Преподавание литературного чтения во 2 классе ведётся по авторской программе «Начальная школа 21 века».
Руководитель проекта чл. корр. РАО Н.В. Виноградова. Программа утверждена Министерством образования и науки РФ.
Соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования второго поколения.
Программа курса «Литературное чтение» реализует основные положения концепций формирования читательской компетенции младших школьников.
Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о доброте и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Среди предметов, входящих в учебный план начальной школы, курс «Литературное чтение» влияет на решение следующих задач:
1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.
Решение этой задачи предполагает формирование осмысленного читательского навыка.
2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире.
З. Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.
Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать средства выразительности.
Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с
окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий.
Литературное чтение - один из основных предметов системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно-нравственному воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам.
Изучение литературного чтения в 1 классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте». Его продолжительность 23 недели, по 9 часов в неделю (объединяются часы учебного плана по русскому языку и литературному чтению). После обучения грамоте начинается раздельное изучение литературного чтения и русского языка.
Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения.
Программа предусматривает знакомство ребёнка с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений: ориентироваться в книге по её элементам, знакомиться с разными видами и типами книг.
Согласно базисному учебному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение предмета «Литературное чтение» в начальной школе выделяется 444 часа, из них в 1 классе 36 часов (4 ч в неделю, 9 учебных недель), во 2-4 классах по 136 часов (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. В процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.
Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Большую роль играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
-осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
- знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы;
- эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважения мнения собеседника.
- овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности), умением высказывать и пояснять свою точку зрения;
- освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром; формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе;
- овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознания значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.
- формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
- умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу; умение пользоваться словарями и справочниками;
- осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении, устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания;
- умение декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией (сверстниками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями.
Произведения фольклора русского народа и народов других стран: пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина. Сравнение произведений фольклора разных народов. Произведения русских и зарубежных писателей-классиков, произведения современных детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-популярные произведения; сказка, рассказ; справочная детская литература: книги-справочники, словари. Примерная тематика. Произведения о Родине, о родной природе, о человеке и его отношении к другим людям, к природе, к труду; о жизни детей, о дружбе и товариществе; о добре и зле, правде и лжи. Жанровое разнообразие. Сказки (народные и авторские), рассказы, басни, стихотворения, загадки, пословицы, считалки, потешки, былины.
Ориентировка в литературоведческих понятиях: литературное произведение, фольклор, произведения фольклора, народная сказка, стихотворение, рассказ, история, быль, былина, бытовая сказка, сказка о животных, волшебная сказка, присказка, зачин, небылица, потешка, шутка, скороговорка, герой произведения, события реальные и вымышленные, название произведения (фамилия автора, заглавие), диалог, рифма, обращение, сравнение, информация.
Проявление интереса к словесному творчеству, участие в сочинении небольших сказок и историй. Рассказывание сказок от лица одного из ее персонажей. Придумывание продолжения произведения (сказки, рассказа), изменение начала и продолжения произведения. Коллективные творческие работы («Мир сказок», «Сказочные герои», «Герои народных сказок», «Теремок для любимых героев» и т. д.). Подготовка и проведение уроков - сказок, уроков-утренников, уроков-конкурсов, уроков-игр.
Информация: книга, произведение, автор произведения, жанр, тема. Сбор информации с опорой на аппарат книги (титульный лист, аннотация, предисловия «Об авторе», «От автора»). Составление таблиц (имена героев, действия, позиция автора, мнение читателя). Чтение данных в таблице и использование их для характеристики героев, произведений, книг. Заполнение и дополнение схем об авторах, жанрах, темах, типах книг.
с уроками русского языка: составление и запись предложений и мини- текстов (рассказов, сказок) о героях литературных произведений;
с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных произведений, оформление творческих работ, участие в выставках рисунков по изученным произведениям;
с уроками музыки: слушание музыкальных произведений по теме изученных произведений (народные хороводные и колыбельные песни, авторские колыбельные песни);
с уроками труда: изготовление книг-самоделок, ремонт книг, практическое знакомство с элементами книги, уроки коллективного творчества (аппликация, лепка, лего-конструкции к изученным произведениям или разделам).
отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;
определять тему, жанр и авторскую принадлежность произведения и книги, используя условно-символическое моделирование;
понимать и объяснять нравственно-этические правила поведения героев произведения и обогащать свой нравственный опыт;
читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 55–60 слов в минуту);
читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;
пересказывать текс ты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмом подготовки пересказов;
группировать книги по жанрам, темам или авторской принадлежности.
пользоваться умением читать молча (про себя) произведения и книги по собственному выбору по изучаемому разделу (теме);
постоянно читать детские журналы и находить в них произведения к изучаемым разделам или темам.
использовать в речи литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения).
уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для отбора книг по теме, жанру или авторской принадлежности.
создавать истории о героях произведений.
конкурсах и литературных играх.
работать с таблицами и схемами, использовать информацию из таблиц для характеристики произведения, книги, героев;
дополнять таблицы и схемы недостающей информацией.
№ | Тема урока | Кол -во ч | Тип урока | Содержание | УУД | Дидактическое обеспечение | Дата |
План | Факт |
I | О нашей Родине | 5 | |
1 | Ф.Савинов «Родина» | 1 | УЗПЗ | Чтение стихотворения. Наблюдение за изменением тона и рифмы. Развитие навыка чтения. Закрепление литературоведческого понятия. | Определять произведения о Родине. Сравнивать загадки, шутки» потешки, указывать на их особенности; читать молча слова и текст; находить и самостоятельно читать фамилию автора, заглавие; сравнивать разные по жанрам произведения; выполнять задания под рубрикой «Проверь себя». Моделировать обложку книги. | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь №1 | 01.09. | |
2 | И.Никитин «Русь» | 1 | УЗПЗ | Работа над выразительностью чтения. Развитие умения слышать тон автора, выразительно читать стихотворение. | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь №1 | 02.09. | |
3 | С.Романовский «Русь» | 1 | УЗПЗ | Определение эмоционального состояния героя. Чтение «про себя». Объяснение учителя. | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь №1 | 03.09. | |
4 | С.Романовский «Слово о Русской земле» | 1 | УЗПЗ | Сравнение жанров: рассказ, стихотворение. Работа с книгой: название, обложка, иллюстрация, тема, жанр. | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь №1 | 04.09. | |
5 | С.Прокофьев «Родина». Доп. чт. Н. Рубцов «Россия, Русь – куда ни взгляну…» | 1 | УОПЗ | Работа над выразительностью чтения. Упражнение в чтении вслух, про себя, выразительно. Определение тона и темпа чтения. Сравнение иллюстраций к стихам о Родине. | ИКС, презентация, учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь №1 | 08.09. | |
II | Народная мудрость (устное народное творчество) | 5 | |
6 | Народная песня «Я с горы на гору шла…». Загадки | 1 | УЗПЗ | Сравнение и отличия произведений малых фольклорных форм | Понимать отличие малых фольклорных форм. Выделять признаки былины (былинного сказа); работать с произведением, выполнять задания в учебнике; выразительно читать (плавно, выделяя повторы) | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь №1 | 09.09. | |
7 | Былина «Как Илья Муромец богатырём стал» | 1 | УЗПЗ | Формирование читательских умений | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь №1 | 10.09. | |
8 | Былина « Три поездки Ильи Муромца» | 1 | УЗПЗ | Обогащение словаря, формирование навыков чтения | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь №1 | 11.09. | |
9 | Шутка, считалка, потешка, пословицы. Доп. чт. Песенки, приговорки, докучные сказки и др. | 1 | УЗПЗ | Закрепление литературоведческих понятий, формирование читательских умений | ИКС, презентация, учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь №1 | 15.09. | |
10 | Устное народное творчество. Проверь себя | 1 | УОПЗ | Определение уровня начитанности учащихся, умения работать с произведением | ИКС, презентация, учебник | 16.09. | |
III | О детях и для детей | 20 | |
11 | А.Барто «Катя». Доп.чт. Б.Заходер «Перемена» | 1 | УПНЗ | Развитие устных читательских навыков, умения выделять главную мысль, соотносить пословицу с содержанием произведения | Знать наизусть два стихотворения; пословицы. Выделить пословицы о труде в тексте; правильно называть произведение; понимать главную мысль; находить части в тексте; сравнивать стихи, рассказы, сказки; определять жанр произведения; пересказывать по плану кратко и подробно; составлять схематический план | ИКС, презентация, учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь №1 | 17.09. | |
12 13 | С.Баруздин «Стихи о человеке и его словах», «Как Алёшке учиться надоело» | 2 | УС, УОЧ | Развитие восприятия художественного произведения. Работа с книгой; усвоение литературных понятий. Нравственное воспитание | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь №1 | 18.09. 22.09. | |
14 | Е.Пермяк «Смородинка». Доп.чт. С.Михалков «Прогулка» | 1 | УОЧ | Развитие навыка чтения, умения пересказывать текст | ИКС, презентация, учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь №1 | 23.09. | |
15 | Н.Носов «Заплатка». Г .Сапгир «Рабочие руки». Доп.чт. нанайская сказка «Айога» | 1 | УС | Развитие восприятия художественного произведения, речевых умений, нравственно-эстетическое воспитание | ИКС, презентация, учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь №1 | 24.09. | |
16 | Басни. И.Крылов «Лебедь, Щука и Рак». Л.Толстой «Страшный зверь». Доп.чт. Я.Аким «Жадина» | 1 | УПНЗ | Развитие навыка чтения, речевых умений, творческой деятельности | ИКС, презентация, учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь №1 | 25.09. | |
17 18 | М.Зощенко «Самое главное». | 2 | УС | Развитие восприятия художественного произведения, умения пересказывать текст по картинному плану | Заучивать наизусть басни, стихотворения; подбирать пословицы по теме произведения; сравнивать произведения разных жанров; самостоятельно работать с произведениями для дополнительного чтения; выполнять задания в рабочей тетради; отвечать на вопросы после прочитанного произведения. | учебник, рабочая тетрадь №1 | 29.09. 30.09. | |
19 | В.Сутеев « Кто лучше?» Доп.чт. Л.Осеева «Волшебная иголочка» | 1 | УПНЗ | Развитие навыка чтения по ролям | ИКС, презентация, учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь №1 | 01.10. | |
20 21 | А.Митт «Шар в окошке». Е.Пермяк «Две пословицы». Доп.чт. В.Берестов «Прощание с другом» | 2 | УППЗ | Развитие навыка чтения, умения определять тему, жанр, подробно пересказывать текст | ИКС, презентация, учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь №1 | 02.10. 06.10. | |
22 | Л.Пантелеев «Две лягушки». Доп.чт. В.Катаев Доп.чт.»Цветик – семицветик» | 1 | УПНЗ | Развитие навыка чтения, формирование читательских умений, нравственное воспитание | ИКС, презентация, учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь №1 | 07.10. | |
23 | В.Беспальков «Совушка». | 1 | УС | Развитие умений восприятия художественного произведения, творческой деятельности, читательских навыков | Знать: наизусть два стихотворения; пословицы Выделить пословицы о труде в тексте; правильно называть произведение; понимать главную мысль; находить части в тексте; сравнивать стихи, рассказы, сказки; определять жанр произведения; пересказывать по плану кратко и подробно; составлять схематический план | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь №1 | 08.10. | |
24 | В.Сутеев «Снежный зайчик». Н.Носов «Затейники». Доп.чт. Н.Носов «На горке» | 1 | УПНЗ | Развитие навыков чтения, читательских умений (определять жанр, тему, объяснять заголовок, пересказывать), нравственное воспитание | ИКС, презентация, учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь №1 | 09.10. | |
25 | Русская народная сказка «У страха глаза велики» | 1 | УПНЗ | Развитие навыков чтения, читательских умений (объяснять заголовок, характеризовать героев, подбирать пословицы) | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь №1 | 13.10. | |
26 | Братья Гримм «Маленькие человечки». Доп.чт. «Три брата» | 1 | УПНЗ | Развитие восприятия художественного произведения, творческой деятельности, читательских умений | ИКС, презентация, учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь №1 | 14.10. | |
27 | Х.-К. Андерсен «Пятеро из одного стручка» | 1 | УС | Развитие восприятия художественного произведения, творческой деятельности, читательских умений | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь №1 | 15.10. | |
28 29 | Братья Гримм «Семеро храбрецов» | 2 | УППЗ | Развитие навыков чтения, читательских умений (объяснять заголовок, характеризовать героев, подбирать пословицы) | Учебник, рабочая тетрадь №1 | 16.10. 20.10. | |
30 | Проверь себя. Сказки народные и авторские | 1 | УОПЗ | Проверка уровня начитанности учащихся, знания авторов и героев их произведений | ИКС, презентация, учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь №1 | 21.10. | |
IV | «Уж небо осенью дышало…» | 6 | |
31 | А.Пушкин «Уж небо осенью дышало…». Г.Скребицкий «Осень». Доп.чт. м.Пришвин «Осеннее утро» | 1 | УПНЗ | Развитие навыков чтения и слушания, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение к произведению); творческая деятельность | Выражать при чтении свое отношение к различным состояниям природы; Выразительно читать стихотворения, передавая свои чувства; понимать главную мысль; выделять голосом обращения в тексте; самостоятельно читать абзацы текстов, отрабатывая правильность и беглость чтения; выполнять творческие работы: сочинять стихи по заданной рифме, рассказы, сказки с героями прочитанных произведений | ИКС, презентация, учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь №1 | 22.10. | |
32 | Э. Шим «Белка и Ворон», Е. Трутнева «Осень» | 1 | УОЧ | Составление загадок о белке и вороне. Выразительное чтение произведения (по выбору) | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь №1 | 23.10. | |
33 | А. Сладков «Эхо». Доп.чт. А.Твардовский «Начало осени» | 1 | УС | Развитие навыков восприятия художественного произведения, читательских умений (выразительное чтение диалогов); творческая деятельность; работа над развитием речи | ИКС, презентация, учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь №1 | 27.10. | |
34 | Загадки. Н.Рубцов «У сгнившей лесной избушки…» М.Пришвин «Недосмотренные грибы» | 1 | УОЧ | Развитие навыков чтения и слушания, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение к произведению); творческая деятельность | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь №1 | 28.10. | |
35 | Э. Шим «Храбрый опёнок». Доп.чт. А.Майков «Осень» | 1 | УС УОЧ | Развитие навыков чтения и слушания, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение к произведению); творческая деятельность | ИКС, презентация, учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь №1 | 29.10. | |
36 | Проверь себя. Произведения о родной природе | 1 | УОПЗ | Проверка уровня начитанности учащихся, техники чтения, творческой деятельности | ИКС, презентация, учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь №1 | 30.10. | |
V | «Снежок порхает, кружится…». Произведения о зимней природе | 19 | |
37 | З.Александрова «Зима» | 1 | УОЧ | Развитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение к прочитанному) | Бегло читать предложения, отрывки из изучаемых произведений; пересказывать рассказ или сказку по готовому плану, объяснять авторскую точку зрения; сочинять небольшие сказки или рассказы о героях изученных произведений; объяснять поступки героев и свое отношение к ним; передавать интонацией свое отношение к читаемому; различать авторские и народные сказки; самостоятельно выполнять задания по теме («Проверь себя»); оценить свои знания («Это я знаю и могу выполнить» или «Этого я еще не знаю») | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь №1 | 10.11. | |
38 | С. Иванов «Каким бывает снег». Доп.чт. С.Есенин | 1 | УОЧ | Развитие навыков восприятия художественного произведения, читательских умений (выразительное чтение диалогов); творческая деятельность; работа над развитием речи | учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь №1 | 11.11. | |
39 | И. Соколов- Микитов «Зима в лесу». | 1 | УОЧ | Развитие навыков чтения, читательских умений | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь №1 | 12.11. | |
40 41 | Э. Шим «Всем вам крышка», К. Ушинский «Мороз не страшен» | 2 | УС УОЧ | Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь №1 | 13.11. 17.11. | |
42 | Русская сказка «Дети Деда Мороза». Доп.чт. немецкая сказка «Бабушка Метелица» | 1 | УОЧ | Развитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение) | учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь №1 | 18.11. | |
43 | М. Пришвин «Деревья в лесу» | 3 | УОЧ | Развитие навыков чтения, читательских умений(определять тему, жанр, свое отношение) | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь №1 | 19.11. | |
44 | Коллективное творчество «Зима в лесу» | 1 | УТ | Развитие навыков творческой деятельности | ИКС, презентация, | 20.11. | |
45 | И. Суриков «Детство» | 1 | УОЧ | Развитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение и автора) | Выразительно читать стихи наизусть; бегло читать отрывки знакомого текста; пересказывать по готовому плану; объяснять свою точку зрения и соотносить ее с авторской позицией. Знать: -наизусть 2-3 стихотворения; | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь №1 | 24.11. | |
46 47 | Литературная сказка. В. Даль «Девочка Снегурочка» | 1 | УОЧ УТ | Развитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр) | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь №1 | 25.11. 26.11. | |
48 49 50 | Русская народная сказка «Снегурочка». Доп.чт. японская народная сказка «Журавлиные перья» | 3 | УПНЗ УЗПЗ | Развитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение и автора) | учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь №1 | 27.11. 01.12. 02.12. | |
51 | Н. Некрасов «Саша». Доп.чт. В.Одоевский «В гостях у дедушки Мороза» | 1 | УОЧ | Развитие речи учащихся, умения составлять текст по теме | ИКС, презентация, учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь №1 | 03.12. | |
52 | Г. Скребицкий, В. Чаплина «Как белочка зимует» | 1 | УОЧ | Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений | Знать: -наизусть 2-3 стихотворения; - пословицы о дружбе и труде. Соотносить пословицы и поговорки с основной мыслью произведения; объяснять поступки героев произведений, выражать свое отношение к ним | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь №1 | 04.12. | |
53 | И. Соколов- Микитов «Узоры на снегу» | 1 | УПНЗ | Развитие речи учащихся, умения составлять текст по теме | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь №1 | 08.12. | |
54 | И. Беляков «О чём ты думаешь, снегирь?» | 1 | УПНЗ | Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь №1 | 09.12. | |
55 | Коллективное творчество «Царство Мороза Ивановича» | 1 | УТ | Развитие речи учащихся | ИКС, презентация, | 10.12. | |
VI | Здравствуй, праздник новогодний! | 9 | |
56 | С. Михалков «В снегу стояла ёлочка» | 1 | УПНЗ | Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений | Выразительно читать отрывки из изучаемых произведений (логические ударения, знаки препинания) Передавать голосом чувства ( удивление, восхищение, разочарование и т.п.); - работать самостоятельно и оценивать свои знания. | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь №1 | 11.12. | |
57 58 59 | А. Гайдар «Ёлка в тайге» | 3 | УС | Учить передавать голосом чувства ( удивление, восхищение, разочарование и т.п.); | ИКС, презентация, учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь №1 | 15.12. 16.12. 17.12. | |
60 | С. Маршак «Декабрь» | 1 | | Познакомить с творчеством С.Маршака. Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь №1 | 18.12. | |
61 | Контрольная работа. Проверка начитанности | 1 | УКПЗ | Обобщить и проконтролировать знания учащихся. Проверка начитанности | рабочая тетрадь №1 | 22.12. | |
62 | Книги Х.-К.Андерсена. «Штопальная иголка» | 1 | УПНЗ | Развитие речи учащихся, умения работать с произведениями, определение уровня начитанности | Хрестоматия, рабочая тетрадь №1 | 23.12. | |
63 | Проверь себя. Природа зимой | 1 | УОНЗ | Сформированность учебной и читательской деятельности | ИКС, презентация, рабочая тетрадь №1 | 24.12. | |
64 | Идёт волшебница зима | 1 | У-У | Развитие читательского интереса | ИКС, презентация, | 25.12. | |
VII | Произведения о животных | 15 | |
65 | Народная песня «Бурёнушка». В. Жуковский «Птичка». Доп.чт. Е.Чарушин «Перепелка» | 1 | УОЧ | Развитие навыков чтения, читательских умений | --Знать наизусть 1 – 2 стихотворения по теме; — 3—5 фамилий авторов, которые пишут о животных. Различать народные песни, загадки, сказки, народные и авторские сказки; отличать реальные события от волшебных; находить в тексте пословицы и уметь их объяснять; рассказывать сказку или ее часть близко к тексту; сочинять сказки с героями народных сказок, продолжение сказки; отбирать в библиотеке книги о животных; оставлять книгу-самоделку о героях-животных; иллюстрировать понравившийся эпизод произведения; находить ответы на вопросы, подтверждая текстом; давать характеристику героям и их поступкам | учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь №2 | 29.12. | |
66 | К. Ушинский «Кот Васька». Е. Благинина «Полоса леса». Произведения фольклора (считалка, загадка) | 1 | УОЧ | Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь №2 | 12.01. | |
67 | М. Пришвин «Старый гриб». П. Комаров «Оленёнок». Доп.чт. Н.Рубцов «Про зайцев» | 1 | УС | Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений | ИКС, презентация, учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь №2 | 13.01. | |
68 | К. Ушинский «Лиса Патрикеевна» | 1 | УОЧ | Развитие навыков читательских умений | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь №2 | 14.01. | |
69 | В. Бианки «Ёж-спаситель». Доп.чт. М.Пришвин «Журка» | 1 | УПНЗ | Развитие навыков читательских умений | ИКС, презентация, учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь №2 | 15.01. | |
70 71 | М. Дудин «Тары-бары…». Доп.чт. В.Бианки «Хвосты» | 2 | УПНЗ | Развитие восприятия художественного произведения, выделение главной мысли, развитие навыков выразительного чтения | Учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь №2 | 19.01. 20.01. | |
72 | К.Ушинский «Плутишка кот». Доп.чт. К. Паустовский «Барсучий нос» | 1 | УС | Развитие восприятия художественного произведения, умения работать с книгой | Учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь №2 | 21.01. | |
73 74 | Русская народная сказка «Журавль и цапля». Доп.чт. африканская сказка «О том, как лиса обманула жену» | 2 | УПНЗ | Развитие навыков чтения, читательских умений | Учебник, рабочая тетрадь №2 | 22.01. 26.01. | |
75 | Русская народная сказка «Зимовье зверей». | 1 | УС | Работа по заданиям в тетради. Развитие читательских умений | Учебник, рабочая тетрадь №2 | 27.01. | |
76 77 | Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича». Доп.чт. Р.Киплинг «Откуда у кита такая глотка» | 2 | УОЧ УС | Развитие навыков чтения, читательских умений. Работа с текстом Инсценирование сказки. Пересказ; задание в тетради; чтение книг со сказками Д. Мамина-Сибиряка (по желанию) | Учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь №2 | 28.01. 29.01. | |
78 | Русская народная сказка «Белые пёрышки» | 1 | УОЧ | Развитие навыков чтения, читательских умений | Учебник, рабочая тетрадь №2 | 02.02. | |
79 | Произведения о животных. Литературный диктант | 1 | УКПЗ | Сформированность учебной и читательской деятельности | Учебник, рабочая тетрадь №2 | 03.02. | |
VIII | Зарубежные сказки | 11 | |
80 | Украинская сказка «Колосок». Доп.чт. французская сказка «Волк, улитка и осы» | 1 | УС | Развитие читательских навыков. Работа с текстом | Выделять признаки сказки; правильно называть произведение; составлять схематический план; пересказывать подробно и сжато по готовому плану | ИКС, презентация, учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь №2 | 04.02. | |
81 82 | Английская сказка «Как Джек ходил счастье искать» | 2 | УОЧ | Развитие навыков чтения и читательских умений; развитие речи учащихся | ИКС, презентация, учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь №2 | 09.02. 10.02. | |
83 84 | Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе» | 2 | УОЧ | Развитие навыков чтения и читательских умений; развитие речи учащихся | Выделять признаки сказки; правильно называть автора и название произведения; выразительно читать отрывок из произведения при повторном чтении; пересказывать подробно, сжато по готовому плану | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь №2 | 11.02. 12.02. | |
85 86 87 | Братья Гримм «Бременские музыканты» | 3 | УОЧ | Рассказ по плану; подготовиться к инсценированию сказки (выбор роли), задание в тетради | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь №2 | 16.02. 17.02. 18.02. | |
88 89 | Английская народная сказка «Сказка про трёх поросят» | 2 | УС | Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений, развитие речи учащихся | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь №2 | 19.02. 23.02. | |
90 | Проверь себя | 1 | УОПЗ | | Тест, рабочая тетрадь №1 | 24.02. | |
IX | Семья и я | 14 | |
91 | Л.Толстой «Лучше всех» | 1 | УПНЗ | Развитие навыков чтения, речи, творческих способностей | Выразительно читать колыбельные песни (авторские, народные), диалоги; употреблять в самостоятельных работах и в устной речи слова: мамочка, сестричка, сынок и т. д.; разыгрывать сценки из произведений. Знать: — наизусть 1—2 стихотворения о маме; - что такое рифма, строфа | учебник, рабочая тетрадь №2 | 25.02. | |
92 | Произведения фольклора: пословица, колыбельная песня | 1 | УППЗ | Развитие навыков чтения, речи, творческих способностей | ИКС, презентация, учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь №2 | 26.02. | |
93 | Е.Пермяк «Случай с кошельком». А.Аксаков «Моя сестра» | 1 | УПНЗ | Развитие навыков чтения, речи, творческих способностей | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь №2 | 02.03. | |
94 | М.Лермонтов Спи, младенец, мой прекрасный…». Л.Осеева «Сыновья», А.Майков «Колыбельная песня» | 1 | УОЧ | Развитие навыков чтения и читательских умений | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь №2 | 03.03. | |
95 | Л.Толстой «Отец и сыновья», А.Плещеев «Дедушка». Доп.чт. И.Панькин «Легенда о матерях» | 1 | УОЧ | Развитие навыков чтения и читательских умений | Учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь №2 | 04.03. | |
96 | Л.Воронкова «Катин подарок», Ю. Коринец «Март» | 1 | УОЧ | Развитие навыков чтения и читательских умений | Учебник, рабочая тетрадь №2 | 05.03. | |
97 98 | А.Плещеев «Песня матери». А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…» | 2 | УОЧ | Развитие навыков чтения и читательских умений | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь №2 | 09.03. 10.03. | |
99 | Сказки народов России. Татарская сказка «Три сестры». Доп.чт. С.Михалков «А что у вас?» | 1 | УОЧ | Развитие навыков чтения и читательских умений | Учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь №2 | 11.03. | |
100 | В.Солоухин «Деревья» | 1 | УПНЗ | Развитие навыков чтения и читательских умений | Учебник, рабочая тетрадь №2 | 12.03. | |
101 | Книги о семье | 1 | | Развитие навыков чтения и читательских умений | ИКС, презентация, | 16.03. | |
102 | Сказки разных народов | 1 | | Определение и проверка уровня начитанности, читательских умений; формирование основ читательской самостоятельности | ИКС, презентация, рабочая тетрадь №2 | 17.03. | |
103 104 | Проверь себя. Рассказы, стихи, сказки. Тест | 2 | УОПЗ | Сформированность учебной и читательской деятельности | Тесты | 18.03. 19.03. | |
X | «Весна, весна красная…». Произведения о родной природе | 24 | |
105 | Народная песня «Весна, весна красная!». А.Чехов «Весной» | 1 | УОЧ УС УТ | Развитие навыков чтения и творческих способностей. Работа над восприятием художественного произведения | Выражать при чтении вслух свое отношение к весенней природе; подмечать приметы и краски весны; описывать словами весеннее солнце, молодую травку, первую почку и т. д.; участвовать в конкурсе чтецов «Весна, весна...» пересказывать подробно и сжато по готовому плану; составить словарь по теме «Весна»; сочинять стихи, сказки, рассказы о весне. Знать: наизусть 1-2 стихотворения и отрывок из прозаического произведения (по выбору). | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь №1 | 30.03. | |
106 | А.Пушкин «Гонимы вешними лучами…» | 1 | УОЧ | Развитие восприятия художественного произведения, навыков чтения | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь №2 | 31.03. | |
107 | Г. Скребицкий «Весна-художник» | 1 | УПНЗ | Развитие восприятия художественного произведения, навыков чтения | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь №2 | 01.04. | |
108 | М.Сладков «Снег и ветер» | 1 | УПНЗ | Развитие навыков чтения и читательских умений | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь №2 | 02.04. | |
109 | Сравнение произведений о природе. С. Маршак «Весенняя песенка» | 1 | УОЧ | Развитие навыков чтения и читательских умений | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь №2 | 06.04. | |
110 | Э. Шим «Чем пахнет весна» | 1 | УОЧ | Развитие навыков чтения и читательских умений | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь №2 | 07.04. | |
111 | Е. Баратынский «Весна, весна!». Доп.чт. В.Маяковский «Тучкины штучки» | 1 | УОЧ | Развитие навыков чтения и читательских умений | ИКС, презентация, учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь №1 | 08.04. | |
112 | Произведения о Дне Победы. С.Михалков «Быль для детей» | 1 | УС | Работа над восприятием художественного произведения, отработка навыков чтения | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь №2 | 09.04. | |
113 | С. Баруздин « Салют» | 1 | УОЧ | Развитие восприятия художественного произведения, навыков чтения | Самостоятельно работать с произведением; - читать, отвечать на вопросы, пересказывать понравившуюся часть или все произведение; - выполнять задания в тетради | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь №2 | 13.04. | |
114 | Ф. Тютчев «Зима недаром злится». Доп.чт. К.Ушинский «Проказы старухи зимы» | 1 | УОЧ | Развитие восприятия художественного произведения, навыков чтения | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь №2 | 14.04. | |
115 | А. Куприн «Скворцы», Н. Сладков «Скворец- молодец» | 1 | УПНЗ | Развитие навыков чтения и читательских умений | Учебник, рабочая тетрадь №2 | 15.04. | |
116 | Н. Сладков «Апрельские шутки», А. Барто «Апрель» | 1 | УОЧ | Развитие навыков чтения, речи, творческих способностей | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь №2 | 16.04. | |
117 | Г. Скребицкий «Жаворонок». Доп.чт. К.Коровин «Баран, заяц и ёж» | 1 | УОЧ УТ | Развитие навыков чтения, речи, творческих способностей | ИКС, презентация, учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь №2 | 20.04. | |
118 | Фольклор: песенка- закличка, загадка | 1 | УПНЗ | Развитие навыков чтения, речи, творческих способностей | Знать: - 2-3 произведения о родной природе и читать наизусть; - фамилию автора, название произведения, жанр. Выполнять творческие задания; нарисовать иллюстрацию; сочинить короткое произведение о природе; придумать загадку и т.д. | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь №2 | 21.04. | |
119 | В. Жуковский «Жаворонок» | 1 | УПНЗ | Развитие навыков чтения, речи, творческих способностей | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь №2 | 22.04. | |
120 | О. Высоцкая «Одуванчик», М.Пришвин «Золотой луг» | 1 | УПНЗ | Развитие навыков чтения, речи, творческих способностей | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь №2 | 23.04. | |
121 | П. Дудочкин «Почему хорошо на свете». Доп.чт. Э.Шим «Муравейник» | 1 | УОЧ | Развитие навыков чтения и читательских умений (комментированное содержание) | Учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь №2 | 27.04. | |
122 | Н. Сладков «Весенний гам», А. Барто «Воробей» . Доп.чт. Р.Сеф «Чудо» | 1 | УОЧ | Развитие навыков чтения и читательских умений (комментированное содержание) | ИКС, презентация, учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь №2 | 28.04. | |
123 | М. Пришвин «Ребята и утята» | 1 | УОЧ | Развитие восприятия художественного произведения, читательских навыков | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь №2 | 29.04. | |
124 125 | Б. Заходер «Птичья школа» | 2 | УС | Развитие восприятия художественного произведения, читательских навыков | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь №2 | 30.04. 04.05. | |
126 | К. Ушинский «Утренние лучи». Доп.чт. .М.Пришвин «Лесная капель» | 1 | УОЧ | Развитие навыков чтения и читательских умений (выразительное чтение) | Учебник, рабочая тетрадь №2, ИКС, презентация | 05.05.
| |
127 | А. Барто «Весна, весна на улице» | 1 | УОЧ | Развитие навыков чтения и читательских умений | Уметь работать со схемой | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь №2 | 06.05. | |
128 | Проверь себя. Природа весной | 1 | УОПЗ | Определение уровня начитанности учащихся, читательских умений | | ИКС, презентация, учебник | 07.05. | |
XI | Волшебные сказки | 8 | |
129 130 | Русская народная сказка Хаврошечка». Доп.чт. рус. нар. Сказка «Чудо-чудное, диво-дивное» | 2 | УОЧ | Развитие навыков чтения и читательских умений (описание, иллюстрирование, объяснение поведения и поступки героев) | Различать сказки о животных, бытовые, волшебные; сравнивать волшебные сказки, народные и авторские; сочинять сказки с волшебными предметами; самостоятельно читать волшебные сказки. Знать: - русских и зарубежных авторов сказок, их названия; - различие сказок бытовых, волшебных, о животных. Самостоятельно читать произведение; давать оценку поступкам героев; рассказывать сказку близко к тексту; знать наизусть отрывок из сказки в стихах | Учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь №2 | 11.05. 12.05. | |
131 132 133 | А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | 3 | УС УОЧ | Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений | ИКС, презентация, учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь №2 | 13.05. 14.05. 18.05. | |
134 135 | Ш. Перро «Кот в сапогах» | 2 | УС | Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений, моделирование обложки для книги | ИКС, презентация, учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь №2 | 19.05. 20.05. | |
136 | Проверь себя. «Там чудеса…» | 1 | УОПЗ | Определение уровня сформированности учебной читательской деятельности | ИКС, презентация, учебник, рабочая тетрадь №2 | 21.05. | |
МБОУ СОШ с. Варфоломеевка