kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
    1. Личностные результаты:

Требования ФГОС

Достижение требований

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей  многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций

Ученик осознаёт свою принадлежность к своей стране – России, к своему народу. Отвечает на вопросы: Что связывает тебя с родными, друзьями; с родной природой, с Родиной? Какой язык и какие традиции являются для тебя родными и почему? Что обозначает для тебя любить и беречь родную землю, родной язык?

Знает и с уважением относится к Государственным символам России.

Сопереживает радостям и бедам своего народа и проявляет эти чувства в добрых поступках.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

Ученик воспринимает планету Земля как общий дом для многих народов, принимает как данность и с уважением относится к разнообразию народных традиций, культур, религий.

Выстраивает отношения, общение со сверстниками, несмотря на национальную принадлежность, на основе общекультурных принципов, уважать иное мнение историю и культуру других народов и стран, не допускать их оскорбления, высмеивания.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

Ученик умеет выстраивать добропорядочные отношения в учебном коллективе, в коллективах групп продлённого дня, дополнительного образования, во временных творческих группах…

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

 Ученик воспринимает важность (ценность) учёбы как интеллектуального труда и познания нового. Ответы на вопрос: для чего он учится, отражают учебную мотивацию. Ученик активно участвует в процессе обучения, выходит на постановку собственных образовательных целей и задач.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе

Ученик осмысленно относится к тому что делает, знает для чего он это делает, соотносит свои действия и поступки с нравственными нормами. Различает «что я хочу» и «что я могу». Осуществляет добрые дела, полезные другим людям. Умеет отвечать за результат дела, в случае неудачи «не прячется» за других.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

Ученик умеет различать «красивое» и «некрасивое», ощущает потребность в «прекрасном», которое выражается в удержании критерия «красиво» (эстетично), в отношениях к людям, к результатам труда…

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

Ученик понимает ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни и здоровья человека, умеет соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей.

Ученик проявляет доброжелательность в отношении к другим, эмоциональную отзывчивость и сопереживание к чувствам родных и близких, одноклассников, к событиям в классе, в стране.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Ученик позитивно участвует в  коллективной и групповой работе  учащихся, умеет входить в коммуникацию со взрослыми людьми, соблюдает в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова). В ситуации конфликта ищет пути его равноправного, ненасильственного преодоления, терпим к другим мнениям, учитывает их в совместной работе.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

Ученик ориентирован на здоровый образ жизни, придерживается здорового режима дня, активно участвует в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, имеет увлечение к творческому труду или спортивным занятиям. Проявляет бережное отношение к результатам своего и чужого труда.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы»

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

    1. Личностные результаты:

      Требования ФГОС

      Достижение требований

      1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций

      Ученик осознаёт свою принадлежность к своей стране – России, к своему народу. Отвечает на вопросы: Что связывает тебя с родными, друзьями; с родной природой, с Родиной? Какой язык и какие традиции являются для тебя родными и почему? Что обозначает для тебя любить и беречь родную землю, родной язык?

      Знает и с уважением относится к Государственным символам России.

      Сопереживает радостям и бедам своего народа и проявляет эти чувства в добрых поступках.

      2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

      3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

      Ученик воспринимает планету Земля как общий дом для многих народов, принимает как данность и с уважением относится к разнообразию народных традиций, культур, религий.

      Выстраивает отношения, общение со сверстниками, несмотря на национальную принадлежность, на основе общекультурных принципов, уважать иное мнение историю и культуру других народов и стран, не допускать их оскорбления, высмеивания.

      4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

      Ученик умеет выстраивать добропорядочные отношения в учебном коллективе, в коллективах групп продлённого дня, дополнительного образования, во временных творческих группах…

      5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

      Ученик воспринимает важность (ценность) учёбы как интеллектуального труда и познания нового. Ответы на вопрос: для чего он учится, отражают учебную мотивацию. Ученик активно участвует в процессе обучения, выходит на постановку собственных образовательных целей и задач.

      6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе

      Ученик осмысленно относится к тому что делает, знает для чего он это делает, соотносит свои действия и поступки с нравственными нормами. Различает «что я хочу» и «что я могу». Осуществляет добрые дела, полезные другим людям. Умеет отвечать за результат дела, в случае неудачи «не прячется» за других.

      7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

      Ученик умеет различать «красивое» и «некрасивое», ощущает потребность в «прекрасном», которое выражается в удержании критерия «красиво» (эстетично), в отношениях к людям, к результатам труда…

      8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

      Ученик понимает ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни и здоровья человека, умеет соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей.

      Ученик проявляет доброжелательность в отношении к другим, эмоциональную отзывчивость и сопереживание к чувствам родных и близких, одноклассников, к событиям в классе, в стране.

      9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

      Ученик позитивно участвует в коллективной и групповой работе учащихся, умеет входить в коммуникацию со взрослыми людьми, соблюдает в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова). В ситуации конфликта ищет пути его равноправного, ненасильственного преодоления, терпим к другим мнениям, учитывает их в совместной работе.

      10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

      Ученик ориентирован на здоровый образ жизни, придерживается здорового режима дня, активно участвует в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, имеет увлечение к творческому труду или спортивным занятиям. Проявляет бережное отношение к результатам своего и чужого труда.

    2. Метапредметные результаты:

      Требования ФГОС

      Достижение требований

      1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

      Ученик принимает учебную задачу, соотносит свои действия с этой задачей, ищет способ её решения, осуществляя пробы.

      2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

      Ученик осуществляет отбор источников информации для поиска нового знания. Самостоятельно отбирает для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; сопоставляет и отбирает информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, Интернет, компетентные люди – библиотекарь, учитель старших классов), выделяет главное (различает главное и второстепенное), фиксирует в виде текста, таблиц, схем.

      3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

      Ученик намечает действия при работе в паре, составляет простой план действий при написании творческой работы, создании проектов.

      В диалоге с учителем вырабатывает критерии оценки и определяет степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, может совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

      В ходе представления проекта может дать обоснованную оценку его результатов.

      4. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

      Сопоставляя свои действия и результат, понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

      5. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

      Ученик должен уметь отвечать на вопросы: Что мне удалось? Что не удалось? И почему?

      Как, каким способом действовал? Какой способ сложнее (удобнее, подходит или нет) и почему? …

      6. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. 7. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.

      Ученик может перевести в устный текст данные из таблицы, схемы, диаграммы, может дополнить или достроить их, использовать эти средства для записи текстовой информации. Активно использует модели при анализе слов, предложений, при решении математических задач. Активно использует словари при анализе слов.

      8. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

      Ученик соблюдает в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова). Может решать разные коммуникативные задачи, адекватно используя имеющиеся у него языковые средства (просьба, отказ, поздравление, доказательство…) Умеет презентовать результаты своей деятельности, в том числе средствами ИКТ.

      9. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

      Ученик умеет использовать компьютерную технику для решения поисковых задач, в том числе умеет вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; при этом от соблюдает нормы информационной избирательности, этики и этикета.

      10. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

      Ученик предъявляет смысловое чтение произведений разных стилей и жанров. Ученик адекватно использует речь и речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач в практической деятельности и повседневной жизни, он может составлять тексты в устной и письменной форме на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение.

      11. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

      На изученном предметном материале предъявляет овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

      12. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

      Ученик умеет вести диалог, учитывая разные мнения; умеет договариваться и приходить к общему решению; умеет задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании; умеет доказательно формулировать собственное мнение.

      13. Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

      Ученик активно участвует в коллективном диалоге по постановке общей цели и путей её достижения, умеет договариваться о распределении функций и ролей при работе в паре, в творческой группе; умеет осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

      14. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

      Ученик проявляет готовность к решению конфликта посредством учета интересов сторон и сотрудничества, стремиться к координации различных позиций при работе в паре.

      15. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

      Ученик предъявляет освоенность начальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретных учебных предметов.

      16. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

      Ученик предъявляет освоенность базовых предметных и межпредметных понятий, отражающих существенные связи и отношения между объектами и процессами.

    3. Предметные результаты:

  1. понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

  2. сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

  3. осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

  4. освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

  5. развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

В результате изучения курса «Окружающий мир» учащиеся при получении начального общего образования получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практикоориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

Человек и природа

Выпускник научится:

•узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

•описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

•сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

•проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

•использовать естественно - научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

•использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

•использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

•обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

•определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

•понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.


Выпускник получит возможность научиться:

использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;

осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.


Человек и общество

Выпускник научится:

•узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;

•различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

•используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

•оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

•использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.


Выпускник получит возможность научиться:

осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, социума, этноса, страны;

проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

  1. Содержание учебного предмета

Человек и природа

Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.).

Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ:

соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Звезды и планеты. Солнцеближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи.

Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.

Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2– 3 примера).

Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

Растения, их разнообразие. части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений).

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорнодвигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.

Человек и общество

Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовнонравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества.

Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио- и видеочаты, форум.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.

Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка.

Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.

Россия на карте, государственная граница России.

Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.

Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.

Родной край – частица России. Родной город (населенный пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края.

Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3–4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Правила безопасного поведения в природе.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей.

  1. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

1 класс

п/п

Название раздела

Кол-во часов

1

Пришла пора учиться.

14

2

Человек.

12

3

Природа в жизни человека.

22

4

Человек среди людей.

18


Итого:

66

2 класс

п/п

Название раздела

Кол-во часов


Как люди познают мир

16


Мы живём на планете Земля

14


Природа вокруг нас

23


Люди вокруг нас

17


Итого:

70

3 класс

п/п

Название раздела

Кол-во часов

1

Природа вокруг нас

8

2

Вода, воздух, горные породы и почва

16

3

О царствах живой природы

16

4

Человек

10

5

Человек в обществе

20


Итого:

70

4 класс

п/п

Название раздела

Кол-во часов

1.

Наш край.

22

2.

Наша Родина на планете Земля.

12

3.

Наши верные помощники.

1

4.

Древняя Русь.

5

5.

Московское царство.

6

6.

Российская империя.

11

7.

Российское государство.

13


Итого:

70



















Календарно-тематическое планирование 1 класс

Тема урока

Кол-во

часов

Дата по

плану

Дата по факту

Пришла пора учиться. (14 часов)

1

Вводный урок. Пришла пора учиться.

1



2

Что такое окружающий мир.

1



3

Ты и твое имя. ОБЖ. Что такое безопасность?

1



4

Экскурсия «Твоя школа». ОБЖ. Правила безопасного поведения во время экскурсии.

1



5

Твоя школа. ОБЖ. Безопасность в школе.

1



6

Экскурсия «Во дворе школы».

1



7

Во дворе школы. ПДД. Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром.

1



8

Экскурсия «Вот и лето прошло».

1



9

Вот и лето прошло. ОБЖ. Безопасность в природе.

1



10

Экскурсия «Дорога в школу». ПДД. Дорога в школу и домой. Новые маршруты.

1



11

Дорога в школу. ОБЖ. Наши верные друзья на улицах и дорогах.

1



12

Твой распорядок дня. ОБЖ. Безопасность в доме.

1



13

Экскурсия «Осень». ОБЖ. Это должны знать все.

1



14

Осень. «Мозаика заданий». (ОМ с.24-27)

1



Человек. (12 часов)

15

Как ты рос. ОБЖ. Основы здорового образа жизни.

1



16

Как ты воспринимаешь мир. ОБЖ.

Будь осторожным в лесу.

1



17

Как ты воспринимаешь мир. ПДД. Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах?

1



18

Твое тело. ОБЖ. Правила личной гигиены.

1



19

Как ты питаешься. ОБЖ. Правила здорового образа жизни.

1



20

Твоя одежда. ОБЖ. Правила личной гигиены.

1



21

Будь здоров! ОБЖ. Здоровье и болезни.

1



22

Будь здоров! ОБЖ. Домашняя аптечка.

1



23

Твое настроение.

1



24

Твое настроение. ОБЖ. Учусь делать правильный выбор.

1



25

Будь внимательным! ПДД. Что такое транспорт.

1



26

Будь внимательным! ОБЖ. Не вреди себе сам. «Мозаика заданий» (ОМ с.52-53)

1



Природа в жизни человека. (22 часа)

27

Полна природа удивленья. ОБЖ. Взаимодействие человека с природой.

1



28

Вода и воздух. ОБЖ. Безопасность на водоемах.

1



29

Вода и воздух. ОБЖ. Особенности движения по мокрой дороге.

1



30

Экскурсия «Зима». ОБЖ. Безопасность на льду.

1



31

Зима. ПДД. Осторожно, плохая погода.

1



32

Времена года.

1



33

Как устроено растение. ОБЖ. Безопасность при отдыхе на природе.

1



34

Как устроено растение. ОБЖ. Ядовитые растения.

1



35

Деревья, кустарники, травы. ОБЖ. Незнакомые растения.

1



36

Деревья, кустарники, травы. ОБЖ. Правила безопасного поведения в природе.

1



37

Как развивается растение. ОБЖ. Лекарственные растения

1



38

Как развивается растение. ОБЖ. Осторожно, грибы!

1



39

Растения в нашем классе.

1



40

Насекомые, птицы, рыбы, звери.

1



41

Насекомые, птицы, рыбы, звери. ОБЖ. Соблюдение безопасности при общении с животными.

1



42

Насекомые, птицы, рыбы, звери. ПДД. Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине.

1



43

Жизнь животных. ОБЖ. Оказание первой помощи при укусах животных.

1



44

Жизнь животных ОБЖ. Оказание первой помощи при укусах насекомых.

1



45

Домашние животные.

1



46

Домашние животные. ОБЖ. Безопасность при общении с домашними животными.

1



47

Береги природу, человек! «Мозаика заданий». (ОМ с.98-101)ПДД. Мы знакомимся с дорожными знаками.

1



48

Береги природу, человек! Проект по теме «Растения». (ОМ с.102-103)

1



Человек среди людей. (18 часов)

49

Наша Родина. ОБЖ. Как рождаются опасные ситуации на дорогах.

1



50

Наша Родина. ОБЖ. Как избежать опасных ситуаций на дорогах.

1



51

Наш дом. ОБЖ. Пешеходом быть – наука.

1



52

Наш дом. ОБЖ. Пешеходом быть – наука.

1



53

Наши родственники. ОБЖ. Где и как переходить улицу.

1



54

Наши родственники. ПДД. Пешеходный переход.

1



55

Хороший день. ПДД. Где можно играть.

1



56

Хороший день. ОБЖ. Сигналы светофора.

1



57

Экскурсия «Весна». ОБЖ. Правила поведения на водоемах весной.

1



58

Весна.

1



59

Наша безопасность. ОБЖ. Будь осторожным с незнакомыми людьми.

1



60

Наша безопасность. ОБЖ. Служба спасения. Комплексная работа на межпредметной основе

1



61

Будем вежливы. ОБЖ. Общение со сверстниками.

1



62

Мы едем, едем, едем… ОБЖ. В гостях у «Светофорчика».

1



63

Мы едем, едем, едем… ОБЖ. Внимательный пешеход.

1



64

Скоро лето. ОБЖ. Безопасное поведение во время каникул.

1



65

Резерв.

1



66

Резерв. «Мозаика заданий». (ОМ с.134-137)

1




Календарно-тематическое планирование 2 класс

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Планируемый период проведения (неделя)

Фактическая дата

1

О науке. Инструктаж по проектной деятельности.

1



2

Науки бывают разные. Почему дети попадают в дорожные аварии? Причины несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах.

1



3

Ученые России. Почему дети попадают в дорожные аварии? Причины несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах.

1



4

Человек-изобретатель.

1



5

Как ученые изучают мир. Практическая работа.

1



6

Умей видеть. Экскурсия в парк.

1



7

Тренируй свою наблюдательность. Практическая работа.

1



8

Приборы и инструменты.

1



9

Измерение температуры. Практическая работа.

1



10

Измерение времени.

1



11

Справочники, словари, энциклопедии.

1



12

Знаки и символы. История появления автомобиля и ПДД.

1



13

Об искусстве.

1



14

Проверочная работа № 1 по теме «Как люди познают мир».

1



15

Защита мини-проектов по теме «Знание – сила».

1



16

Экскурсия «Наблюдения за осенними изменениями в природе».

1



17

Что такое космос. Звезды и созвездия. Падающие «звезды».

1



18

Солнечная система. Виртуальная экскурсия.

1



19

Голубая планета Земля.

1



20

Как устроена Земля.

1



21

Спутник Земли – Луна.

1



22

Исследование космоса.

1



23

Что такое глобус. Практическая работа.

1



24

Почему день сменяет ночь. Практическая работа.

1



25

Как изучали земной шар. Что такое ГИБДД и кто такой инспектор ДПС?

1



26

Знаменитые путешественники. Новое о светофоре.

1



27

Исследования глубин морей и океанов.

1



28

Проверочная работа № 2 по теме « Мы живем на планете Земля».

1



29

Защита мини-проектов по теме «Мы живем в космосе».

1



30

Инструктаж по проектной деятельности. Правила безопасного перехода улиц и дорог.

1



31

Тела и вещества.

1



32

Что такое вещество. Правила безопасного перехода улиц и дорог.

1



33

Об энергии. Практическая работа.

1



34

От костра до котла.

1



35

Свет.

1



36

Театр теней. Практическая работа.

1



37

Зеркала.

1



38

О цвете.

1



39

В мире звука.

1



40

Шум вредит здоровью. Новое об улицах дорогах и дорожных знаках.

1



41

О музыке. Новое об улицах дорогах и дорожных знаках.

1



42

В мире камня.

1



43

Экскурсия «Наблюдения за зимними изменениями в природе».

1



44

В мире живой природы. На опушке. Что надо знать о перекрестках и опасных поворотах транспорта. Правила перехода перекрестка.

1



45

Бабочки и жуки. Что надо знать о перекрестках и опасных поворотах транспорта. Правила перехода перекрестка.

1



46

В мире живой природы. В березовой роще.

1



47

В низине.

1



48

В ельнике. Лиственница.

1



49

В мире живой природы. У лесного озера. Лягушка.

1



50

В сосновом лесу. Мы – пассажиры.

1



51

Берегите лес! Мини-проект.

1



52

Проверочная работа №3 по теме: «Природа вокруг нас». Инструктаж по проектной деятельности.

1



53

Защита мини-проектов по теме «Жизнь леса».

1



54

Человек в обществе.

1



55

Жизнь в первобытном обществе. Экскурсия: «Я – пешеход и пассажир».

1



56

Труд в жизни человека.

1



57

Семья. Семейные ценности.

1



58

Бюджет семьи. О деньгах.

1



59

Что такое бюджет?

1



60

Экскурсия «Наблюдения за весенними изменениями в природе». Обобщение.

1



61-62

Будем вежливы. Правила этикета.

2



63

Разговор по телефону. Как дарить подарки. Урок-игра.

1



64

О друзьях-товарищах. Итоговое занятие. Закрепление приобретённых умений и навыков.

1



65

О привычках.

1



66

Итоговая проверочная работа.

1



67

Итоговый урок «Мы знаем!» Защита мини-проектов по теме «Наши питомцы».

1



68

Промежуточная аттестация в форме комплексной работы, теста.

1



69-70

Резерв.

2




Календарно-тематическое планирование 3 класс

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Планируемый период проведения (неделя)

Фактическая дата

1

Что нас окружает

1



2

Экскурсия «Знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы»

1



3

Экскурсия «Изучение влияния деятельности человека на природу»

1



4

Что такое горизонт. Ориентирование по Солнцу

1



5

Ориентирование по компасу и местным признакам

1



6

Экскурсия «Ориентирование на местности»

1



7

Свойства тел и веществ. Практическая работа

1



8

Явления природы. Проверочная работа по теме: «Природа вокруг нас».

1



9

Свойства воды в жидком состоянии. Практическая работа

1



10

Вода-растворитель. Практическая работа

1



11

Свойства льда, снега и пара

1



12

Родники. Водоемы и водотоки (река, озеро, море, пруд, водохранилище)

1



13

Облака, роса, туман, иней, изморозь

1



14

Круговорот воды в природе. Использование и охрана воды

1



15

Проверочная работа по теме «Вода и ее свойства»

1



16

Значение воздуха для жизни. Состав воздуха

1



17

Свойства воздуха. Практическая работа

1



18

Ветер. Охрана воздуха

1



19

Почва. Охрана почвы

1



20

Горные породы

1



21-22

Полезные ископаемые (песок, глина, гранит, известняк)

2



23-24

Использование, добыча и охрана полезных ископаемых.

2



25

Четыре царства живой природы

1



26-27

Строение растений. Практическая работа №1,№2

2



28

Строение растений. Практическая работа №1,№2

1



29

Жизнь растений

1



30

Размножение и развитие растений

1



31

Развитие растения из семени. Охрана растений

1



32

Строение животных. Практическая работа

1



33

Разнообразие животных

1



34

Домашние и дикие животные

1



35

Как животные воспринимают мир

1



36

Передвижение и дыхание животных

1



37

Питание животных

1



38

Размножение и развитие животных

1



39-

40

Охрана животных. Проверочная работа по теме «Растения и животные» Грибы и бактерии

2



41

Человек — часть живой природы

1



42

Кожа — первая «одежда». Практическая работа

1



43

Скелет. Практическая работа

1



44

Мышцы. Практическая работа

1



45

Кровеносная система. Практическая работа

1



46

Дыхание

1



47

Питание и выделение

1



48

Органы чувств. Практическая работа

1



49

Нервная система

1



50

Эмоции и темперамент. Проверочная работа по теме «Человек».

1



51

Народы нашей страны

1



52

Традиции народов нашей страны

1



53

Путешествие по ленте времени

1



54

Города и села

1



55

Названия городов

1



56

Кремль — центр города

1



57-58

Улицы города. Герб-символ города

2



59

Памятные места городов

1



60

Экскурсия «Улицы и памятные места родного города»

1



61

Современный город

1



62

Москва — столица России. Проверочная работа по теме «Человек и общество»

1



63

Что такое государство

1



64

Конституция – основной закон нашей страны

1



65

Права ребенка

1



66

Символы государства. Государственный герб России. Государственный флаг России

1



67

Государственный гимн России. Государственные награды.

1



68

Итоговая проверочная работа.

1



69-70

Резерв

2




Календарно-тематическое планирование 4 класс

Тема урока

Кол-во часов

Планируемый период проведения (неделя)

Фактическая дата


Раздел 1.

Наш край.

22



1.

Что такое погода

1



2

Как погода зависит от ветра. Грозные явления природы.

1



3

Предсказание погоды. Самостоятельная работа.

1



4

Экскурсия «Осеннее изменения в природе». Правила поведения в природе.

1



5

Наша местность на плане и карте. Правила поведения во время грозы.

1



6

План местности. Практическая работа.

Правила поведения во время урагана.

1



7

Географическая карта. Правила пешеходов.

1



8

Равнины. Ягоды: съедобные и несъедобные.

1



9

Горы. Оказание первой помощи при ушибах и переломах.

1



10

Как солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши. Оказание первой помощи при солнечном ударе.

1



11

Как деятельность человека изменяет поверхность суши. Самостоятельная работа.

1



12

Богатства недр. Осторожно, газ.

1



13

Разнообразие почв. Осторожно, огонь.

1



14

Что такое природное сообщество. Какие растения растут на лугу.

1



15

Какие растения растут на лугу. Животные — обитатели луга. Луг в жизни человека.

1



16

Какие растения растут в лесу Съедобные и ядовитые грибы.

1



17

Животные — обитатели леса. Лес в жизни человека. Правила поведения в лесу

1



18

Экскурсия в смешанный лес.

Правила поведения в лесу.

1



19

Водоём. Водные объекты и человек.

1



20

Экскурсия к водоёму. Правила поведения у воды

1



21

Искусственные сообщества. Поле. Животные — обитатели полей.

1



22

Искусственные сообщества. Поле. Животные — обитатели полей. Сад. Животные-обитатели садов.

1





Раздел 2. Наша Родина на планете Земля

12



23

Какую форму имеет Земля.

1



24

Карта полушарий.

1



25

Движение Земли. Самостоятельная работа.

1



26

В пустынях Африки.

1



27

Экваториальные леса Южной Америки.

1



28

Антарктида. Австралия. Евразия. Самостоятельная работа.

1



29

Карта России.

1



30

Зона арктических пустынь.

1



31

Тундра.

1



32

Зона лесов

1



33

Степи.

1



34

Экологические проблемы России. Международное сотрудничество по охране природы. Проверочная работа по теме «Наша Родина на планете Земля».

1




Раздел 3. Наши верные помощники.

1



35

История на карте. Исторические источники.

1




Раздел 4. Древняя Русь

5



36

Первые русские князья.

1



37

Князь Владимир. Крещение Руси

1



38

Культура Древней Руси

1



39

Борьба с иноземными захватчиками. Александр Нев­ский

1



40

Куликовская битва. Дмитрий Донской.

1




Раздел 5.

Московское царство

6



41

Первый русский царь. Преобразования в государстве.

1



42

Как жили люди на Руси в XIV—XVI веках

1



43

Смутное время. К. Минин и Д. Пожарский

1



44

Русское государство при первых Романовых.

1



45

Расширение границ России в XVII веке.

1



46

Мозаика заданий. Проверочная работа по теме «Древняя Русь. Московское царство»

1





Раздел 6. Российская империя.

11



47

Пётр I. Реформы в Российском государстве. Преобразования в культуре, науке, быту.

1



48

Преобразования в культуре, науке, быту.

1



49-50

Изменения в Российском государстве. Императрица Екатерина II.

2



51

Образование и наука в XVIII веке

1



52

Война 1812 года.

1



53

Отмена крепостного права.

1



54

Наука и техника в XIX веке.

1



55

Город и горожане. Мода XIX века.

1



56

Город и горожане. Мода XIX века.

1



57

Проверочная работа по теме «Российская империя».

1




Раздел 7.

Российское государство.

13



58

Революция в России.

1



59

Россия в годы Советской власти

1



60

Великая Отечественная война.

1



61

Тыл в годы войны. Победа над фашизмом.

1



62

Восстановление народного хозяйства. Научные достижения XX века.

1



63

По северным городам России

1



64

По городам Центральной России.

1



65

Города Урала и Сибири.

1



66

Дальний Восток. Южные города России.

1



67

Повторительно-обобщающий урок. Проверочная работа по теме «Российское государство».

1



68

Россия в мировом сообществе.

1



69

Жизнь современного человека.

1



70

Мозаика заданий. Обобщение изученного материала.

1





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы

Автор: Томилина Ольга Сергеевна

Дата: 22.10.2016

Номер свидетельства: 351197

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Рабочая программа. Окружающий мир. 2 класс УМК "Перспектива""
    ["seo_title"] => string(63) "rabochaia_programma_okruzhaiushchii_mir_2_klass_umk_perspektiva"
    ["file_id"] => string(6) "564731"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1606549828"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Рабочая программа. Окружающий мир. 1 класс"
    ["seo_title"] => string(49) "rabochaia_programma_okruzhaiushchii_mir_1_klass_2"
    ["file_id"] => string(6) "612425"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1661893479"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Рабочая программа.Окружающий мир (3 класс) "
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia-proghramma-okruzhaiushchii-mir-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "191861"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427376689"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Рабочая программа для 2 класса. Окружающий мир"
    ["seo_title"] => string(54) "rabochaia_proghramma_dlia_2_klassa_okruzhaiushchii_mir"
    ["file_id"] => string(6) "458113"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1518949117"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Рабочая программа "Окужающий мир" для 4 класса "
    ["seo_title"] => string(53) "rabochaia-proghramma-okuzhaiushchii-mir-dlia-4-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "128076"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415434643"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства