Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс УМК ПЕРСПЕКТИВА
Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс УМК ПЕРСПЕКТИВА
Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий мир" разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования. Данный УМК в полной мере реализует принципы деятельностного подхода. Предмет "Окружающий мир" ходит в образовательну область "Обществознание и естествознание".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс УМК ПЕРСПЕКТИВА »
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
(«УМК «Перспектива»)
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (п. 19.5) к структуре программ отдельных учебных предметов, курсов, на основе примерной программы начального общего образования,авторской программы «Окружающий мир» (авторы А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая), являющейся составной частью Образовательной системы УМК «Перспектива».Данный УМК в полной мере реализует принципы деятельностного подхода.
Предмет «Окружающий мир» входит в образовательную область «Обществознание и естествознание».
Данная программа реализуется в образовательной среде обучения «1 ученик: 1 компьютер», включающей мультимедийные уроки, современные методы обучения и знания, представленные в цифровом формате, в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями на 29 июня 2011 года).
В настоящее время основные задачи российского образования в целом и начального общего образования в частности можно определить следующим образом: формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ для самостоятельной реализации учебной деятельности, которая может обеспечить социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
С этим общим целеполаганием тесно связаны и цели изучения предмета «Окружающий мир» в 4 классе:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающегося с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Задачами реализации содержания предмета является формирование у ребёнка:
уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;
понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;
модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Приоритетные формы и методы работы:
Формы: урок
урок - открытия новых знаний;
урок – рефлексия;
урок - обучающего контроля;
урок – практикум (практическая работа);
урок – систематизации знаний
Методы:
рефлексивной самоорганизации;
деятельностный;
словесный;
наглядный;
продуктивный;
индуктивный;
частично – поисковый;
практический;
беседа;
интегративный;
метод создания проблемный ситуаций.
Приоритетные виды и формы контроля:
практические работы;
тесты;
проверочные работы;
комплексная работа по итогам года.
II. Общая характеристика учебного предмета
Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный
интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомитобучающегося с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Образовательные и воспитательные задачи обучения окружающего мира решаются комплексно. Учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приемов их решения. В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играет сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, использование технических средств.
Содержание программы по окружающему миру позволяет шире использовать дифференцированный подход к обучающимся. Это способствует нормализации их нагрузки, обеспечивает более целесообразное их включение в учебную деятельность, своевременную корректировку трудностей и успешное продвижение в развитии познавательных процессов.
В каждом разделе имеется работа над проектами. Проектная деятельность способствует расширению кругозора обучающихся по темам, формирует у них умение работать с информацией, самостоятельно получать новые сведения по изучаемым темам. В завершении работы над проектами организуется защита. Дети представляют результаты своей деятельности по выбранной теме.
Программу определяют важнейшие компоненты культуры — норма, ценность, идеал, что позволяет представить такое явление, как мир, системно с точки зрения культурно-нормативного, культурно-значимого, культурно-должного в жизни человека. Таким образом, дети получают возможность создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно ценностно-консолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия.
В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими школьниками явления «окружающий мир»:
природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие параметры бытия;
природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека;
мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем.
Благодаря культурологической установке программа выполняет интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников. Практически все темы программы могут получить специальную интерпретацию на уроках изобразительного искусства и музыки, литературного чтения и русского языка, а также на уроках физической культуры.
В курсе «Окружающий мир» красной нитью проходит воспитание гражданственности. А самое главное учебный материал представляется сезонно. Много разнообразного материала прямо в учебнике. В конце каждого урока сформулирован вывод, который учит учащихся 4 класса грамотно подводить итог урока.
Сферы природной и социальной жизни предстают в их единстве и тесной взаимной связи:
природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;
культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм;
наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;
искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества;
человечество как многообразие народов, культур, религий;
семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;
труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;
здоровый образ жизни в единстве следующих составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное;
нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
III. Описание места учебного предметав учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в 4 классе отводится 2 часа в неделю; всего на учебный год – 68 часов.
Программой предусмотрено проведение:
Практических работ –8
Проверочных работ – 3
Тесты -4
Комплексная итоговая работа-1
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения окружающему миру является осмысление учащимися системы ценностей.
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи какпервой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма -одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества -осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета «Окружающий мир»
Содержание курса окружающего мира обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
5. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты
1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
5. Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
VI. Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
Содержание предмета «Окружающий мир» для 4-го класса включает следующие разделы:
№
Содержание разделов
Кол-во часов
1.
«Мы – граждане единого Отечества»
Общество - это мы! Необходимость объединения людей и общества. Российский народ как содружество граждан, связанных едиными целями и интересами.Конституция России как документ, раскрывающий вопросы государственного устройства страны. Права ребёнка гарантированные федеральным законом. Особенности государственного устройства России, как независимой демократической республики и Конституция страны. Устройство государственной границы. Родные языки и творчество народов России. Диалог культур народов России.
10 ч.
2
«По родным просторам»
Физическая карта России Формы земной поверхности: равнины, горы. Низменности, возвышенности, холмы, балки, овраги. Полезные ископаемые России и их роль в хозяйстве страны. Реки и озёра России, их значение в жизни людей. Моря, омывающие берега России. Природные зоны России. Особенности хозяйственной жизни народов России. Экологические проблемы и охрана природы в разных природных зонах. Растения и животные из красной книги. Заповедники и национальные парки.
18 ч
3
«Путешествие по Реке времени»
В путь по Реке времени. Путешествуем с археологами в изучении прошлого. «Повесть временных лет – древнерусская летопись». Древние торговые пути, их значение в объединении разных племён в единое Древнерусское государство. Мудрый выбор. Важнейшие деяния Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого, их роль в развитии древнерусской культуры и государственности. Эпоха княжеских междоусобиц и монголо-татарское нашествие на древнюю Русь. Эпоха укрепления и расширения Московского княжества. События Смутного времени в жизни страны. Деятельность великих соотечественников в послепетровское время. Отечественная война 1812 года. Российская империя в XIX в. Развитие театрального, музыкального и изобразительного искусства. СССР в период до начала Великой Отечественной войны. Основные этапы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Достижения СССР в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте в 1950-1970 гг.
30 ч
4
«Мы строим будущее России»
Современная Россия. Особенности периода перестройки, образования Российской Федерации в 1991 г. Продовольственная безопасность страны - важнейшая задача современности. Выдающиеся явления в современной культурной жизни России.
10 ч.
Итого
68 ч.
VII. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности
№
п/п
Дата
Тема урока
Кол-во часов
Основные виды учебной деятельности
Планируемые результаты
Предметные
Метапредметные и личностные УУД
Мы – граждане единого Отечества (10 ч.)
Научатся:
систематизировать уже имеющиеся представления о необходимости объединения людей в сообщества;
название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного посёлка;
государственную символику;
государственные праздники.Различать права и обязанности гражданина России.
Устанавливать соответствие внутреннего смысла статей о правах ребенка и нормы отношения к детям.
Устанавливать связь особенностей государственного устройства России.
Получат возможность научиться:
самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа.
Презентовать рассказ о жизни и творчестве выдающихся деятелей культуры народов своего края.
Сделать презентацию «Красота природы моего Отечества».
Метапредметные:
Познавательные умения:
— раскрывать значение понятий «мы», «общество», «объединение», «сообщество», «земляк», «землячество», «гражданин», «гражданское общество», «соотечественник», «отечественная война», «конституция», «паспорт», «дубликат», «преамбула», «права», «обязанности», «ООН», «декларация», «федеральный закон» и использовать их в активном словаре; определять вид общества и обосновывать своё мнение;
— обосновывать условия принадлежности человека к определённому обществу/сообществу;
— отмечать показатели всенародного единства и обосновывать своё мнение;
— определять права и обязанности гражданина России и обосновывать своё мнение;
— устанавливать соответствие прав ребёнка со статьёй Конституции РФ и обосновывать своё мнение;
— использовать приобретённые знания при составлении рассказа о действиях героя, подтверждая их законность определённой статьёй Конституции РФ о соблюдении прав и свобод ребёнка.
Регулятивные умения:
— выполнять учебное задание в соответствии с целью;
— ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;
— выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;
— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;
— оценивать результат собственной деятельности.
Коммуникативные умения:
— формулировать высказывание в рамках учебного диалога, используя термины;
— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству.
1
Общество – это мы! Гражданин и гражданское общество.
1
Приводить примеры распределения обязанностей и разделения труда в сообществах наших предков и современных обществах.
Определять сообщества, в которые человек входит в течение жизни.
Сопоставлять понятия «гражданин» и «соотечественник».
2
Российский народ.
Пр.рСоздание проекта «Мой проект на благо России»
1
Систематизировать уже имеющиеся представления о российском народе.
Называть объединяющие факторы, приводить примеры этих факторов из реальной жизни своего края как проявление общенациональной российской солидарности.
Характеризовать государственную символику России.
Оформлять Календарь памятных дат.
3
Конституция России.
Права и обязанности человека и гражданина.
1
Различать права и обязанности гражданина России.
Приводить конкретные примеры свобод, гарантируемых гражданам России её Конституцией. Устанавливать соответствие статей Конституции РФ и нравственных правил отечественной и мировой культуры.
4
Права ребенка.
Тест по теме «Права гражданина»
1
Устанавливать соответствие внутреннего смысла статей о правах ребёнка и нормы отношения к детям в культуре народов России. Объяснять связь между правами и обязанностями. Обсуждать вопрос о расширении прав и обязанностей ребёнка по мере его взросления.
5
Государственное устройство России.
Пр.р. Создание проекта «Если бы меня выбрали Президентом России»
1
Устанавливать связь особенностей государственного устройства России и положений её Конституции. Объяснять в чём состоит роль Президента и трёх ветвей власти в России.
6
Российский Союз равных.
Пр.р «Флаги республик»
1
Характеризовать особенности субъектов РФ в зависимости от их принадлежности к той или иной группе. Называть и показывать столицу. Составлять рассказ о природных и культурных достопримечательностях. Объяснять символический смысл герба и флага.
7
Государственная граница России.
1
По карте определять, с какими государствами Россия граничит на суше и на море. Показывать на карте государственную границу России.
8
Путешествие за границу России.
1
Использовать источники дополнительной информации, в том числе Интернет, для составления рассказа о реальном или заочном путешествии в страны ближнего зарубежья(по выбору).По карте определять названия столиц, рассказывать о важнейших природных и культурных объектах.
9
Сокровища России и их хранители.
1
Подбирать в дополнительных источниках пословицы и поговорки, местные гидронимы(названия рек и других водоёмов) на родном языке и анализировать их содержание. Презентовать рассказ о жизни и деятельности создателя национальной письменности.
10
Творческий союз.
Проверочная работа по разделу «Мы – граждане единого Отечества»
1
Презентовать рассказ о жизни и творчестве выдающихся деятелей культуры народов своего края. Презентовать произведения писателей своего края на родном и в переводе на русский язык(по выбору).Составлять страницу Календаря памятных дат, посвящённую одному из деятелей родной культуры (по выбору).
По родным просторам (18 ч.)
11
Карта – наш экскурсовод.
1
Сравнивать масштаб физической карты России и карты мира, объяснять разницу. Работая в паре, изучать условные знаки физической карты о нашей стране. Находить на карте природные объекты, изображённые на фотографиях учебника.
Научатся:
распознавать условные обозначения физической
карты России, основные формы рельефа
России и их местоположение нафизической карте страны;
знать
расположение месторождений полезных
ископаемых; термины, обозначающие
части реки, названия озёр России.
Находить на физической карте России
природные объекты и основные зоны
России.
Наносить на контурную карту границы
России и главный город своего региона.
Показывать равнины и горы,
месторождение основных полезных
ископаемых, главные реки и озёра,
основные зоны России на физической
карте страны.
Характеризовать крупнейшие равнины,
горы, реки и озёра России, полезные
ископаемые, зоны России.
Получат возможность научиться:
распознавать образцы полезных ископаемых,
описывать их по приведённому в
учебнике плану.
Знакомиться с растениями и
животными из Красной книги России обитающими в разных природных зонах.Приводить примеры редких и
исчезающих видов растений и животных
своего края.
Рассказывать о заповедниках и
национальных парках и об их охране.
Соблюдать правила безопасности
дорожного движения.
Личностные умения:
Проявлять:
— интерес к изучению темы;
— бережное отношение к природным ресурсам России;
— творческое отношение к процессу решения кроссворда «Удивительные озёра России»;
— различие физической и контурной карты и обосновывать своё мнение;
— особенности форм земной поверхности России и обосновывать своё мнение;
— свойства полезных ископаемых и обосновывать своё мнение;
— водное пространство, его части и обосновывать своё мнение;
- использовать приобретённые знания для решения кроссворда «Удивительные озёра России».
Регулятивные умения:
— выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;
— выбирать вариант выполнения задания;
— выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания;
— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.
Коммуникативные умения:
— конструктивно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;
— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
— договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе;
— адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.
12
По равнинам и горам.
Пр.р.«Равнины и горы России»
1
Находить на физической карте России равнины и горы, представленные на фотографиях в учебнике, учиться их показывать. Характеризовать крупнейшие равнины и горы России.
Сравнивать формы земной поверхности: холм и гору, балку и овраг. Моделировать формы земной поверхности, используя пластилин (влажный песок или глину).
13
В поисках подземных кладовых.
Пр.р.«Изучение подземных ископаемых».
1
Изучать полезные ископаемые разных регионов России(по физической карте).Рассказывать о них, соотносить условные знаки и фотографии образцов полезных ископаемых.
Сравнивать нефть и природный газ, использовать с этой целью информацию из текста учебника.
14
Наши реки.
1
Раскрывать значения рек в жизни людей. Составлять схему « Части рек», использовать с этой целью информацию из текста учебника, осуществлять самопроверку.
Учиться показывать реки на карте. Анализировать таблицу «протяжённость рек России».
15
Озёра – краса земли.
1
Раскрывать значения озёр в жизни людей. Находить на физической карте России озёра и учиться их показывать. Сравнивать озёра по глубине, перечислять в порядке увеличения(уменьшения) глубины.
16
По морским просторам.
Тест по теме «Наши реки, озёра, моря»
1
Различать озёра и моря по существенному признаку (море - часть океана). Раскрывать значения морей в жизни людей, учиться показывать на карте. Соотносить моря с океанами, прослеживать связь Балтийского, Чёрного и Азовского морей с Атлантическим океаном.
17
С севера на юг.
1
Сравнивать карту природных зон России и физическую карту России, выявлять значение цветовых обозначений на карте природных зон. Определять по карте природные зоны России и физическую карту.
18
В ледяной пустыне.
1
Находить на карте природных зон России арктические пустыни, показывать их. Устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и природными условиями зоны арктических пустынь.
19
В холодной тундре.
1
Находить на карте природных зон России зону тундры, учиться показывать её на карте. Устанавливать причинно-следственные связи между положением солнца и природными условиями зоны тундры. Выявлять признаки приспособленности животных к условиям жизни.
20
Тест по теме «Наши реки и озёра»
Среди лесов.
1
Находить на карте природных зон России лесные зоны, учиться показывать их на карте. Устанавливать зависимость природы лесных зон от распределения тепла и влаги. Сравнивать природу лесных зон с природой тундры.
21
В широкой степи.
1
Находить на карте природных зон России зоны лесостепей и степей, учиться показывать по карте. Устанавливать зависимость природы лесостепей и степей от распределения тепла и влаги. Сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры.
22
В жаркой пустыне.
Пр. р. «Живой мир пустынь»
1
Находить на карте природных зон России зоны полупустынь и пустынь, рассказывать о них по карте и учиться показывать. Устанавливать зависимость природы полупустынь и пустынь от распределения тепла и влаги. Знакомиться с животным миром. Сравнивать природу пустынь и полупустынь.
23
У тёплого моря.
1
Находить на карте природных зон России субтропики, рассказывать о них по карте и учиться показывать. Сравнивать природу зоны субтропиков с природой пустынь. Приводить примеры экологических связей Черноморском побережье Кавказа. Составлять характерные для этих мест цепи питания, моделировать их освоенными способами.
24
Мы- дети родной земли.
1
Соотносить особенности хозяйственной жизни с характерными чертами природных зон обитания каждого народа. Анализировать, как отражается ландшафт, растительный и животный мир родного края в загадках, пословицах, сказках, преданиях местных названия.
25
В содружестве с природой.
1
По образцу учебника рассказывать о древних занятиях одного из народов России(по выбору) с использованием материалов устного изобразительно- прикладного народного творчества и дополнительных источников информации.
26
Как сберечь природу России.
1
Знакомиться по учебнику с экологическими проблемами и охраной природы в разных природных зонах. Выполнять задания в рабочей тетради. Готовить сообщения классу и презентовать его.
27
По страницам Красной книги.Пр.р.Создание проекта«Красная книга нашего региона»
1
Знакомиться по учебнику с растениями и животными из красной книги России, обитающими в разных природных зонах.
28
По заповедникам и национальным паркам. Обобщение.
Проверочная работа по разделу «По родным просторам»
1
Знакомиться по материалам учебника с заповедниками и национальными парками России. Готовить сообщения классу и презентовать их. Рассказывать о заповедниках и национальных парках своего края.
«Путешествие по Реке времени»(30 ч)
29
В путь по Реке времени. «Календарь памятных дат».
1
На основе устных рассказов о недавнем прошлом своего края, определять их значимость для сохранения народной памяти.
Научатся:
Работать со схемой «Река времени».
Определять по дате век события.
Называть имена отца истории и
родоначальника древнерусского
летописания. Описывать внешний вид
археологических находок по
изображениям в учебнике и в музее.
Рассказывать о роли российских
археологов в мировой и отечественной
исторической науки. Показывать на
исторической карте места обитания
разных племён, торговые пути, древние
русские города. Объяснять значение
названия славянских племён.
Получат возможность научиться:
Составлять схемы
родственных отношений древнерусских
князей, правителей Москвы и царей.
Характеризовать роль древнерусских
князей, правителей Москвы и царей.
Объяснять важность преемственности в
их государственных поступках.
Обосновывать значительность
деятельности М.В.Ломоносова,
А.В.Суворова, Ф.Ф.Ушакова, роль М.И.
Кутузова как народного полководца.
Находить сведения и
рассказывать о памятниках и памятных
местах Москвы и России, связанных с
событиями Отечественной войны 1812
года и Великой Отечественной войны.
Составлять рассказ о жизни и
труде в тылу во время Вов.
Обсуждать значение семейных
воспоминаний как основы общенародной
исторической памяти.
Записывать воспоминания старших
родственников о военном времени.
Приводить примеры разрушений и
потерь в Вов. Рассказывать о земляках
тружениках первой послевоенной
пятилетки. Характеризовать
созидательную деятельность страны в
50-70е гг. Приводить примеры
достижений внаук и технике,
промышленности, образовании и
искусстве, в спорте. Рассказывать о
земляках – тружениках второй
половины 20 века.
Соблюдать правила безопасности
дорожного движения.
Личностные умения:
— проявлять интерес к изучению языка;
— проявлять уважительное отношение к многообразию культур народов России.
Познавательные умения:
— раскрывать значение понятий «сокровище», «духовные сокровища», «хранитель», «алфавит», «культурное достояние народов РФ» и использовать их в активном словаре;
— определять значение родного языка для сохранения культурного достояния народов РФ и обосновывать своё мнение;
— определять происхождение названий природных объектов и обосновывать своё мнение.
Регулятивные умения:
— выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания;
— выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Коммуникативные умения:
— формулировать высказывание в рамках учебного диалога, используя термины;
— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.
Предметные умения:
— рассказывать о происхождении названий природных объектов
— рассказывать о хранителях языков народов России;
— рассказывать о жизни и деятельности создателя национальной письменности;
— определять на карте местоположение различных природных объектов;
— исследовать название природного объекта родного края и рассказывать о нём, используя план;
— подбирать и писать пословицы разных народов, близкие по значению;
— составлять и оформлять презентацию о хранителе языка одного из народов России.
30
Путешествуем с археологами.
Пр.р. «Археологические находки»
1
Описывать внешний вид археологических находок по изображениям в учебнике. Отмечать их возраст на схеме, сравнивать обзор оленя в сказках, преданиях и в искусстве скифов, древних народов Сибири.
31
В путь по страницам летописи.
1
Показывать на исторической карте места обитания разных племён. Объяснять значение названий славянских племён. Характеризовать внешний вид женских украшений по изображениям в учебнике. Сравнивать находить общее и различное.
32
Истоки Древней Руси.
Работа с картой «Древние торговые пути»
1
Показывать на карте древние торговые пути, древние русские города. Рассказывать о берестяных грамотах. Знать имена родоначальника правящей княжеской династии и его родича, объединившего северный и южный центры Древнерусского государства.
33
Мудрый выбор.
1
Составлять схему родственных отношений княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого. Объяснять значение преемственности в их государственных поступках. Обозначать век (дату) Крещения Руси на схеме «Река времени».
34
Наследница Киевской Руси.
1
Составлять схему родственных отношений древнерусских князей. Объяснять важность преемственности в их государственных поступках.
35
Москва – преемница Владимира.
1
Характеризовать роль князя Александра Невского, князя Даниила Московского и его потомков. Составлять схему их родственных отношений. Объяснять важность преемственности в их государственных поступках.
36
Начало Московского царства.
1
Составлять схему родственных отношений правителей московской Руси. Объяснять важность преемственности в их государственных поступках. Обозначать имя итальянского зодчего и дату строительства Успенского собора в Московском Кремле на схеме «Река времени».
37
Подвижники Руси и землепроходцы.
1
Презентовать рассказы об основании сибирских городов (по выбору). Высказывать мотивированное суждение о роли общего летописания и книгопечатания.
38
На пути к единству.
1
Обсуждать значимость единства в интересах граждан для сохранения независимости страны. Показывать на карте поволжские города, называть памятники, воздвигнутые в честь Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина.
39
Начало Российской империи.
1
Высказывать мотивированное суждение о необходимости отечественных армии и флота. Промышленности, науки и образования для развития страны и сохранения её независимости.
40-41
«Жизнь – Отечеству, честь – никому!»
2
Характеризовать преобразования в жизни страны в после петровскую эпоху. Обосновывать деятельность М.В. Ломоносова, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова.
42-43
Отечественная война 1812 года.
2
Обосновывать роль М.И. Кутузова как народного полководца. Характеризовать войну с Наполеоном как народную, отечественную войну. Находить сведения и рассказывать о памятниках и памятных местах Москвы и России, связанных с событиями Отечественной войны 1812 г.
44
Великий путь.
1
Характеризовать развитие промышленности и сети железных дорог вXIX в., в том числе в своём крае. Приводить названия и даты строительства первых железных дорог в России, Транссибирской магистрали.
45-46
Золотой век театра и музыки.
2
Характеризовать развитие театрального и музыкального искусства России в XIX в., в том числе в своём крае. Приводить полные названия первых консерваторий, даты создания отмечать на схеме «Река времени».
47-48
Расцвет изобразительного искусства и литературы.
2
Обобщать знания о произведениях великих русских художников и писателей, полученные в начальной школе. Характеризовать достижения мирового уровня в этих видах искусства, в том числе и в своём крае. Называть имена и названия любимых произведений отечественных писателей.
49
Тест по теме: «Расцвет изобразительного искусства и литературы»
1
50
В поисках справедливости.
1
Характеризовать переустройство общественной и частной жизни людей, в том числе в своём крае. Приводить примеры изменения названия городов и улиц; по возможности составлять рассказ о воздействии этих событий на жизнь своей семьи в этот период (по желанию).
51
Век бед и побед.
1
Характеризовать особенности развития страны; по возможности составлять рассказ о воздействии этих событий на жизнь своей семьи в этот период (по желанию).
52
«Вставай, страна огромная!»
1
Характеризовать основные этапы Великой Отечественной войны. Приводить примеры героизма фронтовиков в борьбе с фашизмом, в том числе своих земляков.
53
Трудовой фронт России.
1
Характеризовать подвиги советских людей в тылу во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., в том числе своих земляков.
54-55
«Нет в России семьи такой…»
2
Обсуждать значение семейных воспоминаний как основы общенародной исторической памяти. Раскрывать глубину человеческих переживаний, отразившихся во фронтовых письмах.
56
После Великой войны.
1
Характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в первые пять послевоенных лет. Приводить примеры разрушений и потерь в Великой Отечественной войне. Соотносить их с результатами восстановительной работы, в том числе в своём крае.
57-58
Достижения 1950 – 1970 годов.
Проверочная работа по разделу«Путешествие по Реке времени»
2
Характеризовать созидательную деятельность страны в 50-70-е гг.XX в; приводить примеры достижений в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте за этот период, в том числе своём крае.
Мы строим будущее России (10 ч.)
59-60
Современная Россия.
2
Характеризовать особенности жизни страны во второй половине 80-90-х гг. XX в. И в первое десятилетие XXI в; приводить примеры преобразований, в том числе в своём крае.
Научатся:
характеризовать особенностях периода перестройки образования Российской Федерации в 1991 г и жизни страны в первом десятилетии XXIв.
Уметь характеризовать положительный опыт Белгородской области в развитии современного сельского хозяйства
Рассказывать о сотрудничество науки и промышленности развитие городского хозяйства и гражданских инициатив в стране-важнейшая задача нашего времени
Приводить примеры о выдающихся явлениях в современной культурной жизни России и их значение для нашей страны и для других стран мира
Получат возможность научиться: характеризовать положительный опыт развития творческих способностей, аргументировать необходимость личной ответственности
применять полученные знания
Организация экскурсий на промышленные предприятия своего края, знакомства жизни работников и жителей города(села)
Личностные умения:
— проявлять желание определять происхождение названия природного объекта по его значению.
Познавательные умения:
— использовать приобретённые знания для определения названия природного объекта по его значению.
Регулятивные умения:
— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.
Коммуникативные умения:
— адекватно использовать речевые средства для представления результата.
Предметные умения:
— определять и писать название природного объекта по его значению.
61
«Хороша честь, когда есть, что есть».
1
Характеризовать положительный опыт Белгородской области в развитии современного сельского хозяйства. Выявлять связь успехов в производстве отечественных продуктов питания с улучшением качества жизни, здоровья, долголетия сельских и городских жителей.
62
Умная сила России.
1
Обсуждать значения понятия «социальная ответственность»; устанавливать зависимость успехов в промышленном производстве от результатов внедрения научных разработок, в том числе и своём крае.
63
Светлая душа России.
1
Характеризовать выдающиеся явления в современной культурной жизни России.
64
Обобщение по теме: Мы строим будущее России.
1
Составлять рассказы с фотографиями выдающихся явлений культурной жизни России.
65
Начни с себя!
1
Аргументировать необходимость личной ответственности каждого за будущее Отечества на примерах деятельности своих сверстников. Оценивать уровень своих личных достижений и ставить достойные цели на будущее.
66-67
Комплексная работа за 4 класс.
2
Проверить уровень знаний за год.
68
Обобщение за год.
1
Обобщить знания по темам.
VIII. Учебно-методическое и материально-техническое
обеспечение учебного предмета
Уроки по окружающему миру. 4 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений /М.Ю. Новицкая, Н.М. Белянкова, Е.В. Мартинкова, Ю.В. Саркисян; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. образования, изд-во «Просвещение». –М.: Просвещение, 2014.
Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 4 класс. Учебник в 2ч. / Рос. Акад. Наук, Рос. Академия образования, - М.: Просвещение, 2014.
Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 4 класс. Рабочая тетрадь. В 2ч. / Рос. Акад. Наук, Рос. Академия образования, - М.: Просвещение2014,
Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2010.
ПлешаковА.А. Зелёные страницы: книга для учащихся начальных классов. - М.: Просвещение, 2010.
Список литературы в учебно-методическом обеспечении
по федеральному государственному образовательному стандарту
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
Примерная основная образовательная программа по учебным предметам. Начальная школа. В 2 частях. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения.)
Сборник рабочих программ «Перспектива» 1-4 классы – М: Просвещение, 2011.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Ч. 1 / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения.)
1. Дополнительная литература.
1. Н.Т.Брыкина, О.Е.Жиренко. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу
«Окружающий мир». Москва, «ВАКО», 2014 год.
2. Л.И.Гайдина, А.В.Кочергина. Изучаем «Окружающий мир с увлечением».
Дидактический материал, викторины, конкурсы. Москва, ООО «5 за знания», 2007 год.
3. М. Ю. Новицкая, Н. М. Белянкова, Е. В. Мартинкова, Ю. В. Саркисян. Уроки по
окружающему миру. 4 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Москва,
«Просвещение», 2011 год.
4. Н.А.Шевердина. Олимпиады для начальной школы. Ростов-на-Дону, ООО«Феникс», 2009 год
2. Интернет-ресурсы.
1. Газета «1 сентября». – Режим доступа: www.festival.1september.ru
2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
3. Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа: www.uroki.ru
4. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
5. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа: www.km.ru/ed
3. Наглядные пособия.
1. Таблицы по основным темам курса «Окружающий мир 4 класс».
4. Информационно-коммуникативные средства.
1. Веселая азбука Кирилла и Мефодия (CD).
2. Тренажёры по окружающему миру (CD).
5. Технические средства обучения.
Для выполнения программы в классе имеется необходимое информационно-техническое обеспечение: наличие Интернета, компьютерная и мультимедийная техника: