kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс УМК ПЕРСПЕКТИВА

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебному предмету  "Окружающий мир" разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования. Данный УМК в полной мере реализует принципы деятельностного подхода. Предмет "Окружающий мир" ходит в образовательну область "Обществознание и естествознание".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс УМК ПЕРСПЕКТИВА »


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

(«УМК «Перспектива»)


I. Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (п. 19.5) к структуре программ отдельных учебных предметов, курсов, на основе примерной программы начального общего образования,авторской программы «Окружающий мир» (авторы А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая), являющейся составной частью Образовательной системы УМК «Перспектива».Данный УМК в полной мере реализует принципы деятельностного подхода.

Предмет «Окружающий мир» входит в образовательную область «Обществознание и естествознание».

Данная программа реализуется в образовательной среде обучения «1 ученик: 1 компьютер», включающей мультимедийные уроки, современные методы обучения и знания, представленные в цифровом формате, в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями на 29 июня 2011 года).

В настоящее время основные задачи российского образования в целом и начального общего образования в частности можно определить следующим образом: формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ для самостоятельной реализации учебной деятельности, которая может обеспечить социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

С этим общим целеполаганием тесно связаны и цели изучения предмета «Окружающий мир» в 4 классе:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающегося с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Задачами реализации содержания предмета является формирование у ребёнка:

  • уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;

  • понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;

  • модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Приоритетные формы и методы работы:

Формы: урок

  • урок - открытия новых знаний;

  • урок – рефлексия;

  • урок - обучающего контроля;

  • урок – практикум (практическая работа);

  • урок – систематизации знаний

Методы:

  • рефлексивной самоорганизации;

  • деятельностный;

  • словесный;

  • наглядный;

  • продуктивный;

  • индуктивный;

  • частично – поисковый;

  • практический;

  • беседа;

  • интегративный;

  • метод создания проблемный ситуаций.

Приоритетные виды и формы контроля:

  • практические работы;

  • тесты;

  • проверочные работы;

  • комплексная работа по итогам года.


II. Общая характеристика учебного предмета

Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный

интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомитобучающегося с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Образовательные и воспитательные задачи обучения окружающего мира решаются комплексно. Учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приемов их решения. В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играет сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, использование технических средств.

Содержание программы по окружающему миру позволяет шире использовать дифференцированный подход к обучающимся. Это способствует нормализации их нагрузки, обеспечивает более целесообразное их включение в учебную деятельность, своевременную корректировку трудностей и успешное продвижение в развитии познавательных процессов.

В каждом разделе имеется работа над проектами. Проектная деятельность способствует расширению кругозора обучающихся по темам, формирует у них умение работать с информацией, самостоятельно получать новые сведения по изучаемым темам. В завершении работы над проектами организуется защита. Дети представляют результаты своей деятельности по выбранной теме.

Программу определяют важнейшие компоненты культуры — норма, ценность, идеал, что позволяет представить такое явление, как мир, системно с точки зрения культурно-нормативного, культурно-значимого, культурно-должного в жизни человека. Таким образом, дети получают возможность создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно ценностно-консолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия.

В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими школьниками явления «окружающий мир»:

  • природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие параметры бытия;

  • природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека;

  • мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем.

Благодаря культурологической установке программа выполняет интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников. Практически все темы программы могут получить специальную интерпретацию на уроках изобразительного искусства и музыки, литературного чтения и русского языка, а также на уроках физической культуры.

В курсе «Окружающий мир» красной нитью проходит воспитание гражданственности. А самое главное учебный материал представляется сезонно. Много разнообразного материала прямо в учебнике. В конце каждого урока сформулирован вывод, который учит учащихся 4 класса грамотно подводить итог урока.

Сферы природной и социальной жизни предстают в их единстве и тесной взаимной связи:

  • природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;

  • культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм;

  • наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;

  • искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества;

  • человечество как многообразие народов, культур, религий;

  • семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;

  • труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;

  • здоровый образ жизни в единстве следующих составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное;

  • нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.



III. Описание места учебного предметав учебном плане

На изучение курса «Окружающий мир» в 4 классе отводится 2 часа в неделю; всего на учебный год – 68 часов.


Программой предусмотрено проведение:

Практических работ –8

Проверочных работ – 3

Тесты -4

Комплексная итоговая работа-1

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Одним из результатов обучения окружающему миру является осмысление учащимися системы ценностей.

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи какпервой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма -одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества -осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.



V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

учебного предмета «Окружающий мир»

Содержание курса окружающего мира обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты:

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

5. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты

1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.

2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.

3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

5. Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

VI. Содержание учебного предмета «Окружающий мир»

Содержание предмета «Окружающий мир» для 4-го класса включает следующие разделы:

Содержание разделов

Кол-во часов

1.

«Мы – граждане единого Отечества»

Общество - это мы! Необходимость объединения людей и общества. Российский народ как содружество граждан, связанных едиными целями и интересами.Конституция России как документ, раскрывающий вопросы государственного устройства страны. Права ребёнка гарантированные федеральным законом. Особенности государственного устройства России, как независимой демократической республики и Конституция страны. Устройство государственной границы. Родные языки и творчество народов России. Диалог культур народов России.

10 ч.

2

  • «По родным просторам»

  • Физическая карта России Формы земной поверхности: равнины, горы. Низменности, возвышенности, холмы, балки, овраги. Полезные ископаемые России и их роль в хозяйстве страны. Реки и озёра России, их значение в жизни людей. Моря, омывающие берега России. Природные зоны России. Особенности хозяйственной жизни народов России. Экологические проблемы и охрана природы в разных природных зонах. Растения и животные из красной книги. Заповедники и национальные парки.







18 ч


3

«Путешествие по Реке времени»

  • В путь по Реке времени. Путешествуем с археологами в изучении прошлого. «Повесть временных лет – древнерусская летопись». Древние торговые пути, их значение в объединении разных племён в единое Древнерусское государство. Мудрый выбор. Важнейшие деяния Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого, их роль в развитии древнерусской культуры и государственности. Эпоха княжеских междоусобиц и монголо-татарское нашествие на древнюю Русь. Эпоха укрепления и расширения Московского княжества. События Смутного времени в жизни страны. Деятельность великих соотечественников в послепетровское время. Отечественная война 1812 года. Российская империя в XIX в. Развитие театрального, музыкального и изобразительного искусства. СССР в период до начала Великой Отечественной войны. Основные этапы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Достижения СССР в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте в 1950-1970 гг.


30 ч












4

«Мы строим будущее России»

Современная Россия. Особенности периода перестройки, образования Российской Федерации в 1991 г. Продовольственная безопасность страны - важнейшая задача современности. Выдающиеся явления в современной культурной жизни России.

10 ч.

Итого

68 ч.

VII. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности


п/п


Дата


Тема урока



Кол-во часов


Основные виды учебной деятельности

Планируемые результаты



Предметные


Метапредметные и личностные УУД

Мы – граждане единого Отечества (10 ч.)


Научатся:

систематизировать уже имеющиеся представления о необходимости объединения людей в сообщества;

название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного посёлка;

государственную символику;

государственные праздники.Различать права и обязанности гражданина России.

Устанавливать соответствие внутреннего смысла статей о правах ребенка и нормы отношения к детям.

Устанавливать связь особенностей государственного устройства России.


Получат возможность научиться:

самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа.

Презентовать рассказ о жизни и творчестве выдающихся деятелей культуры народов своего края.

Сделать презентацию «Красота природы моего Отечества».

Метапредметные:

Познавательные умения:

— раскрывать значение понятий «мы», «общество», «объединение», «сообщество», «земляк», «землячество», «гражданин», «гражданское общество», «соотечественник», «отечественная война», «конституция», «паспорт», «дубликат», «преамбула», «права», «обязанности», «ООН», «декларация», «федеральный закон» и использовать их в активном словаре; определять вид общества и обосновывать своё мнение;

— обосновывать условия принадлежности человека к определённому обществу/сообществу;

— отмечать показатели всенародного единства и обосновывать своё мнение;

— определять права и обязанности гражданина России и обосновывать своё мнение;

— устанавливать соответствие прав ребёнка со статьёй Конституции РФ и обосновывать своё мнение;

— использовать приобретённые знания при составлении рассказа о действиях героя, подтверждая их законность определённой статьёй Конституции РФ о соблюдении прав и свобод ребёнка.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;

— выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;

— оценивать результат собственной деятельности.

Коммуникативные умения:

— формулировать высказывание в рамках учебного диалога, используя термины;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству.

1


Общество – это мы! Гражданин и гражданское общество.


1

Приводить примеры распределения обязанностей и разделения труда в сообществах наших предков и современных обществах.

Определять сообщества, в которые человек входит в течение жизни.

Сопоставлять понятия «гражданин» и «соотечественник».

2


Российский народ.

Пр.рСоздание проекта «Мой проект на благо России»


1

Систематизировать уже имеющиеся представления о российском народе.

Называть объединяющие факторы, приводить примеры этих факторов из реальной жизни своего края как проявление общенациональной российской солидарности.

Характеризовать государственную символику России.

Оформлять Календарь памятных дат.

3


Конституция России.

Права и обязанности человека и гражданина.

1

Различать права и обязанности гражданина России.

Приводить конкретные примеры свобод, гарантируемых гражданам России её Конституцией. Устанавливать соответствие статей Конституции РФ и нравственных правил отечественной и мировой культуры.

4


Права ребенка.

Тест по теме «Права гражданина»

1

Устанавливать соответствие внутреннего смысла статей о правах ребёнка и нормы отношения к детям в культуре народов России. Объяснять связь между правами и обязанностями. Обсуждать вопрос о расширении прав и обязанностей ребёнка по мере его взросления.

5


Государственное устройство России.

Пр.р. Создание проекта «Если бы меня выбрали Президентом России»

1

Устанавливать связь особенностей государственного устройства России и положений её Конституции. Объяснять в чём состоит роль Президента и трёх ветвей власти в России.

6


Российский Союз равных.

Пр.р «Флаги республик»


1

Характеризовать особенности субъектов РФ в зависимости от их принадлежности к той или иной группе. Называть и показывать столицу. Составлять рассказ о природных и культурных достопримечательностях. Объяснять символический смысл герба и флага.

7


Государственная граница России.

1

По карте определять, с какими государствами Россия граничит на суше и на море. Показывать на карте государственную границу России.

8


Путешествие за границу России.

1

Использовать источники дополнительной информации, в том числе Интернет, для составления рассказа о реальном или заочном путешествии в страны ближнего зарубежья(по выбору).По карте определять названия столиц, рассказывать о важнейших природных и культурных объектах.

9









Сокровища России и их хранители.

1

Подбирать в дополнительных источниках пословицы и поговорки, местные гидронимы(названия рек и других водоёмов) на родном языке и анализировать их содержание. Презентовать рассказ о жизни и деятельности создателя национальной письменности.

10


Творческий союз.

Проверочная работа по разделу «Мы – граждане единого Отечества»


1

Презентовать рассказ о жизни и творчестве выдающихся деятелей культуры народов своего края. Презентовать произведения писателей своего края на родном и в переводе на русский язык(по выбору).Составлять страницу Календаря памятных дат, посвящённую одному из деятелей родной культуры (по выбору).


По родным просторам (18 ч.)



11


Карта – наш экскурсовод.


1

Сравнивать масштаб физической карты России и карты мира, объяснять разницу. Работая в паре, изучать условные знаки физической карты о нашей стране. Находить на карте природные объекты, изображённые на фотографиях учебника.

Научатся:

распознавать условные обозначения физической

карты России, основные формы рельефа

России и их местоположение нафизической карте страны;

знать

расположение месторождений полезных

ископаемых; термины, обозначающие

части реки, названия озёр России.

Находить на физической карте России

природные объекты и основные зоны

России.

Наносить на контурную карту границы

России и главный город своего региона.

Показывать равнины и горы,

месторождение основных полезных

ископаемых, главные реки и озёра,

основные зоны России на физической

карте страны.

Характеризовать крупнейшие равнины,

горы, реки и озёра России, полезные

ископаемые, зоны России.

Получат возможность научиться:

распознавать образцы полезных ископаемых,

описывать их по приведённому в

учебнике плану.

Знакомиться с растениями и

животными из Красной книги России обитающими в разных природных зонах.Приводить примеры редких и

исчезающих видов растений и животных

своего края.

Рассказывать о заповедниках и

национальных парках и об их охране.

Соблюдать правила безопасности

дорожного движения.

Личностные умения:

 Проявлять:

— интерес к изучению темы;

— бережное отношение к природным ресурсам России;

— творческое отношение к процессу решения кроссворда «Удивительные озёра России»;

— понимание успешности при изучении темы.

Метапредметные умения:

Познавательные умения:

раскрывать значение понятий «карта», «географическая карта», «физическая карта», «контур», «контурная карта», «масштаб», «формы земной поверхности», «равнина», «низменность», «возвышенность», «холм», «плоскогорье», «горы», «горный хребет», «балка», «овраг», «полезные ископаемые», «минералы», «горные породы», «месторождение», «железная руда», «каменный уголь», «гранит», «известняк», «песок», «глина», «торф», «нефть», «природный газ», «вода», «пресная вода», «солёная вода», «река», «исток», «устье», «берег», «русло», «приток», «озеро», «океан», «море», «остров» и использовать их в активном словаре;

 определять:

— различие физической и контурной карты и обосновывать своё мнение;

— особенности форм земной поверхности России и обосновывать своё мнение;

— свойства полезных ископаемых и обосновывать своё мнение;

— водное пространство, его части и обосновывать своё мнение;

- использовать приобретённые знания для решения кроссворда «Удивительные озёра России».

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;

— выбирать вариант выполнения задания;

— выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания;

— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные умения:

— конструктивно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе;

— адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

12


По равнинам и горам.

Пр.р.«Равнины и горы России»

1

Находить на физической карте России равнины и горы, представленные на фотографиях в учебнике, учиться их показывать. Характеризовать крупнейшие равнины и горы России.

Сравнивать формы земной поверхности: холм и гору, балку и овраг. Моделировать формы земной поверхности, используя пластилин (влажный песок или глину).

13


В поисках подземных кладовых.

Пр.р.«Изучение подземных ископаемых».

1

Изучать полезные ископаемые разных регионов России(по физической карте).Рассказывать о них, соотносить условные знаки и фотографии образцов полезных ископаемых.

Сравнивать нефть и природный газ, использовать с этой целью информацию из текста учебника.

14


Наши реки.

1

Раскрывать значения рек в жизни людей. Составлять схему « Части рек», использовать с этой целью информацию из текста учебника, осуществлять самопроверку.

Учиться показывать реки на карте. Анализировать таблицу «протяжённость рек России».

15


Озёра – краса земли.

1

Раскрывать значения озёр в жизни людей. Находить на физической карте России озёра и учиться их показывать. Сравнивать озёра по глубине, перечислять в порядке увеличения(уменьшения) глубины.

16


По морским просторам.

Тест по теме «Наши реки, озёра, моря»

1

Различать озёра и моря по существенному признаку (море - часть океана). Раскрывать значения морей в жизни людей, учиться показывать на карте. Соотносить моря с океанами, прослеживать связь Балтийского, Чёрного и Азовского морей с Атлантическим океаном.

17


С севера на юг.

1

Сравнивать карту природных зон России и физическую карту России, выявлять значение цветовых обозначений на карте природных зон. Определять по карте природные зоны России и физическую карту.

18


В ледяной пустыне.

1

Находить на карте природных зон России арктические пустыни, показывать их. Устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и природными условиями зоны арктических пустынь.

19


В холодной тундре.

1

Находить на карте природных зон России зону тундры, учиться показывать её на карте. Устанавливать причинно-следственные связи между положением солнца и природными условиями зоны тундры. Выявлять признаки приспособленности животных к условиям жизни.

20


Тест по теме «Наши реки и озёра»


Среди лесов.

1

Находить на карте природных зон России лесные зоны, учиться показывать их на карте. Устанавливать зависимость природы лесных зон от распределения тепла и влаги. Сравнивать природу лесных зон с природой тундры.

21


В широкой степи.

1

Находить на карте природных зон России зоны лесостепей и степей, учиться показывать по карте. Устанавливать зависимость природы лесостепей и степей от распределения тепла и влаги. Сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры.

22


В жаркой пустыне.

Пр. р. «Живой мир пустынь»

1

Находить на карте природных зон России зоны полупустынь и пустынь, рассказывать о них по карте и учиться показывать. Устанавливать зависимость природы полупустынь и пустынь от распределения тепла и влаги. Знакомиться с животным миром. Сравнивать природу пустынь и полупустынь.

23


У тёплого моря.

1

Находить на карте природных зон России субтропики, рассказывать о них по карте и учиться показывать. Сравнивать природу зоны субтропиков с природой пустынь. Приводить примеры экологических связей Черноморском побережье Кавказа. Составлять характерные для этих мест цепи питания, моделировать их освоенными способами.

24


Мы- дети родной земли.

1

Соотносить особенности хозяйственной жизни с характерными чертами природных зон обитания каждого народа. Анализировать, как отражается ландшафт, растительный и животный мир родного края в загадках, пословицах, сказках, преданиях местных названия.

25


В содружестве с природой.

1

По образцу учебника рассказывать о древних занятиях одного из народов России(по выбору) с использованием материалов устного изобразительно- прикладного народного творчества и дополнительных источников информации.

26


Как сберечь природу России.

1

Знакомиться по учебнику с экологическими проблемами и охраной природы в разных природных зонах. Выполнять задания в рабочей тетради. Готовить сообщения классу и презентовать его.

27


По страницам Красной книги.Пр.р.Создание проекта«Красная книга нашего региона»

1

Знакомиться по учебнику с растениями и животными из красной книги России, обитающими в разных природных зонах.

28


По заповедникам и национальным паркам. Обобщение.

Проверочная работа по разделу «По родным просторам»

1

Знакомиться по материалам учебника с заповедниками и национальными парками России. Готовить сообщения классу и презентовать их. Рассказывать о заповедниках и национальных парках своего края.

«Путешествие по Реке времени»(30 ч)



29


В путь по Реке времени. «Календарь памятных дат».

1

На основе устных рассказов о недавнем прошлом своего края, определять их значимость для сохранения народной памяти.

Научатся:

Работать со схемой «Река времени».

Определять по дате век события.

Называть имена отца истории и

родоначальника древнерусского

летописания. Описывать внешний вид

археологических находок по

изображениям в учебнике и в музее.

Рассказывать о роли российских

археологов в мировой и отечественной

исторической науки. Показывать на

исторической карте места обитания

разных племён, торговые пути, древние

русские города. Объяснять значение

названия славянских племён.

Получат возможность научиться:

Составлять схемы

родственных отношений древнерусских

князей, правителей Москвы и царей.

Характеризовать роль древнерусских

князей, правителей Москвы и царей.

Объяснять важность преемственности в

их государственных поступках.

Обосновывать значительность

деятельности М.В.Ломоносова,

А.В.Суворова, Ф.Ф.Ушакова, роль М.И.

Кутузова как народного полководца.

Находить сведения и

рассказывать о памятниках и памятных

местах Москвы и России, связанных с

событиями Отечественной войны 1812

года и Великой Отечественной войны.

Составлять рассказ о жизни и

труде в тылу во время Вов.

Обсуждать значение семейных

воспоминаний как основы общенародной

исторической памяти.

Записывать воспоминания старших

родственников о военном времени.

Приводить примеры разрушений и

потерь в Вов. Рассказывать о земляках

тружениках первой послевоенной

пятилетки. Характеризовать

созидательную деятельность страны в

50-70е гг. Приводить примеры

достижений внаук и технике,

промышленности, образовании и

искусстве, в спорте. Рассказывать о

земляках – тружениках второй

половины 20 века.

Соблюдать правила безопасности

дорожного движения.

Личностные умения:

— проявлять интерес к изучению языка;

— проявлять уважительное отношение к многообразию культур народов России.

Познавательные умения:

— раскрывать значение понятий «сокровище», «духовные сокровища», «хранитель», «алфавит», «культурное достояние народов РФ» и использовать их в активном словаре;

— определять значение родного языка для сохранения культурного достояния народов РФ и обосновывать своё мнение;

— определять происхождение названий природных объектов и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

— выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания;

— выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные умения:

— формулировать высказывание в рамках учебного диалога, используя термины;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

— рассказывать о происхождении названий природных объектов

— рассказывать о хранителях языков народов России;

— рассказывать о жизни и деятельности создателя национальной письменности;

— определять на карте местоположение различных природных объектов;

— исследовать название природного объекта родного края и рассказывать о нём, используя план;

— подбирать и писать пословицы разных народов, близкие по значению;

— составлять и оформлять презентацию о хранителе языка одного из народов России.


30


Путешествуем с археологами.

Пр.р. «Археологические находки»

1

Описывать внешний вид археологических находок по изображениям в учебнике. Отмечать их возраст на схеме, сравнивать обзор оленя в сказках, преданиях и в искусстве скифов, древних народов Сибири.

31


В путь по страницам летописи.

1

Показывать на исторической карте места обитания разных племён. Объяснять значение названий славянских племён. Характеризовать внешний вид женских украшений по изображениям в учебнике. Сравнивать находить общее и различное.

32


Истоки Древней Руси.

Работа с картой «Древние торговые пути»

1

Показывать на карте древние торговые пути, древние русские города. Рассказывать о берестяных грамотах. Знать имена родоначальника правящей княжеской династии и его родича, объединившего северный и южный центры Древнерусского государства.

33


Мудрый выбор.

1

Составлять схему родственных отношений княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого. Объяснять значение преемственности в их государственных поступках. Обозначать век (дату) Крещения Руси на схеме «Река времени».

34


Наследница Киевской Руси.

1

Составлять схему родственных отношений древнерусских князей. Объяснять важность преемственности в их государственных поступках.

35


Москва – преемница Владимира.

1

Характеризовать роль князя Александра Невского, князя Даниила Московского и его потомков. Составлять схему их родственных отношений. Объяснять важность преемственности в их государственных поступках.

36


Начало Московского царства.

1

Составлять схему родственных отношений правителей московской Руси. Объяснять важность преемственности в их государственных поступках. Обозначать имя итальянского зодчего и дату строительства Успенского собора в Московском Кремле на схеме «Река времени».

37


Подвижники Руси и землепроходцы.

1

Презентовать рассказы об основании сибирских городов (по выбору). Высказывать мотивированное суждение о роли общего летописания и книгопечатания.

38


На пути к единству.

1

Обсуждать значимость единства в интересах граждан для сохранения независимости страны. Показывать на карте поволжские города, называть памятники, воздвигнутые в честь Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина.

39


Начало Российской империи.

1

Высказывать мотивированное суждение о необходимости отечественных армии и флота. Промышленности, науки и образования для развития страны и сохранения её независимости.

40-41


«Жизнь – Отечеству, честь – никому!»

2

Характеризовать преобразования в жизни страны в после петровскую эпоху. Обосновывать деятельность М.В. Ломоносова, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова.

42-43


Отечественная война 1812 года.

2

Обосновывать роль М.И. Кутузова как народного полководца. Характеризовать войну с Наполеоном как народную, отечественную войну. Находить сведения и рассказывать о памятниках и памятных местах Москвы и России, связанных с событиями Отечественной войны 1812 г.

44


Великий путь.

1

Характеризовать развитие промышленности и сети железных дорог вXIX в., в том числе в своём крае. Приводить названия и даты строительства первых железных дорог в России, Транссибирской магистрали.

45-46


Золотой век театра и музыки.

2

Характеризовать развитие театрального и музыкального искусства России в XIX в., в том числе в своём крае. Приводить полные названия первых консерваторий, даты создания отмечать на схеме «Река времени».

47-48


Расцвет изобразительного искусства и литературы.


2

Обобщать знания о произведениях великих русских художников и писателей, полученные в начальной школе. Характеризовать достижения мирового уровня в этих видах искусства, в том числе и в своём крае. Называть имена и названия любимых произведений отечественных писателей.

49


Тест по теме: «Расцвет изобразительного искусства и литературы»

1

50


В поисках справедливости.

1

Характеризовать переустройство общественной и частной жизни людей, в том числе в своём крае. Приводить примеры изменения названия городов и улиц; по возможности составлять рассказ о воздействии этих событий на жизнь своей семьи в этот период (по желанию).

51


Век бед и побед.

1

Характеризовать особенности развития страны; по возможности составлять рассказ о воздействии этих событий на жизнь своей семьи в этот период (по желанию).


52


«Вставай, страна огромная!»

1

Характеризовать основные этапы Великой Отечественной войны. Приводить примеры героизма фронтовиков в борьбе с фашизмом, в том числе своих земляков.

53


Трудовой фронт России.

1

Характеризовать подвиги советских людей в тылу во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., в том числе своих земляков.

54-55


«Нет в России семьи такой…»

2

Обсуждать значение семейных воспоминаний как основы общенародной исторической памяти. Раскрывать глубину человеческих переживаний, отразившихся во фронтовых письмах.

56


После Великой войны.

1

Характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в первые пять послевоенных лет. Приводить примеры разрушений и потерь в Великой Отечественной войне. Соотносить их с результатами восстановительной работы, в том числе в своём крае.

57-58


Достижения 1950 – 1970 годов.

Проверочная работа по разделу«Путешествие по Реке времени»

2

Характеризовать созидательную деятельность страны в 50-70-е гг.XX в; приводить примеры достижений в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте за этот период, в том числе своём крае.

Мы строим будущее России (10 ч.)



59-60


Современная Россия.

2

Характеризовать особенности жизни страны во второй половине 80-90-х гг. XX в. И в первое десятилетие XXI в; приводить примеры преобразований, в том числе в своём крае.

Научатся:

характеризовать особенностях периода перестройки образования Российской Федерации в 1991 г и жизни страны в первом десятилетии XXIв.

Уметь характеризовать положительный опыт Белгородской области в развитии современного сельского хозяйства

Рассказывать о сотрудничество науки и промышленности развитие городского хозяйства и гражданских инициатив в стране-важнейшая задача нашего времени

Приводить примеры о выдающихся явлениях в современной культурной жизни России и их значение для нашей страны и для других стран мира

Получат возможность научиться: характеризовать положительный опыт развития творческих способностей, аргументировать необходимость личной ответственности

применять полученные знания

Организация экскурсий на промышленные предприятия своего края, знакомства жизни работников и жителей города(села)

Личностные умения:

— проявлять желание определять происхождение названия природного объекта по его значению.

Познавательные умения:

— использовать приобретённые знания для определения названия природного объекта по его значению.

Регулятивные умения:

— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные умения:

— адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Предметные умения:

— определять и писать название природного объекта по его значению.


61


«Хороша честь, когда есть, что есть».

1

Характеризовать положительный опыт Белгородской области в развитии современного сельского хозяйства. Выявлять связь успехов в производстве отечественных продуктов питания с улучшением качества жизни, здоровья, долголетия сельских и городских жителей.

62


Умная сила России.


1

Обсуждать значения понятия «социальная ответственность»; устанавливать зависимость успехов в промышленном производстве от результатов внедрения научных разработок, в том числе и своём крае.

63


Светлая душа России.

1

Характеризовать выдающиеся явления в современной культурной жизни России.

64


Обобщение по теме: Мы строим будущее России.

1

Составлять рассказы с фотографиями выдающихся явлений культурной жизни России.

65


Начни с себя!

1

Аргументировать необходимость личной ответственности каждого за будущее Отечества на примерах деятельности своих сверстников. Оценивать уровень своих личных достижений и ставить достойные цели на будущее.

66-67


Комплексная работа за 4 класс.

2

Проверить уровень знаний за год.

68


Обобщение за год.

1

Обобщить знания по темам.













VIII. Учебно-методическое и материально-техническое

обеспечение учебного предмета

  1. Уроки по окружающему миру. 4 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений /М.Ю. Новицкая, Н.М. Белянкова, Е.В. Мартинкова, Ю.В. Саркисян; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. образования, изд-во «Просвещение». –М.: Просвещение, 2014.

  2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 4 класс. Учебник в 2ч. / Рос. Акад. Наук, Рос. Академия образования, - М.: Просвещение, 2014.

  3. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 4 класс. Рабочая тетрадь. В 2ч. / Рос. Акад. Наук, Рос. Академия образования, - М.: Просвещение2014,

  4. Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2010.

  5. ПлешаковА.А. Зелёные страницы: книга для учащихся начальных классов. - М.: Просвещение, 2010.

Список литературы в учебно-методическом обеспечении

по федеральному государственному образовательному стандарту

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.

  2. Примерная основная образовательная программа по учебным предметам. Начальная школа. В 2 частях. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения.)

  3. Сборник рабочих программ «Перспектива» 1-4 классы – М: Просвещение, 2011.

  4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Ч. 1 / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

  5. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

  6. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения.)


1. Дополнительная литература.

1. Н.Т.Брыкина, О.Е.Жиренко. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу

«Окружающий мир». Москва, «ВАКО», 2014 год.

2. Л.И.Гайдина, А.В.Кочергина. Изучаем «Окружающий мир с увлечением».

Дидактический материал, викторины, конкурсы. Москва, ООО «5 за знания», 2007 год.

3. М. Ю. Новицкая, Н. М. Белянкова, Е. В. Мартинкова, Ю. В. Саркисян. Уроки по

окружающему миру. 4 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Москва,

«Просвещение», 2011 год.

4. Н.А.Шевердина. Олимпиады для начальной школы. Ростов-на-Дону, ООО«Феникс», 2009 год


2. Интернет-ресурсы.

1. Газета «1 сентября». – Режим доступа: www.festival.1september.ru

2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

3. Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа: www.uroki.ru

4. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193

5. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа: www.km.ru/ed

3. Наглядные пособия.

1. Таблицы по основным темам курса «Окружающий мир 4 класс».

4. Информационно-коммуникативные средства.

1. Веселая азбука Кирилла и Мефодия (CD).

2. Тренажёры по окружающему миру (CD).





5. Технические средства обучения.

Для выполнения программы в классе имеется необходимое информационно-техническое обеспечение: наличие Интернета, компьютерная и мультимедийная техника:


№ п/п

Наименование техники

Количество

1.

Рабочий стол учителя

1

2.

Принтер

1

3.

Мультимедийный проектор

1

4.

Интерактивная доска

1

5.

Колонки

1

6.

Мобильный класс (Нетбуки)

27

7.

Гарнитура

1

8.

Веб - камера

1

9.

Фотоаппарат

1










































6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс УМК ПЕРСПЕКТИВА

Автор: Вакуленко Лариса Викторовна

Дата: 22.09.2014

Номер свидетельства: 114245

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Рабочая программа. Окружающий мир. 2 класс УМК "Перспектива""
    ["seo_title"] => string(63) "rabochaia_programma_okruzhaiushchii_mir_2_klass_umk_perspektiva"
    ["file_id"] => string(6) "564731"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1606549828"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. УМК "Перспектива""
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia_programma_po_okruzhaiushchemu_miru_2_klass_umk_perspektiva"
    ["file_id"] => string(6) "532706"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1576705852"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Рабочие программы для 1 класса УМК "Перспектива" "
    ["seo_title"] => string(52) "rabochiie-proghrammy-dlia-1-klassa-umk-pierspiektiva"
    ["file_id"] => string(6) "102814"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402553823"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "УМК "Перспектива" Рабочая программа. Окружающий мир. 4 класс"
    ["seo_title"] => string(66) "umk_pierspiektiva_rabochaia_proghramma_okruzhaiushchii_mir_4_klass"
    ["file_id"] => string(6) "440819"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1511710014"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Рабочая программа 4 класс УМК "Перспектива""
    ["seo_title"] => string(46) "rabochaia_proghramma_4_klass_umk_pierspiektiva"
    ["file_id"] => string(6) "361149"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1479739226"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства