Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа
п. Семушино Зуевского района
Кировской области»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КЛУБА «НЕБОЛЕЙКА»
СПОРТИВНО—ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
Автор-составитель
Шавкунова ОксанаНиколаевна,
учитель начальных классов
Семушино 2017 г.
Пояснительная записка
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.
Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Неболейка» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Неболейка» направлен на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса, адаптация первоклассников. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образования являются:
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.
О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);
В нашей школе за последние годы накоплен опыт реализации здоровьесберегающего сопровождения, регулярно проводится мониторинг здоровья. На основании мониторинга можно констатировать, что с каждым годом растет заболеваемость обучающихся, особенно начальных классов. Наиболее часто отмечаются случаи ухудшения зрения, заболевания желудочно-кишечного тракта, печени, нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата, ожирение.
Принимая в расчёт динамику состояния здоровья обучающихся в нашей школе, на заседании методического совета принято решение по проектированию комплексной программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Неболейка» для обучающихся 1-4 классов, реализация которой будет нивелировать негативное воздействие школьных факторов риска на здоровье обучающихся начальной школы.
Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей
по спортивно-оздоровительному направлению
внеурочной деятельности
Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья младших школьников, в основу, которой положены культурологический и личностноориентированный подходы. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья на ступени начального общего образования и спроектирована с учётом нивелирования вышеперечисленных школьных факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья младших школьников.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Неболейка» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:
формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Цели конкретизированы следующими задачами:
Формирование:
представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
навыков конструктивного общения;
потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
Обучение:
осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
упражнениям сохранения зрения.
В соответствии с ФГОС на ступени начального общего образования решаются следующие задачи:
становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Межпредметные связи программы внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Неболейка» носит комплексный характер, что отражено в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как: литературное чтение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство, физическая культура, музыка.
предмет | содержание учебной дисциплины | Содержание программы «Неболейка» |
Литературное чтение | Чтение произведений Ю.Тувима, русских народных сказок, сказка «Колобок». Устное народное творчество. | Просмотр кукольных спектаклей. Подбор пословиц и поговорок. |
Окружающий мир | Сезонные изменения в природе. Организм человека. Опора тела и движение. Наше питание. | Экскурсия «У природы нет плохой погоды». Осанка – это красиво. Умеем ли мы питаться. |
Технология | От замысла к результату. Технологические операции. | Изготовление овощей и фруктов из солёного теста. |
Изобразительное искусство | Мир фантазии. | Мир эмоций и чувств. Выставка рисунков «Какие чувства вызвала музыка». |
Физическая культура | Отличие физических упражнений от обыденных. Эстафеты по преодолению препятствий. | Зачем нужна зарядка по утрам? Разучиваем комплекс утренней зарядки. День здоровья «Дальше, быстрее, выше». |
Музыка | Выразительность музыкальной интонации. | Мир эмоций и чувств. Прослушивание музыкальных композиций : Бетховина, Шопен, Штрауса, Глинки и т.д. |
Не менее значимым при развитии здоровьесберегающей среды учреждения является состояние и перспективы обогащения материально-технической базы наглядными пособиями, техническими средствами обучения, а также обеспечение и поддержка состояния экологической комфортности среды школьных помещений, в которых дети проводят значительную часть дня.
Для реализации программы «Неболейка» необходима материально-техническая база:
Учебные пособия:
натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы,): овощи, фрукты, солнце, вода, аптечка, строение глаза, виды грибы, зубные щетки, и др.;
изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы): картины русских художников; плакаты: «Мое тело», «Правильно чистим зубы», «Комплекс упражнений утренней гимнастики», «Первая помощь при порезе», «Пропаганда здорового образа жизни», «Этикет», «Правильная осанка», «Гимнастика для глаз», «Хорошие манеры»; схемы: витаминная тарелка, профилактика инфекционных заболеваний и др.;
измерительные приборы: весы, часы и их модели.
Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер, мультимедийный проектор, DVD, и др.
Подобная связь содержания программы внеурочной деятельности с учебной деятельностью обеспечивает единство учебной и внеучебной деятельности, что позволит сформировать у обучающихся не только мотивацию на ведение здорового образа, а будет способствовать формированию знаний о социальной, психологической и соматической составляющей здоровье и уверенности в необходимости заботы о собственном здоровья.
Особенности реализации программы внеурочной деятельности:
форма, режим и место проведения занятий, виды деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Неболейка» предназначена для обучающихся 1-4 классов. Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 35 минут.
Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленном за классом, приветствуется проведение занятий в специально оборудованном учебном кабинете.
Количество часов программы внеурочной деятельности
и их место в учебном плане
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Неболейка» предназначен для обучающихся 1-4 классов, с учётом реализации её учителями начальных классов, занимающихся вопросами обучения здоровому образу жизни с детьми в возрасте от 6 до 11 лет. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 1 класс — 33 часа в год, 2-4 классы -34 часа в год. Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.
В содержании программы перечисленные разделы возобновляются на протяжении четырех лет, что способствует обобщению, расширению и систематизации знаний о здоровье, закреплению социально одобряемой модели поведения обучающихся. Подобное содержание отражает взаимосвязь всех компонентов здоровья, подчеркивания взаимное влияние интеллектуальных способностей, коммуникативных умений, потребности в соблюдении личной гигиены, необходимости закаливания и правильного питания, эмоционального отношения к деятельности, умения оказывать первую доврачебную помощь на пропедевтическом уровне на общее благополучие человека и его успешность в различного рода деятельности.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Неболейка», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Неболейка» состоит из четырёх частей:
1 класс «Первые шаги к здоровью»: первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребности в личной гигиене.
2 класс «Если хочешь быть здоров»: культура питания и этикет, понятии об иммунитете, закаливающие процедуры, ознакомление с лекарственными и ядовитыми растениями нашего края.
3 класс «По дорожкам здоровья»: интеллектуальные способности, личная гигиена и здоровье, понятие о микробах, вредные привычки и их профилактика, применение лекарственных растений в профилактических целях.
4 класс «Я, ты, он, она - мы здоровая семья»: формирование у обучающихся чувства ответственности за свое здоровье, мода и гигиена школьной одежды, профилактика вредных привычек, культура эмоций и чувств.
Содержание программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Неболейка» отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Неболейка» является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Неболейка» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести
обучающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Неболейка обучающиеся должны знать:
основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
основы рационального питания;
правила оказания первой помощи;
способы сохранения и укрепление здоровья;
основы развития познавательной сферы;
свои права и права других людей;
соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.
уметь:
составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
различать “полезные” и “вредные” продукты;
использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;
определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
заботиться о своем здоровье;
находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
применять коммуникативные и презентационные навыки;
использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
находить выход из стрессовых ситуаций;
принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
отвечать за свои поступки;
отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
Формы учета знаний и умений, система контролирующих
материалов для оценки планируемых результатов освоения
программы внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Неболейка», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
Социально одобряемая модель поведение может быть выработана только в результате вовлечения обучающихся в здоровьесберегающие практики. Принимая во внимание этот факт, наиболее рациональным способом будет подведение итогов каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела.
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
Литература
Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.
Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c.
Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 класс
«Первые шаги к здоровью»
Цель:первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребности в личной гигиене.
Срок обучения: 1 года
Режим занятий: 1 час в неделю(33 часа)
№ п/п | Тема | Количество часов | дата |
Теория | Практика | План. | Факт. |
| Раздел «Секреты здоровья» | | | | |
1 | От улыбки хмурый день светлей… Режим дня. | – | 1 | | |
2 | Утренняя зарядка. | | 1 | | |
3 | Наши друзья – вода и мыло. | | 1 | | |
4 | Чтобы зубы не болели. | | 1 | | |
5 | «Рабочие инструменты» человека. | 1 | – | | |
6 | Гигиена кожи. | 1 | – | | |
7 | Чтобы уши слышали. | 1 | | | |
8 | Осанка – стройная спина. | – | 2 | | |
9 | Солнце, воздух и вода – наши верные друзья. | 1 | | | |
10 | Лекарства в лесу. | 1 | | | |
11 | Обобщение по разделу. Викторина «Секреты здоровья». | 1 | | | |
| Раздел «Попрыгать, поиграть» | | | | |
12 | Подвижные игры. | 1 | | | |
13 | Спортивные игры и эстафеты. | 1 | – | | |
| Раздел «Профилактика детского травматизма» | | | | |
| 1. Правила дорожного движения | | | | |
14 | Элементы улиц и дорог: тротуар, бордюр, проезжая часть. | 1 | – | | |
15 | Красный, жёлтый, зелёный. | 1 | – | | |
16 | Дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие. | 1 | | | |
17 | Виды транспортных средств. | 1 | | | |
18 | Я – велосипедист. | | 1 | | |
19 | Экскурсия «Безопасный путь в школу» | - | 1 | | |
20 | Экскурсия «Где можно играть». | - | 1 | | |
| 2. Правила пожарной безопасности | | | | |
21 | Огонь – друг или враг? | 1 | | | |
22 | Спички детям – не игрушка. | 1 | – | | |
| 3. Правила поведения в быту | | | | |
23-24 | Опасность у нас дома. | 1 | 1 | | |
25-26 | Безопасность при общении с домашними животными. | 1 | 1 | | |
| 4. Правила поведения в природе | | | | |
27-28 | Если солнечно и жарко. | 1 | 1 | | |
29 | Если на улице дождь и гроза. | – | 1 | | |
30-31 | Правила безопасности на воде. | 2 | | | |
32 | Обобщение по разделу. Викторина «Моя безопасность» | 1 | – | | |
33 | Поход (Экскурсия) | -- | 1 | | |
2 класс
«Если хочешь быть здоров»
Цель: культура питания и этикет, понятие об иммунитете, закаливающие процедуры, ознакомление с лекарственными и ядовитыми растениями нашего края.
Категория слушателей: обучающиеся 2 классов
Срок обучения: 1 год
Режим занятий: 1 час в неделю (34часа)
№ п/п | Наименование разделов и дисциплин | В том числе | дата |
лекции | Практ. | План. | Факт. |
I | Введение «Вот мы и в школе». | 1 | 2 | | |
1.1 | Что мы знаем о ЗОЖ | | 1 | | |
1.2 | По стране Здоровейке | | 1 | | |
1.3 | В гостях у Мойдодыра | 1 | | | |
1.4 | Я хозяин своего здоровья | | 1 | | |
II | Питание и здоровье | 3 | 2 | | |
2.1 | Правильное питание – залог здоровья Меню из трех блюд на всю жизнь. | 1 | | | |
2.2 | Культура питания. Этикет. | | 1 | | |
2.3 | Спектакль «Я выбираю кашу» | 1 | | | |
2.4 | «Что даёт нам море» | 1 | | | |
2.5 | Светофор здорового питания | | 1 | | |
III | Моё здоровье в моих руках | 4 | 3 | | |
3.1 | Сон и его значение для здоровья человека | 1 | | | |
3.2 | Закаливание в домашних условиях | 1 | | | |
3.3 | День здоровья «Будьте здоровы» | 1 | | | |
3.4 | Иммунитет | | 1 | | |
3.5 | Беседа “Как сохранять и укреплять свое здоровье”. | | 1 | | |
3.6 | Спорт в жизни ребёнка. | 1 | | | |
3.7 | Слагаемые здоровья | | 1 | | |
IV | Я в школе и дома | 3 | 3 | | |
4.1 | Я и мои одноклассники | 1 | | | |
4.2 | Почему устают глаза? | 1 | | | |
4.3 | Гигиена позвоночника. Сколиоз | | 1 | | |
4.4 | Шалости и травмы | | 1 | | |
4.5 | «Я сажусь за уроки» Переутомление и утомление | 1 | | | |
4.6 | Умники и умницы | | 1 | | |
V | Чтоб забыть про докторов | 1 | 3 | | |
5.1 | С. Преображенский «Огородники» | 1 | | | |
5.2 | Как защитить себя от болезни.(Выставка рисунков) | | 1 | | |
5.3 | День здоровья «Самый здоровый класс» | | 1 | | |
5.4 | «Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности | | 1 | | |
VI | Я и моё ближайшее окружение | 2 | 2 | | |
6.1 | Мир эмоций и чувств. | 1 | | | |
6.2 | Вредные привычки | 1 | | | |
6.3 | «Веснянка» | | 1 | | |
6.4 | В мире интересного | | 1 | | |
VII | «Вот и стали мы на год взрослей» | 2 | 2 | | |
7.1 | Я и опасность. | 1 | | | |
7.2 | Чем и как можно отравиться. Кукольный спектакль А.Колобова «Красивые грибы» | | 1 | | |
7.3 | Первая помощь при отравлении | 1 | | | |
7.4 | Наши успехи и достижения | | 1 | | |
| Итого: | 16 | 18 | | |
3 класс
«По дорожкам здоровья»
Цель: интеллектуальные способности, личная гигиена и здоровье, понятие о микробах, вредные привычки и их профилактика, применении лекарственных растений в профилактических целях.
Категория слушателей: обучающиеся 3 классов(34 часа)
Срок обучения: 1 год
Режим занятий: 1 час в неделю
№ п/п | Наименование разделов и дисциплин | Всего, час. | В том числе | Форма контроля | Дата |
лекции | выездные занятия, стажировки, деловые игры | практи-ческие занятия | План | Фактически |
I | Введение «Вот мы и в школе». | 4 | 1 | | 2 | | | |
1.1 | «Здоровый образ жизни, что это?» | 1 | | | 1 | | | |
1.2 | Личная гигиена | 1 | | | 1 | | | |
1.3 | В гостях у Мойдодыра | 1 | 1 | | | | | |
1.4 | «Остров здоровья» | 1 | | | 1 | Игра | | |
II | Питание и здоровье | 5 | 3 | | 2 | | | |
2.1 | Игра «Смак» | 1 | 1 | | | | | |
2.2 | Правильное питание –залог физического и психологического здоровья | 1 | | | 1 | | | |
2.3 | Вредные микробы | 1 | 1 | | | | | |
2.4 | Что такое здоровая пища и как её приготовить | | 1 | | | | | |
2.5 | «Чудесный сундучок» | 1 | | | 1 | КВН | | |
III | Моё здоровье в моих руках | 7 | 4 | | 3 | | | |
3.1 | Труд и здоровье | 1 | 1 | | | | | |
3.2 | Наш мозг и его волшебные действия | 1 | 1 | | | | | |
3.3 | День здоровья «Хочу остаться здоровым» | 1 | 1 | | | | | |
3.4 | Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья. | 1 | | | 1 | | | |
3.5 | Беседа “Как сохранять и укреплять свое здоровье”. | 1 | | | 1 | | | |
3.6 | Экскурсия «Природа – источник здоровья» | 1 | 1 | | | | | |
3.7 | «Моё здоровье в моих руках» | 1 | | | 1 | викторина | | |
IV | Я в школе и дома | 6 | 3 | | 3 | | | |
4.1 | Мой внешний вид –залог здоровья | 1 | 1 | | | | | |
4.2 | «Доброречие» | 1 | 1 | | | | | |
4.3 | Спектакль С. Преображнский «Капризка» | 1 | | | 1 | | | |
4.4 | «Бесценный дар- зрение». | 1 | | | 1 | | | |
4.5 | Гигиена правильной осанки | 1 | 1 | | | | | |
4.6 | «Спасатели , вперёд!» | 1 | | | 1 | виктории на | | |
V | Чтоб забыть про докторов | 4 | 1 | | 3 | | | |
5.1 | Шарль Перро «Красная шапочка» | 1 | 1 | | | | | |
5.2 | Движение это жизнь | 1 | | | 1 | | | |
5.3 | День здоровья «Дальше, быстрее, выше» | 1 | | | 1 | | | |
5.4 | «Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности | 1 | | | 1 | конкурс «Разго-вор о правиль-ном питании» | | |
VI | Я и моё ближайшее окружение | 4 | 2 | | 2 | | | |
6.1 | Мир моих увлечений | 1 | 1 | | | | | |
6.2 | Вредные привычки и их профилактика | 1 | 1 | | | | | |
6.3 | Добро лучше , чем зло, зависть, жадность. Кукольный спектакль А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | 1 | | | 1 | | | |
6.4 | В мире интересного. | 1 | | | | Научно –практическая конференция | | |
VII | «Вот и стали мы на год взрослей» | 4 | 2 | | 2 | | | |
7.1 | Я и опасность. | 1 | 1 | | | | | |
7.2 | Лесная аптека на службе человека | 1 | | | 1 | | | |
7.3 | Игра «Не зная броду, не суйся в воду» | 1 | 1 | | | КВН | | |
7.4 | Чему мы научились и чего достигли | 1 | | | 1 | диагностика | | |
| Итого: | 34 | 16 | | 18 | | | |
4 класс
«Я, ты, он, она - мы здоровая семья»
Цель: формирование чувства ответственности за свое здоровье, мода и гигиена школьной одежды, профилактика вредных привычек, культура эмоций и чувств.
Категория слушателей: обучающиеся 4 классов
Срок обучения: 1 год
Режим занятий: 1 час в неделю
№ п/п | Наименование разделов и дисциплин | Всего, час. | В том числе | Форма контроля | Дата |
лекции | выездные занятия, стажировки, деловые игры | практи-ческие занятия | План | Фактич. |
I | Введение «Вот мы и в школе». | 4 | 1 | | 3 | | | |
1.1 | «Здоровье и здоровый образ жизни» | 1 | | | 1 | | | |
1.2 | Правила личной гигиены | 1 | | | 1 | | | |
1.3 | Физическая активность и здоровье | 1 | 1 | | | | | |
1.4 | Как познать себя | 1 | | | 1 | За круглым столом | | |
II | Питание и здоровье | 5 | 3 | | 2 | | | |
2.1 | Питание необходимое условие для жизни человека | 1 | 1 | | | | | |
2.2 | Здоровая пища для всей семьи | 1 | | | 1 | | | |
2.3 | Как питались в стародавние времена и питание нашего времени | 1 | 1 | | | | | |
2.4 | Секреты здорового питания. Рацион питания | | 1 | | | | | |
2.5 | «Богатырская силушка» | 1 | | | 1 | КВН | | |
III | Моё здоровье в моих руках | 7 | 4 | | 3 | | | |
3.1 | Домашняя аптечка | 1 | 1 | | | | | |
3.2 | «Мы за здоровый образ жизни» | 1 | 1 | | | | | |
3.3 | Марафон «Сколько стоит твоё здоровье» | 1 | 1 | | | | | |
3.4 | «Береги зрение с молоду». | 1 | | | 1 | | | |
3.5 | Как избежать искривления позвоночника | 1 | | | 1 | | | |
3.6 | Отдых для здоровья | 1 | 1 | | | | | |
3.7 | Умеем ли мы отвечать за своё здоровье | 1 | | | 1 | виктори на | | |
IV | Я в школе и дома | 6 | 3 | | 3 | | | |
4.1 | «Мы здоровьем дорожим – соблюдая свой режим» | 1 | 1 | | | | | |
4.2 | «Класс не улица ребята И запомнить это надо!» | 1 | 1 | | | | | |
4.3 | Кукольный спектакль «Спеши делать добро» | 1 | | | 1 | | | |
4.4 | Что такое дружба? Как дружить в школе? | 1 | | | 1 | | | |
4.5 | Мода и школьные будни | 1 | 1 | | | | | |
4.6 | Делу время , потехе час. | 1 | | | 1 | Игра - викторина | | |
V | Чтоб забыть про докторов | 4 | 1 | | 3 | | | |
5.1 | Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься | 1 | 1 | | | | | |
5.2 | День здоровья «За здоровый образ жизни»С. | 1 | | | 1 | | | |
5.3 | Кукольный спектакль Преображенский «Огородники» | 1 | | | 1 | | | |
5.4 | «Разговор о правильном питании» Вкусные и бесполезные вкусности | 1 | | | 1 | «Разго-вор о правиль-ном питании» | | |
VI | Я и моё ближайшее окружение | 4 | 2 | | 2 | | | |
6.1 | Размышление о жизненном опыте | 1 | 1 | | | | | |
6.2 | Вредные привычки и их профилактика | 1 | 1 | | | | | |
6.3 | Школа и моё настроение | 1 | | | 1 | | | |
6.4 | В мире интересного. | 1 | | | | Научно –практическая конференция | | |
VII | «Вот и стали мы на год взрослей» | 4 | 2 | | 2 | | | |
7.1 | Я и опасность. | 1 | 1 | | | | | |
7.2 | Игра «Мой горизонт» | 1 | | | 1 | | | |
7.3 | Гордо реет флаг здоровья | 1 | 1 | | | | | |
7.4 | «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни» | 1 | | | 1 | Диагностика. Книга здоровья | | |
| Итого: | 34 | 16 | | 18 | | | |