Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс»
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Обучение грамоте» для 1 класса общеобразовательного учреждения МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области» разработана на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, программы формирования универсальных учебных действий и Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, установленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, на основе авторской программы курса «Обучение грамоте» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко (Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013; учебно-методический комплект «Гармония»), рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации без изменений и дополнений.
Адресована учащимся 1 класса общеобразовательного учреждения МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области»
Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план. Учебный предмет «Обучение грамоте» относится к предметной области «Филология».
Цели и задачи изучения учебного предмета «Обучение грамоте»
в 1классе
Цель курса обучения грамоте состоит в том, чтобы заложить основы формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Задачи:
- способствовать становлению познавательного интереса, сделать уроки интересными для маленького ученика, воспитывающими у него желание учиться, приобретать всё новые и новые знания и умения;
- создать предпосылки для осознанного освоения детьми норм русской графики;
- расширить языковой и речевой опыт ребёнка;
- обеспечить готовность первоклассника к дальнейшему изучению систематического курса русского языка.
Срок реализации программы 2016-2017 учебный год
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение учебного предмета «Обучение письму» в первом классе отводится 92 часа в год, 4 часа в неделю.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета «Обучение грамоте».
Личностные качества:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
- работать по предложенному учителем плану;
- осуществлять под руководством учителя самооценку написанного с точки зрения качества письма.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- использовать знаки, символы, модели, схемы;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Средством формирования познавательных УУД служат тексты Букваря и задания в «Прописях»
Коммуникативные УУД:
-оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметные результаты выпускника 1 класса
Учащиеся научатся:
- понимать смысл читаемых текстов (при восприятии на слух); составлять небольшие рассказы по картинкам, по серии картинок, о себе и своей жизни;
- различать слова и предложения; составлять и оформлять предложения в устной и письменной речи;
- различать понятия «звук» и «буква»;
- устанавливать последовательность и количество звуков в слове.
- различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные;
- различать согласные звуки: твёрдые и мягкие, звонкие и глухие;
- делить слово на слоги;
- практически применять позиционный способ обозначения звуков: буквы гласных для:
обозначения твёрдости или мягкости предшествующего согласного, буква ь как показатель
мягкости предшествующего согласного звука; буква й, а также буквы е, ё, ю, я как способы
обозначения звука [й]; разделительные ь и ъ как показатели наличия звука [й,] (общее
знакомство, освоение чтения слов с этими знаками);
- правильному слоговому чтению с постепенным переходом на чтение целыми
словами;
- письму букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических
требований, правил оформления записей;
- списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие
предложения;
Учащиеся получат возможность научиться:
- элементарной выразительности чтения, в том числе диалогов, стихотворений;
- правилу выбора соединения букв;
- различать согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости и глухости-звонкости;
- подробно пересказывать текст;
- осуществлять проверку и самооценку написанного с точки зрения качества письма.
Содержание тем учебного курса «Обучение грамоте»
Раздел учебного курса, количество часов
Краткая характеристика учебного предмета
Раздел 1.
Добуквенный период
(23 ч.)
Знакомство с учителем, одноклассниками, первым учебником
Как мы здороваемся и прощаемся?
Правила хорошей речи Знакомство с качествами речи – быть понятной и вежливой. Об одном и том же по- разному. Речь устная и письменная. Слово. Слог.
Звуки вокруг нас. Звуки речи. Совершенствование умения выделять звуки речи. Звуки гласные и согласные. Ударение. Ударные и безударные гласные звуки.
Согласные звуки: твёрдые и мягкие. Согласные звуки: глухие и звонкие.
Раздел 2.
Основной период (67 ч)
Первые буквы гласных звуков Аа – Оо, Ии – ы, Уу – Ээ. Буквы непарных звонких (сонорных) согласных Лл, Мм, Нн, Рр. Буквы парных по глухости – звонкости согласных звуков Сс, Кк, Тт, Вв, Пп, Шш. Правописание сочетания «ши». Буквы, обозначающие мягкость согласных: и, я, е, ю, ь. «Опасности письма» на месте безударных гласных. Буква й, непарные по глухости – звонкости согласные звуки и их буквы. Буквы парных по глухости – звонкости согласных звуков: Зз – Сс, Бб – Пп, Гг – Кк, Дд – Тт, Вв – Фф, Жж – Шш. «Опасности письма» на месте парных по глухости – звонкости согласных (на конце слова). Правописание ударных сочетаний «жи – ши». Читаем и рассказываем. «Опасности письма» на месте парных по глухости звонкости согласных (перед согласными). Читаем и обсуждаем. «Правописание сочетаний «ча – ща, чу – щу». Новая «работа» знакомых букв Ее, Ёё, Юю, Я я. Яя. Разделительные знаки – ь и ъ.
Раздел 3.
Завершающий период (2 ч)
Алфавит. Как хорошо уметь читать!
Сокращения, используемые в программе.
Урок открытия новых знаний – УОНЗ
Урок отработки умений и рефлексии – УОУР
Урок развивающего контроля - УРК
Календарно – тематическое планирование по предмету « Обучение грамоте»
1 класс
№ п/п
Дата
Тема урока
Тип урока
Текущий ипромежуточный
контроль
план
Факт
1 четверть
1
Раздел 1.Добуквенный период (23 ч.)
1
02.09
02.09
Знакомство с учителем, одноклассниками, первым учебником.
УОНЗ
Фронтальная беседа.
2
05.09
05.09
Как мы здороваемся и прощаемся?
УОНЗ
Фронтальный опрос.
3
06.09
06.09
Зачем нужна речь?
УОНЗ
Фронтальный опрос.
4
07.09
07.09
Правила хорошей речи.
УОНЗ
Составление высказываний для речевых ситуаций
5
08.09
08.09
Об одном и том же по-разному.
УОНЗ
Фронтальная беседа.
6
12.09
12.09
Речь устная и письменная
УОНЗ
Фронтальный опрос
7
13.09
13.09
Предложение.
УОНЗ
Фронтальная беседа.
8
14.09
14.09
Слово.
УОНЗ
Фронтальная беседа.
9
15.09
15.09
Слог.
УОНЗ
Составление высказываний для речевых ситуаций
10
19.09
19.09
Звуки вокруг нас. Звуки речи.
УОНЗ
Фронтальная беседа.
11
20.09
20.09
Звуки речи: закрепление
УОУР
Индивидуальный опрос.
12
Совершенствование умения выделять звуки речи.
УОУР
Фронтальный опрос.
13
Звуки гласные и согласные.
УОНЗ
Текущий контроль
14
Звуки гласные и согласные: закрепление.
УОУР
Текущий контроль
15
26.09
26.09
Ударение. Ударные и безударные гласные звуки.
УОНЗ
Фронтальная беседа.
16
27.09
27.09
Ударные и безударные гласные звуки: закрепление.
УОУР
Индивидуальный опрос.
17
28.09
Согласные звуки: твёрдые и мягкие.
УОНЗ
Фронтальная беседа.
18
29.09
Твёрдые и мягкие согласные звуки: закрепление.
УОУР
Текущий контроль
19
3.10
3.10
Ударные и безударные гласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки: закрепление.
УОУР
Текущий контроль
20
4.10
4.10
Гласные и согласные звуки.
УОУР
Индивидуальный опрос.
21
5.10
5.10
Согласные звуки: глухие и звонкие.
УОНЗ
Фронтальная беседа.
22
6.10
6.10
Глухие и звонкие согласные звуки.
УОУР
Фронтальный опрос
23
Звуки речи.
УОУР
Индивидуальный опрос.
2
Раздел 2.Основной период (67 ч)
24
Буквы А а –О о.
УОНЗ
Творческое моделирование букв.
25
Буквы И и – ы.
УОНЗ
Творческое моделирование букв
26
Буквы У у – Э э.
УОНЗ
Творческое моделирование букв
27
Закрепление
УОУР
Текущий контроль.
28
17.10
17.10
Буквы Л л – М м.
УОНЗ
Творческое моделирование букв
29
18.10.
18.10
Закрепление.
УОУР
Текущий контроль.
30
19.10
19.10
Буквы Н н.
УОНЗ
Творческое моделирование букв
31
Буквы Р р
УОНЗ
Творческое моделирование букв
32
Закрепление
УОУР
Проверочная работа
2 четверть
33
Буквы С с
УОНЗ
Творческое моделирование букв
34
Буквы К к.
УОНЗ
Творческое моделирование букв
35
Закрепление
УОУР
Текущий контроль.
36
Буквы Т т.
УОНЗ
Творческое моделирование букв
37
Буквы В в.
УОУР
Творческое моделирование букв
38
Закрепление
УОНЗ
Текущий контроль.
39
Буквы П п.
УОНЗ
Творческое моделирование букв
40
15.11
Буквы Ш ш. Правописание сочетания «ши»
УОНЗ
Творческое моделирование букв
41
Закрепление
УОУР
Составление высказываний для речевых ситуаций
42
Буквы ы – И и.
УОУР
Фронтальная беседа.
43
Буквы А а – я.
УОУР
Фронтальный опрос.
44
Буквы Э э – е.
УОУР
Индивидуальный опрос.
45
Закрепление
УОУР
Фронтальный опрос.
46
Буквы О о – ё.
УОУР
Составление высказываний для речевых ситуаций
47
Буквы У у – ю.
УОНЗ
Фронтальный опрос.
48
Закрепление
УОУР
Фронтальный опрос.
49
Буква ь.
УОНЗ
Творческое моделирование букв
50
Закрепление
УОУР
Индивидуальный опрос.
51
«Опасности письма» на месте безударных гласных.
УОНЗ
Фронтальная беседа
52
Закрепление
УОУР
Текущий контроль.
53
Буквы Й й.
УОУР
Фронтальный опрос.
54
Закрепление знаний о непарных по глухости-звонкости согласных звуках и их буквах.
УОУР
Фронтальный опрос.
55
Буквы З з – С с.
УОУР
Творческое моделирование букв
56
Буквы Б б – П п.
УОУР
Творческое моделирование букв
57
Закрепление
УОУР
Индивидуальный контроль.
58
Буквы Г г – К к.
УОУР
Творческое моделирование букв
59
Буквы Д д – Т т.
УОУР
Творческое моделирование букв
60
Закрепление
УОУР
Фронтальный опрос.
3 четверть
61
«Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных (на конце слова).
УОУР
Самостоятельная работа.
62
Буквы В в – Ф ф.
УОУР
Творческое моделирование букв
63
Буквы Ж ж – Ш ш.
УОУР
Творческое моделирование букв
64
Закрепление
УОУР
Проверочная работа.
65
Правописание ударных сочетаний «жи-ши»
УОУР
Индивидуальный опрос.
66
Закрепление сведений об «опасностях письма».
УОУР
Фронтальный опрос.
67
Чтение слов с изученными буквами.
УОУР
Индивидуальный контроль.
68
Читаем и рассказываем.
УОУР
Составление высказываний для речевых ситуаций
69
Звуки и буквы.
УОУР
Фронтальный опрос.
70
«Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных (перед согласными).
УОУР
Составление высказываний для речевых ситуаций
71
Буквы Х х.
УОУР
Индивидуальный контроль.
72
Закрепление.
УОУР
Фронтальный опрос.
73
Буквы Ц ц.
УОУР
Творческое моделирование букв
74
Буквы Ч ч.
УОУР
Творческое моделирование букв
75
Буквы Щ щ.
УОУР
Творческое моделирование букв
76
Закрепление.
УОУР
Самостоятельная работа.
77
Читаем и рассказываем.
УОУР
Составление высказываний для речевых ситуаций
78
Правописание сочетаний «ча-ща», «чу-щу».
УОУР
Текущий контроль.
79
Закрепление: «жи-ши», «ча-ща», «чу-щу».
УОУР
Фронтальный опрос.
80
Повторение
УОУР
Индивидуальный опрос.
81
Буквы Е е, Ё ё, Ю ю, Я я в начале слова.
УОУР
Творческое моделирование букв
82
Буквы е, ё, ю, я после букв гласных.
УОУР
Фронтальная беседа.
83
Закрепление
УОУР
Фронтальный опрос.
84
Обобщение: «работа» букв гласных.
УОУР
Составление высказываний для речевых ситуаций
85
Читаем и наблюдаем.
УОУР
Составление высказываний для речевых ситуаций
86
Сравниваем работу букв й, у, ё, ю, я.
УОУР
Фронтальная беседа.
87
Буква ь (разделительный).
УОУР
Фронтальный опрос.
88
Разделительный ъ.
УОУР
Текущий контроль.
89
«Работа» букв ь и ъ.
УОУР
Индивидуальный опрос.
90
Обобщение
УОУР
Фронтальный опрос.
3
Раздел 3.Завершающий период (2ч)
91
Алфавит.
УОУР
Текущий контроль
92
Как хорошо уметь читать.
УОУР
Фронтальный опрос.
Материально- техническое обеспечение образовательного процесса
Реализация данной программы предусматривает использование в педагогической практике учебно-методического комплекта.
Учебные пособия для учащихся:
• Соловейчик М. С., Н. М. Бетенькова, Кузьменко Н. С., Курлыгина О. Е. Букварь «Мой первый учебник». В 2 ч. – 2011 и послед.
• Соловейчик М. С. и др. Учусь быть читателем: Книга для чтения в период обучения грамоте. – 2012 и послед.
Пособия для учителя
• Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С., Бетенькова Н. М., Курлыгина О. Е. Поурочные методические рекомендации к букварю «Мой первый учебник» и прописям «Хочу хорошо писать» – 2011 и послед.
Для решения поставленных задач кабинет необходимо оснастить соответствующим оборудованием:
– компьютером;
– проекционным аппаратом;
– интерактивная доска.
Печатные пособия
Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования.
Примерная программа общего начального образования по обучению грамоте.
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
Руководитель ШМО
Заместитель директора по УВР
МОУ СОШ п. Красный Текстильщик __________ (ФИО руководителя)