1 | Основа рабочей программы | Рабочая программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки от 06.10.2009 № 373); составлена на основе примерной программы по математике образовательной системы «Школа России»; является составной частью основной образовательной программы начального общего образования |
2 | УМК | Лутцева Е.А. Технология. 3 класс: учебник для общеобразоват. огранизаций / Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева. – М. : Просвещение, 2014 г. |
3 | Количество часов в неделю | 1 час |
4 | Количество часов в 1 четверти | 9 часов |
5 | Количество часов во 2 четверти | 8 часов |
6 | Количество часов в 3 четверти | 9 часов |
7 | Количество часов в 4 четверти | 8 часов |
8 | Количество часов за год | 34 часа |
№ | наименование разделов учебной программы | количество часов | основные содержательные линии | система оценки планируемых результатов |
1 | Информационная мастерская | 3 ч. | Знакомимся с компьютером. Компьютер – твой помощник. | Текущий контроль с использованием традиционной системы отметок по 5 балльной шкале за устные ответы, творческие работы. |
2 | Мастерская скульптора | 6 ч. | Как работает скульптор. Скульптуры разных времен и народов. Статуэтки. Рельеф и его виды. Как придать поверхности фактуру и объем. Конструирование из фольги. | Текущий контроль с использованием традиционной системы отметок по 5 балльной шкале за устные ответы, творческие работы. |
3 | Мастерская рукодельницы | 8 ч. | Вышивка и вышивание. Строчка петельного стежка. Пришивание пуговиц. Подарок малышам «Волшебное дерево». История швейной машины. Секреты швейной машины. Футляры. Подвеска. | Текущий контроль с использованием традиционной системы отметок по 5 балльной шкале за устные ответы, творческие работы. |
4 | Мастерская инженеров-конструкторов, строителей, декораторов | 12 ч. | Строительство и украшение домов. Объем и объемные формы. Разверстка. Подарочные упаковки. Декорирование (украшений) готовых форм. Конструирование из сложных разверсток. Модели и конструкции. Парад военной техники. Наша родная армия. Художник-декоратор. Филигрань и квиллинг. Изонить. Художественные техники из креповой бумаги. | Текущий контроль с использованием традиционной системы отметок по 5 балльной шкале за устные ответы, творческие работы. |
5 | Мастерская кукольника | 4 ч. | Может ли игрушка быть полезной. Театральные куклы- Марионетки. Игрушка из носка. Игрушка-неваляшка. | Текущий контроль с использованием традиционной системы отметок по 5 балльной шкале за устные ответы, творческие работы. |
6 | Что узнали, чему научились | 1 ч. | Проверка знаний, полученных в течение учебного года. | Текущий контроль с использованием традиционной системы отметок по 5 балльной шкале за устные ответы, творческие работы. |
| ИТОГО | 34 ч. | | |
формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
выявлять и формулировать учебную проблему;
анализировать предложенное задание, отделять известное от неизвестного;
самостоятельно выполнять пробные поисковые действия для выявления оптимального решения проблемы;
коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;
осуществлять текущий контроль и точность выполнения технологических операций, итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;
выполнять текущий контроль и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям.
о характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства;
профессиях мастеров прикладного искусства;
названия и свойства наиболее распространённых искусственных и синтетических материалов;
последовательность чтения и выполнения разметки разверсток с помощью чертежных инструментов;
линии чертежа;
правила безопасной работы канцелярским ножом;
косую строчку, её варианты, назначения;
несколько названий видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации;
простейшие способы достижения прочности конструкций;
названия и назначение основных устройств персонального компьютера для ввода, вывода и обработки информации;
основные правила безопасной работы на компьютере.
узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию изученные и распространенные в крае ремесла;
соблюдать правила безопасного пользования домашними электроприборами;
читать простейший чертёж;
выполнять разметку разверсток с помощью чертёжных инструментов с опорой на чертёж;
подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приёмы изготовления изделий;
выполнять рицовку;
оформлять изделия и соединять детали строчкой косого стежка и её вариантами;
находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета);
решать доступные технологические задачи;
конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным техническим, технологическим и декоративно-художественным условиям;
изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований конструкции;
включать и выключать компьютер;
пользоваться клавиатурой (в рамках необходимого для выполнения предъявляемого задания);
выполнять простейшие операции над готовыми файлами и папками (открывать, читать);
работать с ЭОР (электронными образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (CD, DVD): активация диска, чтение информации, выполнение предложенных заданий.
раздел учебной программы | тема урока | количество часов | основные виды учебной деятельности | дата проведения |
Информационная мастерская | Повторение материала, изученного во 2 классе | 1 | Общее представление о процессе творческой деятельности человека (замысел образа, подбор материалов, реализация). Сравнение творческих процессов в разных видах деятельности. Изготовление изделия из природного материала | 02.09 |
Знакомимся с компьютером. Компьютер как техническое средство. | 1 | Функциональное назначение разных компьютерных устройств. Использование компьютера в разных сферах современной жизни. Компьютерные устройства, их названия и назначение. Технические возможности компьютеров. Правила работы на компьютере. Практическое знакомство с возможностями компьютера | 09.09 |
Компьютер – твой помощник. Знакомство с CD- и DVD-дисками как носителями информации | 1 | Предшественники компьютера — предметы, приспособления, механизмы, чьи функции он может выполнять. Соблюдение правил безопасной работы на компьютере. Последовательность работы с CD/DVD, флэш-картой. Активация информации на CD/DVD, флэш-карте. | 16.09 |
Мастерская скульптора | Как работает скульптор? Скульптуры разных времён и народов. | 2 | Знакомство с понятиями «скульптура», «скульптор». Приёмы работы скульптора. Древние скульптуры разных времён и народов. Сюжеты скульптур, назначение, материалы, из которых они изготовлены. Природа — источник вдохновения и идей скульптора. Образы скульптур древности и современных скульптур, их сходства и различия. Изготовление скульптурных изделий из пластичных материалов. | 23.09 30.09 |
Статуэтки. Изготовление изделий в технике намазывания пластилина на пластиковую заготовку. | 2 | Знакомство с понятием «статуэтка». Сюжеты статуэток, назначение, материалы, из которых они изготовлены. Средства художественной в ы р а з и т е л ь н о с т и , которые использует скульптор. Мелкая скульптура России, художественные промыслы. Отображение жизни народа в сюжетах статуэток. Жёсткий пластик (пластиковые бутылки). Резание пластика. Правила безопасной работы канцелярским ножом. Получение формы и изображения способом намазывания пластилина на пластиковую основу, получение многослойных пластилиновых деталей. Использование ранее освоенных знаний и умений. Работа по технологической карте. | 07.10 14.10 |
Рельеф и его виды. Как придать поверхности фактуру и объём? Изготовление изделий с рельефной отделкой из пластических материалов. | 1 | Знакомство с понятия- ми «рельеф», «фактура». Общее представление о видах рельефа: контррельеф, барельеф, горельеф. Украшение зданий рельефами. Приёмы получения рельефных изображений (процарапывание, вдавливание, налеп, многослойное вырезание). Упражнение в освоении данных приёмов. Приспособления для получения рельефов. Использование ранее освоенных знаний и умений. Работа с опорой на рисунки. | 21.10 |
Конструируем из фольги. Изготовление изделий из фольги. | 1 | Фольга как материал для изготовления изделий. Свойства фольги. Формообразование фольги (плетение, сминание, кручение, обёртывание, продавливание, соединение скручиванием деталей). Пробное упражнение в освоении способов обработки фольги. Использование ранее освоенных знаний и умений. | 28.10 |
раздел учебной программы | тема урока | количество часов | основные виды учебной деятельности | дата проведения |
Мастерская рукодельницы | Вышивка и вышивание. Вышивка болгарским крестом | 1 | Вышивание как древнее рукоделие. Виды вышивок. Традиционные вышивки разных регионов России. Использование вышивок в современной одежде. Работа вышивальщиц в старые времена (ручная вышивка) и сегодня (ручная и автоматизированная вышивка). Закрепление нитки (узелковое и безузелковое) в начале и конце работы. Вышивка «Болгарский крест» — вариант строчки косого стежка. Разметка деталей кроя по лекалу. Использование ранее освоенных знаний и умений. Работа с опорой на рисунки. | 11.11 |
Мастерская рукодельницы | Строчка петельного стежка. Изготовление изделия с разметкой деталей кроя | 1 | Введение понятия «строчка петельного стежка». Варианты строчки петельного стежка. Узнавание ранее изученных видов строчек в изделиях. Назначение ручных строчек: отделка, соединение деталей. Порядок изготовления сложного швейного изделия (раскрой по лекалам, выполнение плетения, скалывание деталей кроя булавками, смётывание деталей кроя и удаление булавок, сшивание деталей кроя). Использование ранее освоенных знаний и умений. | 18.11 |
Пришивание пуговиц. Изготовление изделия с использованием пуговиц с дырочками | 1 | История появления пуговиц. Назначение пуговиц. Виды пуговиц (с дырочками, на ножке). Виды других застёжек. Способы и приёмы пришивания пуговиц с дырочками. Упражнение в пришивании пуговиц с дырочками. Использование ранее освоенных знаний и умений. Работа с опорой на рисунки. | 25.11 |
Наши проекты. Подарок малышам «Волшебное дерево». | 1 | Развивающее пособие для дошкольников (или первоклассников). Работа в группах по 4—6 человек. Распре- деление работы внутри групп. Обсуждение назначения изделия, его конструкции и технологии изготовления. Подбор материалов и инструментов. Обсуждение результатов коллективной работы. Изготовление изделия сложной конструкции с отделкой пуговицами. | 02.12 |
История швейной машины. | 1 | Представления о назначении швейной машины, бытовых и промышленных швейных машин, о профессии швеи-мотористки. Тонкий трикотаж (чулочные изделия), его механические и технологические свойства. Формообразование деталей из трикотажа способом набивки с последующей стяжкой и утяжкой на проволочный каркас. Использование ранее освоенных знаний и умений. Работа с опорой на рисунки. Изготовление изделия из тонкого трикотажа с использованием способа стяжки деталей | 09.12 |
Секреты швейной машины. | 1 | Знакомство с понятиями: «передаточный механизм», «передача». Виды передач (зубчатая, цепная, ремённая). Преимущества ножной и электрической швейных машин. Использование разных передач в технических устройствах, знакомых учащимся. Использование ранее освоенных знаний и умений. Изготовление изделия из тонкого трикотаж с использованием способа стяжки деталей (продолжение и завершение) | 16.12 |
Футляры. | 1 | Назначение футляров, конструкции футляров. Требования к конструкции и материалам, из которых изготавливаются футляры. Изготовление деталей кроя по лекалу. Использование ранее освоенных знаний и умений. Работа с опорой на рисунки. Изготовление футляра из плотного несыпучего материала с застёжкой из бусины или пуговицы с дырочками. Украшение аппликацией. | 23.12 |
Наши проекты. Подвеска. | 1 | Подвески с объёмными элементами — украшения к Новому году. Изготовление объёмной складной многослойной детали из любой тонкой бумаги. Работа в группах по 2—3 человека. Распределение работы внутри групп. Обсуждение назначения изделия, его конструкции и технологии изготовления. Подбор материалов и инструментов. Работа с опорой на рисунки. Обсуждение результатов коллективной работы. | 30.12 |
раздел учебной программы | тема урока | количество часов | основные виды учебной деятельности | дата проведения |
Мастерская инженеров-конструкторов, строителей, декораторов | Строительство и украшение дома. Изготовление макетов зданий с элементами декора из гофрокартона | 1 | Разнообразие строений и их назначений. Требования к конструкции и материалам строений в зависимости от их функционального назначения. Строительные материалы прошлого и современности. Декор сооружений. Обработка гофрокартона (резание, склеивание, расслоение). Использование его цвета и фактуры для имитации конструктивных и декоративных элементов сооружений. Пробное упражнение по обработке гофрокартона. Использование ранее освоенных знаний и умений. Работа с опорой на рисунки. | 13.01 |
Мастерская инженеров-конструкторов, строителей, декораторов | Объём и объёмные формы. Развёртка. Изготовление изделия кубической формы на основе развёртки | 1 | Введение понятий «развёртка», «рицовка». Знакомство с профессией инженера-конструктора. Плоские и объёмные фигуры. Сравнение объёмных фигур и их развёрток. Последовательность построения развёртки объёмной геометрической фигуры. Чтение чертежа развёртки, последовательность построения развёртки. Изготовление развёрток. Выполнение рицовки по сгибам картонной развёртки. | 20.01 |
Подарочные упаковки. Изготовление из картона коробок-упаковок в форме призмы | 1 | Разнообразие форм объёмных упаковок. Подбор пар: упаковка и её развёртка. Построение развёртки коробки с отдельной крышкой. Чтение чертежей развёрток, их сравнение. Расчёт размеров коробки и крышки. Последовательность разметки дна коробки и крышки с помощью циркуля. Изготовление деталей изделий из развёрток. | 27.01 |
Декорирование (украшение) готовых форм. | 1 | Введение понятия «декор». Оклеивание коробки и её крышки тканью. Сборка деталей. Декорирование объёмных изделий из картона ранее освоенными способами отделки изделий. Декорирование коробок-упаковок оклеиванием тканью и другими известными ученикам способами отделки | 03.02 |
Конструирование из сложных развёрток. | 1 | Введение понятий «машина», «макет». Основные части грузового автомобиля. Чтение чертежей деталей макета грузового автомобиля. Разметка развёрток и плоских деталей по чертежам. Изготовление деталей и узлов макета. Сборка изделия. Изготовление транспортных средств из картона и цветной бумаги по чертежам деталей объёмных и плоских форм | 10.02 |
Модели и конструкции. | 1 | Прочность как техническое требование к конструкции. Виды соединения деталей конструкции — подвижное и неподвижное. Способы подвижного и неподвижного соединения деталей наборов типа «Конструктор». Группы деталей наборов типа «Конструктор». Крепёжные детали (винт, болт, гайка). Инструменты — отвёртка, гаечный ключ. Профессии людей, работающих на изучаемых машинах. Проведение опыта по видам соединений деталей набора типа «Конструктор» | 17.02 |
Наши проекты. Парад военной техники. | 1 | Парад военной техники (конкурс технических достижений). Работа в группах по 4—5 человек. Распределение ролей внутри групп. Подбор макетов и моделей. Обсуждение их назначения, конструкций и технологии изготовления. Подбор мате- риалов из наборов типа «Конструктор» и инструментов. Работа с опорой на рисунки. Обсуждение результатов коллективной работы. Изготовление макетов и моделей техники из наборов типа «Конструктор». | 03.03 |
Наша родная армия. | 1 | Знакомство с родами войск Российской армии, военной техникой. Военная форма разных времён. Деление круга на пять частей, изготовление пятиконечной звезды (плоской и объёмной). Использование ранее освоенных знаний и умений. Изготовление поздравительной открытки по чертежам | 10.03 |
Художник-декоратор. Филигрань и квиллинг. | 1 | Знакомство с понятием «декоративно-прикладное искусство», художественными техниками — филигранью и квиллингом. Знакомство с профессией художника-декоратора. Приём получения бумажных деталей, имитирующих филигрань. Придание готовым деталям квиллинга различных форм. Использование ранее освоенных знаний и умений. Изготовление изделий с использованием художественной техники квиллинг. | 17.03 |
раздел учебной программы | тема урока | количество часов | основные виды учебной деятельности | дата проведения |
Мастерская инженеров-конструкторов, строителей, декораторов | Художник-декоратор. Филигрань и квиллинг. | 1 | Знакомство с понятием «декоративно-прикладное искусство», художественными техниками — филигранью и квиллингом. Знакомство с профессией художника-декоратора. Приём получения бумажных деталей, имитирующих филигрань. Придание готовым деталям квиллинга различных форм. Использование ранее освоенных знаний и умений. Изготовление изделий с использованием художественной техники квиллинг. | 07.04 |
Изонить. | 1 | Знакомство с художественной техникой изонить. Освоение приёмов изготовления изделий в художественной технике изонить. Использование ранее освоенных знаний и умений. Изготовление изделий в художественной технике изонить | 14.04 |
Художественные техники из креповой бумаги. | 1 | Знакомство с материалом креповая бумага. Проведение исследования по изучению свойств креповой бумаги. Освоение приёмов изготовления изделий из креповой бумаги. Изготовление изделий в разных художественных техниках с использованием креповой бумаги. | 21.04 |
Мастерская кукольника | Может ли игрушка быть полезной? | 1 | Знакомство с историей игрушки. Особенности современных игрушек. Повторение и расширение знаний о традиционных игрушечных промыслах России. Нестандартное использование знакомых бытовых предметов (прищепки). Использование ранее освоенных знаний и умений. Изготовление декоративных зажимов на основе прищепок, разных по материалам и конструкциям. | 28.04 |
Театральные куклы - марионетки. | 1 | Знакомство с различными видами кукол для кукольных театров. Конструктивные особенности театральных кукол — марионеток. Работа в группах. Распределение ролей внутри групп. Обсуждение конструкций и технологий изготовления кукол. Подбор материалов и инструментов. Обсуждение результатов коллективной работы. Изготовление марионетки из любого под-ходящего материала. | 05.05 |
Игрушка из носка. | 1 | Знакомство с возможностями вторичного использования предметов одежды. Использование ранее освоенных знаний и умений. Изготовление изделий из предметов и одежды (из старых вещей) | 12.05 |
Кукла-неваляшка. | 1 | Знакомство с конструктивными особенностями неваляшки. Подбор материалов для изготовления деталей игрушки. Использование вторсырья (например, круглых плоских коробок из-под плавленого сыра и пр.). Изготовление неваляшки из любых доступных материалов с использованием готовых форм. | 19.05 |
Что узнали, чему научились | Что узнали, чему научились | 1 | Проверка знаний и умений, полученных в 3 классе. Использовать освоенные знания и умения для решения предложенных задач | 26.05 |