Данная рабочая учебная программа по курсу «Окружающий мир » разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
1.Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273 –ФЗ.
2.Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 06.10.2009, №373.
3.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2010
СанПиН 2.4.2. 2821– 10, утвержденные постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, зарегистрированным в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 1993.
4.Приказ Министерства образования РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных к использованию в образовательном процессе) в общеобразовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию на 2014-2015 учебный год».
5.Учебный план МБОУ Б-Г СОШ № 12 на 2014-2015 учебный год.
6. «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ Б-Г СОШ №12 , реализующих образовательные программы общего образования»
7.Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ Б-ГСОШ №12 на 2014-2015 уч.год
8. Авторской программы О.Т. Поглазовой, В.Д. Шилин «Окружающий мир» (УМК «Гармония»)
согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение предмета «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 часа в неделю.
Предметная область «Естествознание, обществознание» реализуется средствами интегрированного предмета «Окружающий мир». В содержание курса интегрированы естественнонаучные, обществоведческие, исторические знания о человеке, природе, обществе, что соответствует федеральному компоненту государственного стандарта начального общего образования. Интеграция в курсе основных содержательных блоков «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни» позволяет представить младшим школьникам целостный и в то же время многогранный образ мира с его взаимосвязями и взаимозависимостями.
В процессе изучения предмета «Окружающий мир» младшие школьники получают возможность систематизировать, расширять, углублять полученные ранее (в семье, в дошкольном учреждении, из личного опыта взаимодействия с природой и людьми) представления о природных и социальных объектах, осмысливать характер взаимодействий человека с природой, особенности взаимоотношений внутри отдельных социальных групп (семья, класс, школа). Осваивая правила безопасного, экологически грамотного и нравственного поведения в природе и обществе, младшие школьники осознают важность здорового образа жизни, уважительного и внимательного отношения к окружающим людям (разного возраста, разной национальности, с нарушением здоровья и др.), бережного отношения к природе, историческим и культурным ценностям. Усвоение учащимися элементарных знаний о природе, человеке, обществе, о важнейших событиях в истории Отечества и освоение разных способов познания окружающей действительности (наблюдение, эксперимент, измерения, классификация и др.) создают условия для их успешного продолжения образования в основной школе.
Интегрированный курс «Окружающий мир» предоставляет широкие возможности для реализации межпредметных связей всех предметных линий начальной школы. В процессе его изучения учащиеся могут объединять информацию, используемую в разных дисциплинах, разные способы и средства её отображения: в слове, в естественнонаучном, историческом, математическом понятии, в рисунке, в мелодии, в рукотворном изделии, расширяя и углубляя представления об объектах и явлениях окружающего мира.
Исторический и обществоведческий материал представлен на «макроуровне» – государство Россия (его прошлое и настоящее) и «микроуровне» – семья, родной край (город, село, область). В соответствии с хронологическим принципом построения исторического содержания школьники постепенно знакомятся с важнейшими историческими событиями, с выдающимися людьми, памятниками истории и культуры Древней Руси, Московского государства, Российской империи, СССР, Российской Федерации. Немало места уделено героической борьбе народов нашей страны с внешними врагами: противостоянию Руси кочевникам, монгольскому нашествию, крестоносцам, в Отечественной войне 1812 г. и Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.
Анализируя информацию о природных объектах, выявляя их существенные признаки, объединяя в группы, учащиеся овладевают приёмами умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), осваивают метод классификации - один из основных способов упорядочивания информации об окружающем мире.
Большое внимание уделяется выявлению изменений в окружающем мире, связанных с жизнедеятельностью человека, в процессе непосредственных наблюдений объектов и явлений природы учащимися во время экскурсий и прогулок к памятникам зодчества и современной архитектуры, в парки, в музеи. Обязательны при этом кратковременные прогулки (1 и 2 классы) и предметные или комплексные экскурсии (3 и 4 классы) для изучения объектов природы или творений человека в их естественных условиях.
Система заданий для пошагового первичного закрепления и итогового контроля, представленная в рабочих тетрадях и в тетрадях для тестовых заданий, способствует индивидуализации и дифференциации обучения, предоставляет учащимся возможность самооценки, самоконтроля, саморазвития.
Формированию универсальных учебных умений способствует и проектная деятельность учащихся, осуществляемая в урочное и во внеурочное время. Учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников, учатся объединять знания из разных образовательных областей, обобщать их представлять в разных формах (вербальной и наглядной). Участие в проектной работе способствует самореализации и самовыражению учащихся, развивает их личностные качества.
Таким образом в основе отбора и структурирования учебного содержания, формы его предъявления лежит системно-деятельностный подход, ориентированный на гармоничное развитие и духовно-нравственное воспитание младшего школьника. Учащиеся усваивают и используют предметные знания и умения, универсальные учебные действия в ходе решения учебно-познавательных, учебно-практических задач, обсуждая проблемы гармоничного взаимодействия человека и природы, человека и общества. Формируется личность, действующая согласно нравственным ценностям, принятым в обществе; любящая свою Родину, уважающая образ жизни, нравы и традиции народов, её населяющих; ценящая опыт предшествующих поколений, желающая беречь культурное и историческое наследие предков; интеллектуально развития личность, проявляющая интерес к знаниям, способная добывать их и применять в учебных ситуациях и повседневной жизни, владеющая универсальными коммуникативными, регулятивными, познавательными учебными действиями для успешного продолжения обучения в основной школе.
№ п/п | Тема урока | Тип урока | К-во часов | Виды деятельности учащихся | Планируемые результаты | Виды контроля | М.техн и метод.обесп. | По плану | Фактич. |
Предметные | Универсальные учебные действия |
Твои первые уроки (13 часов) | | |
1 | День знаний. | Урок-игра. | 1 | Учатся принимать учебную задачу, отвечать на вопросы, анализировать рисунки. | Знакомство со школой, учителем, одноклассниками; знание своего адреса, фамилии, имени; понимание значимости и значения праздника «День знаний». | Постановка учебной задачи. Умение извлекать информацию из рисунка, фотографии. | Фронтальная беседа. | Компьютер, сказ.герой, чистые листы. Цв.карандаши | | |
2 | Путешествие по школе. | Урок-путешествие. | 1 | Собирают информацию, рассматривая рисунки, учатся составлять их описание; выполняют задания в рабочей тетради. | Знание, что такое общеобразовательная школа, классная комната, учебные кабинеты; умение ориентироваться в здании школы (туалетные комнаты, столовая, библиотека, спортивный зал, кабинет врача). | Умение наблюдать окружающее. | Фронтальная беседа. | фотоаппарат | | |
3 | Школьные принадлежности. | Урок-викторина. | 1 | Учатся организовывать своё рабочее место в школе и дома; отгадывают загадки и объединяют предметы в группы (школьные принадлежности, игрушки); узнают, каким должен быть школьный портфель, что и как в него складывать, как правильно его носить. | Умение различать урок, перемену, школьные принадлежности, учебники, рабочие тетради; умение организовать свое рабочее место. | Умение отгадывать загадки, называть отличительные признаки загадываемого предмета; умение анализировать рисунок, описывать, что изображено на нём. | Фронтальный опрос. | Компьютер, ТПО,набор картинок, дем.м-ал. | | |
4 | Правила поведения в школе. | Урок-инсценировка. |
1 | Моделируют различные формы поведения в помещениях школы; оценивают рабочие места и поведение школьников, изображённых на рисунках, и делают вывод, какими они должны быть; обсуждают правила личной гигиены, учатся пользоваться гигиеническим уголком; работают с разрезными карточками. | Умение дать характеристику понятиям «ученик», «учебный предмет», уметь организовывать своё рабочее место в классе и дома; составлять расписание уроков. Выполнение правил поведения на уроке, на перемене в классе и в коридорах школы. | Формирование оценочной деятельности. | Фронтальный опрос. | Компьютер, инд.листы. | | |
5 | Условные знаки. | Урок-игра. | 1 | Учатся заменять условными знаками предметы, действия с ними, природные явления; анализируют изображённые условные знаки (раскрывают закодированную в них информацию); выполняют задания в рабочей тетради, учатся работать с разрезными карточками. | Умение различать условные знаки как способ замещения реальных предметов и действий с ними. | Умение принимать учебную задачу и планировать её выполнение; работать в паре; пользоваться условными обозначениями. | Текущий контроль. | Презентация по ПдД, компьютер, ТПО, знаки, уголки безопасности | | |
6 | Безопасный путь. | Урок-игра. | 1 | Осваивают правила безопасного поведения на улице, во дворе дома, при пользовании общественным транспортом; учатся проверять свои знания и умения, выполняют задания в рабочей тетради, работают с разрезными карточками. Ролевая игра «Я – примерный пешеход». | Пояснение, кто такой пешеход, что такое светофор, дорожные знаки, безопасный переход улицы; выполнение правил поведения на дороге, во дворе дома, на улице. | Умение пользоваться условными знаками, раскрывать (декодировать) информацию, скрытую в них. | Фронтальная беседа. Ролевая игра. | Инд.листы, цв.карандаши, листы | | |
7 | Экскурсия (прогулка на пришкольный участок). | Урок-экскурсия. |
1 | Знакомятся с объектами и правилами поведения в школьном дворе; осваивают правила безопасного поведения на улице. | Умение целенаправленно наблюдать явления окружающего мира. | Моделирование поведения на улице. Закрепление умения «читать» условные знаки. | Фронтальная беседа. | Фотоаппарат,покет для мусора | | |
8 | Уроки общения. | Урок повторения и обобщения. | 1 | Учатся вежливо общаться с одноклассниками, взрослыми людьми, использовать слова приветствия, прощания, просьбы, прощения; моделируют поведение в школе, в семье, во дворе дома; рассматривают рисунки и «озвучивают» их (составляют диалоги действующих на них персонажей). Ролевая игра «Я – культурный человек». | Понимание того, кто такой культурный человек; нормы поведения в семье, с работниками школы, с незнакомыми людьми. | Умение оценивать своё поведение и окружающих людей с позиции культурного человека. | Фронтальная беседа. Ролевая игра. | Компьютер, ТПО, мяг.игрушка | | |
9 | Классный коллектив. | Урок формирования умений и навыков. | 1 | Учатся высказывать свои суждения и предположения; анализируют рисунки и рассказывают, что на них изображено; объясняют смысл пословиц о дружбе; формулируют выводы после выполнения заданий. | Осознание себя как члена классного коллектива, его прав и обязанностей; одноклассники – дети разных народов; друзья, взаимопомощь и выручка. | Толерантное отношение к окружающим; умение высказывать свои суждения. | Фронтальный опрос. | Инд.листы, цв.карандаши | | |
10 | Уроки вежливости. | Урок-театрализация. | 1 | Учатся использовать вежливые слова при общении со сверстниками и взрослыми людьми; анализируют поведенческие ситуации, которые изображены на рисунках; учатся высказывать свои суждения, давать оценку происходящему. | Определение качеств вежливого, воспитанного человека; понимание культуры общения в семье, с незнакомыми взрослыми людьми; знание правил поведения в общественных местах. | Моделировать поведение в школе, в семье, во дворе дома, в транспорте, на улице; оценивать поведение своё и окружающих с позиции культурного человека. | Текущий контроль. | Дем.м-ал, презентация | | |
11- 12 | Уроки здоровья. | Уроки формирования умений и навыков. | 2 | Учатся ставить учебную задачу (вместе с учителем) и планировать её выполнение; рассматривают иллюстрации, высказывают свои суждения и аргументируют их; называют части тела человека; подбирают блюда для завтрака, обеда и ужина, одежду для разных случаев её использования; объясняют, как надо ухаживать за одеждой и обувью; выполняют задания в рабочей тетради. | Знание и называние частей тела человека, условий их развития, условий сохранения здоровья; определение понятия «здоровое питание»; характеристика одежды, соответствующей погоде и роду занятий; выявление правил ухода за одеждой и обувью. | Умение ставить познавательные задачи; извлекать информацию из рисунка; внимательное и ответственное отношение к своему здоровью. | Фронтальная беседа. Фронтальный опрос. Текущий контроль. | Презентация, компьютер, цв.карандаши | | |
13 | Режим дня школьника. | Урок-игра. | 1 | Определяют время по часам в соответствии с распорядком дня; учатся составлять режим дня; обсуждают важность сна для здоровья и правила поведения перед сном. Ролевая игра «Время знаю, всюду поспеваю». | Составление режима дня, распределение дел по времени; знание дней недели, их последовательности. | Высказывать предположения, аргументировать свои ответы; умение пользоваться условными знаками. | Ролевая игра. | Альбомные листы, презентация | | |
| Окружающий мир, его изучение (8 часов) |
14 | Признаки предметов. | Комбинированный урок. | 1 | Слушают стихотворение, рассуждают, что значит быть любознательным человеком, рассказывают, что можно узнать об окружающих предметах, наблюдая их; учатся описывать предметы, называть их отличительные признаки; определяют, какой предмет спрятан (или загадан) в «волшебном мешочке»; составляют загадки о предметах, называя их отличительные признаки. | Определение отличительных признаков предметов – формы, цвета, размера; характеристика свойств предметов – лёгкий, мягкий, хрупкий, прозрачный и др. | Умение характеризовать предмет, называя как можно больше его отличительных признаков и свойств; умение работать в паре. | Фронтальная беседа. | Муляжи овощей и фруктов, ТПО | | |
15 | Сходства и различия предметов. Объединение предметов в группы. | Урок формирования умений и навыков. | 1 | Учатся сравнивать предметы, находить сходства и различия по выделенному (учителем или учеником) признаку (основанию); объединяют, распределяют предметы в группы, определив основной сходный признак. | Умение анализировать, сравнивать, классифицировать предметы. | Сходства и различия предметов; существенный (главный, основной) признак; объединение (распределение) разных предметов в одну группу. | Фронтальная беседа. | Муляжи овощей и фруктов, демонстр.м-ал | | |
16 | Органы чувств – верные помощники в познании мира. | Урок изучения нового материала. | 1 | Работают с натуральными предметами, их изображениями, учатся добывать информацию о них с помощью органов чувств (определять форму, размер, расположение, звук, качество поверхности и др.); учатся делать выводы после выполнения разных познавательных задач; работают с разрезными карточками. | Знание и называние органов чувств человека – органов зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса. | Умение добывать информацию с помощью органов чувств; умение характеризовать предметы, называя их отличительные признаки и свойства. | Текущий контроль. | Муляжи овощей и фруктов, демонстр.м-ал | | |
17 | Что нас окружает. Природные и рукотворные объекты. | Урок формирования умений и навыков. | 1 | Рассказывают, что они наблюдали во время прогулки с родителями, что они видят в классе, на фотографиях в учебнике; учатся различать природные объекты и изделия человека. | Умение описывать предметы окружающего мира (всё, что нас окружает), умение различать две его части (природные и рукотворные предметы). | Развитие эстетического восприятия окружающего; умение наблюдать, классифицировать предметы окружающего мира. | Фронтальный опрос. | Презентация, дем.м-ал,ТПО | | |
18 | Способы изучения окружающего мира. | Урок формирования умений и навыков. | 1 | Учатся ставить (вместе с учителем) познавательные задачи; учатся наблюдать объекты и явления окружающего мира; пробуют задавать вопросы по картинке, проводят первый простой опыт. | Умение работать с источниками информации: учебниками, энциклопедиями, научно-популярной литературой; называние музея как одного из способов познания окружающего мира; наблюдение, опыт, практическая работа. | Умение извлекать информацию из разных источников; умение задавать вопросы об окружающем и находить ответы на них; умение работать в паре. | Фронтальная беседа. | ТПО | | |
19 | Живая и неживая природа. Свойства живых существ. | Урок формирования умений и навыков. | 1 | Высказывают свои предположения о свойствах живого существа и аргументируют их; учатся составлять рассказ по картинкам, соблюдая последовательность отражённых в них событий; разгадывают загадки, находят предметы на разрезных карточках и классифицируют их, распределяют на группы (живое, неживое, изделие человека). | Выявление свойств живого организма (рост, развитие, питание, дыхание, размножение, умирание). | Умение различать предметы живой и неживой природы; умение отгадывать загадки (называть отличительные признаки предмета, по которым она разгадана); умение работать в паре. | Фронтальная беседа. Индивидуальный контроль. | Картинки, презентация, энциклопедия | | |
20 | Обобщающий урок. (Как изучают окружающий мир.) | Урок повторения и обобщения. | 1 | Проверяют свои знания и умения; учатся обобщать «открытые» ранее знания и умения, применять их на практике; работают с разрезными карточками: демонстрируют умения описывать, сравнивать, объединять, классифицировать предметы окружающего мира (реальные предметы или изображённые на фотографиях и рисунках). | Знание предметных понятий: источник информации, способ познания, признак предмета, природное, рукотворное, живое, неживое. | Умение характеризовать, сравнивать, классифицировать предметы; умение работать с иллюстрациями, извлекать нужную информацию; умение пользоваться условными обозначениями. | Индивидуальный контроль. | Инд.карточки. ТПО, учебник | | |
21 | Экскурсия (на пришкольный участок, в ближайший сквер). | Урок-экскурсия. | 1 | Наблюдают и описывают осенние изменения в природе, растения пришкольного участка; собирают опавшие веточки, листья, шишки, плоды разных растений (по возможности) для последующего их изучения. | Описание признаков поздней осени в природе; наблюдение за разнообразием растений, средой их обитания. | Умение ставить познавательные задачи, планировать их решение; умение целенаправленно наблюдать природные объекты и явления. | Фронтальная беседа. | Фотоаппарат, | | |
| Разнообразие растений (13 часов) | | |
22 | Многообразие растений. Условия их жизни. | Урок изучения нового материала. | 1 | Анализируют стихотворение, высказывают свои предположения; сравнивают растения, находят сходства и различия между ними; работают с разрезными карточками. | Характеристика растений, среды обитания, наблюдение за взаимосвязью живой и неживой природы; выявление условий жизни растения (вода, воздух, тепло, свет, почва). | Умение характеризовать растения; умение извлекать информацию из иллюстраций; умение отвечать на вопросы. | Фронтальная беседа. | Презентация, гербарии, ТПО | | |
23 | Строение растений (на примере цветкового травянистого растения). | Комбинированный урок. | 1 | Анализируют собственные наблюдения за растениями, их строением; учатся добывать информацию по рисунку-схеме; составляют модель растения (травянистого, цветкового); сравнивают листья, корни, плоды разных растений (по рисункам, разрезным карточкам, листкам гербария, у комнатных растений). | Умение различать части растений: корень, стебель, лист, цветок, плод, семена. | Умение работать с рисунком-схемой, извлекать нужную информацию; умение работать в паре. | Практическая работа. | Гербарии цветка, таблица строения цветка | | |
24 | Какими бывают растения. Дерево, его строение. | Урок формирования умений и навыков. | 1 | Рассказывают о своих наблюдениях растений на экскурсии, высказывают предположения о том, на какие группы их можно распределить и проверяют свои ответы; работают с разрезными карточками, распределяют растения на деревья, кустарники, травы; сравнивают деревья, находят сходства и различия, выделяют существенный признак дерева; анализируют рисунок-схему дерева и определяют его части, моделируют дерево. | Умение различать дерево, кустарник, травянистое растение, называть их отличительные признаки; умение различать части дерева (ствол, корни, крона, ветви, листья). | Умение наблюдать и делать выводы; извлекать информацию из рисунка-схемы; умение сравнивать растения; умение моделировать растения, работать с рисунком-схемой дерева и его моделью. | Индивидуальный контроль. | Гербарии цветка, таблица строение дерева | | |
25 | Кустарники и травы, их отличие от деревьев. | Урок формирования умений и навыков. | 1 | Сравнивают строение дерева, кустарника, травянистого растения, выявляют их отличительные признаки; знакомятся с разнообразием кустарников по разрезным карточкам и учатся их различать; анализируют высказывания учащихся и аргументируют своё мнение; обобщают полученные знания. | Умение сравнивать кустарник и дерево; умение сравнивать и характеризовать травянистое растение, особенности строения его стебля, травянистый стебель, его отличие от ствола дерева и стволиков кустарника. | Умение различать, классифицировать растения; умение работать в парах. | Фронтальный опрос. | Гербарии цветка, таблица строение дерева, кустарника | | |
26 | Лиственные деревья, разнообразие их листьев. | Урок применения знаний, умений и навыков. | 1 | Наблюдают и сравнивают листья разных лиственных пород деревьев, находят между ними сходства и различия; определяют основной признак группы лиственных деревьев; моделируют простые и сложные листья; анализируют стихотворение и рассказывают о своих наблюдениях явления листопада. | Умение характеризовать лиственное дерево, строение листа (листовая пластинка, черешок), простой и сложный лист. | Умение сравнивать и различать листья, объединять их в группы; целенаправленно вести наблюдения и анализировать их; работать с рисунком-схемой. | Творческая работа. | Гербарии листьев | | |
27 | Хвойные деревья, их разнообразие. | Комбинированный урок. | 1 | Рассматривают и сравнивают хвойные деревья (их хвою, прикрепление к ветви, шишки); работают с разрезными карточками, классифицируют деревья; обобщают полученные знания и проверяют свои выводы. | Умение сравнивать разные виды деревьев: хвоя, хвойное дерево, шишка; лиственница – листопадное хвойное дерево. | Умение различать и сравнивать деревья, находить существенные признаки, объединять в группы. | Индивидуальный опрос. | Презентация. гербарии | | |
28 | Разнообразие ягодных растений. Ядовитые ягоды. | Урок-викторина | 1 | Извлекают информацию из иллюстративного материала учебника, текста, отгадывают и загадывают загадки; обсуждают экологические проблемы, связанные с ягодными растениями; работают с разрезными карточками. | Умение различать ягоды, ягодный кустарничек, ядовитые ягоды. | Умение работать с разными источниками информации; умение составлять загадки (указывать отличительные признаки загадываемых растений). | Фронтальная беседа. | Презентация, ТПО, сюж.картинки | | |
29 | Удивительные растения мира. Экскурсия (в оранжерею, ботанический сад, по возможности). | Урок-экскурсия. | 1 | Актуализируют свои знания о растениях мира, работают с художественным текстом, извлекают из него научную информацию; обсуждают отношение людей к дикорастущим растениям и экологические проблемы, связанные с их деятельностью; распределяют работу по изготовлению модели (в виде аппликации) выбранного растения и подготовке сообщения о нём; знакомятся с растениями родного края, которые занесены в Красную книгу России. | Умение находить особенности строения разных растений мира. | Умение выбирать научную информацию из художественного текста и иллюстраций; умение моделировать растения, работать в паре (распределять работу по изготовлению изделия). | Фронтальная беседа. | фотоаппарат | | |
30 | Культурные растения. | Урок формирования умений и навыков. | 1 | Обсуждают значение культурных растений в жизни человека; выявляют существенные признаки культурных растений; анализируют рисунки, работают с разрезными карточками. | Умение сравнивать дикорастущее растение, культурное растение, сорняк; умение характеризовать поле, огород, сад; понимание, кто такой садовод, овощевод, полевод. | Умение различать, сравнивать, объединять растения в группы; умение работать в паре. | Текущий контроль. | Презентация, ТПО, гербарии | | |
31 | Растения сада и огорода. | Урок-игра. | 1 | Анализируют рисунки, описывают плоды разных растений, работают с разрезными карточками, лепят из пластилина фрукты и овощи; выполняют практическую работу (сеют семена на рассаду). | Приводить примеры овощных, садовых культур; знание способов выращивания растений, понятий «рассада», «теплица». | Умение классифицировать, выделять отличительные признаки предметов. | Практическая работа. | Презентация, ТПО, гербарии | | |
32 | Растения поля. Зерновые культуры. | Урок применения умений и навыков. | 1 | Работают с натуральными предметами (колоски и зёрна растений, изделия из них), с гербарием; обсуждают значение хлеба в жизни человека и необходимость бережного отношения к нему; знакомятся с разными профессиями людей, которые выращивают культурные растения и изготавливают из них продукты питания, одежду; организуют выставку «Это всё сделано из растений». | Умение различать зерновые, технические, прядильные культуры; знание, кто такой хлебороб, комбайнёр, пекарь, что такое мельница, колос, зерно, мука. | Умение составлять рассказ по картинкам; умение готовить небольшое сообщение. | Творческое выступление. | Презентация, ТПО, гербарии | | |
33 | Декоративные растения. Комнатные растения. | Урок применения умений и навыков. | 1 | Актуализируют свои наблюдения за декоративными растениями; наблюдают комнатные растения, сравнивают их, характеризуют; выполняют практическую работу по уходу за комнатными растениями. | Умение охарактеризовать декоративное растение, клумбу, комнатное растение, знание правил ухода за ними. | Умение наблюдать, готовить небольшое сообщение о своих наблюдениях; умение работать в паре. | Фронтальный опрос. | Презентация, ТПО, гербарии | | |
34 | Обобщающий урок. (Что мы узнали о растениях.) | Урок повторения и обобщения. | 1 | Обобщают знания, «открытые» ими при изучении растений; выполняют тестовые задания в рабочей тетради, проверяют и оценивают свои результаты, восполняют пробелы в знаниях; делают краткие сообщения о выбранном культурном (декоративном) растении. | Знание понятий: живая и неживая природа; деревья, кустарники, травянистые растения; хвойные и лиственные деревья; культурные, комнатные растения; части растений. | Умение работать с разными источниками информации; умение сравнивать предметы, объединять их в группы; умение выполнять тестовые задания. | Тренировочная комплексная работа. | Презентация, ТПО, гербарии | | |
Грибы, их разнообразие (3 часа) | | |
35 | Грибы, их многообразие. | Комбинированный урок. | 1 | Наблюдают разные грибы (картинки, муляжи, реальные грибы по возможности), находят их сходства и различия; работают со схемой, выделяют части шляпочного гриба; сравнивают растения и грибы; дополняют выводы, данные в учебнике. | Понимание, что такое гриб, грибница, плодовое тело шляпочного гриба (шляпка, ножка); умение характеризовать и различать пластинчатые и трубчатые шляпочные грибы; описание процесса размножения грибов. | Умение узнавать предметы по их признакам; умение работать с рисунком-схемой, извлекать нужную информацию из текста. | Текущий контроль. | Презентация, ТПО,дем.м-ал | | |
36 | Съедобные и ядовитые грибы. | Урок формирования умений и навыков. | 1 | Находят различия в строении грибов, отличительные признаки ядовитых грибов; обсуждают правила сбора грибов; составляют памятки безопасности; работают с разрезными карточками и выполняют задания в рабочей тетради. | Различие съедобных, условно съедобных, ложных, ядовитых грибов; называние правил сбора грибов. | Умение сравнивать, классифицировать предметы, находить отличительные признаки; умение работать с разными источниками информации. | Практическая работа. | Презентация, цв.карандаши, нагл.м-ал. | | |
37 | Удивительные грибы (другие виды грибов). | Комбинированный урок. | 1 | Наблюдают внешние особенности грибов, описывают их отличительные признаки; наблюдают под лупой плесень; обсуждают значение микроскопических грибов в природе и в жизни человека; лепят из пластилина шляпочные грибы и дают им характеристику. | Наблюдение за грибами-разрушителями, микроскопическими грибами (не видимыми невооружённым глазом), дрожжевыми и плесневыми грибами. | Умение моделировать шляпочные грибы; умение распределять работу в паре. | Фронтальная беседа. | Презентация, цв.карандаши, нагл.м-ал | | |
Разнообразие животных (16 часов) | | |
38 | Животные, их разнообразие. | Урок изучения нового материала. | 1 | Анализируют стихотворение, рассматривают иллюстрацию к нему, приводят примеры животных; работают в паре: размышляют, чем различаются животные, как они связаны с растениями, чем животные отличаются от растений и грибов; узнают животных по их отличительным признакам, описывают одно из них; проверяют свои выводы, предлагают дополнения к ним. | Описание животных, среды их обитания, способов передвижения, защиты, питания; выполнение правил безопасного поведения с животными. | Умение характеризовать животных; умение находить основную и дополнительную информацию, работая с иллюстрациями, художественным и учебным текстами. | Фронтальная беседа. | Презентация, ТПО, нагл.м-ал | | |
39 | Млекопитающие, их многообразие. | Урок-презентация. | 1 | Рассматривают картинки с изображением животных, находят сходства и различия, высказывают предположения о признаках, по которым можно объединять животных в одну группу; находят признак, который является главным для млекопитающих; рассуждают о правилах правильного поведения с дикими животными; работают с разрезными карточками; сочиняют историю по картинкам. | Умение дать характеристику класса млекопитающих (зверей), их существенных признаков, морского млекопитающего; пояснение и соблюдение правил безопасного и экологически грамотного поведения с животными. | Умение осуществлять поиск информации из иллюстраций и учебного текста; умение сравнивать, находить сходства и различия, выделять среди признаков существенный, объединять (классифицировать) животных; умение сочинять историю на заданную тему. | Творческое выступление. | Презентация, цв.карандаши, нагл.м-ал | | |
40 | Птицы, их многообразие. | Комбинированный урок. | 1 | Рассказывают о своих наблюдениях птиц, выясняют, чем птицы отличаются от млекопитающих; учатся различать птиц, называть среду обитания и способ питания; классифицируют птиц, работают с разрезными карточками; наблюдают образ жизни птиц, их клювы, ноги, перья; моделируют выбранную птицу (по желанию). | Описание существенных признаков птиц, их оперения – пухового, покровного, махового перьев; выявление зерноядных, насекомоядных, хищных, водоплавающих птиц, сравнение их среды обитания и способа питания. | Продолжаем развивать умения анализировать, сравнивать, классифицировать, выделять существенные признаки животных; умение работать с разными источниками информации; умения моделировать. | Фронтальный опрос. | Презентация, цв.карандаши, нагл.м-ал | | |
41 | Размножение птиц. | Урок формирования умений и навыков. | 1 | Выделяют основную информацию из прослушанного текста, сравнивают вид самки и самца, гнёзда птиц; наблюдают, работают с разрезными карточками, классифицируют птиц; моделируют по выбору гнездо птицы (по желанию). | Знание понятий: гнездо, яйцо, птенец, способы маскировки самки, способы защиты гнезда; соблюдение правил экологически грамотного поведения в природе. | Умение наблюдать, описывать свои наблюдения; моделировать предметы окружающего мира. | Фронтальный опрос. | Презентация, цв.карандаши, нагл.м-ал | | |
42 | Удивительные птицы. | Урок-викторина. | 1 | Собирают информацию о птицах по рисункам, своим наблюдениям, слушают записи звуков, издаваемых птицами; анализируют задумки художника (по рисункам в рабочей тетради); узнают птиц по описанию и голосам; предполагают, почему не все птицы улетают зимовать в тёплые края, размышляют о том, как помочь птицам зимой. | Различие и характеристика нелетающих, певчих, перелётных и зимующих птиц; объяснение значения птиц для природы и человека. | Умение анализировать рисунок и предполагать, какая в нём заложена информация; умение устанавливать взаимосвязи между объектами окружающего мира; обобщать наблюдения, делать выводы. | Фронтальный опрос. | Презентация, цв.карандаши, нагл.м-ал | | |
43 | Насекомые, их многообразие. | Урок-исследование. | 1 | Разгадывают загадки, выделяя отличительные признаки насекомых; работают с разрезными карточками, выполняют задания в рабочей тетради; моделируют насекомое по выбору (по желанию). | Наблюдение за насекомыми, знание и различение частей их тел (голова, грудь, брюшко, шесть ног, крылья); описание среды обитания, способов передвижения, питания и защиты насекомых. | Умение находить сходства и различия, представлять образ предмета по его описанию; наблюдать и описывать предметы окружающего мира, обобщать найденную информацию и делать выводы. | Творческая работа. | Презентация, цв.карандаши, нагл.м-ал | | |
44 | Общественные насекомые. | Урок-презентация. | 1 | Рассказывают о своих наблюдениях жизни пчёл и муравьев; анализируют рисунки, учатся выделять основную мысль текста; осваивают дидактическую игру, узнают насекомое по признакам, составляют подобное задание для одноклассников; работают с разрезными карточками; рассуждают о правилах безопасного поведения с пчёлами и муравьями, о бережном к ним отношении. | Определение, кто такие общественные насекомые, умение характеризовать образ их жизни; соблюдение правил экологически грамотного и безопасного поведения с пчёлами и муравьями. | Умение определять основную и дополнительную информацию в тексте, выделять научную информацию из художественного текста, анализировать рисунки. | Творческое выступление. | Презентация, цв.карандаши, нагл.м-ал | | |
45 | Жуки и бабочки. | Урок формирования умений и навыков. | 1 | Находят нужную информацию из рисунка, текста, собственных наблюдений; составляют правила поведения в природе; работают с разрезными карточками; составляют рассказ по картинкам; выполняют тест в рабочей тетради. | Описание жука, его строения; бабочки, её строения; соблюдение экологически грамотного поведения в природе, бережного отношения к насекомым. | Умение наблюдать, выделять отличительные признаки насекомых, сравнивать и объединять их в группы. | Тест. | Презентация, цв.карандаши, нагл.м-ал | | |
46 | Рыбы, их многообразие. | Урок изучения нового материала. | 1 | Выделяют основной признак рыб, находят части тела рыб по рисунку-схеме, сравнивают строение их тела с другими животными; работают с разрезными карточками, выполняют задания в рабочей тетради. | Описание рыбы, её основных признаков; умение называть части тела рыбы, способы дыхания, питания, маскировки; различие пресноводных и морских рыб. | Умение находить необходимую информацию из разных источников; умение работать с рисунками-схемами; умение работать в паре. | Индивидуальный опрос. | Презентация, цв.карандаши, нагл.м-ал | | |
47 | Аквариумные рыбы. | Урок-презентация. | 1 | Узнают рыб по описанию, выделяют их отличительные признаки, классифицируют рыб, работают с разрезными карточками; наблюдают аквариумных рыб, описывают их повадки; моделируют строение тела рыбы; анализируют рисунок и рассуждают о неправильном поведении людей на водоёмах, составляют советы по безопасному поведению детей; готовят небольшие сообщения об аквариумных рыбках. | Ведение наблюдений за аквариумом, аквариумными рыбами, выполнение правил ухода за ними. | Умение наблюдать за природными объектами, характеризовать и моделировать их, составлять небольшое сообщение. | Творческое выступление. | Презентация, цв.карандаши, нагл.м-ал | | |
48 | Земноводные и пресмыкающиеся, их разнообразие. | Урок формирования умений и навыков. | 1 | Читают текст, рассматривают иллюстрации, находят сходства между земноводными, между пресмыкающимися, выделяют основные признаки, отличающие их от других животных; сравнивают земноводных и пресмыкающихся, находят их различия; рассуждают о пользе земноводных и пресмыкающихся для природы и человека; проводят наблюдения (при наличии этих животных в живом уголке школы) или вспоминают свои наблюдения в природе. | Умение характеризовать земноводных, называть их основные признаки; различие бесхвостых и хвостатых земноводных, среды их обитания, образа жизни; умение различать жаб, лягушек, тритонов; умение характеризовать пресмыкающегося, строение тела, его покров; соблюдение правил безопасного поведения при встрече с ядовитыми змеями. | Умение ставить познавательную задачу и планировать её решение; умение выделять в тексте нужную информацию, находить ответы на вопросы; проводить наблюдения и описывать их. | Фронтальная беседа. | Презентация, цв.карандаши, нагл.м-ал | | |
49 | Древние пресмыкающиеся. | Урок закрепления знаний, умений и навыков. | 1 | Слушают и обсуждают сообщения о динозаврах, работают с разрезными карточками; обобщают знания, «открытые» ими при изучении разных групп животных; выполняют тест в рабочей тетради. | Умение характеризовать динозавров как древних пресмыкающихся; усвоение понятий «рыба», «земноводное», «пресмыкающееся». | Проверяется умение выполнять тестовые задания, умение готовить небольшие сообщения. | Тест. | Презентация, цв.карандаши, нагл.м-ал | | |
50 | Домашние животные, их значение в жизни человека. | Урок закрепления знаний, умений и навыков. | 1 | Выделяют группы животных, которых одомашнил человек; рассказывают о своих наблюдениях за домашними животными, обсуждают, чем отличаются условия их жизни от жизни диких животных; рассуждают о пользе домашних животных, о необходимости заботиться о них; работают с разрезными карточками, распределяют животных на домашних и диких. | Различие диких и домашних животных; знание правил ухода за домашними животными; объяснение того, как люди используют разных домашних животных. | Умение наблюдать и готовить краткое сообщение о своих наблюдениях; описывать характерные особенности домашних животных. | Фронтальный опрос. | Презентация, цв.карандаши, нагл.м-ал | | |
51 | Домашние питомцы. | Урок-презентация. | 1 | Наблюдают за домашними питомцами и рассказывают о них своим одноклассникам: о том, какие у них повадки, как ухаживать за животными, как воспитывать; делают вывод об ответственном отношении к животным, которых приручили. | Знание правил ухода за домашними питомцами, различия пород собак; понимание их значения в жизни человека. | Умение анализировать текст, рисунки, наблюдения; сравнивать, классифицировать предметы окружающего мира. | Творческое выступление. | Презентация, цв.карандаши, нагл.м-ал | | |
52 | Обобщающий урок. (Что мы узнали о животных.) | Урок повторения и систематизации. | 1 | Выполняют задания в учебнике и в рабочей тетради, работают с разрезными карточками, оценивают свои знания и умения, восполняют пробелы. | Знание существенных признаков шести групп животных; умение объединять животных в группы (классифицировать). | Проверяется умение различать, классифицировать предметы окружающего мира; умение выполнять тестовые задания. | Самостоятельная работа. | Инд.карточки | | |
53 | Красная книга растений и животных. | Урок закрепления знаний, умений и навыков. | 1 | Актуализируют свои наблюдения и знания о редких растениях и животных своей местности; читают тексты, отвечают на вопросы; рассматривают и «озвучивают» картинки в диалоговой форме; знакомятся с редкими растениями и животными мира, рассматривая форзацы 1 и 2 частей учебника; обсуждают и оценивают деятельность людей по уничтожению и сохранению многообразия растительного и животного мира Земли, дают оценку своим действиям, намечают план помощи взрослым. | Называние исчезающих и редких видов живых существ; знание способов сохранения и восстановления разнообразия растительного и животного мира Земли; понимание различий оранжереи, заповедника, заказника, национального парка. | Умение анализировать иллюстрации, находить необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний; умение оценивать деятельность людей и собственные действия. | Фронтальная беседа. | Энциклопедия, доп.литература | | |
Творения людей вокруг нас (13 часов) | | |
54 55 | Дерево в жизни человека. | Урок-исследование. | 2 | дереву по тексту стихотворения О (в рабочей тетради), отмечая, б что в нём говорится об уходе за с деревьями; рассуждают о у необходимости экономного ж использования бумаги и д возможности её вторичного а использования; наблюдают ю деревья школьного двора (как к ним относятся ученики школы)т значение деревьев в природе и в жизни человека (и в собственной жизни); знакомятся с изделиями из древесины и с правилами, как их сохранять; разрешают нравственную коллизию: какое дерево важнее – живое или срубленное; анализируют . | Знание понятия «древесина», понимание, что такое экономное и вторичное использование бумаги, соблюдение бережного отношения к деревьям и к изделиям из древесины. | Умение представлять последовательность действий, пользуясь рисунком-схемой; умение дополнять учебную информацию собственными наблюдениями, суждениями, выводами. | Проектная работа. | | | |
56-57 | Народное творчество. (Экскурсия в музей прикладного искусства.) | Урок-(виртуальная) экскурсия. | 2 | Знакомятся с изделиями народных мастеров (по экспонатам музея), материалами, из которых они изготовлены, с разнообразием и спецификой узоров; пробуют создать своё изделие (по желанию). Возможно создание выставки изделий народных мастеров в классе с помощью родителей. | Понимание и называние, что такое народное творчество, кто такие народные мастера, выявление разнообразия народных изделий и узоров. | Развитие эстетического восприятия предметного мира; умение различать изделия народных мастеров. | Фронтальная беседа. | Презентация, цв.карандаши | | |
58-60 | Национальные традиции в изделиях разных народов. (Экскурсия в краеведческий музей.) | Урок-экскурсия. | 3 | Знакомятся с национальными традициями разных народов (народов, живущих в родном крае); рассуждают о важности уважительного отношения к традициям разных народов. Возможна выставка (с помощью родителей) в классе изделий с национальными узорами в одежде, на предметах быта. | Выявление и соблюдение национальных традиций, описание национальной одежды, узоров. | Уважительное отношение к национальным традициям разных народов. | Фронтальная беседа. | Презентация, костюмы , | | |
61-62 | Мир увлечений людей. Коллекционирование. | Урок- презентация. | 2 | Рассказывают (представляют) о своих увлечениях, показывают свои коллекции. Возможно участие коллекционеров, родителей (по возможности). | Знание понятий: коллекция, экспонат, коллекционер. | Умение собирать информацию о предметах окружающего мира и презентовать её. | Творческое выступление. | Доп.литература | | |
63 | Среда обитания – наш общий дом. Твой дом и двор. | Урок- выставка. | 1 | Рассуждают о своём участии в сохранении чистоты и красоты своего дома, двора, школьного здания и школьного двора; проводят разбивку клумбы в школьном дворе, посадку саженцев кустарников или деревьев. | Описание среды обитания, понимание её значения для человека. | Развитие эстетического восприятия окружающего, желания сохранять его чистоту и красоту. | Фронтальная беседа. | Цв.карандаши. доп.литератуара | | |
64 | Родной город (село, край), его памятные места. (Экскурсия по родному городу, селу.) | Урок-экскурсия. | 1 | Наблюдают достопримечательности родного края; приводят в порядок памятные места; готовят сообщение об одном из них (по желанию). | Выявление достопримечательностей, памятных мест, памятников природы, культуры родного города (села). | Развитие эстетического восприятие окружающего, формирование бережного отношения к историческим памятникам, уважительного отношения к святым местам. | Фронтальная беседа. | Презентация, альбомные листы, цв.карандаши | | |
65 | Памятники культуры. Бережное отношение к ним. | Урок – виртуальная экскурсия. | 1 | Учатся бережно относиться к старинным зданиям, памятным местам, восхищаются творениями великих зодчих России. | Знание памятников культуры всемирного значения, понимание необходимости их охраны. | Развитие патриотизма, любви к родному краю и к своей Родине, к её историческому прошлому, к памятникам культуры, созданным нашими предками. | Фронтальный опрос. | Презентация, ТПО | | |
66 | Итоговый контрольный урок. (Что мы узнали об окружающем мире, чему научились в 1 классе.) | Урок контроля знаний, умений и навыков. | 1 | Выполняют работу в рабочей тетради, оценивают её, анализируют результаты своей учёбы в 1 классе. | Знание основных понятий о сезонных приметах, растениях, животных. | Проверяется умение находить нужную информацию из текста и иллюстраций; умение различать и классифицировать предметы окружающего мира; умение оценивать свои успехи в учёбе. | Комплексная проверочная работа. | тест | | |
62-66 | | | | | | | | |
научно-популярные, художественные книги для чтения. энциклопедии, справочники, словари естественно-научного, обществоведческого, исторического содержания, видеофильмы, звукозаписи.
– предметы старинного быта, одежды, элементы национальных узоров (народов родного края);
– живые объекты (комнатные растения, животные живого уголка).
– демонстрационные экземпляры термометров разных видов (спиртового, биметаллического, медицинского) для измерения температуры воздуха, воды и тела.