Рабочая программа по изучению курса технологии в 4 классесоставлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего начального образования по технологии, утверждённого приказом Минобразования России от 05 марта 2004 г., учебного плана школы, разработанного на основе федерального базисного учебного плана для основного общего образования, примерной авторской программы Е.А. Лутцевой, Т. П. Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014).
Рабочая программа ориентирована на работу по учебнику «Технология. 4 класс». Авторы: Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева,- М.: Просвещение, 2014
Учебное пособие включено в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ.
Курс технологии 4 класса направлен на достижение следующих целей:
- развитие социально значимых личностных качеств: активности, инициативности, самостоятельности, самоуважения и самооценки
- приобретения первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных конструкторско-технологических знаний и умений и проектной деятельности
- обогащение личного жизненно-практического опыта, представлений о профессиональной деятельности человека
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения; творческого мышления
- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности
- овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки
Количество учебных часов в год – 34, в неделю – 1.
Тематическое планирование
Информационная мастерская - 4 ч.
Проект «Дружный класс» - 3 ч.
Студия «Реклама» - 4 ч.
Студия «Декор интерьера» - 5 ч.
Новогодняя студия - 3 ч.
Студия «Мода» - 8 ч.
Студия «Подарки» - 2 ч.
Студия «Игрушки» - 5 ч
Содержание программы
1.Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания.
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира. Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии, традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
Общее понятие о материалах, их происхождении. Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), знание и соблюдение правил их рационального и безопасного использования.
Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка (на глаз, по шаблону, лекалу, копированием; с помощью линейки, угольника, циркуля), обработка
материала (отрывание, резание ножницами и канцелярским ножом, сгибание, складывание), сборка и соединение деталей (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.).Умение читать инструкционную и технологическую карты и изготавливать изделие с опорой на неё.
Чтение условных графических изображений, чертежа. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
3. Конструирование и моделирование.
Общее представление о мире техники (транспорт, машины и механизмы). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способов их сборки. Виды и способы соединения деталей. Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, модели, рисунку, простейшему чертежу и по заданным условиям (конструкторско- технологическим, функциональным, декоративно-художественным и др.).
4. Практика работы на компьютере.
Информация, её отбор и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЭОР (электронными образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (CD/DVD).
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок), их преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера. Освоение программ Word, PowerPoint.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема урока
Дата проведения
Домашнее задание
план
факт
1 четверть
Информационная мастерская - 4 ч.
Вспомним и обсудим!
Информация. Интернет.
Создание текста на компьютере
21.09
Упр. в создании текста на компьютере
Создание презентаций. Программа PowerPoint.
Проект «Дружный класс» - 3 ч.
Презентация класса (проект)
Доделать работу
Эмблема класса
Папка «Мои достижения»
Заполнить папку
Студия «Реклама» - 4 ч.
Реклама
2 четверть
Упаковка для мелочей
Коробочка для подарка
Украсить коробочку
Упаковка для сюрприза
Студия «Декор интерьера» - 5 ч.
Интерьеры разных времён
Плетёные салфетки
Принести креповую бумагу
Цветы из креповой бумаги
Сувениры на проволочных кольцах
Принести пенопласт
Изделия из полимеров
3 четверть
Новогодняя студия - 3 ч.
Новогодние традиции
Принести зубочистки
Игрушки из зубочисток
Принести коктейльные трубочки
Игрушки из трубочек для коктейля
Студия «Мода» - 8 ч.
История одежды и текстильных материалов
Исторический костюм
Доделать работу
Одежда народов России
Синтетические ткани
Изготовить мини-коллекцию тканей
Твоя школьная форма
Объёмные рамки
4 четверть
Аксессуары одежды
Принести ленты
Вышивка лентами
Студия «Подарки» - 2 ч.
Плетёная открытка
Закончить работу
День защитника Отечества
Сообщение о весенних цветах
Студия «Игрушки» - 5 ч
Весенние цветы
Принести проволоку
История игрушек. Игрушка-попрыгушка
Качающиеся игрушки
Украсить поделку
Подвижная игрушка «Щелкунчик»
Игрушка с рычажным механизмом подведение итогов года
Планируемые результаты освоения учебного предметапо итогам обучения в 4 классе
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
– оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;
– описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;
– принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
– опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Средством достижения этих результатов служат учебный мате- риал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития
– умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.
Метапредметнымирезультатами изучения курса «Технология» является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
– уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;
– уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
– под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
– выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;
– осуществлять текущий в точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов) итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания;
проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки.
Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии продуктивной художественно-творческой деятельности;
– в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии оценки учебных успехов.
Познавательные УУД:
– искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;
– добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно- следственные связи изучаемых явлений, событий;
– делать выводы на основе обобщения полученных знаний;
– преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать значение предметов материального мира.
Коммуникативные УУД:
– донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
– донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
– слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог);
– уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
– уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит организация работы в малых группах.
Предметные
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Учащийся будет иметь представление:
о творчестве и творческих профессиях, о мировых достижениях в области техники и искусства (в рамках изученного), о наиболее значимых окружающих производствах;
об основных правилах дизайна и их учете при конструировании изделий (единство формы, функции и декора; стилевая гармония);
о правилах безопасного пользования бытовыми приборами.
Уметь:
организовывать и выполнять свою художественно-практическую деятельность в соответствии с собственным замыслом;
использовать знания и умения, приобретенные в ходе изучения технологии,
изобразительного искусства и других учебных предметов, в собственной творческой
деятельности;
бережно относиться и защищать природу и материальный мир;
выполнять простой ремонт одежды (пришивать пуговицы, сшивать разрывы по шву).
2. Технология ручной обработки материалов. Основы графической грамоты
Знать:
названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических материалов (бумаги, металлов, тканей);
последовательность чтения и выполнения разметки разверток с помощью чертежных инструментов;
основные линии чертежа (осевая и центровая);
правила безопасной работы канцелярским ножом;
петельную строчку, ее варианты, их назначение;
названия нескольких видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся).
Иметь представление:
о дизайне, его месте и роли в современной проектной деятельности;
об основных условиях дизайна – единстве пользы, удобства и красоты;
о композиции изделий декоративно-прикладного характера на плоскости и в объеме;
традициях декоративно-прикладного искусства в создании изделий;
стилизации природных форм в технике, архитектуре и др.;
художественных техниках (в рамках изученного).
Уметь самостоятельно:
читать простейший чертеж (эскиз) разверток;
выполнять разметку разверток с помощью чертежных инструментов;
подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий;
выполнять рицовку;
оформлять изделия и соединять детали петельной строчкой и ее вариантами; находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет).
3. Конструирование и моделирование
Знать:
простейшие способы достижения прочности конструкций.
Уметь:
конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным декоративно-художественным условиям;
изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований конструкции.
4. Использование компьютерных технологий (практика работы на компьютере)
Иметь представление:
об использовании компьютеров в различных сферах жизни и деятельности человека.
Знать:
названия и основное назначение частей компьютера (с которыми работали на уроках).
Уметь с помощью учителя:
создавать небольшие текс ты и печатные публикации с использованием изображений на экране компьютера;
оформлять текс т (выбор шрифта, его размера и цвета, выравнивание абзаца);
работать в программах Word, PowerPoint
Список литературы
Е.А. Лутцева, Т. П. Зуева Технология. 4 класс. Методическое пособие с поурочными разработками. ФГОС
Е.А. Лутцева, Т. П. Зуева Технология. 1-4 класс. Рабочие программы. ФГОС
Е.А. Лутцева, Т. П. Зуева Технология. 4 кл.
Боровков Ю.А. Технический справочник учителя труда, Москва, Просвещение, 2007 г.
Энциклопедия юного учёного. Техника, Москва, Просвещение, 2007 г.
Э.К.Гульянц Что можно сделать из природного материала, Москва, Просвещение, 1998 г.
З.А.Богатеева Аппликации по мотивам народного орнамента, Москва, Просвещение, 1994 г.
О.С.Молотобарова Кружок изготовления игрушек-сувениров, Москва, Просвещение, 2000 г.
В.Пудова Игрушки из природных материалов, Санкт-Петербург «Валери СПД», 1998 г.
С.АфонькинМультяшки из пластилина, Санкт-Петербург Издательство «Литера, 1998 г.