Освоение предмета «Окружающий мир» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализ и обработки информации
(обобщение, классификация, сериация, чтение), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование,
рассуждение, описание и др.).
На изучение окружающего мира в каждом классе начальной школы отводится 2 часа в неделю. Программа и материал учебно-методического комплекта рассчитаны на 66 часов, 2 часа в неделю, что соответствует БУП в 1 классах (1–4). Кроме того, из них в рабочую программу заложены на фазу совместного проектирования и планирования учебного года (фазу запуска) – 1 час, на фазу совместной постановки и решения системных учебных задач – 63 часа и на рефлексивную фазу учебного года – 2 часа.
Освоение предмета «Окружающий мир» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализ и обработки информации
(обобщение, классификация, сериация, чтение), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование,
рассуждение, описание и др.).
№ | Дата | Тема урока | Планируемые предметные результаты | Универсальные учебные действия | Домашнее задание |
план | факт |
1 четверть ( 17 ч) |
-
| 6.09. | 6.09. | Общее строение организма человека. | Характеризует функции разных систем органов. Конструирует ситуации, раскрывающие правила охраны здоровья. Характеризует правила поведения во время болезни. Сравнивает организм человека и животного. | Познавательные: характеризовать человека как живое существо, организм: раскрывать особенности деятельности различных органов. Объяснять особую роль нервной системы в организме. Регулятивные: Строит предположения, анализирует, обобщает, сравнивает. Читает, наблюдает. Составляет план пересказа, пересказывает. Применяет правила ведения учебного диалога. Самоконтроль выполнения учебной задачи. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога. | С.6-7,читать |
-
| 8.09. | 8.09. | Нервная система. Головной и спинной мозг. | Имеет представление о нервной системе: головном и спинном мозге. Понимает, что головной мозг – центр управления работой всего организма. Соблюдает правила безопасного поведения. Сравнивает модель головного мозга человека и различных животных. Анализирует деятельность спинного мозга по схеме: сигнал - сообщение - реакция. Осознает необходимость здорового образа жизни. | Познавательные: выделение признаков различия; подготовка вывода, обобщение. Регулятивные: Строит предположения, анализирует, обобщает, сравнивает. Читает, наблюдает. Составляет план пересказа, пересказывает. Применяет правила ведения учебного диалога. Читает информацию, представленную в виде рисунка-схемы. Осуществляет самоконтроль выполнения учебной задачи. Коммуникативные: правила участия в диалоге. | С.9 ,пересказ |
-
| 13.09. | 13.09. | Двигательная система организма человека. | Сравнивает свои выводы с текстом. Выполняет самоконтроль осанки. Анализирует деятельность отдельных мышц на примере разных движений. Работает с листами оценивания: самооценка работы в парах. Составляет план текста. Анализирует осанку детей класса на основе выполнения различных упражнений. Объяснять взаимозависимость между осанкой и здоровьем человека. Называть признаки правильной осанки. Использовать различные упражнения для формирования правильной осанки. | Познавательные: анализ, обобщение, представление информации в свёрнутом виде. Регулятивные: Выделяет признаки различия; анализирует; готовит вывод, обобщение. Читает, наблюдает. Применяет правила участия в диалоге, составляет план текста. Читает информацию, представленную на рисунках-схемах. Представляет ответ на поставленный вопрос. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога. Оценивает взаимодействия в совместной деятельности. | С.11,вопросы |
-
| 15.09. | 1509. | Пищеварительная система | Рассказывает о работе пищеварительной системы человека. Называет органы пищеварительной системы. Характеризует значение отдельных органов пищеварения для работы организма в целом. Определяет назначение отдельных органов пищеварительной системы в процессе пищеварения. Объясняет, что такое «аппетит». Составляет памятку по здоровому питанию. | Познавательные: характеризовать человека как живое существо, организм: раскрывать особенности деятельности различных органов. Регулятивные: Анализирует, обобщает, представляет информацию в «свёрнутом» виде (памятка). Владеет смысловым чтением. Определяет главную мысль текста. Составляет рассказ-рассуждение, пересказывает текст. Читает информацию, представленную на рисунках-схемах. Представляет информацию в «свёрнутом» виде (памятка). Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. | С.15,памятка |
-
| 20.09. | 20.09. | Пищеварительная система | Моделирует строение органов пищеварения. Приводит примеры полезных и вредных продуктов питания. Имеет представление о строении зубов, их видах и назначении. Понимает необходимость гигиены полости рта. Умеет правильно чистить зубы. | Познавательные: характеризовать человека как живое существо, организм: раскрывать особенности деятельности различных органов. Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. | С.18,рисунок-схема |
-
| 22.09. | | Дыхательная система | Называет органы дыхательной системы. Характеризует ее значение для работы организма. Рассказывает о том, как работают органы дыхания. Выполняет упражнения на вдох и выдох. Объясняет, почему загрязненный воздух и курение вредны для дыхательной системы человека. Моделирует ситуации по организации очистки загрязненного воздуха в городах. Понимает необходимость здорового образа жизни. | Познавательные: «чтение» информации, представленной на рисунках-схемах. Регулятивные: Анализирует, обобщает, оформляет выводы. Наблюдает, проводит опыт. Строит текст-рассуждение. Читает информацию, представленную на рисунках-схемах. Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. | С.23,сформулировать правило |
-
| 23.09. | | Кровеносная система. Кровь и ее значение. Сердце – главный орган кровеносной системы. Практическая работа с микроско-пом. Опыт «Измерение пульса». | Пересказывает текст рубрики «Этот удивительный мир» с опорой на рисунки. Характеризует функции разных систем органов. Моделирует схему кровеносной системы. Наблюдает капли крови в микроскоп. Понимает значение крови в организме человека и опасность больших ее потерь. Умеет оказывать первую помощь при поверхностном ранении кожи. Объясняет необходимость обеззараживания ран. | Познавательные: Выдвигает гипотезы. Анализирует, обобщает, оформляет выводы. Читает, проводит опыты, наблюдения. Регулятивные: Пересказывает, рассуждает. Читает информацию, представленную на рисунках-схемах. Анализ и оценка участия в учебном диалоге. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Оценивает участие в групповой работе. | |
-
| 28.09. | | Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества. | Обнаруживает взаимосвязи между системами органов. Осознает организм человека как единое целое. Осознает необходимость физических упражнений для укрепления сердца и всего организма. Называет органы выделительной системы организма человека. | Познавательные: «чтение» информации, представленной на рисунках-схемах. Сравнивает, анализирует, обобщает, формулирует выводы, решает логические задачи. Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. | |
9 | 30.09. | | Кожа | Характеризует значение кожи. Использует знания о строении и функциях кожи для сохранения и укрепления здоровья. | Познавательные: высказывание предположения, анализ, выделение главной мысли текста, обобщение, оформление вывода. Регулятивные: Составляет план пересказа текста. Представляет информацию в «свёрнутом» виде (памятка). Читает информацию, представленную на схемах. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. | |
10 | 5.10. | | Как человек воспринимает окружающий мир. | Характеризует (на элементарном уровне и с помощью рисунков-схем) строение и основные функции органов чувств: органов зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания. Соблюдает правила личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств. | Познавательные: характеризовать человека как живое существо, организм: раскрывать особенности деятельности различных органов. Высказывает и обсуждает гипотезы, формулирует вывод на основе наблюдений, сопоставляет, обобщает. Регулятивные: Пересказывает, принимает правила участия в учебном диалоге. Представляет информацию в «свёрнутом» виде (памятка). Выполняет рефлексивные действия: самооценка взаимодействия в совместной деятельности; самоконтроль правил поведения в житейских ситуациях. Коммуникативные: правила участия в учебном диалоге. | |
11 | 7.10. | | Зрение. Гигиена зрения. Опыт «Рассмотрим предметы». | Характеризует (на элементарном уровне и с помощью рисунков-схем) строение и основные функции органов зрения, соблюдает правила личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств. | Познавательные: характеризовать человека как живое существо, организм: раскрывать особенности деятельности различных органов. Высказывает и обсуждает гипотезы, формулирует вывод на основе наблюдений, сопоставляет, обобщает. Регулятивные: Проводит опыт, наблюдения. Участвует в дидактической игре, читает. Коммуникативные: Принимает правила участия в учебном диалоге. Читает информацию, представленную на рисунках-схемах. | |
12 | 12.10. | | Слух. Гигиена слуха. | Характеризует (на элементарном уровне и с помощью рисунков-схем) строение и основные функции органов слуха, вкуса, обоняния, осязания. Соблюдает правила личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств. | Познавательные: Высказывает и обсуждает гипотезы, формулирует вывод на основе наблюдений, сопоставляет, обобщает. Регулятивные: Проводит опыт, наблюдения. Участвует в дидактической игре. Читает, пересказывает. Принимает правила участия в учебном диалоге. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. | |
13 | 14.10. | | Обоняние, вкус, осязание, их роль в жизни человека. Опыты «Проверим своё обоняние»; «Проверим свой вкус». | Характеризует (на элементарном уровне и с помощью рисунков-схем) строение и основные функции органов чувств: органов зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания. Соблюдает правила личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств. | Познавательные: Высказывает и обсуждает гипотезы, формулирует вывод на основе наблюдений, сопоставляет, обобщает. Читает информацию, представленную на рисунках-схемах. Представляет информацию в «свёрнутом» виде (памятка). Регулятивные: Выполняет рефлексивные действия: самооценка взаимодействия в совместной деятельности; самоконтроль правил поведения в житейских ситуациях. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. | |
14 | 19.10. | | Мир чувств. Опыт «Измерение пульса при спокойной работе в классе и при ответе на трудный вопрос». | Характеризует (на элементарном уровне и с помощью рисунков-схем) строение и основные функции органов чувств: органов зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания. Соблюдает правила личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств. | Познавательные: Выполняет интеллектуальные действия. Выполняет познавательные действия: наблюдение, опыт, ролевая игра, чтение, анализ, обобщение, представление информации в свёрнутом виде. Регулятивные: Пересказывает текст, принимает правила учебного диалога, составляет план текста, рассказ-повествование (на основе иллюстрации). Выполняет рефлексивные действия: самооценка эмоциональных реакций на житейские ситуации; контроль выполнения ролевых действий в ролевой игре. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. | |
15 | 21.10. | | Внимание | Умеет сосредотачиваться, выделять главное, быстро ориентироваться в игровой ситуации, переключается с одних действий на другие. | Познавательные: Выполняет интеллектуальные действия: высказывание и обоснование предположений; анализ, сравнение, обобщение, формулирование вывода; выбор альтернативы. Регулятивные: Выполняет рефлексивные действия: самооценка взаимодействия в совместной деятельности. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. | |
16 | 26.10. | | Память. Проверь себя. | Характеризует память как способность человека запоминать то, что он воспринимает с помощью органов чувств. Придумывает упражнения для развития памяти. | Познавательные: Выполняет интеллектуальные действия: высказывание и обоснование предположений; анализ, сравнение, обобщение, формулирование вывода; выбор альтернативы; выделение главной мысли текста. Составление плана пересказа, представление информации в «свёрнутом» виде (памятка). Регулятивные: Выполняет рефлексивные действия: самооценка взаимодействия в совместной деятельности и учебном диалоге; самоконтроль выполнения учебных задач. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. | |
17 | 28.10. | | Режим дня. | Понимает, что главное богатство человека – его здоровье. Составляет режим дня четвероклассника. Составляет памятку с правилами здорового сна. Высказывает предположения, оценивает физическое развитие. Работает в парах. | Познавательные: Анализирует, обобщает; формулирование вывода, установление причинно-следственных, последовательных и временных связей; выбор альтернативы, сравнение; выделение главной мысли текста. Читает, наблюдает. Пересказывает текст. Составляет текст по последовательной серии рисунков. Представляет информацию в «свёрнутом» виде (памятка). Регулятивные: Выполняет рефлексивные действия: самооценка взаимодействия в совместной деятельности; самоконтроль правил поведения в житейских ситуациях. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе | |
2 четверть (14 ч) |
18 | 9.11. | | Режим дня | Приводит примеры режима дня четвероклассника в выходной и будний день. Называет правила рационального питания. Умеет составить комплекс упражнений для систематической и оптимальной физической нагрузки. Составляет текст по теме урока (по последовательной серии рисунков). Представляет информацию в «свёрнутом» виде (памятка). | Познавательные: анализ, обобщение, установление причинно-следственных, последовательных и временных связей; выбор альтернативы, сравнение; выделение главной мысли текста, представление информации в свёрнутом виде. Регулятивные: Выполняет рефлексивные действия: самооценка взаимодействия в совместной деятельности; самоконтроль правил поведения в житейских ситуациях. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. | |
19 | 11.11. | | Правила закаливания. | Соблюдает правила закаливания, правила здорового образа жизни. Характеризует своими словами значение понятий «гигиена», «закаливание». Знает основные правила личной гигиены. Приводит примеры способов закаливания. Анализирует поведение детей, которые не выполняли правила закаливания. | Познавательные: раскрывать принципы здорового образа жизни. Выполняет интеллектуальные действия: анализ, построение логических связей, обобщение. Пересказывает текст. Составляет текст по иллюстрациям. Представляет информацию в «свёрнутом» виде (памятка). Регулятивные: Выполняет рефлексивные действия: самооценка взаимодействия в совместной деятельности. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. | |
20 | 16.11. | | Можно ли снять усталость? | Различает понятия «физический и умственный труд». Анализирует ситуации, в большей степени вызывающие усталость. Анализирует упражнения по снятию усталости. Делает вывод о том, что такое усталость и как её устранить. | Познавательные: конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания. Читает информацию, представленную на иллюстрациях. Осознает необходимость беречь своё здоровье. Регулятивные: самооценка взаимодействия в совместной деятельности. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. | |
21 | 18.11. | | Поговорим о вредных привычках. | Различает полезные и вредные привычки. Участвует в обсуждении темы. | Познавательные: Выполняет интеллектуальные действия: сравнение, анализ, обобщение, формулирование вывода. Читает, наблюдает. Речевые умения: план текста, рассказ-рассуждение. Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. | |
22 | 23.11. | | Поговорим о вредных привычках | Создает плакат по теме «Осторожно – вредные привычки». | Познавательные: Читает информацию, отражённую на рисунках-схемах. Представляет графическую информацию в виде текста. Осознает необходимость беречь своё здоровье. Регулятивные: «чтение» информации, отражённой на рисунках-схемах; представление графической информации в виде текста. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. | |
23 | 25.11. | | Когда дом становится опасным. | Объясняет, при каких условиях человек может получить ожог и что при этом нужно делать. Составляет план поведения при пожаре. Составляет памятку «Правила поведения при пожаре», «Как уберечь себя на пожаре». | Познавательные: Выполняет интеллектуальные действия: высказывание предположений, анализ жизненных ситуаций, оформление вывода, обобщение. Читает, наблюдает. Речевые умения: рассказ-рассуждение, пересказ. Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. | |
24 | 30.11. | | Когда дом становится опасным. | Объясняет, как правильно обращаться с острыми предметами, при каких условиях человек может пораниться и что при этом нужно делать. | Познавательные: Читает информацию, отражённую на иллюстрациях. Представляет графическую информацию в виде текста. Представляет информацию в «свёрнутом» виде. Регулятивные: Выполняет рефлексивные действия: самооценка жизненных ситуаций; контроль выполнения учебных задач. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. | |
25 | 2.12. | | Улица полна неожиданностей. | Наблюдает за ситуациями, возникающими в условиях дорожного движения. Отвечает на вопросы по теме. | Познавательные: Выполняет интеллектуальные действия: анализ, установление причинно-следственных связей. Анализ жизненных ситуаций, оформление вывода, обобщение. Регулятивные: контроль выполнения роли в сюжетно-ролевой игре. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. | |
26 | 7.12. | | Улица полна неожиданностей. | Анализирует ситуации дорожного движения. Придумывает подписи к рисункам. Принимает участие в ролевой игре-упражнении: «Сигналы регулировщика». | Познавательные: Выполняет интеллектуальные действия: анализ, установление причинно-следственных связей. Анализ жизненных ситуаций, оформление вывода, обобщение. Регулятивные: контроль выполнения роли в сюжетно-ролевой игре. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. | |
27 | 9.12. | | Если случится беда. Практическая работа «Правила оказания первой медицинской помощи». | Выполняет практическую работу «Правила оказания первой медицинской помощи». Составляет памятку «Признаки ядовитых растений». | Познавательные: Выполняет интеллектуальные действия: анализ, установление причинно-следственных связей, обобщение, выделение главной мысли текста. Выполняет познавательные действия: наблюдения, опыт, игра-упражнение. Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные:осознание необходимости беречь своё здоровье. | |
28 | 14.12. | | Если случится беда. | Характеризует своими словами значение понятий «здоровье», «здоровый образ жизни», «системы органов». Объясняет, что все органы в организме составляют единое целое. Называет изученные системы органов. Осознает, что режим дня, правильное питание, гигиена и физкультура укрепляют здоровье. Знает, какие вредные привычки разрушают здоровье человека. | Познавательные: Выполняет интеллектуальные действия: анализ, установление причинно-следственных связей, обобщение, выделение главной мысли текста. Выполняет познавательные действия: наблюдения, опыт, игра-упражнение. Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные :осознание необходимости беречь своё здоровье. | |
29 | 16.12. | | Чем человек отличается от животных. | Работает с иллюстрационным материалом. Составляет рассказ о значении речи в жизни людей. Работает в группах: описательный рассказ на тему «Развитие человека от рождения до старости». Строит рассказ-рассуждение: «Значение речи в жизни людей» (на основе «чтения» рисунков учебника). | Познавательные: Выполняет интеллектуальные действия: сравнение, анализ, установление причинно-следственных связей, высказывание предположений, оформление вывода. Читает, наблюдает. Читает информацию, представленную на рисунках, оформляет её в виде текста. Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. | |
30 | 21.12. | | От рождения до старости (развитие человека). Опыт «Измерение роста и веса младшего школьника». | Анализирует информацию видеофильма «Что умеет делать маленький ребенок». Сравнивает со своей реальной жизнью. Делает вывод об условиях, необходимых человеку для развития. Наблюдает за поведением малышей. Понимает важность заботы о стариках. | Познавательные: Выполняет интеллектуальные действия: построение ассоциативного ряда, анализ, ориентировка в историческом времени, сравнение. Регулятивные: Выполняет рефлексивные действия: самооценка жизненных ситуаций; самоконтроль участия в совместной деятельности. Читает информацию, представленную на рисунках, оформляет её в виде текста. Осознает необходимость внимательного отношения к окружающим людям. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. | |
31 | 23.12. | | Поговорим о доброте | Работает с иллюстрационным материалом. Пересказывает и делает выводы о прочитанном произведении. Умеет вести беседу. Применяет правила общения. Работает в группах. Моделирует ситуации, раскрывающие поведение человека среди людей. | Познавательные: Выполняет интеллектуальные действия: анализ, установление причинно-следственных связей, аргументация суждений, оформление вывода. Регулятивные: Выполняет рефлексивные действия: оценка жизненных ситуаций, самооценка отношения к окружающим людям. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. | |
3 четверть (21 ч) |
32 | 11.01. | | Что такое справедли-вость. | Работает в группе. Участвует в обсуждении художественных произведений о несправедливости, корысти, нечестности. Отвечает на вопросы. Анализирует жизненные ситуации. Составляет план ответа по теме «Что такое справедливость». | Познавательные: Выполняет интеллектуальные действия: анализ, установление причинно-следственных связей, аргументация суждений, оформление вывода. Создает обобщённый план ответа по теме. Читает информацию, представленную в рисунках, выраженную в художественном тексте Регулятивные: самооценка участия в совместной деятельности. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Осознает необходимость справедливого отношения к окружающим людям. | |
33 | 13.01. | | О смелости | Делает вывод, что страх – это врожденная эмоция человека, которая позволяет ему сохранить жизнь, избежать неприятностей, уберегает его от непродуманных поступков. Приводит примеры ситуаций, в которых надо действовать вопреки страху, решительно. | Познавательные: Выполняет интеллектуальные действия: анализ текста, выделение главной мысли, объяснение смысла пословицы, аргументация суждений. Читает, наблюдает, пересказывает. Регулятивные: самооценка участия в совместной деятельности. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. | |
34 | 18.01. | | Умеешь ли ты общаться. | Обсуждает коммуникационные ситуации. Определяет, какие из представленных диалогов можно называть культурными и почему. | Познавательные: Выполняет интеллектуальные действия: анализ, сравнение, обобщение, выбор альтернативы, аргументация суждений. Читает, наблюдает, пересказывает. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. | |
35 | 20.01. | | Контрольная работа за Iполугодие (урок контроля знаний и умений) | Фиксирует условия успешной коммуникативной деятельности людей. Осознает необходимость толерантного отношения к окружающим людям. | Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, выбор альтернативы, аргументация суждений. Регулятивные: оценка жизненных ситуаций, событий, художественных произведений. | |
36 | 25.01. | | Природные зоны России. Зона арктических пустынь и тундра. | Характеризует природные зоны: «арктические пустыни» и «тундра». Различает (по описанию, рисункам, фото) природные зоны. Работает с картой: выполняет учебные задачи. Находит изучаемую природную зону. Называет особенности природной зоны: температуру воздуха, длительность холодных (летних месяцев), характеристика почвы, специфика растительного и животного мира. | Познавательные: Выполняет интеллектуальные действия: высказывание предположения; установление причинно-следственных связей; анализ, сравнение, дифференциация. Составляет тезисы по тексту (выделяет главные мысли). Осознает мотивы изучения темы, анализирует свое отношение к природе; понимает правила взаимодействия в совместной деятельности. Читает информацию, представленную в видеоматериалах. Имеет экологические представления об охране природы человеком. Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. | |
37 | 27.01. | | Природные зоны России. Тайга и зона смешанных лесов. | Характеризует природные зоны «тайга», «зона смешанных лесов». Различает (по описанию, рисункам, фото) природные зоны. Работает с картой: выполняет учебные задачи. Находит изучаемую природную зону. Называет особенности природной зоны: температуру воздуха, длительность холодных (летних месяцев), характеристику почвы, специфику растительного и животного мира. | Познавательные: Выполняет интеллектуальные действия: анализ, классификация, обобщение. Выполняет познавательные действия: работа с картой. Объясняет значения устаревших слов; составляет план-пересказ. Анализирует свое отношение к природе; понимает правила взаимодействия при групповой совместной деятельности. Представляет информацию в табличном виде. Регулятивные: анализ своего отношения к природе; подготовка презентации по теме. Коммуникативные: правила взаимодействия при групповой совместной деятельности. | |
38 | 1.02. | | Природные зоны России. Степи и пустыни. | Характеризует природные зоны России «степи» и «пустыни». Различает (по описанию, рисункам, фото) природные зоны. Работает с картой: выполняет учебные задачи. Находит изучаемую природную зону. Называет особенности природной зоны: температура воздуха, длительность холодных (летних месяцев), характеристика почвы, специфика растительного и животного мира. | Познавательные: Выполняет интеллектуальные действия: анализ, сравнение, классификация, оформление вывода. Составляет рассказ-описание (по картине). Регулятивные: оценка своего участия в совместной групповой деятельности; Работает со справочной литературой; представляет информацию в табличном виде; готовит презентации. Коммуникативные: правила взаимодействия в совместной деятельности. | |
39 | 3.02. | | Почвы России. Опыт «Состав почвы». | Анализирует состав почвы. Создает коллективный проект «Берег реки» с изображением среза земли с почвенным слоем и нижележащими слоями. Делает вывод, что любое природное существо полезно и имеет свое место в природе независимо от внешней непривлекательности. | Познавательные: Анализирует, обобщает. Установление причинно-следственных связей, оформление вывода. Выполняет познавательные действия: наблюдения, опыт. Осознает положение «вредных живых существ в природе не бывает». Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. | |
40 | 8.02. | | Рельеф России | Работает с картой: находит разные рельефы, узнает и различает по цвету равнины России. Характеризует понятия «рельеф», «равнина». | Познавательные: Выполняет интеллектуальные действия: высказывает предположения; сравнивает ложные и истинные высказывания; анализирует; сравнивает, обобщает. Выполняет познавательные действия: работает с картой. Регулятивные: «чтение» информации, представленной в графическом виде (карта). Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. | |
41 | 10.02. | | Рельеф России | Работает с картой: находит разные рельефы, узнает и различает по цвету горные цепи России. | Познавательные: Выполняет интеллектуальные действия: высказывает предположения; сравнивает ложные и истинные высказывания; анализирует; сравнивает, обобщает. Выполняет познавательные действия: работает с картой. Регулятивные: «чтение» информации, представленной в графическом виде (карта). Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. | |
42 | 15.02. | | Как возникали и строились города. | Составляет опоры для пересказа (условные, графические, пиктографические). Различает кремлёвские города и их достопримечательности. Работает в парах: высказывает суждения на тему «Почему улицы так называются?» (на примере одного названия). Оценивает совместную деятельность: как работали пары, были ли трудности, почему они возникли. | Познавательные: Выполняет интеллектуальные действия: высказывание предположения; анализ, обобщение изученного материала; установление причин исторического факта и события. Пересказывает с опорой на иллюстративный материал. Регулятивные: правила совместной деятельности в парах, оценка деятельности. Коммуникативные: Понимает правила совместной деятельности в парах. Оценивает деятельность. Готовит презентацию сообщения. | |
-
| 17.02. | | Россия и ее соседи. Япония. | Проводит виртуальную экскурсию по Японии. Продумывает вопросы, которые помогут больше узнать о стране. Готовит программу встречи экскурсантов, находит дополнительную информации о стране. | Познавательные: Выполняет интеллектуальные действия: анализ, сравнение. Пересказывает текст. Удерживает учебную задачу при выполнении творческого задания. Работает с воображаемой ситуацией. Читает информацию, представленную в видеоматериалах. Регулятивные: «удержание» учебной задачи при выполнении творческого задания. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. | |
-
| 22.02. | | Россия и ее соседи. Китай. | Проводит виртуальную экскурсию по Китаю. Продумывает вопросы, которые помогут больше узнать о стране. Готовит программу встречи экскурсантов, находит дополнительную информации о стране. | Познавательные: Выполняет интеллектуальные действия: анализ, сравнение. Пересказывает текст. Удерживает учебную задачу при выполнении творческого задания. Работает с воображаемой ситуацией. Читает информацию, представленную в видеоматериалах. Регулятивные: «удержание» учебной задачи при выполнении творческого задания. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. | |
-
| 1/3 | | Россия и ее соседи. Королевство Дания. | Проводит виртуальную экскурсию по Дании. Продумывает вопросы, которые помогут больше узнать о стране. Готовит программу встречи экскурсантов, находит дополнительную информации о стране. | Познавательные: обобщать информацию о странах – соседях России, полученную из разных источников. Описывать особенности природы, культуры, труда и быта людей стран – соседей России. Регулятивные: «чтение» информации, представленной в иллюстративном виде, в графическом виде (карта), с энциклопедическими словарями. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. | |
-
| 3.03. | | Что такое культура. | Соотносит произведение искусства с его автором. Называет имена выдающихся деятелей литературы и искусства разных исторических эпох и их произведения. | Познавательные: высказывание предположений; характеристика понятий «ценность», «культура»; обобщение, анализ. Регулятивные: мотив изучения данного раздела; оценка своей любимой деятельности. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. | |
-
| 10..03. | | Из истории письменности. | Работает со схемой. Предлагает варианты символического обозначения разных сторон культуры или ее различных ценностей. Читает информацию, представленную в графическом виде и в справочной литературе. Анализирует разные способы письма. | Познавательные: Выполняет интеллектуальные действия: представление информации в знаковом виде; анализ, сопоставление, обобщение. Составляет рассказ-рассуждение (на основе сравнения), пересказывает текст. Представляет информацию в знаковом виде. Регулятивные: оценка своих познавательных возможностей и совместной деятельности (сравнение её цели и полученного результата). Коммуникативные: Оценивает свои познавательные возможности и совместную деятельность (сравнивает её цели и полученный результат). | |
-
| 15.03. | | О первых школах и книгах. | Высказывает предположения о том, что дает образование человеку и обществу. Составляет план рассказа «Особенности первых школ в России». Составляет рассказ о первых берестяных грамотах. Находит дополнительную информацию по теме в разных источниках. Готовит вопросы для одноклассников по теме урока. | Выполняет интеллектуальные действия: высказывание предположений; анализ, установление причинно-следственных связей; сравнение. Составляет план текста; рассказ-описание, готовит пересказ. Анализирует решение учебных задач. Читает информацию, представленную в произведении живописи. | |
-
| 17.03 | | О первых школах и книгах. | Выясняет с помощью энциклопедического словаря, в правление какого императора были открыты первые университеты в России и Смольный институт. | Познавательные: Выполняет интеллектуальные действия: анализ, сравнение, высказывание предположений. Составляет план текста; рассказ-описание, готовит пересказ. ориентироваться в понятии «культура», наполнять его характеристику конкретными примерами. Регулятивные: оценка своих познавательных возможностей и совместной деятельности (сравнение её цели и полученного результата). Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. | |
-
| 22.03. | | Чему и как учились в России при Петре I. | Готовит сообщение о М.В. Ломоносове, о его вкладе в развитие русской науки и искусства. Анализирует условия, созданные в современной России для образования детей. Рассказывает, кем мечтает стать в будущем и где можно получить эту профессию. | Познавательные: Выполняет интеллектуальные действия: анализ, сравнение, высказывание предположений. Составляет план текста; рассказ-рассуждение, готовит пересказ Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. . | |
-
| 24.03. | | Русское искусство до XVIII века. | Обсуждает тему «Является ли искусство частью культуры?». Называет объекты культурного наследия России: храм Василия Блаженного, Дмитриевский собор во Владимире, иконы Андрея Рублева. | Познавательные: Выполняет интеллектуальные действия: высказывание предположения, установление причинно-следственных связей, анализ, сравнение. Составляет план текста; рассказ-описание (с опорой на иллюстрации), готовит пересказ. Регулятивные: анализ решения учебных задач. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе | |
-
| 5/4 | | Русское искусство до XVIII века. | Рассказывает о различных ремесленных изделиях. Работает в группе, рассказывает о назначении древнерусского оружия и доспехов. Участвует в кукольном представлении. | Познавательные: Выполняет интеллектуальные действия: высказывание предположения, установление причинно-следственных связей, анализ, сравнение. Составляет план текста; рассказ-описание (с опорой на иллюстрации), готовит пересказ. Регулятивные: анализ решения учебных задач. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе 4 четверть (16ч) | |
-
| 7.04. | | Искусство России XVIII века. | Рассказывает о русской архитектуре. Называет сходства и различия архитектурных сооружений этого времени. Характеризует понятия «портретист», «крепостной художник», «парадный портрет». | Познавательные: высказывание предположений; анализ, сравнение, характеристика понятий «портретист», «Крепостной художник», «парадный портрет», «ярлыки», «охотные смотрельщики». Регулятивные: оценка своего отношения к произведениям архитектуры и искусства. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. | |
-
| 12.04. | | Искусство России XVIII века. Проверь себя. | Рассказывает о некоторых русских художниках. Узнает картины, называет их автора. Находит дополнительную информацию в Интернете. Называет нескольких известных русских актеров XVIII века. | Познавательные: Читает информацию, представленную в иллюстративном ряде и видеоматериалах. Проявляет интерес и уважение к произведениям искусства. Характеристика понятий «портретист», «Крепостной художник», «парадный портрет», «ярлыки», «охотные смотрельщики». Регулятивные: оценка своего отношения к произведениям архитектуры и искусства. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. | |
-
| 14.04. | | «Золотой век» русской культуры (XIX век). | Составляет небольшое сообщение о поэте или писателе XIX века (по выбору) с использованием текстов учебника и справочной литературы. Анализирует и оценивает совместную деятельность: всё ли удалось, какие получили результаты. | Познавательные: Выполняет интеллектуальные действия: высказывание предположений; сравнение, обобщение, характеристика понятий «золотой век русской культуры», «передвижники», Регулятивные: оценка своего отношения к произведениям литературы и искусства; анализ совместной деятельности. Коммуникативные: Оценивает свое отношение к произведениям литературы и искусства; производит анализ совместной деятельности. | |
-
| 19.04. | | «Золотой век» русской культуры (XIX век). | Читает информацию, представленную в иллюстративном ряде и видеоматериалах, в справочной литературе; подготовка презентации к сообщению. Готовить сообщение «Художники XIX века» (по выбору, с презентацией). | Познавательные: Выполняет интеллектуальные действия: высказывание предположений; сравнение, обобщение, характеристика понятий «золотой век русской культуры», «передвижники», Регулятивные: оценка своего отношения к произведениям литературы и искусства; анализ совместной деятельности. Коммуникативные: Оценивает свое отношение к произведениям литературы и искусства; производит анализ совместной деятельности. | |
-
| 21.04. | | Искусство России ХХ века. | Работает в группах: готовит сообщение на тему «Наши любимые детские писатели». Оформляет вывод по теме. Оценивает свое отношение к литературе и искусству. | Познавательные: обобщать информацию, полученную в разных информационных средствах. Выполняет интеллектуальные действия: высказывание предположения, сравнение, анализ, обобщение. Читает информацию, представленную в иллюстративном ряде и видеоматериалах, в справочной литературе; подготовка презентации к сообщению. Регулятивные: мотив изучения данного раздела; оценка своей любимой деятельности. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. | |
-
| 26.04. | | Как Русь боролась с половцами. | Устанавливает последовательность важнейших исторических событий. Пересказывает текст, разбивает его на части, выделяет главную мысль каждой части. | Познавательные: Выполняет интеллектуальные действия: установление причинно-следственных и временных связей; анализ, сравнение, обобщение. Пересказывает от первого лица (воображаемая ситуация), составляет рассказ-рассуждение. Регулятивные: мотив изучения темы, анализ и оценка участия в учебном диалоге. Коммуникативные:правила ведения учебного диалога при работе в группе. | |
-
| 28.04. | | Битва на Чудском озере. Куликовская битва. | Характеризует князя Александра Невского. Работает с картами в рабочей тетради. Анализирует тактику ведения боя. Сравнивает Александра Невского с русским богатырем. Понимает значение выражения «Золотая Орда». Называет несколько исторических фактов о Куликовской битве. | Познавательные: установление причинно-следственных и временных связей; анализ, сравнение, обобщение. Регулятивные: мотив изучения темы, анализ и оценка участия в учебном диалоге. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. | |
-
| 3/5 | | Отечествен-ная война 1812 года. | Самостоятельно читает текст и выделяет его главную мысль. Анализирует причины поражения Наполеона в России. Кратко рассказывает о великом русском полководце М.И. Кутузове. | Познавательные: Выполняет интеллектуальные действия: характеристика понятия «Отечественная война»; анализ, обобщение, установление причинно-следственных связей. Осознает долг человека защищать своё Отечество от врагов. Регулятивные: мотив изучения темы, анализ и оценка участия в учебном диалоге. Коммуникативные:правила ведения учебного диалога при работе в группе. | |
-
| 5.05. | | Великая Отечествен-ная война 1941– 1945 гг. | Рассказывает о главных событиях Великой Отечественной войны. Находит дополнительную информацию в разных источниках. Работает с картой. Находит и называет города, в которых во время войны работали крупные военные предприятия. | Познавательные: Выполняет интеллектуальные действия: анализ, установление причинно-следственных и временных связей; обобщение. Составляет рассказ-повествование. Регулятивные: мотив изучения темы, анализ и оценка участия в учебном диалоге. Коммуникативные:правила ведения учебного диалога при работе в группе | |
-
| 10.05. | | Великая Отечествен-ная война 1941– 1945 гг. | Изготавливает плакат. Готовит вопросы для встречи с ветераном. Рассказывает о родственниках – участниках Великой Отечественной войны. | Познавательные: Выполняет интеллектуальные действия: анализ, установление причинно-следственных и временных связей; обобщение. Составляет рассказ-повествование. Регулятивные: мотив изучения темы, анализ и оценка участия в учебном диалоге. Коммуникативные:правила ведения учебного диалога при работе в группе | |
-
| 12.05. | | Гражданин и государство. | Характеризует права и обязанности гражданина России. Составляет диалог по теме. Находит информацию о народах, живущих в России, об их традициях. | Познавательные: характеризовать права и обязанности гражданина России. Регулятивные: характеристика понятий «государство», «органы власти», «государственный язык», «патриот». Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. | |
-
| 17.05. | | Права и обязанности граждан. | Объясняет, что такое «закон». Называет несколько законов нашего государства. Работает в группах, иллюстрирует с помощью пиктограмм положения Конституции, гарантирующие права и свободы граждан России. | Познавательные: характеризовать права и обязанности гражданина России. Регулятивные: характеристика понятий «государство», «органы власти», «государственный язык», «патриот». Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. | |
-
| 19.05. | | Символика России. Проверь себя. | Рассказывает о главных символах нашей страны в разные исторические периоды. Знает текст и исполняет Гимн Российской Федерации. Рассказывает о гербе города, района. | Познавательные: Идентифицирует себя с принадлежностью к государству, российскому народу; проявляет уважение к символике государства. Регулятивные: анализ и оценка выполнения учебных заданий. Коммуникативные: Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. | |
66 | 24.05. | | Повторение и обобщение. Россия XVIII–XX веков (урок контроля знаний и умений) | Рассказывает о главных символах нашей страны в разные исторические периоды. Знает текст и исполняет Гимн Российской Федерации. Рассказывает о гербе города, района. | Познавательные: анализ, обобщение, систематизация знаний. Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге. | |
67 | 26.05. | | Повторение и обобщение. Россия XVIII–XX веков (урок контроля знаний и умений) | Рассказывает о главных символах нашей страны в разные исторические периоды. Знает текст и исполняет Гимн Российской Федерации. Рассказывает о гербе города, района. | Познавательные: анализ, обобщение, систематизация знаний. Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге. | |
68 | .05. | | Итоговая проверочная работа за год | Выполнение заданий контрольной работы в рабочей тетради. | Познавательные: анализ, обобщение, систематизация знаний. Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге. | |
Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания. Знания и умения учащихся по природоведению оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений, тестов и практических работ.
При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются такие контрольные работы, которые не требуют полного обязательного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи учащихся.
Задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения учащихся.
Оценка "5" ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка "4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности. Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам.
Выполненная работа оценивается отметками "зачет" или "незачет". Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку ("зачет"), если он дал не менее 75% правильных ответов.
Учащихся следует подготовить заранее к выполнению работы. Для этого надо выделить 10-15 минут в конце одного из предшествующих уроков. Рекомендуется записать на доске 1-2 задания, аналогичные включенным в тест и выполнить их вместе с учащимися.