Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство»
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство»
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана и составлена в соответствии с требованиями «Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования, (Москва: Просвещение, 2012 г.) (Сборник нормативных документов. Начальная школа/сост.Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М., 2012. с.3-50), на основе Примерной программы начального общего образования, и на основе авторской программы Б.М. Неменского « Изобразительное искусство», М.:«Просвещение» 2012г.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство»»
Рассмотрено
на заседании МО 1-2 (3-4) классов
Протокол № _______
от «____» ______________2014 г.
Председатель МО
_________________ Ф.И.О.
Согласовано
заместитель директора
по УВР
____________ Камаева Т.В.
«____» ___________2014 г.
Утверждаю
директор школы
___________ С.С.Игохина
«____» __________ 2014 г.
Рабочая программа
по предмету «Изобразительное искусство»
на 2014-2015 учебный год
2 «Л» класс
Составитель:
Кандыкова Алина Саматовна
учитель начальных классов
г.Нариманов
2014
Изобразительное искусство
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана и составлена в соответствии с требованиями «Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования, (Москва: Просвещение, 2012 г.) (Сборник нормативных документов. Начальная школа/сост.Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М., 2012. с.3-50), на основе Примерной программы начального общего образования, и на основе авторской программы Б.М. Неменского « Изобразительное искусство», М.:«Просвещение» 2012г.для общеобразовательной школы, утверждённой МО РФ (Москва: Просвещение, 2012 г.), являющейся составной частью системы учебников «Школа России»» (автор А.А.Плешаков), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и планируемых результатов начального общего образования.
Программа обеспечена учебно-методическим комплектом «Изобразительное искусство» для 2 класса автора Б. М. Неменского (М. Просвещение,2012 г).Данная линия учебников имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ»
.
Общая характеристика учебного предмета курса «Изобразительное искусство» во втором классе.
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности
Цели курса:
-воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
-развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
-освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
-овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса
Задачиобучения:
-совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
-развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
-формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребенка. Цели художественного образования состоят в развитии эмоционально-нравственного потенциала ребенка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества. Содержание программы учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания и коммуникации в современных условиях. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача не ограничивает связи с культурой разных стран мира. Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность
— конструктивная художественная деятельность.
Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и компьютерных презентаций. Для этого необходима работа со словарями, использование собственных фотографий, поиск разнообразной художественной информации в интернете. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т. е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Тематическая цельность и последовательность помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Принцип опоры на личный опыт ребенка и расширения, обогащения его освоением культуры выражен в самой структуре программы.
Тема 2 класса —«Искусство и ты». Художественное развитие ребенка сосредотачивается на способах выражения в искусстве чувств человека, на художественных средствах эмоциональной оценки: доброе — злое, взаимоотношении реальности фантазии в творчестве художника. Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и литература, которые помогают детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ. Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа - это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры. скульптуры , живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радости успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Описание и место предмета в учебном плане
На изучение изобразительного искусства в начальной школе отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 34 часа (34 учебные недели по 1 часу в неделю.)
Планируемые результаты обучения (на учебный год)
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны преобразование в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
-чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
-уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
-понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
-сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;
-умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;
-умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
Регулятивные УУД
• Проговаривать последовательность действий на уроке.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
• Учиться согласованно работать в группе.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
-сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
-сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
-овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
-овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
-знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);
-знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
-умение обсуждать и анализировать произведения искусства,
-0выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
-усвоение названий ведущих художественных музеев России
-и художественных музеев своего региона;
-умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
-способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;
-способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
-умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ;
-освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
-овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
-умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Требования к результатам освоения программы обучающимися 2 класса
К концу 2 класса обучающийся научится:
-различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
-эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;
-узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
-создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
-использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий);
-осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
-выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним;
Получит возможность научиться:
-воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений;
-высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;
-пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;
-моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного; создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства;
-выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint;
-видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
-изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное отношение.
Содержание учебного предмета по разделам.
ИСКУССТВО И ТЫ. 2 класс- 34 часа
Как и чем работают художник?- 8 час.
Три основные краски – желтый, красный, синий. Белая и чёрная краски.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги.
Неожиданные материалы (обобщение темы).
Реальность и фантазия – 7 час.
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
О чём говорит искусство -10 час.
Изображение природы в различных состояниях.
Изображение характера животных.
Знакомство с анималистическими изображениями.
Изображение характера человека: женский образ.
Изображение характера человека: мужской образ.
Образ человека в скульптуре.
Человек и его украшения.
О чём говорят украшения.
Образ здания.
Образы зданий и окружающей жизни.
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).
Как говорит искусство – 9 час.
Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Тихие и звонкие цвета.
Что такое ритм линий?
Характер линий.
Ритм пятен.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.
Обобщающий урок года.
п/п
Наименование
разделов/Количествочасов
Содержание программного материала
Универсальные учебные действия
Чем и как работают художники
(8 часов)
Выразительные возможности через краски, аппликацию, графические материалы, бумагу. Выразительность материалов при работе в объёме.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения школьных заданий с использованием учебной литературы; овладевать основами языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования.
Реальность и фантазия
(7 часов)
Формирование художественных представлений через изображение реальности и фантазии. Украшение реальности и фантазии. Постройка реальности и фантазии.
Понимать условность и субъективность художественного образа. Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведении искусства, объяснять разницу. Выполнять учебные действия в материализованной форме.
О чём говорит искусство
(10 часов)
Выражение характера в изображении животных, мужского образа, женского образа. Образ человека и его характера, выраженный в объёме. Изображение природы в разных состояниях. Выражение характера и намерений человека через украшение.
Эмоционально откликаться на образы персонажей произведений искусства, пробуждение чувств печали, сострадания, радости, героизма, бескорыстия, отвращения, ужаса и т.д. Передавать в объёме. Изображение природы в разных состояниях. Выражение характера и намерений человека через украшение.
Как говорит искусство
(9 часов)
Цвет как средство выражения. Линия как средство выражения. Ритм как средство выражения. Пропорции.
Различать основные тёплые и холодные цвета. Передавать с помощью ритма движение и эмоциональное состояние в композиции на плоскости. Создавать элементарные композиции на заданную тему, используя средства выражения.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Дата
Тема урока
Виды деятельности, формы работы
Планируемые результаты освоения материала
план
факт
Предметные результаты
Универсальные учебные действия
Личностные результаты
Чем и как работают художники (8 часов)
«Цветочная поляна». Три основные краски, строящие многоцветье мира.
Урок введения в новую тему. Беседовать о красоте осенней природы, о многообразии её цветовой гаммы. Наблюдать и делать выводы о значении трёх красок. Работать с кистью.
Знание правил работы с кистью, смешивания красок. Умение строить свою работу с разной последовательностью, делать выводы на основе личного опыта и наблюдений.
П. Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Р. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию умеет организовывать своё рабочее место и работу. принимает и сохраняет учебную задачу.
К. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию умеет организовывать своё рабочее место и работу, принимает и сохраняет учебную задачу.
Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительного
отношения к учению.
«Радуга на грозовом небе». Пять красок - всё богатство цвета и тона.
Комбинированный урок. Беседовать о красоте осенней природы, о многообразии её цветовой гаммы. Работа в группах без предварительного рисунка.
Знание художников, изображающих природу. Умение изображать настроение природы, природных стихии, работать с инструментами и материалами художника.
П. Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Р. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном
К. Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог
Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительного
отношения к учению.
«Осенний лес». Пастель, цветные мелки, акварель; их выразительные возможности.
Урок-сказка. Познакомиться с другими материалами для изображения: мелки, пастель. Узнать о вариантах построения композиции.
Знание понятия «композиция». Умение пользоваться мелками и пастелью и реализовывать с их помощью свой замысел.
П. Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Р. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном
К. Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог
Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительного
отношения к учению.
«Осенний листопад». Выразительные возможности аппликации.
Урок-проект. Познакомиться с новым видом выразительности изображения. Соотнести личные наблюдения со стихотворениями Тютчева и музыкой Чайковского.
Знание видов выразительности, правил техники безопасности при работе с ножницами. Умение передавать настроение композиции цветом, работать в группе, распределять обязанности, планировать свою работу.
П. Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Р. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном
К. Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог
Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительного
отношения к учению.
«Графика зимнего леса», Выразительные возможности графических материалов.
Урок удивление. Познакомиться о другими материалами выразительности: тушь и уголь. Наблюдать за природой зимнего леса. Учиться изображать линии разной выразительности. Овладение приемами работы с тушью и углём.
Знание о выразительных возможностях линии, точки, тёмного и белого пятен. Умение пользоваться новыми материалами для выразительности изображения, пользоваться правилами работы с графическими материалами.
П. Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
Р. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке (средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов).
К. Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог
Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительного
отношения к учению.
«Звери в лесу». Выразительность материалов для работы в объёме.
Урок-сказка. Сопоставить изображение на плоскости и объёмное. Наблюдение за скульптурой, её объём. Закрепить навыки работы с пластилином. Самостоятельно составить план работы по изготовлению работы.
Знание понятия «скульптура», правил работы с пластичными материалами. Умение различать произведения искусства на плоскости и в пространстве, подбирать материалы для изображения животного в пространстве.
П. Анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу. Оценивать по заданным критериям. Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Р. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном
К. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях
Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительного
отношения
к учению.
«Птицы в лесу». Выразительные возможности бумаги.
Комбинированный урок. Освоить работу с бумагой: сгибание, разрезание, перевод плоскости листа в разнообразные объёмные формы -цилиндр, конус, лесенки, гармошки. Конструировать из бумаги различные сооружения.
Знание понятия «макет», этапов постройки сооружений. Умение применять правила работы с бумагой, планировать свои действия в соответствии с замыслом, работать в группе.
П. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов; моделировать Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Р. С помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов; проговаривать последовательность действий на уроке;
К. Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог
Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительного
отношения к учению.
«Композиции из сухих трав и цветов». Для художника любой материал может стать выразительным.
Урок обобщения и систематизации знаний. Урок-выставка. Сделать вывод о способах выразительности в художественных произведениях. Определять материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделий.
Знание способов выразительности в художественных произведениях. Умение использовать различные приёмы и способы выразительности в изображении природы и животных.
П. Анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу. Оценивать по заданным критериям. устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы, перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.
Р. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
К. Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в рисунках,
доступных для изготовления изделиях;
Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительного
отношения к учению.
Реальность и фантазия (7 часов)
«Наши друзья - птицы». Изображение и реальность.
Урок-игра. Рассказывать о красоте природы, о животных. Наблюдать за изображениями животных: изгиб тела, стройность лап, шеи, пластика переходов одной части тела в другую.
Знание понятия «пропорция». Умение соблюдать пропорции при изображении животного, передавать характерные черты изображаемого объекта. Умение пользоваться правилами художника.
П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. Использовать правила пропорции при изображении животного. Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Р. Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительного
отношения к учению
К. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог
Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
«Сказочная птица». Изображение и фантазия.
Урок-сказка. Осознать связь фантазии с реальной жизнью. Наблюдение за фантастическими образами. Выводы о связи реальных и фантастических объектов. Правила изображения фантастических образов.
Знание правил рисования с натуры. Умение выражать свои чувства, настроение с помощью света, насыщенности оттенков, изображать форму, пропорции, соединять воедино образы животных и птиц.
П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. Использовать правила пропорции при изображении животного. Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Р. Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительного отношения к учению.
К. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.
Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
«Веточки деревьев с росой и паутинкой». Украшение и реальность.
Комбинированный урок. Наблюдать за разнообразием объектов природы. Осознать красоту и неповторимость этих объектов. Высказываться и приводить примеры из личного опыты.
Знание правил рисования с натуры. Умение рисовать ветку хвойного дерева, точно передавая её характерные особенности - форму, величину, расположение игл; правильно разводить гуашевые краски.
П. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; формулировать собственное мнение и позицию.
Р. С помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов; проговаривать последовательность действий на уроке.
К. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях.
Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
«Кокошник». Украшение и фантазия.
Урок совместного творчества. Наблюдение за конструктивными особенностями орнаментов. Анализировать орнаменты различных школ народно-прикладного творчества. Создать собственный орнамент.
Знание понятия «орнамент»; приёма выполнения узора на предметах декоративно-прикладного искусства; Умение выполнять кистью простейшие элементы растительного узора для украшения кокошника.
П. Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу. Оценивать по заданным критериям. Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его.
Р. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.
К. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.
Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
«Подводный мир». Постройка и реальность.
Комбинированный урок. Наблюдение за постройками в природе. Определять форму, материал. Учиться самостоятельно, по своим представлениям, конструировать из бумаги, используя основные приёмы работы. Работать в группах.
Знание основных приёмов работы с бумагой. Умение выполнять моделирование форм подводного мира, планировать свою работу и следовать инструкциям.
П. Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу. Оценивать по заданным критериям. Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. Видеть и понимать многообразие видов и форм в природе; конструировать различные формы; давать эстетическую оценку выполненных работ, находить их недостатки и корректировать их.
Р. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.
К. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.
Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
«Фантастический замок». Постройка и фантазия.
Урок-фантазия. Сопоставлять современные постройки и сказочные. Использовать для выразительности композиции сходство и контраст форм.
Знание основным приёмов
работы с бумагой. Умение выполнять моделирование фантастических зданий, передавать настроение в творческой работе.
П. Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу.
Р. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.
К. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.
Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Братья-мастера. Изображения, украшения и постройки всегда работают вместе.
Урок-обобщение. Наблюдать за разнообразием форм новогодних украшений, конструировать новогодние игрушки в виде зверей, растений. Работать в группах.
Знание правил выполнения коллективной работы. Умение различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; сравнивать различные виды и жанры изобразит. Искусства.
П. Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу. Оценивать по заданным критериям. Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его.
Р. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.
К. Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог. Формулировать собственное мнение.
Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
О чём говорит искусство (10 часов)
«Четвероногий герой». Выражение характера изображаемых животных.
Урок введения в новую тему. Познакомиться с иллюстрациями. Наблюдать за настроением животных. Выбирать и применять выразительные средства для реализации замысла в рисунке. Рассказывать о своих домашних питомцах.
Знание понятия «художник-анималист»; творчества художников Серова В., Ефимова И., Мавриной, Кукунова М., Ватагина В.. Умение рисовать силуэты животных; передавать свои наблюдения и переживания в рисунке; правильно разводить и смешивать гуашевые краски.
П. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств. Изображать животное на основе своих наблюдений. Давать оценку своей работе по заданным критериям. Выражать своё отношение к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе.
Р. Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения
к учению.
К. Потребность в общении с учителем.
умение слушать и вступать в диалог.
Формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников. Умение радоваться успехам одноклассников;
Формирование чувства прекрасного на основе знакомства с художественной культурой.
«Сказочный мужской образ». Выражение характера человека: изображение доброго и злого сказочного мужского образа.
Комбинированный урок. Анализировать картины известных художников: образ героя картины. Наблюдение за изображением доброго лица и злого. Работать в группах вариативно.
Знание понятия «внутренняя красота». Умение изображать мужской образ; выполнять творческую работу; передавать в рисунках пространственные отношения, реализовать свой замысел.
П. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств. Изображать животное на основе своих наблюдений. Давать оценку своей работе по заданным критериям. Выражать своё отношение к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе. Понимать взаимосвязь изобразительного искусства с литературой и музыкой. Находить общие черты в характере произведений разных видов искусства. Давать оценку своей работе по заданным критериям.
Р. Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.
Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.
К. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.
Формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников. Умение радоваться успехам одноклассников;
Формирование чувства прекрасного на основе знакомства с художественной культурой.
Женский образ русских сказок. Выражение характера человека: изображение противоположных по характеру сказочных женских образов (Царевна-Лебедь и Бабариха).
Комбинированный урок. Анализировать картины известных художников: образ героя картины. Наблюдение за изображением доброго лица и злого. Закрепить понятие «внутренняя красота». Работать в группах вариативно.
Знание понятия «внутренняя красота». Умение изображать женский образ; выполнять творческую работу; передавать в рисунках пространственные отношения, реализовать свой замысел.
П. Выражать своё отношение к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе.
Понимать взаимосвязь изобразительного искусства с литературой. Находить общие черты в характере произведений разных видов искусства. Давать оценку своей работе по заданным критериям.
Р. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.
К. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.
Формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников. Умение радоваться успехам одноклассников;
Формирование чувства прекрасного на основе знакомства с художественной культурой.
Образ сказочного героя, выраженный в объёме.
Урок-проект. Анализировать скульптуры. Наблюдать за средствами выразительности в изображении добрых и злых героев. Выполнить работу из пластилина или глины. Работать в группах вариативно.
Знание основных жанров и видов произведений изобразительного искусства. Умение передавать образ человека и его характер, используя объём; выполнять коллективную творческую работу; самостоятельно передавать в рисунках пространственные отношения.
П. Выражать своё отношение к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе.
Понимать взаимосвязь изобразительного искусства с литературой. Находить общие черты в характере произведений разных видов искусства. Давать оценку своей работе по заданным критериям.
Р. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
К. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов.. Умение слушать и вступать в диалог.
Формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников. Умение радоваться успехам одноклассников;
Формирование чувства прекрасного на основе знакомства с художественной культурой.
«Море». Изображение природы в разных состояниях.
Комбинированный урок. Рассказывать по своим наблюдениям о различных состояниях природы. Анализировать на основе сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» разные состояния моря. Рассмотреть картины художников-маринистов. Предлагать свои варианты изображения моря в разных состояниях.
Знание понятия «художник-маринист». Умение изображать природу в разных состояниях; выполнять коллективную творческую работу; самостоятельно выбирать материал для творческой работы, передавать в рисунках пространственные отношения, реализовать свой замысел; правильно разводить и смешивать гуашевые краски.
П. Выражать своё отношение к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе.
Понимать взаимосвязь изобразительного искусства с литературой. Находить общие черты в характере произведений разных видов искусства. Давать оценку своей работе по заданным критериям.
Р. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.
К. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Моделировать. Давать оценку своей работе: по заданным критериям.
Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.
Формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников. Умение радоваться успехам одноклассников;
Формирование чувства прекрасного на основе знакомства с художественной культурой; умение видеть красоту труда и творчества.
«Человек и его украшения» (сумочка, сарафан, воротничок, щит - по выбору, по заготовленной
форме). Выражение
характера человеке
через украшение.
Комбинированный урок. Рассмотреть предметы с
элементами декора. Определить причину желания людей украшать свои вещи. Изучить, какими средствами выразительности пользуются народные умельцы. Выяснить причины различия украшений одних и тех же предметов.
Знание правил выражения
характера человека через
украшение. Умение сравнивать виды и жанры изобразительного искусства (графика,
живопись, декоративно-прикладное искусство); узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов.
П. Выражать своё отношение к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе.
Понимать взаимосвязь изобразительного искусства с литературой. Находить общие черты в характере произведений разных видов искусства. Давать оценку своей работе по заданным критериям.
Р. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.
К. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Моделировать. Давать оценку своей работе: по заданным критериям. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.
Формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников. Умение радоваться успехам одноклассников;
Формирование чувства прекрасного на основе знакомства с художественной культурой; умение видеть красоту труда и творчества.
«Морокой бой Салтана и пиратов», коллективное панно
двух противоположных по намерениям
сказочных флотов.
Урок-игра. Учиться выражать намерения через украшения.
Знание правил составления
орнаментов; тёплые и холодные цвета. Умение определять форму, размер, последовательность выполнения работы; соблюдать правила составления коллективной
работы, оценивать результат.
П. Выражать своё отношение к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе.
Понимать взаимосвязь изобразительного искусства с литературой. Находить общие черты в характере произведений разных видов искусства. Давать оценку своей работе по заданным критериям.
Р. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
К. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Моделировать. Давать оценку своей работе: по заданным критериям. Потребность в общении с учителем.
Формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников. Умение радоваться успехам одноклассников;
Формирование чувства прекрасного на основе знакомства с художественной культурой.
Образ здания. Выражение намерений человека через украшение.
Выяснить, какими средствами пользуются художники для выражения своих намерений. Закрепить знания по составлению
орнамента. Делать выводы.
Знание правил составления
орнаментов; тёплые и холодные цвета. Умение определять форму, размер, последовательность выполнения работы; соблюдать правила составления коллективной
работы, оценивать результат.
П. Выражать своё отношение к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе.
Понимать взаимосвязь изобразительного искусства с литературой. Находить общие черты в характере произведений разных видов искусства. Давать оценку своей работе по заданным критериям.
Р. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
К. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Умение слушать и вступать в диалог.
Формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников. Умение радоваться успехам одноклассников;
Формирование чувства прекрасного на основе знакомства с художественной культурой.
Образы зданий и окружающей жизни.
Наблюдать за конструкциями зданий. Осознать, что внешний вид здания соответствует жильцу по характеру.
Знание понятия «украшение». Умение передавать настроение в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции и формы. Умение планировать свою работу в группе и реализовывать замысел.
П. Выражать своё отношение к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе.
Понимать взаимосвязь изобразительного искусства с литературой. Находить общие черты в характере произведений разных видов искусства.
Р. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
К. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Умение слушать и вступать в диалог.
Формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников. Умение радоваться успехам одноклассников;
умение видеть красоту труда и творчества.
«В мире сказочных
героев». В изображении, украшении и
постройке человек
выражает свои чувства, мысли, своё
отношение к миру.
Урок обобщения и систематизации
знаний. Делать выводы о взаимосвязи Мастеров - Постройки, Изображения и Украшения. Проектировать сказочный город, учитывая материалы. Работать в группе.
Знание понятия «украшение». Умение передавать настроение в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции и формы; выбирать и применять выразительные средства для реализации замысла в работе. Умение планировать свою работу в группе и реализовывать замысел.
П. Выражать своё отношение к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе.
Понимать взаимосвязь изобразительного искусства с литературой. Находить общие черты в характере произведений разных видов искусства. Давать оценку своей работе по заданным критериям.
Р. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
К. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Моделировать. Давать оценку своей работе: по заданным критериям. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.
Формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников. Умение радоваться успехам одноклассников;
Формирование чувства прекрасного на основе знакомства с художественной культурой; умение видеть красоту труда и творчества.
Как говорит искусство (9 часов)
«Замок Снежной королевы». Цвет как
средство выражения: тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного.
Урок введения
в новую тему. Наблюдать за цветом в картинах художников. Понимать, с помощью каких художественных средств художник добивается того, чтобы нам стало понятно, что и зачем он изображает. Делать выводы о том, что цвет придает дополнительную эмоциональную выразительность произведению.
Знание средств художественной выразительности, понятия «цвет»; тёплые и холодные цвета. Умение высказывать простейшие суждения о картинах; передавать свои наблюдения и переживания в рисунках; передавать в тематических рисунках пространственные отношения; правильно разводить гуашевые краски.
П. Выражать своё отношение к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе.
Понимать взаимосвязь изобразительного искусства с литературой. Находить общие черты в характере произведений разных видов искусства. Давать оценку своей работе по заданным критериям.
Р. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.
К. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Моделировать. Давать оценку своей работе: по заданным критериям. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.
Формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности;
формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности.
«Весна идет». Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.
Комбинированный урок. Беседовать о возможностях цвета в создании настроения. Подобрать цвета для изображения грусти, печали, тревоги, нежности. Провести параллель с музыкой. Выяснить, какой отрывок соответствует образу нежному и светлому, а какой - тревожный и тяжёлый.
Знание средств художественной выразительности, понятия «цвет»; тёплые и холодные, звонкие и глухие цвета. Умение высказывать простейшие суждения о картинах; передавать свои наблюдения и переживания в рисунках; передавать в тематических рисунках пространственные отношения.
П. Выражать своё отношение к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе.
Понимать взаимосвязь изобразительного искусства с литературой. Находить общие черты в характере произведений разных видов искусства. Давать оценку своей работе по заданным критериям.
Р. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
К. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Моделировать. Давать оценку своей работе: по заданным критериям. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.
Формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности;
формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности.
«Весенний ручеёк». Линия как средство выражения: ритм линий.
Комбинированный урок. Сравнивать фотографии с видами весны в разные месяцы. Определять понятие ритма в природе. Делиться своими наблюдениями. Соотнести свои представления с музыкальным произведением, с отрывками описания весны в рассказе Пришвина. Изобразить ручьи на рисунке с предыдущего урока.
Знание понятий: «пейзаж», «ритм»; творчества художников-пейзажистов. Умение самостоятельно компоновать сюжетный рисунок; передавать в тематических рисунках пространственные отношения; правильно разводить гуашевые краски; последовательно вести линейный рисунок на заданную тему.
П. Выражать своё отношение к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе.
Понимать взаимосвязь изобразительного искусства с литературой. Находить общие черты в характере произведений разных видов искусства. Давать оценку своей работе по заданным критериям.
Р. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.
К. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Моделировать. Давать оценку своей работе: по заданным критериям. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.
Формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности;
формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности.
«Ветка». Линия как средство выражения: характер линий.
Комбинированный урок. Рассмотреть и сравнить предложенные ветки, сделать выводы: у берёзы ветки нежные, гибкие, а у дуба - мощные, похожие на лапы дракона.
Умение различать основные и составные цвета; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства; использовать художественные материалы, использовать линии для изображения характера работы.
П. Выражать своё отношение к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе.
Понимать взаимосвязь изобразительного искусства с литературой. Находить общие черты в характере произведений разных видов искусства.
Р. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.
К. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Моделировать. Давать оценку своей работе: по заданным критериям. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.
Формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности;
формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности.
«Птички» (коллективное панно). Ритм пятен как средство выражении.
Комбинированный урок. Рассмотреть и сравнить картины известных художников; выявить, какими выразительными средствами они пользовались; познакомиться с ритмом и движением пятна.
Знание понятий: «ритм и движения пятна», «аппликация»; техники выполнения аппликации. Умение делать выводы на основе рассуждений; составлять композицию, последовательно её выполнять.
П. Выражать своё отношение к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе.
Понимать взаимосвязь изобразительного искусства с литературой. Находить общие черты в характере произведений разных видов искусства. Давать оценку своей работе по заданным критериям.
Р. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Формирование положительного отношения к учению.
К. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Моделировать. Давать оценку своей работе: по заданным критериям. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.
Формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности;
формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности.
«Смешные человечки». Пропорции выражают характер.
Комбинированный урок. Наблюдать за пропорциями – тела, массы, длины рук и ног. Соотносить части тела по размеру. Выполнить изделие из пластичных материалов. Закрепить основные приёмы обработки пластичных материалов.
Знание понятия «пропорция»; приём обработки пластичных материалов. Умение выбирать материал для работы; выражать характер изделии через отношение между величинами (пропорцию).
П. Выражать своё отношение к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе.
Понимать взаимосвязь изобразительного искусства с литературой. Находить общие черты в характере произведений разных видов искусства. Давать оценку своей работе по заданным критериям.
Р. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.
К. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Моделировать. Давать оценку своей работе: по заданным критериям. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.
Формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности;
формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности.
«Весна. Шум птиц». Изображение весеннего пейзажа.
Урок обобщения материала. Обобщить свои знания о средствах выразительности. Планировать свои действия и следовать плану. Использовать свои знания в выражении своих замыслов. Начать создание коллективного панно и дать оценку совместной деятельности.
Знание средств выразительности. Умение применять средства выразительности; работать в группе, использовать художественные материалы, использовать средства выразительности для изображения характера работы.
П. Выражать своё отношение к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе.
Понимать взаимосвязь изобразительного искусства с литературой. Находить общие черты в характере произведений разных видов искусства.
Р. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.
К. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Моделировать. Давать оценку своей работе: по заданным критериям. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.
Формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности;
формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности.
«Весна. Шум птиц».
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности.
Планировать свои действия и следовать плану. Использовать свои знания в выражении своих замыслов. Начать создание коллективного панно и дать оценку совместной деятельности.
Знание средств выразительности. Умение применять средства выразительности; работать в группе, использовать художественные материалы.
П. Выражать своё отношение к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе.
Понимать взаимосвязь изобразительного искусства с литературой. Находить общие черты в характере произведений разных видов искусства.
Р. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Формирование положительного отношения к учению.
К. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Моделировать. Давать оценку своей работе: по заданным критериям. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.
Формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности;
формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности.
Обобщающий урок за год.
Урок-выставка. Обобщить свои знания по теме года «Искусство и ты». Назвать ведущие идеи каждой четверти. Использовать свои знания в выражении своих ответов. Закончить создание коллективного панно и дать оценку совместной деятельности.
Знание основных жанров и видов произведений изобразительного искусства; ведущих художественные музеев России; художников. Умение высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства.
П. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств. Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром. Моделировать коллективное панно и давать оценку итоговой работе.
Р. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника: учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника.
К. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях, слушать и понимать речь других.
Формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности;
формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности.
Перечень учебно-методического обеспечения
Список литературы для учителя:
Анащенкова С.В., Бантова М.А. и др. «Школа России». Сборник рабочих программ. 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.
Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь, строишь. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. Б.М. Неменского. — М.: Просвещение, 2013.
Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь. 2 класс / Под ред. Б.М. Неменского- М.: Просвещение, 2013.
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. - М.: Просвещение, 2013.
И.В. Федотова. Изобразительное искусство 2 класс: поурочные планы по учебнику Л.А. Неменской - Волгоград: Учитель, 2008 -171 с.
Список литературы для учащихся:
Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь, строишь. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. Б.М. Неменского. — М.: Просвещение, 2011.
Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь. 2 класс / Под ред. Б.М. Неменского- М.: Просвещение, 2011.
Предметные Интернет ресурсы, Цифровые образовательные ресурсы:
www.nsportal.ru
www.school-russia.ru
htt://standart.edu.ru
www.nachalka.com
Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса