– создать условия для осознания ребёнком себя как языковой личности, для становления у него интереса к изучению русского языка, для появления сознательного отношения к своей речи;
– заложить основы лингвистических знаний как элемент представления о научной картине мира и как базу для формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации;
– сформировать комплекс языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотность учащихся;
--формирование способности осознавать язык как предмет наблюдения, выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
– средствами предмета влиять на формирование психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и эмоциональное развитие, на формирование учебной самостоятельности и в целом умения учиться;
– обеспечить становление у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме, становление их коммуникативной компетенции.
- формирование представлений об основных единицах языка (о предложении, слове, слоге, звуке), освоение способов их вычленения, а также наблюдение за использованием этих единиц в речи;
- формирование фонетических знаний (о звуках гласных и согласных, о гласных ударных и безударных, о согласных твёрдых и мягких, парных по твёрдости-мягкости и непарных, о согласных глухих и звонких, парных по глухости-звонкости и непарных) и на их основе развитие умения выполнять частичный и полный звуковой анализ слова;
- формирование механизма плавного слогового чтения и постепенный переход к осознанному чтению целыми словами;
- первоначальное введение в мир детских книг и мотивацию самостоятельного обращения к ним;
Освоение русского языка на первой ступени общего образования начинается с курса «Обучение грамоте», который занимает большую часть учебных часов 1-го класса. В данной программе он рассчитан на 22 учебных недели (207 часов) при 9 часах в неделю: 4 урока на основе букваря и
5 уроков - на основе прописей. Итого: 92 часа на основе букваря и 115часов на основе прописей.
- Соловейчик, М. С. Мой первый учебник : букварь: в 2 ч./ М.С. Соловейчик, Н.М. Бетенькова, Н.С. Кузьменко, О.Е. Курлыгина. - Смоленск: Изд-во «Ассоциация XXI век», 2011-2012г.
- Кузьменко, Н. С. Хочу хорошо писать : прописи: в 4 ч. / Н.С. Кузьменко, Н.М. Бетенькова. - Смоленск: Изд-во «Ассоциация XXI век», 2011-2012г.
- Соловейчик М. С. Поурочные методические рекомендации к букварю «Мой первый учебник» и прописям «Хочу хорошо писать» : методические рекомендации / М.С. Соловейчик, Н.М. Бетенькова, Н.С. Кузьменко, О.Е. Курлыгина. - Смоленск: Изд-во «Ассоциация XXI век»,2011 г.
- Кузьменко Н. С. Наглядные пособия по русскому языку к учебнику Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. «К тайнам нашего языка» [Текст]: наглядные пособия / Н.С. Кузьменко. - Смоленск: Изд-во «Ассоциация XXI век», 2011.
- Соловейчик М. С. Учусь быть читателем [Текст]: книга для чтения в период обучения грамоте / М.С. Соловейчик. - Смоленск: Изд-во «Ассоциация XXI век», 2010 г
Сайты: «Открытый урок», «Муравейник», «Уроки в начальной школе», «ПроШколу», сайт «Творческих учителей».
Содержательные линии | Требования ФГОС. Планируемые результаты |
Предметные результаты |
Базовый уровень Обучающиеся научатся | Повышенный уровень Обучающиеся получат возможность научиться |
Речь, практика речевой деятельности Речь как способ общения людей. Понятность и вежливость как главные качества речи. Правила поведения во время общения; этикетные формулы приветствия, прощания, просьбы, извинения. Речь устная и письменная (общее представление); средства выразительности устной речи. Деловые сообщения и словесные рисунки как разновидности речи (общее знакомство). Накопление опыта участия в диалоге, в общей беседе, опыта говорения и слушания других, точного ответа на вопросы, пользования правилами речи, средствами выразительности устной речи. Понимание смысла читаемых текстов (в том числе при восприятии на слух). Элементарные умения работать с текстом: понимать его тему (без термина), соотносить его название с темой, главной мыслью, осознавать роль последовательности предложений в тексте. Составление небольших рассказов по картинкам, по серии картинок, о себе и своей жизни. Коллективное построение простых деловых сообщений по изучаемым вопросам курса, в том числе на основе графических моделей. | - читать правильно и плавно по слогам, в простых случаях целыми словами, понимать читаемое (приблизительный темп чтения вслух — 25 слов в минуту); - по заданию учителя, выделяя слоги, готовиться к чтению слов, трудных по слоговой структуре; - спрашивать о значении незнакомых слов; - соблюдать основные правила общения на уроке, пользоваться типовыми этикетными формулами (в ситуациях приветствия, извинения, просьбы, благодарности); - понимать вопросы и задания, инструкции учителя, адекватно реагировать на них; - под руководством учителя создавать короткие устные высказывания на основе различных источников, в том числе деловые на основе моделей букваря. | - читать правильно и плавно целыми словами, в трудных случаях по слогам, в темпе, близком к темпу устной речи; - понимать читаемое преимущественно по ходу чтения; - самостоятельно готовиться к чтению слов, трудных по слоговой структуре; - при повторном чтении использовать некоторые средства создания выразительности, в частности окраску голоса (интонацию), мимику; - под руководством учителя выбирать заголовок текста с учётом его темы или главной мысли (без терминов), восстанавливать нарушенную последовательность предложений; - участвовать в коллективном устном общении, вступать в диалог, соблюдая при этом основные правила речевого поведения: слушать говорящего, смотреть на него, обращаться к собеседнику по имени (имени и отчеству) и т. п.; - строить небольшие монологические высказывания на основе картинок букваря, собственных впечатлений; |
Предложение и слово Предложение как способ выражения мысли. Оформление предложений в устной и письменной речи. Слово как название чего-либо; разграничение слов и называемых ими явлений действительности. Значение слов, смысловые связи, родственные отношения, вопросы к словам, изменение слов в соответствии с вопросами (общее знакомство, накопление опыта наблюдений). Различение слова и предложения; выделение слов, конструирование, преобразование и составление предложений. | - слышать интонацию конца предложения, определять количество произнесённых предложений; выделять из предложения слова, определять их количество; - разграничивать звуки и буквы, правильно называть их; - различать звуки гласные и согласные, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие; слышать наличие в слове звука [й]; - выделять и характеризовать отдельные звуки слова, определять их последовательность, обозначать звуковой состав слова в виде модели; - выделять слоги, различать ударные и безударные; - различать буквы гласных, обозначающие твёрдость или мягкость согласных; различать позиции, когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука или один. | - выделять из потока устной речи отдельные предложения, различать интонацию, с которой каждое произносится, определять нужный знак препинания для её обозначения; - различать парные и непарные по глухости-звонкости согласные, для парных — определять их место в слове (на конце, перед гласным, перед другим парным); |
Фонетика Слог как минимальная произносительная единица. Способ выделения слогов, деление слов на слоги. Звуки речи, их отличие от звуков окружающего мира. Единство звукового состава слова и его значения. Приёмы интонационного выделения звуков. Установление последовательности и количества звуков в слове. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных; приём выявления ударного гласного звука. Гласный звук как основа слога, смыслоразличительная роль звуков и ударения. Различение согласных звуков: твёрдых и мягких, звонких и глухих; общее представление о согласных парных и непарных по твёрдости-мягкости и глухости-звонкости. |
Графика Буквы как знаки для обозначения звуков в письменной речи. Различение звуков и букв. Позиционный способ обозначения звуков буквами (практическое освоение применительно к чтению и письму): буквы гласных для обозначения твёрдости или мягкости предшествующего согласного, буква ь как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Буква й, а также буквы е, ё, ю, я как способы обозначения звука [й']. Разделительные ь и ъ как показатели наличия звука [й'] (общее знакомство, освоение чтения слов с этими знаками). Правильные названия букв и общее знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса. | | |
Чтение Формирование слогового чтения. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами (слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов) со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу речи ребёнка; понимание читаемого. Соответствие при чтении предложений, текстов интонации и пауз знакам препинания; элементарная выразительность чтения, в том числе диалогов, стихотворений. Первоначальное знакомство с миром детских книг. | | |
Письмо: каллиграфия Гигиенические требования к посадке, положению тетради, руки, ручки при письме (практическое овладение). Освоение необходимых при письме движений, развитие мелкой мускулатуры руки, глазомера, ориентировки в пространстве страницы, координации движений. Начертание и название основных элементов букв, письменных строчных и прописных букв. Овладение способами соединения элементов букв и букв при письме, знакомство с правилом выбора соединения. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических требований, правил оформления записей. Формирование элементов самооценки написанного с точки зрения качества письма. | - соблюдать правила посадки, положения тетради, ручки в руке; - правильно, аккуратно, разборчиво и, по возможности, красиво писать буквы и оформлять их соединение; сравнивать с образцом и оценивать каллиграфическую сторону своей записи; - осознанно обозначать при письме твёрдость и мягкость согласных, а также звук [й ]; - обнаруживать по освоенным признакам имеющиеся в слове, в предложении «опасные при письме места»; - применять при письме правила оформления границ предложений, раздельного написания слов, а также написания букв гласных в ударных слогах жи—ши, ча—ща, чу—щу; - различать два вида чтения: «как говорим» (орфоэпическое) и «как написано» (орфографическое); - под руководством учителя писать под диктовку и списывать с печатного текста слова и короткие предложения (по освоенной технологии), проверять написанное. | - при письме букв выбирать их соединение с учётом начертания следующей буквы; - в целом оценивать качество своего письма; - различать буквы твёрдых или мягких согласных и буквы, указывающие на их твёрдость или мягкость; - применять освоенные правила переноса слов; - самостоятельно действовать при списывании и письме под диктовку по освоенной технологии, проверять написанное. |
Письмо: орфография и пунктуация Письмо под диктовку и списывание с печатного текста (по предусмотренной технологии). Проверка написанного. Освоение орфографических правил: прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных (без термина); раздельное написание слов; обозначение гласных в сочетаниях жи-ши, ча—ща, чу—щу под ударением; перенос слов по слогам; освоение пунктуационного оформления конца предложения. Знакомство с признаками «опасных при письме мест»: места, требующие применения названных правил; буквы на месте безударных гласных, парных по глухости-звонкости согласных на конце слова и перед другими парными согласными. Первоначальное обучение нахождению орфограмм («опасных при письме мест») по освоенным признакам; становление орфографической зоркости. |
№ урока | Тема раздела программы, тема урока | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся | Дата |
Ч т е н и е | П и с ь м о |
План | Факт |
| | Добуквенный период.(18ч./23ч.) | чт. | п | чт. | п |
1 | 1 | Инструктаж по ТБ на уроке. Знакомство с учителем, одноклассниками, учебником и прописями. Инструктаж по ТБ на уроке. Знакомство с прописями. | 1 | 1 | Знакомиться с одноклассниками, рассматривать обстановку класса, букварь, прописи. Слушать рекомендации учителя, выполнять их, отвечать на вопросы. | 1.09 | 1.09 | | |
2 | 2 | Как мы здороваемся и прощаемся? Знакомство с правильной посадкой, положением ручки | 1 | 1 | Рассматривать и «озвучивать» картинки букваря, соотносить этикетные формы с рисунками. Анализировать речевые ситуации, сравнивать средства языка, выбирать их. Моделировать речь с помощью учителя, анализировать модель, находить неточности в условных обозначениях, исправлять их, выводить (вместе с учителем) правила речи. Разыгрывать речевые ситуации, меняясь ролями: говорящий - слушающий. Наблюдать за речью учителя, одноклассников, оценивать выполнение правил речи, высказывать своё мнение, советы. Пользоваться этикетными словами, правилами речи в общении со взрослыми и сверстниками | 4.09 | 4.09 | | |
| 3 | Знакомство с разлиновкой прописи | | 1 | | 5.09 | | |
3 | 4 | Зачем нам нужна речь? Правила хорошей речи. Знакомство со штриховкой | 1 | 1 | 6.09 | 6.09 | | |
4 | 5 | Об одном и том же по- разному. Продолжение знакомства со штриховкой. | 1 | 1 | 7.09 | 7.09 | | |
5 | 6 | Речь устная и письменная. Закрепление навыков штриховки. | 1 | 1 | Анализировать примеры речи, разграничивать разновидности речи, создавать высказывания разных видов речи по картинкам букваря, на основе собственного опыта; «озвучивать» диалоги, разыгрывать ситуации общения, соотносить образцы речи с модельными изображениями характеристик высказывания, пользоваться средствами выразительности в своей устной речи, слушать учителя и одноклассников, оценивать выразительность их речи | 8.09 | 8.09 | | |
6 | 7 | Предложение. Знакомство с секретом наклонного письма. Введение письма под диктовку (квази-письмо) | 1 | 1 | Наблюдать за оформлением границ предложения в устной речи, оценивать речь как понятную и непонятную, выявлять средства оформления предложений в устной речи, соотносить их со способами оформления в письменной речи. Выводить (вместе с учителем) действия, выполняемые при письме под диктовку, и самостоятельно «записывать» предложения в виде схем (моделировать). Определять на слух границы предложений, количество произнесённых предложений, различать интонацию конца предложения, выбирать нужный знак препинания. «Читать» и сравнивать предложения с разной интонацией. Соотносить предложение со схемой (моделью). Строить предложения по схеме | 11.09 | 11.09 | | |
| 8 | Знакомство с элементами букв: Квази-письмо с делением на слова | | 1 | Сравнивать предметы и слова как их названия; делать выводы, а потом доказывать, что слово и называемый им предмет - не одно и то же. Выделять слова из предложения, конструировать, преобразовывать и составлять предложения. Наблюдать за значениями слов, отличать «ненастоящие» слова от «настоящих», объяснять отличие. Определять количество слов в предложении. Показывать деление предложения на слова схематически (моделировать услышанное или составленное предложение) | | 12.09 | | |
7 | 9 | Слово. Слог Знакомство с элементами букв: Квази-письмо с указанием слогов в словах | 1 | 1 | Скандировать слова, «озвучивая» картинки букваря. Наблюдать за делением слова на части, слушать сообщение учителя о названии этих частей. Делить слова на слоги путём скандирования. Моделировать слоговой состав слов с помощью слоговых схем. Соотносить слоговые схемы и слова, подбирать слова к схемам; группировать слова в зависимости от их слогового строения | 13.09 | 13.09 | | |
8 | 10 | Звуки вокруг нас. Звуки речи Знакомство с элементами букв: | 1 | 1 | Подражая учителю, протяжно или многократно (усиленно) произносить отдельные звуки, видеть их последовательность в слове; обозначать каждый звук условным значком. Моделировать звуковой состав слова, отражая в модели количество звуков; составлять из отдельных звуков слова. Слушать звуки окружающего мира и объяснять их отличие от звуков речи. Сравнивать звуки и значения слов, выявлять и называть смыслоразличительные звуки; объяснять смыслоразличительную роль звуков. Соотносить слова со звуковыми моделями; группировать слова в соответствии со звуковыми моделями. Понимать фонетические задания, представленные в схематичной форме, и выполнять их. Контролировать процесс и результат звукового анализа слов, выполненного одноклассниками | 14.09 | 14.09 | | |
9 | 11 | Звуки речи: закрепление Знакомство с элементами букв: | 1 | 1 | 15.09 | 15.09 | | |
10 | 12 | Совершенствование умения выделять звуки речи. Звуки гласные и согласные. Закрепление навыков написания элементов: | 1 | 1 | 18.09 | 18.09 | | |
| 13 | Знакомство с элементами букв | | 1 | Сопоставлять первый и последний звуки в слове «аист», наблюдать за особенностями их произнесения. Ставить фонетический опыт: пытаться произносить первый звук с закрытым ртом, а последний - с открытым. Слушать информацию учителя о делении звуков на гласные и согласные. Формулировать (совместно с учителем) вывод об особенностях произнесения гласных и согласных звуков и способа их различения. Различать гласные и согласные звуки, обозначать их соответствующими условными значками. Моделировать звуковой состав слова, отражая последовательность и характеристику звуков как гласных, так и согласных. Соотносить слова со звуковыми моделями; классифицировать слова в зависимости от характеристики звуков. Контролировать процесс звукового анализа и оценивать его правильность. Участвовать в беседе по обсуждаемым на уроке проблемам. Высказывать свою точку зрения и выслушивать чужую; соблюдать правила речевого поведения | | 19.09
| | |
11 | 14 | Звуки гласные и согласные: закрепление Знакомство с элементами букв: | 1 | 1 | 20.09 | 20.09 | | |
12 | 15 | Ударение. Ударные и безударные гласные звуки Знакомство с элементами букв: | 1 | 1 | Слушать описание ситуации, изображённой на картинке букваря, «озвучивать» вопрос мальчика. Наблюдать за произнесением с интонацией удивления слова «мама»; сравнивать характер произнесения слогов. Слушать информацию учителя об ударных и безударных слогах и их обозначении в схеме. Переносить понятие «ударный» и «безударный» на гласный звук как основу слога; обозначать ударные и безударные гласные звуки условными значками. Определять место ударения в слове, разграничивать ударные и безударные слоги и гласные звуки. Характеризовать звуковой состав слова по его модели; выбирать слова, подходящие к модели. Соотносить звуковые модели слов и слова; группировать слова в соответствии с моделями; находить «ошибки» в звуковых схемах слов. Моделировать звуковой состав слов, отражая последовательность звуков и их характеристику. Сравнивать слова, отличающиеся ударением. Делать вывод о смыслоразличительной роли ударения. Обобщать сведения о звуках речи, строить небольшой монолог на основе модели | 21.09 | 21.09 | | |
13 | 16 | Ударные и безударные гласные звуки: закрепление. Знакомство с элементами букв | 1 | 1 | 22.09 | 22.09 | | |
14 | 17 | Согласные звуки: твёрдые и мягкие Знакомство с нижним соединением элементов букв | 1 | 1 | Выделять и сравнивать согласные звуки, выявлять их различие. Слушать информацию о названии этих звуков и способах их обозначения. Различать твёрдые и мягкие (звонкие и глухие) согласные, обозначать их условными значками. Анализировать согласные звуки, характеризовать их. Группировать слова в зависимости от характеристики согласных; подбирать слова в соответствии с моделью; критически оценивать соответствие рисунка (слова) и модели. Моделировать звуковой состав слова, отражая последовательность звуков и их характеристику. Характеризовать звуки как парные или непарные по твёрдости-мягкости | 25.09 | 25.09 | | |
| 18 | Закрепление навыков написания элементов букв с соединением. | | 1 | | 26.09 | | |
15 | 19 | Ударные и безударные Гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки: закрепление Знакомство со средним соединением элементов букв | 1 | 1 | 27.09 | 27.09 | | |
16 | 20 | Гласные и согласные звуки: обобщение. Знакомство с верхним соединением букв | 1 | 1 | 28.09 | 28.09 | | |
17 | 21 | Согласные звуки: глухие и звонкие Знакомство с верхним соединением букв: продолжение | 1 | 1 | 29.09 | 29.09 | | |
18 | 22 | Глухие и звонкие согласные звуки: закрепление Знакомство с верхним соединением букв: продолжение | 1 | 1 | 02.10 | 02.10 | | |
| 23 | Обобщение: виды соединений элементов букв - нижнее, верхнее, среднее | | 1 | | 03.10 | | |
Основной период (67ч. /83ч.) |
Первые буквы гласных звуков Аа - Оо, Ии - ы, Уу –Ээ |
1 | 1 | Буквы Аа - Оо. Письмо букв о 0 | 1 | 1 | Различать звуки и буквы. Вычленять ударные гласные звуки из слов и, если буква знакома, обозначать соответствующей буквой. Слушать и воспроизводить названия букв. Называть изученные буквы, читать, интонировать и определять, какой ударный гласный звук обозначается этой буквой. Выделять гласные звуки и обозначать на письме ударные. Вычленять в словах твёрдые и мягкие звуки, наблюдать за использованием букв, выводить правило чтения и читать («озвучивать») твёрдо или мягко буквы согласных перед буквами гласных. | 04.10 | 04.10 | | |
2 | 2 | Буквы И и - ы. Письмо букв иИ-ы | 1 | 1 | 05.10 | 05.10 | | |
3 | 3 | Буквы Уу - Ээ. Письмо букв Ээ | 1 | 1 | 06.10 | 06.10 | | |
4 | 4 | Закрепление. Письмо букв Уу | 1 | 1 | 09.10 | 09.10 | | |
| 5 | Письмо букв Аа | | 1 | | 10.10 | | |
Буквы непарных звонких (сонорных) согласных: Лл, Мм, Нн, Рр |
5 | 6 | Буквы Лл - Мм. Письмо букв Лл | 1 | 1 | Классифицировать буквы в зависимости от обозначаемых ими звуков: буквы гласных или согласных. Слышать согласные и ударные гласные и обозначать их соответствующими буквами. Выводить действия, необходимые при списывании, и составлять с помощью учителя памятку списывания. Сравнивать слова по значению; объяснять различие в значении слов, отличающихся одной буквой; сравнивать по значению слова-омонимы, синонимы, наблюдать за переносным употреблением слов и выражений (без терминов); соотносить прочитанные слова с картинками; задавать вопросы о значении слов; находить предлагаемые слова в текстах; изменять слова. Соотносить предложения с рисунками, моделями; находить в тексте предложение к иллюстрации. Замечать различные знаки препинания в конце и внутри предложений, в соответствии с ними выразительно читать; делать умозаключения, выводы о связи знаков препинания, смысла и интонации. Самостоятельно готовиться к чтению трудных слов, деля их на слоги. Отвечать на вопросы по фактическому содержанию текста. Озаглавливать текст по его теме, выбирать более точный заголовок. Разыгрывать диалоги, читать по ролям отдельные реплики; оценивать выразительность чтения. Участвовать в обсуждении прочитанного; соблюдать правила речевого поведения; оценивать соблюдение этих правил всеми участниками. | 11.10 | 11.10 | | |
6 | 7 | Закрепление Письмо букв Мм | 1 | 1 | 12.10 | 12.10 | | |
7 | 8 | Буквы Нн Письмо букв Нн | 1 | 1 | 13.10 | 13.10 | | |
8 | 9 | Буквы Рр Письмо букв Рр | 1 | 1 | 16.10 | 16.10 | | |
| 10 | Упражнение в чтении и письме | | 1 | | 17.10 | | |
9 | 11 | Закрепление Закрепление | 1 | 1 | 18.10 | 18.10 | | |
Буквы парных по глухости - звонкости согласных звуков: Сс, Кк, Тт, Вв, Пп, Шш |
10 | 12 | Буквы Сс Письмо букв Сс | 1 | 1 | Проводить звуковой анализ слов, выделять отдельные звуки и обозначать их буквами. Слушать и воспроизводить названия букв. Читать слоги и слова с изученными буквами гласных и согласных звуков, пользуясь правилом чтения. Наблюдать и делать некоторые выводы: одни буквы обозначают пары звуков по твёрдости мягкости, а другие нет, например, буква «ш». Выводить правило написания ударного сочетания «ши». Обозначать гласные и согласные звуки в сильных позициях изученными буквами. Рассказывать правила чтения и письма по модели | 19.10 | 19.10 | | |
11 | 13 | Буквы Кк Письмо букв Кк | 1 | 1 | 20.10 | 20.10 | | |
12 | 14 | Закрепление Закрепление | 1 | 1 | 23.10 | 23.10 | | |
| 15 | Упражнение в чтении и письме | | 1 | | 24.10 | | |
13 | 16 | Буквы Тт Письмо букв Тт | 1 | 1 | 25.10 | 25.10 | | |
14 | 17 | Буквы Bв Письмо букв Bв | 1 | 1 | 26.10 | 26.10 | | |
15 | 18 | Закрепление Закрепление | 1 | 1 | 27.10 | 27.10 | | |
| 19 | Упражнение в чтении и письме | | 1 | | 07.11 | | |
16 | 20 | Буквы Пп Письмо букв Пп | 1 | 1 | 08.11 | 08.11 | | |
17 | 21 | Буквы Шш Письмо букв Шш | 1 | 1 | 09.11 | 09.11 | | |
18 | 22 | Закрепление Закрепление | 1 | 1 | 10.11 | 10.11 | | |
Буквы, обозначающие мягкость согласных: и, я, е, ё, ю, ь. |
19 | 23 | Буквы И и - ы Повторение | 1 | 1 | Слушать сведения о буквах, обозначающих мягкость согласных звуков, добавлять их в модели, в которых отражены правила чтения и письма. Читать, пользуясь правилом чтения. Выбирать правильные буквы гласных для ударных гласных звуков после мягких и твёрдых согласных (по правилу письма). Наблюдать за обозначением безударных гласных звуков буквами, формулировать с помощью учителя вывод о «недоверии» этим звукам при письме, так как на их месте всегда есть выбор букв для их обозначения. Конструировать слова из готовых слогов, писать их. Списывать слова в соответствии с памяткой списывания | 13.11 | 13.11 | | |
| 24 | Закрепление навыков написания букв. | | | | 14.11 | | |
20 | 25 | Буквы Аа - я Письмо буквы я | | | 15.11 | 15.11 | | |
21 | 26 | Буквы Ээ-е. Закрепление. Письмо буквы е | 1 | 1 | 16.11 | 16.11 | | |
22 | 27 | Упражнение в чтении. Упражнение в письме. | 1 | 1 | 17.11 | 17.11 | | |
23 | 28 | Буквы Оо – ё Письмо буквы ё | 1 | 1 | 20.11 | 20.11 | | |
| 29 | Закрепление | | 1 | | 21.11 | | |
24 | 30 | Буквы Уу-ю Письмо буквы ю | 1 | 1 | | 22.11 | 22.11 | | |
25 | 31 | Буква ь Письмо буквы ь | 1 | 1 | Слушать сведения о буквах, обозначающих мягкость согласных звуков, добавлять их в модели, в которых отражены правила чтения и письма. Читать, пользуясь правилом чтения. Выбирать правильные буквы гласных для ударных гласных звуков после мягких и твёрдых согласных (по правилу письма). Наблюдать за обозначением безударных гласных звуков буквами, формулировать с помощью учителя вывод о «недоверии» этим звукам при письме, так как на их месте всегда есть выбор букв для их обозначения. Конструировать слова из готовых слогов, писать их. Списывать слова в соответствии с памяткой списывания. | 23.11 | 23..11 | | |
26 | 32 | Упражнение в чтении. Упражнение в письме. | 1 | 1 | 24.11 | 24.11 | | |
27 | 33 | Закрепление Закрепление | 1 | 1 | 27.11 | 27.11 | | |
| 34 | Закрепление | | 1 | | 28.11 | | |
28 | 35 | «Опасности письма» на месте безударных гласных «Опасности письма» на месте безударных гласных | 1 | 1 | | 29.11 | 29.11 | | |
Буква й и обобщение: непарные по глухости- звонкости согласные звуки и их буквы |
29 | 36 | Буквы Йй Письмо букв Йй | 1 | 1 | Выделять звук [й ] и обозначать его буквой й в позициях: на конце слова и перед согласным. Читать слова с буквой й. Наблюдать и делать обобщение о буквах непарных звонких согласных звуков. Рассказывать по модели (ленте букв) сведения о буквах | 30.11 | 30.11 | | |
30 | 37 | Упражнение в чтении и письме | 1 | 1 | | 01.12 | 01.12 | | |
31 | 38 | Закрепление и обобщение Закрепление и обобщение | 1 | 1 | | 04.12 | 04.12 | | |
Буквы парных по глухости - звонкости согласных звуков: Зз - Сс, Бб - Пп, Гг - Кк, Дд - Тт, Вв - Фф, Жж - Шш |
| | | | | Наблюдать за буквами, обозначающими парные по глухости-звонкости звуки. Классифицировать буквы парных шш непарных по глухости-звонкости согласных. Читать, списывать слова с изученными буквами. Писать под диктовку, выполняя нужные действия. Наблюдать за обозначением парных по глухости- звонкости согласных звуков на конце слов буквами, формулировать с помощью учителя вывод о «недоверии» этим звукам, так как на их месте есть выбор букв для их обозначения. Списывать и писать под диктовку слова в соответствии с памяткой списывания и технологией письма под диктовку | | | | |
| 39 | Закрепление навыков письма. | | 1 | | 05.12 | | |
32 | 40 | Буквы Зз - Сс Письмо букв Зз | 1 | 1 | 06.12 | 06.12 | | |
33 | 41 | Буквы Бб-Пп Письмо букв Бб | 1 | 1 | 07.12 | 07.12 | | |
34 | 42 | Упражнение в чтении. Упражнение в письме. | 1 | 1 | 08.12 | 08.12 | | |
35 | 43 | Буквы Гг - Кк Письмо букв Гг | 1 | 1 | | | | |
36 | 44 | Буквы Дд- Тт Письмо букв Дд | 1 | 1 | 11.12 | 11.12 | | |
| 45 | Закрепление | | 1 | | 12.12 | | |
37 | 46 | «Опасности письма» на месте парных по глухости — звонкости согласных (на конце слова) «Опасности письма» на месте парных по глухости — звонкости согласных (на конце слова) | 1 | 1 | | 13.12 | 13.12 | | |
38 | 47 | Упражнение в чтении. Упражнение в письме. | 1 | 1 | | 14.12 | 14.12 | | |
39 | 48 | Буквы Вв – Фф Письмо букв Фф | 1 | 1 | | 15.12 | 15.12 | | |
40 | 49 | Буквы Жж –Шш Письмо букв Жж. | 1 | 1 | | 18.12 | 18.12 | | |
| 50 | Закрепление | | 1 | | | 19.12 | | |
41 | 51 | Правописание ударных сочетаний жи-ши. Правописание ударных сочетаний жи-ши. | 1 | 1 | | 20.12 | 20.12 | | |
42 | 52 | Упражнение в чтении. Упражнение в письме. | 1 | 1 | | 21.12 | 21.12 | | |
43 | 53 | Закрепление сведений об «опасностях письма». Закрепление сведений об «опасностях письма». | 1 | 1 | | 22.12 | 22.12 | | |
44 | 54 | Читаем и рассказываем. Повторение изученного. | 1 | 1 | | 25.12 | 25.12 | | |
| 55 | Рассуждаем и пишем. | | 1 | | | 26.12 | | |
45 | 56 | Упражнение в чтении и письме Упражнение в чтении и письме. | 1 | 1 | | 27.12 | 27.12 | | |
Буквы непарных по глухости-звонкости глухих согласных звуков: Хх, Цц, Чч, Щщ |
46 | 57 | Повторение изученного. Повторение изученного. | 1 | 1 | Вычленять непарные по глухости-звонкости звуки из слов, слушать учителя об обозначении этих звуков буквами, запоминая их название. Классифицировать буквы парных или непарных по глухости-звонкости согласных. Наблюдать за обозначением глухих согласных звуков перед согласными буквами, дополнять уже полученную информацию об этих звуках новой: им нельзя «доверять» ещё и тогда, когда они находятся перед согласными. Рассказывать об «опасностях письма» по таблице | 28.12 | 28.12 | | |
47 | 58 | «Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных (перед согласными) «Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных (перед согласными) | 1 | 1 | 29.12 | 29.12 | | |
48 | 59 | Инструктаж по ТБ на уроке. Буквы Хх Письмо букв Хх | 1 | 1 | 10.01 | 10.01 | | |
49 | 60 | Упражнение в чтении. Упражнение в письме. | 1 | 1 | 11.01 | 11.01 | | |
50 | 61 | Буквы Цц Письмо букв Цц | 1 | 1 | 12.01 | 12.01 | | |
51 | 62 | Буквы Чч Письмо букв Чч | 1 | 1 | 15.01 | 15.01 | | |
| 63 | Закрепление | | 1 | | 16.01 | | |
52 | 64 | Буквы Щщ Письмо букв Щщ | 1 | 1 | 17.01 | 17.01 | | |
53 | 65 | Упражнение в чтении. Упражнение в письме. | 1 | 1 | 18.01 | 18.01 | | |
54 | 66 | Читаем и обсуждаем Закрепление навыков письма | 1 | 1 | 19.01 | 19.01 | | |
55 | 67 | Правописание сочетаний ча - ща, чу – щу. «Опасности письма»: ча - ща,чу-щу | 1 | 1 | 22.01 | 22.01 | | |
| 68 | Закрепление навыков письма | 1 | 1 | Распространять правило обозначения ударного гласного звука [ы] в сочетании «ши» на сочетание «жи», [а] в сочетании ча - ща, обобщать сведения. Писать слова с данными сочетаниями, пользуясь правилом | | 23.01 | | |
56 | 69 | Закрепление правил: жи - ши, ча - ща, чу-щу Правописание сочетаний жи - ши, ча - ща, чу-щу | 1 | 1 | 24.01 | 24.01 | | |
57 | 70 | Упражнение в чтении. Упражнение в письме. | 1 | 1 | | 25.01 | 25.01 | | |
Новая «работа» знакомых букв Ее, Ёё, Юю, Яя |
58 | 71 | Буквы Ее, Ёё, Юю, Яя в начале слова Письмо буке Е, Ё | 1 | 1 | | 26.01 | 26.01 | | |
59 | 72 | Буквы е, ё, ю, я после букв гласных Письмо буквы Ю | 1 | 1 | | 29.01 | 29.01 | | |
| 73 | Закрепление навыков письма. | | 1 | | | 30.01 | | |
60 | 74 | Обобщение: «работа» букв гласных Письмо буквы Я | 1 | 1 | | 31.01 | 31.01 | | |
61 | 75 | Упражнение в чтении. Упражнение в письме. | 1 | 1 | 01.02 | 01.02 | | |
62 | 76 | Читаем и наблюдаем Закрепление использования букв Ее, Ёё, Юю, Яя для обозначения двух звуков | 1 | 1 | 02.02 | 02.02 | | |
63 | 77 | Сравниваем «работу» букв й, е, ё, ю, я Закрепление правильного использования букв й, е, ё, ю, я | | 1 | Выделять звук [й] в словах, определять его место и обозначать соответствующими буквами. Читать слова с буквами е, ё, ю, я, правильно «озвучивая» их. Наблюдать, сравнивать и делать обобщение о новой работе букв. Рассказывать по модели правила чтения и письма. Писать под диктовку слова, в которых указанные буквы выполняют разную функцию: мел - ел | 05.02 | 05.02 | | |
| 78 | Закрепление написания букв Е, Ё, Ю, Я | 1 | 1 | | 06.02 | | |
64 | 79 | Буква ь (разделительный) Письмо ь как разделительного | 1 | 1 | 07.02 | 07.02 | | |
65 | 80 | Разделительный ъ Письмо разделительного ъ | 1 | 1 | | 08.02 | 08.02 | | |
66 | 81 | «Работа» букв ь и ъ Закрепление написания букв ьиъ | 1 | 1 | | 09.02 | 09.02 | | |
67 | 82 | Упражнение в чтении. Упражнение в письме. | 1 | 1 | | 12.02 | 12.02 | | |
| 83 | Упражнение в письме. | | 1 1 | На основе моделей обобщать приобретённые сведения о звуках и буквах, о способах обозначения твёрдости и мягкости согласных, звука [й], об «опасных местах» при письме; с опорой на модели строить связные высказывания | | 13.02 | | |
Завершающий период (7ч. / 9ч.) |
68 | 84 | Читаем, наблюдаем, всё повторяем. Обобщение: «опасные места» при письме | 1 | 1 | На основе моделей обобщать приобретённые сведения о звуках и буквах, о способах обозначения твёрдости и мягкости согласных, звука [й], об «опасных местах» при письме; с опорой на модели строить связные высказывания. | 14.02 | 14.02 | | |
69 | 85 | Алфавит Алфавит | 1 | 1 | Называть буквы в алфавитном порядке; добавлять пропущенные буквы алфавита. Анализировать буквы, выделять в них знакомые элементы, сравнивать названные элементы с указанными в прописи. Определять начало письма буквы и последовательность движения руки при их письме. Обводить буквы по серому шрифту, писать их самостоятельно, сравнивать написанные буквы с образцом и оценивать их начертание. Использовать разные способы соединения изучаемой буквы с элементами, а в дальнейшем с буквами. Вписывать буквы в слова с «пропуском». Списывать и писать слова под диктовку по определённой технологии. Оценивать выполнение работы с точки зрения каллиграфического письма элементов букв, дорисовывая схему-рисунок. | 15.02 | 15.02 | | |
70 | 86 | Как хорошо уметь читать! Упражнение в письме слов под диктовку. | 1 | 1 | | 16.02 | 16.02 | | |
71 | 87 | Упражнение в слоговом чтении. Упражнение в нахождении «опасных» мест | 1 | 1 | 26.02 | 26.02 | | |
| 88 | Закрепление навыков списывания и письма под диктовку. | | 1 | | 27.02 | | |
72 | 89 | Упражнение в чтении. Упражнение в письме. | 1 | 1 | 28.02 | 28.02 | | |
73 | 90 | Сказки К. И. Чуковского. Запись предложений под диктовку. | 1 | 1 | 01.03 | 01.03 | | |
74 | 91 | Рассказы для детей Л. Н. Толстого. Проверочная работа. | 1 | 1 | 02.03 | 02.03 | | |
| 92 | Запись предложений под диктовку. | | 1 | | | 05.03 | | |
Программа разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; Примерной программы по обучению; авторской программы предмета «Русский язык» /Автор -составитель М.С. Соловейчик (раздел «Обучение грамоте») - Смоленск: Изд-во «Ассоциация XXI век», 2013./, рабочих тетрадей «Прописи» и учебника «Букварь» - 1класс Части 1,2 / М. С. Соловейчик, Н. М. Бетенькова, Н.С. Кузьменко, О. Е. Курлыгина - Смоленск: Изд-во «Ассоциация XXI век», 2012/