Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"»
Муниципальное образовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №35 г. Орска»
Рассмотрена
на заседании МО учителей
начальных классов
протокол №______________
«_____»_____________________ 2017 г.
Руководитель ШМО
__________________Селиванова Е.Г.
Согласовано:
Зам. по УВР МОАУ СОШ № 35 г. Орска
___________________________Кубрякова Н.С.
«_____»_____________________ 2017 г.
Утверждаю:
Директор МОАУ СОШ № 35 г. Орска
____________________________ Бадаева Е.Н.
«_____»_____________________ 2017 г.
Приказ №________от «__» «_______»2017г.
Рабочая программа по литературному чтению
2 класс
начальное общее образование
срок реализации данной программы:2017-2018 уч.год
количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа:136часов
Разработал учитель:
Кубрякова Наталья Станиславовна,
учитель начальных классов, ВП,
высшая кв.категория
г. Орск, 2017
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден и введен в действие с 1 января 2010 г. приказом Министерства образования и науки РФ от 06. 10. 2009 № 373) и внесенными изменениями от 26. 11. 2010 приказ № 1241;
Основной образовательной программы начального общего образования МОАУ «СОШ № 35 г. Орска» (ред.2015г.)
Учебного плана образовательного учреждения на 2017/2018 учебный год
Локального акта образовательного учреждения «Структура рабочей программы курса (предмета)» от 30.04.2017г.
Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования, соответствует основным принципам государственной политики Российской Федерации в области образования.
Реализуется УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой,учебно – методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования. /Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» - М.: Вентана – Граф, 2016.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта: «Литературное чтение» 2 класс Л. А. Ефросинина, М.: Вентана-Граф, 2012, рабочая тетрадь «Литературное чтение» 2 класс Л. А. Ефросинина М.: Вентана-Граф, 2015.
1. Общая характеристика учебного предмета
Основная цель курса литературного чтения — помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.
Задачи курса «Литературное чтение»:
- обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
- научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
- включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
- формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
- расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.
Читательское пространство в нашей программе формируется произведениями для изучения на уроке (даны в учебнике), для дополнительного чтения (в учебной хрестоматии), для самостоятельного чтения по изучаемой теме или разделу (в рубрике «Книжная полка» в конце изучаемого раздела или нескольких разделов).
Характерной чертой данной программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» обучения работе с произведением и книгой. При изучении произведений постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению. В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание
Характерной чертой данной программы является «нерасчленённость» и «переплетённость» обучения работе с произведением и книгой. При изучении произведений постоянно идёт обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению. В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Использование системно-деятельностного подхода предполагает постепенное формирование у детей основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение и письмо).
Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он способен воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним); по¬нимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отноше¬ния и т. д.); воссоздавать в своем воображении прочитан¬ное (представлять мысленно героев, события) и, наконец, воспроизводить текст, т. е. уметь рассказывать его в раз¬ных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.
Проводятся уроки обучения работе с книгой (учебной, художественной, справочной) в рамках каждого изучаемого раздела.
Уроки слушания включены в учебник под рубрикой «Послушай».
Вводится аналитическое чтение, рассматривается форма произведения: определяется жанр, выделяются слова, необходимые для описания событий, героев.
Продолжается накапливание представления школьников об авторах различных произведений.
Развивается основный вид речевой деятельности - говорение.
Методы и приемы обучения:
-выделение и сравнение отдельных эпизодов произведения;
-реконструкция эпизодов картины сюжета, описание героев и т.п.;
-комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведения;
Формы творческих работ: индивидуальные, групповые, работа в парах.
Характерные для учебного курса формы организации деятельности обучающихся:
- групповая, парная, индивидуальная деятельность;
- проектная и исследовательская деятельность;
- экскурсии, практикумы.
В оценочной деятельности используются три вида оценивания:
Стартовая диагностика основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению.
Текущее оценивание использует субъективные методы (наблюдение, самооценку и самоанализ) и объективизированные методы, основанные на анализе устных ответов, работ учащихся, деятельности учащихся, результатов тестирования.
Форма итоговой аттестации обучающихся - задания тестового характера.
Диагностика личностных и метапредметных результатов проводится в форме тестирования, комплексной работы.
1.2. Описание места учебного предмета , курса в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом начального общего образования и примерной программой рабочая программа по курсу «Литературное чтение» предусматривает 136 часов в год (34 учебные недели по 4 часа в неделю
1.3. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности курса литературного чтения:
формирование основ гражданской идентичности личности на основе:
- формирования чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества;
- восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа;
формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе:
- доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- формирования уважения к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма:
- принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремления следовать им;
- ориентации в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения;
- формирования чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:
- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
- развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты;
- формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
- формирование нетерпимости и умения противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.
1.4. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при роды, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определение наиболее эффективных способов достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдение нормы информационной избирательности, этики и этикета;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументация своей точки зрения и оценки событий;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществление взаимного контроля в совместной деятельности, адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- понимание и постановка учебной задачи;
- составление плана и последовательности действий;
- самоконтроль и самооценка, сравнение результата своей работы с образцом и выделение неточностей и ошибок;
- коррекция — внесение исправлений, дополнений и изменений по результатам оценки своей деятельности;
- овладение алгоритмом учебных действий формирования умения читать вслух и молча, читать выразительно, работать с произведением и книгой.
В курсе данной программы разработаны памятки (алгоритмы действий), которые усложняются от класса к классу с учетом требований программы и служат основой для формирования регулятивных универсальных учебных действий.
Познавательные универсальные учебные действия:
- формирование познавательной учебной задачи;
- выбор продуктивных способов действий для выполнения учебной задачи; выбор вида чтения (ознакомительное или первичное, изучающее, поисковое, просмотровое, выразительное) в зависимости от поставленной цели;
- восприятие прослушанного или прочитанного произведения;
- поиск и выделение нужной информацию о героях и их поступках, о произведении или книге;
- умение работать с текстами произведений разных жанров: определять тему и жанр, понимать главную мысль произведения, делить текст на смысловые части и составлять план, понимать состояние героев произведений и выражать свое отношение к их поступкам, объяснять свое эмоциональное состояние в процессе слушания или чтения произведения, отвечать на вопросы по содержанию;
- способность понимать позицию автора произведения и выражать свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;
- интерпретация текста (умение сравнивать произведения, героев положительных и отрицательных, рассказывать от лица одного из героев произведения или от лица читателя, делать выводы и подтверждать их словами из текста произведения);
- рефлексия на содержание и форму произведения (формулировать свою точку зрения о героях, произведении или книге, подтверждая ее фактами из произведения или других источников информации, что служит развитию умственных способностей, нравственному и эстетическому воспитанию учащихся);
- выполнение практико-ориентированных заданий: нахождение информации в тексте изучаемого произведения, интерпретация текста, рефлексия и оценка.
Для формирования познавательных умений в данном курсе в процессе обучения используются знаково-символическое моделирование и логические познавательные действия.
Знаково-символические познавательные действия:
- моделирование на уроках литературного чтения помогает формированию литературной грамотности, используется для развития основных видов речевой деятельности. Заместители, с помощью которых ученик перекодирует текст произведения, помогают глубже понять произведение, сжато представить информацию о произведении. Составление моделей, использование готовых моделей, дополнение и сравнение моделей обложек помогают усваивать литературоведческие понятия. Составление модельного плана, работа с блок-схемами, схемами, таблицами — все это эффективные приемы обучения пониманию содержания произведения, сложному процессу, основанному на личном и субъективном восприятии каждого ученика-читателя.
Логические универсальные действия:
- анализ произведения или книги до чтения (выделение фамилии автора, заголовка, подзаголовка; прогнозирование содержания произведения, определение темы и жанра);
- установление причинно-следственных связей в тексте произведения при составлении плана;
- формирование умения синтезировать при составлении плана рассказа о произведении, героях и их поступках;
- сравнение произведений по жанру, теме, авторской принадлежности;
- аргументация высказываний и суждений о произведении с опорой на текст.
Постановка и решение учебных задач творческого и поискового характера под руководством учителя:
- понимание и формирование учебной задачи;
- выбор способов и форм решения учебной задачи: выполнение проектов индивидуально, в парах и группах; презентации творческих работ и проектов; подготовка и проведение конкурсов, библиотечных уроков, литературных уроков в музеях и т. д.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Коммуникативные универсальные учебные действия в курсе литературного чтения обеспечивают развитие основных видов речевой деятельности (слушания, чтения, говорения и письменной речи):
- слушать и слышать художественное слово, речь учителя и одноклассников (воспринимать произведение, отвечать на вопросы по содержанию произведения);
- умение находить в тексте произведения диалоги героев, читать их по ролям, передавая особенности образов героев;
- овладевать монологической речью (находить в тексте монологи героев и читать их, составлять высказывания о героях и их поступках, о произведениях и книгах);
- умение отвечать на вопросы: по содержанию произведения, выявляющие характер отношений между героями произведений, побуждающие читателя дать оценку событиям и поступкам героев, требующие обучающегося постановить себя на место героя произведения, выявляющие эмоциональное отношения ученика к событиям и героям произведений;
- умение слушать ответы одноклассников на вопросы по изучаемому произведению; дополнять и уточнять их ответы, подтверждая информацией из текста произведения;
- умение задавать одноклассникам вопросы разных видов по изучаемому произведению;
- умение вести диалог или дискуссию о героях и их поступках, проявляя уважение к другому мнению;
- умение полно и аргументированно строить свои высказывания, полно и точно выражать свои мысли.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по литературному чтению с учётом специфики содержания предметной области „Филология", должны отражать:
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития;
формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении и успешности обучения по всем учебным предметам;
понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».
Достижение вышеперечисленных результатов освоения образовательной программы характеризуется сформированностью у выпускника начальной школы умения учиться овладение им универсальными учебными действиями (УУД), которые необходимы для постановки и решения любой учебной задачи.
Основные требования к уровню подготовкиучащихся 2 класса
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»:аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.
Обучающиеся научатся:
• читать целыми словами вслух, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями;
• читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения по уже выделенным ключевым словам;
• строить короткое монологическое высказывание: краткий и развернутый ответ на вопрос учителя;
• слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием;
• называть имена 2—3 классиков русской и зарубежной литературы,
• называть имена 2—3 современных писателей (поэтов); перечислять названия произведений и коротко пересказывать их содержание;
• перечислять названия произведений любимого автора и коротко пересказывать их содержание;
• определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощью учителя);
• оценивать и характеризовать героев произведения (их имена, портреты, речь) и их поступки;
• анализировать смысл названия произведения;
• пользоваться Толковым словарем для выяснения значений слов.
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:
• развивать навыки аудирования на основе целенаправленного восприятия текста, который читает учитель;
• устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);
• читать наизусть 5-6 стихотворений разных авторов (по выбору);
• пересказывать текст небольшого объема;
• использовать при выборе книг и детских периодических журналов в школьной библиотеке содержательность обложки, а также страницу «Содержание» или «Оглавление»;
• привлекать к работе на уроках тексты хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотек;
• задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя выдержки из текста в качестве аргументов.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»:узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки и др.), узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.).
Обучающиеся научатся:
• различать сказку о животных и волшебную сказку;
• определять особенности волшебной сказки;
• различать сказку и рассказ;
• находить в произведении изобразительно-выразительные средства литературного языка (сравнение, олицетворение, гиперболу, звукопись, контраст, повтор).
Обучающиеся получат возможность научиться:
• обнаруживать в авторской детской поэзии жанровые особенности фольклора: сюжетно-композиционные особенности кумулятивной сказки (сказки-цепочки), считалки, скороговорки, заклички, колыбельной песенки;
• обнаруживать подвижность границ между жанрами литературы и фольклора (рассказ может включать элементы сказки, волшебная сказка — элементы сказки о животных и т. д.);
• понимать, вчем особенность поэтического восприятия мира (восприятия, помогающего обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений);
• обнаруживать, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в стихотворных текстах, но и впрозе.
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»:чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.
Обучающиеся научатся:
• понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;
• читать художественное произведение по ролям и по цепочке, опираясь на цветовое маркирование;
• эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определенные программой.
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:
• читать выразительно поэтические и прозаические произведения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;
• рассматривать иллюстрации в учебнике и сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;
• устно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов и живописных произведений.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 2-го года обучения.
В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся:
• свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей и быстро находить нужную словарную статью;
• ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент |текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
• работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту).
В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:
а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
• работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
• выполнять работу по цепочке;
б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
• видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;
• находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.
В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся получат возможность научиться:
• подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;
• понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.
Межпредметные связи:
с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов сказок, рассказов, составление повествовательного текста;
с уроками изобразительного искусства: сопоставление текста и иллюстраций, иллюстрирование отдельных произведений, оформление творческих работ, участие в выставках рисунков по изученным произведениям;
с уроками музыки: музыка и характеры героев литературных произведений, музыкальное выражение настроения автора, персонажей произведения, музыкальное оформление инсценировок произведений;
с уроками труда: изготовление книг-самоделок, ремонт книг, практическое знакомство с элементами книги, уроки коллективного творчества.
1.5. Основное содержание учебного предмета
Содержательная линия
Учебный материал
Кол-во часов
Требования ФГОС
Планируемые результаты
Формы и вопросы контроля
Универсальные учебные действия
Предметные
Знать
Уметь
О нашей Родине.
Произведения о Родине. Рифмующие слова. Рифма. Диалог. Летопись.
5
Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Понятия «былина», «Родина», «Русь», «жанр»; тематику произведения.
Выразительно читать, сознательно, правильно и бегло читать; вести диалог.
Закрепление литературоведческих понятий, формирование читательских умений.
5
Понятия «народная мудрость», «шутка», «считалка», «потешка», «пословица».
Опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей; выявлять смысловой и эмоциональный подтекст произведения; сознательно, правильно, бегло, выразительно читать, определять от какого лица ведется повествование, словесно рисовать прочитанное.
Начитанность. Текущая проверка.
О детях и для детей.
Развитие устных читательских навыков, умения выделять главную мысль, соотносить пословицу с содержанием произведения.
Развитие восприятия художественного произведения.
Развитие навыка чтения, речевых умений, творческой деятельности.
Развитие умения пересказывать текст по картинному плану.
Понятия «басня», «мораль»,«баснописец», «автор», «герой», «план», фамилии детских писателей, определение характеристики героев; смысловые части текста
Опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей; выявлять смысловой и эмоциональный подтекст произведения; сознательно, правильно, бегло, выразительно читать, давать хар-ку героям, делить текст на части, озаглавливать части произведения, составлять план текста, читать по ролям, определять от какого лица ведется повествование.
Понятие «роль», «загадка», «автор», «план», «герой».
Выразительно, красиво, правильно и быстро читать; читать по ролям, отвечать четко и правильно на вопросы, читать по ролям, составлять план текста, определять от какого лица ведется повествование.
Развитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение к прочитанному).
Развитие навыков творческой деятельности.
Развитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение и автора).
Развитие речи учащихся, умения составлять текст по теме.
Развитие навыков чтения, читательских умений, слушания произведения.
Развитие речи учащихся.
19
Понятия «автор», «план», смысловые части текста.
Правильно и быстро читать; давать характеристику героям, читать по ролям; выделять смысловые части произведения, находить опорные слова; составлять план текста; читать по ролям, определять от какого лица ведется повествование, словесно рисовать прочитанное.
Начитанность. Итоговая проверка.
Выразительность чтения. Итоговая проверка.
Здравствуй, праздник новогодний.
Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений.
9
Определение характеристики героев; смысловые части текста.
Правильно и быстро читать; давать характеристику героям, читать по ролям; выделять смысловые части произведения, находить опорные слова; составлять план текста; читать по ролям, определять от какого лица ведется повествование.
Сформированность учебной и читательской деятельности — диагностические тесты и задания. Итоговая проверка.
Произведения о животных.
Разножанровые произведения о животных.
Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений.
Выделение главной мысли, развитие навыков выразительного чтения.
Работа с текстом.
15
Определение характеристики героев; смысловые части текста.
Правильно и быстро читать; давать характеристику героям, читать по ролям; выделять смысловые части произведения, находить опорные слова; составлять план текста; читать по ролям, определять от какого лица ведется повествование.
Начитанность, работа с детскими книгами. Текущая проверка.
Зарубежные сказки.
Развитие читательских навыков.
Работа с текстом.
11
Определение характеристики героев; смысловые части текста.
Правильно и быстро читать; давать характеристику героям, читать по ролям; выделять смысловые части произведения, находить опорные слова; составлять план текста; читать по ролям, определять от какого лица ведется повествование.
Развитие навыков чтения, речи, творческих способностей.
Определение и проверка уровня начитанности, читательских умений; форми-рование основ читательской самостоятельности.
14
Понятие «колыбельная», определение характеристики героев; смысловые части текста.
Правильно и быстро читать; давать характеристику героям, читать по ролям; выделять смысловые части произведения, находить опорные слова; читать по ролям, определять от какого лица ведется повествование.
Работа над восприятием художественного произведения, отработка навыков чтения.
Развитие навыков чтения и читательских умений (описание, иллюстрирование, объяснение поведения и поступки героев).
Моделирование обложки для книги.
Определение уровня сформированности учебной читательской деятельности.
24
Понятие «закличка»; смысловые части текста.
Правильно и быстро читать; давать характеристику героям, читать по ролям; выделять смысловые части произведения, находить опорные слова; составлять план текста; читать по ролям, словесно рисовать прочитанное.
Развитие навыков чтения и читательских умений (описание, иллюстрирование, объяснение поведения и поступки героев).
Моделирование обложки для книги.
8
Понятия «чудо» и «русская сказка», определение характеристики героев; смысловые части текста.
Правильно, осознанно и быстро читать; давать характеристику героям, читать по ролям; выделять смысловые части произведения, находить опорные слова; составлять план текста; читать по ролям, словесно рисовать прочитанное.
Начитанность, работа с детскими книгами. Итоговая проверка
Выразительность чтения. Итоговая проверка.
Сформированность учебной и читательской деятельности — диагностические тесты и задания. Итоговая проверка.
1.6. Методическое обеспечение учебного предмета
Учебник:
Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч./[авт.-сост. Л.А. Ефросинина]. – 6 – е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2016.
Пособия для учащихся:
1. Ефросинина, Л.А. Литературное чтение : 2 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений / Л.А.Ефросинина. – 2-е изд., дораб. – М. : Вентана-Граф, 2016.
2. Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: Уроки слушания : 2 класс : учебная хрестоматия для учащихся 1 класса общеобразоват. учреждений / авт.-сост. Л. А. Ефросинина. – М. : Вентана-Граф, 2016.
Методическая литература:
Виноградова Н.Ф. Сборник программ по системе учебников "Начальная школа XXI века". – 4-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 176с.
ЭОРы, ЦОРы:
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа :http://school-collection.edu.ru
2. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа :http://nachalka.info/about/193
3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа :www.festival.1september.ru
4. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа :www.km.ru/education
5. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www.uroki.ru
6. Нацпроект «Образование» – Режим доступа: http://mon.gov.ru./proekt/ideology
7. Проект «Информатизация системы образования» – Режим доступа: http://www.ural-chel.ru/guon/inform.htm.
8. Сайт «Все для учителей начальной школы»– Режим доступа:http://www.nsc.1september.ru
9. Сайт «Государственные образовательные стандарты второго поколения» – Режим доступа: http://www.standart.edu.ru
10. Сайт ГОУ ДПО ЧИППКРО – Режим доступа: http://www.ipk74.ru
11. Сайт журнала «Вестник образования» – Режим доступа: http://www.vestnik.edu.ru
Уметь называть правильно стихотворение (Ф.И.О. автора, заголовок), определять темп и тон чтения.
Личностные: Внутренняя позицияшкольника; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; самоанализ и самоконтроль результата. Способность к самооценке на основе критериев уск-сти учебной деятельности. Регулятивные: Планировать свои действия; в соотношении с поставленной задачей и условиями ее реал. Оценивать правильность выполненных действий. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и др. людей. Вносить необходимые коррективы и действия после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Чтение стихотворения. Наблюдение за изменением тона и рифмой. Определение авторской точки зрения.
2.
И. Никитин «Русь».
1
Уметь воспринимать прослушании отношении поэта к Родине; сравнивать стихи о Родине разных поэтов.
Сравнение стихотворений о Родине. Работа над выразительностью чтения.
3.
С. Романовский «Русь».
1
Уметь определять эмоц. состояние героев.
Чтение "про себя". Определение эмоционального состояния героев. Объяснение учителя (диалог).
4.
С. Романовский «Слово о Русской земле».
1
Уметь выражать свое отношение произведению, героям, автору; различать жанры произведений о Родине.
Слушание. Сравнение жанров: рассказ, стихотворение. Объяснение слов летописец, летопись. Работа с книгой: название, обложка, иллюстрация, тема, жанр.
5.
С. Прокофьев «Родина» Дополнительное чтение: Н. Рубцов «Россия, Русь, куда я ни взгляну».
1
Уметь самостоятельно составлять модель произведения.
Упражнение: чтение вслух, "про себя", выразительное. Определение тона и темпа чтения. Сравнение иллюстраций к стихотворениям о Родине.
Раздел: Народная мудрость (5 часов)
6.
Народная песня «Я с горы на гору шла…». Загадки.
1
Знать малые фольклорные формы.
Коммуникативные: Использовать знаковые символические средства, в том числе модели. Осуществлять анализ объектов выделением существенных и не существенных признаков. Устанавливать аналогии. Допускать возможность существования у людей различных позиций, в том числе не совпадающие с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Формулировать свое собственное мнение и позицию. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, что нет. Задавать вопросы. Контролировать действия партнера.
Сравнение разных малых фольклорных форм. Слушание народной музыки. Работа с учебником.
7.
Былины. «Как Илья из Мурома богатырем стал».
1
Знать виды произведений народного творчества.
Слушание. Беседа: былина и былинный сказ. Былинные герои. Составление плана былины.
8.
Былины. «Три поездки Ильи Муромца».
1
Уметь выделять признаки былины (былинного сказа).
Анализ былины: повторы, напевность, особенности языка. Работа с текстом. Составление плана. Творческая работа: придумывать продолжение былины. Чтение "Про себя".
Уметь выделять главные слова, определять темп и тон чтения; сравнивать различные жанры фольклора.
Выразительное чтение диалога шутки. Выделение при чтении главных слов, определение темпа и тона чтения. Упражнения в чтении считалок. Объяснение смысла пословицы. Сравнение различных жанров фольклора.
10.
Проверь себя.
1
Уметь пересказать понравившееся произведение русское народное творчества.
Обобщение по теме.
Раздел: О детях и для детей (20 часов)
11.
А. Барто «Катя». Дополнительное чтение Б. Заходер «Перемена».
1
Уметь правильно называть произведение (Ф.И.О. автора, заголовок); определять гл. мысль.
Личностные: Внутренняя позиция школьника; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; самоанализ и самоконтроль результата. Способность к самооценке на основе критериев уск-сти учебной деятельности. Регулятивные: Планировать свои действия; в соотношении с поставленной задачей и условиями ее реал. Оценивать правильность выполненных действий. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и др. людей. Вносить необходимые коррективы и действия после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: Использовать знаковые символические средства, в том числе модели. Осуществлять анализ объектов выделением существенных и не существенных признаков. Устанавливать аналогии. Допускать возможность существования у людей различныхпозиций, в том числе не совпадающие с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Формулировать свое собственное мнение и позицию. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, что нет. Задавать вопросы. Контролировать действия партнера.
Выразительное чтение. Упражнения: определение задачи, тона, темпа. Выделение рифмующихся слов. Беседа: выявление авторской точки зрения, высказывание своей точки зрения. Сравнение произведений о детях.
12.
С. Баруздин «Стихи о человеке и его словах».
1
Уметь сравнивать стихотворение и рассказ; определять тему произведения.
Слушание. Сравнение произведений С. Буруздина: стихотворения и рассказа. Определение их темпы. Работа с текстом. Пересказ по иллюстрациям к произведению.
13.
С. Баруздин «Как Алешке учиться надоело».
1
Развитие восприятия художественного произведения. Работа с книгой; усвоение литературных понятий. Нравственное воспитание.
Сравнение произведений С. Баруздина: стихотворение и рассказа. Определение их темы. Работа с текстом. Пересказ по иллюстрациям к произведению.
14.
Е. Пермяк «Смородинка». Дополнительное чтение: С. Михалков «Прогулка».
1
Уметь выражать свое отношение к героям.
Чтение "Про себя". Работа с текстом: деление на части, составление плана.
Работа с басней, ее структурой и формой. Выразительное чтение. Рассматривание иллюстраций. Объяснение учителем слов: басня, баснописец, мораль. Сравнение басен И. Крылова и Л.Толстого.
17.
М. Зощенко «Самое главное».
1
Уметь делить текст на части, составлять схематический план.
Слушание рассказа. Анализ произведения. Обучение пересказу по картинному плану. Упражнение в просмотровом чтении.
18.
Дополнительное чтение А. Рубинов «Ступенька» П. Воронько «Мальчик Помогай».
1
Уметь делить текст на части, составлять схематический план.
Слушание рассказа. Анализ произведения. Обучение пересказу по картинному плану. Упражнение в просмотровом чтении.
Уметь сравнивать произведения (жанр, тема, автор).
Стение "про себя" сказки В.Сутеева "Кто лучше?". Выполнение заданий в учебнике и тетради. Сравнение произведений (жанр, тема, автор).
20.
А. Митта «Шар в окошке».
1
Уметь пересказывать по готовому плану, сравнивать произведения о детях.
Самостоятельное чтение рассказа "Шар в окошке". Беседа по содержанию. Подробный пересказ по готовому плану. Выполнение заданий в тетради. Сравнение произведений. Работа с текстом произведения Е.Пермяка. Объяснение пословиц. Пересказ по плану. Сравнение произведений и книг о детях.
21.
Е. Пермяк «Две пословицы». Дополнительное чтение В. Берестов «Прощание с другом».
1
Развитие навыка чтения, умения определять тему, жанр, подробно пересказывать текст.
Работа с текстом произведения Е. Пермяка. Объяснение пословиц. Пересказ по плану. Сравнение произведений и книг о детях.
22.
Л. Пантелеев "Две лягушки». Дополнительное чтение В. Катаев «Цветик- семицветик».
1
Уметь сравнивать жанры (сказка, рассказ, басня), определять главную мысль.
Работа со сказкой Л. Пантелеева "Две лягушки". Сравнение жанров (сказка, рассказ, басня).
23.
В. Беспальков «Совушка».
1
Уметь выявлять главную мысль произведения.
Слушание. Работа с текстом сказки. Выполнение заданий в учебнике и тетради.
24.
В. Сутеев «Снежный зайчик». Дополнительное чтение Н.Носов «На горке». Н. Носов «Затейники».
1
Уметь сравнивать произведения (сказки и рассказы) В.Сутеева. Уметь пересказывать от имени одного из героев.
Работа с рассказом и с иллюстрациями к тексту. Пересказ от имени одного из героев. Сравнение сказок и рассказов В. Сутеева. Самостоятельное чтение рассказа Н. Носова "Затейники". Выполненение заданий. Книги Н. Носова и В. Сутеева.
25.
Русская народная сказка «У страха глаза велики».
1
Уметь выделять созвучия и повторы.
Работа с текстом сказки: выделение созвучий и повторов, наблюдение за изменением темпа чтения. Упражнения в правильном выразительном чтении. Работа с иллюстрацией к тексту.
Работа со сказкой: выделение особенностей сказки (повторы и последовательность событий) и национальных признаков (имена героев, детали), Выразительное чтение: определение тона и темпа чтения, наблюдение за знаками препинания. Сравнение сказок с похожими сюжетами: русской народной сказки «У страха глаза велики» и сказки братьев Гримм «Семеро храбрецов».
30.
Проверь себя.
1
Уметь обобщать произведения по теме, сравнивать произведения.
Обобщение по теме: выполнение заданий в учебнике и тетради.
Раздел: Уж небо осенью дышало (6 часов)
31.
А. Пушкин «Уж небо осенью дышало...». Г.Скребицкий «Осень». Дополнительное чтение М. Пришвин «Осеннее утро».
1
Уметь соотносить модели с произведениями, называть их, определять жанр. Знать стихотворение наизусть.
Коммуникативные: Использовать знаковые символические средства, в том числе модели. Осуществлять анализ объектов выделением существенных и не существенных признаков. Устанавливать аналогии. Допускать возможность существования у людей различных позиций, в том числе не совпадающие с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Формулировать свое собственное мнение и позицию. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, что нет. Задавать вопросы. Контролировать действия партнера.
Слушание стихотворения. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Рассматривание иллюстрации к тексту.
32.
Э. Шим «Белка и Ворон» Е. Трутнева «Осень».
1
Уметь соотносить произведения и их модели, выразительно читать стихотворение.
Самостоятельное чтение рассказа. Выполнение заданий в учебнике и тетради под руководством учителя.
33.
Н. Сладков «Эхо». Дополнительное чтение А. Твардовский «Начало осени».
1
Уметь сравнивать произведения разных жанров: сказки и рассказа.
Самостоятельное чтение рассказа. Беседа по содержанию. Выразительное чтение. Сравнение произведений разных жанров: сказки и рассказа.
34.
Н. Рубцов « У сгнившей лесной избушки...» Загадки. М. Пришвин «Недосмотренные грибы».
1
Знать понятие «Загадка». Уметь сравнивать модели обложек».
Самостоятельное чтение стихотворения. Выполнение заданий под руководством учителя. Упражнение в чтении. Введение и объяснение понятий "загадка". Чтение рассказа М. Пришвина. Выполнение заданий, обучение пересказу.
35.
Э. Шим « Храбрый опенок». Дополнительное чтение А. Майков «Осень», К. Бальмонт «Осень».
1
Уметь сравнивать произведения (жанр, тема, автор).
Слушание. Выполнение заданий в учебнике и тетради.
36.
Проверь себя.
1
Уметь обобщать произведения по теме, оценивать свои знания.
Обобщение по теме. Выполнение заданий в учебнике. Работа с книгами.
II четверть (28часов)
Раздел: Снежок порхает, кружится (19 часов)
1.
З. Александрова «Зима».
1
Уметь определять тему, сравнивать иллюстрации к текстам о весенней, осенней и зимней природе.
Личностные: Внутренняя позиция школьника; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; самоанализ и самоконтроль результата. Способность к самооценке на основе критериев уск-сти учебной деятельности. Регулятивные: Планировать свои действия; в соотношении с поставленной задачей и условиями ее реал. Оценивать правильность выполненных действий. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и др. людей. Вносить необходимые коррективы и действия после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: Использовать знаковые символические средства, в том числе модели. Осуществлять анализ объектов выделением существенных и не существенных признаков. Устанавливать аналогии. Допускать возможность существования у людей различных позиций, в том числе не совпадающие с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Формулировать свое собственное мнение и позицию. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, что нет. Задавать вопросы. Контролировать действия партнера.
Чтение стихотворения. Выполнение заданий в тетради и учебнике. Введение понятий "сравнение".
2.
С. Иванов «Каким бывает снег». Дополнительное чтение С. Есенин «Пороша».
1
Уметь выделять название, структурные элементы произведения, пересказывать текст по главному плану.
Самостоятельное чтение рассказа. Составление плана. Обучение подробному пересказу по плану.
3.
И. Соколов-Микитов «Зима в лесу».
1
Уметь бегло читать предложения, отрывки из произведений.
Самостоятельное чтение рассказа. Деление текста на части. Подробный пересказ.
Самостоятельное чтение сказки. Упражнение в правильном и выразительном чтении. Выполнение заданий. Обучению пересказу по плану. Сравнение народных сказок.
6.
Русская сказка «Дети Деда Мороза». Дополнительное чтение. Немецкая сказка «Бабушка Метелица».
1
Уметь пересказывать по готовому плану, сравнивать народные сказки.
Самостоятельное чтение сказки. Упражнение в правильном и выразительном чтении. Выполнение заданий. Обучение пересказу по плану. Сравнение народных сказок.
7.
М. Пришвин «Деревья в лесу».
1
Уметь выполнять словесное рисование.
Работа с рассказом: самостоятельная подготовка к выразительному чтению, выразительное чтение, выполнение заданий в учебнике и тетради. Творческая работа: рисование картины "Зима в лесу".
8.
Дополнительное чтение Е. Пермяк «Четыре брата».
1
Уметь выполнять словесное рисование.
Самостоятельное чтение. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Беседа об отношении к природе.
9.
И. Суриков «Детство».
1
Уметь передавать голосом чувства, знать выразительные средства языка.
Самостоятельное чтение стихотворения. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Беседа об отношении к природе.
10.
В. Даль «Девочка Снегурочка».
1
Уметь слушать сказку знать признаки литературной сказки.
Уметь составлять план, сочинять свою сказку, сравнивать сказки разных народов.
Работа со сказкой: чтение по частям, выполнение заданий, составление плана. Сравнение разных сказок о Снегурочке. Творческая работа: сочинить свою сказку о Снегурочке. Сравнение сказок разных народов.
13.
Русская народная сказка «Снегурочка».
1
Уметь составлять план, сочинять свою сказку, сравнивать сказки разных народов.
Работа со сказкой: чтение по частям, выполнение заданий, составление плана. Сравнение разных сказок о Снегурочке. Творческая работа: сочинить свою сказку о Снегурочке. Сравнение сказок разных народов.
14.
Дополнительное чтение Японская народная сказка «Журавлиные перья».
1
Уметь составлять план, сочинять свою сказку, сравнивать сказки разных народов.
Работа со сказкой: чтение по частям, выполнение заданий, составление плана. Сравнение разных сказок о Снегурочке. Творческая работа: сочинить свою сказку о Снегурочке. Сравнение сказок разных народов.
15.
Н. Некрасов «Саша». Дополнительное чтение В.Одоевский «В гостях у дедушки Мороза».
1
Уметь различать народные и литературные сказки, передавать голосом чувства.
выразительное чтение отрывка из поэмы. Работа с иллюстрацией. Сравнение произведений поэта. Работа с книгами Н. Некрасова.
16.
Г. Скребицкий, В. Чаплина «Как белочка зимует».
1
Уметь различать эмоционально-образную особенность художественного текста.
Чтение рассказа "про себя". Выполнение заданий в учебнике и тетради. Сравнение произведений о природе.
17.
И. Соколов-Микитов «Узоры на снегу».
1
Уметь различать познавательные и худ. тексты, уметь выразительно читать стихотворение.
Самостоятельное чтение рассказа. Комментирование заглавия. Подготовка подробного пересказа. Слушание. Упражнения в правильном чтении, выделении сравнений. Обучение выразительному чтению. Выполнение заданий в учебнике и тетради.
18.
И. Беляков «О чем ты думаешь, снегирь?»
1
Развитие навыков чтения, читательских умений, слушания произведения.
Упражнения в правильном чтении, выделении сравнений. Обучение выразительному чтению. Выполнение заданий в учебнике и тетради.
19.
Коллективное творчество «Царство Мороза Ивановича». Дополнительное чтение В. Одоевский «Мороз Иванович».
1
Уметь работать в группе, умение выбрать композицию, тему, героев работы.
Работа в группах (5-10 человек)
Раздел: Здравствуй, праздник новогодний (9 часов)
20.
С. Михалков « В снегу стояла елочка».
1
Умение выделять строфы, выделять главные слова, определять тон и темп чтения.
Личностные: Внутренняя позиция школьника; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; самоанализ и самоконтроль результата. Способность к самооценке на основе критериев уск-сти учебной деятельности. Регулятивные: Планировать свои действия; в соотношении с поставленной задачей и условиями ее реал. Оценивать правильность выполненных действий. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и др. людей. Вносить необходимые коррективы и действия после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Слушание. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Выразительное чтение. Коментирование текста.
21.
А. Гайдар «Елка в тайге».
1
Уметь соотносить модель обложки и произведения, Знать некоторые произведения А. Гайдара.
Слушание. Беседа по содержанию рассказа. Работа с текстом: деление на части и составление плана. Пересказ по плану.
22.
А. Гайдар «Елка в тайге».
1
Уметь соотносить модель обложки и произведения, Знать некоторые произведения А. Гайдара.
Слушание. Беседа по содержанию рассказа. Работа с текстом: деление на части и составление плана. Пересказ по плану.
23.
Книги А. Гайдара.
1
Работа с книгой А. П. Гайдара «Чук и Гек».
Слушание. Беседа по содержанию рассказа. Работа с текстом: деление на части и составление плана. Пересказ по плану. Работа с книгой А. П. Гайдара "Чук и Гек".
24.
С. Маршак «Декабрь». С. Городецкий «Народные приметы».
1
Уметь определять отношение автора, знать наизусть стихотворение.
Чтение стихотворения молча. Беседа после чтения. Работа с текстом произведения. Рисование обложки к стихотворению. Повторение произведений С. Маршака.
25.
Книги С. Маршака.
1
Уметь определять отношение автора, знать наизусть стихотворение.
Чтение стихотворения молча. Беседа после чтения. Работа с текстом произведения. Рисование обложки к стихотворению. Повторение произведений С. Маршака.
26.
Библиотечный урок «Книги Х. К. Андерсена». Дополнительное чтение «Штопальная игла», «Ель».
1
Уметь составлять краткий рассказ о герое или произведении. Знать несколько сказок Х. К. Андерсена.
Рассматривание и выборочное чтение книги Х.К. Андерсена.
27.
Проверь себя.
1
Уметь подбирать рассказы и стихи по теме.
Обобщение по теме. Выполнение заданий в учебнике и тетради.
28.
Урок-утренник «Идет волшебница зима».
1
Уметь выразительно читать стихотворения, знать произведения по разделу.
Содержание урока-утренника: выставка творческих работ учащихся по теме; конкурс чтецов и рассказчиков; -инсценирование отдельных произведений по теме; конкурс знатоков загадок о зиме; викторина "По страницам нашего учебника".
III четверть (40часов)
Раздел: Произведения о животных (15 часов)
1.
Народная песня «Бурёнушка». В. Жуковский «Птичка». Дополнительное чтение Е. Чарушин «Перепелка».
1
Уметь при чтении выделять знаки препинания , обращения, определять тон и темп чтения, уметь различать народные песни.
Коммуникативные: Использовать знаковые символические средства, в том числе модели. Осуществлять анализ объектов выделением существенных и не существенных признаков. Устанавливать аналогии. Допускать возможность существования у людей различных позиций, в том числе не совпадающие с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Формулировать свое собственное мнение и позицию. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, что нет. Задавать вопросы. Контролировать действия партнера. Личностные: Внутренняя позиция школьника; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; самоанализ и самоконтроль результата. Способность к самооценке на основе критериев уск-сти учебной деятельности. Регулятивные: Планировать свои действия; в соотношении с поставленной задачей и условиями ее реал. Оценивать правильность выполненных действий. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и др. людей. Вносить необходимые коррективы и действия после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Выполнение заданий под руководством учителя. Самостоятельное чтение стихотворения В. Жуковского "Птичка". Сравнение произведений.
2
К. Ушинский «Кот Васька». Считалка. Загадки. Произведения фольклора Е. Благинина «Голоса леса». Дополнительное чтение М Пришвин « Как поссорилась кошка с собакой».
1
Знать произведения фольклора, уметь составлять модель обложки произведений. Уметь сравнивать произведения по жанру, теме, автору.
Упражнение в чтении. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Выразительное чтение стихотворение.
3
М. Пришвин «Старый гриб». Дополнительное чтение Н. Рубцов «Про зайца».
1
Уметь составлять модель обложки, составлять рассказ по иллюстрации.
Слушание. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Рассматривание книг М. Пришвина. Самостоятельное чтение стихотворения. Выяснение отношения автора к своему герою. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Сравнение произведений (жанр, тема, автор).
4.
К. Ушинский « Лиса Патрикеевна». П. Комаров «Оленёнок».
1
Уметь находить описание героев, определять отношение автора.
Выразительное чтение произведений разных жанров. Выполнение заданий. Сравнение моделей обложек прочитанных произведений.
5.
В. Бианки «Еж- спаситель». Скороговорки. Дополнительное чтение М. Пришвин «Журка».
1
Уметь подбирать отрывок из произведения к иллюстрации, знать авторов рассказов о животных.
Работа с рассказом, выполнение заданий в учебнике и тетради.
6.
М. Дудин « Тары-бары…»
1
Уметь работать со скороговорками, уметь подробно пересказывать.
Чтение стихотворения. Выполнение заданий.
7.
Дополнительное чтение В. Бианки «Хвосты».
1
Уметь подробно пересказывать.
Упражнение в чтении. Работа с текстом. Выявление реального в произведениях. Упражнение в чтении. Работа с текстом.
8.
К. Ушинский "Плутишка кот". Дополнительное чтение: К. Паустовский "Барсучий нос".
1
Уметь составлять план рассказа, пересказать по плану.
Слушание. Комментирование заглавия. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Составление плана. Пересказ по плану.
9.
Русская народная сказка "Журавль и цапля".
1
Уметь выделять элементы сказки, кратко пересказывать сказку.
Самостоятельное чтение сказки. Анализ текста: выделение присказки, повторов, главной мысли. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Краткий пересказ.
10.
Дополнительное чтение: Африканская народная сказка "О том, как лиса обманула гиену".
1
Уметь выделять элементы сказки, кратко пересказывать сказку.
Слушание. Выполнение заданий в учебнике и тетради.
11.
Русская народная сказка "Зимовье зверей".
1
Уметь сравнивать русские сказки и народов мира. Находить в сказках пословицы и объяснять их.
Слушание. Комментирование заглавия. Работа с текстом и иллюстрацией. Выполнение заданий в учебнике и тетради.
12.
Дополнительное чтение. Немецкая народная сказка " Белый медведь и бурый медведь".
1
Уметь сравнивать сказку и пословицу; различать авторскую сказку. Умение рассказывать вымыслы и реальность.
Упражнения в чтении. Работа с текстом. Выделение реального и вымышленного в произведении. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Сравнение литературных сказок.
13.
Д. Мамин - Сибиряк "Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича".
1
Уметь сравнивать сказку и пословицу; различать авторскую сказку. Умение рассказывать вымыслы и реальность.
Упражнения в чтении. Работа с текстом. Выделение реального и вымышленного в произведении. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Сравнение литературных сказок.
14.
Дополнительное чтение Р. Киплинг "Откуда у кита такая глотка".
1
Уметь сравнивать сказку и пословицу; различать авторскую сказку. Умение рассказывать вымыслы и реальность.
Упражнения в чтении. Работа с текстом. Выделение реального и вымышленного в произведении. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Сравнение литературных сказок.
15.
Русская народная сказка "Белые перышки".
1
Уметь находить общее в народных сказках.
Чтение сказки учителем. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Сравнение народных сказок.
Раздел: Зарубежные сказки (11 часов)
16.
Украинская народная сказка "Колосок". Дополнительное чтение Французская сказка "Волк, улитка и осы".
1
Уметь выделять признаки сказки; составлять цепочки событий; уметь сравнивать сказки народов мира.
Личностные: Внутренняя позиция школьника; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; самоанализ и самоконтроль результата. Способность к самооценке на основе критериев уск-сти учебной деятельности. Регулятивные: Планировать свои действия; в соотношении с поставленной задачей и условиями ее реал. Оценивать правильность выполненных действий. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и др. людей. Вносить необходимые коррективы и действия после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Работа с текстом сказки. Описание героев сказки. Сравнение сказок о петушке. Рассматривание книг со сказками о петушке.
17.
Английская народная сказка "Как Джек ходил счастья искать".
1
Уметь пересказать сказку от лица Джека; уметь находить элементы народных сказок.
Самостоятельное чтение. Выполнение заданий. Сравнение английской сказки с русской сказкой "Зимовье зверей". Творческая работа: пересказ сказки от лица Джека.
18.
Английская народная сказка "Как Джек ходил счастья искать".
1
Уметь пересказать сказку от лица Джека; уметь находить элементы народных сказок.
Самостоятельное чтение. Выполнение заданий. Сравнение английской сказки с русской сказкой "Зимовье зверей". Творческая работа: пересказ сказки от лица Джека.
19.
Норвежская сказка "Лис Миккель и медведь Бамсе".
1
Уметь рассказывать эпизоды сказки по иллюстрации; уметь сочинять сказки с данными героями.
Чтение веселых историй. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Сравнение норвежской сказки со сказками других народов.
20.
Норвежская сказка "Лис Миккель и медведь Бамсе".
1
Уметь рассказывать эпизоды сказки по иллюстрации; уметь сочинять сказки с данными героями.
Чтение веселых историй. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Сравнение норвежской сказки со сказками других народов.
21.
Дополнительное
Чтение. Сказка
американских индейцев
«Как кролик взял
койота на испуг».
1
Уметь рассказывать эпизоды сказки по иллюстрации; уметь сочинять сказки с данными героями.
Чтение веселых историй. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Сравнение норвежской сказки со сказками других народов.
22.
Братья Гримм "Бременские музыканты".
1
Уметь сравнивать сказки разных народов; рассказывать сказку близко к тексту. Знать сказки Бр. Гримм.
Слушание. Беседа. Выполнение заданий. Сравнение сказок разных народов. Работа с книгами братьев Гримм.
23.
Братья Гримм "Бременские музыканты".
1
Уметь сравнивать сказки разных народов; рассказывать сказку близко к тексту. Знать сказки Бр. Гримм.
Слушание. Беседа. Выполнение заданий. Сравнение сказок разных народов. Работа с книгами братьев Гримм.
24.
Английская народная сказка "Сказка про трех поросят". Дополнительное чтение Дж. Харрис "Как повстречались Братец Лис и Братец Черепаха."
1
Уметь различать зачин сказки и присказку; уметь составлять мини рассказ о гл. героях.
Слушание. Выделение песенки, развитие событий, образы героев. Выполнение заданий. Сравнение английской сказки и сказки С. Михалкова "Три поросенка".
25.
Дополнительное чтение Дж. Харрис "Как повстречались Братец Лис и Братец Черепаха".
1
Уметь различать зачин сказки и присказку; уметь составлять мини рассказ о гл. героях.
Слушание. Выделение песенки, развитие событий, образы героев. Выполнение заданий. Сравнение английской сказки и сказки С. Михалкова "Три поросенка".
26.
Проверь себя.
1
Уметь сочинять сказки с героями народных сказок; знать 3-5 фамилий авторов.
Обобщение по теме. Выполнение заданий в учебнике и тетради.
Раздел: Рассказы, стихи, сказки о семье (14 часов)
27.
Л. Толстой "Лучше всех". Произведения фольклора: пословицы, колыбельная песня. М. Лермонтов "Спи, младенец…".
1
Уметь выразительно читать колыбельные песни; различать авторские и народные песни; уметь составлять планы рассказа, выделять гл. мысль.
Личностные: Внутренняя позиция школьника; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; самоанализ и самоконтроль результата. Способность к самооценке на основе критериев уск-сти учебной деятельности. Регулятивные: Планировать свои действия; в соотношении с поставленной задачей и условиями ее реал. Оценивать правильность выполненных действий. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и др. людей. Вносить необходимые коррективы и действия после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: Использовать знаковые символические средства, в том числе модели. Осуществлять анализ объектов выделением существенных и не существенных признаков. Устанавливать аналогии. Допускать возможность существования у людей различных позиций, в том числе не совпадающие с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Формулировать свое собственное мнение и позицию. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, что нет. Задавать вопросы. Контролировать действия партнера.
Чтение произведений разных жанров о семье. Отработка навыка чтения. Творческая работа: сочинение рассказа "Вся семья вместе - и душа на месте". Объяснение понятий: быль, рассказ, пословица, колыбельная песня.
28.
Е. Пермяк «Случай с кошельком».
1
Отработка навыка чтения. Выразительное чтение.
Чтение произведений разных жанров о семье. Отработка навыка чтения.
29.
С. Аксаков «Моя сестра».
1
Уметь пересказать.
Чтение произведений разных жанров о семье. Отработка навыка чтения.
30.
В. Осеева "Сыновья". Пословица. А. Майков "Колыбельная песня".
1
Уметь сравнивать авторскую и народную колыбельную песню.
Отработка навыка чтения. Выразительное чтение. Самостоятельное чтение рассказа В. Осеевой "Сыновья". Пересказ по плану.
31.
Л. Толстой "Отец и сыновья". А. Плещеев "Дедушка". Дополнительное чтение И. Панькин "Легенда о матерях".
1
Уметь определять гл. мысль; составлять рассказ по пословице.
Самостоятельное чтение рассказа. Определение главной мысли. Выполнение заданий.
32.
Л. Воронкова "Катин подарок". Ю. Коринец "Март". Дополнительное чтение Б. Заходер "Сморчки".
1
Уметь выразительно читать стихотворения(выбор темпа, тона). Уметь пересказывать рассказ близко к тексту.
Самостоятельное чтение стихотворения. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Подробный пересказ.
33.
А. Плещеев "Песня матери".
1
Знать наизусть стихотворение.
Самостоятельное чтение стихотворения А. Плещеева "Песня матери". Выполнение заданий. Упражнение в выразительном чтении.
34.
А. Плещеев "Песня матери".
1
Знать наизусть стихотворение.
Самостоятельное чтение стихотворения А. Плещеева "Песня матери". Выполнение заданий. Упражнение в выразительном чтении.
35.
Татарская народная сказка "Три сестры". Дополнительное чтение С. Михалков "А что у вас?"
1
Уметь читать по ролям, рассказывать сказку "от лица" белочки.
Чтение вслух татарской сказки. Образы персонажей. Выполнение заданий в учебнике и тетради.
36.
В.Солоухин "Деревья".
1
Уметь сочинять рассказ "Мой дедушка".
Чтение стихотворения учителем. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Выразительное чтение.
37.
С. Михалков "Быль для детей".
1
Уметь выразительно читать стихотворение, подбирать отрывки к иллюстрациям.
Беседа о Дне Победы. Слушание произведения. Выразительное чтение третьей части. Самостоятельное чтение стихотворения.
38.
С. Баруздин "Салют".
1
Уметь выразительно читать стихотворение, подбирать отрывки к иллюстрациям.
Уметь пересказывать сказки одного из народов России; сочинять свои произведения о семье.
Обобщение по теме. Выполнение заданий.
40.
Проверь себя.
1
Уметь пересказывать сказки одного из народов России; сочинять свои произведения о семье.
Обобщение по теме. Выполнение заданий.
IV четверть (32часа)
Раздел: Весна, весна красная (24 часа)
1.
Народная песня "Весна, весна красная". А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…» А.Чехов "Весной".
1
Уметь находить описания явлений природы, различать приметы весны.
Коммуникативные: Использовать знаковые символические средства, в том числе модели. Осуществлять анализ объектов выделением существенных и не существенных признаков. Устанавливать аналогии. Допускать возможность существования у людей различных позиций, в том числе не совпадающие с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Формулировать свое собственное мнение и позицию. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, что нет. Задавать вопросы. Контролировать действия партнера. Личностные: Внутренняя позиция школьника; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; самоанализ и самоконтроль результата. Способность к самооценке на основе критериев уск-сти учебной деятельности. Регулятивные: Планировать свои действия; в соотношении с поставленной задачей и условиями ее реал. Оценивать правильность выполненных действий. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и др. людей. Вносить необходимые коррективы и действия после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Выразительное чтение народной песни. Творческая работа.
2.
А. Пушкин "Гонимы вешними лучами…" Г. Скребицкий "Весна-Художник".
1
Знать произведение наизусть. Составлять план рассказа и пересказывать по плану.
Слушание. Выполнение заданий. Комментирование заглавия. Самостоятельное чтение рассказа Г. Скребицкого "Весна-художник".
3.
А. Пушкин "Гонимы вешними лучами…" Г. Скребицкий "Весна-Художник".
1
Знать произведение наизусть. Составлять план рассказа и пересказывать по плану.
Слушание. Выполнение заданий. Комментирование заглавия. Самостоятельное чтение рассказа Г. Скребицкого "Весна-художник".
4.
Н. Сладков "Снег и Ветер". Дополнительное чтение Н.Сладков "Лесные шорохи".
1
Уметь моделировать обложку, читать по ролям.
Самостоятельное чтение сказки "Снег и Ветер". Выполнение заданий под руководством учителя.
5.
С. Маршак "Весенняя песенка". Дополнительное чтение В. Маяковский "Тучкины штучки".
1
Уметь выразительно читать стихотворение, соотносить план с текстом.
Чтение учителем стихотворения. Упражнение в чтении. Выполнение заданий. Самостоятельное чтение рассказа. Сравнение жанров произведения.
6.
Э. Шим «Чем пахнет весна».
1
Уметь выразительно читать, соотносить план с текстом.
Чтение учителем стихотворения. Упражнение в чтении. Выполнение заданий. Самостоятельное чтение рассказа. Сравнение жанров произведения.
7.
Е. Баратынский "Весна, весна". Ф. Тютчев «Зима недаром злится…»
1
Уметь выразительно читать стихотворение.
Чтение учителем стихотворения. Упражнение в чтении. Выполнение заданий.
8.
А. Куприн «Скворцы».
1
Уметь сравнивать авторские сказки, делить текст на смысловые части и озаглавливать их.
Слушание рассказа. Выполнение заданий в учебнике и в тетради.
9.
Н. Сладков "Скворец -молодец".
1
Знакомство с рассказом. Развитие навыков чтения и читательских умений.
Самостоятельное чтение.
10.
Дополнительное чтение К. Ушинский "Проказы старухи зимы".
1
Уметь пересказывать подробно.
Выразительное чтение.
11.
Дополнительное чтение Н. Сладков "Проталина".
1
Уметь сравнивать авторские сказки, делить текст на смысловые части и озаглавливать их.
Слушание рассказа. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Самостоятельное чтение сказки-диалога.
12.
Н. Сладков "Апрельские шутки". А. Барто "Апрель".
1
Уметь выполнять словесное рисование и создание образа апреля.
Чтение учителем сказки. Выполнение заданий к тексту. Выразительное чтение стихотворения.
13.
Г. Скребицкий "Жаворонок".
1
Уметь делить текст на части, подробно пересказывать; сочинять загадки о птицах.
Самостоятельное чтение рассказа. Работа с книгами Н.Сладкова о природе.
14.
Дополнительное чтение К. Коровин "Баран, заяц и ёж." Закличка. Загадки.
1
Уметь делить текст на части, подробно пересказывать.
Выразительное чтение песенки - заклички. Выполнение заданий. Сравнение произведений фольклора. Творческая работа: сочинение загадок и песенок – закличек.
15.
В. Жуковский "Жаворонок". Дополнительное чтение В. Бианки "Что увидел жаворонок, когда вернулся на родину".
1
Знать стихотворение наизусть.
Работа с текстом стихотворения. Выполнение заданий. Выразительное чтение. Заучивание наизусть.
16.
О. Высотская "Одуванчик". М. Пришвин "Золотой луг".
Личностные: Внутренняя позиция школьника; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; самоанализ и самоконтроль результата. Способность к самооценке на основе критериев уск-сти учебной деятельности. Регулятивные: Планировать свои действия; в соотношении с поставленной задачей и условиями ее реал. Оценивать правильность выполненных действий. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и др. людей. Вносить необходимые коррективы и действия после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Самостоятельное чтение. Выделение признаков сказки. Пересказ по плану.
26.
Дополнительное чтение Русская народная сказка "Чудо-чудное, диво-дивное", "Царевна- лягушка".