Рабочая программа составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной программы начального общего образования по Окружающему миру. В 2 ч. Ч.1. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 317. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-021421-6, Программы «Мы и окружающий мир: 4 класс» Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. – Самара: Корпорация «Федоров» 2009.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру. 4 класс.»
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ МО «ГОРОД МАЙКОП»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей № 19»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Окружающий мир
4 класс
Майкоп 2014 -2015 год.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей № 19»
УТВЕРЖДАЮ
Директор лицея № 19
__________
«____» _________ 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование учебного предмета (курса)
Окружающий мир
Статус учебного предмета (курса)
обязательный
(обязательный, по выбору, элективный)
Профиль (предпрофиль)
Нет
Объём учебного предмета (курса)
68 часов
(общий объём учебного предмета (курса), час)
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПО ТРИМЕСТРАМ
Номер
триместра
Аудиторные
занятия
Самостоятельная (внеаудиторная) работа учащихся
Форма
итоговой
аттестации
всего
творческие
исследовательские
проекты
домашние
задания
I
20
6
6
II
22
6,6
6,6
III
26
7,8
7,8
Итого
68
20,4
20,4
Рабочая программа составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной программы начального общего образования по Окружающему миру. В 2 ч. Ч.1. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 317. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-021421-6, Программы «Мы и окружающий мир: 4 класс»Дмитриевой Н.Я.,Казакова А.Н. – Самара: Корпорация «Федоров», издательство «Учебная литература», 2005.
Составители: Башкатова И.В.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании методического объединения
(методического совета)
Протокол №____ «____»____________2014 года
Руководитель методического объединения _______________________________(ФИО)
Согласовано:
Председатель
методического совета
Протокол №____ от «____»____________2014 года
Пояснительнаязаписка
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшими задачами образования в начальной школе являются: формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; развитие умения учиться – к способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; создание психолого – педагогических условий для индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции с опорой на систему базовых культурных ценностей российского общества. Эти задачи решаются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет сою специфику.
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том. Что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Этот курс является пропедевтическим для последующего изучения географии, истории, обществознания, физики, химии, биологии в среднем и старшем звене. Основу изучения окружающего мира составляют три группы знаний: природа, человек, общество. «Окружающий мир» формирует основы мировоззрения ребенка и дает широкие возможности для развития личности. Изучая данный курс, обучающиеся получают новые знания, у них формируется научный взгляд на окружающий мир. При изучении Курса «Окружающий мир» обогащается социальный опыт ребенка. Экологическая направленность курса способствует воспитанию бережного отношения к природе. Наряду с этим дети получают необходимые знания о безопасности жизнедеятельности, узнают, как себя вести во время получения различных травм: ожог, обморожение, кровотечение и др.
При изучении предмета «Окружающий мир» обучающиеся знакомятся с историческим прошлым России и других стран. В ходе изучения исторического материала прослеживается, как постепенно человек преодолевал свою зависимость от природных стихий и усиливал свое влияние на природу. Представление целостной широкой картины мира с ее внутренними взаимосвязями между различными областями знаний является ключевым требованием системы общего развития Л.В.Занкова.
Цели обученияОкружающему миру в 4 классе.
Цели изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе – формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.
Используя для осмысления личного опыта ребенка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения.
Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля.
Значение курса «Окружающий мир» состоит в том. Что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в развитии и воспитании личности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства. технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-ценностному постижению окружающего мира.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях дает ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти свое место в ближайшем окружении, попытаться прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем свое личное и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания. Истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создает прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в примерной программе содержательными блоками «Человек и природа», «Человек и общество».
Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития следующие задачи (из программы Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова «Окружающий мир»):
- на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком
- в ходе решения первой задачи развивать историческое мышление, формировать экологическую грамотность; обучать безопасному поведению в природе и обществе
- формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, ориентироваться в пространстве и времени, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, самостоятельно проводить предусмотренные программой опыты, наблюдения, практические работы, делать обобщения и выводы
- воздействовать на развитие эмоционально-волевых, морально-нравственных качеств личности.
Федеральный государственный образовательный стандарт. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ Лицей №19.
Согласно учебному плану МБОУ «Лицей № 19» на 2014 – 2015 учебный год на изучение Окружающего мира в 4 классе отводится 68 учебных часов в неделю. Окружающий мир изучается в течение трех триместров.
Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов, в том числе для проведения:
Контрольных (Проверочных) работ
- 8 часов
Практических работ
-1 час
экскурсий
- 1 час
Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная.
Технологии обучения: компетентностно-деятельный подход.
Механизмы формирования универсальных учебных действий,
информационной и читательской грамотностиобучающихся:
Виды и формы контроля:
- Контрольные работы;
- практическая работа;
- тематические тесты.
Для обучения Окружающему миру в 4 классе используется учебно-методический комплект (авт. Н.Я.Дмитриева, А.Н. Казаков.)
Учебник: Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.. Мы и окружающий мир: Учебник для 4 класса: В 2 частях. – 4-е изд., исправленное и доп. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2007. –ISBN 978-5-9507-0438-3 (Издательство «Учебная литература»). – ISBN 978-5-902614-28-9 (Издательский дом «Федоров»).
Рабочая тетрадь к учебнику «Мы и окружающий мир» 4 класс. ЗАО Корпорация «Федоров», ООО Издательство «Учебная литература», г.Самара, ул.Куйбышева, 108. 2012 год.
Планируемые результаты освоения программы по
Окружающему миру 4 класс
Раздел «Человек и природа»
Выпускник научится:
- различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы;
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки;
- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
- проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
- использовать естественно-научные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
- использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт) для поиска необходимой информации;
- использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или выявления свойств объектов;
- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;
- понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;
- пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
- выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
Раздел «Человек и общество»
Выпускник научится:
- различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его главный город;
- различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить основные (изученные) исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
- используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т. д.);
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;
- соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
- ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества, страны;
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.
Кодификатор «Универсальные учебные действия»
Образовательной программы начального
общего образования МБОУ «Лицей № 19»
Л-00
Личностные результаты освоения ООП НОО
У выпускника будут сформированы
Л-01
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»
Л-02
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы
Л-03
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи
Л-04
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей
Л-05
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности
Л-06
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности
Л-07
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей
Л-08
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню
Л-09
развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения
Л-10
эмпатия как понимание чувства других людей и сопереживание им
Л-11
установка на здоровый образ жизни
Л-12
основы экологической культуры, принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения
Л-13
чувство прекрасного и этические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой
Выпускник получит возможность для формирования
Л-14
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального опыта оценки знаний
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач
Л-17
адекватного понимания причин успешности / неуспешности учебной деятельности
Л-18
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности критерия социальной роли «хорошего ученика»
Л-19
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности
Л-20
морального самосознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям
Л-21
установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках
Л-22
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни
Л-23
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия
Р-00
Регулятивные результаты освоения ООП НОО
Выпускник научится
Р-01
принимать и сохранять учебную задачу
Р-02
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем
Р-03
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
Р-04
учитывать установленные правила в планировании и контроль способа решения
Р-05
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи)
Р-06
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области
Р-07
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей
Р-08
различать способ и результат действия
Р-09
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках
Р-10
выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме
Выпускник получит возможность научиться
Р-11
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи
Р-12
преобразовывать практическую задачу в познавательную
Р-13
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
Р-14
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале
Р-15
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания
Р-16
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия
П-00
Познавательные результаты освоения ООП НОО
Выпускник научится
П-01
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий
П-02
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ
П-03
использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая концептуальные) для решения задач
П-04
строить сообщения в устной и письменной форме
П-05
ориентироваться на разнообразие способов решения задач
П-06
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов)
П-07
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
П-08
осуществлять синтез как составление целого из частей
П-09
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям
П-10
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге изменений
П-11
строить рассуждения в форме связи простых суждения об объекте, его строении, свойствах и связях
П-12
обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выделение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи
П-13
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза
П-14
устанавливать аналогии
П-15
владеть рядом общих приемов решения задач
Выпускник получит возможность научиться
П-16
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет
П-17
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ
П-18
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач
П-19
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме
П-20
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
П-21
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты
П-22
осуществлять сравнения, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций
П-23
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
П-24
произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач
К-00
Коммуникативные результаты освоения ООП НОО
Выпускник научится
К-01
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе инструменты ИКТ и дистанционного общения
К-02
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии
К-03
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества
К-04
формулировать собственное мнение и позицию
К-05
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов
К-06
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет
К-07
задавать вопросы
К-08
контролировать действия партнера
К-09
использовать речь для регуляции своего действия
К-10
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи
Выпускник получит возможность научиться
К-11
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной
К-12
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию
К-13
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы
К-14
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
К-15
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников
К-16
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия
К-17
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером
К-18
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
К-19
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности
К-20
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач
Кодификатор «Чтение: работа с информацией»
Образовательной программы начального
общего образования МБОУ «Лицей № 19»
Ч1-00
Получение, поиск и фиксация информации
Выпускник научится
Ч1-01
воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (бытового характера, художественные и информационные тексты);
Ч1-02
осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации;
Ч1-03
использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения и выбирать в соответствии с ней нужный вид чтения;
Ч1-04
работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
Ч1-05
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
Ч1-06
составлять список используемой литературы и других информационных источников, заполнять адресную и телефонную книги.
Выпускник получит возможность научиться
Ч1-07
находить несколько источников информации, пользоваться словарями и справочниками на электронных носителях;
Ч1-08
систематизировать подобранные информационные материалы в виде схемы или электронного каталога при подготовке собственных работ (сообщений, сочинений, простых исследований, проектов и т. п.);
Ч1-09
хранить информацию на бумажных (альбом, тетрадь и т. п.) и электронных носителях (диск, USB-накопитель) в виде упорядоченной структуры (статей, изображений, аудиоряда, ссылок и т. п.).
Ч2-00
Понимание и преобразование информации
Выпускник научится
Ч2-01
определять тему и главную мысль текста, делить текст на смысловые части, составлять простой план текста, подробно и сжато устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст;
Ч2-02
находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде: числовые данные, отношения (например, математические) и зависимости; вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по алфавиту, по числовым параметрам (возрастанию и убыванию);
Ч2-03
понимать информацию, представленную в неявном виде: например, выделять общий признак группы элементов, характеризовать явление по его описанию; находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение, и т.д.;
Ч2-04
интерпретировать и обобщать информацию: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, не только опираясь на содержащуюся в нем информацию, но и обращая внимание на жанр, структуру, язык текста;
Ч2-05
преобразовывать информацию из сплошного текста в таблицу (дополнять таблицу информацией из текста); преобразовывать информацию, полученную из рисунка, в текстовую задачу; заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст;
Ч2-06
анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте.
Выпускник получит возможность научиться
Ч2-07
соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
Ч2-08
для поиска нужной информации использовать такие внешние формальные элементы текста, как подзаголовки, иллюстрации, сноски;
Ч2-09
делать выписки из используемых источников информации, составлять письменные отзывы, аннотации.
Ч3-00
Применение и представление информации
Выпускник научится
Ч3-01
передавать собеседнику/партнеру важную для решаемой учебной задачи информацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного;
Ч3-02
использовать полученный читательский опыт для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
Ч3-03
составлять устно небольшое монологическое высказывание по предложенной теме, заданному вопросу;
Ч3-04
описывать по определенному алгоритму объект наблюдения, сравнивать между собой два объекта, выделяя два-три существенных признака;
Ч3-05
по результатам наблюдений находить и формулировать правила, закономерности и т.п.;
определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов (на основе предложенного набора действий, включающего избыточные шаги).
Выпускник получит возможность научиться
Ч3-08
на основе прочитанного принимать несложные практические решения;
Ч3-09
создавать небольшие собственные письменные тексты по предложенной теме, представлять одну и ту же информацию разными способами, составлять инструкцию (алгоритм) к выполненному действию;
Ч3-10
выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
Ч4-00
Оценка достоверности получаемой информации
Выпускник научится
Ч4-01
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
Ч4-02
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию.
определять достоверную информацию в случае наличия конфликтной ситуации.
Тематический план по окружающему миру 4 класс на 2012 – 2013 учебный год
№
Тема
Количество часов
Аудиторные занятия
Внеаудиторная
самост. работа
Всего
I
II
III
IV
V
VI
План
Факт
План
10
Факт
План
10
Факт
План
10
Факт
План
12
Факт
План
12
Факт
План
14
Факт
1
Человек и мир, созданный им
5
5
1,5 часа
Изучение нового
3
3
Выработка практических навыков
1
1
Контрольные занятия (Проверочные работы)
нет
Резерв
1
1
2
Наши соседи на Западе
15
5
10
4,5 часа
Изучение нового
7
3
4
Выработка практических
навыков
4
1
3
Контрольные занятия (Проверочные работы № 1, № 2, № 3).
3
1
2
Резерв
1
1
3
Преобразования в России
12
10
2
3,6 часа
Изучение нового
4
3
1
Выработка практических
навыков
5
5
Контрольные занятия (Проверочная работа № 4).
1
1
Резерв
2
1
1
4
Разнообразие природы Земли
12
10
2
3,6 часа
Изучение нового
5
4
1
Выработка практических
навыков
5
5
Контрольные занятия (Проверочная работа № 5).
1
1
Резерв
1
1
5
Мир человека в новое время
6
6
1,8 часа
Изучение нового
3
3
Выработка практических
навыков
2
2
Контрольные занятия (Проверочная работа № 6)
Резерв
1
1
6
Человек и природа
12
4
8
3,6 часа
Изучение нового
4
1
3
Выработка практических
навыков
4
1
3
Контрольные занятия (Проверочная работа №7) Практическая работа № 1)
2
1
1
Резерв
2
1
1
7
Современная Россия
6
6
1,8 часа
Изучение нового
2
2
Выработка практических
навыков
2
2
Контрольные занятия (Проверочная работа № 8).
1
1
Резерв
1
1
Итого:
68
20,4 часа
ТехНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 1.
Тема, кол-во часов
№ 1. Человек и мир, созданный им. (5 часов).
Цель темы:
Установить связи между человеком, миром, созданным им, и природой. Влияние на современного человека достижений науки и техники. Экологические проблемы современного мира. Взаимосвязи и взаимообусловленности форм и функций органов. Строение клетки. Здоровый образ жизни. Режим дня. История развития медицины. Лечебные свойства лекаственных растений.
Планируемые результаты
Предметные
УУД
Чтение: работа с информацией
Ученик научится:
- осознавать и ценить роль и значение школы в их жизни;
- понимать сущность взаимоотношений с одноклассниками и учителем, дорожить ими и поддерживать их;
- устанавливать связи между человеком, миром, созданным им, и природой;
- устанавливать, какое влияние оказывают на современного человека достижения
науки и техники;
- рассматривать, экологические проблемы современного мира;
- устанавливать взаимосвязи и взаимообусловленности форм и функций органов;
- различать строение клетки как основы строения и роста живых организмов;
- различать различные виды клеток живых организмов;
- понимать основы здорового образа жизни.
Л-03
Л-21
П-01
Ч1-04
Ч1 -05
Ч1 – 09
Ч2 -01
Ч2 -05
Ч2- 08
Ч3 -02
Ч3 -04
Ч3 -08
Ч3-10
Ученик получит возможность научиться
- на практике применять знания по охране окружающей среды(изготовление плакатов, написание стихов и т.д.);
-соблюдать режим дня, оценивать в какой мере он выполняется;
-использовать лечебные свойства лекарственных растений.
Организация образовательного пространства
Межпредметные связи
Формы работы
Ресурсы
Гигиена, история, обществознание, биология.
Индивидуальная. Парная, групповая
«Толковый словарь» С.И.Ожегова. Книги об историях изобретений. Пословицы и поговорки русского народа, мультимедиа презентации по теме «Лекарственные растения», «Охрана природы».
I этап. Мотивация к деятельности
Цель:
мотивировать обучающихся
на изучение темы
Проблемная ситуация:
- Докажите, что клетка – живой организм.
- Научный прогресс: благо или проблемы современности?
- Лекарственные растения – панацея от всех болезней?
II этап. Учебно-познавательная деятельность
№ урока
Основное содержание темы
Термины и понятия
1
Знакомство с учебником «Мы и окружающий мир». Условия современной жизни. Лента времени.
Лента времени, человек, природа, мир, созданный человеком. Цивилизация. Электричество.
2
Техника и человек. Знакомство с достижениями научно- технического прогресса
Экология. Изобретение
3
Общее знакомство с организмом человека. Клетка – основа строения и роста живых организмов. Виды клеток.
Режим дня в жизни человека. Значение режима для полноценного умственного и физического развития школьника.
Режим дня, гигиена
5
Достижения медицины в древние времена. Лекарственные растения. Деятельность древнегреческого врача Гиппократа. «Клятва Гиппократа». Правила сбора лекарственного сырья. Правила использования лекарственных растений. Лекарственные растения р. Адыгея.
Лекарственные растения. «Клятва Гиппократа».
III. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Цель:
учить школьников самоорганизации при выполнении учебного задания
Определить последовательность изобретения часов. (Мини-исследование).
Независимая самостоятельная практика обучающихся.
Проверка – дискуссия.
Практика под руководством учителя (демонстрация под микроскопом препарата «кожица лука»).
Практика под руководством учителя (составление режима дня).
Мини – проект на тему: «Лекарственные растения в моей семье», «Лекарственные растения в Адыгее».
IV этап. Контроль и оценка результатов обучающей деятельности
Формы контроля:
Оценка результатов деятельности
самооценка учителя
внешняя оценка
ТехНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 2
Тема, кол-во часов
Наши соседи на Западе. (15часов).
Цель темы:
Выявить природные условия в Средневековой Европе; выявить особенности средневекового общества; продолжить формирование представлений о жизни в Средние века в Западной Европе; формировать убеждение в необходимости правильной осанки, познакомить с функциями и строением костной системы человека (скелета); познакомить с правилами и мерами сохранения скелета; выработать потребность детей бережно относиться к своему организму, в частности, к позвоночнику; познакомить со строением верхних и нижних конечностей; познакомить обучающихся со строением и функциями мышц; расширить знания детей об особенностях жизни в средневековой Европе; познакомить с изменениями, которые стали происходить с XIV в.; показать значение открытий в различных областях жизни для человечества; расширить представления детей о географических открытиях, о природе Нового Света.
Планируемые результаты
Предметные
УУД
Чтение: работа с информацией
Ученик научится:
- проявлять понимание того, что события прошлого происходили в ином историческом пространстве, что историческое пространство может быть условно изображено на плане, рисунке, схеме;
- в ходе совместной работы выявить природные условия в средневековой Европе;
- различать функции и строение костной системы человека (скелета);
- бережно относиться к своему организму;
- формировать представление о работе мышц, их видах, значении;
-формировать представление о развитии знаний о Земле;
- формировать представления о великих географических открытиях, о природе Нового Света;
- понимать значение науки в изобретении микроскопа и открытием «невидимого» мира микроорганизмов;
- понимать значение неоценимого вклада ученых в дело по борьбе с микробами;
- различать строение и функции кожного покрова.
Л- 03
Л-06
Л-11
Л-21
П-01
П-04
П-11
К-07
Ч1-04
Ч2-01
Ч2-05
Ч2-08
Ч3-02
Ч3-04
Ч3-08
Ч3-10
Ученик получит возможность научиться:
- указывать и описывать особенности, предоставленной им исторической карты (символика, легенда), соблюдать правила работы у настенной исторической карты;
- выделять особенности средневекового общества;
- различать достоверные факты и вымысел;
- формировать убеждение в необходимости правильной осанки;
- использовать на практике правила и меры сохранения скелета и позвоночника;
- бережно относиться к своему организму, сохранять и укреплять свое здоровье;
- предотвращать утомляемость мышц, активно участвуя в физкультминутках;
Развитие науки. Устройство Вселенной. Почему предметы падают вниз.
Меридиан. Компас. Градусная сетка. Параллель. Путешественники.
10
Открытие невидимого мира. Эпидемиологическая служба р. Адыгея.
Горизонт. Планеты. Геоцентрическая система мира. Земля. Солнце. Луна. Гелиоцентрическая система мира. Закон всемирного тяготения.К.Э.Циолковский. Космическая скорость.
11
Победа над эпидемиями. ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 2 по теме: «Начало нового времени».
Микроскоп. Микробиология.
12-13
Зачем нужна гигиена? Кожа и ее значение.
Как уберечь кожу от повреждений. Особые образования кожи (загар, волосы, ногти). ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 3 по теме: «Функции кожи».
Вирус, вирусология.
14-15
Резерв.
III. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Цель:
учить школьников самоорганизации при выполнении учебного задания
- Практика под руководством учителя;
- самостоятельная работа с дополнительной литературой по теме с целью написания мини – сочинений;
- написание мини-проектов по теме: «Значение кожи», «Гигиена кожи», «Микромир».
IV этап. Контроль и оценка результатов обучающей деятельности
Формы контроля:
- Проверочная работа № 1. «Скелет. Мышцы».
- Проверочная работа № 2.«Начало нового времени».
- Проверочная работа № 3. «Функции кожи».
- Тематические тесты по КИМам: «Планеты Солнечной системы», «Мир глазами астронома», «Средние века: время рыцарей и замков».
Оценка результатов деятельности
самооценка учителя
внешняя оценка
ТехНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 3
Тема, кол-во часов
Преобразования в России (12 часов).
Цель темы:
Формировать представление о преобразованиях в России, связанных с правлением Петра I; выявить значение новых преобразований; познакомить учащихся с личностью Петра I, и его вкладом в развитие России; формировать представление о горных породах и полезных ископаемых; показать неоценимый вклад М.В.Ломоносова в российскую науку; познакомить учащихся с месторождениями железных руд и использовании их человеком; изучить свойства: нефти, каменного угля, торфа, способы их добычи; познакомить учащихся с событиями Отечественной войны 1812 года и значением для России Бородинского сражения; формировать чувство гордости за свою страну и благодарность великим людям, служившим России; сформировать представление о плане местности и его значении; показать отличие плана от карты; учить составлять план местности, используя условные знаки и масштаб.
Планируемые результаты
Предметные
УУД
Чтение: работа с информацией
Ученик научится:
- формировать представление о преобразованиях в России, связанных с правлением Петра I;
- выявлять значение преобразований Петра I, его вклад в развитие России;
- формировать представление о горных породах и полезных ископаемых;
- определять по карте месторасположения полезных ископаемых, нефти, каменного угля, торфа;
- знать технологию добычи полезных ископаемых;
- понимать роль М.В. Ломоносова и А.В.Суворова в истории России;
- анализировать события Отечественной войны 1812 года, значение Бородинского сражения;
- формировать представление о плане местности и его значении;
- отличать план от карты;
- составлять план местности, используя условные знаки и масштаб.
Л-03
Л-06
Л-12
П-01
П-04
П-17
К-07
Ч1-01
Ч1-04
Ч1-05
Ч2-01
Ч2-05
Ч2-08
Ч3-04
Ученик получит возможность научиться:
- выявлять роль и значение преобразований Петра I ;
- сформировать историческое мировоззрение;
- готовить собственные рассказы об исторических деятелях с использованием учебника и дополнительных материалов;
- работая в группах готовить творческие работы на тему «Ими гордится Россия», включающие описания наиболее значимых исторических событий, связанных с выдающимися историческим и личностями;
- составлять план местности, используя масштаб и условные знаки.
Организация образовательного пространства
Межпредметные связи
Формы работы
Ресурсы
География, история, биология, анатомия, геология.
Беседа, групповая, индивидуальная
Интернет, учебник, рабочая тетрадь. Коллекции горных пород и минералов, карта России, компас. Репродукции картин «Переход Суворова через Альпы». Физическая карта России.
I этап. Мотивация к деятельности
Цель:
мотивировать обучающихся
на изучение темы
Проблемная ситуация:
-Почему нам нужно огромное количество угля? Железа и других полезных ископаемых?
- Почему война 1812 года называлась Отечественной?
- Почему Кутузов решил оставить Москву?
- Чем цвета плана местности отличаются от цветовых изображений на карте? Что еще отличает план от карты?
II этап. Учебно-познавательная деятельность
№ урока
Основное содержание темы
Термины и понятия
1-2
Царь – плотник. Выход к морю.
Петр I-царь и человек.
«Потешное войско»,ботик. Балтийское море, Черное море, наво-днения. Крепостное право. Парик.
3
Становление российской науки. М.В.Ломоносов. Полезные ископаемые. Горные породы.
Горные породы (магматические, осадочные, метаморфические), полезные ископаемые. Гранит. Известняк. Мрамор.
4
Каменное царство.
Минералы (драгоценные и полудрагоценные). Строительные материалы (глина, песок).
5
Руды металлов.
Железная руда. Рудники. Металлы (медь, алюминий, сталь, олово и др.). Глинозем.
6
Горючие полезные ископаемые (каменный уголь, нефть, торф, природный газ). Кто открывает и добывает полезные ископаемые. Полезные ископаемые р. Адыгея.
Каменный уголь, нефть, торф, природный газ. Геология, геологи.
7
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 4. по теме: «Полезные ископаемые».
8
Русское военное искусство. Ни разу не побежденные А.В.Суворов и Ф.Ф.Ушаков.
Капрал. Генералиссимус.
9
Отечественная война 1812 года. М.И.Кутузов. Наполеон Бонапарт.
Бородинское сражение. Ополчение.
10
План местности.
План. Карта. Масштаб. Компас. Стороны горизонта.
11-12
Резерв.
III. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Цель:
учить школьников самоорганизации при выполнении учебного задания
Составление мини - исследований по темам: «Полезные ископаемые», «М.В.Ломоносов – жизнь и деятельность, вклад в российскую науку».
IV этап. Контроль и оценка результатов обучающей деятельности
Формы контроля
Оценка результатов деятельности
самооценка учителя
внешняя оценка
- Проверочная работа № 4 по теме: «Полезные ископаемые».
ТехНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 4
Тема, кол-во часов
Разнообразие природы Земли. (12 часов).
Цель темы:
познакомить обучающихся с развитием географических исследований просторов России. Расширить представление об освоении мира и открытии новых земель. Показать необычность растительного и животного мира Австралии. Познакомить с историей открытия Антарктиды; сформировать представление о природных и климатических особенностях Антарктиды. Расширить представление о разнообразии природы лесной зоны; показать необычность природы Дальнего Востока (Уссурийской тайги). Расширить представление о разнообразии природы горной местности; показать особенности гор, смены ярусов. Познакомить с тремя основными человеческим расами и их особенностями в зависимости от природных условий; проверить степень усвоения знаний по теме: «Разнообразие природы Земли».
Планируемые результаты
Предметные
УУД
Чтение: работа с информацией
Ученик научится:
- различать особенности строения растений и животных разных континентов и климатических поясов, особенности природных зон Земли;
- знать отличительные особенности представителей основных человеческих рас.
Л-03
Л-06
Л-12
Л-16
Л-19
П-01
П-04
Ч1-04
Ч1-05
Ч2-01
Ч2-08
Ч3-02
Ч3-06
Ч3-10
Ученик получит возможность научиться:
-понимать роль географических открытий в освоении мира и открытии новых земель;
- различать особенности представителей основных человеческих рас в соответствие с природными условиями их проживания на Земле.
Организация образовательного пространства
Межпредметные связи
Формы работы
Ресурсы
География, биология.
Парная, групповая, индивидуальная.
Физическая карта мира, картинки с изображениями растительного и животного мира Австралии, Антарктиды, гербарий растений.
I этап. Мотивация к деятельности
Цель:
мотивировать обучающихся
на изучение темы
Проблемная ситуация:
- С чем связан неповторимый облик животного и растительного мира Австралии?
- Что отличает Австралию от других материков?
- Какими книгами зачитывались культурные люди России в XIX веке и почему?
- Есть ли отличие между Антарктикой и Арктикой? В чем вы его видите?
- Попытайтесь объяснить: почему физическая карта окрашена в разные цвета? Что на ваш взгляд означает каждый цвет?
- Какие бывают горы?
- Люди каких национальностей проживают в России?
- Что, по- вашему мнению, является самым главным для людей всех рас, народностей и национальностей?
II этап. Учебно-познавательная деятельность
№ урока
Основное содержание темы
Термины и понятия
1
Северные земли России. Первая Экспедиция Витуса Беринга. Великая северная экспедиция (вторая экспедиция В.Беринга).
Экспедиция
2
Поиски неведомой Земли. Открытие Австралии.
Открытие, Австралия, материк.
3
Растительный и животный мир Австралии
Эвкалипт, коала. Динго, рыжий кенгуру, вомбат, опоссум, эму, молох. Ехидна, варан, и др.
4
Русские на шестом континенте. Географическое положение Антарктиды, острова и моря вокруг Антарктиды, погодные условия, животный и растительный мир, занятие населения.
Антарктида.
5
Дальний Восток России. Особенности природы Дальнего Востока. Уссурийская тайга. Растительный и животный мир в тайге.
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 5 по теме: «Разнообразие природы Земли».
11
Анализ проверочной работы.
12
Резерв.
III. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Цель:
учить школьников самоорганизации при выполнении учебного задания
- Проведениемини - исследований по великим географическим открытиям;
IV этап. Контроль и оценка результатов обучающей деятельности
Формы контроля
Оценка результатов деятельности
самооценка учителя
внешняя оценка
Проверочная работа № 5 по теме: «Разнообразие природы Земли».
ТехНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 5.
Тема, кол-во часов
Мир человека в новое время (6 часов).
Цель темы:
Познакомить обучающихся с развитием науки и техники в XX в. и причинами развития мира; выяснить их значение для современного человека. Продолжить знакомить обучающихся с развитием науки и техники в XIX в., выяснить значение изобретений для современного человека. Продолжить знакомство учащихся со строение тела человека (нервная система, кровеносная система: значение и строение). Углубить знания детей о событиях 1941-1945 гг; провести сравнительный анализ отечественных войн 1812г. и 1941-1945 гг. Расширить знания учащихся о научных открытиях второй половины XX века.
Планируемые результаты
Предметные
УУД
Чтение: работа с информацией
Ученик научится:
- понимать значение развития науки и техники в XIX в. для современного человека и причины развития мира;
- различать функции и особенности строения нервной системы человека, ее значение;
- понимать свойства крови, ее состав и значение.
Л-03 Л-11 Л-12
Л-15 Л-21 Р-05
П-01 П-04
П-14
П-17
П-19
П-22
К-06
Ч1-04
Ч1-05
Ч1-07
Ч2-01
Ч2-08
Ч3-02
Ч3-10
Ученик получит возможность научиться:
- выявлять значение изобретений для современного человека;
- объективно оценивать исторические события ВОВ 1941-1945 гг.;
- бережно относиться к своему организму, сохранять и укреплять свое здоровье.
Книги об изобретениях, портрет и.П.Павлова, таблица «Нервная система человека». Таблица «Кровеносная система человека». Карточки – задания для проверочной работы. Презентации по ВОВ. Физика для малышей. Энциклопедия школьника по биологии, физике. Атлас «Анатомия человека».
I этап. Мотивация к деятельности
Цель:
мотивировать обучающихся
на изучение темы
Проблемная ситуация:
- Какое противоречие между природой и изобретением возникло в XIX веке?
- Почему в России промышленное производство столкнулось с препятствием?
- Для чего делают анализ крови? Долго ли из ранки течет кровь?
- Что переносит кровь ко всем тканям?
- Какое изобретение XX века вы считаете особо значимым, аргументируйте свой ответ.
II этап. Учебно-познавательная деятельность
№ урока
Основное содержание темы
Термины и понятия
1
Развитие науки и техники.
Паровая машина. Отмена крепостного права. Ткацкий станок. Транспортные средства передвижения. Самолет. Автомобиль. Паровоз. Пароход. Радио. Лампа накаливания.
2
Новые знания о человеке. Открытие деятельности нервной системы.
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 6 по теме: «Нервная и кровеносная системы». События начала XX века.
Образование СССР. Северный морской путь. Создание детской литературы, образование, грамотность. Курсы по ликвидации безграмотности населения. Создание первого детского театра.
5
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Ветераны ВОВ р. Адыгея.
Брестская крепость. Города – герои. Герои – земляки ВОВ. Пионеры – герои в годы ВОВ.
6
Резерв. Век научных открытий.
Телевидение. Телевизор. Холодильник. Компьютер.
III. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Цель:
учить школьников самоорганизации при выполнении учебного задания
- Комментированное чтение текста учебника с. 43-44, выделение важнейших событий начала XX века.
IV этап. Контроль и оценка результатов обучающей деятельности
Формы контроля
Оценка результатов деятельности
самооценка учителя
внешняя оценка
Проверочная работа № 6 по теме: «Нервная и кровеносная системы».
ТехНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 6.
Тема, кол-во часов
Человек и природа (12 часов).
Цель темы:
Познакомить учащихся с возникновением и созданием заповедных зон; способствовать формированию экологического сознания. Познакомить учащихся с важнейшими заповедными зонами в России. Раскрыть значение дыхания как важнейшей системы жизнеобеспечения человека; познакомить с органами дыхания. Учить заботиться о своем здоровье. Познакомить учащихся с отраслями животноводства и значением сельского хозяйства в жизни человека. Формировать представление об отраслях сельского хозяйства. Сформировать представление о значении питания в жизни человека; продолжить работу по формированию представлений о значении питания для человека; дать понятие о витаминах и их значении в жизни человека. Познакомить учащихся с органами пищеварения (их строение, функциями и значением). Проверить уровень усвоения материала по теме: «Человек и природа».
Планируемые результаты
Предметные
УУД
Чтение: работа с информацией
Ученик научится
- формировать исторические представления о России начала XX в. И проходивших в это время преобразованиях;
- проводить сравнительный анализ отечественных войн 1812 и 1941-1945 гг.;
- понимать значение и роль охраны природы;
- характеризовать дыхательную систему как важнейшую систему жизнеобеспечения человека;
- различать отрасли сельского хозяйства: животноводство, растениеводство;
- объяснять значение сельского хозяйства в жизни человека;
- объяснять роль питания в жизни человека;
- понимать значение витаминов в жизни человека;
- различать строение и функции органов пищеварения; знать типы зубов.
Л-01
Л-03
Л-11
Л-21
Р-05
П-01
П-04
П-11
П-17
Ч1-04
Ч1-05
Ч1-07
Ч2-01
Ч2-08
Ч3-10
Ученик получит возможность научиться
- находить на карте России заповедные зоны;
- экологически мыслить;
- продолжать заботиться о своем здоровье;
- обобщать свои представления об отраслях сельского хозяйства;
- формировать потребность следить за здоровьем своих зубов
и расширить свои знания о:
- научных открытиях и изобретениях второй половины XX в.
Организация образовательного пространства
Межпредметные связи
Формы работы
Ресурсы
Анатомия. География. Биология. Технология.
Индивидуальная. Групповая, парная. Творческая.
Физическая карта России. Картинки с изображениями животных и растений. Таблицы: «Органы дыхания», «Органы пищеварения», гибкая сантиметровая лента, карточки – задания для самостоятельной работы, карточки – задания для проверочной работы. Гербарий сельскохозяйственных растений, рисунки с изображением сельскохозяйственных профессий, муляжи фруктов. Презентации по темам: «Сельское хозяйство», «Пищеварение», «Витамины».
I этап. Мотивация к деятельности
Цель:
мотивировать обучающихся
на изучение темы
Проблемная ситуация:
- Как вы понимаете, что такое заповедник?
- Из-за чего чаще всего бывают пожары в лесу? Аргументируйте сой ответ.
- Как вы понимаете высказывание К. Паустовского: «Уничтожая леса, люди подрезают основу своего существования»?
- Как дышит, еще не родившийся ребенок в утробе матери? (Выскажите свое предположение).
- Почему человеку необходимо дышать непрерывно?
- Для чего нам нужен нос?
- Как вы думаете, почему коров не разводят в Тундре, а северных оленей – в степи?
- Какие витамины вам известны? Можно ли без них обойтись?
II этап. Учебно-познавательная деятельность
№ урока
Основное содержание темы
Термины и понятия
1
Век научных открытий (вторая половина XX в.). Охрана природы р. Адыгея.
Заповедник. Национальный парк, заказник. Особо охраняемые территории.
Органы дыхания. Функции органов дыхания. Гигиена дыхания.
Гортань, трахея, бронхи, легкие.
5 - 6
Сельское хозяйство. Животноводство. Растениеводство р. Адыгея.
Отрасли сельского хозяйства.
7
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1. по теме: «Животноводство и растениеводство».
8-9
Зачем человек ест. Состав пищи. Органы пищеварения. Зубы и уход за ними. Долгая дорога бутерброда. Система пищеварения.
Органы пищеварительной системы человека: ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник, пищеварительные железы. Витамины.
10
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 7 по теме: «Система пищеварения».
11-12
Резерв.
III. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Цель:
учить школьников самоорганизации при выполнении учебного задания
Выполнение творческих заданий практического характера, например: придумайте и нарисуйте запрещающие знаки на темы: «Не ломать цветы». «Не рвать цветы», «Не разорять птичьи гнезда», «Не брать из леса животных и их детенышей», «Не лови насекомых», «Не вытаптывай траву» и др.
Работа в микрогруппах по сбору или придумыванию пословиц на тему: «Органы дыхания», «Вредные привычки». Проговаривание скороговорок с целью научиться говорить правильно и красиво на выдохе.
IV этап. Контроль и оценка результатов обучающей деятельности
Формы контроля:
- Практическая работа №1 по теме: «Животноводство и растениеводство».
- Проверочная работа № 7 по теме: «Система пищеварения».
Оценка результатов деятельности
самооценка учителя
внешняя оценка
ТехНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 7.
Тема, кол-во часов:
Современная Россия (6 часов).
Цель темы:
Формировать представление о современном устройстве общества, государственной власти в России, разъяснять функциональные обязанности каждой ветви власти; зависимости устройства общества от уровня знаний человека об окружающем мире. Расширить знания учащихся о символах государственной власти: флаге, гербе, гимне, способствовать воспитанию патриотизма и гражданственности. Проблемы развития человеческого общества в современных условиях и развитие цивилизации. Способствовать формированию у учащихся нравственных норм жизни. Обобщить знания и представления детей об окружающем мире; способствовать развитию познавательного интереса обучающихся. Расширить представления обучающихся об историческом прошлом своей республики; изучить природные особенности Адыгеи.
Планируемые результаты
Предметные
УУД
Чтение: работа с информацией
Ученик научится:
- уважать, узнавать и описывать государственные символы: герб, флаг;
- показывать на карте границу России, столицу России, свой город;
- описывать наиболее значимые исторические события
- понимать современное устройство общества, зависимость устройства общества
от уровня знаний человека об окружающем мире
- находить и сопоставлять факты, относящиеся к: облику, виду, устройству окружающих предметов, основным знаниям, орудиям труда, жилищам, отдельным обычаям и верованиям наших предков, средствам передвижения и
средствам передачи информации в их исторической ретроспекции («было – стало»).
Л-06
Л-07
Л-08
Л-09
Л-19
Л-20
Р-05
П-01
П-04
П-17
Ч1-03
Ч1-04
Ч1-05
Ч1-07
Ч2-01
Ч2-08
Ч3-10
Ученик получит возможность научиться:
- работая в группе подготовить и провести викторину на знание государственных символов;
- перечислять памятные места столицы России – Москвы, а также достопримечательности своего города;
- проводить мини – исследования связи некоторых государственных праздников с историческими событиями;
- работая в группах, принять участие в обсуждении и подготовке программы (рекламы «Не пропустите, когда пойдете в музей») посещения исторической выставки;
- готовить устную презентацию, отражающую историю развития средств труда, транспортных средств и т.д.
Организация образовательного пространства
Межпредметные связи
Формы работы
Ресурсы
История, география, технология.
Индивидуальная, групповая, парная.
Словарь С.И.Ожегова, политическая карта мира,
I этап. Мотивация к деятельности
Цель:
мотивировать обучающихся
на изучение темы
Проблемная ситуация:
Будут ли различаться дети, воспитанные в волчьей стае и в древней человеческой стае?
Что такое общество?
Что такое государство? Какие государства вы знаете?
Какой материк – одно государство?
На каком материке совсем нет государства?
II этап. Учебно-познавательная деятельность
№ урока
Основное содержание темы
Термины и понятия
1-2
Человек и общество. Устройство государственной власти. Символы и праздники России.
Учебник 2 ч. с. 7-11; подготовить дополнительный материал о животных и растениях Австралии.
Тетрадь, с. 22, № 41.
Учебник 2 ч. с. 12-14; найти как можно больше отличий между Антарктидой и Арктикой.
Учебник 2 ч. с. 16, выполнить задание.
Учебник 2 ч. с. 18 (2, 3-й вопросы).
Тетрадь, с. 23, № 43, 44.
3,6
Раздел 5. Мир человека в новое время.
Подготовить дополнительный материал об изобретениях.
Тетрадь, с. 24 № 46,47; подготовить сообщение об одном из органов чувств.
Учебник 2 ч. с. 26-28, подобрать ситуации из своей жизни, определить, какие органы чувств воспринимают информацию.
Учебник 2 ч. с. 26-31, ответить на вопрос; тетрадь, с. 25 № 49.
Учебник 2 ч. с. 32-36.
Учебник 2 ч. с. 32-42, подготовить сообщение о И.И.Мечникове; тетрадь, с. 25 № 50, с.26
№ 52.
1,8
Раздел 6. Человек и природа.Россия в XX веке.
Учебник 2 ч. с. 42-46, подготовить материал о Великой Отечественной войне. Как она затронула вашу семью?
Учебник 2 ч. с. 46-51; тетрадь, с. 26. № 54.
Учебник 2 ч. с. 52-54, 2-й вопрос; тетрадь, с. 27, № 55.
Подготовить сообщение о заповедниках России.
Тетрадь, с.27 № 56.
Учебник 2 ч. с. 59-62; тетрадь, с. 28 № 58.
Учебник 2 ч. с. 59-63; нарисовать плакаты о том, как беречь свои дыхательные органы.
Учебник 2 ч. с. 63-67; подготовить дополнительный материал о домашних животных.
Учебник 2 ч. с. 67-70, задание 2 (с.70) составить таблицу «Продукты питания на нашем столе», подготовить сообщение об одной из плодовых культур.
Подготовить сообщение о витаминах. Составить меню с учетом значения питания.
Учебник 2 ч. с. 76, вопрос 3 (Какие органы пищеварения вы знаете?).
Учебник 2 ч. с. 81, ответить на вопросы, выполнить задания.
Учебник 2 ч. с. 81-87, ответить на вопросы с. 86, 87.
Тетрадь, с. 32 № 67.
3,6
Раздел 7. Современная Россия.
Учебник 2 ч. с. 88-90; подготовить дополнительный материал о разных государствах по выбору.
Учебник 2 ч. с. 90-95.
Учебник 2 ч. с. 96-100; тетрадь, с. 33 № 70; найти дополнительные сведения о государственных праздниках в России.
Учебник 2 ч. с. 100-103.
Подготовка к итоговой проверочной работе по курсу «Окружающий мир. 4 класс».
1,8
Организация и методика текущего и итогового контроля знаний
Перечень контрольных работ, тестов, проверочных работ
Сроки
проведения
контроля
Разделы и темы
рабочей программы
Проверочная работа № 1.
Проверочная работа № 2.
Проверочная работа № 3.
Раздел 2.Наши соседи на Западе.
Проверочная работа № 4.
Раздел 3. Преобразования в России. Россия при Петре I.
Проверочная работа № 5.
Раздел 4. Разнообразие природы Земли.
Проверочная работа № 6.
Раздел 5. Мир человека в новое время.
Проверочная работа № 7.
Практическая работа № 1.
Раздел 6. Человек и природа.Россия в XX веке.
Проверочная работа № 8.
Раздел 7. Современная Россия.
Материально-техническое обеспечение
курса «Окружающий мир» 4 класс.
К- полный комплект на каждого ученика класса
Д- демонстрационный экземпляр
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на двух учеников)
П –комплект, необходимый для работы в группах (один экземпляр на 5-6 человек)
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
Примечания
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Учебно- методические комплексы (программы, учебники, рабочие тетради, хрестоматии и т.д.)
Научно- популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием обучения)
Детская справочная литература (справочники, атласы –определители насекомых, растений, животных; энциклопедии: юного биолога, юного химика и др.), об окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях и пр.)
Методическое пособие для учителя.
К
П
П
Д
Библиотечный фонд комплектуется на основе федерального перечня учебников, рекомендованных МО и Н РФ
Печатные пособия
Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения.
Магнитные плакаты по основным темам Окружающего мира (природные сообщества леса, луга и т.д.).
Географические и исторические настенные карты.
Иллюстративные материалы (комплекты открыток, и др.).
Д
Д
Д
Ф
Например, репродукции картин.
Компьютерные и информационно- коммуникативные средства
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
Ф
Технические средства обучения
Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
Экспозиционный экран.
Мультимедийный проектор.
Д
Д
Д
Размер не менее 150 на 150 см.
Экранно – звуковые пособия.
Видеофильмы по предмету (в том числе в цифровом формате).
Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме).
Д
Д
Например, могут быть использованы фрагменты музыкальных произведений, записи голосов птиц и др.
Учебно – практическое и учебно –лабораторное оборудование.
Термометры для измерения температуры воздуха, воды, медицинский термометр.
Лупа.
Компас.
Часы с секундной стрелкой.
Микроскоп.
Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения.
Модель «Торс человека с внутренними органами».
Муляжи овощей, фруктов, грибов с учетом содержания обучения.
К
Д
К
К
Д
Д
К/Ф
Д
Д
Натуральные объекты.
Коллекции полезных ископаемых.
Коллекции плодов и семян.
Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения).
Живые объекты (комнатные растения).
Ф, П
Ф, П
Ф, П
Д
Оборудование класса.
Ученические столы двухместные с комплектом стульев
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Ф
Д
Д
Д
В соответствии с санитарно – гигиеническими нормами.
Количество часов на внеаудиторную самостоятельную работу рассчитывается исходя из аудиторных часов, предусмотренных учебным планом: 1 класс – 20% от ауд., 2-4 классы – 30%, 5-6 классы – 40%, 7 класс – 45%, 8-9 класс – 60%.