Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии 1-4кл»
Пояснительная записка
по курсу «Технология»
Рабочая программа учебного курса «Технология» разработана на основе:
- федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями)
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. - примерной образовательной программы начального общего образования
- авторской программы для общеобразовательных учреждений, 1-4 класс
авт. Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, Н.В. Добромыслова М.: Просвещение
- учебного плана МОУ- СОШ с. Красновичи на 2016-2017 учебный год
- положения о рабочей программе МОУ – СОШ с. Красновичи
На изучение технологии в начальной школе отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 135 ч: 33 ч - в 1 классе (33 учебные недели), по 34 ч - во 2, 3 и 4 классах (34 учебные недели в каждом классе).
Планируемые результаты изучения
учебного курса «Технология»
Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные результаты:
- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
- Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
- Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
- Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
- Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
- Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Содержание учебного курса «Технология»
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для оказания услуг, для организации праздников, для самообслуживания, для использования в учебной деятельности и т. п. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.
Выполнение элементарных расчетов стоимости изготавливаемого изделия.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертеж и др.) анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние, и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Грамотное заполнение технологической карты. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другой орнамент).
Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
3. Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.
4. Практика работы на компьютере
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СО).
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word.
Тематическое планирование
1 класс
№ п/п
Тема
Кол-во час
1
Давайте познакомимся
3
2
Человек и земля
21
3
Человек и вода.
3
4
Человек и воздух
3
5
Человек и информация
3
2 класс
№ п/п
Тема
Кол-во час
1
Здравствуй, дорогой друг. Как работать с учебником
1
2
Человек и земля
23
3
Человек и вода
3
4
Человек и воздух
3
5
Человек и информация
3
6
Подведение итогов за год.
1
3 класс
№ п/п
Тема
Кол-во час
1
Здравствуй, дорогой друг! Как работать с учебником.
1
2
Человек и земля
21
3
Человек и природа
4
4
Человек и воздух
3
5
Человек и информация
5
4 класс
№ п/п
Тема
Кол-во час
1
Как работать с учебником
1
2
Человек и земля
21
3
Человек и вода
3
4
Человек и воздух
3
5
Человек и информация
6
Тематическое планирование
1 класс -33 часа
№ п/п
Тема
Кол-во час
1
Давайте познакомимся
3
2
Человек и земля
21
3
Природный материал
1
4
Пластилин
2
5
Растения
2
6
Бумага
2
7
Насекомые
1
8
Дикие животные
1
9
Новый год
1
10
Домашние животные
1
11
Такие разные дома
1
12
Посуда
2
13
Свет в доме
1
14
Мебель
1
15
Одежда, ткань, нитки
1
16
Учимся шить
3
17
Передвижение по земле
1
18
Человек и вода.
3
19
Человек и воздух
3
20
Человек и информация
3
2 класс - 34ч
№ п/п
Тема
Кол-во час
1
Здравствуй, дорогой друг. Как работать с учебником
1
2
Человек и земля
23
3
Земледелие
1
4
Посуда
4
5
Народные промыслы
5
6
Домашние животные и птицы
3
7
Новый год
1
8
Строительство
1
9
В доме
4
10
Народный костюм
4
11
Человек и вода
3
12
Человек и воздух
3
13
Человек и информация
3
14
Подведение итогов за год.
1
3 класс -34 ч
№ п/п
Тема
Кол-во час
1
Здравствуй, дорогой друг! Как работать с учебником.
1
2
Человек и земля
21
3
Архитектура
1
4
Городские постройки
1
5
Парк
1
6
Проект «Детская площадка»
2
7
Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани
2
8
Изготовление тканей
1
9
Вязание
1
10
Одежда для карнавала
1
11
Бисероплетение
1
12
Кафе
l
13
Фруктовый завтрак
1
14
Колпачок-цыпленок
1
15
Бутерброды
1
16
Салфетница
1
17
Магазин подарков
1
18
Золотистая соломка
1
19
Упаковка подарков
1
20
Автомастерская
1
21
Грузовик
1
22
Человек и природа
4
23
Мосты
1
24
Водный транспорт
1
25
Океанариум
1
26
Фонтаны
1
27
Человек и воздух
3
28
Зоопарк
1
29
Вертолетная площадка
1
30
Воздушный шар
1
31
Человек и информация
5
32
Переплётная мастерская
1
33
Почта
1
34
Кукольный театр
2
35
Афиша
1
4 класс -34 ч
№ п/п
Тема
Кол-во час
1
Как работать с учебником
1
2
Человек и земля
21
3
Вагоностроительный завод
2
4
Полезные ископаемые
2
5
Автомобильный завод
2
6
Монетный двор
2
7
Фаянсовый завод
2
8
Швейная фабрика
2
9
Обувное производство
2
10
Деревообрабатывающее производство
2
11
Кондитерская фабрика
2
12
Бытовая техника
2
13
Тепличное хозяйство
1
14
Человек и вода
3
15
Водоканал
1
16
Порт
1
17
Узелковое плетение
1
18
Человек и воздух
3
19
Самолётостроение. Ракетостроение
3
20
Человек и информация
6
21
Создание титульного листа
1
22
Работа с таблицами
1
23
Создание содержания книги
1
24
Переплётные работы
2
25
Итоговый урок
1
Поурочное тематическое планирование
1 класс -33 часа
№
п/п
Тема урока
Кол-во час
Давайте познакомимся – 3 ч
1
Как работать с учебником Я и мои друзья
1
2
Материалы и инструменты
1
3
Что такое технология
1
Человек и земля - 21 ч
4
Природный материал. Изделие «Аппликация из листьев»
1
5
Пластилин. Аппликация из пластилина. Изделие «Ромашковая поляна».
1
6
Пластилин. Изделие «Мудрая сова»
1
7
Растения. Изделие «Получение и сушка семян».
1
8
Растения. Изделие «Овощи из пластилина» Проект «Осенний урожай»
1
9
Бумага. Изделие «Волшебные фигуры»
1
10
Бумага. Изделие «Закладка»
1
11
Насекомые. Изделие «Пчёлы и соты»
1
12
Дикие животные. Проект «Дикие животные» Изделие «Коллаж»
1
13
Новый год. Изделия: «Украшение на елку», «Украшение на окно» Проект «Украшаем класс к Новому году»