Программа по окружающему миру для 4 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта с учетом особенностей УМК Общеобразовательная система «Школа 2100» и соответствует стандарту согласно базисному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Рабочая программа к курсу «Окружающий мир» составлена на основе авторской программы А.А.Вахрушева,, Д.Д.Данилова, А.С.Раутиана, С.В.Тырина «Окружающий мир» (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100»/ Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. - М.: Баласс, 2011).
- освоение знаний об окружающем мире, способности находить связь понятия с явлением и явлений друг с другом;
- формирование способности воспринимать новую информацию и находить ей место в системе своих знаний, упорядочивать свой собственный опыт;
- воспитание гуманного отношения к природе как среде существования жизни на Земле;
Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.
Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
Перед современным педагогом встает трудная задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний.
Как же нужно учить, чтобы достичь обеих целей. Оказывается, для этого существует один выход. Средством воспитания и образования школьника начальных классов является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира. Смысл сообщения картины мира - при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участником жизни. Очень важно с самых первых шагов ребенка в школе научить его целостному взгляду на мир. Тогда ответ на любой возникающий у школьника вопрос может быть легко найден, так как ребят с самых первых шагов изучения окружающего мира учат искать место каждого явления природы и хозяйства человека в мире.
Как же сформировать у ребенка целостную картину мира? Единственный способ – ежедневно и ежечасно помогать ребятам осмысливать свой опыт. Человек должен научиться понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей. Регулярно объясняя свой опыт, человек приучается понимать окружающий его мир.Все это способствует возникновению привычки (навыка) объяснения и осмысления своего опыта. В этом случае ребенок может научиться делать любое новое дело, самостоятельно осваивая его.
Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний.
В соответствии с учебным планом начальной ступени образования окружающий мир в 4 классе проводится два часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 68 часов.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Кожа. Строение кожи. Кожа и её роль в защите от холода и жары, внешних воздействий, микробов (бактерий). Непостоянство условий во внешней среде и постоянство условий внутри организма. Потоотделение и его роль в поддержании температуры тела. Правила гигиены. Загар и защита от солнечных лучей. Мозоли – защита от истирания кожи. Кожа – орган чувств. Чувствительность пальцев. Узоры на ладонях и пальцах.
Движение человека. Внутренний скелет, его преимущества и недостатки. Непрерывный рост костей. Кости и их прочность. Суставы. Подвижность в позвоночнике и плечевом суставе. Переломы, вывихи. Как оказать первую помощь? Мышцы – движители тела и его скелета. Мышцы и сустав. Функции мышцы: сокращение и расслабление. Физическая усталость человека.
Пищеварение. Органы пищеварения. Зубы и жевание. Рот и язык. Глотка, пищевод, желудок, кишечник, печень. Правила здорового питания. Пищеварение и его роль в превращении пищи в универсальный источник энергии и строительный материал, общий всем живым существам: белки, углеводы и жиры.
Органы выделения и их роль в удалении вредных веществ и лишней воды из клеток. Почка, мочевой пузырь. Что такое моча?
Органы дыхания: носовая полость, глотка, трахеи, бронхи, легкие. Гигиена дыхания. Как мы дышим? Как мы разговариваем? Чихание и кашель. Трахеит, бронхит, воспаление лёгких.
Круги кровообращения. Сердце – насос. Артерии, вены и капилляры. Артериальная и венозная кровь. Пульс. Давление крови.
Кровь и её транспортная функция внутри организма. Перенос питательных веществ и кислорода ко всем клеткам тела. Кровь и её красный цвет. Почему при ранении из человека не вытекает вся кровь? Бесстрашные защитники в крови человека.
Мозг – орган управления. Нервная система: мозг и нервы. Функция нервной системы – быстрая и точная передача сигналов управления от мозга к органам и осведомительной информации о состоянии органов к мозгу. Головной и спинной мозг. Нервы – «провода» нервной системы. Управление дыханием, сердцебиением, перевариванием пищи. Полушария – самая главная часть мозга человека. Наши ощущения. Мышление. Железы внутренней секреции и выработка гормонов, разносимых кровью по всему организму. Гормон страха и опасности и его действие.
Органы чувств. Глаза – органы зрения. Хрусталик. Сетчатка. Восприятие на свету и в темноте. Восприятие глазами движения. Защита зрения. Нос – орган обоняния. Ухо – орган слуха. Язык – орган вкуса. Кожа – орган осязания. Орган равновесия. Боль – сигнал опасности. Специфика чувствительных клеток и отсутствие специфики проведения сигнала по нервам.
Размножение – свойство живых организмов. Эмбрион – орган матери. Питание и дыхание эмбриона. Рождение. Зависимость ребёнка от матери. Человеком не родятся, а становятся.
Травмы. Микробы – возбудители болезней. Бактерии и вирусы. Что вызывает грипп и как он передаётся? Что такое простуда? Почему корью, ветрянкой и скарлатиной болеют один раз? Защита организма. Высокая температура, её причины. Клетки крови – пожиратели микробов. Прививки и их роль в спасении нас от болезней. Медицина побеждает страшные недуги. Болезни современного общества. Физкультура – необходимый элемент культуры цивилизованного человека.
Предки человека – человекообразные обезьяны и их особенности. Хорошо развитая рука, зрение и сложный мозг. Двуногое передвижение, вертикальная постановка тела, освобождение рук от функций передвижения и высоко посаженная голова. Длительный период детства и обучение. Основа выживания наших предков – предвидение поведения врагов и объектов питания в пространстве и времени и коллективные действия. Человек и его разум. Речь.
Первобытное стадо как прообраз человеческого общества. Обезьянолюди – древнейшие люди нашей планеты. Изготовление орудий труда. Хранение орудий и изготовление их впрок – главная предпосылка прогресса технологий. Пользование огнём и разведение огня. Коллективная охота на крупных зверей. Разделение труда. Длительное обучение детей и позднее их взросление. Происхождение семьи. Появление человека разумного.
Изобретение рычага и его использование для изготовления инструментов. Наклонная плоскость и колесо и их применение человеком. Клин, блок, ворот.
Вода, её свойства (принимает форму сосуда, выталкивающая сила, текучесть, несжимаемость, способность растворять). Изменение свойств воды при нагревании и охлаждении. Сообщающиеся сосуды – устройство водопровода. Фильтрация. Устройство простейшего парового двигателя, гидравлический пресс и домкрат.
Воздух, его состав и свойства (расширяется при нагревании, плохо проводит тепло, малая плотность, упругость). Воздушный шар. Обладает ли воздух выталкивающей силой?
Горные породы и минералы, их использование человеком. Свойства горных пород и минералов (постоянная форма, прочность, твёрдость). Производство кирпича, цемента, бетона, стекла. Драгоценные и поделочные камни.
Металлы, их свойства (твёрдость, пластичность, расширяются при нагревании, проводят тепло и электричество), добыча и использование. Бронза, железо и его сплавы. Способы обработки металлов. Использование различных металлов.
Торф, каменный уголь, нефть и природный газ – ископаемое топливо, его происхождение. Паровой двигатель. Двигатель внутреннего сгорания, ракетный двигатель.
Электричество в природе. Использование электричества человеком. Магниты, их особенности.
Звук, его свойства (высота звука и его связь с вибрацией). Средства связи и музыкальные инструменты. Свет, его свойства (распространение по прямой, преломление, поглощение).
Современные технологии на службе у человека. Изготовление синтетических материалов. Искусственный спутник и полёт в космос. Изобретение компьютеров, роботов и лазера и их роль в жизни современного человека.
Присваивающее хозяйство наших предков. Производящее хозяйство. Создание искусственной экосистемы. Нарушение круговорота веществ в биосфере: накопление отходов производства и жизнедеятельности, загрязнение окружающей среды. Наша Земля становится для нас всё более неожиданной и чужой. Экологическое хозяйство будущего человека.
Основные качества личности. Характер. Черты характера как устойчивые проявления личности.
Эмоции. Выражение эмоций. Эмоциональные состояния. Настроение. Тревожность. Самооценка – или каким ты себя видишь. Самооценка и оценивание: ты о себе, ты о других, другие о тебе.
Отношения с другими и к другим: симпатии и антипатии. Общение и его виды (речевые и неречевые). Мимика – «выражения лица» и пантомимика – «язык движений». Правила приличия.
Правила поведения людей в обществе. Совесть. Мораль и право.
Круги общения и социальные группы. Человечество – самая большая социальная группа.
Права человека в обществе. Преступления против личности. Права ребёнка. Защита прав ребёнка.
Первобытный мир (1 млн лет – 5 тыс. лет назад) – время появления человека и его расселения по планете. Древний мир (3 тыс. до н.э. – V век новой эры) – время возникновения первых цивилизаций – обществ нового типа. Средние века (V–XV века) – время смены одних цивилизаций другими и распространения области цивилизаций по планете. Новое время (XV–XIX века) – эпоха стремительного развития Европейской цивилизации, резких изменений в жизни людей. Новейшее время (XX век) – эпоха тяжёлых испытаний для человечества и создания основ всемирной человеческой (общечеловеческой) цивилизации.
Единое человечество состоит из граждан разных государств. Многообразие государств планеты. Монархии и республики. Демократические и недемократические государства. Права человека по участию в управлении государством, свобода слова.
Единое человечество состоит из верующих, приверженцев разных религий и атеистов. Вера (представление о богах) и атеизм (неверие в Бога). Право человека на свободу совести (выбрать любую религию или быть атеистом).
Религии мира – религии, распространившиеся на многие народы мира и ставшие частью мировой общечеловеческой культуры.
Современное человечество объединяют общие задачи развития культуры и спорта. Общечеловеческие культурные достижения и ценности, проблема их сохранения и развития. Современное олимпийское движение, значение для современного человечества. Почти все государства планеты входят в Организацию Объединённых Наций. Задачи ООН, принципы построения, практическая работа на благо всего человечества. Один из главных документов ООН – «Декларация прав человека».
Всё человечество объединяют глобальные (всеобщие) проблемы современности, которые угрожают самому существованию человечества.
Путь человечества в XXI век. Будущее зависит от каждого из нас!
Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) учащихся в соответствии с развивающей личностно ориентированной Образовательной системой «Школа 2100» позволяет:
2) развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки;
3) мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием;
4) создавать комфортную обстановку, сохранить психологическое здоровье детей.
№ | Кол-во часов по теме | тема урока (тип урока) | элементы содержания | требования к уровню подготовки учащихся | вид контроля, измерители | словарная работа | элементы дополнительного содержания | календарные сроки | фактические сроки |
| | | | Предметные результаты | УУД | | | | | |
1четверть – 18 часов Часть I. Раздел 1 «Как работает организм человека» - 18 часов |
1 | 1 | Как устроен организм человека. УИПЗЗ | Устройство человека. Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма. | Знать, что каждая система органов играет в организме свою особую, необходимую для жизни роль. Иметь представление о работе системы органов кровообращения, нервной системе, органах чувств, выделения, дыхания, пищеварения, опорно-двигательной системе. Уметь называть системы органов у человека. | Личностные: Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знании и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве. Регулятивные: Планировать учебную деятельность на уроке; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем; сверять свои действия с целью работы. Познавательные: Вычитывать из текста фактуальную информацию, подтекстовую (неявную); ориентироваться в структуре текста; определять его тематическую принадлежность; перерабатывать полученную информацию: сравнивать факты; определять причины явлений, событий. | текущий | организм человек органы система органов | У. с. 6-11, т.с. 2 № 1,2 д/з с. 6-11, с.2 № 3 | 01.09 | |
2 | 1 | Кожа – «пограничник» организма Проверочная работа №1 по теме «Как устроен организм человека». УКЗ | Кожа. Строение кожи. Кожа и её роль в защите от холода и жары, внешних воздействий, микробов (бактерий). Непостоянство условий во внешней среде и постоянство условий внутри организма. Потоотделение и его роль в поддержании температуры тела. Кожа – орган чувств. | Знать, что кожа защищает организм от трения, легких ударов и уколов, от проникновения вредных веществ и микробов, от перегрева и переохлаждения, от высыхания и размокания; что через кожу выделяются лишние соли и вода; что кожа – орган осязания. Уметь составлять правила ухода за кожей; рассказывать, как кожа помогает нам в жаркую погоду, во время купания, при работе с ядовитыми веществами, при шитье и вязании. | Проверочная работа | кожа, орган осязания | У. с. 12-15, т.с. 3-5 № 1,2 д/з с. 12-15, с.3 № 1 | 03.09 | |
3 | 1 | Как человек двигается. Проверочная работа №2 по теме «Кожа и опорно-двигательная система»УКЗ | Движение человека. Внутренний скелет, его преимущества и недостатки. Непрерывный рост костей. Кости и их прочность. Суставы. Подвижность в позвоночнике и плечевом суставе. Переломы, вывихи. Как оказать первую помощь? Мышцы – движители тела и его скелета. Мышцы и сустав. Функции мышцы: сокращение и расслабление. Физическая усталость человека. | Знать, что сокращение мышц изменяет положение костей, подвижно соединенных в суставах, позволяя человеку двигаться. Уметь находить на рисунке названия отдельных костей и частей скелета, выяснять их значение; составлять правила поведения, для того чтобы избежать переломов и вывихов. | Проверочная работа | опорно-двигательная система, кости, позвоночник, скелет сустав, мышцы, сухожилия | У. с. 16-19, т.с. 6-7 № 1,2,4,7 д/з с. 16-19, № 3,5,6 | 08.09 | |
4 | 1 | Путешествие бутерброда. УИПЗЗ | Пищеварение. Органы пищеварения. Зубы и жевание. Рот и язык. Глотка, пищевод, желудок, кишечник, печень. Правила здорового питания. Пищеварение и его роль в превращении пищи в универсальный источник энергии и строительный материал, общий всем живым существам: белки, углеводы и жиры. | Знать, что органы пищеварения переваривают пищу и обеспечивают организм питательными веществами. Уметь называть органы пищеварения; определять роль органов пищеварения; рассказывать, как организм борется с отравлениями; объяснять, почему надо беречь зубы. | текущий | Органы пищеварения, зубы язык, слюнные железы, глотка, пищевод, желудок, кишечник, печень | У. с. 20-25, т.с. 8-9 № 1,2,3 д/з с. 20-25, № 4,5 с.9 | 10.09 | |
5 | 1 | Как удаляются ненужные вещества. Проверочная работа №3 по теме «Пищеварение и выделение». УКЗ | Органы выделения и их роль в удалении вредных веществ и лишней воды из клеток. Почка, мочевой пузырь. Что такое моча? | Знать, что органы выделения очищают кровь от отходов жизнедеятельности клеток и выводят избыток воды. Уметь называть органы выделения; объяснять, почему почки – главный орган выделения. | Личностные: Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знании и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Регулятивные: Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех. | Проверочная работа | органы выделения, почки | У. с. 26-27, т.с. 10 № 1 д/з с. 26-27, № 2,3 | 15.09 | |
6 | 1 | Для чего и как мы дышим. УИПЗЗ | Органы дыхания: носовая полость, глотка, трахеи, бронхи, легкие. Гигиена дыхания. Как мы дышим? Как мы разговариваем? Чихание и кашель. Трахеит, бронхит, воспаление лёгких. | Знать, что благодаря органам дыхания из воздуха в кровь непрерывно поступает кислород и удаляется углекислый газ; что кислород необходим для поддержания жизни и деятельности всех клеток тела. Уметь называть органы дыхания; рассказывать, как происходят у человека вдох и выдох; объяснять, почему вредно вдыхать воздух ртом на морозе; объяснять, чем полезны чихание и кашель для защиты нашего организма; называть способы, с помощью которых можно не заразить друзей, навестивших тебя во время болезни | текущий | Органы дыхания, носовая полость, гортань, трахея, бронхи, лёгкие | У. с. 28-31, т.с. 11-12 № 1-3 д/з с. 28-31, № 4,5,6 | 17.09 | |
7 | 1 | Стартовая комплексная работа по линии администрации. УКЗ | Выявление уровня и качества усвоения программного материала. | Комплексная работа | | | 22.09 | |
8 | 1 | Волшебная восьмерка. УИПЗЗ Тест по теме «Кровообращение» УКЗ | Круги кровообращения. Сердце – насос. Артерии, вены и капилляры. Артериальная и венозная кровь. Пульс. Давление крови. | Знать, что органы кровообращения – главный «транспорт» в организме. Уметь называть органы кровообращения; рассказывать о путешествии крови в организме; рассказывать, как работает сердце; объяснять, почему кровь, поступающая от легких, не смешивается в сердце с кровью, идущей от других органов | Познавательные: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации. Вычитывать из текста фактуальную информацию, подтекстовую (неявную); ориентироваться в структуре текста; определять его тематическую принадлежность; перерабатывать полученную информацию: сравнивать факты; определять причины явлений, событий. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); Личностные: Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе; анализировать свои действия и управлять ими. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знании и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителя; принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам окружающего мира. Испытывать желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителем. Регулятивные: Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех; полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Познавательные: Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об экосистемах и природных сообществах и обсуждать полученные сведения. Передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, выбирать основания для сравнения, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. | тест | органы кровообращения, сердце, артерия, вена, капилляр, давление | У. с. 32-35, т.с. 13 № 1-3 д/з с. 32-35, № 4 | 24.09 | |
9 | 1 | Что такое кровь. Проверочная работа №4 по теме «Дыхание и кровообращение». УКЗ | Кровь и её транспортная функция внутри организма. Перенос питательных веществ и кислорода ко всем клеткам тела. Кровь и её красный цвет. Почему при ранении из человека не вытекает вся кровь? Бесстрашные защитники в крови человека. | Знать, что кровь – это внутренняя среда организма, поддерживающая благоприятные для жизни клеток условия. Уметь называть условия, которые нужны для жизни и нормальной работы клеток тела; рассказывать, из чего состоит кровь, какую работу выполняют клетки крови | Проверочная работа | кровь, плазма | У. с. 36-37, т.с. 14 № 1,2 д/з с. 36-37, № 3 | 29.09 | |
10 | 1 | Почему наш организм работает слажено. Проверочная работа №5 по теме «Нервная система». УКЗ | Мозг – орган управления. Нервная система: мозг и нервы. Функция нервной системы – быстрая и точная передача сигналов управления от мозга к органам и осведомительной информации о состоянии органов к мозгу. Головной и спинной мозг. Нервы – «провода» нервной системы. Управление дыханием, сердцебиением, перевариванием пищи. Полушария – самая главная часть мозга человека. Наши ощущения. Мышление. Железы внутренней секреции и выработка гормонов, разносимых кровью по всему организму. Гормон страха и опасности и его действие. | Знать, что нервная система управляет работой каждого органа и всего организма; что большие полушария головного мозга позволяют нам совершать сознательные действия на основе своего опыта. Уметь называть органы нервной системы; указывать, где расположены органы нервной системы; приводить примеры сознательных и бессознательных действий; определять роль больших полушарий в жизни человека; рассказывать о роли сна для человека | Проверочная работа | нервная система, головной мозг спинной мозг большие полушария, нервы, гормоны | У. с. 38-41, т.с. 15-16 № 1-4 д/з с. 38-41, № 5,8 | 01.10 | |
11 | 1 | Окна в окружающий мир. УИПЗЗ | Органы чувств. Глаза – органы зрения. Хрусталик. Сетчатка. Восприятие на свету и в темноте. Восприятие глазами движения. Защита зрения. | Знать, что орган зрения – важнейший орган чувств человека; что он дает наиболее полную информацию об окружающем мире на расстоянии. Уметь называть, из каких частей состоит глаз; рассказывать, как глаз защищен от повреждений; составлять правила сохранения зрения | текущий | орган зрения, хрусталик, сетчатка, глазное яблоко | У. с. 42-45, т.с. 17-18 № 1-5 д/з с. 42-45, № 6,7 | 06.10 | |
12 | 1 | Многогранный мир чувств. Проверочная работа №6 по теме «Органы чувств». УКЗ | Нос – орган обоняния. Ухо – орган слуха. Язык – орган вкуса. Кожа – орган осязания. Орган равновесия. Боль – сигнал опасности. Специфика чувствительных клеток и отсутствие специфики проведения сигнала по нервам. | Знать, что мы воспринимаем мир сразу всеми органами чувств, их сигналы дополняют друг друга; что мозг обрабатывает эти сигналы и составляет единое впечатление о том, что нас окружает. Уметь называть органы чувств; рассказывать, как устроен орган слуха; объяснять, как мозг различает сигналы, идущие от разных органов чувств; составлять правила сохранения органов чувств | Проверочная работа | орган слуха, равновесия, обоняния, вкуса, осязания | У. с. 46-49, т.с. 19-22 № 1-5 д/з с. 46-49, № 6 | 08.10 | |
13 | 1 | Родители и дети УИПЗЗ | Размножение – свойство живых организмов. Эмбрион – орган матери. Питание и дыхание эмбриона. Рождение. Зависимость ребёнка от матери. Человеком не родятся, а становятся. | Знать, что организм женщины приспособлен для вынашивания, рождения и выкармливания ребенка своим молоком, а организм мужчины – для работы по обеспечению и защите семьи; что оба родителя и все человеческое общество в целом заботятся о воспитании детей. Уметь сравнивать строение тела женщины и мужчины; называть отличия семьи человека и семьи животных; рассказывать, чем отличается роль женщины от роли мужчины в семье | текущий | обучение потомства, вынашивание, выкармливание молоком | У. с. 50-53, т.с. 21 № 1-5 д/з с. 50-53, № 1 | 13.10 | |
14 | 1 | Отчего мы иногда болеем. Проверочная работа №7 по теме «Родители и дети. Отчего мы иногда болеем» УКЗ | Травмы. Микробы – возбудители болезней. Бактерии и вирусы. Что вызывает грипп и как он передаётся? Что такое простуда? Почему корью, ветрянкой и скарлатиной болеют один раз? Защита организма. Высокая температура, её причины. Клетки крови – пожиратели микробов. Прививки и их роль в спасении нас от болезней. Медицина побеждает страшные недуги. Болезни современного общества. Физкультура – необходимый элемент культуры цивилизованного человека. | Знать, что болезнь нас поражает, когда микробов вокруг слишком много или когда организм ослаблен; что знание причин болезни помогает побеждать или их избегать. Уметь рассказывать, как можно бороться с малоподвижным образом жизни; объяснять, как болезнь нарушает порядок в организме; объяснять, для чего люди делают прививки | Проверочная работа | травма, возбудитель болезни, прививка, иммунитет | У. с. 54-57, т.с. 22 № 1-4 д/з с. 54-57, № 5,6 | 15.10 | |
15 | 1 | Наши предки – древесные жители. УИПЗЗ Словарный диктант. УКЗ | Предки человека – человекообразные обезьяны и их особенности. Хорошо развитая рука, зрение и сложный мозг. Двуногое передвижение, вертикальная постановка тела, освобождение рук от функций передвижения и высоко посаженная голова. Длительный период детства и обучение. Основа выживания наших предков – предвидение поведения врагов и объектов питания в пространстве и времени и коллективные действия. Человек и его разум. Речь. | Знать, что люди отличаются от обезьян хождением на двух ногах, развитием мышц ног и опорой на стопу; что люди могут предвидеть события, продумать свои действия; что общаются люди с помощью речи. Уметь называть особенности строения тела, свойственные только человеку; сравнивать речь людей и звуковые сигналы животных; называть главное отличие человека от животных. Знать изученный материал по теме «Как работает организм человека». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи | Словарный диктант | предки, разум, речь | У. с. 58-61, т.с. 23-24 № 1-4 д/з с. 58-61, № 5,6 | 20.10 | |
16 | 1 | На заре человечества. Проверочная работа №8 по теме «Происхождение человека». УКЗ | Первобытное стадо как прообраз человеческого общества. Обезьянолюди – древнейшие люди нашей планеты. Изготовление орудий труда. Хранение орудий и изготовление их впрок – главная предпосылка прогресса технологий. Пользование огнём и разведение огня. Коллективная охота на крупных зверей. Разделение труда. Длительное обучение детей и позднее их взросление. Происхождение семьи. Появление человека разумного. | Проверочная работа | орудия труда, человек разумный | У. с. 62-65, т.с. 25-26 № 1 д/з с. 62-65, № 2 | 22.10 | |
17 | 1 | Контрольная работа №1 по теме «Как работает организм человека» | Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. | Контрольная работа | | | 27.10 | |
18 | 1 | Учимся решать жизненные задачи. Обобщение по теме «Как работает организм человека». УЗПЗ | Знать изученный материал по теме «Как работает организм человека». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи | | текущий | | | 29.10 | |
2 четверть – 16 часов Раздел 2. Рукотворная природа – 16 часов |
19 | 1 | Рукотворная жизнь. УИПЗЗ | Приручение и разведение домашних животных, разведение культурных растений. Породы и сорта. Искусственный отбор. Животноводство и растениеводство, их роль в хозяйстве человека. Вспашка, севооборот, внесение удобрений, полив, использование теплиц и ядохимикатов позволяют увеличить урожай. | Знать, что человек одомашнивал полезные ему растения и животных; что он ухаживает за ними, выращивает, использует для своих целей, выводит новые сорта и породы; понятия «культурные растения», «домашние животные». Уметь называть отличия диких растений и животных от своих культурных собратьев; объяснять, почему так много разных сортов растений и пород животных; рассказывать о своем домашнем животном Знать, что выращиванием культурных растений и домашних животных занимается сельское хозяйство; что разнообразные средства и методы позволяют увеличить продуктивность сельского хозяйства. Уметь рассказывать, как и почему менялось хозяйство человека; называть отрасли сельского хозяйства; описывать развитие сельского хозяйства в будущем; объяснять, какими способами можно добиться увеличения урожая и увеличения продукции животноводства | Личностные: - Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. - Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. | текущий | культурные растения, домашние животные, сорт, порода | У. с. 67-71, т.с. 28 № 1-2 д/з с. 67-71, № 3 | 10.10 | |
20 | 1 | На службе у человека. Проверочная работа №9 по теме «Рукотворная жизнь». УИПЗЗ, УКЗ | Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Дикие и домашние животные. Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным | Коммуникативные: Организовывать учебное взаимодействие в группе. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. - Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | Проверочная работа | Сельское хозяйство, земледелие, животноводство | У. с. 72-77, т.с. 29-30 № 1-5 д/з с. 72-77, № 6-10 | 12.10 | |
21 | 1 | Покорение силы. Проверочная работа №10 по теме «Покорение силы». УИПЗЗ, УКЗ | Изобретение рычага и его использование для изготовления инструментов. Наклонная плоскость и колесо и их применение человеком. Клин, блок, ворот. | Знать, что разум позволил человеку изобрести механизмы, увеличивающие силу и ловкость. Уметь объяснять, как можно увеличить свою силу и ловкость; рассказывать, как можно вытащить тяжелую лодку из воды на берег, как поднять бревно на стену строящегося дома. Иметь представление об изобретении первых часов с маятником | Личностные: Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе; испытывать желание открывать новое знание, готовность преодолевать учебные затруднения. Испытывать желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения. Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Регулятивные: В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учеников. Познавательные: Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об экосистемах и природных сообществах и обсуждать полученные сведения. Передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. Работать с информацией, критически к ней относиться, выбирать необходимую информацию из прочитанного текста; находить цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления; организовывать учебное взаимодействие в группе. Находить цель учебной деятельности с помощью учи- теля и самостоятельно, искать средства ее осуществления; | Проверочная работа | рычаг, колесо, наклонная плоскость | У. с. 78-81, т.с. 31-32 № 1-5 д/з с. 78-81, № 6-8 | 17.10 | |
22 | 1 | Как человек использует свойства воды. УИПЗЗ | Вода, её свойства (принимает форму сосуда, выталкивающая сила, текучесть, несжимаемость, способность растворять). Изменение свойств воды при нагревании и охлаждении. Сообщающиеся сосуды – устройство водопровода. Фильтрация. Устройство простейшего парового двигателя, гидравлический пресс и домкрат. | Знать, что люди изучили свойства воды, привыкли учитывать их в повседневной жизни и изобрели машины, использующие эти свойства. Уметь называть свойства воды (выталкивающая сила, текучесть, несжимаемость, способность растворять; вода не имеет вкуса, цвета, запаха); объяснять, как очистить воду от примесей и растворенных в ней веществ; рассказывать, как можно использовать силу водопада | текущий | свойства воды, выталкивающая сила, текучесть, несжимаемость, способность растворять | У. с. 82-87, т.с. 33 № 1-6 д/з с. 82-87, № 7 | 19.10 | |
23 | 1 | Как человек использует свойства воды. Проверочная работа №11 по теме «Свойства воды». УКЗ | Проверочная работа | У. с. 82-87, т.с. 33 № 1-6 д/з с. 82-87, № 7 | 24.10 | |
24 | 1 | Как человек использует свойства воздуха. Проверочная работа №12 по теме «Свойства воздуха». УИПЗЗ, УКЗ | Воздух, его состав и свойства (расширяется при нагревании, плохо проводит тепло, малая плотность, упругость). Воздушный шар. Обладает ли воздух выталкивающей силой? | Знать, что люди научились использовать воздушное пространство, силу ветра, свойства воздуха и его составных частей. Уметь называть свойства воздуха (расширяется при нагревании, плохо проводит тепло, малая плотность, упругость); перечислять состав воздуха (азот, кислород, углекислый газ). Иметь представление об использовании водорода, углекислого газа, азота и кислорода Знать, что люди научились изменять форму камня и широко используют его как строительный материал; что из горных пород извлекают разнообразные минеральные вещества и используют их свойства. Уметь называть свойства горных пород и минералов (постоянная форма, прочность, твердость); рассказывать о способах изготовления предметов нужной формы из горных пород и минералов; перечислять свойства горных пород, которые используются в строительстве; называть различия горных пород и минералов; объяснять, чем твердость отличается от прочности и от хрупкости. | Проверочная работа | свойство воздуха, состав воздуха | У. с. 88-91, т.с. 34-35 № 1-5 д/з с. 88-91, № 6,7 | 26.10 | |
25 | 1 | Горные породы и минералы. Проверочная работа №13 по теме «Горные породы и минералы». УИПЗЗ, УКЗ | Горные породы и минералы, их использование человеком. Свойства горных пород и минералов (постоянная форма, прочность, твёрдость). Производство кирпича, цемента, бетона, стекла. Драгоценные и поделочные камни. | Проверочная работа | горные породы, минералы | У. с. 92-97, т.с. 36-37 № 1-4 д/з с. 92-97, № 5,6 | 01.12 | |
26 | 1 | Металлы. Проверочная работа №14 по теме «Металлы». УИПЗЗ,УКЗ | Металлы, их свойства (твёрдость, пластичность, расширяются при нагревании, проводят тепло и электричество), добыча и использование. Бронза, железо и его сплавы. Способы обработки металлов. Использование различных металлов. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера) | Знать, что использование металлов позволило производить изделия любой формы и прочные материалы со специально заданными свойствами. Уметь перечислять, какими свойствами металлов не обладают камни; объяснять, почему металлы холодные на ощупь; называть свойства металлов (твердость, пластичность, расширяются при нагревании, проводят тепло и электричество). Иметь представление о том, как металлы обрабатывают; что у каждого металла есть особые свойства | Проверочная работа | металл, сплав, железо | У. с. 98-103, т.с. 38 № 1-5 д/з с. 98-103, № 6-7 | 03.12 | |
27 | 1 | Приручение огня. Проверочная работа №15 по теме «Приручение огня» УИПЗЗ, УКЗ | Торф, каменный уголь, нефть и природный газ – ископаемое топливо, его происхождение. Паровой двигатель. Двигатель внутреннего сгорания, ракетный двигатель. | Знать, что человечество прошло путь технического прогресса от костра до пламени ракеты, используя все новые виды топлива и способы его сжатия. Уметь рассказывать, какие преимущества получили древние люди, когда стали использовать огонь; объяснять, чем горючее напоминает джинна в бутылке; рассказывать, как тепло попадает в квартиру | Проверочная работа | топливо, паровой двигатель | У. с. 104-107, т.с. 39-40 № 1-6 д/з с. 104-107, № 7-10 | 08.12 | |
28 | 1 | Как нам жить? УИПЗЗ | Современные технологии на службе у человека. Изготовление синтетических материалов. Искусственный спутник и полёт в космос. Изобретение компьютеров, роботов и лазера и их роль в жизни современного человека. | Уметь: Сравнивать и различать диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности); перечислять правила безопасного поведения при обращении с дикими и домашними животными; объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам. | Регулятивные: В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учеников. | текущий | экологическое хозяйство | У. с. 122-126, т.с. 46 № 1-2 д/з с. 122-126, № 3-8 | 10.12 | |
29 | 1 | Комплексная работа по линии администрации. УКЗ | Выявление уровня и качества усвоения программного материала. | Личностные: Испытывать желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения. | Комплексная работа | | | 15.12 | |
30 | 1 | Контрольная работа № 2 по теме «Рукотворная природа» УКЗ | Выявление уровня усвоения знаний; определение пробелов в изучении основных вопросов. | Уметь: Знать обязательный минимум (требования программы) изученного материала. Применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта. | Коммуникативные: Организовывать учебное взаимодействие в группе. Оценивать свою личную роль в охране природы; участвовать в диспуте, посвященном выбору оптимальных форм поведения, способствующих сохранению природы | Контр. Работа № 2 | | | 17.12 | |
31 | 1 | Учимся решать жизненные задачи. Обобщение по теме «Рукотворная природа». УЗПЗ | Знать изученный материал по теме «Рукотворная природа». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи | Применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта. | Личностные: Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе; испытывать желание открывать новое знание, готовность преодолевать учебные затруднения. Испытывать желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения. | текущий | | | 22.12 | |
32 | 1 | Повторение пройденного. Природа, вещества, явления. УЗПЗ Словарный диктант. | Выявление уровня и качества усвоения программного материала. | Применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта. | Словарный диктант | | | 24.12 | |
33 | 1 | Итоговая контрольная работа. УКЗ | Выявление уровня усвоения знаний; определение пробелов в изучении основных вопросов. | Знать: обязательный минимум (требования программы) изученного материала. Применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта. | Итоговая контр. работа | | | 29.12 | |
34 | 1 | Повторение пройденного. Земля – планета жизни. УЗПЗ | Выявление уровня и качества усвоения программного материала. | Применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта. | | текущий | | | 31.12 | |
3 четверть – 17 часов Часть II. Раздел 1. Человек и его внутренний мир – 5 часов +1 час по выбору учителя |
34 | 1 | Кого можно назвать человеком? УИПЗЗ | Человек – член общества | Знать, что человек отличается от всех живых существ тем, что в нем соединяются признаки врожденные и признаки, приобретаемые в обществе; что только в обществе ребенок может вырасти человеком, научиться думать, разговаривать, понимать других людей. Уметь называть отличия между врожденными и приобретенными признаками человека; рассказывать, как жизнь в обществе помогает ребенку вырасти человеком | Личностные: - Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. - В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Регулятивные: - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. -Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. | текущий | Врождённые признаки человека, приобретённые в обществе признаки человека, внутренний, духовный мир, общество | У. с. 6-11, т.с. 2-3 № 1-3 д/з с. 6-11, № 2,3 | 14.01 | |
35 | 1 | Посмотри в своё «зеркало». УИПЗЗ | Человек – член общества | Знать, что каждый человек, живущий в обществе, становится личностью с неповторимыми особенностями внутреннего мира. Уметь объяснять, как сознание может помочь человеку стать личностью; указывать, зачем человеку сила воли | текущий | Личность, сознание, воля | У. с. 12-15, т.с. 4 № 1-3 д/з с. 12-15, № 2 | 19.01 | |
36 | 1 | Как понять, что творится у друга на душе. УИПЗЗ | Человек – член общества | Знать, что внутренний мир каждого человека наполнен эмоциями – переживаниями того, что происходит в данный момент с человеком и в окружающем его мире. Уметь сравнивать положительные и отрицательные эмоции; называть правила проявления эмоций; определять положительные и отрицательные эмоции; рассказывать, как эмоции помогают человеку в жизни | | текущий | Эмоции, жесты | У. с. 16-19, т.с. 5-8 № 1-3 д/з с. 16-19, № 4 | 21.01 | |
37 | 1 | Переживания, испытанные временем. УИПЗЗ | Человек – член общества | Знать, что кроме кратковременных эмоций человек испытывает устойчивые чувства; что чувства – это не зависящие от места и времени отношения человека к конкретным людям или предметам окружающего мира. Уметь называть отличия чувства от эмоций; рассказывать, как можно улучшить настроение и избавиться от тревоги | Личностные: Самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих ценностей). Испытывать положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе. Выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе нормами. Регулятивные: В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учеников. Познавательные: Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, выбирать основания для сравнения, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. Находить цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. | текущий | Чувства, настроение, тревожность | У. с. 20-23, т.с. 8-10 № 1 д/з с. 20-23, № 2,3 с. 9-10 | 26.01 | |
38 | 1 | Как узнать человека? Проверочная работа № 1 по теме «Человек и его внутренний мир». УИПЗЗ, УКЗ | Человек – член общества | Знать, что нельзя оценивать человека по внешности; что только в общении мы может узнать внутренний мир другого человека, познакомиться с чертами его характера. Уметь перечислять положительные и отрицательные черты характера; рассказывать, как узнать личность, характер другого человека; объяснять пословицу «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер» | Проверочная работа | Характер, оптимист, пессимист | У. с. 24-27, т.с. 10-14 № 1-4 д/з с. 24-27, № 5 | 28.01 | |
39 | 1 | Обобщение по теме «Человек и его внутренний мир». УЗПЗ | Человек – член общества | Знать изученный материал по теме «Человек и его внутренний мир». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи | текущий | | | 02.02 | |
Раздел 2. Человек в мире людей - 6 часов |
41 | 1 | Что такое общество. УИПЗЗ | Общество – люди, которых соединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. | Знать, что обществом можно назвать людей, у которых есть общие интересы. Уметь объяснять, что такое общество; рассказывать, почему возникают конфликты; называть способы разрешения конфликтов | Личностные: Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знании и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Регулятивные: В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учеников. Познавательные: Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать свое отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка. Находить и извлекать необходимую информацию о прошлом нашей страны, родного края (о праздниках, достопримечательностях и т.п.) из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники). Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника. | текущий | Общество, конфликт, компромисс | У. с. 28-31, т.с. 15-17 № 1-3 д/з с. 28-31, № 4 | 04.02 | |
42 | 1 | Как жить в мире людей. УИПЗЗ | Уважение к чужому мнению. Человек – создатель и носитель культуры. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. | Знать, что для того, чтобы оценивать свои поступки, у человека есть совесть, а общество создает свои правила поведения. Уметь рассказывать, с помощью каких «инструментов» общество и человек могут оценивать свои поступки; объяснять, что такое совесть; сравнивать право и мораль; понимать выражения и объяснять их значения («сделано на совесть», «без зазрения совести», «будет на моей совести», «жить по закону», «закон природы») | текущий | Совесть, мораль, право | У. с. 32-35, т.с. 17-20 № 1-3 д/з с. 32-35, № 4 | 09.02 | |
43 | 1 | Мое общество. УИПЗЗ Словарный диктант | Общество – люди, которых соединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Человек – член общества. | Знать, что для каждого человека общество состоит из многих общественных групп и круга его общения. Уметь объяснять, что называют общественной группой; называть общественные группы, в которых ты знаком с каждым человеком; называть общественные группы, в которых ты знаешь не всех, но можешь объяснить, что тебя объединяет с этими людьми; объяснять, что такое человечество; перечислять людей из своего круга общения | Текущий Словарный диктант | Человечество, семья, знакомые | У. с. 36-39, т.с. 20-22 № 1 д/з с. 36-39, № 2 | 11.02 | |
44 | 1 | Права человека. УИПЗЗ | Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения | Знать, что в современном обществе каждому человеку принадлежат равные права. Уметь объяснять выражение «права человеческой личности»; перечислять известные права человека в современном обществе; называть свои обязанности перед близкими людьми | текущий | права человека | У. с. 40-43, т.с. 22-26 № 1-3,5 д/з с. 40-43, № 4 | 15.02 | |
45 | 1 | Повторение. Обобщение по теме «Человек в мире людей». УЗПЗ | Учимся решать жизненные задачи. | Знать изученный материал по теме «Человек в мире людей». | текущий | | У. с. 44, т.с. 27-29 № 1-2 д/з с. 44, № 3 | 18.02 | |
46 | 1 | Контрольная работа № 1 по теме «Человек в мире людей». УКЗ | Учимся решать жизненные задачи. | Знать изученный материал по теме «Человек в мире людей». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи. | Личностные: Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. | Контрольная работа | | | 25.02 | |
Раздел 3. Человек и прошлое человечества (5 часов) |
47 | 2 | Первобытный мир. УИПЗЗ | Человек – член общества | Иметь представление о том, что всемирная история началась с эпохи Первобытного мира; что это было время (более 2 млн лет назад – 5 тысяч лет назад) появления людей, которые постепенно овладевали самыми главными человеческими умениями | Регулятивные: - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. - Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Познавательные: - Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. - Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). | текущий | первобытный мир | У. с. 47-51, т.с. 32-35 № 1-2 д/з с. 47-51, № 4 | 01.03 | |
48 | | Первобытный мир. УЗПЗ Тест по теме «Древний мир» УКЗ | тест | | У. с. 47-51, т.с. 32-35 № 1-2 д/з с. 47-51, № 4 | 03.03 | |
49 | 2 | Древний мир. УИПЗЗ | Человек – член общества | Иметь представление о том, что Древний мир (5 тысяч лет назад – V век новой эры) – время возникновения первых городов и государств, которые передали нам достижения своей культуры | текущий | древний мир, цивилизация | У. с. 52-55, т.с. 36-37 № 1 д/з с. 52-55, № 4 | 10.03 | |
50 | | Древний мир. УЗПЗ Словарный диктант | Человек – член общества | Уметь составлять короткий рассказ о цивилизованных странах, которые существовали в эпоху Древнего мира (расположение на карте, достижения науки и культуры, известные исторические события); называть главное отличие эпохи Древнего мира от эпохи Первобытного мира | Словарный диктант | | У. с. 52-55, т.с. 36-37 № 1 д/з с. 52-55, № 4 | 15.03 | |
51 | 2 | Средние века. УИПЗЗ | Человек – член общества | Иметь представление о том, что средние века (V–XVвека) – время между древностью и Новым временем, когда одни цивилизации сменялись другими | текущий | эпоха средних веков | У. с. 60-63, т.с. 41-42 № 1 д/з с. 60-63, № 4 | 17.03 | |
4 четверть – 18 часов Раздел 3. Человек и прошлое человечества (5 часов +1 час по выбору учителя) |
52 | | Средние века. УЗПЗ Тест по теме «Средние века» УКЗ | Человек – член общества | Уметь определять по карте «Средние века» расположение цивилизаций; рассказывать о цивилизованных странах, которые существовали в эпоху Средних веков (расположение на карте, достижения науки и культуры, господствующая религия, известные исторические события) | Регулятивные: Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учеников, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. Самостоятельно определять цель деятельности на уроке после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; планировать учебную деятельность на уроке; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Познавательные: Принимать и решать познавательные и учебные задачи, выбирать из текста нужную информацию, иллюстрации, схемы; планировать учебную деятельность на уроке. Передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника. | тест | | У. с. 60-63, т.с. 41-42 № 1 д/з с. 60-63, № 4 | 31.03 | |
53 | 2 | Новое время. УИПЗЗ | Человек – член общества | Иметь представление о том, что Новое время (XV – начало XX века) – эпоха стремительного развития европейских стран, множества открытий и изобретений. | текущий | новое время | У. с. 68-71, т.с. 46-47 № 1 д/з с. 68-71, № 3 | 05.04 | |
54 | | Новое время. УИПЗЗ | Человек – член общества | Иметь представление о том, что Новое время (XV – начало XX века) – эпоха стремительного развития европейских стран, множества открытий и изобретений | текущий | новое время | У. с. 68-71, т.с. 46-47 № 1 д/з с. 68-71, № 3 | 07.04 | |
55 | 2 | Новейшее время. УИПЗЗ | Человек – член общества | Иметь представление о том, что Новейшее время (XX–XXI века) – эпоха многих научных открытий, несущих пользу всему человечеству, и одновременно эпоха мировых войн и тяжелых испытаний | текущий | новейшее время | У. с. 74-77, т.с. 50-51 № 1,2 д/з с. 74-77, № 5 | 12.04 | |
56 | 1 | Новейшее время. УЗПЗ Тест по теме «Новейшее время» УКЗ | Человек – член общества | Иметь представление о том, что Новейшее время (XX–XXI века) – эпоха многих научных открытий, несущих пользу всему человечеству, и одновременно эпоха мировых войн и тяжелых испытаний | тест | новейшее время | У. с. 74-77, т.с. 50-51 № 1,2 д/з с. 74-77, № 5 | 14.04 | |
57 | 1 | Обобщение по теме «Человек и прошлое человечества». Проверочная работа №2 по теме «Человек и прошлое человечества». | Человек – член общества | Знать изученный материал по теме «Человек и прошлое человечества». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи | Проверочная работа | | | 19.04 | |
Раздел 4. Человек и многоликое человечество (3 часа + 1 час по выбору учителя) |
58 | 1 | Короли, президенты и граждане. УИПЗЗ | Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле | Знать, что единое человечество состоит из граждан разных государств. Уметь объяснять слова «я – гражданин России»; сравнивать монархические государства и республики; сравнивать демократические государства и диктатуру; приводить примеры, как может быть нарушено право человека на участие в управлении своим государством; рассказывать, как организована власть в России; доказывать, что Россия является демократической республикой | Регулятивные: - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. - Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Познавательные: - Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Коммуникативные: - Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | текущий | свобода слова, монархия, республика, демократия, диктатура | У. с. 80-85, т.с. 33 № 1-6 д/з с. 80-85, № 7 | 21.04 | |
59 | 1 | Расы и народы. УИПЗЗ | Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек – создатель и носитель культуры | Знать, что человечество состоит из разных рас и разных народов Земли. Уметь объяснять, что такое раса; называть большие расы, которые выделяют в современном обществе | текущий | расы, народ. национальность | У. с. 86-89, т.с. 59-61 № 1-3 д/з с. 86-89, № 4,5 | 26.04 | |
60 | 1 | Кто во что верит. УИПЗЗ | Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек – создатель и носитель культуры | Знать, что человечество многолико и складывается из разных рас, народов, граждан отдельных государств, верующих разных религий и атеистов. Уметь объяснять, что называют религиозными обрядами; называть отличия между верующими людьми и атеистами. | текущий | религия, священнослужители, атеист | У. с. 90-97, т.с. 62-66 № 1-4 д/з с. 90-97, № 5,6 | 28.04 | |
61 | 1 | Обобщение по теме «Человек и многоликое человечество». Проверочная работа № 3 по теме «Человек и многоликое человечество» | Общее представление о многообразии стран, народов на Земле | Знать изученный материал по теме «Человек и многоликое человечество». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи. | | Проверочная работа | | | 05.05 | |
РАЗДЕЛ 5. Человек и единое человечество (7 часов) |
62 | 1 | Мировое хозяйство. УИПЗЗ | Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей | Знать, что мировое хозяйство, в котором все страны обмениваются между собой природными богатствами, продуктами, вещами, объединяет человечество. Уметь объяснять, для чего были придуманы деньги | Регулятивные: Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Самостоятельно определять цель деятельности на уроке после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; планировать учебную деятельность на уроке. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учеников. Познавательные: Использовать представленную в учебнике информацию для выполнения задания; оценивать своё знание и незнание, умение и неумение (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения. Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Умение понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать своё знание и незнание, умение и неумение; предлагать собственные способы решения учебной задачи. Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; | текущий | деньги, собственность | У. с. 98-101, т.с. 66-70 № 1-3 д/з с. 98-101, № 4,5 | 10.05 | |
63 | 1 | Мировое сообщество государств. УИПЗЗ | Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек – создатель и носитель культуры | Иметь представление о том, что Организация Объединенных наций, в которую входят почти все государства планеты, объединяет под своим флагом все человечество. Уметь рассказывать, для чего была создана ООН. Знать, что общечеловеческие ценности – все то, что одинаково важно для всех людей, живущих на Земле, что объединяет человечество. Уметь называть памятники культуры родного края; называть общечеловеческие ценности | текущий | Сообщество государств | У. с. 102-105, т.с. 70-72 № 1-2 д/з с. 102-105, № 3,4 | 12.05 | |
64 | 1 | Что человечество ценит больше всего? УИПЗЗ | текущий | общечеловеческие ценности | У. с. 106-109, т.с. 72-75 № 1-2 д/з с. 106-109, № 3,4 | 17.05 | |
65 | 1 | Как нам жить? УИПЗЗ Итоговый словарный диктант. | Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. | Знать, что существованию современного человечества угрожают глобальные проблемы. Уметь перечислять известные глобальные проблемы человечества; объяснять, с какими проблемами человечества связана народная пословица «Сытый голодного не разумеет» | текущий Итоговый словарный диктант | глобальные проблемы | У. с. 110-115, т.с. 75-77 № 1-2 д/з с. 110-115, № 3 | 19.05 | |
66 | 1 | Итоговая комплексная работа по линии администрации. УКЗ | Выявление уровня и качества усвоения программного материала. | | Комплексная работа | | | 24.05 | |
67 | 1 | Обобщение по теме «Человек и единое человечество». УЗПЗ | Учимся решать жизненные задачи | Знать изученный материал по теме «Человек и единое человечество». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи | текущий | | | 26.05 | |
68 | 1 | Контрольная работа №2 по теме «Человечество». УКЗ | Человек – создатель и носитель культуры | Знать изученный материал по теме «Человечество». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи | Контрольная работа | | | 31.05 | |
СЛОВАРНЫЕ СЛОВА «Человек и природа» Организм, человек, органы, система органов, орган осязания, опорно-двигательная система, кости, позвоночник, скелет, сустав, мышцы, сухожилия, органы пищеварения, зубы, язык, слюнные железы, глотка, пищевод, желудок, кишечник, печень, переваривание пищи, органы выделения, почки, органы дыхания, носовая полость, гортань, трахея, бронхи, лёгкие, органы кровообращения, сердце, артерия, вена, капилляр, давление, кровь, плазма, нервная система, головной мозг, спинной мозг, большие полушария, нервы, гормоны, орган зрения, хрусталик, сетчатка, глазное яблоко, орган слуха, равновесия, обоняния, вкуса, осязания, обучение потомства, вынашивание, выкармливание молоком, травма, возбудитель болезни, прививка, иммунитет, предки, разум, речь, орудия труда, человек разумный, культурные растения, домашние животные, сорт, порода, сельское хозяйство земледелие животноводство, рычаг, колесо, наклонная плоскость, свойства воды, выталкивающая сила, текучесть, несжимаемость, способность растворять, свойство воздуха, состав воздуха, горные породы, минералы, металл, сплав, железо, топливо, паровой двигатель, электричество, магнетизм, звук, свет, радиоволны, синтетические вещества, искусственный спутник, компьютер, робот, экологическое хозяйство. | СЛОВАРНЫЕ СЛОВА «Человек и человечество» Врождённые признаки человека, приобретённые в обществе признаки человека, внутренний, духовный мир, общество, личность, сознание, воля, эмоции, жесты, чувства, настроение, тревожность, характер, оптимист, пессимист, общество, конфликт, компромисс, совесть, мораль, право, человечество, семья, знакомые, права человека, первобытный мир, древний мир, цивилизация, эпоха средних веков, новое время, новейшее время, свобода слова, монархия, республика, демократия, диктатура, расы, народ, национальность, религия, священнослужители, атеист, деньги, собственность, сообщество государств, общечеловеческие ценности, глобальные проблемы. |
1. «Окружающий мир. 4 класс («Человек и природа» (Методические рекомендации для учителя : в 2ч., А.А. Вахрушев, О.А.Родыгина, М.: Баласс, 2014)
2. «Окружающий мир. 4 класс («Человек и человечество» (Методические рекомендации для учителя : в 2ч., Е.В. Сизова, Д,Д. Данилов, М.Е.Турчина, М.: Баласс, 2014)
3. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2 книгах. Книга 4. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы / Под научной редакцией Д. И. Фельдштейна - М.:Баласс, 2011год – 431с.