kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс школа России

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для  4  класса на 2014 – 2015 учебный год составлена в соответствии с требованиями  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе   примерной программы  начального общего образования по литературному чтению,  и программы  под редакцией  А. А. Плешакова «Окружающий мир. 4 класс.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов; в неделю 2 часа.

    Программа обеспечена учебно-методическим комплектом «Литературное чтение» автора А.А. Плешакова для 1 – 4 классов (М. Просвещение). Данная линия учебников имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки  РФ».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по окружающему миру 4 класс школа России »




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сокуровская средняя общеобразовательная школа

Лаишевского муниципального района

Республики Татарстан




«Рассмотрено»

Руководитель МО

_________/ Н.С.Мусина/

Протокол № ___

от «__»_____20__г.



«Согласовано»

Заместитель директора

по УР

__________/Е. А. Данилова/

«____»_____20__ г.



«Утверждаю»

Директор

МБОУ Сокуровская СОШ

___________/ Е. В. Дебердеева/

Приказ № ______

от «____» ________20__ г. от









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


По окружающему миру

в 4 классе







Составитель:

Манурина Марина Михайловна

учитель второй квалификационной категории







2014-2015 учебный год.





.

Пояснительная записка


Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 4 класса на 2014 – 2015 учебный год составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы начального общего образования по литературному чтению, и программы под редакцией А. А. Плешакова «Окружающий мир. 4 класс.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов; в неделю 2 часа.

Программа обеспечена учебно-методическим комплектом «Литературное чтение» автора А.А. Плешакова для 1 – 4 классов (М. Просвещение). Данная линия учебников имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ».


Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • Формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;

  • Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

  • Формирование уважительного отношения к семье, к населенному пункту, в котором они проживают, у России, её природе, культуре, истории и современной жизни;

  • Осознание ребенком ценности, целостности и многообразии окружающего мира, своего места в нем;

  • Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Общая характеристика курса.

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлен на основе следующих идей:

1) идея многообразия мира;

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических и исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных ценностей.

2) идея целостности мира;

Её раскрытие осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между живой и неживой природой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается знание каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты.

3) идея уважения к миру;

Это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.







1

Земля и человечество

9 ч.

2

Природа России

10 ч.

3

Родной край – часто большие страны

15 ч.

4

Страницы Всемирной истории

5 ч.

5

Страницы истории России

20 ч.

6

Современная Россия

9 ч.


Итого

68 часов


Место предмета в базисном учебном плане

На изучение курса «Окружающий мир» в 4 классе отводится 68 часов (2 ч в неделю- 34 учебные недели) Преподавание курса ведется по завершенной учебной линии учебников:

1."Окружающий мир" автор А.А.Плешаков, учебник 4 класс ( 2 ч.)

М.; Просвещение 2014 год.

2." Окружающий мир " автор А.А. Плешаков, рабочие тетради 4 класс (2 ч.)

М.; Просвещение 2014 год.

Отбор форм организации обучения осуществляется с учетом особенностей естественнонаучного и обществоведческого содержания. Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определен по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.


Учебно-тематический план


Содержание курса

IV КЛАСС (68 ч)

Земля и человечество (9 ч)

      Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.
      Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
      Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
      Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
      Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.

Природа России (10 ч)

      Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
      Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
      Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
      Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

Родной край — часть большой страны (15 ч)

      Наш край на карте Родины. Карта родного края.
      Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.
      Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
      Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
      Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
      Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
      Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
      Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.
      Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.

Страницы всемирной истории (5 ч)

      Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в ХХ в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории Отечества (20 ч)

      Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
      Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
      Наше Отечество в ХIII—ХV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья   — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
      Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в ХIII—ХV вв.
      Наше Отечество в ХVI—ХVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в ХVI—ХVII вв.
      Россия в ХVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в ХVIII в.
      Россия в ХIХ — начале ХХ в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в ХIХ — начале ХХ в.
      Россия в ХХ в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй — последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941—1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.
      Наша страна в 1945—1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
      Преобразования в России в 90-е гг. ХХ в. Культура России в ХХ в.
      Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
      Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).
      Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.

Современная Россия (9 ч)

      Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
      Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
      Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
      Многонациональный состав населения России.
      Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.


      К концу 4 класса учащиеся должны знать:
      
человек — часть природы и общества;
      что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
      основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
      основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;
      взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
      взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
      строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
      правила гигиены; основы здорового образа жизни;
      правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;
      потребности людей; товары и услуги;
      роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
      некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).


      Учащиеся должны уметь:
      
распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
      проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
      объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
      выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
      выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
      владеть элементарными приемами чтения карты;
      приводить примеры городов России, стран — соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.

Планируемые результаты освоения программы

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования.

У четвероклассников продолжают формироваться:

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формировать цели урока после предварительного обсуждения;

- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

- составлять план решения проблемы совместно с учителем;

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, и при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи;

- добывать новые знания: извлекать информацию, предоставленную в разных формах ( таблицы, схемы, иллюстрации и т.д.)

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;

-преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план научно-познавательного текста, представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы;

- работать с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации, устанавливать последовательность основных исторических событий; составлять план текста и небольшое письменное высказывание; формулировать выводы, основываясь на тексте; описывать объекты, наблюдения, выделять в них существенные признаки.

Коммуникативные УУД:

- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы;

- слушать других, пытаясь принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

- читать вслух и про себя тексты учебников и при этом вести «диалог с автором» ( прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и искать ответы), отделять новое от известного, выделять главное, составлять план.

- договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;

- уважительно относиться к позиции другого, пытаясь договариваться.

У четвероклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:

- воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.

- сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, культуре и природе нашей страны.

- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, норм здоровьесберегающего поведения в природе и социальной сфере.

- освоение доступных способов изучения природы и общества.

- развивать навык устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный в достижение личностных результатов начального образования:

- формирование основ российской гражданственности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности.

- формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов.

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

- принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости.

- формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств.

- развитие эстетических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания, сопереживания чувствам других людей.

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.



Материально- техническое обеспечение образовательного процесса

Книгопечатная продукция

1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы. М., Просвещение,2012 г.

2. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 4 класс в 2-х частях. М., Просвещение. 2014 г.

3. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь 4 класс в 2 – х частях. М., Просвещение, 2014 г.

4. Максимова Т.Н. Окружающий мир. Поурочные разработки. М., ВАКО, 2014 г.

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок.

Телевизор и видеомагнитофон.

Музыкальный центр.

Мультимедийный проктор.

Ноутбук.

Оборудование класса

Ученические одноместные парты с комплектом парт

Стол учительский с тумбой

Шкафы для хранения дидактических материалов, пособий и т.д.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.








Календарно- тематическое планирование

Дата

Дата

Кол-во часов

Тема урока

Тип урока

Планируемые

результаты

(предметные)

Планируемые результаты (личностные и метапредметные)

Характеристика деятельности

Познавательные

УУД

Регулятивные

УУД

Коммуникативные

УУД

Личностные

УУД





Мир глазами человечества (9 часов)







1

1 час

Мир глазами астронома

Урок введение нового знания

Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли.

Определять причины явлений, событий

Принимать и сохранять учебную задачу.



высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;


Оценивать жизненные ситуации



2

1 час

Планеты Солнечной системы. Практическая работа

Урок введение нового знания

Планеты Солнечной системы, представление о них; представления о том, отчего на Земле сменяются день и ночь, времена года

выявление существенных признаков объектов

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

делать выводы на основе обобщённых знаний

Оценивать жизненные ситуации






3

1 час

Звездное небо – великая книга Природы

Урок введение нового знания

Представление о звёздах, находить созвездия на звёздной карте и в ночном небе

Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации, в том числе во внутреннем плане

высказывать свою точку зрения , пытаться её обосновать

Оценивать жизненные ситуации




4

1 час

Мир глазами географа

Урок введение нового знания

Глобус как модель Земли. Элементарные приёмы чтения плана, карты. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе.




5

1 час

Мир глазами историка

Урок введение нового знания

Представление об окружающем нас мире с точки зрения историков. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации, в том числе во внутреннем плане


высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;


Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе.




6

1 час

Когда и где? История – путешествие в глубь времен

Урок введение нового знания

Обозначение дат исторических событий, понятия «век», «тысячелетие», «летоисчисление».

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Принимать и сохранять учебную задачу


делать выводы на основе обобщённых знаний

Осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей.






7

1 час

Мир глазами эколога

Урок введение нового знания

Человек - часть природы.

Зависимость жизни и природы человека от природы и её состояния

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации, в том числе во внутреннем плане

высказывать свою точку зрения , пытаться её обосновать

Установка на безопасный здоровый образ жизни.




8

1 час

Сокровища Земли под охраной человечества

Урок введение нового знания

Объекты Всемирного наследия, правила поведения в природе

сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.




Преобразовывать практическую задачу в познавательную



Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.



9

1 час

Сокровища Земли под охраной человечества (продолжение)

Урок введение нового знания

Охрана растительного и животного мира

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации, в том числе во внутреннем плане

Задавать вопросы




Природа России (10 ч.)






10

1 час

Проверим себя. Равнины и горы России

Урок введение нового знания

Представление о равнинах и горах; равнины и горы на территории России.

Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний

Принимать и сохранять учебную задачу,

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Задавать вопросы

Оценивать жизненные ситуации




11

1 час

Моря, озера и реки России


Урок введение нового знания

Водоёмы, их разнообразие, использование человеком

Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний


Принимать и сохранять учебную задачу,

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Формировать собственное мнение и позицию

Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе



12

1 час

Природные зоны России

Урок введение нового знания

Представление о природных зонах России

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Принимать и сохранять учебную задачу,

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Использовать речь для регуляции своего действия


Оценивать жизненные ситуации




13

1 час

Зона арктических пустынь

Урок введение нового знания

Представление о природной зоне арктических пустынь; особенности природы, значение природы данной зоны для человека, её использование

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Принимать и сохранять учебную задачу,

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.


Использовать речь для регуляции своего действия


Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе, её культуре , народам и желание участвовать в ее делах и событиях.



14

1 час

Тундра. Природа тундры

Урок введение нового знания

Представление о природной зоне тундры; географическое положение этой природной зоны, климатические условия, растительный и животный мир, деятельность человека

Делать выводы на основе обобщения знаний.


Принимать и сохранять учебную задачу,

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Адекватно использовать речевые средства

Осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей.



15

1 час

Леса России

Урок введение нового знания

Представление о лесной зоне; географическое положение зоны лесов, растительный и животный мир.

Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний

Преобразовывать практическую задачу в познавательную


Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.




16

1 час

Лес и человек.

Проверочная работа по теме «Леса России»
(15 мин)

Урок контроля

Представление о роли леса в жизни человека и природы; экологические проблемами леса, которые возникли по вине человека, бережное отношение человека к растениям и животным

Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний

Различать способ и результат действия.


Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных. Различать внешность человека и его внутренний мир;



17

1 час

Зона степей

Урок введение нового знания

Представление о природной зоне степей; географическое положение зоны степей, её особенности, животный и растительный мир, охрана природы.

Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний

Преобразовывать практическую задачу в познавательную


Структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Определять место человека в мире. Характеризовать семью, народ, государство, как части общества.



18

1 час

Пустыни

Урок введение нового знания

Представление о природной зоне пустыни; географическое положение зоны пустынь, , её особенности, животный и растительный мир.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах


Преобразовывать практическую задачу в познавательную


Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения






Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить



19

1 час

У Черного моря

Урок введение нового знания

Представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа; географическое положение субтропической зоны России, растительный и животный мир, деятельность людей.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах


Преобразовывать практическую задачу в познавательную


Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить



20

1 час

Обобщение по разделу «Природа России»

Урок контроля

Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения.

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения


Поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.




Родной край — часть большой страны (15 часов)




21

1 час

Наш край

Урок введение нового знания

Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Родной город: название, основные достопримечательности

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах


Преобразовывать практическую задачу в познавательную


Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить. Характеризовать понятия «тело», «вещества», «частицы».



22

1 час

Поверхность нашего края


Представление о поверхности родного края; работа с картой

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах

Преобразовывать практическую задачу в познавательную

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.



23

1 час

Поверхность нашего края. Экскурсия.

Урок введение нового знания

Представление о поверхности родного края; работа с картой

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах

Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения





Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.



24

1 час

Водные богатства нашего края.

Урок введение нового знания

Представление о водоёмах нашего края; естественные и искусственные водоёмы, значение водоёмов и их охрана

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Преобразовывать практическую задачу в познавательную



Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.



25

1 час

Наши подземные богатства

Урок введение нового знания

Практическое знакомство с полезными ископаемыми своего края. Опыты с природными объектами, простейшие измерения

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.



26

1 час

Земля – кормилица

Урок введение нового знания

Различные виды почв и их состав .

Умение наблюдать, выделять характерные особенности природных объектов

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.


Преобразовывать практическую задачу в познавательную

Адекватно использовать речевые средства

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.



27

1 час

Экскурсия в лес и на луг

Урок введение нового знания

Различные виды почв и их состав .

Умение наблюдать, выделять характерные особенности природных объектов

Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний

Преобразовывать практическую задачу в познавательную


Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.



28

1 час

Жизнь леса. Лес – природное сообщество

Урок введение нового знания

Разнообразие лесных обитателей, ярусы леса, лесная подстилка и микроорганизмы, роль грибов

Определять причины явлений, событий.

Преобразовывать практическую задачу в познавательную


Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.



29

1 час

Жизнь луга. Луг – природное сообщество

Урок введение нового знания

Представления о луге, как природном сообществе

Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний

Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.



30

1 час

Жизнь в пресных

водоемах.

Урок введение нового знания

Проверить знания учащихся по теме «Родной край – часть большой страны»; представление о жизни пресного водоёма

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах

Преобразовывать практическую задачу в познавательную

Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.



31

1 час

Экскурсия к водоему

Урок введение нового знания

Проверить знания учащихся по теме «Родной край – часть большой страны»; представление о жизни пресного водоёма

Определять причины явлений, событий.

Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения



Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

Ценностно-смысловая ориентация учащихся. Формирование адекватной и позитивной самооценки.



32

1 час

Растениеводство в нашем крае

Урок введение нового знания

Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах

Преобразовывать практическую задачу в познавательную

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности.



33

1 час

Животноводство
в нашем крае

Урок введение нового знания

Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах

Преобразовывать практическую задачу в познавательную

Адекватно использовать речевые средства

Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности; потребности в учении.



34

1 час

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Родной край – часть большой страны»

Урок контроля

Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения.

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль

Адекватно использовать речевые средства

Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся.




Страницы всемирной истории (5часов)






35

1 час

Начало истории человечества

Урок введение нового знания

Человек – часть природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры. Способы познания окружающего мира

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах

  • Принимать и сохранять учебную задачу,

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.



Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Формирование ценности «любовь» к природе.



36

1 час

Мир древности: далекий и близкий

Урок введение нового знания

Человек – часть природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры. Способы познания окружающего мира

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах

  • Принимать и сохранять учебную задачу,

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.


Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Осознание ответственности человека за благосостояние общества, развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается



37

1 час

Средние века: время рыцарей
и замков

Урок введение нового знания

Человек – часть природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры. Способы познания окружающего мира

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах


  • Принимать и сохранять учебную задачу,

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности.



38

1 час

Новое время: встреча Европы
и Америки

Урок введение нового знания

Выдающиеся люди Нового времени, их изобретения, географические открытия

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах


  • Принимать и сохранять учебную задачу,

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного

Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся.



39

1 час

Новейшее время: история продолжается сегодня

Урок введение нового знания

Выдающиеся люди разных эпох

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах


  • Принимать и сохранять учебную задачу,

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.


Адекватно использовать речевые средства

Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.




Страницы истории отечества (20 часов)





40

1 час

Проверим себя и оценим свои достижения. Жизнь древних славян

Урок контроля

Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения

Делать выводы на основе обобщения знаний.


Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения

Оформлять свои мысли в устной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций;

Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности.



41

1 час

Во времена Древней Руси

Урок введение нового знания

Представление о Древней Руси, русских князьях

Принимать и сохранять учебную задачу,

учитывать выделенные учителем ориентиры


Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем


Оформлять свои мысли в устной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности.



42

1 час

Страна городов

Урок введение нового знания

Представление о городах 10-11 века Киеве и Новгороде

  • Принимать и сохранять учебную задачу,

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве


Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.



43

1 час

Из книжной сокровищницы Древней Руси

Урок введение нового знания

Представление о возникновении славянской азбуки, появлении письменности на Руси;

  • Принимать и сохранять учебную задачу,

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Формировать собственное мнение и позицию


Использовать речь для регуляции своего действия

Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности.



44

1 час

Трудные времена на Русской земле

Урок введение нового знания

Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории культуры

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем


Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Формировать собственное мнение и позицию


Использовать речь для регуляции своего действия

Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности.



45

1 час

Русь расправляет крылья

Урок введение нового знания

Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории культуры

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем


Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



Адекватно использовать речевые средства

Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально

.



46

1 час

Куликовская
битва

Урок введение нового знания

Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории культуры

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем


Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно.

Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.



47

1 час

Иван Третий

Урок введение нового знания

Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем


Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.




Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся.



48

1 час

Мастера печатных дел

Урок введение нового знания

Выдающиеся люди разных эпох

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации, в том числе во внутреннем плане,

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного

Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности.



49

1 час

Патриоты России

Урок введение нового знания

Выдающиеся люди разных эпох

Преобразовывать практическую задачу в познавательную

Извлечение необходимой информации из текстов; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении

Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного

Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся.



50

1 час

Петр Великий

Урок введение нового знания

Времена правления Петра 1, его реформах.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного

Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни.



51

1 час

Михаил Васильевич Ломоносов

Урок введение нового знания

Выдающиеся люди разных эпох

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного

Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни.



52

1 час

Екатерина Великая

Урок введение нового знания

Россия во времена правления Екатерины 2

Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного

Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни.



53

1 час

Отечественная война 1812 года

Урок введение нового знания

Представление о войне 1812 года.

Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного

Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Нравственно-этическая ориентация.



54

1 час

Страницы истории XIX века

Урок введение нового знания

Представление о жизни в 19 веке, о технических изобретениях того времени

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.


Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного

Нравственно-этическая ориентация.



55

1 час

Россия вступает
в XX век

Урок введение нового знания

Важнейшие события в России в начале 20 века

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.


Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.




56

1 час

Страницы истории 1920–1930-х

годов

Урок введение нового знания

Жизнь страны в 20-30 годы; умение анализировать, делать выводы

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве




57

1 час

Великая война
и Великая Победа

Урок введение нового знания


Великая Отечественная война и её герои

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно.



Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного

Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.



58

1 час

Великая война
и Великая Победа

Урок введение нового знания

Великая Отечественная война и её герои

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.



59

1 час

Страна, открывшая путь в космос

Урок введение нового знания

Выдающиеся люди разных эпох. Государственные праздники

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно.

Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного

Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся.




Современная Россия (9 часов)








60

1 час

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы истории России». Основной закон России и права человека

Урок контроля

Человек – член общества. Россия – наша Родина. Государственные праздники

Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале

Постановка учебной задачи. Волевая саморегуляция.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.



61

1 час

Мы – граждане России

Урок введение нового знания

Всенародные праздники, отмечаемые в России (День защиты детей)

Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия

Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала.

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи .

Формирование адекватной и позитивной самооценки.



62

1 час

Славные символы России

Урок введение нового знания

Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России, правила поведения при прослушивании гимна

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Постановка учебной задачи. Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Нравственно-этическая ориентация.



63

1 час

Такие разные праздники

Урок введение нового знания

Праздники России, их различие и особенности

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве


Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно.

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи .

Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности.



64

1 час

Путешествие по России

Урок введение нового знания

Города России. Москва – столица России. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Россия на карте. Охрана памятников истории и культуры


Составлять план решения учебной задачи

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно.

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи .

Формирование адекватной и позитивной самооценки.



65

1 час

Путешествие по России

Урок введение нового знания

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве


Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно.

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи .

Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся.



66

1 час

Путешествие по России

Урок введение нового знания


Принятие и сохранение учебной задачи. Планирование своих действий с учетом данных задач. Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи .

Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности.



67

1 час

Что мы узнали и чему научились за год (итоговый урок) Презентация проектов

Урок контроля

Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения

Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей

Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.



68

1 час

Резерв




.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
рабочая программа по окружающему миру 4 класс школа России

Автор: Манурина Марина Михайловна

Дата: 18.12.2014

Номер свидетельства: 145310

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая программа "Окружающий мир" 2 кл "
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-okruzhaiushchii-mir-2-kl"
    ["file_id"] => string(6) "126186"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415122990"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Рабочая программа. Окружающий мир. 1 класс"
    ["seo_title"] => string(49) "rabochaia_programma_okruzhaiushchii_mir_1_klass_2"
    ["file_id"] => string(6) "612425"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1661893479"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Календарно - тематическое планирование по окружающему миру, УМК "Школа России" 3 класс, по ФГОСам "
    ["seo_title"] => string(104) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-okruzhaiushchiemu-miru-umk-shkola-rossii-3-klass-po-fgosam"
    ["file_id"] => string(6) "107835"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403459628"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Рабочая программа для 2 класса. Окружающий мир"
    ["seo_title"] => string(54) "rabochaia_proghramma_dlia_2_klassa_okruzhaiushchii_mir"
    ["file_id"] => string(6) "458113"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1518949117"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Рабочая программа "Окужающий мир" для 4 класса "
    ["seo_title"] => string(53) "rabochaia-proghramma-okuzhaiushchii-mir-dlia-4-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "128076"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415434643"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства