Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по трудовому обучению (2 класс адаптивной школы)»
Министерство образования Омской области
КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат»
РАССМОТРЕНО
Протокол заседания ШМО
№______ от _______20_____ г.
СОГЛАСОВАНО
Протокол педсовета
№______ от _______20____ г.
УТВЕРЖДАЮ
Приказ
№_____от_________20____ г.
Сазонов С.М._________
Рабочая программа
учебного предмета
«Труд»
(для адаптивного образовательного учреждения, реализующего программы
для детей с умственной отсталостью)
2 класс
2016 – 2017 учебный год
Составитель: Щербакова Наталья Владимировна,
учитель начальных классов высшей категории.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена на основе программы: « Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8-го вида. Подготовительный , 1-4 классы (Сборник 1. Москва ГИЦ «Владос»-2010 г) под редакцией В.В.Воронковой.
Рабочая программа по учебному предмету «Труд» 2 класс составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с умственной отсталостью;
примерные программы, созданные на основе Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью;
примерные программы по учебным предметам специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях, реализующих программы общего образования;
адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью.
Цели программы:
-воспитание положительных качеств личности ученика: трудолюбия, настойчивости, умение работать в коллективе;
- уважение к людям труда;
- получение элементарных знаний по видам труда.
- формирование трудовых качеств;
- обучение доступным приемам труда;
- развитие самостоятельности в труде;
- привитие интереса к труду;
- формирование организационных умений в труде – работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем инструменты и материалы, убирать их по окончании работы;
-ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы); - предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения); - контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
Общая характеристика учебного предмета:
Учащиеся адаптивных школ с самого раннего возраста нуждаются вспециальных условиях воспитания и обучения. Формирование необходимого уровня адаптивности к условиям социума, готовности к жизни в обществе и к выполнению общественно полезного труда требует усилий педагогов. Поскольку труд является одним из основных факторов, способствующих интеллектуальному развитию ребенка, коррекционное учреждение нацелено не только на формирование необходимых учебных знаний, умений и навыков у детей, но и на подготовку своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении.
Уроки труда создают наиболее благоприятные условия для коррекции недостатков, присущих школьникам с лёгкой степенью умственной отсталости в трудовой и познавательной деятельности.
Обучение школьников труду строится с учетом освоения конкретных технологических операций в ходе создания изделий из различных материалов (деталей конструктора) и овладения первоначальными умениями проектной деятельности.
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских. Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.
Формирование умений учащихся должно включать дозированную (с постепенным уменьшением) помощь в ориентировке и планировании работы. Для формирования оперативного образа объекта труда используются натуральные образцы, которые в зависимости от сложности изделия дополняются макетами и рисунками. Помощь в планировании работы осуществляется в групповой беседе с использованием демонстрационных (предметных и комбинированных) технологических карт. На одном из последних занятий учебной четверти проводится самостоятельная работа учащихся. Учитель подбирает изделие (вид работы) среднего уровня сложности. Анализ натурального образца и рисунка с размерами, а также планирование действий осуществляется учащимися полностью самостоятельно. Индивидуальные возможности учащихся в такой работе рассматриваются как один из важных показателей индивидуальных трудовых способностей.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с умственной отсталостью и Законом « Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012г., в учебном плане КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат», который является частью адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования (АООП), выделяется следующее количество учебных часов для освоения учащимися курса учебного предмета «Труд»:
Год обучения
Кол-во часов в
неделю
Кол-во учебных
недель
Всего часов за учебный год
1 класс
2
33
66
2 класс
2
35
70
3 класс
2
35
70
4 класс
4
35
140
346 часов за курс
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Реализация программы обеспечивает достижение учащимися начальной школы следующих личностных и предметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью:
Личностные результаты:
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
-положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
-самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
-готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты:
Минимальный уровень
Достаточный уровень
использовать основные приемы работы с различными материалами, с помощью учителя ориентироваться в задании, составлять план работы над изделием, выполнять изделие с помощью учителя, несложные изделия — самостоятельно, по вопросам учителя давать словесный отчет и анализ своего изделия и изделия товарища, уметь с помощью учителя ориентироваться на листе бумаги и подложке. Отвечать полными предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов: большой — маленький, высокий — низкий, широкий — узкий, и слова, обозначающие пространственные отношения предметов: впереди, справа — слева; узнавать и называть основные геометрические формы и тела.
Самостоятельная ориентировка в задании. Самостоятельное сравнивание образца изделия с натуральным объектом, чучелом, игрушкой. Самостоятельное составление плана работы над изделием. Выполнение изделий с частичной помощью учителя и самостоятельно. Умение придерживаться плана при выполнении изделий. Осуществление текущего контроля с частичной помощью учителя. Самостоятельный словесный отчет о проделанной работе. Подробный анализ своего изделия и изделия товарища по отдельным вопросам учителя и самостоятельно. Употребление в речи технической терминологии. Самостоятельная ориентировка на листе бумаги и подложке. Пространственная ориентировка при выполнении объемных работ, правильное расположение деталей, соблюдение пропорций и размеров. Употребление в речи слов, обозначающих пространственные признаки предметов: короткий — короче, длинный — длиннее, выше, ниже и т. д.; слов, обозначающих пространственные отношения предметов: вокруг, близко — далеко.
Регулятивные БУД
Учащиеся научатся:
-принимать учебную задачу урока, воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя и под руководством учителя;
-планировать свои действия на отдельных этапах урока с помощью учителя;
- контролировать выполненные задания с опорой на эталон (образец) или по алгоритму, данному учителем;
- оценивать результаты собственных учебных действий и учебных действий одноклассников (по алгоритму, заданному учителем или учебником);
-фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;
- анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок, оценочных шкал;
- осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться», «Я ещё только учусь», «Каждый имеет право на ошибку» и др.
Познавательные БУД
-ориентироваться в задании самостоятельно и с частичной помощью учителя;
-самостоятельно сравнивать образец с натуральным объектом, чучелом, игрушкой;
-составлять план работы над новым видом изделия по вопросам учителя;
- выполнять первое изделие нового вида работ с помощью учителя, однотипных и ранее выполняемых — самостоятельно
- придерживаться планирования при выполнении задания,
-осуществлять необходимые контрольные действия;
- анализировать своё изделие и изделия товарища по вопросам учителя и самостоятельно.
Коммуникативные БУД
Учащиеся научатся:
- отвечать на вопросы учителя по теме урока;
- слышать и слушать партнёра по общению (деятельности),
не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл
того, о чём говорит собеседник;
- под руководством учителя объединяться в группу сверстников для выполнения задания, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
-оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства (плохо/хорошо, уместно/неуместно, нравственно/без-
нравственно и др.), высказывая свою точку зрения;
- соотносить в паре или в группе выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или записанному учителем на доске;
- оценивать по предложенной учителем шкале качество чтения, пересказ текста, выполнение проекта;
-признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
-употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть».
Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
I четверть
Работа с глиной и пластилином.
Практические работы
Лепка на плоскости форм прямоугольных геометрических тел (куб, параллелепипед). Лепка дидактического материала с применением стеки и резака: кубик большой, кубик маленький, брусок высокий, брусок низкий. Складывание из вылепленных деталей башни, дома. Лепка столярных инструментов, имеющих прямоугольные геометрические формы: киянки (деревянный молоток), рубанка, молотка с квадратным бойком. Первое изделие выполняется по образцу, остальные с натуры. Лепка по образцу или с натуры игрушек: автобуса, грузового и легкового автомобиля. В конце занятия можно провести игру «Правила уличного движения», используя изделия детей. Слабые учащиеся лепят по образцу автобус, имеющий упрощенную форму. Технические сведения. Назначение глины и применение этого материала в промышленности. Глина — строительный материал (кирпич, черепица). Назначение инструментов: киянки, рубанка, молотка. Организация рабочего места при выполнении лепки.
Приемы работы. Обработка материала с применением резака. Обработка стекой плоскостей и ребер геометрических тел. Соединение деталей способом промазывания. Определение на глаз и с помощью линейки высоты, длины и ширины изделия.
Работа с природными материалами
Практические работы
Экскурсии на природу с целью сбора природного материала. Изготовление по образцу птички из желудей, перьев и палочек или ослика из желудей, крылаток ясеня, палочек. Самостоятельное изготовление по образцу зайца, щенка из желудей, палочек, крылаток ясеня и проволоки. Слабые учащиеся выполняют работу при частичной помощи учителя. Самостоятельное изготовление по образцу рыбки, черепахи из персиковой косточки, бумажных, поролоновых или кожаных деталей. Слабые учащиеся выполняют работу при частичной помощи учителя. Самостоятельное изготовление по иллюстрации свиньи из кукурузной кочерыжки, еловой шишки, палочек и бумажных деталей. Слабые учащиеся выполняют работу самостоятельно по образцу. Технические сведения. Свойства материалов, используемые при работе: цвет, форма, твердость, особенности поверхности. Инструменты, применяемые при работе: шило, нож, ножницы. Материалы, используемые для скрепления деталей: клей казеиновый, БФ, пластилин, палочки, проволока, нитки и т. д. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Приемы работы. Соединение деталей с помощью клея, проволоки, ниток, палочек. Соблюдение пропорций.
Работа с бумагой и картоном
Практические работы
Изготовление пакета из бумаги для хранения изделий, украшение его аппликацией. Изготовление счетного материала в форме полосок, квадратов, треугольников, кругов. Разметка бумаги и тонкого картона по шаблонам. Резание ножницами по прямым и кривым линиям. Оклеивание картона цветной бумагой с одной стороны. Технические сведения. Применение и назначение картона. Свойства и особенности картона: сгибается, ломается по сгибу, режется; впитывает влагу, более прочный, чем бумага; толщина картона; цвет. Элементарные сведения о короблении картона. Правила оклеивания. Клеящие составы для работы с картоном и бумагой (клейстер, казеиновый клей). Инструменты, применяемые для работы с картоном, их назначение: ножницы, кисть, гладилка, шаблон. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы. Приемы работы. Разметка по шаблону. Смазывание клеем бумаги по всей поверхности при оклеивании картона. Резание картона ножницами по линиям разметки. Синхронность работы обеих рук при резании по прямым и кривым линиям.
Работа с текстильными материалами
Практические работы
Изготовление стилизованных ягод из связанных пучков нитей: плетение косички. Изготовление стилизованных фигурок (мальчика, девочки) из связанных пучков нитей, шпагата, тесьмы. Пришивание пуговиц с двумя отверстиями — повторение приемов шитья (игла вверх-вниз). Завязывание узелка. Экскурсия в швейную мастерскую. Технические сведения. Применение и назначение ниток, тесьмы, шпагата, тонкой веревки, сутажа. Свойства ниток: цвет, толщина, разрезаются, разрываются, скручиваются, сплетаются (повторение). Виды пуговиц. Инструменты. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы. Приемы работы. Намотка ниток на картон, связывание, перевязывание, разрезание, скручивание, плетение, витье шнурка. Завязывание узелка на конце нити. Пришивание пуговиц с подкладыванием палочки.
Умения: Ориентировка в задании по вопросам и самостоятельно. Сравнение образца с натуральным объектом, чучелом, муляжом по вопросам учителя и самостоятельно. Составление плана работы над изделием по вопросам учителя и самостоятельно (для однотипных изделий). Выполнение первого изделия каждого вида работ по показу учителя, сочетающемуся с инструкцией, остальных изделий — самостоятельно. Умение придерживаться планирования при изготовлении изделия. Осуществлять текущий самоконтроль с помощью учителя. Употребление в речи технической терминологии. Словесный отчет о проделанной работе по вопросам учителя и самостоятельно. Подробный анализ своего изделия по вопросам учителя. Пространственная ориентировка, умение на глаз и с помощью линейки определить высоту, длину и ширину изделия, обозначая размеры в сантиметрах, соблюдение пропорций и размеров, правильное расположение деталей. Самостоятельная ориентировка на листе бумаги. Узнавание и называние прямоугольных геометрических тел (кубик, брусок). Умение указать положение ближе — дальше, а также положения, усвоенные в 1 классе. Самостоятельное употребление в речи слов, обозначающих пространственные признаки предметов: высокий — низкий, широкий — узкий, равные, и слов, обозначающих пространственные отношения предметов: впереди — сзади, справа — слева, рядом.
II четверть
Работа с глиной и пластилином
Практические работы
Лепка предметов цилиндрической формы: кружки, стаканы для карандашей. Нанесение с помощью стеки геометрического орнамента из треугольников в полосе. Для слабых учащихся нанесение узора необязательно. Первое изделие выполняется по образцу, остальные — с натуры. Лепка с натуры посуды конической формы: ведерка, цветочного горшка. Нанесение с помощью стеки орнамента из прямых и волнистых линий. Для слабых учащихся нанесение узора необязательно, первое изделие выполняется по образцу, остальные — с натуры. Лепка с натуры и по представлению чайной посуды в форме шара, цилиндра, конуса и круга (чайника для заварки, чашки с блюдцем, десертной тарелки). Нанесение узора с помощью стеки по выбору учащихся. Проведение игры «Накрой на стол». Слабые учащиеся выполняют работу с натуры. Технические сведения. Применение глины для изготовления посуды. Ознакомление учащихся с керамическими изделиями из глины: чайной и столовой посудой, декоративной посудой — кашпо, горшками, глиняными игрушками. Отделочные работы на изделиях из глины — нанесение орнамента стекой, окраска, роспись. Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических требований при лепке. Приемы работы. Лепка посуды способом вдавливания и расплющивания стенок изделия пальцами. Обработка изделия стекой. Нанесение рисунка с помощью стеки. Отделка изделия цветным пластилином. Окраска изделий из глины гуашевыми красками.
Работа с природными материалами
Практические работы
Составление композиции по образцу и представлению из засушенных листьев, цветов, трав, соломы, бересты, мха, рыбьей чешуи, перьев, меха, ракушек, зерен, опилок на плотной подложке (декоративные узоры, сюжетные композиции к прочитанным сказкам и рассказам, фигурки животных). Слабые учащиеся выполняют работу по образцу. Технические сведения. Свойства засушенных листьев, цветов, трав, мха, перьев, используемых в работе. Клеящие составы: БФ, казеиновый клей. Инструменты: нож, ножницы, игла, кисть. Правила работы с режущими инструментами и клеем. Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических требований. Приемы работы. Прикрепление засушенных листьев, цветов, мха, соломы, коры, опилок, перьев на подложку (наклеивание, пришивание, прикрепление полосками бумаги). Составление композиции.
Работа с бумагой и картоном
Практические работы
Изготовление закладки. Разметка бумаги и картона по шаблонам сложной конфигурации. Резание бумаги и картона по линиям разметки, наклеивание на изделия из картона аппликации. Изготовление из картона плоских елочных игрушек и гирлянд в форме различных стилизованных изображений грибов, овощей, фруктов, рыб, птиц, животных, игрушек. Обклеивание их цветной бумагой с одной стороны. Слабые учащиеся ограничиваются изготовлением изделий с несложным контуром (по заделу). Технические сведения. Сырье, из которого вырабатывают бумагу и картон. Элементарные сведения о сортах картона: переплетный и коробочный картон; организация рабочего места. Правила безопасной работы. Приемы работы. Разметка бумаги и картона по трафарету и шаблону, рациональная разметка. Склеивание игрушки из согнутых под прямым углом частей изделий. Использование задела работы. Закрепление нитки-петли.
Умения: Ориентировка в задании, сравнение образца с натуральным объектом, иллюстрацией частично с помощью учителя и самостоятельно. Составление плана работы над несложным изделием самостоятельно, над сложным — по вопросам учителя. Самостоятельное изготовление несложных изделий, сложных (объемные елочные украшения) — частично с помощью учителя. Умение придерживаться планирования при выполнении изделия. Умение осуществлять контроль действий в ходе работы частично с помощью учителя. Самостоятельный словесный отчет о проделанной работе по операциям. Подробный анализ своего изделия и изделия товарища по вопросам учителя и самостоятельно. Употребление в речи технической терминологии. Самостоятельная ориентировка на листе бумаги. Узнавание и называние геометрических тел. Умение указать положения: напротив, один над или под другим. Употребление в речи слов, обозначающих пространственные признаки предметов: больше — меньше, выше — ниже, шире — уже, равные, и слов, обозначающих пространственные отношения предметов: около, между, сверху — снизу.
III четверть
Работа с глиной и пластилином
Практические работы
Лепка по образцу стилизованных фигур птиц: цыпленка и утенка, утки и гуся. Лепка по образцу стилизованных фигур животных: кошки и белки. Самостоятельная лепка с натуры игрушек: медвежонка, зайца, лисы. Для слабых учащихся лепка по образцу. Технические сведения. Пропорции лепных фигур птиц и животных. Понятие о динамике в скульптурных изображениях. Приемы работы. Расчленение формы изображения на простые геометрические формы. Нахождение пропорций в изделии. Обработка пластического материала руками и стекой с соблюдением пропорций. Соединение вылепленных деталей в одно целое способом примазывания.
Работа с природными материалами
Практические работы
Коллективное изготовление макета к сказке «Теремок». Слабые учащиеся выполняют простейшие детали. Оформление макета с помощью учителя. Проведение игры по сказке. Изготовление макета к прочитанным сказкам группами в два человека. Слабые учащиеся выполняют более простые детали макета. Технические сведения. Правила составления макета. Свойства и применение материалоотходов (проволока, бумага, пластилин и т. д.). Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Организация рабочего места. Приемы работ. Закрепление отдельных деталей и фигур на подставке. Рациональное применение материалоотходов. Соблюдение пропорций в изделии и между деталями макета.
Работа с бумагой и картоном
Практические работы
Изготовление закладки из тонкого картона. Разметка бумаги и картона по линейке, резание бумаги и картона по линиям разметки ножницами. Оклеивание картона бумагой с обеих сторон. Изготовление аппликации (грузовик, автофургон) с разметкой подложки и деталей по линейке.
Изготовление из бумаги и картона с использованием материалоотходов поздравительных открыток, сувениров. Экскурсия в картонажную мастерскую. Технические сведения. Правила склеивания картона бумагой с двух сторон. Клеящие составы. Рациональное использование материалоотходов и природных материалов при изготовлении поздравительных открыток. Сочетания цветов. Соблюдение пропорций. Приемы работы. Разметка бумаги и картона по линейке способом откладывания нужного размера на верхней и нижней кромке заготовки и проведения прямой линии между двумя точками параллельно обрезной кромке листа. Ведение отсчета от нулевого деления. Оклеивание картона бумагой с обеих сторон.
Работа с текстильными материалами
Практические работы
Упражнения в раскрое ткани по готовой выкройке в форме квадрата или прямоугольника. Составление коллекции тканей с четко выраженной лицевой и изнаночной стороной на подложке из картона. Ознакомление с ручными стежками (сметочный стежок). Упражнения на полосе бумаги в клетку. Вышивание закладки из канвы или ткани с крупным переплетением, раскроенной по самостоятельно составленной выкройке, сметочным стежком. Оформление концов закладки кисточками из оставленных длинных концов нитей вышивки. Изготовление игольницы по самостоятельно вычерченной выкройке в форме квадрата из двух сложенных вместе кусочков ткани. Слабые учащиеся выполняют чертеж и последующую работу с помощью учителя. Технические сведения. Применение и назначение тканей в жизни людей. Элементарные понятия о сортах тканей и их назначении: ткани для верхней одежды, для белья, для вышивания. Свойства и особенности тканей как материала: мнутся, разрываются; толстые, тонкие, гладкие и шероховатые, имеют различную окраску. Лицевые и изнаночные стороны тканей. Назначение ручных стежков, их виды. Инструменты, применяемые при работе с тканями, и их назначение: ножницы, иглы, наперсток, булавки. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с текстильными материалами. Приемы работы. Составление выкройки по заданным размерам под руководством учителя. Раскрой материала по выкройке. Рациональное использование материала. Выполнение сметочного стежка справа налево, поднимая на иглу и пропуская под нее одинаковое число нитей.
Умения: Ориентировка в задании самостоятельно и с частичной помощью учителя. Самостоятельное сравнивание образца с натуральным объектом, чучелом, игрушкой. Составление плана работы над новым видом изделия по частичным вопросам учителя, для однотипных изделий — самостоятельно. Выполнение первого изделия нового вида работ с помощью учителя, однотипных и ранее выполняемых — самостоятельно. Умение придерживаться планирования при выполнении задания, осуществлять необходимые контрольные действия. Самостоятельный словесный отчет о проделанной работе. Подробный анализ своего изделия и изделия товарища по вопросам учителя и самостоятельно. Пространственная ориентировка: закрепление умений, слов и фраз, указанных во второй четверти.
IV четверть
Работа с глиной и пластилином
Практические работы
Лепка по представлению свободных композиций: «Колобок и лиса», «Маша и медведь», «Лиса и журавль». Слабые учащиеся выполняют простые детали макетов. Технические сведения. Пространственное положение деталей на макете. Пропорциональное соотношение элементов макета. Значение цвета. Главное и второстепенное в изделии. Приемы работы. Закрепление деталей макета на подставке способом примазывания. Лепка элементов макета по каркасу из палочек и тонкой проволоки. Пластическое и цветовое решение задания.
Работа с бумагой
Практические работы
Изготовление по образцу мебели (стол, кресло) из коробочек, картона и бархатной бумаги. Изготовление по образцу плоской модели трехсекционного светофора. Изготовление по образцу указателя «переход». Провести игру «Переход улицы», используя изделия учащихся. Изготовление по образцу подушечки для иголок из картона, бархатной бумаги и ткани. Технические сведения. Применение различных материалов (ткань, вата) и предметов (коробки) в сочетании с бумагой и картоном. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Приемы работы. Разметка деталей по линейке и шаблону. Склеивание коробок, наклеивание картонных и бумажных деталей.
Работа с текстильными материалами
Практические работы
Выполнение стежка «шнурок»: упражнения на полосе бумаги в клетку. Вышивание закладки из канвы или ткани с крупным переплетением. Оформление концов закладки кисточками. Слабые учащиеся повторяют сметочный стежок. Вышивание салфетки из канвы стежками сметочным и «шнурок». Слабые учащиеся выполняют вышивку сметочными стежками. Технические сведения. Виды отдельных ручных стежков: сметочный и «шнурок». Инструменты, применяемые при работе с тканями. Подбор ниток для вышивки по цвету, толщине. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Приемы работы. Выполнение стежка «шнурок» справа налево: сначала выполнить сметочный стежок, затем вводить иглу с ниткой того же цвета поочередно сверху вниз под каждый стежок первой строчки (перевив).
Формы организации обучения:
урок (45 минут) — основная форма;
учебная экскурсия на природу;
фронтальные занятия,
групповые занятия,
парные занятия
индивидуальные занятия.Основные виды учебной деятельности:
-организовывать рабочее место по предложенному образцу для работы с материалами (бумагой, пластичными материалами, природными материалами, тканью, нитками) и инструментами (ножницами, стеками, швейной иглой,);
- соблюдать правила безопасной работы с инструментами и приспособлениями при выполнении изделия;
- различать материалы и инструменты; определять необходимые материалы, инструменты и приспособления в зависимости от вида работы;
- проводить под руководством учителя анализ образца и изделий ;
- осуществлять самоконтроль и взаимопроверку.
Критерии оценок
Деятельность учащихся по трудовому обучению оцениваются по результатам выполнения практических заданий.
«Оценка 5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение изделия при соблюдении правил безопасности работы с инструментами (учитывается умение выбрать инструмент в соответствии с используемым материалом, а также соблюдение порядка на рабочем месте в течение всего урока).
«Оценка 4» - выставляется с учетом тех же требований, но допускается исправление без нарушения конструкции изделия.
«Оценка 3» - выставляется, если изделие выполнено недостаточно аккуратно, но без нарушения конструкции изделия.
«Оценка 2» - выставляется, если изделие выполнено с нарушением конструкции изделия.
Календарно - тематическое планирование по предмету
«Труд»
№
п\п
Раздел
Тема урока
Кол-во
часов
Дата проведения
по плану
Дата проведения
по факту
Форма урока
Тип урока
Виды учебной
деятельности обучающихся на уроке
1.Работа с глиной и пластилином – 4 часа
1
Формовка на плоскости прямоугольных геометрических фигур (куб, параллелепипед)
Лепка по образцу или с натуры грузового автомобиля, автобуса
1
10.09
Урок фронтальная
Индивидуаль-ная
комбинированный
Осваивать способы и
правила работы с пластичными ма-
териалами. Анализировать изделие,
планировать последовательность его
изготовления под руководством учи-
теля. Корректировать изготовление
изделия. Оценивать выполняемое
изделие.
Планировать и осуществлять рабо-
ту на основе плана.
2. Работа с природными материалами – 6 часов
1
Экскурсия в природу с целью сбора природного материала
1
16.09
Урок-экскурсия
комбинированный
Исследовать, наблюдать, срав-
нивать, сопоставлять природные
материалы — их виды и свойст-
ва (цвет, фактура, форма и др.).
Осваивать правила сбора и хранения
природных материалов. Осмысли-
вать значение бережного отноше-
ния к природе. Соотносить природ-
ные материалы по форме и цвету
2
Изготовление по образцу зайца из засушенных листьев крылаток
1
17.09
Урок фронтальная
Индивидуаль-ная
комбинированный
Создавать изделие из сухих листьев
по заданному образцу, заменять
листья похожими по форме и раз-
меру на образец.
Выполнять работу с опорой
план. Соотносить план с соб-
ственными действиями.
3
Изготовление рыбки из чешуек шишки ели с применением цветной бумаги (по образцу)
1
23.09
Урок фронтальная
Индивидуаль-ная
комбинированный
Создавать изделие из сухих листьев
по заданному образцу, заменять
листья похожими по форме и раз-
меру на образец.
Выполнять работу с опорой
план. Соотносить план с соб-
ственными действиями.
4
Самостоятельное изготовление по иллюстрации свиньи из еловой шишки, палочек и бумажных деталей
1
24.09
Урок фронтальная
Индивидуаль-ная
комбинированный
Создавать изделие из сухих листьев
по заданному образцу, заменять
листья похожими по форме и раз-
меру на образец.
Выполнять работу с опорой
план. Соотносить план с соб-
ственными действиями.
5
Изготовление узора в круге из чешуек ели. Украшение декоративной тарелки.
2
30.09
1.10
Урок фронтальная
Индивидуаль-ная
комбинированный
Создавать изделие из сухих листьев
по заданному образцу, заменять
листья похожими по форме и раз-
меру на образец.
Выполнять работу с опорой
план. Соотносить план с соб-
ственными действиями.
3. Работа с бумагой и картоном-3 часа
1
Изготовление пакета из бумаги для хранения изделий
1
1.10
Урок фронтальная
Индивидуаль-ная
комбинированный
Исследовать, наблюдать, сравни-
вать, сопоставлять свойства бумаги
(состав, цвет, прочность); опреде-
лять виды бумаги по цвету и толщи-
не. Осваивать приёмы работы с бу-
магой, правила работы ножницами,
разметки деталей по шаблону и сги-
банием, правила соединения деталей
изделия при помощи клея.
2
Украшение аппликацией пакета из бумаги для хранения изделий
1
7.10
Урок фронтальная
Индивидуаль-ная
комбинированный
Выполнять на основе шаблона симметричные фигуры из цветной бумаги, создавать полуобъёмную аппликацию.
Планировать и осуществлять работу
на основе плана.
3
Изготовление счетного материала
1
8.10
Урок фронтальная
Индивидуаль-ная
комбинированный
Выполнять на основе шаблона симметричные фигуры из цветной бумаги, создавать полуобъёмную аппликацию.
Планировать и осуществлять работу
на основе плана.
4.Работа с текстильными материалами -5 часов
1
Изготовление кисточки, плетение косички
1
14.10
Урок фронтальная
Индивидуаль-ная
комбинированный
-познакомиться с применением и назначением ниток, тесьмы,
- свойствами ниток: цвет, толщина, разрезаются, разрываются, скручиваются, сплетаются использовать приемы работы. намотка ниток на картон, связывание, перевязывание, разрезание, скручивание, плетение, витье шнурка. Завязывание узелка на конце нити.
2
Изготовление стилизованных фигурок (мальчика, девочки) из связанных пучков ниток
2
15.10
21.10
Урок фронтальная
Индивидуаль-ная
комбинированный
Использовать приемы работы. намотка ниток на картон, связывание, перевязывание, разрезание, скручивание, плетение, витье шнурка. Завязывание узелка на конце нити.
3
Пришивание пуговиц с двумя отверстиями
1
22.10
Урок фронтальная
Индивидуаль-ная
комбинированный
-анализировать объект,
-планировать ход работы над изделием
-пришивать пуговицы с подкладыванием палочки. ТБ
4
Шитьё «игла вверх- вниз». Завязывание узелков
1
28.10
29.10
Урок фронтальная
Индивидуаль-ная
комбинированный
-анализировать объект,
-планировать ход работы над изделием
-выполнять шитьё «игла вверх- вниз»
Правильно организовывать рабочее место.ТБ
5. Работа с глиной и пластилином - 5 часов
1
Лепка предметов цилиндрической формы: стакана для карандашей, кружки
1
18.11
Урок фронтальная
Индивидуаль-ная
комбинированный
- анализировать объект,
-планировать ход работы над изделием
-познакомиться с применением глины для изготовления посуды
- лепить посуду способом вдавливания и расплющивания стенок изделия пальцами. Обрабатывать изделия стекой. Наносить рисунки с помощью стеки.ТБ
2
Лепка с натуры предметов конической формы: ведёрка, цветочного горшка
2
19.11
25.11
Урок фронтальная
Индивидуаль-ная
комбинированный
- анализировать объект,
-планировать ход работы над изделием
-познакомиться с применением глины для изготовления посуды
- лепить посуду способом вдавливания и расплющивания стенок изделия пальцами. Обрабатывать изделия стекой. Наносить рисунки с помощью стеки.ТБ
3
Лепка с натуры и по представлению чайной посуды (чайника для заварки, чашек с блюдцем)
2
26.11
2.12
Урок фронтальная
Индивидуаль-ная
комбинированный
- анализировать объект,
-планировать ход работы над изделием
-познакомиться с применением глины для изготовления посуды
- лепить посуду способом вдавливания и расплющивания стенок изделия пальцами. Обрабатывать изделия стекой. Наносить рисунки с помощью стеки.ТБ
6. Работа с природным материалом-3 часа
Урок фронтальная
Индивидуаль-ная
комбинированный
1
Составление композиций по образцу и представлению из засушенных листьев
1
3.12
Урок фронтальная
Индивидуаль-ная
комбинированный
- анализировать объект,
-планировать ход работы над изделием
-составлять композиции
-познакомиться с новыми приёмами работы: наклеивание, пришивание ,крепление полосками бумаги. ТБ
2
Составление композиции из семян (оформление декоративной тарелки)
1
9.12
Урок фронтальная
Индивидуаль-ная
комбинированный
- анализировать объект,
-планировать ход работы над изделием
-составлять композиции
-познакомиться с новыми приёмами работы: наклеивание, пришивание ,крепление полосками бумаги. ТБ
3
Составление композиции из ракушек
1
10.12
Урок фронтальная
Индивидуаль-ная
комбинированный
- анализировать объект,
-планировать ход работы над изделием
-составлять композиции
-познакомиться с новыми приёмами работы: наклеивание, пришивание ,крепление полосками бумаги. ТБ
7.Работа с бумагой и картоном – 6 часов
1
Изготовление закладок нескольких видов
2
16.12
17.12
Урок фронтальная
Индивидуаль-ная
комбинированный
Исследовать, наблюдать, сравни-
вать, сопоставлять свойства картона
(состав, цвет, прочность); опреде-
лять виды бумаги по цвету и толщи-
не
- анализировать объект,
-планировать ход работы над изделием
освоить Приемы работы. разметка бумаги и картона по трафарету и шаблону, рациональная разметка. ТБ
2
Изготовление из картона плоских елочных игрушек (рыбы, птицы, животные)
2
23.12
24.12
Урок фронтальная
Индивидуаль-ная
комбинированный
- анализировать объект,
-планировать ход работы над изделием
освоить Приемы работы. разметка бумаги и картона по трафарету и шаблону, рациональная разметка. ТБ
3
Изготовление из плотной бумаги елочных игрушек объёмной формы: фонари, шары
2
13.01
14.01
Урок фронтальная
Индивидуаль-ная
комбинированный
- анализировать объект,
-планировать ход работы над изделием
-склеивать игрушки из согнутых под прямым углом частей изделий. Использование задела работы. Закрепление нитки-петли. ТБ
8. Работа с глиной и пластилином-5 часов
1
Лепка по образцу стилизованных фигур птиц: цыплёнка и утёнка, утки и гуся
2
20.01
21.01
Урок фронтальная
Индивидуаль-ная
комбинированный
-познакомиться с пропорциями лепных фигур птиц. Использовать Приемы работы. Расчленение формы изображения на простые геометрические формы. Нахождение пропорций в изделии. -обрабатывать пластический материал руками и стекой с соблюдением пропорций. Соединять вылепленные детали в одно целое способом примазывания.ТБ
2
Лепка по образцу стилизованных фигур: животных: кошки и белки
2
27.01
28.01
Урок фронтальная
Индивидуаль-ная
комбинированный
познакомиться с пропорциями лепных фигур животных. Использовать Приемы работы. Расчленение формы изображения на простые геометрические формы. Нахождение пропорций в изделии. -обрабатывать пластический материал руками и стекой с соблюдением пропорций. Соединять вылепленные детали в одно целое способом примазывания.ТБ
3
Самостоятельная лепка с натуры игрушек: медвежонка, зайца, лисы
1
3.02
Урок фронтальная
Индивидуаль-ная
комбинированный
Использовать Приемы работы. Расчленение формы изображения на простые геометрические формы. Нахождение пропорций в изделии. -обрабатывать пластический материал руками и стекой с соблюдением пропорций. Соединять вылепленные детали в одно целое способом примазывания.ТБ
9.Работа с природным материалом--4 часа
4
4
Коллективное изготовление макета к сказке «Теремок»
1
4.02
Урок фронтальная
групповая
комбинированный
-познакомиться со свойствами и применением материалоотходов (проволока, бумага, пластилин и т. д.).. Использовать Приемы работы: Закрепление отдельных деталей и фигур на подставке
-учить соблюдать пропорции в изделии и между деталями макета. ТБ
5
Оформление макета. Проведение игры по сказке
1
10.02
Урок фронтальная
Индивидуаль-ная
комбинированный
-использовать приёмы составления композиции
-обыгрывать сказки. ТБ
6
Изготовление макета к прочитанным сказкам группами по два человека
1
11.02
Урок фронтальная
парная
комбинированный
Использовать Приемы работы: Закрепление отдельных деталей и фигур на подставке
-учить соблюдать пропорции в изделии и между деталями макета. ТБ
7
Оформление макета.
1
17.02
Использовать Приемы работы: Закрепление отдельных деталей и фигур на подставке
-учить соблюдать пропорции в изделии и между деталями макета. ТБ
10. Работа с бумагой и картоном - 5 часов
1
Изготовление закладки из тонкого картона
1
18.02
Урок фронтальная
Индивидуаль-ная
комбинированный
Освоить приемы работы: Разметка бумаги и картона по линейке способом откладывания нужного размера на верхней и нижней кромке заготовки и проведения прямой линии между двумя точками параллельно обрезной кромке листа. ТБ
2
Изготовление закладки из цветной бумаги
1
24.02
Урок фронтальная
Индивидуаль-ная
комбинированный
Использовать приемы работы: Разметка бумаги и картона по линейке способом откладывания нужного размера на верхней и нижней кромке заготовки и проведения прямой линии между двумя точками параллельно обрезной кромке листа. ТБ
3
Изготовление аппликации (грузовик, автофургон)
1
25.02
Урок фронтальная
Индивидуаль-ная
комбинированный
Использовать приемы работы. Разметка бумаги и картона по линейке способом откладывания нужного размера на верхней и нижней кромке заготовки и проведения прямой линии между двумя точками параллельно обрезной кромке листа. ТБ
4
Изготовление из бумаги и картона с использованием материалотходов поздравительных открыток
1
3.03
Урок фронтальная
Индивидуаль-ная
комбинированный
- использовать правила склеивания картона бумагой с двух сторон.
-приемы работы.ТБ
5
Изготовление из бумаги и картона с использованием материалотходов сувениров
1
4.03
Урок фронтальная
Индивидуаль-ная
комбинированный
- использовать правила склеивания картона бумагой с двух сторон.
-приемы работы.ТБ
11. Работа с текстильным материалом -5 часов
1
Упражнения в раскрое ткани по готовой выкройке в форме квадрата или прямоугольника
1
10.03
Урок фронтальная
Индивидуаль-ная
комбинированный
-самостоятельно ориентироваться в задании
- раскраивать ткань по готовой выкройке в форме квадрата или прямоугольника.ТБ
2
Составление коллекции тканей с четко выраженной лицевой и изнаночной стороны
1
11.03
Урок фронтальная
Индивидуаль-ная
комбинированный
Составлять коллекции тканей с четко выраженной лицевой и изнаночной стороной на подложке из картона.ТБ
3
Ознакомление с ручными стежками (сметочный стежок). Упражнение на полосе бумаги в клетку
1
17.03
Урок фронтальная
Индивидуаль-ная
комбинированный
- анализировать объект,
-планировать ход работы над изделием
- самостоятельно ориентироваться в задании. ТБ
4
Вышивание закладки по канве или ткани. Оформление концов закладки кисточками из ниток
1
18.03
Урок фронтальная
Индивидуаль-ная
комбинированный
- анализировать объект,
-планировать ход работы над изделием
- самостоятельно ориентироваться в задании. ТБ
5
Изготовление игольницы по самостоятельно вычерченной выкройке в форме квадрата из двух сложенных вместе кусочков ткани
1
24.03
Урок фронтальная
Индивидуаль-ная
комбинированный
- анализировать объект,
-планировать ход работы над изделием
- самостоятельно ориентироваться в задании. ТБ
12. Работа с глиной и пластилином - 5 часов
1
Лепка по представлению свободных композиций: «Колобок и лиса»
1
7.04
Урок фронтальная
Индивидуаль-ная
комбинированный
- лепить по представлению
-ориентироваться на листе
использовать приемы работы: Закрепление деталей макета на подставке способом примазывания. Лепка элементов макета по каркасу из палочек и тонкой проволоки. Пластическое и цветовое решение задания. ТБ
2
Лепка по представлению свободных композиций: «Маша и медведь», «Лиса и журавль»
1
8.04
Урок фронтальная
Индивидуаль-ная
комбинированный
- лепить по представлению
-ориентироваться на листе
использовать приемы работы: Закрепление деталей макета на подставке способом примазывания. Лепка элементов макета по каркасу из палочек и тонкой проволоки. Пластическое и цветовое решение задания. ТБ
3
Изготовление полуобъёмных картин из пластилина группами по 4 человека «Подводный мир»
1
14.04
Урок фронтальная
групповая
комбинированный
- лепить по представлению
-ориентироваться на листе
использовать приемы работы: Закрепление деталей макета на подставке способом примазывания. Лепка элементов макета по каркасу из палочек и тонкой проволоки. Пластическое и цветовое решение задания. ТБ
4
Изготовление полуобъёмных картин из пластилина группами по 4 человека «Остров аборигенов»
1
15.04
Урок фронтальная
групповая
комбинированный
- лепить по представлению
-ориентироваться на листе
использовать приемы работы: Закрепление деталей макета на подставке способом примазывания. Лепка элементов макета по каркасу из палочек и тонкой проволоки. Пластическое и цветовое решение задания. ТБ
5
Лепка морского мира: медузы, осьминоги, коньки, рыбы, звёзды
1
21.04
Урок фронтальная
Индивидуаль-ная
комбинированный
- лепить по представлению
-ориентироваться на листе
использовать приемы работы: Закрепление деталей макета на подставке способом примазывания. Лепка элементов макета по каркасу из палочек и тонкой проволоки. Пластическое и цветовое решение задания. ТБ
13. Работа с бумагой и картоном – 6 часов
1
Изготовление по образцу мебели (стол, кресло) из коробочек, картона и бархатной бумаги
1
22.04
Урок фронтальная
Индивидуаль-ная
комбинированный
-использовать приёмы разметки деталей по линейке и шаблону.
–склеивать коробки, наклеиванию картонных и бумажных деталей. ТБ
2
Изготовление по образцу плоскостной модели трёхсекционного светофора
1
28.04
Урок фронтальная
Индивидуаль-ная
комбинированный
-использовать приёмы разметки деталей по линейке и шаблону.
–наклеивать картонных и бумажных деталей. ТБ
3
Изготовление по образцу указателя «переход»
1
29.04
Урок фронтальная
Индивидуаль-ная
комбинированный
-использовать приёмы разметки деталей по линейке и шаблону.
–наклеивать картонных и бумажных деталей. ТБ
4
Изготовление по образцу подушечки для иголок из картона, бархатной бумаги и ткани.
1
5.05
Урок фронтальная
Индивидуаль-ная
комбинированный
-использовать приёмы разметки деталей по линейке и шаблону.
Вышивание салфетки из канвы стежками сметочным и «шнурок».
2
20.05
26.05
Урок фронтальная
Индивидуаль-ная
комбинированный
-Самостоятельное вышивают салфетки из канвы стежками сметочным и «шнурок». Слабые учащиеся выполняют вышивку сметочными стежками.
5
Изготовление однослойной прихватки
1
27.05
Урок фронтальная
Индивидуаль-ная
комбинированный
- выполнить сметочный стежок, затем вводить иглу с ниткой того же цвета поочередно сверху вниз под каждый стежок первой строчки (перевив).ТБ
Список литературы:
Антипов В.И. Руководство трудовым обучением в младших классах вспомогательной школы. В сб. Проблемы обучения умственно отсталых детей. /Под ред. Перовой М.Н. – М.: МГПИ им. Ленина, 1979, с. 81-85.
Гульянц Э.К., Базин И.Я. Что можно сделать из природного материала. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1984.
Жумабекова Ф.Н. Дидактические игры по изобразительной деятельности (учебно-методическое издание). – Алматы: Рауан, 1991.
Игрушки и пособия для детского сада. Оборудование педагогического процесса: Книга для воспитателя и заведующего детским садом: Из опыта работы воспитателей дошкольных учреждений Москвы. /Под редк. В.М.Изгаршевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1987.
Казахский орнамент. ²àçຠîþ. Альбом для раскрашивания. – Алма-Ата: Онер, 1986.
Карбушева Г.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с Казахстаном. – Алма-Ата: Мектеп, 1984.
Ковалева Е.А. Дифференциация учащихся вспомогательных школ по уровню работоспособности. Типологические особенности учащихся вспомогательных школ в трудовом обучении. В сб. науч. тр. Редкол.: С.Л.Мирский (отв.ред.) и др.– М.: Изд. АПН СССР, 1983.
Ковалева Е.А. Характеристика типов учащихся в трудовом обучении. Типологические особенности учащихся вспомогательных школ в трудовом обучении. В сб. науч. тр. Редкол.: С.Л.Мирский (отв.ред.) и др.– М.: Изд. АПН СССР, 1983.
Конышева Н.М. Лепка в начальных классах: Книга для учителя. Из опыта работы. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1985.
Конышева Н.М. Умелые руки. Учебник-тетрадь по художественному труду для 1 класса четырехлетней начальной школы. – Linka-press, 1997.
Конышева Н.М. Чудесная мастерская. Учебник по трудовому обучению для учащихся 1 класса трехлетней и 2 класса четырехлетней начальной школы – 3-е изд. - Linka-press, 1997.
Конышева Н.М. Наш руковотворный мир (от мира природы – к миру вещей). Учебник по трудовому обучению для учащихся 2 класса трехлетней и 3 класса четырехлетней начальной школы. – 2-е изд. - Linka-press, 1997.
Конышева Н.М. Секреты мастеров (ремесла древние и современные). Учебник по трудовому обучению для учащихся 4 класса четырехлетней начальной школы. - Linka-press, 1998.
Конышева Н.М. Конструирование как средство развития младших школьников на уроках ручного труда: Пособие для учителей и студентов педвузов. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2000. – 88с.
Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников: Основы дизайнобразования. Учебное пособие для студентов сред. пед. Учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 192с.
Кириллова А.Г. Система работы по развитию речи на уроках трудового обучения. – Дефектология, 1996, № 2, с. 27-33.
Кузнецов В.П. Работа с бумагой и картоном на уроках труда в начальных классах. – М.: Просвещение, 1867.
Левина М. 365 веселых уроков труда. – М.: Рольф, 2000.
Литягин В.А. Комплекс коррекционного оборудования для развития измерительно-двигательных навыков и пространственного воображения учащихся школы VIII вида. – Дефектология, 2001, № 1, с. 42-47.
Майорова И.Г., Романина В.И. Дидактический материал по трудовому обучению: Пособие для учащихся 1 класса трехлетней начальной школы. – 3-е изд., доработ. – М.: Просвещение, 1989.
Мирский С.Л. Основные положения дифференциации учащихся 4-8 классов. Типологические особенности учащихся вспомогательных школ в трудовом обучении. В сб. науч. тр. /Редкол.: С.Л.Мирский (отв.ред.) и др.– М.: Изд. АПН СССР, 1983, с.4-8
Мирский С.Л. Типологические особенности учащихся в процессе овладения двигательными трудовыми действиями. Типологические особенности учащихся вспомогательных школ в трудовом обучении. В сб. науч. тр. /Редкол.: С.Л.Мирский (отв.ред.) и др.– М.: Изд. АПН СССР, 1983, с. 46-64.
Мирский С.Л. Типологические особенности учащихся в пространственной ориентировке: Сб. науч. тр. Дифференцированный подход к учащимся младших классов вспомогательной школы в процессе обучения. /Ред.кол.: В.В.Воронова (отв. редактор) и др. – М.: Изд. АПН СССР, 1984.
Мирский С.Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. – М.: Педагогика, 1990. Научн.-исслед. ин-т дефектологии Акад пед. Наук СССР. – М.
Мирский С.Л. Формирование знаний учащихся вспомогательной школы на уроках труда: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1992.
Мирский С.Л. Изучение трудовых возможностей учащихся вспомогательной школы. – Дефектология, 1997, № 4, сю-16-20.
Мирский С.Л. Развивающее обучение – главное условие подготовки учащихся вспомогательной школы к труду. – Дефектология, 1999, № 1, с. 25-