Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии»
Пояснительная записка
Программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы О. А. Куревиной, Е. А. Лутцевой, (Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа./ Под научной редакцией А.А.Леонтьева. - М.:Баласс, Изд. дом РАО, 2014).
Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
Задачи курса:
формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в материальных образах;
формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);
развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);
ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития.
Задачи курса реализуются через культурологические знания, являющиеся основой для последующей художественно-творческойдеятельности, которые в совокупности обеспечивают саморазвитие и развитие личности ребёнка.
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной программой с точки зрения содержания является то, что впервые дети смогут познакомиться с технологиями преподавания, которыми раньше должен был владеть только педагог, более осмысленно смогут подойти к самому процессу образования, поучаствовать в создании урока, дополнительно поработать с «Дневником школьника», научиться собирать «Портфель достижений учащегося». У учителя и обучающихся появится дополнительное время на освоение технологии образов тельных достижений, а родители всё чаще будут получать развёрнутый ответ на излюбленный вопрос к ребёнку «За что получил отметку?
Кроме того, следует отметить, что предлагаемый курс технологии содержит материалы для системной проектной деятельности и работы с жизненными (компетентностными) задачами.
Курс технологии изучается в 4 классе по одному часу в неделю: итого 34 часа в год.
Формы, способы, средства проверки и оценки результатов обучения:
Оценка усвоения знаний и умений осуществляется в процессе повторения и обобщения, выполнения текущих самостоятельных работ на этапе актуализации знаний и на этапе повторения, закрепления и обобщения изученного практически на каждом уроке, проведения этапа контроля.
Особенно следует отметить такой эффективный элемент контроля, связанный с использованием проблемно-диалогической технологии, как самостоятельная оценка и актуализация знаний перед началом изучения нового материала. В этом случае детям предлагаетсясамим сформулировать необходимые для решения возникшей проблемы знания и умения и, как следствие, самимвыбрать или даже придуматьзадания для повторения, закрепления и обобщения изученного ранее. Такая работа является одним из наиболее эффективных приёмов диагностики реальной сформированности предметных и познавательных умений у обучающихся и позволяет педагогу выстроить свою деятельность с точки зрения дифференциации работы с ними.
Оценка предметных результатов оформляется в виде отметки по 5-бальной шкале и фиксируется в классном (электронном) журнале, дневнике обучающегося, портфеле достижений. Формы контроля и учета достижений обучающихся: выставка работ, защита индивидуальных и групповых проектов,самостоятельная работа, проверочная работа, тестирование, опрос на уроке.
II. Планируемые результаты освоения учебного предмета
личностными результатами изучения курса «Технология» в 4-м классе является формирование следующих умений:
оцениватьжизненные ситуации (поступки, явлении, события) с точки зрения собственных ощущений (явлении, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можнохарактеризовать как хорошие или плохие;
описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;
приниматьдругие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.
Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;
уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;
осуществлять текущий и точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.
в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.
Познавательные УУД:
искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;
добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления;определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий;
делать выводы на основе обобщения полученных знаний;
преобразовывать информацию: представлятьинформацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать мир, искусство.
Коммуникативные УУД:
донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Технология» в 4-м классе является формирование следующих умений:
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Выпускник научится:
иметь представление о наиболее распространённых в своём регионе традиционных народных промыслах и ремёслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей) и описывать их особенности;
понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в практической деятельности;
планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.
Выпускник получит возможность научиться:
уважительно относиться к труду людей;
понимать культурноисторическую ценность традиций, отражённых в предметном мире, в том числе традиций трудовых династий как своего региона, так и страны, и уважать их;
понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Выпускник научится:
на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративнохудожественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);
применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей техническойдокументацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
Выпускник получит возможность научиться:
отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративнохудожественной задачей.
Конструирование и моделирование
Выпускник научится:
анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции;
изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
Выпускник получит возможность научиться:
соотносить объёмную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их развёрток;
создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественноэстетической информации; воплощать этот образ в материале.
Практика работы на компьютере
Выпускник научится:
выполнять на основе знакомства с персональным компьютером как техническим средством, его основными устройствами и их назначением базовые действия с компьютероми другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приёмы работы; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);
пользоваться компьютером для поиска и воспроизведения необходимой информации;
пользоваться компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстом, рисунками, доступными электронными ресурсами).
Выпускник получит возможность научитьсяпользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами её получения, хранения, переработки.
2.Технологияручнойобработки материалов. Элементы графическойграмоты
Подбор материаловиинструментоввсоответствиисзамыслом. Общее представление об искусственных материалах. Синтетические материалы–полимеры (пластик, поролон эластик, капрон).Их происхождение.
Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Комбинирование технологий обработки разных материалов и художественных технологий.
Общеепредставлениеодизайнеиработе различныхдизайнеров. Его роль и место в современной проектной деятельности. Основные условия дизайна–единство пользы, удобства и красоты. Элементы конструирования моделей, отделка петельной строчкой и её вариантами (тамбур, петля др.).
3.Конструирование
Конструированиеимоделирование изделийизразныхматериаловпозаданнымконструкторско-технологическимихудожественным условия
4.Использованиеинформационныхтехнологий
ПрограммыWord, PowerPoint.Работастекстом–создание, преобразование, сохранение, удаление,выводнапринтерСоздание изделий (календари, листовки и другая печатная продукция). Созданиепрезентаций на основе готовых шаблонов, распечатка подготовленныхматериалов.
Технико-технологические понятия: конструктивныеособенности,технологическийпроцесс,технологические операции.
IV. Тематическое планирование
п/п
Дата проведения
Разделы. Темы
Количество часов
Примечания
Раздел I. Одежда и мода (8 ч)
Вспомни правила работы на уроках технологии-как работать с практическим заданием и над проектом.
1 час
2-3
Одежда и мода.
2 часа
4-6
Изготавливаем и одеваем чувашскую куклу. Барышня.
2 часа
7-8
Учимся вышивать чувашскую вышивку.
2 часа
Раздел II. Книга в жизни человека (4 ч)
9
Ремонтируем книги
1 час
10-11
Книга о книге (проектирование)
2 часа
12
Книга о книге (технологии обработки)
1 час
Раздел III. Конструкция (4 ч)
13
От простой конструкции к сложной (проектирование)
1 час
14
От простой конструкции к сложной (конструирование)
1 час
15-16
Готовимся к Новому году. Изготавливаем чувашский календарь.
2 часа
Раздел IV. Ритм в работах мастеров (3 ч)
17
Проверь себя.
1 час
18-19
Создаем панно .Составляем композиции панно.
2 часа
Раздел V.Материал и фактура (5 ч)
20-
21
Различные фактуры из бумаги
2 часа
22
Фактура металла
1 час
23
Учимся работать с хрупкой фактурой.
1 час
24
Изготавливаем панно «Человек эпохи Возрождения»
1 час
Раздел VI. Из тьмы явился свет (3 ч)
25
Выполняем макет геликоптера.
1 час
26
Работаем с набором «Конструктор».
1 час
27
Для любознательных -Михаил Васильевич Ломоносов. Проверь себя.
Российский образовательный портал http:/www.school.edu.ru
Ресурсы сети Интернет
1. Практическое пособие для учителя Справочник по эффективным образовательным технологиям https://sites.google.com
2. "Российский общеобразовательный портал". Работа с различными каталогами ресурсов: дошкольное образование; начальное и общее образование; дистанционное обучение; справочно-информационные источники. Работа с интернет журналом «Путь в науку» school.edu http://yos.ru/
3. Электронная библиотека 'Наука и техника' Знакомство с материалами и электронными публикациями педагогов, ученых http://n-t.ru/
4. Федеральный институт педагогических измерений ФИПИ Ознакомление с аналитическими отчетами о результатах ЕГЭ и ГИА за разные периоды. Вопросы повышения квалификации http://www.fipi.ru
5. "Федеральное агентство по образованию РФ". Работа с нормативно-правовыми документами в области образования, статистическими данными http://www.ed.gov.ru/
6. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет. Ориентация в пространстве образовательных порталов сети Интернет http://katalog.iot.ru/
7. «Сеть творческих учителей» Общение в профессиональном сообществе. Обмен опытом, методическими материалами. www.it-n.ru
8. «Открытый класс». Сетевые образовательные сообщества Общение в профессиональном сообществе.
Обмен опытом, методическими материалами. http://www.openclass.ru/
9. Педсовет Обмен опытом, методическими материалами. Знакомство с нормативными документами. Получение дистанционной консультативной помощи специалистов в области образования, психологии, логопедии и др. http://pedsovet.org/
10. Портал «Всеобуч» Знакомство с опытом работы педагогов всей страны, с опытом работы разных учебных заведений. http://www.edu-all.ru
11. Сообщество «Начальная школа» (NACHALKA.COM) Работа с методическими материалами, мультимедийными материалами, знакомство с сетевыми учебными проектами, http://www.nachalka.com/
12. Сайт образовательной системы «Школа 2100» Работа с каталогом изданий, публикаций, сетевых ресурсов. www.school21
13. Портал «Солнышко» На сайте публикуются развивающие компьютерные игры и видеоуроки; мультфильмы и раскраски; занятия для малышей по географии, химии, физике, экономике, природоведению, иностранным языкам; оригинальные макеты развивающих и праздничных стенгазет; сценарии детских праздников; статьи о развитии и обучении детей. http://www.solnet.ee/
Репродукции картин
- Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
Мультимедийный проектор
Компьютер
Принтер
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Специально отведённые места и приспособления для рационального размещения, бережного хранения материалов и инструментов и оптимальной подготовки обучающихся к урокам технологии: коробки, укладки, подставки, папки и пр.