kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» (4 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Рабочая программа по математике составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО, примерной программы начального общего образования и авторской программы Т.Е.Демидовой, С.А.Козловой, А.П.Тонких "Математика" (Образовательная система "Школа 2100").

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «Математика» (4 класс)»

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» (4 класс)


Пояснительная записка


Рабочая программа по математике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования и авторской программы Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П. Тонких (заключения РАО (№ 01*97*/5/7д от 06.08.2007), «Математика» (Образовательная система «Школа 2100».

Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах/Под науч.ред. Д.И. Фельдштейна. – М. : Баласс, 2011.


Цели обучения в предлагаемом курсе математики в 1–4 классах, сформулированные как линии развития личности ученика средствами предмета: уметь

  • использовать математические представления для описания окружающего мира (предметов, процессов, явлений) в количественном и пространственном отношении;

  • производить вычисления для принятия решений в различных жизненных ситуациях;

  • читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики;

  • формировать основы рационального мышления, математической речи и аргументации;

  • работать в соответствии с заданными алгоритмами;

  • узнавать в объектах окружающего мира известные геометрические формы и работать с ними;

  • вести поиск информации (фактов, закономерностей, оснований для упорядочивания), преобразовать её в удобные для изучения и применения формы.

В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса математики у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных)позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

  • Познавательные: в предлагаемом курсе математики изучаемые определения и правила становятся основой формирования умений выделять признаки и свойства объектов. В процессе вычислений, измерений, поиска решения задач у учеников формируются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т.д.), умения различать обоснованные и необоснованные суждения, обосновывать этапы решения учебной задачи, производить анализ и преобразование информации (используя при решении самых разных математических задач простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, строя и преобразовывая их в соответствии с содержанием задания). Решая задачи, рассматриваемые в данном курсе, можно выстроить индивидуальные пути работы с математическим содержанием, требующие различного уровня логического мышления. Отличительной особенностью рассматриваемого курса математики является раннее появление (уже в первом классе) содержательного компонента «Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей», что обусловлено активной пропедевтикой этого компонента в начальной школе.

  • Регулятивные:математическое содержание позволяет развивать и эту группу умений. В процессе работы ребёнок учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат (такая работа задана самой структурой учебника).

  • Коммуникативные: в процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи.

  • математическое развитие младшего школьника: использование математических представлений для описания окружающих предметов, процессов, явлений в количественном и пространственном отношении; формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности различать обоснованные и необоснованные суждения;

  • освоение начальных математических знаний. Формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики: вести поиск информации (фактов, сходства, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания, вариантов); понимать значение величин и способов их измерения; использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций; работать с алгоритмами выполнения арифметических Действий, решения задач, проведения простейших построений. Проявлять математическую готовность к продолжению образования;

  • воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Курс математики носит развивающий характер. При проведении уроков используются деятельностный и дифференцированные подходы (беседы, работа в группах, в парах, организационно - деятельностные игры)

Математическое содержание позволяет развивать организационные умения:

  • планировать этапы предстоящей работы;

  • определять последовательность учебных действий;

  • осуществлять контроль и оценку их правильности;

  • поиск путей преодоления ошибок.

В процессе обучения математике школьники учатся участвовать в совместной деятельности при решении математических задач, проявлять инициативу и самостоятельность.


УМК для 4-го класса включает:

1. Учебник «Математика», 4-й класс. ( авт. Т.Е. Демидова., С.А.Козлова, А.П.Тонких )

2. Дидактические материалы к учебнику «Математика», 4-й кл. (авт. С.А.Козлова, В.Н.Гераськин, И.В.Кузнецова).

3. Контрольные и самостоятельные работы по курсу «Математика», 4-й кл.(авт. С.А.Козлова, А.Г.Рубин).

4. Наглядные пособия кучебнику «Математика», 4-й кл. (авт. С.А.Козлова)

5. Методические рекомендации для учителя по курсу математики (авт. С.А.Козлова, А.Г.Рубин, А.В.Горячев).

2.Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс математики относится к образовательной области «Математика», изучается с 1 по 4 класс по четыре часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 540 часов.

4 класс - 136 часов в год (4 часа в неделю, 34 учебные недели),

3. Планируемые результаты освоения учебного предмета

(личностные, метапредметные и предметные результаты)

4-й класс


Личностными результатами изучения учебно-методического курса «Математика» в 4-м классе является формирование следующих умений:

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

  • В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять свое отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения учебно-методического курса «Математика» в 4-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;определять причины явлений, событий.

  • Перерабатывать полученную информацию:делать выводы на основе обобщения знаний.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлятьинформацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Донести свою позицию до других:высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.


Предметными результатами изучения курса «Математика» в 4-м классе являются формирование следующих умений.

1-й уровень (необходимый)

Учащиеся должныуметь:

  • использовать при решении различных задач название и последовательность чисел в натуральном ряду в пределах 1 000 000 (с какого числа начинается этот ряд, как образуется каждое следующее число в этом ряду);

  • объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица;

  • использовать при решении различных задач названия и последовательность разрядов в записи числа;

  • использовать при решении различных задач названия и последовательность первых трёх классов;

  • рассказывать, сколько разрядов содержится в каждом классе;

  • объяснять соотношение между разрядами;

  • использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о количестве разрядов, содержащихся в каждом классе;

  • использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о том, сколько единиц каждого класса содержится в записи числа;

  • использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о позиционности десятичной системы счисления;

  • использовать при решении различных задач знание о единицах измерения величин (длина, масса, время, площадь), соотношении между ними;

  • использовать при решении различных задач знание о функциональной связи между величинами (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа);

  • выполнять устные вычисления (в пределах 1 000 000) в случаях, сводимых к вычислениям в пределах 100, и письменные вычисления в остальных случаях, выполнять проверку правильности вычислений;

  • выполнять умножение и деление с 1 000;

  • решать простые и составные задачи, раскрывающие смысл арифметических действий, отношения между числами и зависимость между группами величин (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа);

  • решать задачи, связанные с движением двух объектов: навстречу и в противоположных направлениях;

  • решать задачи в 2–3 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);

  • осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 3−4 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий;

  • прочитать записанное с помощью букв простейшее выражение (сумму, разность, произведение, частное), когда один из компонентов действия остаётся постоянным и когда оба компонента являются переменными;

  • осознанно пользоваться алгоритмом нахождения значения выражений с одной переменной при заданном значении переменных;

  • использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий сложения, вычитания, умножения, деления при решении уравнений вида:a ± x= b; xa= b;a ∙ x = b; a x= b; x a= b;

  • уметь сравнивать значения выражений, содержащих одно действие; понимать и объяснять, как изменяется результат сложения, вычитания, умножения и деления в зависимости от изменения одной из компонент.

  • вычислять объём параллелепипеда (куба);

  • вычислять площадь и периметр фигур, составленных из прямоугольников;

  • выделять из множества треугольников прямоугольный и тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольники;

  • строить окружность по заданному радиусу;

  • выделять из множества геометрических фигур плоские и объёмные фигуры;

  • распознавать геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус), параллелепипед (куб) и его элементы (вершины, ребра, грани), пирамиду, шар, конус, цилиндр;

  • находить среднее арифметическое двух чисел.

2-й уровень (программный)

Учащиеся должны уметь:

- использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о названии и последовательности чисел в пределах 1 000 000 000.

Учащиеся должны иметь представлениео том, как читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000 000;

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять прикидку результатов арифметических действий при решении практических и предметных задач;

  • осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 6 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий;

  • находить часть от числа, число по его части, узнавать, какую часть одно число составляет от другого;

  • иметь представление о решении задач на части;

  • понимать и объяснять решение задач, связанных с движением двух объектов: вдогонку и с отставанием;

  • читать и строить вспомогательные модели к составным задачам;

  • распознавать плоские геометрические фигуры при изменении их положения на плоскости;

  • распознавать объёмные тела – параллелепипед (куб), пирамида, конус, цилиндр – при изменении их положения в пространстве;

  • находить объём фигур, составленных из кубов и параллелепипедов;

  • использовать заданные уравнения при решении текстовых задач;

  • решать уравнения, в которых зависимость между компонентами и результатом действия необходимо применить несколько раз: а ∙ х ± b= с; (х ± b) : с = d; a± x± b = с и др.;

  • читать информацию, записанную с помощью круговых диаграмм;

  • решать простейшие задачи на принцип Дирихле;

  • находить вероятности простейших случайных событий;

  • находить среднее арифметическое нескольких чисел.


6. Содержание учебного предмета «Математика»


В предлагаемом курсе математики выделяются несколько содержательных линий.

1. Числа и операции над ними. Понятие натурального числа является одним из центральных понятий начального курса математики. Формирование этого понятия осуществляется практически в течение всех лет обучения. Раскрывается это понятие на конкретной основе в результате практического оперирования конечными предметными множествами; в процессе счёта предметов, в процессе измерения величин. В результате раскрываются три подхода к построению математической модели понятия «число»: количественное число, порядковое число, число как мера величины.

В тесной связи с понятием числа формируется понятие о десятичной системе счисления. Раскрывается оно постепенно, в ходе изучения нумерации и арифметических операций над натуральными числами. При изучении нумерации деятельность учащихся направляется на осознание позиционного принципа десятичной системы счисления и на соотношение разрядных единиц.

Важное место в начальном курсе математики занимает понятие арифметической операции. Смысл каждой арифметической операции раскрывается на конкретной основе в процессе выполнения операций над группами предметов, вводится соответствующая символика и терминология. При изучении каждой операции рассматривается возможность её обращения.

Важное значение при изучении операций над числами имеет усвоение табличных случаев сложения и умножения. Чтобы обеспечить прочное овладение ими, необходимо, во-первых, своевременно создать у детей установку на запоминание, во-вторых, практически на каждом уроке организовать работу тренировочного характера. Задания, предлагаемые детям, должны отличаться разнообразием и способствовать включению в работу всех детей класса. Необходимо использовать приёмы, формы работы, способствующие поддержанию интереса детей, а также различные средства обратной связи.

В предлагаемом курсе изучаются некоторые основные законы математики и их практические приложения:

  • коммутативный закон сложения и умножения;

  • ассоциативный закон сложения и умножения;

  • дистрибутивный закон умножения относительно сложения.

Все эти законы изучаются в связи с арифметическими операциями, рассматриваются на конкретном материале и направлены, главным образом, на формирование вычислительных навыков учащихся, на умение применять рациональные приёмы вычислений.

Следует отметить, что наиболее важное значение в курсе математики начальных классов имеют не только сами законы, но и их практические приложения. Главное – научить детей применять эти законы при выполнении устных и письменных вычислений, в ходе решения задач, при выполнении измерений. Для усвоения устных вычислительных приемов используются различные предметные и знаковые модели.

В соответствии с требованиями стандарта, при изучении математики в начальных классах у детей необходимо сформировать прочные осознанные вычислительные навыки, в некоторых случаях они должны быть доведены до автоматизма.

Значение вычислительных навыков состоит не только в том, что без них учащиеся не в состоянии овладеть содержанием всех последующих разделов школьного курса математики. Без них они не в состоянии овладеть содержанием и таких учебных дисциплин, как, например, физика и химия, в которых систематически используются различные вычисления.

Наряду с устными приёмами вычислений в программе большое значение уделяется обучению детей письменным приёмам вычислений. При ознакомлении с письменными приёмами важное значение придается алгоритмизации.

В программу курса введены понятия «целое» и «часть». Учащиеся усваивают разбиение на части множеств и величин, взаимосвязь между целым и частью. Это позволяет им осознать взаимосвязь между операциями сложения и вычитания, между компонентами и результатом действия, что, в свою очередь, станет основой формирования вычислительных навыков, обучения решению текстовых задач и уравнений.

Современный уровень развития науки и техники требует включения в обучение школьников знакомство с моделями и основами моделирования, а также формирования у них навыков алгоритмического мышления. Без применения моделей и моделирования невозможно эффективное изучение исследуемых объектов в различных сферах человеческой деятельности, а правильное и чёткое выполнение определённой последовательности действий требует от специалистов многих профессий владения навыками алгоритмического мышления. Разработка и использование станков-автоматов, компьютеров, экспертных систем, долгосрочных прогнозов – вот неполный перечень применения знаний основ моделирования и алгоритмизации. Поэтому формирование у младших школьников алгоритмического мышления, умений построения простейших алгоритмов и моделей – одна из важнейших задач современной общеобразовательной школы.

Обучение школьников умению «видеть» алгоритмы и осознавать алгоритмическую сущность тех действий, которые они выполняют, начинается с простейших алгоритмов, доступных и понятных им (алгоритмы пользования бытовыми приборами, приготовления различных блюд, переход улицы и т.п.). В начальном курсе математики алгоритмы представлены в виде правил, последовательности действий и т.п. Например, при изучении арифметических операций над многозначными числами учащиеся пользуются правилами сложения, умножения, вычитания и деления многозначных чисел, при изучении дробей – правилами сравнения дробей и т.д. Программа позволяет обеспечить на всех этапах обучения высокую алгоритмическую подготовку учащихся.

2. Величины и их измерение. Величина также является одним из основных понятий начального курса математики. В процессе изучения математики у детей необходимо сформировать представление о каждой из изучаемых величин (длина, масса, время, площадь, объем и др.) как о некотором свойстве предметов и явлений окружающей нас жизни, а также умение выполнять измерение величин.

Формирование представления о каждых из включённых в программу величин и способах её измерения имеет свои особенности. Однако можно выделить общие положения, общие этапы, которые имеют место при изучении каждой из величин в начальных классах:

  1. выясняются и уточняются представления детей о данной величине (жизненный опыт ребёнка);

  2. проводится сравнение однородных величин (визуально, с помощью ощущений, непосредственным сравнением с использованием различных условных мерок и без них);

  3. проводится знакомство с единицей измерения данной величины и с измерительным прибором;

  1. формируются измерительные умения и навыки;

  2. выполняется сложение и вычитание значений однородных величин, выраженных в единицах одного наименования (в ходе решения задач);

  3. проводится знакомство с новыми единицами измерения величины;

  4. выполняется сложение и вычитание значений величины, выраженных в единицах двух наименований;

  5. выполняется умножение и деление величины на отвлечённое число. При изучении величин имеются особенности и в организации деятельности учащихся.

Важное место занимают средства наглядности как демонстрационные, так и индивидуальные, сочетание различных форм обучения на уроке (коллективных, групповых и индивидуальных).

Немаловажное значение имеют удачно выбранные методы обучения, среди которых группа практических методов и практических работ занимает особое место. Широкие возможности создаются здесь и для использования проблемных ситуаций.

В ходе формирования у учащихся представления о величинах создаются возможности для пропедевтики понятия функциональной зависимости. Основной упор при формировании представления о функциональной зависимости делается на раскрытие закономерностей того, как изменение одной величины влияет на изменение другой, связанной с ней величины. Эта взаимосвязь может быть представлена в различных видах: рисунком, графиком, схемой, таблицей, диаграммой, формулой, правилом.

3. Текстовые задачи. Вначальном курсе математики особое место отводится простым (опорным) задачам. Умение решать такие задачи − фундамент, на котором строится работа с более сложными задачами.

В ходе решения опорных задач учащиеся усваивают смысл арифметических действий, связь между компонентами и результатами действий, зависимость между величинами и другие вопросы.

Работа с текстовыми задачами является очень важным и вместе с тем весьма трудным для детей разделом математического образования. Процесс решения задачи является многоэтапным: он включает в себя перевод словесного, текста на язык математики (построение математической модели), математическое решение, а затем анализ полученных результатов. Работе с текстовыми задачами следует уделить достаточно много времени, обращая внимание детей на поиск и сравнение различных способов решения задачи, построение математических моделей, грамотность изложения собственных рассуждений при решении задач.

Учащихся следует знакомить с различными методами решения текстовых задач: арифметическим, алгебраическим, геометрическим, логическим и практическим; с различными видами математических моделей, лежащих в основе каждого метода; а также с различными способами решения в рамках выбранного метода.

Решение текстовых задач даёт богатый материал для развития и воспитания учащихся.

Краткие записи условий текстовых задач – примеры моделей, используемых в начальном курсе математики. Метод математического моделирования позволяет научить школьников: а) анализу (на этапе восприятия задачи и выбора пути реализации решения); б) установлению взаимосвязей между объектами задачи, построению наиболее целесообразной схемы решения; в) интерпретации полученного решения для исходной задачи; г) составлению задач по готовым моделям и др.

4. Элементы геометрии. Изучение геометрического материала служит двум основным целям: формированию у учащихся пространственных представлений и ознакомлению с геометрическими величинами (длиной, площадью, объёмом).

Наряду с этим одной из важных целей работы с геометрическим материалом является использование его в качестве одного из средств наглядности при рассмотрении некоторых арифметических фактов. Кроме этого, предполагается установление связи между арифметикой и геометрией на начальном этапе обучения математике для расширения сферы применения приобретённых детьми арифметических знаний, умений и навыков.

Геометрический материал изучается в течение всех лет обучения в начальных классах, начиная с первых уроков.

В изучении геометрического материала просматриваются два направления:

  1. формирование представлений о геометрических фигурах;

  2. формирование некоторых практических умений, связанных с построением геометрических фигур и измерениями.

Геометрический материал распределён по годам обучения и по урокам так, что при изучении он включается отдельными частями, которые определены программой и соответствующим учебником.

Преимущественно уроки математики следует строить так, чтобы главную часть их составлял арифметический материал, а геометрический материал входил бы составной частью. Это создает большие возможности для осуществления связи геометрических и других знаний, а также позволяет вносить определённое разнообразие в учебную деятельность на уроках математики, что очень важно для детей этого возраста, а кроме того, содействует повышению эффективности обучения.

Программа предусматривает формирование у школьников представлений о различных геометрических фигурах и их свойствах: точке, линиях (кривой, прямой, ломаной), отрезке, многоугольниках различных видов и их элементах, окружности, круге и др.

Учитель должен стремиться к усвоению детьми названий изучаемых геометрических фигур и их основных свойств, а также сформировать умение выполнять их построение на клетчатой бумаге.

Отмечая особенности изучения геометрических фигур, следует обратить внимание на то обстоятельство, что свойства всех изучаемых фигур выявляются экспериментальным путём в ходе выполнения соответствующих упражнений.

Важную роль при этом играет выбор методов обучения. Значительное место при изучении геометрических фигур и их свойств должна занимать группа практических методов, и особенно практические работы.

Систематически должны проводиться такие виды работ, как изготовление геометрических фигур из бумаги, палочек, пластилина, их вырезание, моделирование и др. При этом важно учить детей различать существенные и несущественные признаки фигур. Большое внимание при этом следует уделить использованию приёма сопоставления и противопоставления геометрических фигур.

Предложенные в учебнике упражнения, в ходе выполнения которых происходит формирование представлений о геометрических фигурах, можно охарактеризовать как задания:

  • в которых геометрические фигуры используются как объекты для пересчитывания;

  • на классификацию фигур;

  • на выявление геометрической формы реальных объектов или их частей;

  • на построение геометрических фигур;

  • на разбиение фигуры на части и составление её из других фигур;

  • на формирование умения читать геометрические чертежи;

  • вычислительного характера (сумма длин сторон многоугольника и др.).

Знакомству с геометрическими фигурами и их свойствами способствуют и простейшие задачи на построение. В ходе их выполнения необходимо учить детей пользоваться чертёжными инструментами, формировать у них чертёжные навыки. Здесь надо предъявлять к учащимся требования не меньшие, чем при формировании навыков письма и счёта.

  1. Элементы алгебры. Вкурсе математики для начальных классов формируются некоторые понятия, связанные с алгеброй. Это понятия выражения, равенства, неравенства (числового и буквенного), уравнения и формулы. Суть этих понятий раскрывается на конкретной основе, изучение их увязывается с изучением арифметического материала. У учащихся формируются умения правильно пользоваться математической терминологией и символикой.

  2. Элементы стохастики. Наша жизнь состоит из явлений стохастического характера. Поэтому современному человеку необходимо иметь представление об основных методах анализа данных и вероятностных закономерностях, играющих важную роль в науке, технике и экономике. В этой связи элементы комбинаторики, теории вероятностей и математической статистики входят в школьный курс математики в виде одной из сквозных содержательно-методических линий, которая даёт возможность накопить определённый запас представлений о статистическом характере окружающих явлений и об их свойствах.

В начальной школе стохастикапредставлена в виде элементов комбинаторики, теории графов, наглядной и описательной статистики, начальных понятий теории вероятностей. С их изучением тесно связано формирование у младших школьников отдельных комбинаторных способностей, вероятностных понятий («чаще», «реже», «невозможно», «возможно» и др.), начал статистической культуры.

Базу для решения вероятностных задач создают комбинаторные задачи. Использование комбинаторных задач позволяет расширить знания детей о задаче, познакомить их с новым способом решения задач; формирует умение принимать решения, оптимальные в данном случае; развивает элементы творческой деятельности.

Комбинаторные задачи, предлагаемые в начальных классах, как правило, носят практическую направленность и основаны на реальном сюжете. Это вызвано в первую очередь психологическими особенностями младших школьников, их слабыми способностями к абстрактному мышлению. В этой связи система упражнений строится таким образом, чтобы обеспечить постепенный переход от манипуляции с предметами к действиям в уме.

Такое содержание учебного материала способствует развитию внутрипредметных и межпредметных связей (в частности, математики и естествознания), позволяет осуществлять прикладную направленность курса, раскрывает роль современной математики в познании окружающей действительности, формирует мировоззрение. Человеку, не понявшему вероятностных идей в раннем детстве, в более позднем возрасте они даются нелегко, так как многое в теории вероятностей кажется противоречащим жизненному опыту, а с возрастом опыт набирается и приобретает статус безусловности. Поэтому очень важно формировать стохастическую культуру, развивать вероятностную интуицию и комбинаторные способности детей в раннем возрасте.

7. Нестандартные и занимательные задачи. Внастоящее время одной из тенденций улучшения качества образования становится ориентация на развитие творческого потенциала личности ученика на всех этапах обучения в школе, на развитие его творческого мышления, на умение использовать эвристические методы в процессе открытия нового и поиска выхода из различных нестандартных ситуаций и положений.

Математика – это орудие для размышления, в её арсенале имеется большое количество задач, которые на протяжении тысячелетий способствовали формированию мышления людей, умению решать нестандартные задачи, с честью выходить из затруднительных положений.

К тому же воспитание интереса младших школьников к математике, развитие их математических способностей невозможно без использования в учебном процессе задач на сообразительность, задач-шуток, математических фокусов, числовых головоломок, арифметических ребусов и лабиринтов, дидактических игр, стихов, задач-сказок, загадок и т.п.

Начиная с первого класса, при решении такого рода задач, как и других, предлагаемых в курсе математики, школьников необходимо учить применять теоретические сведения для обоснования рассуждений в ходе их решения; правильно проводить логические рассуждения; формулировать утверждение, обратное данному; проводить несложные классификации, приводить примеры и контрпримеры.

В основу построения программы положен принцип построения содержания предмета «по спирали». Многие математические понятия и методы не могут быть восприняты учащимися сразу. Необходим долгий и трудный путь к их осознанному пониманию. Процесс формирования математических понятий должен проходить в своём развитии несколько ступеней, стадий, уровней.

Сложность содержания материала, недостаточная подготовленность учащихся к его осмыслению приводят к необходимости растягивания процесса его изучения во времени и отказа от линейного пути его изучения.

Построение содержания предмета «по спирали» позволяет к концу обучения в школе постепенно перейти от наглядного к формально-логическому изложению, от наблюдений и экспериментов – к точным формулировкам и доказательствам.

Материал излагается так, что при дальнейшем изучении происходит развитие имеющихся знаний учащегося, их перевод на более высокий уровень усвоения, но не происходит отрицания того, что учащийся знает.


4-й класс

(4 часа в неделю, всего – 136 ч)

Числа и операции над ними.

Дробные числа.

Дроби. Сравнение дробей. Нахождение части числа. Нахождение числа по его части.

Какую часть одно число составляет от другого.

Сложение дробей с одинаковыми знаменателями. Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Числа от 1 до 1 000 000.

Числа от 1 до 1 000 000. Чтение и запись чисел. Класс единиц и класс тысяч. I, II, III разряды в классе единиц и в классе тысяч. Представление числа в виде суммы его разрядных слагаемых. Сравнение чисел.

Числа от 1 до 1 000 000 000.

Устная и письменная нумерация многозначных чисел.

Числовой луч. Движение по числовому лучу. Расположение на числовом луче точек с заданными координатами, определение координат заданных точек.

Точные и приближенные значения величин. Округление чисел, использование округления в практической деятельности.

Сложение и вычитание чисел.

Операции сложения и вычитания над числами в пределах от 1 до 1 000 000. Приёмы рациональных вычислений.

Умножение и деление чисел.

Умножение и деление чисел на 10, 100, 1 000.

Умножение и деление чисел, оканчивающихся нулями. Устное умножение и деление чисел на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.

Письменное умножение и деление на однозначное число.

Умножение и деление на двузначное и трёхзначное число.

Величины и их измерение.

Оценка площади. Приближённое вычисление площадей. Площади составных фигур. Новые единицы площади: мм2, км2, гектар, ар (сотка). Площадь прямоугольного треугольника.

Работа, производительность труда, время работы.

Функциональные зависимости между группами величин: скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость; производительность труда, время работы, работа. Формулы, выражающие эти зависимости.

Текстовые задачи.

Одновременное движение по числовому лучу. Встречное движение и движение в противоположном направлении. Движение вдогонку. Движение с отставанием. Задачи с альтернативным условием.

Элементы геометрии.

Изменение положения объемных фигур в пространстве.

Объёмные фигуры, составленные из кубов и параллелепипедов.

Прямоугольная система координат на плоскости. Соответствие между точками на плоскости и упорядоченными парами чисел.

Элементы алгебры.

Вычисление значений числовых выражений, содержащих до шести действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий. Использование уравнений при решении текстовых задач.

Элементы стохастики.

Сбор и обработка статистической информации о явлениях окружающей действительности. Опросы общественного мнения как сбор и обработка статистической информации.

Понятие о вероятности случайного события.

Стохастические игры. Справедливые и несправедливые игры.

Понятие среднего арифметического нескольких чисел. Задачи на нахождение среднего арифметического.

Круговые диаграммы. Чтение информации, содержащейся в круговой диаграмме.

Занимательные и нестандартные задачи.

Принцип Дирихле.

Математические игры.

Итоговое повторение.


График выполнения практической части программы


Содержание учебного материала

Количество

часов

Контрольные работы

Глава 1. Числа от 1 до 1000

1

Повторение и обобщение материала, изученного в 3-м классе.

Контрольная работа №1 по теме «Повторение и обобщение материала, изученного в 3-м классе»

2

Дроби

16ч

Входная контрольная работа




Контрольная работа №2 по теме «Дроби»

Глава 2. Многозначные числа

3

Нумерация многозначных чисел.


12ч

Контрольная работа за I четверть

4

Величины

12ч

Контрольная работа №3 по теме «Величины»

5

Сложение и вычитание чисел


6

Умножение и деление чисел

72ч

Контрольная работа за II четверть




Контрольная работа №4 по теме «Умножение и деление чисел»




Контрольная работа №5 по теме «Умножение и деление чисел»




Контрольная работа за III четверть




Контрольная работа №6 по теме «Умножение и деление многозначных чисел»

7

Повторение и обобщение изученного в четвёртом классе

Контрольная работа за год


Всего:

136ч




Используемые технологии в работе учителя

-проблемно-диалогическая технология,

-технология правильного типа читательской деятельности,

-технология оценивания достижений,

деятельностный подход – основной способ получения знаний.


Контроль по предмету


Текущий контроль


Количество контрольных работ ____11

Количество проверочных работ ____6

Количество проектных работ ____5

Промежуточный контроль

Итоговая контрольная работа

Итоговая комплексная работа


Описание специфики работы в классе


В 4 классе есть дети с разным уровнем овладения основными понятиями и способами действий. Учитывая это, планируется подбирать задания на урок математики разного уровня: повышенного и базового. Кроме того, планируется подбор заданий максимального уровня сложности для отдельных учащихся, их 5 человек. Планируется в течение всего учебного года подбирать задания разного уровня (базового, повышенного) и для выполнения домашней работы.












Календарно- тематическое планирование

Математика 4 класс «Школа 2100»

(4 часа в неделю; всего 136 часов в год)


№ п/п

Содержание

(разделы, темы уроков)

Коли-

чество часов

Основные виды учебной деятельности (УУД)

Примечание


I четверть (36 часов)





Глава 1. Числа от 1 до 1000

1.Повторение и обобщение материала, изученного в 3-м классе.



8







Сравнивать числа по классам и разрядам.


Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел, их упорядочения.


Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному правилу.


Описывать явления и события с использованием чисел.


Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения.


Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения , вычитания, умножения, деления).


Сравнивать разные способы вычислений, выбирая удобный.


Прогнозировать результат вычислений.

Пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма арифметического действия.


Использовать различные приемы проверки правильности нахождения значения числового выражения (с опорой на правила установления порядка действий, алгоритмы выполнения арифметических действий, прикидку результата).



1

Турнир 1. Тест-контроль

Числа от 1 до 1000.

Запись и чтение чисел. Разрядные слагаемые

1


2

Правила письменных вычислений с трехзначными числами

1


3

Свойства действий над числами

1


4

Решение задач

1


5

Правила устного деления многозначных чисел

1


6

Правила письменного деления трёхзначных чисел

1


7

Контрольная работа №1 по теме «Повторение и обобщение материала, изученного в 3-м классе»

1


8

Работа над ошибками. Арифметические действия над числами

1



2. Дроби

16


9

Дроби. Нахождение части от числа

1


10

Нахождение части от числа

1


11

Нахождение числа по его части

1


12

Нахождение части от числа. Нахождение числа по его части.

1


13

Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями

1


14

Входная контрольная работа

1


15

Работа над ошибками. Сравнение дробей с разными знаменателями

1


16

Сравнение дробей с разными числителями и разными знаменателями

1


17

Решение задач алгебраическим способом

1


18

Сложение дробей с одинаковыми знаменателями

1


19

Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

1


20

Решение задач с дробями. Проверочная работа №1

1


21

Деление меньшего числа на большее

1


22

Контрольная работа №2 по теме «Дроби»

1


23

Работа над ошибками.

Какую часть одно число составляет от другого

1


24

Проект №1. Модель машины времени

1



Глава 2. Многозначные числа

3. Нумерация многозначных чисел.


12


25

Турнир 2. Тест-контроль

Многозначные числа. Разряды и классы

1


26

Чтение и запись многозначных чисел

1


27

Сравнение многозначных чисел

1


28

Разрядные слагаемые.

1


29

Умножение числа 1000. Умножение и деление на 1000, 10000, 100000

1


30

Чтение и запись многозначных чисел

1


31

Чтение и запись многозначных чисел. События

1


32

Миллион. Класс миллионов. Миллиард

1


33

Чтение и запись многозначных чисел. Проверочная работа №2

1


34

Проект №2. Страничка из энциклопедии

1


35

Контрольная работа за I четверть

1


36

Работа над ошибками

1



II четверть (28 часов)

4.Величины


12



37

Турнир 3. Тест-контроль

Единицы длины

1

Исследовать ситуации, требующие сравнения величин, их упорядочения.

Переходить от одних единиц измерения к другим.

Группировать величины по заданному или самостоятельно установленному правилу.

Описывать явления и события с использованием величин.

Разрешать житейские ситуации, требующие умения находить геом. величины (планировка, разметка)

Находить величины разными способами.


38

Единицы массы. Грамм, тонна

1


39

Единицы измерения величин

1


40

Единицы площади

1


41

Единицы площади. Ар и гектар.

1


42

Площадь прямоугольного треугольника

1


43

Приближенное вычисление площадей. Палетка

1


44

Единицы объема. Проверочная работа №3

1


45

Решение задач с различными величинами

1


46

Точные и приближенные значения величин. Решение задач

1


47

Контрольная работа №3 по теме «Величины»

1


48

Работа над ошибками.

1



5. Сложение и вычитание чисел

8



49

Сложение и вычитание многозначных чисел. Прикидка суммы и разности

1

Моделировать изученные зависимости.

Находить и выбирать способ решения текстово1 задачи. Выбирать удобный способ решения задачи. Планировать решение задачи.


Действовать по заданному и самостоятельно-составленному плану решения задачи.


Объяснять ход решения задачи.

Использовать вспомогательные модели для решения задачи.


Обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера.


Наблюдать за изменением решения задачи при изменении ее условия.

Самостоятельно выбирать способ решения.


50

Правила письменного сложения и вычитания многозначных чисел

1


51

Сложение и вычитание многозначных чисел. Округление чисел

1


52

Свойства сложения и правило группировки слагаемых многозначных чисел.

1


53

Приёмы устного сложения и вычитания многозначных чисел. Проверочная работа №4

1


54

Производительность. Взаимосвязь работы, времени и производительности

1


55

Решение задач «на работу», «движение» с опорой на формулы

1


56

Решение задач на сопоставление скорости движения и производительности

1



6. Умножение и деление чисел

72


57

Умножение чисел. Группировка множителей

1


58

Арифметические действия над числами

1


59

Умножение многозначных чисел на однозначные

1


60

Умножение чисел.

1


61

Устный приём умножения многозначных чисел

1


62

Проект №3. Инсценировка: Российская ярмарка XVIII века

1


63

Контрольная работа за II четверть

1


64

Работа над ошибками

1



III четверть (40 часов)




65

Турнир 4. Тест-контроДеление круглых чисел

1

Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости.


Изготавливать модели геометрических фигур.


Описывать свойства геометрических фигур.


Соотносить реальные предметы с моделями рассматриваемых геометрических фигур.


Применять буквы для обозначения чисел и для записи общих утверждений.


Составлять буквенные выражения по условиям, заданным словесно, рисунком или таблицей.


Вычислять числовое значение буквенного выражения при заданных значениях букв.


Решать простейшие уравнения на основе зависимостей между компонентами и результатом арифметических действий.


Составлять уравнение как математическую модель задачи.


Строить точки по заданным координатам, определять координаты точек.


Описывать явления и события с использованием буквенных выражений, уравнений и неравенств.




66

Арифметические действия над числами

1


67

Деление числа на произведение

1


68

Деление круглых многозначных чисел на круглые числа.

1


69

Арифметические действия над числами. Деление на 5, 50, 500, 25, 250

1


70

Контрольная работа №4 по теме «Умножение и деление чисел»

1


71

Работа над ошибками. Деление с остатком на 10, 100, 1000…

1


72

Деление круглых чисел с остатком

1


73

Уравнения

1


74

Арифметические действия над числами

1


75

Уравнения вида у х 3 + 500=2000

1


76

Вычисления с многозначными числами.

1


77

Деление многозначных чисел на однозначные

1


78

Деление четырехзначного числа на однозначное

1


79

Арифметические действия над числами. Решение задач на работу

1


80

Письменное деление многозначных чисел на однозначные

1


81

Деление многозначных чисел на однозначные в столбик, когда в записи частного есть 0

1


82

Арифметические действия над числами. Решение задач на работу и движение

1


83

Деление многозначных чисел на однозначные с остатком

1


84

Письменное деление многозначных чисел на круглые

1


85

Арифметические действия над числами. Устные и письменные приёмы умножения и деления

1


86

Контрольная работа №5 по теме «Умножение и деление чисел»

1


87

Работа над ошибками

1


88

Деление многозначных чисел на круглые

1


89

Решение задач. Скорость сближения

1


90

Решение задач на движение

1


91

Умножение на двузначное число

1


92

Умножение многозначных чисел на двузначное число (3 часть)

1


92

Умножение многозначных чисел на двузначное число, когда в записи множителей есть нули. Проверочная работа №5

1


94

Решение задач. Скорость удаления

1


95

Умножение многозначных чисел на трехзначное число

1


96

Умножение многозначных чисел на трёхзначное число

1


97

Умножение многозначных чисел на трёхзначное число, когда в записи множителей есть нули

1


98

Решение задач на движение нового вида

1


99

Решение задач на движение с отставанием

1


100

Решение задач на движение вдогонку

1


101

Решение задач на одновременное движение

1


102

Решение задач на движение всех видов

1


103

Контрольная работа за III четверть

1


104

Работа над ошибками

1



IV четверть (32 часа)




105

Проект №4. Играй и выигрывай

1

Выполнять сбор и обобщение информации в несложных случаях, организовывать информацию в виде таблиц и диаграмм.


Преобразовывать информацию из одного вида в другой.


Выполнять перебор всех возможных вариантов для пересчета объектов и комбинаций.


Приводить примеры случайных событий, достоверных и невозможных событий, вычислять вероятности событий в простейших случаях.



Находить и выбирать алгоритм решения занимательной или нестандартной задачи.


Действовать по самостоятельно составленному алгоритму решения занимательной или нестандартной задачи.


Самостоятельно создавать и использовать вспомогательные модели для решения занимательных или нестандартных задач.


Находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки.


Обнаруживать и устранять ошибки логического характера при анализе решения занимательной или нестандартной задачи.


Оценивать простые высказывания как истинные или ложные.



106

Турнир 5. Тест-контроль

Письменное деление многозначных чисел на двузначное число

1


107

Арифметические действия над числами. Деление вида 736 : 23

1


108

Арифметические действия над числами

1


109

Деление многозначных чисел на двузначное число, когда в записи частного используются три цифры

1


110

Вычисления с многозначными числами

1


111

Арифметические действия над числами. Деление с остатком

1


112

Среднее арифметическое.

1


113

Письменное деление многозначных чисел на трехзначное число

1


114

Деление многозначных чисел на трехзначное число, когда в записи частного используются две цифры

1


115

Арифметические действия над числами. Решение задач на работу

1


116

Вычисления с многозначными числами. Решение задач на движение

1


117

Арифметические действия над числами. Письменные приёмы

1


118

Круговая диаграмма

1


119

Арифметические действия над числами. Работа с таблицами

1


120

Итоговая комплексная работа

1


121

Числовой луч. Координаты точки на числовом луче

1


122

Адрес в таблице. Пара чисел

1


123

Координаты точек на плоскости

1


124

Вычисления с многозначными числами. Решение задач на работу

1


125

Арифметические действия над многозначными числами. Решение задач на движение

1


126

Проверочная работа №6

1


127

Контрольная работа №6 по теме «Умножение и деление многозначных чисел»

1


128

Работа над ошибками

1



7. Повторение и обобщение изученного в четвёртом классе

8


129

Проект №5. Страница нового учебника

1


130

Нумерация. Арифметические действия над числами. Сложение и вычитание. Умножение и деление

1


131

Порядок действий в выражениях. Решение уравнений и неравенств. Выражения с переменной

1


132

Величины и геометрические фигуры

1


133

Задачи. Нестандартные и занимательные задачи

1


134

Итоговая контрольная работа

1


135

Работа над ошибками

1


136

Что узнали, чему научились в 4-ом классе

1






Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса


Учебно-методическая литература для учителя.


Автор, год издания

Название пособий

Вид пособия

С.А Козлова А.Г.Рубин А.В. Горячев

М Баласс 2012г.

Методические рекомендации для учителя

Пособие для учителя

Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких

М.:Баласс, Школьный дом 2012г.

«Математика»

Учебник в 3-х частях

С.А.Козлова, А.Г.Рубин

М.: Баласс, Школьный дом 2015г.

Контрольные работы по курсу «Математика»

Тетрадь на печатной основе


Учебная литература для учащихся


Автор, год издания

Название пособий

Вид пособия

Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких

М.:Баласс, Школьный дом 2012г.

«Математика»

Учебник в 3-х частях

С.А.Козлова, А.Г.Рубин

М.: Баласс, Школьный дом 2015г.

Контрольные работы по курсу «Математика»

Тетрадь на печатной основе


Козлова С.А. ГераськинВ.Н.;Волкова Л.А.

М.: Баласс, 2013г.

Дидактический материал к учебнику «Математика»

Тетрадь на печатной основе




Оборудование

Компьютер

Медиапроектор

видеомагнитофон


Изобразительные наглядные пособия

Таблица умножения. Плакаты.

Комплект наглядных пособий «Таблицу умножения учим с увлечением»

Таблицы «Умножение чисел»

Магнитный плакат

Сотенный квадрат (серия «От 1 до 100»)

Магнитный плакат

Таблица умножения (серия «Таблица умножения»)


Модели

Секундомер механический.

Часы песочные (на 1 минуту)

Часы песочные (на 3 минуты)

Набор «Тела геометрические»

Циферблат учебный

Большие демонстрационные деревянные счеты.

Весы учебные с гирями до 200 г

Модель часов демонстрационный

Комплект лабораторного оборудования «Весовые измерения»


Измерительные приборы

Линейка – транспортир

Циркуль

Угольник деревянный

Циркуль классный

Линейка классная, 1 м деревянная

Линейка классная пластмассовая 60 см

Угольник классный пластмассовый


Мультимедийные пособия

Математика. Начальная школа, 4 класс (диск)

Математика. Начальная школа. Семейный наставник (диск) 4 класс


Раздаточные пособия

«Набор денежных знаков» (раздаточный)


Наглядные пособия для интерактивных досок с тестовыми заданиями (диски)

Математические таблицы 1-4 класс

Умножение и деление

Математика. 4 класс

Начальная математика. Программно-методический комплекс



Приложения к программе

Темы проектов по «Математике»

Проект №1. Модель машины времени

Проект №2. Страничка из энциклопедии

Проект №3. Инсценировка: Российская ярмарка XVIII века

Проект №4. Играй и выигрывай

Проект №5. Страница нового учебника


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» (4 класс)

Автор: Меньшикова Оксана Ивановна

Дата: 30.12.2016

Номер свидетельства: 374686

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Рабочая программа учебного предмета «Математика» для  5 класса"
    ["seo_title"] => string(69) "rabochaia-proghramma-uchiebnogho-priedmieta-matiematika-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "258156"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448453976"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(274) "Рабочая программа учебного предмета «Математика» для 1 класса, в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования  УМК «Школа России» "
    ["seo_title"] => string(163) "rabochaia-proghramma-uchiebnogho-priedmieta-matiematika-dlia-1-klassa-v-sootvietstvii-s-triebovaniiami-fgos-nachal-nogho-obshchiegho-obrazovaniia-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "133942"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416623345"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Рабочая программа учебного предмета «Математика» для 1 класса, по ФГОС,  УМК «Школа России» "
    ["seo_title"] => string(95) "rabochaia-proghramma-uchiebnogho-priedmieta-matiematika-dlia-1-klassa-po-fgos-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "133946"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416628991"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Рабочая программа учебного предмета математика 5 класс"
    ["seo_title"] => string(63) "rabochaia-proghramma-uchiebnogho-priedmieta-matiematika-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "253256"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447573201"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Рабочая программа учебного предмета "Математика" для 5 класса"
    ["seo_title"] => string(63) "rabochaia_programma_uchebnogo_predmeta_matematika_dlia_5_klassa"
    ["file_id"] => string(6) "616643"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1667478958"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства