Рабочая программа по предмету " Технология" Автор: Н.М. Конышева.
Рабочая программа по предмету " Технология" Автор: Н.М. Конышева.
Данная рабочая программа составлена в соответствии с Федеральными государственными стандартами общего образования, утвержденными приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 г. с изменением, внесенными приказом Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 г. № 1241 и обеспечена УМК для 1–4 классов(автор: Конышева Н.М.), рекомендованным МО РФ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету " Технология" Автор: Н.М. Конышева. »
Рабочая программа по предмету «Технология»
Пояснительная записка.
Статус документа
Данная рабочая программа составлена в соответствии с Федеральными государственными стандартами общего образования, утвержденными приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 г. с изменением, внесенными приказом Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 г. № 1241 и обеспечена УМК для 1–4 классов(автор: Конышева Н.М.), рекомендованным МО РФ.
В качестве концептуальных основ данного учебного предмета использованы системно-деятельностный, здоровьесберегающий, гуманно-личностный, культурологический подходы.
Основная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
Задачи изучения дисциплины:
формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, формирование представлений о ценности предшествующих культур и понимания необходимости их сохранения и развития;
расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности;
развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;
развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.);
развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и пр. через формирование практических умений;
развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач;
формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности;
духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности: организованности и культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу и т. п.
Отбор содержания курса определяется рядом принципов.
Согласно принципу гуманитаризации икультуросообразности содержание получаемого образования не ограничивается практико-технологической подготовкой, а предполагает освоение на доступном уровне нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре. В процессе изучения программного содержания учащиеся знакомятся с традициями в развитии предметного мира, изучают традиционные ремесла и приемы работы. В результате мир вещей выступает для них как источник историко-культурной информации, а мастерство как выражение духовной культуры человека; освоение приемов и способов преобразовательной практической деятельности приобретает значение приобщения к человеческой культуре. Кроме того, они получают необходимые элементарные знания из области дизайна (о правилах создания предметов рукотворного мира, его взаимосвязях с миром природы) и учатся их использовать в собственной деятельности.
Принцип интеграции и комплексности содержания предполагает органичное включение нового материала в изучение последующего содержания и решение творческих задач; кроме того, согласно данному принципу в содержании изучаемого материала учитывается личный опыт учащихся, направленность предметного содержания на комплексное развитие всех структур личности и установление межпредметных связей с курсами других учебных дисциплин, что обеспечивает углубление общеобразовательной подготовки учащихся.
Предлагаемый учебный курс интегрирует в себе как рационально-логические, так и эмоционально-оценочные компоненты познавательной деятельности и имеет реальные связи со следующими учебными предметами:
– окружающий мир (рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций);
– математика (моделирование – преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр., выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами);
– изобразительное искусство (использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна);
– родной язык (развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности: описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов);
– литературное чтение (работа с текстовой информацией, восприятие и анализ литературного ряда в целостном процессе создания выразительного образа изделия).
Принцип вариативности содержания предусматривает возможность дифференциации изучаемого материала с целью индивидуального подхода и разноуровневого освоения программы; этот принцип реализуется за счет выделения в содержании изучаемых тем основной (инвариантной) составляющей и вариативной (дополнительной) части;
Инвариантная часть содержания обеспечивает освоение предметных знаний и умений на уровне обязательных требований на момент окончания начальной школы; вариативная часть включает задания, дифференцированные по уровню сложности и объему, материал на расширение и углубление знаний по теме, задания на реализацию индивидуальных интересов, на применение полученных знаний в новых ситуациях, для решения нестандартных практических задач.
Принцип концентричности и спиралевидности предполагает, что продвижение учащихся в освоении предметного, культурологического и духовно-эстетического содержания курса происходит последовательно от одного блока к другому, но в то же время оно не является строго линейным. Изучение наиболее важных вопросов, с целью достижения необходимой глубины их понимания, строится таким образом, чтобы школьники могли осваивать их постепенно, обращаясь к тем или иным темам на разных ступенях единого курса.
В соответствии с принципом целостности развития личности в ходе освоения учебного предмета предполагается целенаправленное стимулирование интеллектуальной, эмоционально-эстетической, духовно-нравственной, психофизиологической сфер личности, что обеспечивается побором содержания материала и организацией деятельности учащихся по его усвоению.
Содержание курса позволяет реализовать принцип развития по целому ряду взаимосвязанных направлений:
Умственное развитие на уроках технологии обусловлено тем, что в основе развития обобщений и абстрактного мышления лежит отнюдь не вербальная, а непосредственная практическая деятельность человека, соединенная с умственной деятельностью, что особенно актуально в младшем школьном возрасте. В соответствии с этим для успешного формирования новых умственных действий в процесс обучения включаются необходимые внешние, материальные действия. Они дают возможность невидимые внутренние связи сделать видимыми, показать их содержание учащимся, сделать понятными.
Эмоционально-эстетическое развитиесвязано с тем, что учащиеся так или иначе проявляют соответствующее отношение к объектам, условиям, процессу и результатам труда. Выполнение заданий на уроках художественного конструирования предполагает учет основ композиции, средств ее гармонизации, правил художественной комбинаторики, особенностей художественного стиля. Поскольку содержание работы школьников строится с учетом определенных художественно-конструкторских правил (законов дизайна), на уроках создаются благоприятные условия для формирования представлений о наиболее гармоничных вещах и среде в целом, для выработки эстетического восприятия и оценки, художественного вкуса.
Духовно-нравственное развитие учащихся в курсе технологии обусловлено направленностью его содержания на освоение проблемы гармоничной среды обитания человека, конструируемой с учетом культурных традиций и правил современного дизайна. Школьники получают устойчивые и систематические представления о достойном человека образе жизни в гармонии с окружающим миром.
Развитию духовности и нравственных принципов способствует активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для художника-конструктора. Мир вещей возникает из мира природы и существует рядом с ней, и данная программа побуждает детей задуматься о взаимосвязи этих двух миров, о способах их сосуществования.
На уроках технологии школьники знакомятся также с народными ремеслами, изучают народные традиции, которые сами по себе имеют огромный нравственный смысл. Они получают знания о том, как в обычных утилитарных предметах повседневного быта в культуре любого народа отражались глубокие и мудрые представления об устройстве мироздания; как гармонична была связь всего уклада жизни человека с жизнью природы; каким высоконравственным было отношение к природе, вещам и пр.
Все эти вопросы ученики осваивают не на уровне вербальных положений или абстрактных идей, а пропуская их через собственный опыт и продуктивную творческую деятельность.
Психофизиологическое развитие на уроках технологии обеспечивается тем, что работа учащихся сочетает в себе умственные и физические действия. Выполнение практических заданий связано с определенной мускульной работой, в результате которой активизируются обменные процессы в организме, а вместе с ними – рост клеток и развитие мускулов. Предусмотренная в содержании курса система практических операций способствует ускорению формирования узла связи предплечья и кисти, развитию координации движений руки и гармонизации физического и общего психофизиологического развития учащихся.
При составлении программы также учтены принципы классической дидактики (прежде всего научности, доступности, систематичности, последовательности).
Общая характеристика учебного предмета
В системе общеобразовательной подготовки учащихся начальной школы курс технологии играет особую роль в силу своей специфики. Особенность уроков технологии состоит в том, что в них понятийные (абстрактные), образные (наглядные) и практические (действенные) компоненты познавательной деятельности занимают равноправное положение.
Отбор содержания и построение учебной дисциплины определяются возрастными особенностями развития младших школьников, в том числе функционально-физиологическими и интеллектуальными возможностями, спецификой их эмоционально-волевой сферы, коммуникативной практики, особенностями жизненного, сенсорного опыта и необходимостью их дальнейшего развития.
Учебный материал каждого года имеет системную блочно-тематическую структуру, предполагающую постепенное продвижение учащихся в освоении выделенных тем, разделов одновременно по таким направлениям, как: практико-технологическая (предметная) подготовка, формирование метапредметных умений и целостное развитие личности.
Содержательные акцентыпрограммы сделаны на вопросах освоения предметного мира как отражения общей человеческой культуры (исторической, социальной, индивидуальной) и ознакомления школьников с законами и правилами его создания на основе доступных им правил дизайна. Дизайн соединяет в себе как инженерно-конструкторский (т.е. преимущественно рациональный, рассудочно-логический) аспект, так и художественно-эстетический (во многом эмоциональный, интуитивный), что позволяет осуществить в содержании курса более гармоничную интеграцию различных видов учебно-познавательной и творческой деятельности учащихся.
Методической основой организации деятельности школьников на уроке является система репродуктивных, проблемных и поисково-творческих методов. Проектно-творческая деятельность при дизайнерском подходе к программному материалу составляет суть учебной работы и является неотделимой от изучаемого содержания. В соответствии с этим программа органично вписывает творческие задания проектного характера в систематическое освоение содержания курса. Помимо этого в учебниках 2–4 классов предусмотрены специальные темы итоговых проектов, однако данное направление работы не ограничено их локальным выполнением; программа ориентируется на системнуюпроектно-творческую деятельностьучащихся; основные акценты смещаются с изготовления поделок и овладения отдельными приемами работы в сторону проектирования вещей на основе сознательного и творческого использования материалов и технологий.
В целом курс технологии в начальных классах представлен как система формирования предметных и надпредметных знаний, умений и качеств личности учащихся, основанная на творческой предметно-преобразовательной деятельности. Программа курса обеспечивает результаты, необходимые для дальнейшего обучения в среднем звене школы, для усвоения социального опыта, нравственно-эстетического развития и творческой деятельности.
Базовыми ценностными ориентирами содержания общего образования, положенными в основу данной программы, являются:
– формирование у ученика широких познавательных интересов, желания и умения учиться, оптимально организуя свою деятельность, как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания;
– формирование самосознания младшего школьника как личности: его уважения к себе, способности индивидуально воспринимать окружающий мир, иметь и выражать свою точку зрения, стремления к созидательной деятельности, целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, готовности к преодолению трудностей, способности критично оценивать свои действия и поступки;
– воспитание ребёнка как члена общества, во-первых, разделяющего общечеловеческие ценности добра, свободы, уважения к человеку, к его труду, принципы нравственности и гуманизма, а во-вторых, стремящегося и готового вступать в сотрудничество с другими людьми, оказывать помощь и поддержку, толерантного в общении;
– формирование самосознания младшего школьника как гражданина, основ гражданской идентичности;
– воспитание в ребёнке чувства прекрасного, развитие его эстетических чувств, вкуса на основе приобщения к миру отечественной и мировой культуры, стремления к творческой самореализации;
– воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды, к себе и своему здоровью.
Направленность образовательного процесса на достижение указанных ценностных ориентиров обеспечивается созданием условий для становления у учащихся комплекса личностных и метапредметных учебных действий одновременно с формированием предметных умений.
Место учебного предмета в системе начального общего образования
На изучение учебного предмета «Технология» во 2 классе отводится 34 часа . В рабочей программе запланировано 34 часа.
Содержание учебного предмета
2 класс (34 часа)
Новые приемы работы и средства выразительности в изделиях (9 часов).
Свойства материалов, их изменение и использование в работе над изделиями. Изготовление квадрата. Оригами. Композиция. Общее понятие о композиции. Ошибки при составлении композиции.
Простые симметричные формы. Разметка и вырезание симметричных форм. Симметрия и асимметрия в композиции.Использование симметриии асимметрии в изделии.
Особенности свойств природных материалов и их использование в различных изделиях для создания образа. Приемы работы с различными природными материалами. Композиция из засушенных
растений. Создание изделий из природных материалов на ассоциативно-образной основе («Превращения»; «Лесная скульптура»).
Разметка прямоугольника от двух прямых углов. Конструирование и оформление изделий для праздника(7 часов)
Привила и приемы разметки прямоугольника от двух прямых углов. Упражнения. Что такое развертка объемного изделия. Получение и построение прямоугольной развертки, упражнения в построении прямоугольных разверток. Решение задач на мысленную трансформацию форм, расчетно-измерительных и вычислительных. Использование особенностей конструкции и оформления в изделиях для решения художественно-конструкторских задач. Изготовление изделий для встречи Нового года и Рождества (поздравительная открытка, коробочка, упаковка для подарка, фонарик, ёлочка).
Изделия по мотивам народных образцов (3 часа)
Особенности изготовления и использования вещей в отдельных сферах народного быта; отражение культурных традиций в бытовых изделиях. Весеннее печенье «Тетерки». Раньше из соломки – теперь из ниток. Народная глиняная игрушка. Птица-солнце из дерева и щепы. Изготовление изделий из различных материалов на основе правил и канонов народной культуры.
Обработка ткани. Изделия из ткани(8 часов)
Разметка деталей на ткани по шаблону. Вырезание деталей из ткани. Полотняное переплетение нитей в тканях. Разметка способом продергивания нити. Выполнение бахромы. Шов «вперед иголку», вышивка швом «вперед иголку». Изготовление изделий из ткани с использованием освоенных способов работы (дорожная и декоративная игольницы, салфетка).
Декоративно-прикладные изделия различного назначения (7 часов)
Конструирование игрушек из шаровидных форм (клубков, помпонов). Способы соединения деталей; отделка изделий. Мозаика. Использование мозаики в украшении зданий; материалы для мозаики. Особенности мозаики как художественной техники. Основные правила изготовления мозаики. Технология изготовления барельефа. Сюжеты для барельефов. Переработка форм природы и окружающего мира в декоративно-художественные формы в барельефе. Изготовление декоративной пластины в технике барельефа. Декоративная ваза. Связь формы, размера, отделки вазы с букетом. Различные способы изготовления и отделки изделия. Лепка вазы из пластилина и декорирование (барельеф, мозаика, роспись).
Декоративная книжка-календарь. Связь образа и конструкции книжки с назначением изделия. Изготовление записной книжки. Разметка, изготовление деталей и сборка изделия с использованием освоенных способов и приемов работы.
Тематическое планирование
2 класс
1
Новые приемы работы и средства выразительности в изделиях
8 часов
2
Разметка прямоугольника от двух прямых углов. Конструирование и оформление изделий для праздника.
9 часов
3
Изделия по мотивам народных образцов
4 часа
4
Обработка ткани. Изделия из ткани
7 часов
5
Декоративно-прикладные изделия различного назначения
6 часов
Итого 34 часа
Календарно-тематическое планирование по технологии во 2 классе (1ч. в неделю, за год - 34ч.)
Дата
Тема урока, страницы учебника
Задачи урока
Характеристика учебной деятельности учащихся
Планируемый результат
Предметные
Метапредметные и личностные (УУД)
Методы оценки достижений учащихся: Фронтальный опрос. Индивидуальный устный опрос. Графические работы. Работа с инструментами и материалами, моделями. Оценивание процесса выполнения. Портфолио. Открытый ответ. Выбор ответа. Наблюдения. Проекты.
4.09
1.Вводный урок. Повторение и обобщение пройденного, ознакомление с содержанием работы на новый учебный год.
С. 3-13, плюс общий обзор всего материала учебника.
Ознакомление с задачами, содержанием и организацией работы в предстоящем учебном году. Ознакомление с новыми свойствами материалов и особенностями их обработки на уроках технологии. Формирование умения работать с информацией (учебником).
Рассказывать о подготовке к уроку, поддержании порядка на рабочем месте в течение урока и его уборке, об известных правилах обращения с инструментами.
Рассматривать учебник и рабочие тетради. Обсуждать содержание учебника и тетрадей. Выполнять отдельные опыты с материалами. Наблюдать изменения свойств материалов,
обсуждать наблюдения.
Учиться ориентироваться в учебнике, воспринимать и анализировать учебную информацию (условные обозначения, содержание, рубрики, расположение на странице, рисунки, схемы, словарь).
Знать:
-простейшие виды технической документации (чертеж, эскиз, рисунок, схема);
-способ использования линейки как чертежно-измерительного инструмента для выполнения построений и разметки деталей на плоскости;
-способ построения прямоугольника от двух прямых углов с помощью линейки;
-что такое развертка объемного изделия (общее представление), способ получения развертки;
-условные обозначения, используемые в
технических рисунках, чертежах и эскизах разверток;
-способы разметки и вырезания симметричной формы из бумаги (по половине и ¼ формы);
что такое композиция (общее представление), об использовании композиции в изделии для передачи замысла;
-что такое барельеф, технику выполнения барельефа;
-что такое симметрия (асимметрия) и ритм в форме предметов, в композиции изделий и каков их конструктивный и эстетический смысл;
Уметь:
-правильно использовать линейку как чертежно-измерительный инструмент для выполнения построений на плоскости;
-с помощью линейки строить прямоугольник от двух прямых углов;
-читать технический рисунок и схему с учетом условных обозначений и выполнять по ним работу;
-выполнять несложные расчеты размеров деталей изделия, ориентируясь на образец или технический рисунок;
-выполнять разметку квадрата на прямоугольном листе бумаги способом сгибания;
-выполнять разметку по предмету;
-выполнять изображения в технике барельефа.
Личностные:
-понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;
-чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания;
Регулятивные:
-самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
-планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
Познавательные:
1. Общеучебные:
-выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
-использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями;
2. Логические:
-анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
- формулировать собственные мнения и идеи, аргументировано их излагать;
-выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
11.09
2.Разметка деталей из бумаги способом сгибания. Изготовление квадрата. Оригами (рыбка).
С. 14-23.
Ознакомление с технологией получения квадрата нужного размера из прямоугольного листа
способом сгибания. Ознакомление с приемами получения простых базовых форм в оригами и изготовления на их основе разных фигур. Развитие умения работать по инструкции в виде графической схемы. Развитие тонкой моторики, внимания, творческого воображения, ассоциативно- образного мышления.
Рассматривать образцы изделий, сравнивать их формы с формами объектов природы (природными прототипами).
Анализировать графические схемы изготовления изделий.
Упражняться в изготовлении квадрата из прямоугольного листа бумаги способом сгибания. Упражняться в изготовлении базовой формы "треугольник".
Упражняться в изготовлении различных фигур на основе базовой формы.
Анализировать информацию в учебнике. Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать.
Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей).
18.09
3. Новые формы оригами (бабочка, лягушка). Композиция с фигурками оригами.
С.24-31.
Формирование понятия и общего представления о композиции, элементарных правилах создания композиции на плоскости. Воспитание художественного вкуса. Развитие ассоциативно-образного мышления, коммуникативных умений, воображения.
Воспринимать и оценивать текстовую и визуальную информацию. Обсуждать информацию.
Создаватьколлективные, групповые или
индивидуальные композиции на плоскости.
Анализировать информацию в учебнике. Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать.
Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей).
25.09
4. Приемы разметки и вырезания
симметричных форм с зеркальной
симметрией. (Орнамент).
С.32-35.
Ознакомление с особенностями симметричных форм, гармонией симметрии и асимметрии в объектах природы. Закрепление приемов разметки и вырезания простых симметричных форм (с зеркальной симметрией). Развитие тонкой моторики, глазомера, воображения, ассоциативно-
образного мышления, художественного вкуса. Воспитание внимательного отношения к формам и образам природы.
Рассматривать и анализировать симметричные формы.
Упражняться в разметке и вырезании фигур с одной осью симметрии.
Упражняться в использовании различных приемов дополнительного декорирования симметричных форм.
Анализировать информацию в учебнике.
Анализировать образцы, способы получения симметричной формы, обсуждать их и сравнивать.
Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей).
3.10
5. Симметрия и асимметрия в композиции.
(Картина для сказочного героя).С.36-39.
Ознакомление с использованием симметрии и асимметрии в композиции, с их эстетическим смыслом.
Формирование первоначальных представлений о выражении характера человека через его вещи. Развитие тонкой моторики, глазомера, воображения, ассоциативно-образного мышления. Воспитание художественного вкуса. Развитие дизайнерского мышления, формирование предпосылок проектной деятельности
Ознакомиться с информацией о симметрии как средстве художественной выразительности, обсудить ее.
Вообразить композицию - картину для сказочного героя.
Подбирать материалы (белую и цветную бумагу) для получения декоративно-художественных эффектов.
Упражняться в использовании новых знаний и освоенных приемов работы для создания выразительной композиции.
Создавать смысловую композицию в технике
художественной аппликации.
Анализировать образцы изделий, обсуждать их. Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей).
2,910
5-6. Приемы разметки и вырезания форм с двумя осями симметрии. (Композиция с лилией).
С.40-43.
Ознакомление с приемами разметки и вырезания симметричных форм (с двумя осями симметрии). Развитие тонкой моторики, глазомера, воображения, ассоциативно- образного мышления.
Упражняться в разметке и вырезании фигур с
двумя осями симметрии.
Анализировать и сравнивать образцы. Анализировать информацию, предложенную в графической инструкции.
Осуществлять мысленную трансформацию формы, поиск способа выполнения задания. Анализировать и оценивать полученные результаты.
16,23.10
7, 8 Композиции на плоскости из засушенных растений.
(Аппликации на плоскости).
С. 44-47; 48-51.
Ознакомление с особенностями использования форм и образовприроды в декоративно-прикладных изделиях. Освоение различных способов работы и создания различных видов композиции в зависимости от целей и декоративно-художественных качеств материала. Расширение сенсорного опыта, развитие сенсомоторной сферы. Развитие наблюдательности, образного мышления, творческого воображения.Воспитание эстетического отношения к окружающему миру.
Рассматривать, анализировать, сравнивать особенности формы, фактуры, окраски природных
материалов.
Отбирать материал для работы. Осваивать новые приемы работы.
Создавать композиции на плоскости.
Оценивать материал с точки зрения художественно-эстетической выразительности. Создавать в воображении выразительный художественный образ.замысел в изделии. Анализировать и оценивать результаты выполненной работы.
30.10
9. Объёмно-пространственные композиции из природных материалов.
(Скульптуры из природных
материалов).
С.52-55.
Ознакомление с особен-ностями использования форм и образов природы в объёмно-пространст-венных композициях. Освоение новыхспосо-бов работы. Расширение сенсорного опыта, раз-витие сенсомоторной сферы. Развитие наблю-дательности, образного мышления, творческого воображения. Воспита-ние эстетического отно-шения к окружающему миру.
Рассматривать, анализировать, сравнивать особенности формы, фактуры, окраски природных материалов.
Отбирать материал для работы. Осваивать новые приемы работы.
Создавать композиции в объёме.
Оценивать материал с точки зрения художественно-эстетической выразительности. Создавать в воображении выразительный художественный образ. Воплощать замысел в изделии. Оценивать результаты выполненной работы.
Методы оценки достижений учащихся: Фронтальный опрос. Индивидуальный устный опрос. Графические работы. Работа с инструментами и материалами, моделями. Оценивание процесса выполнения. Портфолио. Открытый ответ. Выбор ответа. Наблюдения. Проекты.
Разметка прямоугольника от двух прямых углов. Конструирование и оформление изделий для праздника (7ч.).
Ознакомление с приёмами построения прямоугольника от двух прямых углов. Развитие внимания, памяти, мышления. Воспитание аккуратности, точности в работе.
Воспринимать и анализировать графическую инструкцию в учебнике и объяснение учителя о правилах построения прямоугольника от двух прямых углов.
Упражняться в построении прямоугольника от двух прямых углов.
Анализировать информацию в учебнике. Строить работу в соответствии с инструкцией. Оценивать результаты выполненной работы.
Знать:
- что вещи должны подходить к окружающей обстановке и к характеру и облику своего хозяина;
-что в разных условиях использования одна и та же по своей функции вещь будет иметь разное устройство и разный внешний вид;
-что в народном быту вещи имели не только практический смысл, но еще и магическое значение, а потому изготавливались строго по правилам;
-о символическом значении образов и узоров в некоторых произведениях народного искусства;
Уметь:
-придумать и выполнить несложное оформление изделия в соответствии с его назначением.
-планировать предстоящую практическую работу, выстраивать технологическую последовательность изготовления простых изделий по образцу или собственному замыслу;
-выполнять несложные эскизы разверток изделий с использованием условных обозначений;
-вносить несложные изменения и дополнения в конструкцию и оформление изделия в соответствии с поставленными условиями;
-создавать творческие фронтальные и объемные композиции по собственному замыслу в соответствии с художественно-конструкторской задачей; подбирать материалы и способы их обработки;
-расписывать изделия из пластилина красками (гуашью);
-выполнять проектные задания в соответствии с содержанием изученного материала на основе полученных знаний и умений.
Личностные:
-устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
-установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности;
Регулятивные:
-следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;
-руководствоваться правилами при выполнении работы;
Познавательные:
1. Общеучебные:
-осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);
-самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
2. Логические:
-создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале;
Коммуникативные:
-проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы
20.11
11. Развертка. Построение прямоугольных разверток. (Подставка для кисти). С. 60-63.
Ознакомление с понятием развертки и способами получения прямоугольных разверток объёмных предметов. Закрепление приёмов построения прямоугольника от двух прямых углов. Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Воспитание аккуратности, точности в работе.
Воспринимать и анализировать простейшую техническую документацию (технический рисунок, чертёж) в учебнике и объяснение учителя. Решать задачи на мысленную трансформацию объемной формы в плоскую развертку. Выполнять расчетно-вычислительные задания. Выполнять построение прямоугольной развёртки в
соответствии с чертежом от двух прямых углов.
Анализировать информацию в учебнике. Строить работу в соответствии с инструкцией. Оценивать результаты выполненной работы.
27.11
12.Образ и конструкция открытки. (Новогодняя поздравительная открытка). С.64-69.
Закрепление приёмов построения прямоугольника от двух прямых углов. Формирование представлений об использовании в новогодних открытках отдельных средств художественной выразительности (цвета, символики образов, материала). Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Воспитание аккуратности, художественного вкуса. Развитие дизайнерского мышления, формирование предпосылок проектной деятельности
Воспринимать и анализировать образцы изделий. Решать задачи на построение развёрток, создание образа открытки, вычислительные задачи. Подбирать материалы в соответствии с решаемой декоративно-художественой задачей. Обсуждать возможные варианты выполнения работы.
Выполнять построение прямоугольных деталей. Выполнять разметку деталей декора другими известными способами.
Выполнять работу по созданию декоративной
композиции в заданном формате.
Анализировать информацию в учебнике. Строить работу в соответствии с инструкцией. Оценивать результаты выполненной работы.
Закрепление понятия «развёртка», совершен-ствование приёмов пост-роения прямоугольника от двухпрямых углов. Формирование перво-начальных представ-лений о функциях упа-ковки, единстве упаков-ки и вещи. Закрепление умения читать чертёж и технический рисунок изделия и работать по ним. Развитие внимания, памяти, мышления, воо-бражения, речи. Воспи-тание аккуратности, художественного вкуса.
Развитие конструктор-ских умений, дизайнерс-кого мышления, форми-рование предпосылок проектной деятельности
Воспринимать и анализировать образцы изделий. Решать задачи на трансформацию развертки в объемное изделие, на построение развёрток.
Подбирать материалы в соответствии с решаемой конструктивной и декоративно-художественой задачей.
Обсуждать возможные варианты выполнения работы.
Выполнять построение прямоугольных деталей. Выполнять разметку деталей декора другими известными способами.
Выполнять работу по созданию декоративной
композиции в заданном формате.
Анализировать информацию в учебнике. Строить работу в соответствии с инструкцией. Проектировать конструкцию и декор изделия в соответствии с задачей.
Оценивать результаты выполненной работы.
18.12
15. Конструирование объёмных
изделий из бумаги. Новые приёмы
бумажной пластики.
(Фонарик - ёлочное украшение).
С.76-79.
Формирование новых приёмов обработки и пластической трансфор-мации бумажных загото-вок. Закрепление поня-тия «развёртка», совер-шенствование приёмов построения прямоуголь-ной развёртки. Развитие тонкой моторики, акку-ратности и точности выполнения действий. Развитие внимания, воображения и прост-ранственногомышле-ния. Развитие конструк-торских умений, дизай-нерского мышления, формирование предпосылок проектной деятельности.
Рассматривать образцы изделий.
Упражняться в выполнении разметки с помощью
линейки.
Упражняться в выполнении разметки сгибанием бумаги.
Мысленно трансформировать объемные изделия в двухмерные заготовки.
Воспринимать объяснения и инструкции учителя. Анализировать информацию в учебнике. Анализировать конструкцию образцов, обсуждать их и сравнивать.
Проектировать желаемые результаты, прогнозировать необходимые взаимосвязи действий и результатов.
Анализировать и оценивать полученные результаты.
25.
12
16. Конструирование объёмных
изделий из бумаги. Новые приёмы
бумажной пластики.
(Ёлочка).
С.82-85.
Обучение новым приемамобработки и пластической трансфор-мациибумажныхзагото-вок. Развитие тонкой моторики, аккуратности и точности действий. Развитие воображения, художественно-творчес-ких способностей, эстетического восприя-тия и оценки. Развитие конструкторских уме-ний, дизайнерского мышления, формирова-ние предпосылок проектной деятельности.
Рассматривать образцы изделий.
Осваивать новые приемы разметки и пластической трансформации бумаги.
Упражняться в использовании освоенных приемов для получения соответствующих форм и изготовления изделий.
Упражняться в выполнении разметки сгибанием бумаги.
Мысленно трансформировать объемные изделия в двухмерные заготовки.
Воспринимать объяснения и инструкции учителя. Анализировать информацию в учебнике. Анализировать конструкцию образцов, обсуждать их и сравнивать.
Анализировать и оценивать полученные результаты
Методы оценки достижений учащихся: Фронтальный опрос. Индивидуальный устный опрос. Графические работы. Работа с инструментами и материалами, моделями. Оценивание процесса выполнения. Портфолио. Открытый ответ. Выбор ответа. Наблюдения
15.01
17. Изделия по мотивам народных образцов.
(Весеннее печенье «Тетёрки»). С.86-87.
Ознакомление с новым поделочным материалом - соленым тестом, изучение его декоративно- художественных свойств. Обучение новым приемам обработки материала. Развитие сенсомоторной сферы, воображения, художественно-творческих способностей, эстетичес-кого восприятия и оценки. Первичное ознакомление с народными традициями в быту, воспитание уважите-льного отношения к ним.
Рассматривать и анализировать образцы. Слушать, оценивать и обсуждать информацию. Упражняться в обработке материала, осваивать новые приемы работы.
Анализировать, сравнивать выполненные действия и полученные результаты.
Создавать в воображении выразительный образ изделия.
Оценивать результаты выполненной работы.
Знать:
- как выглядит полотняное переплетение нитей в ткани;
-что разметку деталей на ткани можно выполнять по шаблону и способом продергивания нити;
-как сделать бахрому по краю прямоугольного изделия из ткани с полотняным переплетением нитей;
-швы «вперед иголку» и «через край», способы их выполнения;
-о технологических и декоративно-художественных различиях аппликации и мозаики, способах их выполнения;
-о символическом значении народной глиняной игрушки, ее основных образах;
Уметь:
-выполнять разметку на ткани способом продергивания нитей;
-выполнять разметку на ткани по шаблону; выкраивать из ткани детали простой формы;
-выполнять бахрому по краю изделия из ткани с полотняным переплетением нитей;
-выполнять швы «вперед иголку» и «через край»;
-выполнять несложные изображения в технике мозаики (из бумаги и природных материалов);
-анализировать конструкцию изделия и выполнять работу по образцу;
-придумать и выполнить несложное оформление изделия в соответствии с его назначением.
-планировать предстоящую практическую работу, выстраивать технологическую последовательность изготовления простых изделий по образцу или собственному замыслу.
Личностные:
-осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке;
-уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;
-понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире;
Регулятивные:
-устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия дляполучение необходимых результатов;
-находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
-выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
2. Логические:
-анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
Коммуникативные:
-выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
-в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания.
22.01
18. Изделия по мотивам народных
образцов.
(Кукла из ниток).
С.88-91.
Ознакомление с технологическими и декоративно-художественными свойствами волокнистых материалов, с новыми приёмами их
обработки; обучение приему отмеривания нитей с помощью шаблона.
Расширение культурного кругозора (знаний о народных традициях); воспитание внимательного и уважительного отношения к традициям.
Развитие сенсомоторной сферы, воображения, художественно- творческих способностей, вкуса.
Рассматривать и анализировать образцы. Слушать, оценивать и обсуждать информацию. Упражняться в обработке материала, осваивать новые приемы работы.
Анализировать, сравнивать выполненные действия и полученные результаты.
Создавать в воображении выразительный образ изделия.
Оценивать результаты выполненной работы.
29. 01
19. Игрушка по мотивам народных образцов.
(Игрушка-свистулька). С.92-97.
Обучение новым приемам лепки из глины и пластилина. Расширение культурного кругозора (знаний о народных традициях); воспитание внимательного и уважительного отношения к традициям. Развитие сенсомоторной сферы, воображения, художественно- творческих способностей, вкуса.
Рассматривать и анализировать образцы. Слушать, оценивать и обсуждать информацию. Упражняться в обработке материала, осваивать новые приемы работы.
Анализировать, сравнивать выполненные действия и полученные результаты.
Создавать в воображении выразительный образ изделия.
Оценивать результаты выполненной работы.
5, 12.02
20, 21 Работа с тканью. Разметка и раскрой прямоугольных деталей. (Дорожная игольница). С.105-109.
Формирование представлений о единстве функциональных и декоративных качеств изделия. Освоение приёма разметки деталей на ткани с помощью шаблона. Формирование навыка вырезания деталей из ткани.
Развитие проектных умений, формирование предпосылок проектной деятельности. Развитие речи и пространственного мышления.
Рассматривать и изучать образцы изделия. Выполнять расчетно-измерительные операции. Определять выбор наиболее целесообразных материалов и конструкции изделия в соответствии с его функцией.
Обсуждать и аргументировать свой выбор.Анализировать и сравнивать образцы изделия. Планировать последовательность операций. Прогнозировать взаимосвязи предполагаемых действий и результатов.
Проектировать изменение конструкции изделия в
соответствии с дополнительной функцией. Производить контроль и оценку результатов работы.
19. 02
22. Работа с тканью.
Полотняное переплетение нитей в ткани; разметка продёргиванием нити. Выполнение бахромы. (Салфетка с бахромой). С.110-111.
Ознакомление с тканями полотняного переплетения. Освоение приема разметки ткани продёргиванием нити; обучение выполнению бахромы в изделиях из ткани.
Развитие тонкой моторики, глазомера.
Воспитание аккуратности, усидчивости и культуры труда.
Рассматривать и изучать образцы изделия. Воспринимать информацию о переплетении нитей в тканях.
Упражняться в разметке ткани способом продергивания нитей.
Упражняться в выкраивании ткани по прямолинейной разметке.
Упражняться в изготовлении бахромы по краю ткани.
Планировать порядок действий. Прогнозировать взаимосвязь выполняемых действий и предполагаемых результатов работы. Производить контроль и оценку результатов работы.
Воспитание аккуратности, усидчивости и культуры труда. Развитие креативности и творческих качеств личности.
Рассматривать и изучать образцы изделия. Воспринимать информацию о взаимосвязи формы изделия и расположения вышивки. Упражняться в разметке ткани способом продергивания нитей.
Упражняться в выполнении прямых стежков и шва «вперед иголку».
Планировать порядок действий. Прогнозировать взаимосвязь выполняемых действий и предполагаемых результатов работы. Производить контроль и оценку результатов работы.
12, 19.03
25, 26. Работа с тканью.
Разметка деталей с припуском.
(Декоративная игольница). С.114-116.
Формирование представлений о единстве функциональных идекоративных качеств изделия. Закрепление приема разметки деталей из ткани по шаблону. Обучение разметке с припуском. Развитие воображения, художественного вкуса, тонкой моторики, глазомера. Воспитание аккуратности, усидчивости и культуры труда.
Рассматривать и изучать образцы изделия. Выполнять расчетно-измерительные операции.
Определять выбор наиболее целесообразных материалов и конструкции изделия в соответствии с его функцией.
Обсуждать и аргументировать свой выбор.
Анализировать и сравнивать образцы изделия. Планировать последовательность операций. Прогнозировать взаимосвязи предполагаемых действий и результатов.
Проектировать изменение конструкции изделия в соответствии с дополнительной функцией (мини- проект).
Производить контроль и оценку результатов работы.
Методы оценки достижений учащихся: Фронтальный опрос. Индивидуальный устный опрос. Графические работы. Работа с инструментами и материалами, моделями. Оценивание процесса выполнения. Портфолио. Открытый ответ. Выбор ответа. Наблюдения
Формирование представлений о единстве функциональных и декоративных качеств изделия. Развитие тонкой моторики, глазомера. Воспитание аккуратности, усидчивости и культуры труда.
Развитие проектных умений, формирование предпосылок проектной деятельности.
Рассматривать и изучать образцы изделия. Определять наиболее целесообразные способы выполнения работы.
Обсуждать и аргументировать свой выбор.
Анализировать и сравнивать образцы изделия. Планировать последовательность операций. Прогнозировать взаимосвязи предполагаемых действий и результатов.
Проектировать изменение декоративно- художественного образа изделия в соответствии с изменением окружающей обстановки (мини- проект).
Производить контроль и оценку результатов работы.
Знать:
- о технологических и декоративно-художественных различиях аппликации и мозаики, способах их выполнения;
-о символическом значении народной глиняной игрушки, ее основных образах;
-что поделочные материалы (бумага, ткань, пластилин) могут менять свои конструктивные и декоративные свойства в результате соответствующей обработки (намачивания, сминания, разогревания);
-что вещи должны подходить к окружающей обстановке и к характеру и облику своего хозяина;
-что в разных условиях использования одна и та же по своей функции вещь будет иметь разное устройство и разный внешний вид;
-что в народном быту вещи имели не только практический смысл, но еще и магическое значение, а потому изготавливались строго по правилам;
-о символическом значении образов и узоров в некоторых произведениях народного искусства;
Уметь:
-планироватьпредстоящую практическую работу, выстраивать технологическую последовательность изготовления простых изделий по образцу или собственному замыслу;
-выполнять несложные эскизы разверток изделий с использованием условных обозначений;
-вносить несложные изменения и дополнения в конструкцию и оформление изделия в соответствии с поставленными условиями;
-создавать творческие фронтальные и объемные композиции по собственному замыслу в соответствии с художественно-конструкторской задачей; подбирать материалы и способы их обработки.
Итого 34 часа
Личностные:
-чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания;
-устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
Регулятивные:
-самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;
-прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения;
Познавательные:
1. Общеучебные:
-выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
-использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями;
2. Логические:
-анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
- планировать предстоящую практическую работу;
Коммуникативные:
-организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь.
Повторение и закрепление различных приемов выкраивания деталей из бумаги, приемов работы
с клеем. Обогащение сенсорного опыта, впечатлений от предметов и явлений окружающего мира. Формирование представлений о выразительном художественном образе и возможных путях его создания из разных материалов. Развитие вариативности и гибкости мышления. Развитие сенсомоторной сферы.
Воспринимать и анализировать информацию о мозаике как особой художественной технике и технологии её изготовления.
Упражняться в создании декоративно-
художественной композиции в технике мозаики.
Обсуждать информацию.
Воспринимать и анализировать образцы-аналоги, репродукции и фотографии художественных произведений, предметов окружающего мира. Анализировать и подбирать необходимые материалы для работы.
Создавать в воображении выразительный образ изделия.
Оценивать результаты выполненной работы.
7.05
14. 05
31.32. Барельеф. Композиция, стилизация.
(Декоративная пластина из
пластилина).
С.129-134.
Ознакомление с барельефом, его декоративно-художественными особенностями. Обучение технике выполнения барельефа. Формирование представлений о сюжетах декоративного барельефа, о переработке природных форм в композиции барельефа (стилизации). Обогащение сенсорного опыта. Развитие тонкой моторики, внимания, воображения. Воспитание художественного вкуса.
Воспринимать и анализировать информацию о барельефе и технологии изготовления барельефа.
Упражняться в создании барельефа.
Обсуждать информацию.
Воспринимать и анализировать образцы-аналоги, репродукции и фотографии художественных произведений, предметов окружающего мира. Анализировать и подбирать необходимые материалы для работы.
Создавать в воображении выразительный образ изделия.
Оценивать результаты выполненной работы.
4.11.05
Предмет и среда: Декоративная ваза как предмет интерьера. (Ваза из пластилина). С.135-140.
Формирование первоначальных представлений о связи предмета со средой, о единстве функции предмета и его внешней формы. Формирование представлений о гармонии формы, развитие чувства формы. Обучение приемам лепки сосуда. Обучение приемам декорирования поверхности сосуда
в соответствии с его формой. Развитие проектных умений, формирование предпосылок проектной деятельности.
Воспринимать и анализировать информацию о связи предмета с окружающей обстановкой, о различных способах и технологиях изготовления декоративной вазы.
Упражняться в создании объемного сосуда из пластилина.
Обсуждать информацию.
Воспринимать и анализировать образцы-аналоги,
репродукции и фотографии художественных произведений, предметов окружающего мира. Создавать в воображении выразительный образ изделия.
Анализировать и выбирать соответствующие способы работы.
Оценивать результаты выполненной работы.
21. 05
Итоговая самостоятельная работа.
(Книжка-календарь).
С.141-144).
Проверка и анализ сформированности основных предметных и метапредметных результатов у учащихся по итогам 2-го года обучения.
Воспринимать, анализировать и отбирать необходимую информацию.
Прогнозировать и планировать необходимые действия.
Выполнять необходимые действия в соответствии с планом.
Корректировать работу (при необходимости). Производить контроль и оценку результатов работы.
28. 05
Подведение итогов года. Итоговая выставка. Выполнение проектов по выбору: Чашка для сказочного героя.Украшение.
Дом для сказочного героя.
Анализ результатов работы за учебный год. Систематизация полученных знаний.
Рассматривать и анализировать экспонаты выставки.
Делать краткие сообщения (для родителей и других посетителей выставки) об отдельных работах.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Для полноценной реализации курса технологии в начальном общем образовании и достижения планируемых результатов необходима соответствующая материальная база. Для работы каждому ребенку необходимы следующие материалы: наборы цветной бумаги для аппликации, картон, ткань, пластилин, швейные нитки, нитки для вышивания, пряжа для вязания, природные и утилизированные материалы, гуашь;
и инструменты: ножницы (школьные), подрезной нож, простые и цветные карандаши, линейка, угольник, циркуль, швейные и вышивальные иглы, кисти для клея и для красок, дощечка для лепки, подрезная доска.
Помимо перечисленных материалов и инструментов в необходимую материальную базу входят учебники, рабочие тетради на печатной основе и другие учебно-методические материалы, составляющие учебно-методический комплект по технологии.
Состав учебно-методического комплекта по технологии:
Конышева Н. М. Технология. 2 класс. Учебник. – Смоленск: Ассоциация XXI век
Конышева Н. М. Технология. 2 класс. Рабочие тетради №1 и №2. –Смоленск: Ассоциация XXI век
Конышева Н. М. Технология: Методические рекомендации к учебнику для 2 класса общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация XXI век.
Результаты( в рамках ФГОС общего образования- личностные, метапредметные и предметные) освоения технологии и система их оценки.
Основные требования к уровню подготовки учащихся
2 класс
Учащиеся должны знать:
простейшие виды технической документации (чертеж, эскиз, рисунок, схема);
способ использования линейки как чертежно-измерительного инструмента для выполнения построений и разметки деталей на плоскости;
способ построения прямоугольника от двух прямых углов с помощью линейки;
что такое развертка объемного изделия (общее представление), способ получения развертки;
условные обозначения, используемые в технических рисунках, чертежах и эскизах разверток;
способы разметки и вырезания симметричной формы из бумаги (по половине и ¼ формы);
что такое композиция (общее представление), об использовании композиции в изделии для передачи замысла;
что такое барельеф, технику выполнения барельефа;
как выглядит полотняное переплетение нитей в ткани;
что разметку деталей на ткани можно выполнять по шаблону и способом продергивания нити;
как сделать бахрому по краю прямоугольного изделия из ткани с полотняным переплетением нитей;
швы «вперед иголку» и «через край», способы их выполнения;
о технологических и декоративно-художественных различиях аппликации и мозаики, способах их выполнения;
о символическом значении народной глиняной игрушки, ее основных образах;
Учащиеся должны уметь:
правильно использовать линейку как чертежно-измерительный инструмент для выполнения построений на плоскости;
с помощью линейки строить прямоугольник от двух прямых углов;
читать технический рисунок и схему с учетом условных обозначений и выполнять по ним работу;
выполнять несложные расчеты размеров деталей изделия, ориентируясь на образец или технический рисунок;
выполнять разметку квадрата на прямоугольном листе бумаги способом сгибания;
выполнять разметку по предмету;
выполнять изображения в технике барельефа;
лепить круглую скульптуру из целого куска, пользоваться специальной палочкой и стекой;
изготавливать несложные фигуры из бумаги в технике оригами;
создавать простые фронтальные и объемные композиции из различных материалов;
выполнять разметку на ткани способом продергивания нитей;
выполнять разметку на ткани по шаблону; выкраивать из ткани детали простой формы;
выполнять бахрому по краю изделия из ткани с полотняным переплетением нитей;
выполнять швы «вперед иголку» и «через край»;
выполнять несложные изображения в технике мозаики (из бумаги и природных материалов);
анализировать конструкцию изделия и выполнять работу по образцу;
придумать и выполнить несложное оформление изделия в соответствии с его назначением.
Учащиеся могут знать:
что поделочные материалы (бумага, ткань, пластилин) могут менять свои конструктивные и декоративные свойства в результате соответствующей обработки (намачивания, сминания, разогревания и пр.);
что вещи должны подходить к окружающей обстановке и к характеру и облику своего хозяина;
что в разных условиях использования одна и та же по своей функции вещь будет иметь разное устройство и разный внешний вид;
что в народном быту вещи имели не только практический смысл, но еще и магическое значение, а потому изготавливались строго по правилам;
о символическом значении образов и узоров в некоторых произведениях народного искусства;
что такое симметрия (асимметрия) и ритм в форме предметов, в композиции изделий и каков их конструктивный и эстетический смысл;
что такое проектная деятельность, требования к выполнению и защите проектов.
Учащиеся могут уметь:
планировать предстоящую практическую работу, выстраивать технологическую последовательность изготовления простых изделий по образцу или собственному замыслу;
выполнять несложные эскизы разверток изделий с использованием условных обозначений;
вносить несложные изменения и дополнения в конструкцию и оформление изделия в соответствии с поставленными условиями;
создавать творческие фронтальные и объемные композиции по собственному замыслу в соответствии с художественно-конструкторской задачей; подбирать материалы и способы их обработки;
расписывать изделия из пластилина красками (гуашью);
выполнять проектные задания в соответствии с содержанием изученного материала на основе полученных знаний и умений.
Планируемые результаты освоения программы по технологии (к концу 4 класса)
Личностные
У учащихся будут сформированы:
положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке;
уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;
понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире;
представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире;
понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;
чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания
Могут быть сформированы:
устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности;
привычка к организованности, порядку, аккуратности;
адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;
чувство сопричастности с культурой своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов
Предметные
Учащиеся научатся:
использовать в работе приемы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);
правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов;
на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;
отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборки и отделки изделия;
работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
изготавливать плоскостные и объемные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;
решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;
понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность - и уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности
Учащиеся получат возможность научиться:
определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;
творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;
понимать, что вещи заключают в себе историческую и культурную информацию (т.е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);
понимать наиболее распространенные традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей).
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;
руководствоваться правилами при выполнении работы;
устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия дляполучение необходимых результатов;
осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;
прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения
Познавательные
Учащиеся научатся:
находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями;
Учащиеся получат возможность научиться:
осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);
самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале;
понимать особенности проектной деятельности, выдвинуть несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создать конструктивный замысел, осуществить выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументировано защищать продукт проектной деятельности
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
формулировать собственные мнения и идеи, аргументировано их излагать;
выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита.