Аннотация к рабочей программе по курсу «Мастера своего дела»
начального общего образования
на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа по курсу «Мастера своего дела» начального общего образования для внеурочной деятельности составлена на основе авторской программы «Оригами» С.Ю. Афонькина и С.В. Соколовой.
Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, примерной программе по учебным предметам и предусматривает изучение предмета на базовом уровне.
Основной целью обучения курса является всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников и повышение эффективности их обучения в средней школе, формирование грамотной личности, готовой к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе, владеющей системой творческих навыков, позволяющих применять их для решения практических жизненных задач, руководствуясь при этом идейно-нравственными, культурными и этическими принципами, нормами поведения, которые формируются в ходе учебно-воспитательного процесса. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
Программа рассчитана на полный курс обучения детей в начальной школе и адаптирована для учащихся начальной школы. Она включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами. Во время занятий оригами для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы используются аудиокассеты с записями звуков живой природы и музыки. В результате этого, у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений. Программа предусматривает освоение по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе. Программа предполагает и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до сочинения сказок, коллективных работ, творческих альбомов детей, сказочных персонажей с последующей драматизацией, участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения. Занятия оригами являются одной из форм пропедевтики изучения геометрии, позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, действовать в соответствии с простейшими алгоритмами, работать со схемами, распознавать простейшие геометрические фигуры, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
В процессе изучения дисциплины используются: проблемно-диалогическая технология, технология развивающего обучения, ИКТ технология, технология оценивания успехов, а так же метод проектов. В основе познавательной деятельности лежит системно - деятельностный подход.
Результаты обучения:
Личностные результаты: определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить; развивать внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук, глазомера; развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию; занятия будут способствовать развитию самоуважения и самооценки; владеть навыками культуры труда.
Метапредметные результаты:
Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; проговаривать последовательность действий; высказывать свое предположение (версию) на основе работы с инструкционной картой; работать по предложенному учителем плану; совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей; управлять своей деятельностью, контролировать свои действия и исправлять ошибки; понимать причины успеха и неуспеха; определять границы собственного знания и «незнания»; самостоятельно изготавливать модели из бумаги, создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
Познавательные: познакомятся с искусством оригами, будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами; делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре) и в инструкционной карте; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие понятия как равенство и неравенство, подобие, плоские геометрические фигуры; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять сказки из бумажного листа на основе простейших инструкционных карт, предметных рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать пути решение задания с инструкционных карт, предметных рисунков, схематических рисунков, схем); следовать устным инструкциям, создавая изделия оригами; выполнять логические операции: сравнение, анализ, обобщение, классификация и др.; работать с учебными моделями, с использованием знаково-символических средств; принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
Коммуникативные: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; читать и пересказывать текст; совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); сформируются первоначальные навыки сотрудничества; улучшать свои коммуникативные способности; приобретут навыки работы в коллективе.
Предметные результаты: знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами; читать условные обозначения к схемам; пользоваться ручными инструментами и приспособлениями, шаблонами; знать и пользоваться технологической последовательностью изготовления изделий (разметка, резание, сборка, отделка); пользоваться способами разметки: сгибанием; использовать способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА; уметь выполнять виды отделки: раскрашиванием, аппликационное.
6. В соответствии с учебным планом ОУ и примерной программой НОО курс «Мастера своего дела» рассчитан на 1 час в неделю с 1 по 4 класс. В 1 классе предусмотрено - 33 часа, во 2 - 4 классах по 34 часа. Общий объём учебного времени составляет 268 часов.
Оценка качества освоения программы включает входную и итоговую диагностику.
Реализация программы осуществляется на основе учебно-методического комплекса
Афонькина С.Ю. и Соколовой С.
Составитель: Васильева Н.А.