kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая учебная программа по курсу «Окружающий мир » разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: 1.Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273 –ФЗ. 2.Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 06.10.2009, №373. 3.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2010 СанПиН 2.4.2. 2821– 10, утвержденные постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, зарегистрированным в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 1993. 4.Приказ Министерства образования РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных к использованию в образовательном процессе) в общеобразовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию на 2014-2015 учебный год». 5.Учебный план МБОУ Б-Г СОШ № 12 на 2014-2015 учебный год. 6. «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ Б-Г СОШ №12 , реализующих образовательные программы общего образования» 7.Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ Б-ГСОШ №12 на 2014-2015 уч.год 8. Авторской программы О.Т. Поглазовой, В.Д. Шилин «Окружающий мир» (УМК «Гармония») Место учебного предмета: согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение предмета «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 часа в неделю. На изучение в 1 классе отводится 2 часа в неделю, 66 часов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса »

Ростовская область, Егорлыкский район,х.Балко-Грузский

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Балко-Грузская средня общеобразовательная школа № 12

Утверждаю:

Директор МБОУ Б-ГСОШ № 12

_______________В.Ю.Валькеев

приказ от _________ №



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЛЯ 1 КЛАССА

Количество часов – 66 часов

Учитель: Фролова Светлана Николаевна

Программа разработана на основе примерной основной образовательной программы

образовательного учреждения Москва « Просвещение» 2011



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая учебная программа по курсу «Окружающий мир » разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

1.Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273 –ФЗ.

2.Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 06.10.2009, №373.

3.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2010

СанПиН 2.4.2. 2821– 10, утвержденные постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, зарегистрированным в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 1993.

4.Приказ Министерства образования РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных к использованию в образовательном процессе) в общеобразовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию на 2014-2015 учебный год».

5.Учебный план МБОУ Б-Г СОШ № 12 на 2014-2015 учебный год.

6. «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ Б-Г СОШ №12 , реализующих образовательные программы общего образования»

7.Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ Б-ГСОШ №12 на 2014-2015 уч.год

8. Авторской программы О.Т. Поглазовой, В.Д. Шилин «Окружающий мир» (УМК «Гармония»)

Место учебного предмета:

согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение предмета «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 часа в неделю.

На изучение в 1 классе отводится 2 часа в неделю, 66 часов.







Предметная область «Естествознание, обществознание» реализуется средствами интегрированного предмета «Окружающий мир». В содержание курса интегрированы естественнонаучные, обществоведческие, исторические знания о человеке, природе, обществе, что соответствует федеральному компоненту государственного стандарта начального общего образования. Интеграция в курсе основных содержательных блоков «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни» позволяет представить младшим школьникам целостный и в то же время многогранный образ мира с его взаимосвязями и взаимозависимостями.

В процессе изучения предмета «Окружающий мир» младшие школьники получают возможность систематизировать, расширять, углублять полученные ранее (в семье, в дошкольном учреждении, из личного опыта взаимодействия с природой и людьми) представления о природных и социальных объектах, осмысливать характер взаимодействий человека с природой, особенности взаимоотношений внутри отдельных социальных групп (семья, класс, школа). Осваивая правила безопасного, экологически грамотного и нравственного поведения в природе и обществе, младшие школьники осознают важность здорового образа жизни, уважительного и внимательного отношения к окружающим людям (разного возраста, разной национальности, с нарушением здоровья и др.), бережного отношения к природе, историческим и культурным ценностям. Усвоение учащимися элементарных знаний о природе, человеке, обществе, о важнейших событиях в истории Отечества и освоение разных способов познания окружающей действительности (наблюдение, эксперимент, измерения, классификация и др.) создают условия для их успешного продолжения образования в основной школе.

Цель изучения курса «Окружающий мир» – формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.


Основными задачами образовательного процесса при изучении курса «Окружающий мир» являются:

- социализация ребёнка;

- развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;

- формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять);

- воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие.


Общая характеристика учебного предмета


Основной особенностью содержания курса «Окружающий мир» является его интегративный характер. В едином курсе объединяются знания о природе, человеке, обществе, важнейших событиях в истории российского государства. Человек предстаёт перед учениками как биосоциальное существо, часть живой природы и член общества: член семьи, коллектива учеников, сообщества жителей родного края, гражданин государства. Это позволяет объединить в едином курсе знания о природе и социальной действительности, что создаёт условия для формирования у учащихся необходимых обществу нравственных и мировоззренческих убеждений. В содержание интегрируются на доступном данному возрасту уровне обществоведческие, исторические, физические, химические, биологические, географические, астрономические, экологические знания, что позволяет осуществить очень важную пропедевтическую роль курса для дальнейшего изучения предметов естественного и гуманитарного циклов в основной школе.

Интегрированный курс «Окружающий мир» предоставляет широкие возможности для реализации межпредметных связей всех предметных линий начальной школы. В процессе его изучения учащиеся могут объединять информацию, используемую в разных дисциплинах, разные способы и средства её отображения: в слове, в естественнонаучном, историческом, математическом понятии, в рисунке, в мелодии, в рукотворном изделии, расширяя и углубляя представления об объектах и явлениях окружающего мира.

При отборе содержания были положены следующие концептуальные идеи: разнообразие и красота объектов окружающего мира, их изменчивость и её закономерности, взаимосвязи и взаимозависимости в природе и обществе. Учебный материал, тематически повторяющийся в разные годы обучения, служит основой для интеграции в него последующих знаний и умений в системе развития, с обогащением новыми сведениями, связями и зависимостями, с изменением уровня сложности. При этом в процессе «открытия» нового знания осуществляется переход от разрозненных фактов к их системе согласно принципам системности (целостности, структурности, взаимозависимости, иерархичности) и спиральной структуре (каждый следующий виток расширяет и углубляет знания).

Исторический и обществоведческий материал представлен на «макроуровне» – государство Россия (его прошлое и настоящее) и «микроуровне» – семья, родной край (город, село, область). В соответствии с хронологическим принципом построения исторического содержания школьники постепенно знакомятся с важнейшими историческими событиями, с выдающимися людьми, памятниками истории и культуры Древней Руси, Московского государства, Российской империи, СССР, Российской Федерации. Немало места уделено героической борьбе народов нашей страны с внешними врагами: противостоянию Руси кочевникам, монгольскому нашествию, крестоносцам, в Отечественной войне 1812 г. и Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.

Согласно культурологическому подходу учащиеся приобщаются к культурному наследию народов нашей страны, воплощенному в искусстве, религиозных верованиях, фольклоре, народных традициях, обычаях. В содержание курса интегрированы сведения об образе жизни наших предков, их материальной культуре (жилищах, одежде, предметах быта и др.), о старинных ремёслах и способах обработки природных материалов. При этом учащиеся знакомятся с нравственными ценностями и заповедями наших предков, которые определяли их отношение к природе, семье, людям. Кроме того, мысленно путешествуя по материкам и океанам Земли, ученики знакомятся с историей их открытия, узнают, что на нашей планете много стран и народов с разным образом жизни, с памятниками культуры, созданными творчеством многих поколений жителей нашей планеты.

Принцип вариативности реализуется через включение в содержание курса не только основного материала, соответствующего образовательному минимуму, но и дополнительного, расширяющего кругозор ученика, предоставляющего ему выбрать собственную траекторию учения. Система заданий дифференцирована по степени сложности, объёму, что предоставляет возможность активно включаться в процесс учения на разных уровнях (репродуктивном, продуктивном, креативном), применять знания в нестандартной ситуации.

В соответствии с общими дидактическими принципами системности, доступности, наглядности, преемственности, с учётом краеведческого, экологического, сезонного принципам обучения, перед учениками разворачивается картина окружающей их живой и неживой природы в её многогранности и многообразии. Они узнают о разнообразии растений, грибов, животных, форм суши, видов водоёмов, о Земле как планете Солнечной системы, о природных сообществах и природных зонах, о сезонных изменениях в природе и в жизни человека. Изучают свойства воздуха, воды, почвы, веществ, необходимых для всего живого на Земле, обсуждают проблемы, связанные с их загрязнением и осознают необходимость бережного отношения к окружающей среде. Получают начальные представления о развитии растительного организма, о стадиях развития некоторых групп животных, о том, как функционирует и развивается организм человека, от чего зависит его здоровье.

Курс создаёт содержательную базу и для формирования универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. В процессе изучения окружающего мира учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников и её обработку (запись, обобщение, структурирование, презентацию в разных формах, вербальной и наглядной); планируют и выполняют небольшие исследования по выявлению свойств, причинно-следственных связей, последовательности протекания природных и социальных процессов и др. При этом выполняются все компоненты учебной деятельности: постановка задачи, планирование действий по её решению, оценивание результатов действий, формулировка выводов. Одновременно школьники учатся сотрудничать с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивают различные способы взаимной помощи партнёрам по общению.

В процессе изучения курса, учащиеся ведут наблюдения за природными объектами и явлениями, экспериментируют с использованием лабораторного оборудования, выполняют практические работы, учатся работать с готовыми моделями (глобус, карта и др.), создают собственные простые модели. При этом, учитывая возрастные особенности младших школьников, соблюдается разумный баланс эмпирического и теоретического способов познания окружающего мира.

Анализируя информацию о природных объектах, выявляя их существенные признаки, объединяя в группы, учащиеся овладевают приёмами умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), осваивают метод классификации - один из основных способов упорядочивания информации об окружающем мире.

Большое внимание уделяется выявлению изменений в окружающем мире, связанных с жизнедеятельностью человека, в процессе непосредственных наблюдений объектов и явлений природы учащимися во время экскурсий и прогулок к памятникам зодчества и современной архитектуры, в парки, в музеи. Обязательны при этом кратковременные прогулки (1 и 2 классы) и предметные или комплексные экскурсии (3 и 4 классы) для изучения объектов природы или творений человека в их естественных условиях.

Система заданий для пошагового первичного закрепления и итогового контроля, представленная в рабочих тетрадях и в тетрадях для тестовых заданий, способствует индивидуализации и дифференциации обучения, предоставляет учащимся возможность самооценки, самоконтроля, саморазвития.

Формированию универсальных учебных умений способствует и проектная деятельность учащихся, осуществляемая в урочное и во внеурочное время. Учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников, учатся объединять знания из разных образовательных областей, обобщать их представлять в разных формах (вербальной и наглядной). Участие в проектной работе способствует самореализации и самовыражению учащихся, развивает их личностные качества.

Таким образом в основе отбора и структурирования учебного содержания, формы его предъявления лежит системно-деятельностный подход, ориентированный на гармоничное развитие и духовно-нравственное воспитание младшего школьника. Учащиеся усваивают и используют предметные знания и умения, универсальные учебные действия в ходе решения учебно-познавательных, учебно-практических задач, обсуждая проблемы гармоничного взаимодействия человека и природы, человека и общества. Формируется личность, действующая согласно нравственным ценностям, принятым в обществе; любящая свою Родину, уважающая образ жизни, нравы и традиции народов, её населяющих; ценящая опыт предшествующих поколений, желающая беречь культурное и историческое наследие предков; интеллектуально развития личность, проявляющая интерес к знаниям, способная добывать их и применять в учебных ситуациях и повседневной жизни, владеющая универсальными коммуникативными, регулятивными, познавательными учебными действиями для успешного продолжения обучения в основной школе.


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета


  • Мир многогранен, интересен и всё время изменяется – необходимо наблюдать и познавать его. Наука, искусство, религия, как способы познания человеком самого себя, природы и общества.

  • Природа жизненно необходима и ранима – нужно знать об этом и беречь её красоту и гармонию. Природа планеты - общее достояние человечества, её сохранение - важнейшая задача всех народов Земли.

  • В мире и в России живут разные народы – надо уважать их обычаи и традиции, жить с ними в дружбе и согласии. Опыт человечества и предков богат и пригодится в жизни – следует изучать и уважать его.

  • Личность, уважающая ценности семьи и общества, любящая своё Отечество, хранящая традиции своих предков, готовая к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, адекватно ориентирующаяся в современном конфликтном, динамично меняющемся мире, свободно выбирающая собственную жизненную позицию и уважающая мнения других, – основа жизнеспособности, духовно-нравственной консолидации, развития и благополучия российского общества.













Календарно-тематическое планирование



п/п

Тема урока

Тип

урока

К-во часов

Виды деятельности учащихся

Планируемые результаты

Виды контроля

М.техн и метод.обесп.

По плану

Фактич.

Предметные

Универсальные учебные действия

Твои первые уроки (13 часов)



1

День знаний.





Урок-игра.


1

Учатся принимать учебную задачу, отвечать на вопросы, анализировать рисунки.

Знакомство со школой, учителем, одноклассниками; знание своего адреса, фамилии, имени; понимание значимости и значения праздника «День знаний».

Постановка учебной задачи. Умение извлекать информацию из рисунка, фотографии.

Фронтальная беседа.


Компьютер, сказ.герой, чистые листы. Цв.карандаши



2

Путешествие по школе.



Урок-путешествие.


1

Собирают информацию, рассматривая рисунки, учатся составлять их описание; выполняют задания в рабочей тетради.

Знание, что такое общеобразовательная школа, классная комната, учебные кабинеты; умение ориентироваться в здании школы (туалетные комнаты, столовая, библиотека, спортивный зал, кабинет врача).

Умение наблюдать окружающее.

Фронтальная беседа.


фотоаппарат



3

Школьные принадлежности.



Урок-викторина.

1

Учатся организовывать своё рабочее место в школе и дома; отгадывают загадки и объединяют предметы в группы (школьные принадлежности, игрушки); узнают, каким должен быть школьный портфель, что и как в него складывать, как правильно его носить.

Умение различать урок, перемену, школьные принадлежности, учебники, рабочие тетради; умение организовать свое рабочее место.


Умение отгадывать загадки, называть отличительные признаки загадываемого предмета; умение анализировать рисунок, описывать, что изображено на нём.

Фронтальный опрос.


Компьютер, ТПО,набор картинок, дем.м-ал.



4

Правила поведения в школе.



Урок-инсценировка.



1

Моделируют различные формы поведения в помещениях школы; оценивают рабочие места и поведение школьников, изображённых на рисунках, и делают вывод, какими они должны быть; обсуждают правила личной гигиены, учатся пользоваться гигиеническим уголком; работают с разрезными карточками.

Умение дать характеристику понятиям «ученик», «учебный предмет», уметь организовывать своё рабочее место в классе и дома; составлять расписание

уроков.

Выполнение правил поведения на уроке, на перемене в классе и в коридорах школы.

Формирование оценочной деятельности.

Фронтальный опрос.

Компьютер, инд.листы.



5

Условные знаки.



Урок-игра.

1

Учатся заменять условными знаками предметы, действия с ними, природные явления; анализируют изображённые условные знаки (раскрывают закодированную в них информацию); выполняют задания в рабочей тетради, учатся работать с разрезными карточками.

Умение различать условные знаки как способ замещения реальных предметов и действий с ними.


Умение принимать учебную задачу и планировать её выполнение; работать в паре; пользоваться условными обозначениями.

Текущий контроль.

Презентация по ПдД, компьютер, ТПО, знаки, уголки безопасности



6

Безопасный путь.



Урок-игра.

1

Осваивают правила безопасного поведения на улице, во дворе дома, при пользовании общественным транспортом; учатся проверять свои знания и умения, выполняют задания в рабочей тетради, работают с разрезными карточками. Ролевая игра «Я – примерный пешеход».

Пояснение, кто такой пешеход, что такое светофор, дорожные знаки, безопасный переход улицы; выполнение правил поведения на дороге, во дворе дома, на улице.


Умение пользоваться условными знаками, раскрывать (декодировать) информацию, скрытую в них.

Фронтальная беседа.

Ролевая игра.

Инд.листы, цв.карандаши, листы



7

Экскурсия (прогулка на пришкольный участок).


Урок-экскурсия.



1

Знакомятся с объектами и правилами поведения в школьном дворе; осваивают правила безопасного поведения на улице.

Умение целенаправленно наблюдать явления окружающего мира.


Моделирование поведения на улице. Закрепление умения «читать» условные знаки.

Фронтальная беседа.

Фотоаппарат,покет для мусора



8

Уроки общения.



Урок повторения и обобщения.


1

Учатся вежливо общаться с одноклассниками, взрослыми людьми, использовать слова приветствия, прощания, просьбы, прощения; моделируют поведение в школе, в семье, во дворе дома; рассматривают рисунки и «озвучивают» их (составляют диалоги действующих на них персонажей). Ролевая игра «Я – культурный человек».

Понимание того, кто такой культурный человек; нормы поведения в семье, с работниками школы, с незнакомыми людьми.

Умение оценивать своё поведение и окружающих людей с позиции культурного человека.

Фронтальная беседа. Ролевая игра.

Компьютер, ТПО, мяг.игрушка



9

Классный

коллектив.



Урок формирования умений и навыков.

1

Учатся высказывать свои суждения и предположения; анализируют рисунки и рассказывают, что на них изображено; объясняют смысл пословиц о дружбе; формулируют выводы после выполнения заданий.

Осознание себя как члена классного коллектива, его прав и обязанностей; одноклассники – дети разных народов; друзья, взаимопомощь и выручка.


Толерантное отношение к окружающим; умение высказывать свои суждения.

Фронтальный опрос.

Инд.листы, цв.карандаши



10

Уроки

вежливости.



Урок-театрализация.


1

Учатся использовать вежливые слова при общении со сверстниками и взрослыми людьми; анализируют поведенческие ситуации, которые изображены на рисунках; учатся высказывать свои суждения, давать оценку происходящему.

Определение качеств вежливого, воспитанного человека; понимание культуры общения в семье, с незнакомыми взрослыми людьми; знание правил поведения в общественных местах.


Моделировать поведение в школе, в семье, во дворе дома, в транспорте, на улице;

оценивать поведение своё и окружающих с позиции культурного человека.

Текущий

контроль.

Дем.м-ал, презентация




11- 12

Уроки здоровья.



Уроки формирования умений и навыков.


2

Учатся ставить учебную задачу (вместе с учителем) и планировать её выполнение; рассматривают иллюстрации, высказывают свои суждения и аргументируют их; называют части тела человека; подбирают блюда для завтрака, обеда и ужина, одежду для разных случаев её использования; объясняют, как надо ухаживать за одеждой и обувью; выполняют задания в рабочей тетради.

Знание и называние частей тела человека, условий их развития, условий сохранения здоровья; определение понятия «здоровое питание»; характеристика одежды, соответствующей погоде и роду занятий; выявление правил ухода за одеждой и обувью.


Умение ставить познавательные задачи; извлекать информацию из рисунка; внимательное и ответственное отношение к своему здоровью.

Фронтальная беседа.

Фронтальный опрос.

Текущий контроль.

Презентация, компьютер, цв.карандаши



13

Режим дня школьника.



Урок-игра.

1

Определяют время по часам в соответствии с распорядком дня; учатся составлять режим дня; обсуждают важность сна для здоровья и правила поведения перед сном. Ролевая игра «Время знаю, всюду поспеваю».

Составление режима дня, распределение дел по времени; знание дней недели, их последовательности.

Высказывать предположения, аргументировать свои ответы; умение пользоваться условными знаками.

Ролевая игра.

Альбомные листы, презентация




Окружающий мир, его изучение (8 часов)

14

Признаки предметов.



Комбинированный урок.

1

Слушают стихотворение, рассуждают, что значит быть любознательным человеком, рассказывают, что можно узнать об окружающих предметах, наблюдая их; учатся описывать предметы, называть их отличительные признаки; определяют, какой предмет спрятан (или загадан) в «волшебном мешочке»; составляют загадки о предметах, называя их отличительные признаки.

Определение отличительных признаков предметов – формы, цвета, размера; характеристика свойств предметов – лёгкий, мягкий, хрупкий, прозрачный и др.


Умение характеризовать предмет, называя как можно больше его отличительных признаков и свойств; умение работать в паре.

Фронтальная беседа.

Муляжи овощей и фруктов, ТПО



15

Сходства и различия предметов. Объединение предметов в группы.



Урок формирования умений и навыков.


1

Учатся сравнивать предметы, находить сходства и различия по выделенному (учителем или учеником) признаку (основанию); объединяют, распределяют предметы в группы, определив основной сходный признак.

Умение анализировать, сравнивать, классифицировать предметы.


Сходства и различия предметов; существенный (главный, основной) признак;

объединение (распределение) разных предметов в одну группу.

Фронтальная беседа.

Муляжи овощей и фруктов, демонстр.м-ал



16

Органы чувств – верные помощники в познании мира.




Урок изучения нового материала.

1

Работают с натуральными предметами, их изображениями, учатся добывать информацию о них с помощью органов чувств (определять форму, размер, расположение, звук, качество поверхности и др.); учатся делать выводы после выполнения разных познавательных задач; работают с разрезными карточками.

Знание и называние органов чувств человека – органов зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса.


Умение добывать информацию с помощью органов чувств; умение характеризовать предметы, называя их отличительные признаки и свойства.

Текущий контроль.

Муляжи овощей и фруктов, демонстр.м-ал



17

Что нас окружает. Природные и рукотворные объекты.



Урок формирования умений и навыков.


1

Рассказывают, что они наблюдали во время прогулки с родителями, что они видят в классе, на фотографиях в учебнике; учатся различать природные объекты и изделия человека.


Умение описывать предметы окружающего мира (всё, что нас окружает), умение различать две его части (природные и рукотворные предметы).


Развитие эстетического восприятия окружающего; умение наблюдать, классифицировать предметы окружающего мира.

Фронтальный опрос.

Презентация, дем.м-ал,ТПО



18

Способы изучения окружающего мира.


Урок формирования умений и навыков.


1

Учатся ставить (вместе с учителем) познавательные задачи; учатся наблюдать объекты и явления окружающего мира; пробуют задавать вопросы по картинке, проводят первый простой опыт.

Умение работать с источниками информации: учебниками, энциклопедиями, научно-популярной литературой; называние музея как одного из способов познания окружающего мира; наблюдение, опыт, практическая работа.

Умение извлекать информацию из разных источников; умение задавать вопросы об окружающем и находить ответы на них; умение работать в паре.

Фронтальная беседа.

ТПО



19

Живая и неживая природа. Свойства живых существ.


Урок формирования умений и навыков.


1

Высказывают свои предположения о свойствах живого существа и аргументируют их; учатся составлять рассказ по картинкам, соблюдая последовательность отражённых в них событий; разгадывают загадки, находят предметы на разрезных карточках и классифицируют их, распределяют на группы (живое, неживое, изделие человека).

Выявление свойств живого организма (рост, развитие, питание, дыхание, размножение, умирание).


Умение различать предметы живой и неживой природы; умение отгадывать загадки (называть отличительные признаки предмета, по которым она разгадана); умение работать в паре.

Фронтальная беседа.

Индивидуальный контроль.

Картинки, презентация, энциклопедия



20

Обобщающий урок.

(Как изучают окружающий мир.)



Урок повторения и обобщения.

1

Проверяют свои знания и умения; учатся обобщать «открытые» ранее знания и умения, применять их на практике; работают с разрезными карточками: демонстрируют умения описывать, сравнивать, объединять, классифицировать предметы окружающего мира (реальные предметы или изображённые на фотографиях и рисунках).

Знание предметных понятий: источник информации, способ познания, признак предмета, природное, рукотворное, живое, неживое.

Умение характеризовать, сравнивать, классифицировать предметы; умение работать с иллюстрациями, извлекать нужную информацию; умение пользоваться условными обозначениями.

Индивидуальный контроль.

Инд.карточки. ТПО, учебник



21

Экскурсия

(на пришкольный участок, в ближайший сквер).



Урок-экскурсия.

1

Наблюдают и описывают осенние изменения в природе, растения пришкольного участка; собирают опавшие веточки, листья, шишки, плоды разных растений (по возможности) для последующего их изучения.

Описание признаков поздней осени в природе; наблюдение за разнообразием растений, средой их обитания.


Умение ставить познавательные задачи, планировать их решение; умение целенаправленно наблюдать природные объекты и явления.

Фронтальная беседа.

Фотоаппарат,




Разнообразие растений (13 часов)



22

Многообразие растений. Условия их жизни.



Урок изучения нового материала.

1

Анализируют стихотворение, высказывают свои предположения; сравнивают растения, находят сходства и различия между ними; работают с разрезными карточками.

Характеристика растений, среды обитания, наблюдение за взаимосвязью живой и неживой природы; выявление условий жизни растения (вода, воздух, тепло, свет, почва).

Умение характеризовать растения; умение извлекать информацию из иллюстраций; умение отвечать на вопросы.

Фронтальная беседа.

Презентация, гербарии, ТПО



23

Строение растений (на примере цветкового травянистого растения).



Комбинированный урок.

1

Анализируют собственные наблюдения за растениями, их строением; учатся добывать информацию по рисунку-схеме; составляют модель растения (травянистого, цветкового); сравнивают листья, корни, плоды разных растений (по рисункам, разрезным карточкам, листкам гербария, у комнатных растений).

Умение различать части растений: корень, стебель, лист, цветок, плод, семена.


Умение работать с рисунком-схемой, извлекать нужную информацию; умение работать в паре.

Практическая работа.

Гербарии цветка, таблица строения цветка



24

Какими бывают растения. Дерево, его строение.



Урок формирования умений и навыков.

1

Рассказывают о своих наблюдениях растений на экскурсии, высказывают предположения о том, на какие группы их можно распределить и проверяют свои ответы; работают с разрезными карточками, распределяют растения на деревья, кустарники, травы; сравнивают деревья, находят сходства и различия, выделяют существенный признак дерева; анализируют рисунок-схему дерева и определяют его части, моделируют дерево.

Умение различать дерево, кустарник, травянистое растение, называть их отличительные признаки; умение различать части дерева (ствол, корни, крона, ветви, листья).


Умение наблюдать и делать выводы; извлекать информацию из рисунка-схемы; умение сравнивать растения; умение моделировать растения, работать с рисунком-схемой дерева и его моделью.

Индивидуальный контроль.

Гербарии цветка, таблица строение дерева



25

Кустарники и травы, их отличие от деревьев.


Урок формирования умений и навыков.

1

Сравнивают строение дерева, кустарника, травянистого растения, выявляют их отличительные признаки; знакомятся с разнообразием кустарников по разрезным карточкам и учатся их различать; анализируют высказывания учащихся и аргументируют своё мнение; обобщают полученные знания.

Умение сравнивать кустарник и дерево; умение сравнивать и характеризовать травянистое растение, особенности строения его стебля, травянистый стебель, его отличие от ствола дерева и стволиков кустарника.

Умение различать, классифицировать растения; умение работать в парах.

Фронтальный опрос.

Гербарии цветка, таблица строение дерева, кустарника



26

Лиственные деревья, разнообразие их листьев.



Урок применения знаний, умений и навыков.

1

Наблюдают и сравнивают листья разных лиственных пород деревьев, находят между ними сходства и различия; определяют основной признак группы лиственных деревьев; моделируют простые и сложные листья; анализируют стихотворение и рассказывают о своих наблюдениях явления листопада.

Умение характеризовать лиственное дерево, строение листа (листовая пластинка, черешок), простой и сложный лист.


Умение сравнивать и различать листья, объединять их в группы; целенаправленно вести наблюдения и анализировать их; работать с рисунком-схемой.

Творческая работа.

Гербарии листьев



27

Хвойные деревья, их разнообразие.


Комбинированный урок.

1

Рассматривают и сравнивают хвойные деревья (их хвою, прикрепление к ветви, шишки); работают с разрезными карточками, классифицируют деревья; обобщают полученные знания и проверяют свои выводы.

Умение сравнивать разные виды деревьев: хвоя, хвойное дерево, шишка; лиственница – листопадное хвойное дерево.

Умение различать и сравнивать деревья, находить существенные признаки, объединять в группы.


Индивидуальный опрос.

Презентация. гербарии



28

Разнообразие ягодных растений. Ядовитые ягоды.


Урок-викторина

1

Извлекают информацию из иллюстративного материала учебника, текста, отгадывают и загадывают загадки; обсуждают экологические проблемы, связанные с ягодными растениями; работают с разрезными карточками.

Умение различать ягоды, ягодный кустарничек, ядовитые ягоды.


Умение работать с разными источниками информации; умение составлять загадки (указывать отличительные признаки загадываемых растений).

Фронтальная беседа.

Презентация, ТПО, сюж.картинки



29

Удивительные растения мира. Экскурсия (в оранжерею, ботанический сад, по возможности).

Урок-экскурсия.

1

Актуализируют свои знания о растениях мира, работают с художественным текстом, извлекают из него научную информацию; обсуждают отношение людей к дикорастущим растениям и экологические проблемы, связанные с их деятельностью; распределяют работу по изготовлению модели (в виде аппликации) выбранного растения и подготовке сообщения о нём; знакомятся с растениями родного края, которые занесены в Красную книгу России.

Умение находить особенности строения разных растений мира.


Умение выбирать научную информацию из художественного текста и иллюстраций; умение моделировать растения, работать в паре (распределять работу по изготовлению изделия).

Фронтальная беседа.

фотоаппарат



30

Культурные

растения.


Урок формирования умений и навыков.

1

Обсуждают значение культурных растений в жизни человека; выявляют существенные признаки культурных растений; анализируют рисунки, работают с разрезными карточками.

Умение сравнивать дикорастущее растение, культурное растение, сорняк; умение характеризовать поле, огород, сад; понимание, кто такой садовод, овощевод, полевод.

Умение различать, сравнивать, объединять растения в группы; умение работать в паре.

Текущий контроль.

Презентация, ТПО, гербарии



31

Растения сада и огорода.


Урок-игра.

1

Анализируют рисунки, описывают плоды разных растений, работают с разрезными карточками, лепят из пластилина фрукты и овощи; выполняют практическую работу (сеют семена на рассаду).

Приводить примеры овощных, садовых культур; знание способов выращивания растений, понятий «рассада», «теплица».


Умение классифицировать, выделять отличительные признаки предметов.

Практическая работа.

Презентация, ТПО, гербарии



32

Растения поля. Зерновые

культуры.


Урок применения умений и навыков.

1

Работают с натуральными предметами (колоски и зёрна растений, изделия из них), с гербарием; обсуждают значение хлеба в жизни человека и необходимость бережного отношения к нему; знакомятся с разными профессиями людей, которые выращивают культурные растения и изготавливают из них продукты питания, одежду; организуют выставку «Это всё сделано из растений».

Умение различать зерновые, технические, прядильные культуры; знание, кто такой хлебороб, комбайнёр, пекарь, что такое мельница, колос, зерно, мука.

Умение составлять рассказ по картинкам; умение готовить небольшое сообщение.

Творческое выступление.

Презентация, ТПО, гербарии



33

Декоративные растения.

Комнатные

растения.


Урок применения умений и навыков.

1

Актуализируют свои наблюдения за декоративными растениями; наблюдают комнатные растения, сравнивают их, характеризуют; выполняют практическую работу по уходу за комнатными растениями.

Умение охарактеризовать декоративное растение, клумбу, комнатное растение, знание правил ухода за ними.


Умение наблюдать, готовить небольшое сообщение о своих наблюдениях; умение работать в паре.

Фронтальный опрос.

Презентация, ТПО, гербарии



34


Обобщающий урок. (Что мы узнали о

растениях.)

Урок повторения и обобщения.

1

Обобщают знания, «открытые» ими при изучении растений; выполняют тестовые задания в рабочей тетради, проверяют и оценивают свои результаты, восполняют пробелы в знаниях; делают краткие сообщения о выбранном культурном (декоративном) растении.

Знание понятий: живая и неживая природа; деревья, кустарники, травянистые растения; хвойные и лиственные деревья; культурные, комнатные растения; части растений.


Умение работать с разными источниками информации; умение сравнивать предметы, объединять их в группы; умение выполнять тестовые задания.

Тренировочная комплексная работа.

Презентация, ТПО, гербарии



Грибы, их разнообразие (3 часа)



35

Грибы, их многообразие.




Комбинированный урок.

1

Наблюдают разные грибы (картинки, муляжи, реальные грибы по возможности), находят их сходства и различия; работают со схемой, выделяют части шляпочного гриба; сравнивают растения и грибы; дополняют выводы, данные в учебнике.

Понимание, что такое гриб, грибница, плодовое тело шляпочного гриба (шляпка, ножка); умение характеризовать и различать пластинчатые и трубчатые шляпочные грибы; описание процесса размножения грибов.

Умение узнавать предметы по их признакам; умение работать с рисунком-схемой, извлекать нужную информацию из текста.

Текущий контроль.

Презентация, ТПО,дем.м-ал



36

Съедобные и ядовитые

грибы.


Урок формирования умений и навыков.

1

Находят различия в строении грибов, отличительные признаки ядовитых грибов; обсуждают правила сбора грибов; составляют памятки безопасности; работают с разрезными карточками и выполняют задания в рабочей тетради.

Различие съедобных, условно съедобных, ложных, ядовитых грибов; называние правил сбора грибов.

Умение сравнивать, классифицировать предметы, находить отличительные признаки; умение работать с разными источниками информации.

Практическая работа.

Презентация, цв.карандаши, нагл.м-ал.



37

Удивительные грибы (другие виды грибов).


Комбинированный урок.

1

Наблюдают внешние особенности грибов, описывают их отличительные признаки; наблюдают под лупой плесень; обсуждают значение микроскопических грибов в природе и в жизни человека; лепят из пластилина шляпочные грибы и дают им характеристику.

Наблюдение за грибами-разрушителями, микроскопическими грибами (не видимыми невооружённым глазом), дрожжевыми и плесневыми грибами.


Умение моделировать шляпочные грибы; умение распределять работу в паре.

Фронтальная беседа.

Презентация, цв.карандаши, нагл.м-ал



Разнообразие животных (16 часов)



38

Животные, их разнообразие.




Урок изучения нового материала.

1

Анализируют стихотворение, рассматривают иллюстрацию к нему, приводят примеры животных; работают в паре: размышляют, чем различаются животные, как они связаны с растениями, чем животные отличаются от растений и грибов; узнают животных по их отличительным признакам, описывают одно из них; проверяют свои выводы, предлагают дополнения к ним.

Описание животных, среды их обитания, способов передвижения, защиты, питания; выполнение правил безопасного поведения с животными.


Умение характеризовать животных; умение находить основную и дополнительную информацию, работая с иллюстрациями, художественным и учебным текстами.

Фронтальная беседа.

Презентация, ТПО, нагл.м-ал



39

Млекопитающие, их многообразие.


Урок-презентация.

1

Рассматривают картинки с изображением животных, находят сходства и различия, высказывают предположения о признаках, по которым можно объединять животных в одну группу; находят признак, который является главным для млекопитающих; рассуждают о правилах правильного поведения с дикими животными; работают с разрезными карточками; сочиняют историю по картинкам.

Умение дать характеристику класса млекопитающих (зверей), их существенных признаков, морского млекопитающего; пояснение и соблюдение правил безопасного и экологически грамотного поведения с животными.


Умение осуществлять поиск информации из иллюстраций и учебного текста; умение сравнивать, находить сходства и различия, выделять среди признаков существенный, объединять (классифицировать) животных; умение сочинять историю на заданную тему.

Творческое выступление.

Презентация, цв.карандаши, нагл.м-ал



40

Птицы, их

многообразие.


Комбинированный урок.

1

Рассказывают о своих наблюдениях птиц, выясняют, чем птицы отличаются от млекопитающих; учатся различать птиц, называть среду обитания и способ питания; классифицируют птиц, работают с разрезными карточками; наблюдают образ жизни птиц, их клювы, ноги, перья; моделируют выбранную птицу (по желанию).

Описание существенных признаков птиц, их оперения – пухового, покровного, махового перьев; выявление зерноядных, насекомоядных, хищных, водоплавающих птиц, сравнение их среды обитания и способа питания.


Продолжаем развивать умения анализировать, сравнивать, классифицировать, выделять существенные признаки животных; умение работать с разными источниками информации; умения моделировать.

Фронтальный опрос.

Презентация, цв.карандаши, нагл.м-ал



41

Размножение птиц.



Урок формирования умений и навыков.

1

Выделяют основную информацию из прослушанного текста, сравнивают вид самки и самца, гнёзда птиц; наблюдают, работают с разрезными карточками, классифицируют птиц; моделируют по выбору гнездо птицы (по желанию).

Знание понятий: гнездо, яйцо, птенец, способы маскировки самки, способы защиты гнезда; соблюдение правил экологически грамотного поведения в природе.

Умение наблюдать, описывать свои наблюдения; моделировать предметы окружающего мира.

Фронтальный опрос.

Презентация, цв.карандаши, нагл.м-ал



42

Удивительные птицы.


Урок-викторина.

1

Собирают информацию о птицах по рисункам, своим наблюдениям, слушают записи звуков, издаваемых птицами; анализируют задумки художника (по рисункам в рабочей тетради); узнают птиц по описанию и голосам; предполагают, почему не все птицы улетают зимовать в тёплые края, размышляют о том, как помочь птицам зимой.

Различие и характеристика нелетающих, певчих, перелётных и зимующих птиц; объяснение значения птиц для природы и человека.


Умение анализировать рисунок и предполагать, какая в нём заложена информация; умение устанавливать взаимосвязи между объектами окружающего мира; обобщать наблюдения, делать выводы.

Фронтальный опрос.

Презентация, цв.карандаши, нагл.м-ал



43

Насекомые, их многообразие.





Урок-исследование.

1

Разгадывают загадки, выделяя отличительные признаки насекомых; работают с разрезными карточками, выполняют задания в рабочей тетради; моделируют насекомое по выбору (по желанию).

Наблюдение за насекомыми, знание и различение частей их тел (голова, грудь, брюшко, шесть ног, крылья); описание среды обитания, способов передвижения, питания и защиты насекомых.

Умение находить сходства и различия, представлять образ предмета по его описанию; наблюдать и описывать предметы окружающего мира, обобщать найденную информацию и делать выводы.

Творческая работа.

Презентация, цв.карандаши, нагл.м-ал



44

Общественные насекомые.

Урок-презентация.

1

Рассказывают о своих наблюдениях жизни пчёл и муравьев; анализируют рисунки, учатся выделять основную мысль текста; осваивают дидактическую игру, узнают насекомое по признакам, составляют подобное задание для одноклассников; работают с разрезными карточками; рассуждают о правилах безопасного поведения с пчёлами и муравьями, о бережном к ним отношении.

Определение, кто такие общественные насекомые, умение характеризовать образ их жизни; соблюдение правил экологически грамотного и безопасного поведения с пчёлами и муравьями.

Умение определять основную и дополнительную информацию в тексте, выделять научную информацию из художественного текста, анализировать рисунки.

Творческое выступление.

Презентация, цв.карандаши, нагл.м-ал



45

Жуки и

бабочки.


Урок формирования умений и навыков.

1

Находят нужную информацию из рисунка, текста, собственных наблюдений; составляют правила поведения в природе; работают с разрезными карточками; составляют рассказ по картинкам; выполняют тест в рабочей тетради.

Описание жука, его строения; бабочки, её строения; соблюдение экологически грамотного поведения в природе, бережного отношения к насекомым.

Умение наблюдать, выделять отличительные признаки насекомых, сравнивать и объединять их в группы.

Тест.

Презентация, цв.карандаши, нагл.м-ал



46

Рыбы, их многообразие.



Урок изучения нового материала.

1

Выделяют основной признак рыб, находят части тела рыб по рисунку-схеме, сравнивают строение их тела с другими животными; работают с разрезными карточками, выполняют задания в рабочей тетради.


Описание рыбы, её основных признаков; умение называть части тела рыбы, способы дыхания, питания, маскировки; различие пресноводных и морских рыб.


Умение находить необходимую информацию из разных источников; умение работать с рисунками-схемами; умение работать в паре.

Индивидуальный опрос.

Презентация, цв.карандаши, нагл.м-ал



47

Аквариумные рыбы.


Урок-презентация.

1

Узнают рыб по описанию, выделяют их отличительные признаки, классифицируют рыб, работают с разрезными карточками; наблюдают аквариумных рыб, описывают их повадки; моделируют строение тела рыбы; анализируют рисунок и рассуждают о неправильном поведении людей на водоёмах, составляют советы по безопасному поведению детей; готовят небольшие сообщения об аквариумных рыбках.

Ведение наблюдений за аквариумом, аквариумными рыбами, выполнение правил ухода за ними.


Умение наблюдать за природными объектами, характеризовать и моделировать их, составлять небольшое сообщение.

Творческое выступление.

Презентация, цв.карандаши, нагл.м-ал



48

Земноводные и пресмыкающиеся, их разнообразие.


Урок формирования умений и навыков.

1

Читают текст, рассматривают иллюстрации, находят сходства между земноводными, между пресмыкающимися, выделяют основные признаки, отличающие их от других животных; сравнивают земноводных и пресмыкающихся, находят их различия; рассуждают о пользе земноводных и пресмыкающихся для природы и человека; проводят наблюдения (при наличии этих животных в живом уголке школы) или вспоминают свои наблюдения в природе.

Умение характеризовать земноводных, называть их основные признаки; различие бесхвостых и хвостатых земноводных, среды их обитания, образа жизни; умение различать жаб, лягушек, тритонов; умение характеризовать пресмыкающегося, строение тела, его покров; соблюдение правил безопасного поведения при встрече с ядовитыми змеями.

Умение ставить познавательную задачу и планировать её решение; умение выделять в тексте нужную информацию, находить ответы на вопросы; проводить наблюдения и описывать их.

Фронтальная беседа.

Презентация, цв.карандаши, нагл.м-ал



49

Древние пресмыкающиеся.






Урок закрепления знаний, умений и навыков.

1

Слушают и обсуждают сообщения о динозаврах, работают с разрезными карточками; обобщают знания, «открытые» ими при изучении разных групп животных; выполняют тест в рабочей тетради.


Умение характеризовать динозавров как древних пресмыкающихся; усвоение понятий «рыба», «земноводное», «пресмыкающееся».


Проверяется умение выполнять тестовые задания, умение

готовить небольшие сообщения.

Тест.

Презентация, цв.карандаши, нагл.м-ал



50

Домашние животные, их значение в жизни человека.


Урок закрепления знаний, умений и навыков.

1

Выделяют группы животных, которых одомашнил человек; рассказывают о своих наблюдениях за домашними животными, обсуждают, чем отличаются условия их жизни от жизни диких животных; рассуждают о пользе домашних животных, о необходимости заботиться о них; работают с разрезными карточками, распределяют животных на домашних и диких.

Различие диких и домашних животных; знание правил ухода за домашними животными; объяснение того, как люди используют разных домашних животных.

Умение наблюдать и готовить краткое сообщение о своих наблюдениях; описывать характерные особенности домашних животных.

Фронтальный опрос.

Презентация, цв.карандаши, нагл.м-ал



51

Домашние

питомцы.


Урок-презентация.

1

Наблюдают за домашними питомцами и рассказывают о них своим одноклассникам: о том, какие у них повадки, как ухаживать за животными, как воспитывать; делают вывод об ответственном отношении к животным, которых приручили.

Знание правил ухода за домашними питомцами, различия пород собак; понимание их значения в жизни человека.


Умение анализировать текст, рисунки, наблюдения; сравнивать, классифицировать предметы окружающего мира.

Творческое выступление.

Презентация, цв.карандаши, нагл.м-ал



52

Обобщающий урок.

(Что мы узнали о животных.)


Урок повторения и систематизации.

1

Выполняют задания в учебнике и в рабочей тетради, работают с разрезными карточками, оценивают свои знания и умения, восполняют пробелы.

Знание существенных признаков шести групп животных; умение объединять животных в группы (классифицировать).

Проверяется умение различать, классифицировать предметы окружающего мира; умение выполнять тестовые задания.

Самостоятельная работа.

Инд.карточки



53

Красная книга растений и животных.


Урок закрепления знаний, умений и навыков.

1

Актуализируют свои наблюдения и знания о редких растениях и животных своей местности; читают тексты, отвечают на вопросы; рассматривают и «озвучивают» картинки в диалоговой форме; знакомятся с редкими растениями и животными мира, рассматривая форзацы 1 и 2 частей учебника; обсуждают и оценивают деятельность людей по уничтожению и сохранению многообразия растительного и животного мира Земли, дают оценку своим действиям, намечают план помощи взрослым.

Называние исчезающих и редких видов живых существ; знание способов сохранения и восстановления разнообразия растительного и животного мира Земли; понимание различий оранжереи, заповедника, заказника, национального парка.


Умение анализировать иллюстрации, находить необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний; умение оценивать деятельность людей и собственные действия.

Фронтальная беседа.

Энциклопедия, доп.литература



Творения людей вокруг нас (13 часов)



54

55

Дерево в жизни человека.



Урок-исследование.

2


дереву по тексту стихотворения

О (в рабочей тетради), отмечая,

б что в нём говорится об уходе за

с деревьями; рассуждают о

у необходимости экономного

ж использования бумаги и

д возможности её вторичного

а использования; наблюдают

ю деревья школьного двора (как к

ним относятся ученики школы)т значение деревьев в природе и в жизни человека (и в собственной жизни); знакомятся с изделиями из древесины и с правилами, как их сохранять; разрешают нравственную коллизию: какое дерево важнее – живое или срубленное; анализируют










.

Знание понятия «древесина», понимание, что такое экономное и вторичное использование бумаги, соблюдение бережного отношения к деревьям и к изделиям из древесины.


Умение представлять последовательность действий, пользуясь рисунком-схемой; умение дополнять учебную информацию собственными наблюдениями, суждениями, выводами.

Проектная работа.




56-57

Народное творчество.

(Экскурсия в музей прикладного искусства.)

Урок-(виртуальная) экскурсия.

2

Знакомятся с изделиями народных мастеров (по экспонатам музея), материалами, из которых они изготовлены, с разнообразием и спецификой узоров; пробуют создать своё изделие (по желанию). Возможно создание выставки изделий народных мастеров в классе с помощью родителей.

Понимание и называние, что такое народное творчество, кто такие народные мастера, выявление разнообразия народных изделий и узоров.


Развитие эстетического восприятия предметного мира; умение различать изделия народных мастеров.

Фронтальная беседа.

Презентация, цв.карандаши



58-60

Национальные традиции в изделиях разных народов. (Экскурсия в краеведческий музей.)

Урок-экскурсия.

3

Знакомятся с национальными традициями разных народов (народов, живущих в родном крае); рассуждают о важности уважительного отношения к традициям разных народов. Возможна выставка (с помощью родителей) в классе изделий с национальными узорами в одежде, на предметах быта.

Выявление и соблюдение национальных традиций, описание национальной одежды, узоров.


Уважительное отношение к национальным традициям разных народов.

Фронтальная беседа.

Презентация, костюмы ,



61-62

Мир увлечений людей. Коллекционирование.

Урок- презентация.

2

Рассказывают (представляют) о своих увлечениях, показывают свои коллекции. Возможно участие коллекционеров, родителей (по возможности).

Знание понятий: коллекция, экспонат, коллекционер.


Умение собирать информацию о предметах окружающего мира и презентовать её.

Творческое выступление.

Доп.литература



63

Среда обитания – наш общий дом. Твой дом и двор.


Урок- выставка.

1

Рассуждают о своём участии в сохранении чистоты и красоты своего дома, двора, школьного здания и школьного двора; проводят разбивку клумбы в школьном дворе, посадку саженцев кустарников или деревьев.

Описание среды обитания, понимание её значения для человека.


Развитие эстетического восприятия окружающего, желания сохранять его чистоту и красоту.

Фронтальная беседа.

Цв.карандаши. доп.литератуара



64

Родной город (село, край), его памятные

места.

(Экскурсия по родному городу, селу.)

Урок-экскурсия.

1

Наблюдают достопримечательности родного края; приводят в порядок памятные места; готовят сообщение об одном из них (по желанию).

Выявление достопримечательностей, памятных мест, памятников природы, культуры родного города (села).


Развитие эстетического восприятие окружающего, формирование бережного отношения к историческим памятникам, уважительного отношения к святым местам.

Фронтальная беседа.

Презентация, альбомные листы, цв.карандаши



65

Памятники культуры. Бережное отношение к ним.

Урок – виртуальная экскурсия.

1

Учатся бережно относиться к старинным зданиям, памятным местам, восхищаются творениями великих зодчих России.

Знание памятников культуры всемирного значения, понимание необходимости их охраны.


Развитие патриотизма, любви к родному краю и к своей Родине, к её историческому прошлому, к памятникам культуры, созданным нашими предками.


Фронтальный опрос.

Презентация, ТПО



66

Итоговый контрольный урок. (Что мы узнали об окружающем мире, чему научились в

1 классе.)

Урок контроля знаний, умений и навыков.

1

Выполняют работу в рабочей тетради, оценивают её, анализируют результаты своей учёбы в 1 классе.

Знание основных понятий о сезонных приметах, растениях, животных.


Проверяется умение находить нужную информацию из текста и иллюстраций; умение различать и классифицировать предметы окружающего мира; умение оценивать свои успехи в учёбе.

Комплексная проверочная работа.

тест



62-66
















Учебно-методические средства обучения


Печатные и другие пособия

научно-популярные, художественные книги для чтения. энциклопедии, справочники, словари естественно-научного, обществоведческого, исторического содержания, видеофильмы, звукозаписи.


– таблицы (строение растения, организм человека);

– иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток);

– модели дорожных знаков, транспортных средств, часов;

– муляжи грибов, фруктов и овощей;

– гербарии дикорастущих и культурных растений, наборы семян, плодов;

– предметы старинного быта, одежды, элементы национальных узоров (народов родного края);

– живые объекты (комнатные растения, животные живого уголка).


- предметы ухода за растениями и животными.


Оборудование для экскурсий в природу: фотографии, открытки растений, животных, пакеты для сбора природного материала, пакеты для мусора и приспособления для его сбора, фотоаппарат и видеокамера (по возможности).



Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование


– демонстрационный экземпляр микроскопа;

– комплект луп для работы в группах по 5-6 человек;

– демонстрационный экземпляр бинокля;

– демонстрационные экземпляры термометров разных видов (спиртового, биметаллического, медицинского) для измерения температуры воздуха, воды и тела.


Для выполнения заданий по моделированию природных объектов6 пластилин (гипс), глину, песок, цветную бумагу, клей и ножницы с тупыми концами.


Лабораторное оборудование и материалы для проведения опытов и демонстраций: посуда (стаканы, колбы, пробирки, чашки и др.), измерительные и осветительные приборы (свеча, фонарик), фильтры, магниты; песок, глина, почва, известняк, каменный уголь, нефть, семена растений (подсолнечника, пшеницы, гороха, огурца

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания заместитель директора по УВР

методического совета ___________ М.Н.Митченко

МБОУ Б-ГСОШ № 12 ____________ 2014года

от _______2014года № ____



39




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса

Автор: Фролова Светлана Николаевна

Дата: 21.12.2014

Номер свидетельства: 146521

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Рабочая программа "Окужающий мир" для 4 класса "
    ["seo_title"] => string(53) "rabochaia-proghramma-okuzhaiushchii-mir-dlia-4-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "128076"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415434643"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Рабочая программа "Окружающий мир. 3 класс""
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia_proghramma_okruzhaiushchii_mir_3_klass"
    ["file_id"] => string(6) "456472"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1518345870"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Рабочая программа. Окружающий мир."
    ["seo_title"] => string(37) "rabochaiaproghrammaokruzhaiushchiimir"
    ["file_id"] => string(6) "302891"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1457341100"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Рабочая программа по геометрии для 6 класса "
    ["seo_title"] => string(50) "rabochaia-proghramma-po-ghieomietrii-dlia-6-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "185221"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1426160639"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Рабочая программа.Окружающий мир (3 класс) "
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia-proghramma-okruzhaiushchii-mir-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "191861"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427376689"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства