родителей, тестовых заданий, анкетирования родителей, ролевых и деловых игр обобщающего характера.
Контроль за освоением программы проводится в конце учебного года в каждой возрастной группе. С этой целью используются тесты «Готов ли ребенок к школе». Анализ выполнения заданий позволяет определить степень усвоения программы каждым ребёнком.
2.4. Оценочные материалы.
Оценка уровня освоения ребенком программного материала:
2 балла - ребенок имеет высокий уровень предметных представлений, способность мыслить, рассуждать, понимать причинно-следственные связи. Ребенок отвечает правильно и полно, аргументирует свой ответ, заметив ошибку или неточность, исправляет ее сам, объясняет, почему именно так надо ответить.
1 балл - ребенок имеет средний уровень представления, репродуктивно владеет ими, не умеет аргументировано обосновать их использование. Ребенок отвечает верно, но односложно, пытается объяснить ответ, используя формальное или поверхностное объяснение, самостоятельно и уверенно исправляет ошибки.
0 баллов - ребенок имеет «размытые», поверхностные представления, применяет их наугад, не объясняет их использование. Ребенок отвечает наугад или с ошибками, объяснить свой ответ затрудняется, ошибки исправляет неуверенно, отказывается от ответа.
Методические материалы.
№ п п
Форма проведения
Приемы и методы
Дидактический материал, техническое оснащение
Форма проведения итогов
1.
Дидактиче ская игра. Совместна я деятельнос ть педагога и детей.
Наглядный: иллюстрации, ТСО
Словесный: беседа, разучивание стихотворений.
Предметные картинки, игрушки, издающие звуки и музыкальные инструменты, презентации.
Беседа, опрос, игра.
2.
Дидактическая игра. Совместна я деятельность педагога и детей.
Наглядный: иллюстрации, наблюдение. Словесный: беседа. Работа в тетради: работа с иллюстрациями, штриховка. Практический: раскрашивание, письмо, работа со схемами.
Цветные ручки и карандаши, шнурки, сигнальные карточки схемы для обозначения.
Викторина.
3.
Дидактическая игра. Совместна я деятельность педагога и детей.
Наглядный: иллюстрации, наблюдение. Словесный: беседа. Предметные картинки. Цветные ручки и карандаши, шнурки, сигнальные карточки схемы. Работа в тетради: работа с иллюстрациями, штриховка. Работа за компьютером.
Цветные ручки и карандаши, шнурки, карточки, схемы.
Конкурс.
Список литературы
Для педагога:
Авдеева Н.А. Воспитание детей раннего возраста. Пособие для воспитателей и родителей. М., 1997
2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение. М., 1999
11. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста М.,Владос.,2002
12. Ушакова О.С. и др. Развитие речи и творчества дошкольников (игры, упражнения, конспекты занятий) М., ТЦ «Сфера» 2006
13. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма. М., 2007
14. Шумаева Д.Г. Как хорошо уметь читать . С.П., 2008
15. Яшина В.И., Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М., 2000.
Для обучающихся:
1. «Все по полочкам» (Информатика. А.В. Горячев, Н.В. Ключ) Библиотечный фонд (книгопечатная продукция). Горячев А.В., Ключ Н.В. Рабочая тетрадь.
Горячев А.В., Ключ Н.В. Методические рекомендации для педагогов к курсу информатики для дошкольников «Всё по полочкам».- М. : Баласс. - 64 с.
2. Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. Раз – ступенька, два – ступенька… Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Изд. 4-е, доп.и перераб. – М.: Издательство «Баласс», 2013.
3. Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. Раз – ступенька, два – ступенька… Математика для детей.