– создать условия для осознания ребёнком себя как языковой личности, для становления у него интереса к изучению русского языка, для появления сознательного отношения к своей речи; 
 – заложить основы лингвистических знаний как элемент представления о научной картине мира и как базу для формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации;
 – сформировать комплекс языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотность учащихся;
  --формирование способности осознавать язык как предмет наблюдения, выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
 – средствами предмета влиять на формирование психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и эмоциональное развитие, на формирование учебной самостоятельности и в целом умения учиться;
 – обеспечить становление у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме, становление их коммуникативной компетенции.
  - формирование представлений об основных единицах языка (о предложении, слове, слоге, звуке), освоение способов их вычленения, а также наблюдение за использованием этих единиц в речи;
  - формирование фонетических знаний (о звуках гласных и согласных, о гласных ударных и безударных, о согласных твёрдых и мягких, парных по твёрдости-мягкости и непарных, о согласных глухих и звонких, парных по глухости-звонкости и непарных) и на их основе развитие умения выполнять частичный и полный звуковой анализ слова;
  - формирование механизма плавного слогового чтения и постепенный переход к осознанному чтению целыми словами;
  - первоначальное введение в мир детских книг и мотивацию самостоятельного обращения к ним;
  Освоение русского языка на первой ступени общего образования начинается с курса «Обучение грамоте», который занимает большую часть учебных часов 1-го класса. В данной программе он рассчитан на 22 учебных недели (207 часов) при 9 часах в неделю: 4 урока на основе букваря и  
  5 уроков - на основе прописей. Итого: 92 часа на основе букваря и 115часов на основе прописей.  
  - Соловейчик, М. С. Мой первый учебник : букварь: в 2 ч./ М.С. Соловейчик, Н.М. Бетенькова, Н.С. Кузьменко, О.Е. Курлыгина. - Смоленск: Изд-во «Ассоциация XXI век», 2011-2012г.
  - Кузьменко, Н. С. Хочу хорошо писать : прописи: в 4 ч. / Н.С. Кузьменко, Н.М. Бетенькова. - Смоленск: Изд-во «Ассоциация XXI век», 2011-2012г.  
  - Соловейчик М. С. Поурочные методические рекомендации к букварю «Мой первый учебник» и прописям «Хочу хорошо писать» : методические рекомендации / М.С. Соловейчик, Н.М. Бетенькова, Н.С. Кузьменко, О.Е. Курлыгина. - Смоленск: Изд-во «Ассоциация XXI век»,2011 г.
  - Кузьменко Н. С. Наглядные пособия по русскому языку к учебнику Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. «К тайнам нашего языка» [Текст]: наглядные пособия / Н.С. Кузьменко. - Смоленск: Изд-во «Ассоциация XXI век», 2011.
  - Соловейчик М. С. Учусь быть читателем [Текст]: книга для чтения в период обучения грамоте / М.С. Соловейчик. - Смоленск: Изд-во «Ассоциация XXI век», 2010 г
 Сайты: «Открытый урок», «Муравейник», «Уроки в начальной школе», «ПроШколу», сайт «Творческих учителей».
      |   Содержательные линии   |    Требования ФГОС. Планируемые результаты   |  
  |   Предметные результаты   |  
  |   Базовый уровень  Обучающиеся научатся   |    Повышенный уровень  Обучающиеся получат возможность научиться   |  
  |   Речь, практика речевой деятельности   Речь как способ общения людей. Понятность и вежливость как главные качества речи. Правила поведения во время общения; этикетные формулы приветствия, прощания, просьбы, извинения.   Речь устная и письменная (общее представление); средства выразительности устной речи. Деловые сообщения и словесные рисунки как разновидности речи (общее знакомство).   Накопление опыта участия в диалоге, в общей беседе, опыта говорения и слушания других, точного ответа на вопросы, пользования правилами речи, средствами выразительности устной речи. Понимание смысла читаемых текстов (в том числе при восприятии на слух). Элементарные умения работать с текстом: понимать его тему (без термина), соотносить его название с темой, главной мыслью, осознавать роль последовательности предложений в тексте. Составление небольших рассказов по картинкам, по серии картинок, о себе и своей жизни. Коллективное построение простых деловых сообщений по изучаемым вопросам курса, в том числе на основе графических моделей.       |     - читать правильно и плавно по слогам, в простых случаях целыми словами, понимать читаемое (приблизительный темп чтения вслух — 25 слов в минуту);    - по заданию учителя, выделяя слоги, готовиться к чтению слов, трудных по слоговой структуре;  - спрашивать о значении незнакомых слов;   - соблюдать основные правила общения на уроке, пользоваться типовыми этикетными формулами (в ситуациях приветствия, извинения, просьбы, благодарности);   - понимать вопросы и задания, инструкции учителя, адекватно реагировать на них;   - под руководством учителя создавать короткие устные высказывания на основе различных источников, в том числе деловые на основе моделей букваря.       |     - читать правильно и плавно целыми словами, в трудных случаях по слогам, в темпе, близком к темпу устной речи;   - понимать читаемое преимущественно по ходу чтения;   - самостоятельно готовиться к чтению слов, трудных по слоговой структуре;    - при повторном чтении использовать некоторые средства создания выразительности, в частности окраску голоса (интонацию), мимику;   - под руководством учителя выбирать заголовок текста с учётом его темы или главной мысли (без терминов), восстанавливать нарушенную последовательность предложений;   - участвовать в коллективном устном общении, вступать в диалог, соблюдая при этом основные правила речевого поведения: слушать говорящего, смотреть на него, обращаться к собеседнику по имени (имени и отчеству)   и т. п.;    - строить небольшие монологические высказывания на основе картинок букваря, собственных впечатлений;       |  
  |   Предложение и слово   Предложение как способ выражения мысли. Оформление предложений в устной и письменной речи.   Слово как название чего-либо; разграничение слов и называемых ими явлений действительности. Значение слов, смысловые связи, родственные отношения, вопросы к словам, изменение слов в соответствии с вопросами (общее знакомство, накопление опыта наблюдений).   Различение слова и предложения; выделение слов, конструирование, преобразование и составление предложений.       |     - слышать интонацию конца предложения, определять количество произнесённых предложений; выделять из предложения слова, определять их количество;  - разграничивать звуки и буквы, правильно называть их;  - различать звуки гласные и согласные, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие; слышать наличие в слове звука [й];   - выделять и характеризовать отдельные звуки слова, определять их последовательность, обозначать звуковой состав слова в виде модели;  - выделять слоги, различать ударные и безударные;   - различать буквы гласных, обозначающие твёрдость или мягкость согласных; различать позиции, когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука или один.       |     - выделять из потока устной речи отдельные предложения, различать интонацию, с которой каждое произносится, определять нужный знак препинания для её обозначения;   - различать парные и непарные по глухости-звонкости согласные, для парных — определять их место в слове (на конце, перед гласным, перед другим парным);       |  
  |   Фонетика   Слог как минимальная произносительная единица. Способ выделения слогов, деление слов на слоги.   Звуки речи, их отличие от звуков окружающего мира. Единство звукового состава слова и его значения. Приёмы интонационного выделения звуков. Установление последовательности и количества звуков в слове.   Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных; приём выявления ударного гласного звука. Гласный звук как основа слога, смыслоразличительная роль звуков и ударения.   Различение согласных звуков: твёрдых и мягких, звонких и глухих; общее представление о согласных парных и непарных по твёрдости-мягкости и глухости-звонкости.       |  
  |   Графика   Буквы как знаки для обозначения звуков в письменной речи. Различение звуков и букв. Позиционный способ обозначения звуков буквами (практическое освоение применительно к чтению и письму): буквы гласных для обозначения твёрдости или мягкости предшествующего согласного, буква ь как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Буква й, а также буквы е, ё, ю, я как способы обозначения звука [й']. Разделительные ь и ъ как показатели наличия звука [й'] (общее знакомство, освоение чтения слов с этими знаками).   Правильные названия букв и общее знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.   Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса.       |         |         |  
  |   Чтение   Формирование слогового чтения. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами (слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов) со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу речи ребёнка; понимание читаемого. Соответствие при чтении предложений, текстов интонации и пауз знакам препинания; элементарная выразительность чтения, в том числе диалогов, стихотворений. Первоначальное знакомство с миром детских книг.       |         |         |  
  |   Письмо: каллиграфия   Гигиенические требования к посадке, положению тетради, руки, ручки при письме (практическое овладение). Освоение необходимых при письме движений, развитие мелкой мускулатуры руки, глазомера, ориентировки в пространстве страницы, координации движений.   Начертание и название основных элементов букв, письменных строчных и прописных букв. Овладение способами соединения элементов букв и букв при письме, знакомство с правилом выбора соединения. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических требований, правил оформления записей. Формирование элементов самооценки написанного с точки зрения качества письма.       |     - соблюдать правила посадки, положения тетради, ручки в руке;   - правильно, аккуратно, разборчиво и, по возможности, красиво писать буквы и оформлять их соединение; сравнивать с образцом и оценивать каллиграфическую сторону своей записи;    - осознанно обозначать при письме твёрдость и мягкость согласных, а также звук [й ];    - обнаруживать по освоенным признакам имеющиеся в слове, в предложении «опасные при письме места»;    - применять при письме правила оформления границ предложений, раздельного написания слов, а также написания букв гласных в ударных слогах жи—ши, ча—ща, чу—щу;    - различать два вида чтения: «как говорим» (орфоэпическое) и «как написано» (орфографическое);    - под руководством учителя писать под диктовку и списывать с печатного текста слова и короткие предложения (по освоенной технологии), проверять написанное.       |     - при письме букв выбирать их соединение с учётом начертания следующей буквы;  - в целом оценивать качество своего письма;   - различать буквы твёрдых или мягких согласных и буквы, указывающие на их твёрдость или мягкость;  - применять освоенные правила переноса слов;   - самостоятельно действовать при списывании и письме под диктовку по освоенной технологии, проверять написанное.       |  
  |   Письмо: орфография и пунктуация   Письмо под диктовку и списывание с печатного текста (по предусмотренной технологии). Проверка написанного.   Освоение орфографических правил: прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных (без термина); раздельное написание слов; обозначение гласных в сочетаниях жи-ши, ча—ща, чу—щу под ударением; перенос слов по слогам; освоение пунктуационного оформления конца предложения.   Знакомство с признаками «опасных при письме мест»: места, требующие применения названных правил; буквы на месте безударных гласных, парных по глухости-звонкости согласных на конце слова и перед другими парными согласными. Первоначальное обучение нахождению орфограмм («опасных при письме мест») по освоенным признакам; становление орфографической зоркости.       |  
 
                                           |   № урока   |    Тема раздела программы,  тема урока   |    Количество часов   |    Характеристика деятельности учащихся   |    Дата   |  
  |   Ч  т  е  н  и  е   |    П  и  с  ь  м  о   |  
  |   План   |    Факт   |  
  |        |         |    Добуквенный период.(18ч./23ч.)   |    чт.   |    п   |    чт.   |    п   |  
  |   1   |    1   |     Инструктаж по ТБ на уроке. Знакомство с учителем, одноклассниками, учебником и прописями.  Инструктаж по ТБ на уроке. Знакомство с прописями.   |    1   |            1   |    Знакомиться с одноклассниками, рассматривать обстановку класса, букварь, прописи. Слушать рекомендации учителя, выполнять их, отвечать на вопросы.   |    1.09   |    1.09   |         |         |  
  |   2   |    2   |    Как мы здороваемся и прощаемся?  Знакомство с правильной посадкой, положением ручки   |    1   |            1       |    Рассматривать и «озвучивать» картинки букваря, соотносить этикетные формы с рисунками. Анализировать речевые ситуации, сравнивать средства языка, выбирать их.  Моделировать речь с помощью учителя, анализировать модель, находить неточности в условных обозначениях, исправлять их, выводить (вместе с учителем) правила речи. Разыгрывать речевые ситуации, меняясь ролями: говорящий - слушающий. Наблюдать за речью учителя, одноклассников, оценивать выполнение правил речи, высказывать своё мнение, советы. Пользоваться этикетными словами, правилами речи в общении со взрослыми и сверстниками   |    4.09   |    4.09   |         |         |  
  |        |    3   |    Знакомство с разлиновкой прописи   |         |        1   |         |    5.09   |         |         |  
  |   3   |    4   |    Зачем нам нужна речь? Правила хорошей речи.       Знакомство со штриховкой   |    1   |            1   |    6.09   |    6.09   |         |         |  
  |   4   |    5   |    Об одном и том же по- разному.          Продолжение знакомства со штриховкой.   |    1   |                    1       |    7.09   |    7.09   |         |         |  
  |   5   |    6   |    Речь устная и письменная.                      Закрепление навыков штриховки.   |    1   |                        1   |    Анализировать примеры речи, разграничивать  разновидности речи, создавать высказывания разных видов речи по картинкам букваря, на основе собственного опыта; «озвучивать» диалоги, разыгрывать ситуации общения, соотносить образцы речи с модельными изображениями характеристик высказывания, пользоваться средствами выразительности в своей устной речи, слушать учителя и одноклассников, оценивать выразительность их речи   |    8.09   |    8.09   |         |         |  
  |   6   |    7   |    Предложение.              Знакомство с секретом наклонного письма. Введение письма под диктовку (квази-письмо)   |    1   |                    1   |    Наблюдать за оформлением границ предложения в устной речи, оценивать речь как понятную и непонятную, выявлять средства оформления предложений в устной речи, соотносить их со способами оформления в письменной речи. Выводить (вместе с учителем) действия, выполняемые при письме под диктовку, и самостоятельно «записывать» предложения в виде схем (моделировать). Определять на слух границы предложений, количество произнесённых предложений, различать интонацию конца предложения, выбирать нужный знак препинания. «Читать» и сравнивать предложения с разной интонацией. Соотносить предложение со схемой (моделью). Строить предложения по схеме   |    11.09   |    11.09   |         |         |  
  |        |    8   |    Знакомство с элементами букв:           Квази-письмо с делением на слова   |         |    1   |    Сравнивать предметы и слова как их названия; делать выводы, а потом доказывать, что слово и называемый им предмет - не одно и то же. Выделять слова из предложения, конструировать, преобразовывать и составлять предложения. Наблюдать за значениями слов, отличать «ненастоящие» слова от «настоящих», объяснять отличие. Определять количество слов в предложении. Показывать деление предложения на слова схематически (моделировать услышанное или составленное предложение)   |         |    12.09   |         |         |  
  |   7   |    9   |    Слово. Слог             Знакомство с элементами букв:      Квази-письмо с указанием слогов в словах   |    1   |                1   |    Скандировать слова, «озвучивая» картинки букваря. Наблюдать за делением слова на части, слушать сообщение учителя о названии этих частей. Делить слова на слоги путём скандирования. Моделировать слоговой состав слов с помощью слоговых схем.  Соотносить слоговые схемы и слова, подбирать слова к схемам; группировать слова в зависимости от их слогового строения   |    13.09   |    13.09   |         |         |  
  |   8   |    10   |    Звуки вокруг нас. Звуки речи      Знакомство с элементами букв:      |    1   |            1   |    Подражая учителю, протяжно или многократно (усиленно) произносить отдельные звуки, видеть их последовательность в слове; обозначать каждый звук условным значком.  Моделировать звуковой состав слова, отражая в модели количество звуков; составлять из отдельных звуков слова.  Слушать звуки окружающего мира и объяснять их отличие от звуков речи.  Сравнивать звуки и значения слов, выявлять и называть смыслоразличительные звуки; объяснять смыслоразличительную роль звуков. Соотносить слова со звуковыми моделями; группировать слова в соответствии со звуковыми моделями.  Понимать фонетические задания, представленные в схематичной форме, и выполнять их. Контролировать процесс и результат звукового анализа слов, выполненного одноклассниками   |    14.09   |    14.09   |         |         |  
  |   9   |    11   |    Звуки речи: закрепление              Знакомство с элементами букв:      |    1   |            1   |    15.09   |    15.09   |         |         |  
  |   10   |    12   |    Совершенствование умения выделять звуки речи. Звуки гласные и согласные.      Закрепление навыков написания элементов:               |    1   |                        1   |    18.09   |    18.09   |         |         |  
  |        |    13   |        Знакомство с элементами букв          |         |        1   |    Сопоставлять первый и последний звуки в слове «аист», наблюдать за особенностями их произнесения. Ставить фонетический опыт: пытаться произносить первый звук с закрытым ртом, а последний - с открытым.  Слушать информацию учителя о делении звуков на гласные и согласные.  Формулировать (совместно с учителем) вывод об особенностях произнесения гласных и согласных звуков и способа их различения. Различать гласные и согласные звуки, обозначать их соответствующими условными значками. Моделировать звуковой состав слова, отражая последовательность и характеристику звуков как гласных, так и согласных. Соотносить слова со звуковыми моделями; классифицировать слова в зависимости от характеристики звуков. Контролировать процесс звукового анализа и оценивать его правильность. Участвовать в беседе по обсуждаемым на уроке проблемам.  Высказывать свою точку зрения и выслушивать чужую; соблюдать правила речевого поведения   |                                                                                     |    19.09  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
          |         |         |  
  |   11   |    14   |    Звуки гласные и согласные: закрепление            Знакомство с элементами букв:      |    1   |                        1           |    20.09   |    20.09   |                                         |         |  
  |   12   |    15   |    Ударение. Ударные и безударные гласные звуки            Знакомство с элементами букв:      |    1   |                        1   |    Слушать описание ситуации, изображённой на картинке букваря, «озвучивать» вопрос мальчика. Наблюдать за произнесением с интонацией удивления слова «мама»; сравнивать характер произнесения слогов.  Слушать информацию учителя об ударных и безударных слогах и их обозначении в схеме. Переносить понятие «ударный» и «безударный» на гласный звук как основу слога; обозначать ударные и безударные гласные звуки условными значками. Определять место ударения в слове, разграничивать ударные и безударные слоги и гласные звуки. Характеризовать звуковой состав слова по его модели; выбирать слова, подходящие к модели. Соотносить звуковые модели слов и слова; группировать слова в соответствии с моделями; находить «ошибки» в звуковых схемах слов. Моделировать звуковой состав слов, отражая последовательность звуков и их характеристику. Сравнивать слова, отличающиеся ударением. Делать вывод о смыслоразличительной роли ударения.  Обобщать сведения о звуках речи, строить небольшой монолог на основе модели   |    21.09   |    21.09   |         |         |  
  |   13   |    16   |    Ударные и безударные гласные звуки: закрепление.           Знакомство с элементами букв                  |    1                                                               |                1   |    22.09   |    22.09   |         |         |  
  |   14   |    17   |    Согласные звуки: твёрдые и мягкие        Знакомство с нижним соединением элементов букв   |    1   |            1   |    Выделять и сравнивать согласные звуки, выявлять их различие.  Слушать информацию о названии этих звуков и способах их обозначения.  Различать твёрдые и мягкие (звонкие и глухие) согласные, обозначать их условными значками. Анализировать согласные звуки, характеризовать их.  Группировать слова в зависимости от характеристики согласных; подбирать слова в соответствии с моделью; критически оценивать соответствие рисунка (слова) и модели.  Моделировать звуковой состав слова, отражая последовательность звуков и их характеристику. Характеризовать звуки как парные или непарные по твёрдости-мягкости   |    25.09   |    25.09   |         |         |  
  |        |        18   |        Закрепление навыков написания элементов букв с соединением.   |         |        1   |         |    26.09   |         |         |  
  |   15   |    19   |    Ударные и безударные Гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки: закрепление      Знакомство со средним соединением элементов букв   |    1   |                1   |    27.09   |    27.09   |         |         |  
  |   16   |    20   |    Гласные и согласные звуки: обобщение.      Знакомство с верхним соединением букв   |    1   |            1   |    28.09   |    28.09   |         |         |  
  |   17   |    21   |    Согласные звуки: глухие и звонкие      Знакомство с верхним соединением букв: продолжение   |    1   |                1   |    29.09   |    29.09   |         |         |  
  |   18   |    22   |    Глухие и звонкие согласные звуки: закрепление         Знакомство с верхним соединением букв: продолжение   |    1   |                1   |    02.10   |    02.10   |         |         |  
  |        |    23   |        Обобщение: виды соединений элементов букв - нижнее, верхнее, среднее   |         |        1   |         |    03.10   |         |         |  
  |   Основной период (67ч. /83ч.)   |  
  |   Первые буквы гласных звуков Аа - Оо, Ии - ы, Уу –Ээ           |  
  |   1   |    1   |    Буквы Аа - Оо.      Письмо букв о 0   |    1   |        1   |    Различать звуки и буквы.  Вычленять ударные гласные звуки из слов и, если буква знакома, обозначать соответствующей буквой.  Слушать и воспроизводить названия букв. Называть изученные буквы, читать, интонировать и определять, какой ударный гласный звук обозначается этой буквой.  Выделять гласные звуки и обозначать на письме ударные.  Вычленять в словах твёрдые и мягкие звуки, наблюдать за использованием букв, выводить правило чтения и читать («озвучивать») твёрдо или мягко буквы согласных перед буквами гласных.   |    04.10   |    04.10   |         |         |  
  |   2   |    2   |    Буквы И и - ы.        Письмо букв иИ-ы   |    1   |        1   |    05.10   |    05.10   |         |         |  
  |   3   |    3   |    Буквы Уу - Ээ.        Письмо букв Ээ   |    1   |        1   |    06.10   |    06.10   |         |         |  
  |   4   |    4   |    Закрепление.        Письмо букв Уу   |    1   |            1   |    09.10   |    09.10   |         |         |  
  |        |    5   |    Письмо букв Аа   |         |        1   |         |    10.10   |         |         |  
  |   Буквы непарных звонких (сонорных) согласных: Лл, Мм, Нн, Рр           |  
  |   5   |    6   |    Буквы Лл - Мм.        Письмо букв Лл   |    1   |            1   |    Классифицировать буквы в зависимости от обозначаемых ими звуков: буквы гласных или согласных.  Слышать согласные и ударные гласные и обозначать их соответствующими буквами. Выводить действия, необходимые при списывании, и составлять с помощью учителя памятку списывания. Сравнивать слова по значению; объяснять различие в значении слов, отличающихся одной буквой; сравнивать по значению слова-омонимы, синонимы, наблюдать за переносным употреблением слов и выражений (без терминов); соотносить прочитанные слова с картинками; задавать вопросы о значении слов; находить предлагаемые слова в текстах; изменять слова.  Соотносить предложения с рисунками, моделями; находить в тексте предложение к иллюстрации. Замечать различные знаки препинания в конце и внутри предложений, в соответствии с ними выразительно читать; делать умозаключения, выводы о связи знаков препинания, смысла и интонации. Самостоятельно готовиться к чтению трудных слов, деля их на слоги. Отвечать на вопросы по фактическому содержанию текста. Озаглавливать текст по его теме, выбирать более точный заголовок. Разыгрывать диалоги, читать по ролям отдельные реплики; оценивать выразительность чтения. Участвовать в обсуждении прочитанного; соблюдать правила речевого поведения; оценивать соблюдение этих правил всеми участниками.   |    11.10   |    11.10   |         |         |  
  |   6   |    7   |    Закрепление        Письмо букв Мм   |    1   |            1   |    12.10   |    12.10   |         |         |  
  |   7   |    8   |    Буквы Нн            Письмо букв Нн   |    1   |            1   |    13.10   |    13.10   |         |         |  
  |   8   |    9   |    Буквы Рр            Письмо букв Рр   |    1   |            1   |    16.10   |    16.10   |         |         |  
  |        |    10   |    Упражнение в чтении и письме   |         |    1   |         |    17.10   |         |         |  
  |   9   |    11   |    Закрепление          Закрепление   |    1   |            1   |    18.10   |    18.10   |         |         |  
  |   Буквы парных по глухости - звонкости согласных звуков: Сс, Кк, Тт, Вв, Пп, Шш   |  
  |   10   |    12   |    Буквы Сс    Письмо букв Сс   |    1   |        1   |    Проводить звуковой анализ слов, выделять отдельные звуки и обозначать их буквами. Слушать и воспроизводить названия букв. Читать слоги и слова с изученными буквами гласных и согласных звуков, пользуясь правилом чтения. Наблюдать и делать некоторые выводы: одни буквы обозначают пары звуков по твёрдости мягкости, а другие нет, например, буква «ш». Выводить правило написания ударного сочетания «ши». Обозначать гласные и согласные звуки в сильных позициях изученными буквами.  Рассказывать правила чтения и письма по модели   |    19.10   |    19.10   |         |         |  
  |   11   |    13   |    Буквы Кк    Письмо букв Кк   |    1   |        1   |    20.10   |    20.10   |         |         |  
  |   12   |    14   |    Закрепление  Закрепление   |    1   |        1   |    23.10   |    23.10   |         |         |  
  |        |    15   |    Упражнение в чтении и письме   |         |    1   |         |    24.10   |         |         |  
  |   13   |    16   |    Буквы Тт  Письмо букв Тт   |    1   |        1   |    25.10   |    25.10   |         |         |  
  |   14   |    17   |    Буквы Bв      Письмо букв Bв   |    1   |            1   |    26.10   |    26.10   |         |         |  
  |   15   |    18   |    Закрепление  Закрепление   |    1   |        1   |    27.10   |    27.10   |         |         |  
  |        |    19   |    Упражнение в чтении и письме   |         |    1   |         |    07.11   |         |         |  
  |   16   |    20   |    Буквы Пп  Письмо букв Пп   |    1   |        1   |    08.11   |    08.11   |         |         |  
  |   17   |    21   |    Буквы Шш    Письмо букв Шш   |    1   |        1   |    09.11   |    09.11   |         |         |  
  |   18   |    22   |    Закрепление  Закрепление   |    1   |        1   |    10.11   |    10.11   |         |         |  
  |   Буквы, обозначающие мягкость согласных: и, я, е, ё, ю, ь.   |  
  |   19   |    23   |    Буквы И и - ы    Повторение   |    1   |        1   |    Слушать сведения о буквах, обозначающих мягкость согласных звуков, добавлять их в модели, в которых отражены правила чтения и письма. Читать, пользуясь правилом чтения.  Выбирать правильные буквы гласных для ударных гласных звуков после мягких и твёрдых согласных (по правилу письма).  Наблюдать за обозначением безударных гласных звуков буквами, формулировать с помощью учителя вывод о «недоверии» этим звукам при письме, так как на их месте всегда есть выбор букв для их обозначения.  Конструировать слова из готовых слогов, писать их.  Списывать слова в соответствии с памяткой списывания   |    13.11   |    13.11   |         |         |  
  |        |    24   |    Закрепление навыков написания букв.   |         |         |         |    14.11     |         |         |  
  |   20   |    25   |    Буквы Аа - я    Письмо буквы я   |         |         |    15.11   |    15.11   |         |         |  
  |   21   |    26   |    Буквы Ээ-е. Закрепление.        Письмо буквы е   |    1   |            1   |    16.11   |    16.11   |         |         |  
  |   22   |    27   |    Упражнение в чтении.  Упражнение в письме.   |    1   |        1   |    17.11   |    17.11   |         |         |  
  |   23   |    28   |    Буквы Оо – ё  Письмо буквы ё   |    1   |        1   |    20.11   |    20.11   |         |         |  
  |        |    29   |    Закрепление   |         |    1   |         |    21.11   |         |         |  
  |   24   |    30   |    Буквы Уу-ю    Письмо буквы ю   |    1   |            1   |         |    22.11   |    22.11   |         |         |  
  |   25   |    31   |    Буква ь  Письмо буквы ь   |    1   |            1   |    Слушать сведения о буквах, обозначающих мягкость согласных звуков, добавлять их в модели, в которых отражены правила чтения и письма. Читать, пользуясь правилом чтения. Выбирать правильные буквы гласных для ударных гласных звуков после мягких и твёрдых согласных (по правилу письма).  Наблюдать за обозначением безударных гласных звуков буквами, формулировать с помощью учителя вывод о «недоверии» этим звукам при письме, так как на их месте всегда есть выбор букв для их обозначения.  Конструировать слова из готовых слогов, писать их.  Списывать слова в соответствии с памяткой списывания.   |    23.11   |    23..11   |         |         |  
  |   26   |    32   |    Упражнение в чтении.  Упражнение в письме.   |    1   |        1   |    24.11   |    24.11   |         |         |  
  |   27   |    33   |    Закрепление      Закрепление   |    1   |            1   |    27.11   |    27.11   |         |         |  
  |        |    34   |    Закрепление   |         |        1   |         |    28.11   |         |         |  
  |   28   |    35   |    «Опасности письма» на месте безударных гласных  «Опасности письма» на месте безударных гласных   |    1   |            1   |         |    29.11   |    29.11   |         |         |  
  |   Буква й и обобщение: непарные по глухости- звонкости согласные звуки и их буквы   |  
  |   29   |    36   |    Буквы Йй            Письмо букв Йй   |    1   |            1   |    Выделять звук [й ] и обозначать его буквой й в позициях: на конце слова и перед согласным. Читать слова с буквой й.  Наблюдать и делать обобщение о буквах непарных звонких согласных звуков. Рассказывать по модели (ленте букв) сведения о буквах   |    30.11   |    30.11   |         |         |  
  |   30   |    37   |    Упражнение в чтении и письме   |    1   |    1   |         |    01.12   |    01.12   |         |         |  
  |   31   |    38   |    Закрепление и обобщение  Закрепление и обобщение   |    1   |        1   |         |    04.12   |    04.12   |         |         |  
  |   Буквы парных по глухости - звонкости согласных звуков: Зз - Сс, Бб - Пп, Гг - Кк, Дд - Тт, Вв - Фф, Жж - Шш   |  
  |        |         |         |         |             |            Наблюдать за буквами, обозначающими парные по глухости-звонкости звуки.  Классифицировать буквы парных шш непарных по глухости-звонкости согласных. Читать, списывать слова с изученными буквами. Писать под диктовку, выполняя нужные действия. Наблюдать за обозначением парных по глухости- звонкости согласных звуков на конце слов буквами, формулировать с помощью учителя вывод о «недоверии» этим звукам, так как на их месте есть выбор букв для их обозначения.  Списывать и писать под диктовку слова в соответствии с памяткой списывания и технологией письма под диктовку   |         |         |         |         |  
  |        |    39   |    Закрепление навыков письма.   |         |        1   |         |    05.12   |         |         |  
  |   32   |    40   |    Буквы Зз - Сс    Письмо букв Зз   |    1   |        1   |    06.12   |    06.12   |         |         |  
  |   33   |    41   |    Буквы Бб-Пп    Письмо букв Бб   |    1   |        1   |    07.12   |    07.12   |         |         |  
  |   34   |    42   |    Упражнение в чтении.  Упражнение в письме.   |    1   |        1   |    08.12   |    08.12   |         |         |  
  |   35   |    43   |    Буквы Гг - Кк    Письмо букв Гг   |    1   |        1   |         |         |         |         |  
  |   36   |    44   |    Буквы Дд- Тт    Письмо букв Дд   |    1   |        1   |    11.12   |    11.12   |         |         |  
  |        |    45   |    Закрепление   |         |        1   |         |    12.12   |         |         |  
  |   37   |    46   |    «Опасности письма» на месте парных по глухости — звонкости согласных (на конце слова)  «Опасности письма» на месте парных по глухости — звонкости согласных (на конце слова)   |    1   |                1   |         |    13.12   |    13.12   |         |         |  
  |   38   |    47   |    Упражнение в чтении.  Упражнение в письме.   |    1   |        1   |         |    14.12   |    14.12   |         |         |  
  |   39   |    48   |    Буквы Вв – Фф  Письмо букв Фф   |    1   |        1   |         |    15.12   |    15.12   |         |         |  
  |   40   |    49   |    Буквы Жж –Шш  Письмо букв Жж.   |    1   |        1   |         |    18.12   |    18.12   |         |         |  
  |        |    50   |    Закрепление   |         |        1   |         |         |    19.12   |         |         |  
  |   41   |    51   |    Правописание ударных сочетаний жи-ши.      Правописание ударных сочетаний жи-ши.   |    1   |            1   |         |    20.12   |    20.12   |         |         |  
  |   42   |    52   |    Упражнение в чтении.  Упражнение в письме.   |    1   |        1   |         |    21.12   |    21.12   |         |         |  
  |   43   |    53   |    Закрепление сведений об «опасностях письма».      Закрепление сведений об «опасностях письма».   |    1   |            1   |         |    22.12   |    22.12   |         |         |  
  |   44   |    54   |    Читаем и рассказываем.  Повторение изученного.   |    1   |        1   |         |    25.12   |    25.12   |         |         |  
  |        |    55   |    Рассуждаем и пишем.   |         |        1   |         |         |    26.12   |         |         |  
  |   45   |    56   |    Упражнение в чтении и письме  Упражнение в чтении и письме.   |    1   |        1   |         |    27.12   |    27.12   |         |         |  
  |   Буквы непарных по глухости-звонкости глухих согласных звуков: Хх, Цц, Чч, Щщ   |  
  |   46   |    57   |    Повторение изученного.  Повторение изученного.   |    1   |        1   |    Вычленять непарные по глухости-звонкости звуки из слов, слушать учителя об обозначении этих звуков буквами, запоминая их название. Классифицировать буквы парных или непарных по глухости-звонкости согласных. Наблюдать за обозначением глухих согласных звуков перед согласными буквами, дополнять уже полученную информацию об этих звуках новой: им нельзя «доверять» ещё и тогда, когда они находятся перед согласными.  Рассказывать об «опасностях письма» по таблице   |    28.12   |    28.12   |         |         |  
  |   47   |    58   |    «Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных (перед согласными)      «Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных (перед согласными)       |    1   |                1   |    29.12   |    29.12   |         |         |  
  |   48   |    59   |    Инструктаж по ТБ на уроке.  Буквы Хх    Письмо букв Хх   |    1   |        1   |    10.01   |    10.01   |         |         |  
  |   49   |    60   |    Упражнение в чтении.  Упражнение в письме.   |    1   |        1   |    11.01   |    11.01   |         |         |  
  |   50   |    61   |    Буквы Цц    Письмо букв Цц   |    1   |        1   |    12.01   |    12.01   |         |         |  
  |   51   |    62   |    Буквы Чч  Письмо букв Чч   |    1   |        1   |    15.01   |    15.01   |         |         |  
  |        |    63   |    Закрепление   |         |    1   |         |    16.01   |         |         |  
  |   52   |    64   |    Буквы Щщ  Письмо букв Щщ   |    1   |        1   |    17.01   |    17.01   |         |         |  
  |   53   |    65   |    Упражнение в чтении.      Упражнение в письме.   |    1   |        1   |    18.01   |    18.01   |         |         |  
  |   54   |    66   |    Читаем и обсуждаем    Закрепление навыков письма       |    1   |        1   |    19.01   |    19.01   |         |         |  
  |   55   |    67   |    Правописание сочетаний ча - ща, чу – щу.  «Опасности письма»: ча - ща,чу-щу         |    1   |        1   |    22.01   |    22.01   |         |         |  
  |        |    68   |    Закрепление навыков письма   |    1   |            1   |    Распространять правило обозначения ударного гласного звука [ы] в сочетании «ши» на сочетание «жи», [а] в сочетании ча - ща, обобщать сведения. Писать слова с данными сочетаниями, пользуясь правилом   |         |    23.01   |         |         |  
  |   56   |    69   |    Закрепление правил: жи - ши, ча - ща, чу-щу  Правописание сочетаний жи - ши, ча - ща, чу-щу       |    1   |            1   |    24.01   |    24.01   |         |         |  
  |   57   |    70   |    Упражнение в чтении.  Упражнение в письме.   |    1   |        1   |         |    25.01   |    25.01   |         |         |  
  |   Новая «работа» знакомых букв Ее, Ёё, Юю, Яя   |  
  |   58   |    71   |    Буквы Ее, Ёё, Юю, Яя в начале слова    Письмо буке Е, Ё       |    1   |            1   |         |    26.01   |    26.01   |         |         |  
  |   59   |    72   |    Буквы е, ё, ю, я после букв  гласных  Письмо буквы Ю   |    1   |        1   |         |    29.01   |    29.01   |         |         |  
  |        |    73   |    Закрепление навыков письма.   |         |        1   |         |         |    30.01   |         |         |  
  |   60   |    74   |    Обобщение: «работа» букв гласных        Письмо буквы Я   |    1   |        1   |         |    31.01   |    31.01   |         |         |  
  |   61   |    75   |    Упражнение в чтении.  Упражнение в письме.   |    1   |        1   |    01.02   |    01.02   |         |         |  
  |   62   |    76   |    Читаем и наблюдаем        Закрепление использования букв Ее, Ёё, Юю, Яя для обозначения двух звуков   |    1   |        1   |    02.02   |    02.02   |         |         |  
  |   63   |    77   |    Сравниваем «работу» букв й, е, ё, ю, я    Закрепление правильного использования букв й, е, ё, ю, я   |         |        1   |    Выделять звук [й] в словах, определять его место и обозначать соответствующими буквами. Читать слова с буквами е, ё, ю, я, правильно «озвучивая» их. Наблюдать, сравнивать и делать обобщение о новой работе букв. Рассказывать по модели правила чтения и письма.  Писать под диктовку слова, в которых указанные буквы выполняют разную функцию: мел - ел   |    05.02   |    05.02   |         |         |  
  |        |    78   |    Закрепление написания букв Е, Ё, Ю, Я       |    1   |            1   |         |    06.02   |         |         |  
  |   64   |    79   |    Буква ь (разделительный)  Письмо ь как разделительного   |    1   |        1   |    07.02   |    07.02   |         |         |  
  |   65   |    80   |    Разделительный ъ      Письмо разделительного ъ   |    1   |        1   |         |    08.02   |    08.02   |         |         |  
  |   66   |    81   |     «Работа» букв ь и ъ        Закрепление написания букв ьиъ   |    1   |        1   |         |    09.02   |    09.02   |         |         |  
  |   67   |    82   |    Упражнение в чтении.  Упражнение в письме.   |    1       |        1   |         |    12.02   |    12.02   |         |         |  
  |        |    83   |    Упражнение в письме.   |         |        1  1   |    На основе моделей обобщать приобретённые сведения о звуках и буквах, о способах обозначения твёрдости и мягкости согласных, звука [й], об «опасных местах» при письме; с опорой на модели строить связные высказывания   |         |    13.02   |         |         |  
  |       Завершающий период (7ч. / 9ч.)   |  
  |   68   |    84   |    Читаем, наблюдаем, всё повторяем.      Обобщение: «опасные места» при письме   |    1   |                1   |    На основе моделей обобщать приобретённые сведения о звуках и буквах, о способах обозначения твёрдости и мягкости согласных, звука [й], об «опасных местах» при письме; с опорой на модели строить связные высказывания.   |    14.02   |    14.02   |         |         |  
  |   69   |    85   |    Алфавит      Алфавит   |    1   |            1   |    Называть буквы в алфавитном порядке; добавлять пропущенные буквы алфавита. Анализировать буквы, выделять в них знакомые элементы, сравнивать названные элементы с указанными в прописи.  Определять начало письма буквы и последовательность движения руки при их письме. Обводить буквы по серому шрифту, писать их самостоятельно, сравнивать написанные буквы с образцом и оценивать их начертание.  Использовать разные способы соединения изучаемой буквы с элементами, а в дальнейшем с буквами.  Вписывать буквы в слова с «пропуском». Списывать и писать слова под диктовку по определённой технологии.  Оценивать выполнение работы с точки зрения каллиграфического письма элементов букв, дорисовывая схему-рисунок.   |    15.02   |    15.02   |         |         |  
  |   70   |    86   |    Как хорошо уметь читать!      Упражнение в письме слов под диктовку.   |    1   |        1   |         |    16.02   |    16.02   |         |         |  
  |   71   |    87   |    Упражнение в слоговом чтении.      Упражнение в нахождении «опасных» мест     |    1   |        1   |    26.02   |    26.02   |         |         |  
  |        |    88   |    Закрепление навыков списывания и письма под диктовку.   |         |    1   |         |    27.02   |         |         |  
  |   72   |    89   |    Упражнение в чтении.  Упражнение в письме.   |    1   |        1   |    28.02   |    28.02   |         |         |  
  |   73   |    90   |    Сказки К. И. Чуковского.      Запись предложений под диктовку.   |    1   |        1   |    01.03   |    01.03   |         |         |  
  |   74   |    91   |    Рассказы для детей    Л. Н. Толстого.  Проверочная работа.   |    1   |        1   |    02.03   |    02.03   |         |         |  
  |        |    92   |    Запись предложений под диктовку.   |         |    1   |         |         |    05.03   |         |         |  
 
  Программа разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; Примерной программы по обучению; авторской программы предмета «Русский язык» /Автор -составитель М.С. Соловейчик (раздел «Обучение грамоте») - Смоленск: Изд-во «Ассоциация XXI век», 2013./, рабочих тетрадей «Прописи» и учебника «Букварь» - 1класс Части 1,2 / М. С. Соловейчик, Н. М. Бетенькова, Н.С. Кузьменко, О. Е. Курлыгина - Смоленск: Изд-во «Ассоциация XXI век», 2012/