.
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 4 класса на 2014 – 2015 учебный год составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы начального общего образования по литературному чтению, и программы под редакцией А. А. Плешакова «Окружающий мир. 4 класс.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов; в неделю 2 часа.
Программа обеспечена учебно-методическим комплектом «Литературное чтение» автора А.А. Плешакова для 1 – 4 классов (М. Просвещение). Данная линия учебников имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ».
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических и исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных ценностей.
Её раскрытие осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между живой и неживой природой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается знание каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты.
Это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
М.; Просвещение 2014 год.
М.; Просвещение 2014 год.
Отбор форм организации обучения осуществляется с учетом особенностей естественнонаучного и обществоведческого содержания. Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определен по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.
Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в ХХ в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в ХIII—ХV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в ХIII—ХV вв.
Наше Отечество в ХVI—ХVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в ХVI—ХVII вв.
Россия в ХVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в ХVIII в.
Россия в ХIХ — начале ХХ в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в ХIХ — начале ХХ в.
Россия в ХХ в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй — последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941—1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.
Наша страна в 1945—1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. ХХ в. Культура России в ХХ в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).
Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.
Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, и при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех.
- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи;
- добывать новые знания: извлекать информацию, предоставленную в разных формах ( таблицы, схемы, иллюстрации и т.д.)
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план научно-познавательного текста, представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы;
- работать с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации, устанавливать последовательность основных исторических событий; составлять план текста и небольшое письменное высказывание; формулировать выводы, основываясь на тексте; описывать объекты, наблюдения, выделять в них существенные признаки.
- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы;
- слушать других, пытаясь принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
- читать вслух и про себя тексты учебников и при этом вести «диалог с автором» ( прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и искать ответы), отделять новое от известного, выделять главное, составлять план.
- договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;
- уважительно относиться к позиции другого, пытаясь договариваться.
- воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
- сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, культуре и природе нашей страны.
- освоение доступных способов изучения природы и общества.
- развивать навык устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
- формирование основ российской гражданственности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности.
- формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов.
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
- принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости.
- формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств.
- развитие эстетических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания, сопереживания чувствам других людей.
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы. М., Просвещение,2012 г.
2. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 4 класс в 2-х частях. М., Просвещение. 2014 г.
3. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь 4 класс в 2 – х частях. М., Просвещение, 2014 г.
4. Максимова Т.Н. Окружающий мир. Поурочные разработки. М., ВАКО, 2014 г.
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок.
Телевизор и видеомагнитофон.
Музыкальный центр.
Мультимедийный проктор.
Ноутбук.
Шкафы для хранения дидактических материалов, пособий и т.д.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Дата | Дата | № | Кол-во часов | Тема урока | Тип урока | Планируемые результаты (предметные) | Планируемые результаты (личностные и метапредметные) Характеристика деятельности |
Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Коммуникативные УУД | Личностные УУД |
| | | | Мир глазами человечества (9 часов) | | | | |
| | 1 | 1 час | Мир глазами астронома | Урок введение нового знания | Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. | Определять причины явлений, событий | Принимать и сохранять учебную задачу. | высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; | Оценивать жизненные ситуации |
| | 2 | 1 час | Планеты Солнечной системы. Практическая работа | Урок введение нового знания | Планеты Солнечной системы, представление о них; представления о том, отчего на Земле сменяются день и ночь, времена года | выявление существенных признаков объектов | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | делать выводы на основе обобщённых знаний | Оценивать жизненные ситуации |
| | 3 | 1 час | Звездное небо – великая книга Природы | Урок введение нового знания | Представление о звёздах, находить созвездия на звёздной карте и в ночном небе | Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). | Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации, в том числе во внутреннем плане | высказывать свою точку зрения , пытаться её обосновать | Оценивать жизненные ситуации |
| | 4 | 1 час | Мир глазами географа | Урок введение нового знания | Глобус как модель Земли. Элементарные приёмы чтения плана, карты. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе. |
| | 5 | 1 час | Мир глазами историка | Урок введение нового знания | Представление об окружающем нас мире с точки зрения историков. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена | Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). | Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации, в том числе во внутреннем плане | высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; | Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе. |
| | 6 | 1 час | Когда и где? История – путешествие в глубь времен | Урок введение нового знания | Обозначение дат исторических событий, понятия «век», «тысячелетие», «летоисчисление». | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. | Принимать и сохранять учебную задачу | делать выводы на основе обобщённых знаний | Осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей. |
| | 7 | 1 час | Мир глазами эколога | Урок введение нового знания | Человек - часть природы. Зависимость жизни и природы человека от природы и её состояния | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. | Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации, в том числе во внутреннем плане | высказывать свою точку зрения , пытаться её обосновать | Установка на безопасный здоровый образ жизни. |
| | 8 | 1 час | Сокровища Земли под охраной человечества | Урок введение нового знания | Объекты Всемирного наследия, правила поведения в природе | сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. | Преобразовывать практическую задачу в познавательную | Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. |
| | 9 | 1 час | Сокровища Земли под охраной человечества (продолжение) | Урок введение нового знания | Охрана растительного и животного мира | Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников | Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации, в том числе во внутреннем плане | Задавать вопросы |
| | | | Природа России (10 ч.) | | | | |
| | 10 | 1 час | Проверим себя. Равнины и горы России | Урок введение нового знания | Представление о равнинах и горах; равнины и горы на территории России. | Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний | Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | Задавать вопросы | Оценивать жизненные ситуации |
| | 11 | 1 час | Моря, озера и реки России | Урок введение нового знания | Водоёмы, их разнообразие, использование человеком | Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний | Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | Формировать собственное мнение и позицию | Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе |
| | 12 | 1 час | Природные зоны России | Урок введение нового знания | Представление о природных зонах России | Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). | Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | Использовать речь для регуляции своего действия | Оценивать жизненные ситуации |
| | 13 | 1 час | Зона арктических пустынь | Урок введение нового знания | Представление о природной зоне арктических пустынь; особенности природы, значение природы данной зоны для человека, её использование | Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). | Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | Использовать речь для регуляции своего действия | Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе, её культуре , народам и желание участвовать в ее делах и событиях. |
| | 14 | 1 час | Тундра. Природа тундры | Урок введение нового знания | Представление о природной зоне тундры; географическое положение этой природной зоны, климатические условия, растительный и животный мир, деятельность человека | Делать выводы на основе обобщения знаний. | Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | Адекватно использовать речевые средства | Осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей. |
| | 15 | 1 час | Леса России | Урок введение нового знания | Представление о лесной зоне; географическое положение зоны лесов, растительный и животный мир. | Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний | Преобразовывать практическую задачу в познавательную | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. |
| | 16 | 1 час | Лес и человек. Проверочная работа по теме «Леса России» (15 мин) | Урок контроля | Представление о роли леса в жизни человека и природы; экологические проблемами леса, которые возникли по вине человека, бережное отношение человека к растениям и животным | Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний | Различать способ и результат действия. | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных. Различать внешность человека и его внутренний мир; |
| | 17 | 1 час | Зона степей | Урок введение нового знания | Представление о природной зоне степей; географическое положение зоны степей, её особенности, животный и растительный мир, охрана природы. | Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний | Преобразовывать практическую задачу в познавательную | Структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Определять место человека в мире. Характеризовать семью, народ, государство, как части общества. |
| | 18 | 1 час | Пустыни | Урок введение нового знания | Представление о природной зоне пустыни; географическое положение зоны пустынь, , её особенности, животный и растительный мир. | Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах | Преобразовывать практическую задачу в познавательную | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить |
| | 19 | 1 час | У Черного моря | Урок введение нового знания | Представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа; географическое положение субтропической зоны России, растительный и животный мир, деятельность людей. | Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах | Преобразовывать практическую задачу в познавательную | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить |
| | 20 | 1 час | Обобщение по разделу «Природа России» | Урок контроля | Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения. | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. | Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения | Поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. |
| | | | Родной край — часть большой страны (15 часов) | | | |
| | 21 | 1 час | Наш край | Урок введение нового знания | Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Родной город: название, основные достопримечательности | Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах | Преобразовывать практическую задачу в познавательную | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить. Характеризовать понятия «тело», «вещества», «частицы». |
| | 22 | 1 час | Поверхность нашего края | | Представление о поверхности родного края; работа с картой | Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах | Преобразовывать практическую задачу в познавательную | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. |
| | 23 | 1 час | Поверхность нашего края. Экскурсия. | Урок введение нового знания | Представление о поверхности родного края; работа с картой | Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах | Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. |
| | 24 | 1 час | Водные богатства нашего края. | Урок введение нового знания | Представление о водоёмах нашего края; естественные и искусственные водоёмы, значение водоёмов и их охрана | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. | Преобразовывать практическую задачу в познавательную | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. |
| | 25 | 1 час | Наши подземные богатства | Урок введение нового знания | Практическое знакомство с полезными ископаемыми своего края. Опыты с природными объектами, простейшие измерения | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. | Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения | Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. |
| | 26 | 1 час | Земля – кормилица | Урок введение нового знания | Различные виды почв и их состав . Умение наблюдать, выделять характерные особенности природных объектов | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. | Преобразовывать практическую задачу в познавательную | Адекватно использовать речевые средства | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. |
| | 27 | 1 час | Экскурсия в лес и на луг | Урок введение нового знания | Различные виды почв и их состав . Умение наблюдать, выделять характерные особенности природных объектов | Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний | Преобразовывать практическую задачу в познавательную | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. |
| | 28 | 1 час | Жизнь леса. Лес – природное сообщество | Урок введение нового знания | Разнообразие лесных обитателей, ярусы леса, лесная подстилка и микроорганизмы, роль грибов | Определять причины явлений, событий. | Преобразовывать практическую задачу в познавательную | Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. |
| | 29 | 1 час | Жизнь луга. Луг – природное сообщество | Урок введение нового знания | Представления о луге, как природном сообществе | Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний | Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. |
| | 30 | 1 час | Жизнь в пресных водоемах. | Урок введение нового знания | Проверить знания учащихся по теме «Родной край – часть большой страны»; представление о жизни пресного водоёма | Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах | Преобразовывать практическую задачу в познавательную | Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. |
| | 31 | 1 час | Экскурсия к водоему | Урок введение нового знания | Проверить знания учащихся по теме «Родной край – часть большой страны»; представление о жизни пресного водоёма | Определять причины явлений, событий. | Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения | Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | Ценностно-смысловая ориентация учащихся. Формирование адекватной и позитивной самооценки. |
| | 32 | 1 час | Растениеводство в нашем крае | Урок введение нового знания | Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям | Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах | Преобразовывать практическую задачу в познавательную | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности. |
| | 33 | 1 час | Животноводство в нашем крае | Урок введение нового знания | Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным | Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах | Преобразовывать практическую задачу в познавательную | Адекватно использовать речевые средства | Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности; потребности в учении. |
| | 34 | 1 час | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Родной край – часть большой страны» | Урок контроля | Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения. | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. | Осуществлять итоговый и пошаговый контроль | Адекватно использовать речевые средства | Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся. |
| | | | Страницы всемирной истории (5часов) | | | | |
| | 35 | 1 час | Начало истории человечества | Урок введение нового знания | Человек – часть природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры. Способы познания окружающего мира | Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах | Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Формирование ценности «любовь» к природе. |
| | 36 | 1 час | Мир древности: далекий и близкий | Урок введение нового знания | Человек – часть природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры. Способы познания окружающего мира | Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах | Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | Осознание ответственности человека за благосостояние общества, развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается |
| | 37 | 1 час | Средние века: время рыцарей и замков | Урок введение нового знания | Человек – часть природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры. Способы познания окружающего мира | Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах | учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности. |
| | 38 | 1 час | Новое время: встреча Европы и Америки | Урок введение нового знания | Выдающиеся люди Нового времени, их изобретения, географические открытия | Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах | учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного | Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся. |
| | 39 | 1 час | Новейшее время: история продолжается сегодня | Урок введение нового знания | Выдающиеся люди разных эпох | Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах | учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | Адекватно использовать речевые средства | Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. |
| | | | Страницы истории отечества (20 часов) | | | | |
| | 40 | 1 час | Проверим себя и оценим свои достижения. Жизнь древних славян | Урок контроля | Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения | Делать выводы на основе обобщения знаний. | Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения | Оформлять свои мысли в устной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций; | Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности. |
| | 41 | 1 час | Во времена Древней Руси | Урок введение нового знания | Представление о Древней Руси, русских князьях | Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем | Оформлять свои мысли в устной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности. |
| | 42 | 1 час | Страна городов | Урок введение нового знания | Представление о городах 10-11 века Киеве и Новгороде | учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения. |
| | 43 | 1 час | Из книжной сокровищницы Древней Руси | Урок введение нового знания | Представление о возникновении славянской азбуки, появлении письменности на Руси; | учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Формировать собственное мнение и позицию Использовать речь для регуляции своего действия | Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности. |
| | 44 | 1 час | Трудные времена на Русской земле | Урок введение нового знания | Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории культуры | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Формировать собственное мнение и позицию Использовать речь для регуляции своего действия | Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности. |
| | 45 | 1 час | Русь расправляет крылья | Урок введение нового знания | Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории культуры | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Адекватно использовать речевые средства | Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально . |
| | 46 | 1 час | Куликовская битва | Урок введение нового знания | Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории культуры | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно. | Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. |
| | 47 | 1 час | Иван Третий | Урок введение нового знания | Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох. | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся. |
| | 48 | 1 час | Мастера печатных дел | Урок введение нового знания | Выдающиеся люди разных эпох | Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации, в том числе во внутреннем плане, | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного | Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности. |
| | 49 | 1 час | Патриоты России | Урок введение нового знания | Выдающиеся люди разных эпох | Преобразовывать практическую задачу в познавательную | Извлечение необходимой информации из текстов; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении | Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного | Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся. |
| | 50 | 1 час | Петр Великий | Урок введение нового знания | Времена правления Петра 1, его реформах. | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного | Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни. |
| | 51 | 1 час | Михаил Васильевич Ломоносов | Урок введение нового знания | Выдающиеся люди разных эпох | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного | Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни. |
| | 52 | 1 час | Екатерина Великая | Урок введение нового знания | Россия во времена правления Екатерины 2 | Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного | Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни. |
| | 53 | 1 час | Отечественная война 1812 года | Урок введение нового знания | Представление о войне 1812 года. | Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного | Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Нравственно-этическая ориентация. |
| | 54 | 1 час | Страницы истории XIX века | Урок введение нового знания | Представление о жизни в 19 веке, о технических изобретениях того времени | Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного | Нравственно-этическая ориентация. |
| | 55 | 1 час | Россия вступает в XX век | Урок введение нового знания | Важнейшие события в России в начале 20 века | Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. |
| | 56 | 1 час | Страницы истории 1920–1930-х годов | Урок введение нового знания | Жизнь страны в 20-30 годы; умение анализировать, делать выводы | Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве | Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий. | Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | |
| | 57 | 1 час | Великая война и Великая Победа | Урок введение нового знания | Великая Отечественная война и её герои | Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно. | Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного | Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. |
| | 58 | 1 час | Великая война и Великая Победа | Урок введение нового знания | Великая Отечественная война и её герои | Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве | Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала. | Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. |
| | 59 | 1 час | Страна, открывшая путь в космос | Урок введение нового знания | Выдающиеся люди разных эпох. Государственные праздники | Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно. | Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного | Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся. |
| | | | Современная Россия (9 часов) | | | | |
| | 60 | 1 час | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы истории России». Основной закон России и права человека | Урок контроля | Человек – член общества. Россия – наша Родина. Государственные праздники | Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале | Постановка учебной задачи. Волевая саморегуляция. | Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. |
| | 61 | 1 час | Мы – граждане России | Урок введение нового знания | Всенародные праздники, отмечаемые в России (День защиты детей) | Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия | Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала. | Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи . | Формирование адекватной и позитивной самооценки. |
| | 62 | 1 час | Славные символы России | Урок введение нового знания | Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России, правила поведения при прослушивании гимна | Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве | Постановка учебной задачи. Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала. | Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Нравственно-этическая ориентация. |
| | 63 | 1 час | Такие разные праздники | Урок введение нового знания | Праздники России, их различие и особенности | Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно. | Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи . | Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности. |
| | 64 | 1 час | Путешествие по России | Урок введение нового знания | Города России. Москва – столица России. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Россия на карте. Охрана памятников истории и культуры | Составлять план решения учебной задачи | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно. | Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи . | Формирование адекватной и позитивной самооценки. |
| | 65 | 1 час | Путешествие по России | Урок введение нового знания | Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно. | Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи . | Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся. |
| | 66 | 1 час | Путешествие по России | Урок введение нового знания | | Принятие и сохранение учебной задачи. Планирование своих действий с учетом данных задач. Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве. | Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи . | Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности. |
| | 67 | 1 час | Что мы узнали и чему научились за год (итоговый урок) Презентация проектов | Урок контроля | Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения | Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей | Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала. | Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. |
| | 68 | 1 час | Резерв | | | | . | | |