Рабочая программа по окружающему миру, УМК "Начальная инновационная школа".
Рабочая программа по окружающему миру, УМК "Начальная инновационная школа".
Данная программа является одним из вариантов реализации содержания предметной области «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (2009). В соответствии со стандартом «Окружающий мир» представляет собой интегрированный предмет, в содержании которого отражены идеи сближения и взаимопроникновения естественно'-научных и обществоведческих дисциплин. Под интеграцией в данном случае понимается функциональное объединение различных областей научного знания (науки о природе, социальные и гуманитарные науки) и других сфер культуры (прежде всего искусства), имеющих своей целью сформировать у младших школьников целостное представление о социоприродном окружении человека, о своем месте в окружающем мире.
Предлагаемый курс имеет ряд особенностей. Прежде всего его отличает аксиологический подход к отбору содержания. В содержание предмета включены как объективные знания о природе и обществе, так и те знания, которые несут в своей основе нормативно-ценностную нагрузку. Содержание курса ориентировано на формирование у младших школьников основ личностной культуры, фундамент которой составляют общечеловеческие ценности (добро, истина, красота и др.) и система отношений к окружающему миру (к природе, другим людям, к себе).
Курс имеет линейно-концентрическое построение содержания.
Последовательность изложения нового материала базируется на принципе открывающейся перспективы. Младшие школьники приобретают новые знания, умения, способы деятельности в такой системе, которая раскрывает перед ними горизонты новых знаний, побуждает строить догадки, выдвигать гипотезы, активизировать потребность постоянного движения к новым знаниям.
Изучение курса предусматривает обращение младших школьников за помощью в познании мира к различным источникам информации — словарям, справочникам, энциклопедиям, Интернету и др.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру, УМК "Начальная инновационная школа".»
Пояснительная записка
Данная программа является одним из вариантов реализации содержания предметной области «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (2009). В соответствии со стандартом «Окружающий мир» представляет собой интегрированный предмет, в содержании которого отражены идеи сближения и взаимопроникновения естественно'-научных и обществоведческих дисциплин. Под интеграцией в данном случае понимается функциональное объединение различных областей научного знания (науки о природе, социальные и гуманитарные науки) и других сфер культуры (прежде всего искусства), имеющих своей целью сформировать у младших школьников целостное представление о социоприродном окружении человека, о своем месте в окружающем мире.
Предлагаемый курс имеет ряд особенностей. Прежде всего его отличает аксиологический подход к отбору содержания. В содержание предмета включены как объективные знания о природе и обществе, так и те знания, которые несут в своей основе нормативно-ценностную нагрузку. Содержание курса ориентировано на формирование у младших школьников основ личностной культуры, фундамент которой составляют общечеловеческие ценности (добро, истина, красота и др.) и система отношений к окружающему миру (к природе, другим людям, к себе).
Курс имеет линейно-концентрическое построение содержания.
Последовательность изложения нового материала базируется на принципе открывающейся перспективы. Младшие школьники приобретают новые знания, умения, способы деятельности в такой системе, которая раскрывает перед ними горизонты новых знаний, побуждает строить догадки, выдвигать гипотезы, активизировать потребность постоянного движения к новым знаниям.
Изучение курса предусматривает обращение младших школьников за помощью в познании мира к различным источникам информации — словарям, справочникам, энциклопедиям, Интернету и др.
Школьники усваивают элементарные навыки работы с информацией: поиск, оценка, представление информации и ее практическое применение.
В программе 1 класса представлены основные содержательные линии, определенные стандартом начального образования, которые в дальнейшем последовательно развиваются в программах 2,3 и 4 классов.
Системообразующая идея программы 2 класса — «Разнообразие». В содержании раскрывается разнообразие природного мира, многообразие растений и животных.
Основное содержание программы 3 класса может быть охарактеризовано как «Взаимосвязь». Раскрываются основные связи, существующие между живой и неживой природой, между растениями и животными в различных природных экосистемах.
Содержание программы 4 класса построено в логике понятия «Развитие». Углубляются и расширяются знания младших школьников о развитии человека, о зависимости здоровья от образа жизни и окружающей среды.
Программа курса предусматривает проведение практических работ и опытов, экскурсий.
Место курса в учебном плане
На изучение курса предметной области «Окружающий мир» в Базисном учебном плане в начальной школе отводится:
1 класс — 66 часов;
2-4 классы — по 68 часов.
Планируемые результаты на выходе 4 класса
К результатам освоения программы курса следует отнести:
Личностные результаты
Устойчивый интерес к изучению объектов и явлений социоприродного окружения;
повышение уровня интеллектуальных и творческих способностей младших школьников;
осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Предметные результаты
Предметными результатами выпускников начальной школы являются:
в ценностно-ориентационной сфере — формирование представлений о целостности окружающего мира, о важнейших способах его познания человеком;
в познавательной сфере — расширение и систематизация знаний о многообразии объектов и явлений окружающего мира; формирование представлений о взаимосвязи природы, человека и общества, об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение важнейших элементов естественнонаучных и обществоведческих знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде; при оказании простейших видов первой медицинской помощи;
в эстетической сфере — развитие эколого-эстетического восприятия окружающего мира; умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами литературы и искусства;
в сфере правил безопасности жизни — расширение представлений о здоровом образе жизни, овладение простейшими приемами самоконтроля своего физического состояния, оказания первой помощи при легких травмах, знание и соблюдение правил безопасного поведения в городе и в природе.
Метапредметные результаты
Ставить цели и планировать личную учебную деятельность;
оценивать собственный вклад в деятельность группы;
проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
владеть элементами исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
владеть элементами информационно-коммуникативной деятельности: поиск и систематизация информации; понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.; развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру, 1 класс
№
п/п
уро
ка
Тема
урока
Кол-
во
ча
сов
Тип
урока
Целевая установка урока (уроков)
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Дата
прове
дения
(план/
факт)
Понятия
Предметные
результаты
Метапредметные результаты (универсальные учебные действия)
Личностные
результаты
Тема 1. Человек в окружающем мире
1
Мир, в котором мы живем
1
Обобщение и систематизация имеющихся знаний
Ввести понятие «окружающий мир», актуализировать имеющиеся у первоклассников знания об окружающем мире
Окружающий человека мир, предметы (тела) окружающего мира; учебный предмет «Окружающий мир», учебник и рабочая тетрадь
Способность находить признаки сходства и различия тел (объектов) живой и неживой природы; природных тел и изделий. Первичные представления о целостности окружающего мира, о взаимосвязи человека и природы
Регулятивные: понимать учебную задачу урока, выполнять действия под руководством учителя. Познавательные: различать и описывать (характеризовать) объекты окружающего мира; предлагать способы разделения объектов окружающего мира на группы (группировать). Коммуникативные: использовать учебник и рабочую тетрадь как источник информации; усваивать опыт межличностной коммуникации
Интерес к окружающему миру; к учебному предмету «Окружающий мир»
2
Мир
природы
1
Комбиниро
ванный
Научиться выделять и характеризовать объекты живой природы
Природа живая и неживая
Разделять окружающие тела на группы: тела живой, неживой природы, изделия. Приводить примеры, подтверждающие многообразие мира природы
Регулятивные: понимать учебную задачу урока, выполнять действия под руководством учителя. Познавательные: различать и описывать природные объекты; предлагать способы их разделения на группы. Коммуникативные: усваивать опыт межличностной коммуникации
Осознание своей связи с природой, отношение к природе как ценности
№
п/п
уро
ка
Тема
урока
Кол-
во
ча
сов
Тип
урока
Целевая установка урока (уроков)
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Дата
прове
дения
(план/
факт)
Понятия
Предметные
результаты
Метапредметные результаты (универсальные учебные действия)
Личностные
результаты
3-4
Мирлюдей
2
Комбиниро
ванный
Дать представления о многообразии мира людей и уникальности каждого отдельного человека
Человек,
люди
Описывать свою внешность и характер; самостоятельно описывать и узнавать по словесному портрету одноклассников и знакомых. Приводить примеры, подтверждающие единство и многообразие мира людей
Регулятивные: действовать по алгоритму при составлении словесного портрета. Познавательные: выявлять признаки сходства и различия, находить общее и особенное. Коммуникативные: формулировать вопросы, вести диалог с одноклассником
Осознание себя как уникальной, неповторимой личности, части общества
5-6
Мир,
созданный
руками
человека
2
Комбиниро
ванный
Дать представления о различных видах предметной деятельности человека, о разнообразии создаваемых человеком предметов (изделий, вещей)
Изделие
(вещь),
материал,
металл
Приводить примеры предметов, сделанных человеком, предлагать способы их группировки по главным признакам
Регулятивные: ставить новые учебные задачи под руководством учителя. Познавательные: выявлять признаки сходства и различия, находить общее и особенное. Коммуникативные: формулировать вопросы, вести диалог с одноклассником
Уважительное отношение к труду, развитие творческого потенциала
7-8
Мир
искусства
2
Комбиниро
ванный
(7);
Урок- экскурсия (8)
Дать представление об искусстве как одном из способов познания человеком окружающего мира, как форме выражения отношения к окружающему миру
Искусство, произведения искусства
Объяснять на конкретных примерах значение искусства для человека. Приводить примеры различных видов искусства
Регулятивные:
удерживать учебную задачу.
Познавательные:
различать виды искусства. Коммуникативные: высказывать свое мнение о различных произведениях искусства, выслушивать мнение одноклассников; соблюдать правила поведения во время экскурсии
Уважительное отношение к труду, развитие творческого потенциала
9
Резервный урок
1
Тема 2. Как человек познает окружающий мир
10
Учиться
нужно
всем
1
Комбиниро
ванный
Продолжить формирование устойчивой мотивации к учению; к изучению предмета «Окружающий мир»
Знания, умения, учение (обучение)
Характеризовать различные способы получения новой информации на личном примере.
Объяснять важность обучения
Регулятивные: понимать учебную задачу урока. Познавательные: характеризовать различные способы получения новой информации. Коммуникативные: находить ответы на вопросы учителя и одноклассников
Положительное отношение к учебе
11
Игра это тоже учеба
1
Комбиниро
ванный
Показать на конкретных примерах обучающую роль игр
Игра, народные игры
Сравнивать игры животных и игры детей, приводить доказательства того, что игра — это один из способов приобретения опыта.
Объяснять назначение игр разных народов для приобретения важных умений и навыков, необходимых в повседневной жизни
Регулятивные: понимать учебную задачу, решать ее и осуществлять контроль своих действий. Познавательные: использовать сравнение и сопоставление для получения новой информации.
Коммуникативные: взаимодействие при разучивании новых подвижных игр
Положительное отношение к учебе; мотивация самообразования, самоконтроля и самооценки
12
Тыидешь в школу
1
Изучение нового материала
Охарактеризовать новую социальную роль ребенка — ученик, школьник
Знания,
учебный
предмет
Использовать информацию, полученную во время экскурсий («Школа — новый мир, в котором я живу», «Мир осенних красок», «Наша школьная библиотека») для решения учебных задач и в реальных ситуациях
Регулятивные: понимать учебную задачу урока; действовать по предложенному образцу. Познавательные: характеризовать различные способы получения новой информации. Коммуникативные: находить ответы на вопросы учителя и одноклассников
Положительное отношение к учебе; понимание причин успеха в учебной деятельности; мотивация самообразования, самоконтроля и самооценки
№
п/п
уро
ка
Тема
урока
Кол-
во
ча
сов
Тип
урока
Целевая установка урока (уроков)
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Дата
прове
дения
(план/
факт)
Понятия
Предметные
результаты
Метапредметные результаты (универсальные учебные действия)
Усвоение правил выбора, ношения школьного портфеля; умение самостоятельно подготовиться к следующему учебному дню
Регулятивные: самостоятельность и ответственность при подготовке к новому учебному дню. Познавательные: умение объяснять правила и приводить примеры. Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении
Навыки самодисциплины и самообслуживания
14
Знакомимся со школой
1
Урок-
экскурсия
Познакомить первоклассников с различными школьными помещениями
Школа,
школьные
помещения,
кабинет
(класс,
классная
комната)
Знакомство с различными школьными помещениями и их назначением; умение ориентироваться в школе
Регулятивные: ставить новые учебные задачи. Познавательные:
осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью к взрослым
Положительное отношение к школе, умение самостоятельно ориентироваться в новом помещении
15
Нашкласс
1
Комбиниро
ванный
Познакомить первоклассников с классом, в котором они будут заниматься во время обучения в начальной школе
Класс (классная комната), кабинет, уют
Знакомство с кабинетом, с правилами поведения в этом учебном помещении. Приемы, позволяющие сделать кабинет уютным
Регулятивные: ставить новые учебные задачи. Познавательные:
использовать предложенный алгоритм при описании, дополнять описание.
Коммуникативные: взаимодействовать в паре и группе
Положительное отношение к учебе, к классу, ответственность за состояние класса, самообслуживание
16
Мыидем на экскурсию
1
Выработка умений и навыков
Знакомство с экскурсией как одной из форм учебных занятий
Экскурсия, музей, выставка, природа
Усвоение правил поведения на экскурсии. Умение проводить наблюдения во время экскурсии, решать
Регулятивные: соблюдать дисциплину во время экскурсии; умение удерживать учебную задачу. Познавательные: использовать получен-
Стремление получить новые знания, самоорганизация и самодисциплина,
поставленную учителем учебную задачу
ные во время экскурсии знания для решения учебной задачи. Коммуникативные: решать учебные задачи в малых группах сотрудничества
развитие наблюдательности, умения слушать
17-
18
Как мы узнаем что-то новое
2
Комбиниро
ванный
Знакомство с различными источниками информации
Источники знаний, наблюдения, книги, телевидение, компьютер
Знакомство с источниками получения новых знаний (наблюдения, книги,телевизор, компьютер, взрослые). Высказывание точки зрения о роли того или иного источника информации для своего образования (для расширения кругозора, приобретения каких-либо умений и навыков и т.п.)
Регулятивные: понимать учебную задачу урока. Познавательные: знать основные методы познания окружающего мира, способы передачи информации. Коммуникативные: выбирать источник информации в соответствии с учебной задачей или реальной ситуацией
Навыки самообразования, самоконтроля и самопроверки
19—
20
Книга — источник знаний
2
Комбиниро
ванный
Знакомство с книгой как хранительницей опыта людей многих поколений
Книга, учебник, словарь, справочник, альбом, атлас, художественная литература
Знакомство с книгами различного жанра и назначения. Разделение книг на группы по основному признаку (по содержанию). Выполнение практической работы «Изготовление бумаги»
Регулятивные: понимать учебную задачу, выполнять и контролировать свои действия. Познавательные: иметь представление об истории книги (книгопечатания), характеризовать разнообразие книг и их назначения. Коммуникативные: умение работать с книгой и находить в ней нужную информацию
Уважительное отношение к книге
21
Резервный урок
1
№
п/п
уро
ка
Тема
урока
Кол-
во
ча
сов
Тип
урока
Целевая установка урока (уроков)
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Дата
прове
дения
(план/
факт)
Понятия
Предметные
результаты
Метапредметные результаты (универсальные учебные действия)
Личностные
результаты
Тема 3. Природа вокруг нас
22
Тела земные и небесные
1
Обобщение и систематизация
Актуализировать и систематизировать знания первоклассников о небесных (космических) телах
Земные тела, небесные (космические) тела
Указывать различия между телами земными и небесными.
Характеризовать (выборочно) объекты Солнечной системы с использованием таблицы «Строение Солнечной системы»
Регулятивные: понимать учебную задачу, выполнять действия по образцу и под руководством учителя.
Познавательные: указывать различия между телами земными и небесными. Коммуникативные: умение работать в паре и малой группе
Стремление получить новые знания, самоорганизация и самодисциплина, развитие наблюдательности, умения слушать
23
Солнце — источник света и тепла
1
Изучение нового материала
Систематизация и расширение знаний о Солнце, о его роли для живых организмов и человека
Солнце, свет, тепло
Описывать ближайшую к Земле звезду — Солнце. Объяснять значение Солнца как источника тепла и света.
Солнечная система. Использовать в описании Солнца различные приемы (сравнение, сопоставление), дополнять описание художественными образами (пословицы, поговорки, сказки и др.)
Регулятивные: понимать учебную задачу, выполнять действия по образцу и под руководством учителя. Познавательные: называть характерные признаки объекта; сравнивать объекты. Коммуникативные: принимать участие в обсуждении, умение работать в паре, использовать доступные источники информации
Ценностное отношение к окружающему миру
24
Земля — небесное тело
1
Изучение нового материала
Дать общее представление о форме и размерах Земли. Земля — планета жизни
Земля, ось Земли,движение Земли
Описывать Землю по предложенному учителем алгоритму Использовать в описании Земли
Осознание уникальности Земли, ценностное отношение
различные приемы (сравнение, сопоставление) , до - поднять описание художественными образами (пословицы, поговорки, сказки и др.)
ствии с определенным планом.
Коммуникативные:
принимать участие в обсуждении, умение работать в паре, использовать доступные источники информации
к Земле как общему дому всех живых существ
25
День и ночь — сутки прочь
1
Комбиниро
ванный
Познакомить первоклассников с причинами смены дня и ночи
Сутки, смена дня и ночи
Объяснять причину смены дня и ночи. Моделировать данный процесс с использованием элементарных подручных средств (лампа/ фонарь, яблоко/ апельсин и т.п.)
Регулятивные: понимать учебную задачу, выполнять действия по образцу и под руководством учителя.
Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, моделировать природное явление. Коммуникативные: умение работать в паре и малой группе
Навыки адаптации к новому распорядку дня
26
Четыре
времени
года
1
Обобщение и систематизация
Расширить представления школьников о движении Земли, познакомить их с движением Земли вокруг Солнца
Год, время года (сезон)
Называть правильную последовательность смены времен года; последовательность месяцев. Указывать причины смены времен года
Регулятивные: понимать учебную задачу, выполнять действия под руководством учителя и самостоятельно. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: умение работать в паре и малой группе
Ценностное отношение к миру природы
27
Сезонные изменения в природе
1
Обобщение и систематизация
Систематизировать и расширить представления школьников о причинах сезонных изменений в природе
Сезон, сезонные изменения в природе
Называть характерные особенности времен года (сезонов). Дополнять ответы художественными образами
Регулятивные: понимать учебную задачу, выполнять действия по образцу и под руководством учителя.
Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: формулировать собственное мнение
Ценностное отношение к миру природы
№
п/п
уро
ка
Тема
урока
Кол-
во
ча
сов
Тип
урока
Целевая установка урока (уроков)
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Дата
прове
дения
(план/
факт)
Понятия
Предметные
результаты
Метапредметные результаты (универсальные учебные действия)
Личностные
результаты
28
Чтотакое
явления
природы
1
Обобщение и систематизация
Обобщить представления школьников о природных явлениях
Явления
природы
(природные
явления)
Умение называть природные явления, распределять их на группы по существенному признаку; устанавливать при- чинно-следствен- ные связи
Регулятивные: понимать учебную задачу выполнять действия по образцу и под руководством учителя.
Познавательные: классифицировать объекты по существенному признаку.
Коммуникативные:
работать в паре и группе
Ценностное отношение к миру природы. Навыки безопасного поведения во время неблагоприятных природных явлений
29
Поговорим о погоде
1
Комбиниро
ванный
Обобщить и расширить представления школьников о погоде и погодных явлениях
Погода, погодные явления, прогноз погоды
Объяснять на конкретных примерах, что такое погода и погодные явления. Делать элементарные обобщения. Объяснять, почему важно знать состояние погоды. Называть народные приметы погоды. Выполнять опыт «Образование тумана и облаков»
Регулятивные: понимать учебную задачу выполнять действия по образцу и под руководством учителя.
Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать объекты по существенному признаку. Коммуникативные: работать в паре и группе
Ценностное отношение к миру природы. Навыки безопасного поведения во время неблагоприятных погодных явлений
30
Резервный урок
1
Тема 4. Многообразие живой природы
31
Живое или неживое?
1
Обобщение и систематизация
Обобщить и систематизировать знания учащихся о признаках сходства и различия объектов живой и неживой природы
Тела живой природы (организмы, существа), тела неживой природы
Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние — дикие животные; культурные —
Регулятивные: понимать учебную задачу выполнять и контролировать свои действия. Познавательные: группировать объекты по существенному признаку, сравнивать
Способность воспринимать красоту живой природы
дикорастущие растения. Анализировать примеры использования человеком богатств природы
и сопоставлять. Коммуникативные:
умение задавать вопросы, использовать доступные источники информации
32
Живые обитатели планеты
1
Обобщение и систематизация
Обобщить знания школьников о разнообразии и особенностях живых обитателей планеты; показать на конкретных примерах их красоту и неповторимость
Разнообразие живых организмов, признаки живых организмов
Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. Группировать (классифицировать) живые организмы по существенному признаку. Анализировать примеры использования человеком богатств природы
Регулятивные: понимать учебную задачу, выполнять и контролировать свои действия. Познавательные: группировать объекты по существенному признаку, сравнивать и сопоставлять. Коммуникативные: умение задавать вопросы, использовать доступные источники информации
Ответственность, способность воспринимать красоту живой природы
33
Что необходимо всем живым существам?
1
Комбиниро
ванный
Обобщить и расширить представления школьников об условиях, необходимых для существования живых организмов: свет, тепло, воздух, вода, пища
Свет, тепло, воздух, вода, пища
Называть условия, необходимые живым существам. Сравнивать требования, которые предъявляют к условиям обитания различные организмы
Регулятивные: понимать учебную задачу, выполнять и контролировать свои действия. Познавательные: группировать объекты по существенному признаку, сравнивать и сопоставлять. Коммуникативные: работать в паре или группе
Отношение к миру живой природы как ценности; ответственное отношение к живым существам
34
Зеленый
наряд
Земли
1
Обобщение и систематизация
Актуализировать знания школьников о растениях. Обобщить и расширить знания школьников об
Разнообразие растений, дикорастущие и культурные растения
Различать и называть растения, используя информацию, полученную в ходе наблюдений,
Регулятивные: понимать учебную задачу, выполнять и контролировать свои действия Познавательные: группировка объектов
Ответственность, способность воспринимать красоту живой природы
№
п/п
уро
ка
Тема
урока
Кол-
во
ча
сов
Тип
урока
Целевая установка урока (уроков)
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Дата
прове
дения
(план/
факт)
Понятия
Предметные
результаты
Метапредметные результаты (универсальные учебные действия)
Личностные
результаты
отличительных признаках растений, их разнообразии и роли в жизни человека
чтения, работы с иллюстрациями. Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений
по существенному признаку, сравнение и сопоставление. Коммуникативные: умение задавать вопросы, использовать доступные источники информации
35
Сад натвоемокне
1
Комбиниро
ванный
Познакомить школьников с наиболее распространенными комнатными растениями, историей их появления в наших домах, условиями их выращивания
Комнатные
растения,
цветовод
ство
Различать и называть наиболее распространенные виды комнатных растений. Называть и обосновывать основные правила ухода за растениями. Знать основные способы размножения некоторых видов. Создавать композиции из комнатных растений
Регулятивные: понимать учебную задачу выполнять и контролировать свои действия. Познавательные: группировать объекты по существенному признаку, сравнивать и сопоставлять. Коммуникативные: работать в паре, использовать доступные источники информации
Ответственность, способность воспринимать красоту живой природы
36
Животные
нашей
планеты
1
Комбиниро
ванный
Актуализировать знания школьников о животных. Обобщить и расширить знания школьников об отличительных признаках животных, их разнообразии и роли в жизни человека
Разнообразие животных, дикие и домашние животные
Различать и называть животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. Характеризовать особенности диких и домашних животных (на примере своей местности)
Регулятивные: понимать учебную задачу выполнять и контролировать свои действия Познавательные: группировать объекты по существенному признаку, сравнивать и сопоставлять. Коммуникативные: работать в паре и малой группе, использовать доступные источники информации
Ответственность, способность воспринимать красоту живой природы
37
Наши домашние питомцы
1
Комбиниро
ванный
Ответственное отношение к домашним питомцам: «Мы в ответе за тех, кого приручили»
Домашние
животные
(питомцы)
Забота о домашних питомцах. Основные правила содержания животных в доме. Ответственное отношение к своим обязанностям по уходу за домашними животными. Каких животных нельзя держать в квартире и почему
Регулятивные: понимать учебную задачу, выполнять и контролировать свои действия. Познавательные: группировка объектов по существенному признаку, сравнение и сопоставление. Коммуникативные: умение задавать вопросы, работать в паре/ малой группе, использовать доступные источники информации
Ответственность по отношению к домашним питомцам, способность воспринимать красоту живой природы
38
Резервный урок
1
Тема 5. Я
— школьник
39
Школьный
коллектив
1
Комбиниро
ванный
Познакомить школьников с теми людьми, которые составляют школьный коллектив (взрослые, школьники)
Школа, школьный коллектив, одноклассники, профессия
Познакомиться с учителем и одноклассниками . Называть профессии людей, работающих в школе, объяснять их роль в школьном коллективе
Регулятивные:
ставить новые учебные задачи под руководством учителя.
Познавательные: обосновывать необходимость соблюдения правил поведения и этических норм в различных ситуациях.
Коммуникативные: ориентироваться в новой ситуации
Самостоятельность, самодисциплина, личная ответственность за поступки, положительное отношение к новому коллективу
40
Правила поведения в классе
1
Комбиниро
ванный
Познакомить школьников с правилами поведения в классе во время урока и на перемене
Урок, перемена, коллектив, взаимное уважение, правила поведения
Знать правила поведения в классе: во время урока и на перемене; моделировать и оценивать различные межличностные ситуации в классе
Регулятивные:
ставить новые учебные задачи под руководством учителя.
Познавательные: обосновывать необходимость соблюдения правил поведения и санитарно- гигиенических норм.
Самостоятельность, самодисциплина, личная ответственность за поступки, положительное отношение к новому коллективу
№
п/п
уро
ка
Тема
урока
Кол-
во
ча
сов
Тип
урока
Целевая установка урока (уроков)
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Дата
прове
дения
(план/
факт)
Понятия
Предметные
результаты
Метапредметные результаты (универсальные учебные действия)
Личностные
результаты
Коммуникативные:
ставить вопросы, ориентироваться в новой ситуации
41
Правила поведения в школе
1
Комбиниро
ванный
Познакомить школьников с правилами поведения в школе; со школьными традициями
Школьный устав, коллектив, взаимное уважение, правила поведения
Выбирать формы поведения, приемлемые с точки зрения этических норм и правил, допустимых в школе и других общественных местах
Регулятивные:
ставить новые учебные задачи под руководством учителя.
Познавательные: обосновывать необходимость соблюдения норм и правил поведения в различных ситуациях.
Коммуникативные:
ориентироваться в новой ситуации
Самостоятельность, самодисциплина, личная ответственность за поступки, положительное отношение к новому коллективу
42
Твои одноклассники и Друзья
1
Комбиниро
ванный
Положительное отношение к окружающим: взрослым, сверстникам. Дружба
Друг, дружба
Объяснять важность доброжелательных отношений с окружающими, приводить примеры реальных ситуаций, ситуаций, описанных в литературных произведениях, в которых друзья помогали друг другу
Регулятивные:
понимать учебную задачу, выполнять и контролировать свои действия. Познавательные: оценка поступков с точки зрения этических норм.
Коммуникативные:
навыки общения со сверстниками и взрослыми, обсуждение общих проблем
Положительное отношение к окружающим, проявление доброжелательности и уважения к окружающим
43
Резервный урок
1
Тема 6. Режим дня и гигиена школьника
44
Что такое здоровье?
1
Систематизация и углубление знаний и умений
Обобщить и закрепить знания школьников о здоровье и здоровом образе жизни
Здоровье,
благополу
чие
Давать определение понятия здоровья. Знать основные факторы, оказывающие влияние на здоровье.
Измерять рост, вес человека. Измерять температуру, частоту пульса, частоту ударов сердца
Регулятивные:
понимать учебную задачу урока, решать ее и осуществлять контроль своих действий. Познавательные: давать определение понятия на основе характерных признаков обозначаемого им объекта. Коммуникативные: умение работать самостоятельно, в паре и малой группе
Отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей как к ценности. Самоорганизация, самодисциплина, самоконтроль
45
Чтонужно
делать,чтобыбыть
здоровым
1
Комбиниро
ванный
Актуализировать и углубить знания школьников о правилах сохранения здоровья
Здоровье, правила здорового образа жизни
Характеризовать основные функции систем органов человеческого тела. Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях. Характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях
Регулятивные:
понимать учебную задачу урока, контролировать и оценивать свои действия. Познавательные: обосновывать правила и нормы здорового образа жизни.
Коммуникативные:
умение работать самостоятельно, в паре и малой группе; совместно решать учебную задачу
Отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей как к ценности. Самоорганизация, самодисциплина, самоконтроль
46
Спешить — незначит
успевать
1
Комбиниро
ванный
Самоорганизация и самодисциплина — важные качества каждого человека. Как организовать свой день так, чтобы повсюду успевать
Организо
ванность,
планирова
ние
Умение спланировать и организовать свой день так, чтобы все делать вовремя
Регулятивные:
понимать учебную задачу урока, контролировать и оценивать свои действия. Познавательные: формулировать цель, планировать свои действия.
Отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей как к ценности. Самоорганизация, само-
№
п/п
уро
ка
Тема
урока
Кол-
во
ча
сов
Тип
урока
Целевая установка урока (уроков)
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Дата
прове
дения
(план/
факт)
Понятия
Предметные
результаты
Метапредметные результаты (универсальные учебные действия)
Личностные
результаты
Коммуникативные:
умение работать самостоятельно, в паре и малой группе
дисциплина,
самоконтроль
47
О твоем режиме дня
1
Комбиниро
ванный
Обосновать необходимость соблюдения режима дня
Режим дня, распорядок
ДНЯ
Объяснять необходимость соблюдения режима дня, чередование работы и отдыха. Составлять свой режим дня под руководством учителя
Регулятивные:
контролировать и оценивать свои действия. Познавательные: формулировать цель, планировать свои действия. Коммуникативные: умение работать самостоятельно и в группе
Отношение к своему здоровью как к ценности. Самоорганизация, самодисциплина, самоконтроль
48
Здоровье — в движении
1
Комбиниро
ванный
Обосновать важность двигательной активности для правильного развития организма ребенка
Физкультура, спорт
Приводить примеры, подтверждающие важность двигательной активности (физические упражнения, прогулки, активный отдых). Знать негативные последствия малоподвижного образа жизни
Регулятивные:
контролировать и оценивать свои действия. Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные:
умение работать самостоятельно, в паре и малой группе
Отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей как к ценности
Проверять правильность осанки. Выполнять упражнения комплекса утренней гимнастики
Регулятивные:
контролировать и оценивать свои действия. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные:
работать самостоятельно, в паре и малой группе
Отношение к своему здоровью как к ценности, самоконтроль
50
Как
правильно
готовить
уроки?
1
Изучение нового материала
Правильная организация своего рабочего места
Урок, самостоятельные занятия
Называть и обосновывать правила подготовки рабочего места для занятий
Регулятивные:
контролировать и оценивать свои действия. Познавательные: формулировать цель; планировать действия, направленные на ее достижение. Коммуникативные: совместно решать учебную задачу
Самоконтроль и самодисциплина, ответственное отношение к своему здоровью
51
Как
правильно
отдыхать
1
Закрепление
Обосновать важность активного отдыха
Отдых, виды отдыха
Объяснять преимущества активного отдыха; называть и использовать различные виды активного отдыха; знать отрицательные последствия, к которым может привести длительное сидение за телевизором или компьютером, постоянное нахождение в помещении и др.
Регулятивные:
контролировать и оценивать свои действия. Познавательные: формулировать цель, планировать действия, направленные на ее достижение, умение устанавливать причинно- следственные связи. Коммуникативные: умение работать самостоятельно, в паре и малой группе
Ответственное отношение к своему здоровью
52
Не забудь о закаливании
1
Комбиниро
ванный
Закаливание как один из способов укрепления организма. Закрепление знаний о здоровом образе жизни
Закаливание, правила закаливания
Объяснять значение закаливания, знать правила закаливания и обосновывать их целесообразность
Регулятивные:
принимать и удерживать цель.
Познавательные:
устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные:
совместно решать учебную задачу
Самоконтроль и самодисциплина, ответственное отношение к своему здоровью
53
Резервный урок
1
№
п/п
уро
ка
Тема
урока
Кол-
во
ча
сов
Тип
урока
Целевая установка урока (уроков)
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Дата
прове
дения
(план/
факт)
Понятия
Предметные
результаты
Метапредметные результаты (универсальные учебные действия)
Личностные
результаты
Тема 7. Моя семья
54-
55
Вместе — дружная семья. Семейный альбом
2
Комбинированный (54); выработка умений и навыков (55)
Актуализировать и систематизировать знания школьников о семье, родственных связях
Семья, члены семьи, поколение, родственники, дом, семейный альбом, семейный архив
Рассказывать о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи.
Приводить примеры заботы о младших членах семьи, престарелых и больных. Находить с помощью взрослых нужную информацию в семейном архиве, от старших членов семьи
Регулятивные:
ставить учебную задачу совместно с учителем, решать ее, контролировать и оценивать свои действия. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений, строить устное речевое высказывание. Коммуникативные: совместно решать учебную задачу
Чувства любви и уважения к членам семьи, забота о близких; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоцио- нально-нрав- ственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других членов семьи
56
Дом — это не только стены
1
Комбиниро
ванный
Обсудить значение комфортной (доброжелательной, теплой) обстановки в доме для всех членов семьи
Уют, уважение, взаимопомощь
Объяснять значение теплой, доброжелательной обстановки в семье (в доме); на конкретных примерах объяснять значение понятия «уют», делать обобщения, рассказывать об увлечениях членов семьи
Регулятивные:
ставить учебную задачу совместно с учителем. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить устное речевое высказывание. Коммуникативные: совместно решать учебную задачу
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других членов семьи
57
Каковонадому — таково и самому
1
Комбиниро
ванный
Развитие эмоциональнонравственной отзывчивости, взаимной поддержки в семье при распределении и выполнении домашних обязанностей
Домашние заботы, взаимопомощь, домашние обязанности. Обязанности ребенка в семье
Объяснять важность взаимопомощи и взаимной поддержки в семье, необходимость распределения домашних обязанностей. Рассказывать о своих домашних обязанностях
Регулятивные:
ставить учебную задачу совместно с учителем, решать ее, контролировать и оценивать свои действия. Познавательные: выстраивать логическую цепь рассуждений. Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками
Чувства любви и уважения к членам семьи, забота о близких; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других членов семьи
58
Поговорим о профессиях
1
Комбиниро
ванный
Знакомство с различными профессиями, которые имеют члены семьи школьника; уважительное отношение к членам семьи, вышедшим на пенсию
Профессия, пенсия (пенсионер)
Рассказывать о профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками и знакомыми семьи. Объяснять значение понятий «заслуженный отдых», «пенсия», «пенсионер»
Регулятивные:
ставить новые учебные задачи под руководством учителя.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, построение устного речевого высказывания. Коммуникативные: уметь сотрудничать в поиске и представлении информации
Установление связи между образованием и будущей профессией
№
п/п
уро
ка
Тема
урока
Кол-
во
ча
сов
Тип
урока
Целевая установка урока (уроков)
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Дата
прове
дения
(план/
факт)
Понятия
Предметные
результаты
Метапредметные результаты (универсальные учебные действия)
Личностные
результаты
59
Ура!
У нас дома праздник
1
Комбинированный (урок с элементами игры)
Раскрыть важность существования семейных традиций и праздников для укрепления семейных взаимоотношений, создания особого теплого климата в семье
Традиция,
праздник,
семейный
праздник
Объяснять значение семейных традиций и праздников для каждого члена семьи; участвовать в игровом моделировании представляемых одноклассниками семейных праздников и традиций
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу Познавательные: строить устный рассказ, сопровождать его иллюстративным рядом. Коммуникативные: принимать участие в игровом моделировании
Чувство любви и уважения к членам семьи, забота о младших членах семьи
60
Резервный урок
1
Тема 8. Наша Родина — Россия
61
Страна, в которой мы живем
1
Комби
ниро
ванный
Актуализировать и систематизировать знания школьников о государстве, в котором они живут
Россия, карта России
Выражать заинтересованность и уважительное отношение к России, родному краю, истории, культуре, природе нашей страны; ее современной жизни;
находить в учебнике и других источниках нужную информацию и иллюстрации о достопримечательностях Москвы, праздничных днях России
Регулятивные:
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. Познавательные: работать с текстом и иллюстрациями учебника; использовать знаково- символические средства представления информации.
Коммуникативные: использование доступных источников информации
Овладение элементарными основами гражданской идентичности, осознание гордости за свою Родину, российский народ; осознание своей этнической и национальной принадлежности
62
Федерация
Значит«объедине ние»
1
Изучение нового материала
Дать учащимся представление о федеративном устройстве нашего государства (Российская Федерация, РФ), о субъектах Федерации
Россия, Российская Федерация (РФ), государственный язык
Объяснять значения понятия «федерация», рассказывать о федеративном устройстве
Регулятивные:
элементы умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: работать с текстом и иллюстрациями учебника. Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог
Овладение элементарными основами гражданской идентичности, осознание гордости за свою Родину, российский народ; осознание своей этнической и национальной принадлежности
63
Государственные символы России
1
Комбиниро
ванный
Дать школьникам представление о государственных символах России, об их назначении; формировать уважительное отношение к государственной символике
Государственные символы, герб, флаг, гимн
Объяснять назначение государственных символов России. Описывать особенности государственного флага России (последовательность расположения полос, цвета флага), узнавать его среди флагов других стран
Регулятивные:
способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
Познавательные:
использование знаковосимволических средств представления информации.
Коммуникативные: использование доступных источников информации
Овладение элементарными основами гражданской идентичности, осознание гордости за свою Родину, российский народ; осознание своей этнической и национальной принадлежности
64
Твои права и обязанности
1
Изучение нового материала
Дать представление о правах и обязанностях граждан Российской Федерации, о правах ребенка
Рассказывать о своих правах и обязанностях (в классе, дома)
Регулятивные:
использовать элементы познавательной и личностной рефлексии. Познавательные: работать с текстом и иллюстрациями учебника. Коммуникативные: признавать возможность существования различных точек зрения; готовность учитывать интересы различных сторон
Овладение элементарными основами гражданской идентичности, осознание гордости за свою Родину, российский народ; осознание своей этнической и национальной принадлежности
№
п/п
уро
ка
Тема
урока
Кол-
во
ча
сов
Тип
урока
Целевая установка урока (уроков)
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Дата
прове
дения
(план/
факт)
Понятия
Предметные
результаты
Метапредметные результаты (универсальные учебные действия)