№ урока | Кол-во часов | Тип урока | Оборудование | Тема урока | УУД | Дата |
Раздел I. Земля и человечество (9 ч) |
1 | 1 | открытие нового знания (ОНЗ) | Учебник, ч. 1., с. 4–8. Презентация, раб.тетрадь, цв.карандаши. | Мир глазами астронома
| П –извлекать из дополнительной литературы и Интернета научные сведения об особенностях Солнца и Солнечной системы, кометах и астероидах, готовить сообщения; моделировать строение Солнечной системы; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу. Р –понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить; оценивать результаты своей работы на уроке. К –слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. Л –владеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками; проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве. | |
2 | 1 | ОНЗ | Учебник, ч. 1., С. 9–15 Презентация, раб.тетрадь, цв.карандаши. | Планеты Солнечной системы
| П –анализировать готовые схемы вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца; характеризовать особенности самой маленькой и самой большой планет Солнечной системы; отличать планеты и их спутники; моделировать движение Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси; устанавливать связи между движением Земли вокруг своей оси и сменой дня и ночи и движением вокруг Солнца и сменой времен года; | |
3 | 1 | ОНЗ | Учебник, ч. 1., С. 16–21 Презентация, раб.тетрадь, тест,цв.карандаши. | Звездное небо – великая книга природы | П –находить в небе и на карте звездного неба атласа-определителя изучаемые объекты; моделировать изучаемые созвездия; определять направление на север по Полярной звезде; | |
4 | 1 | ОНЗ | Учебник, ч. 1., С. 22–28 Презентация, глобус, географическая карта, раб.тетрадь, цв.карандаши. | Мир глазами географа
| П –сравнивать глобус и карту полушарий; находить условные значки на карте полушарий; обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества; составлять рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий; | |
5 | 1 | ОНЗ | Учебник, ч. 1., С. 29-35 Презентация, карточки для инддвид.работы, раб.тетрадь, | Мир глазами историка
| П –составлять рассказы о мире с точки зрения историка; характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого; обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого; Р –оценивать свои достижения и достижения товарищей на уроке. К –слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. Л –проявлять уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов, целостный взгляд на мир в его органичном единстве, чувство гордости за свою Родину; | |
6 | 1 | ОНЗ | Учебник, ч. 1., С. 36-40 Раб. тетрадь, карточки с вопросами, кроссворд. | Когда и где? | П –определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события; обсуждать сроки начала года в разных летосчислениях; формулировать выводы по изученному материалу. Р –понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке. Л –владеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками; проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве | |
7 | 1 | ОНЗ | Учебник, ч. 1., С. 41-47 Раб. тетрадь, карточки с вопросами, цв.карандаши. | Мир глазами эколога | П –характеризовать современные экологические проблемы; предлагать свои меры по решению экологических проблем; извлекать из Интернета сведения о способах решения экологических проблем и экологических организациях в России. | |
8 | 1 | ОНЗ | Учебник, ч. 1., С. 48-56 Презентация, таблица. | Сокровища Земли под охраной человека
| П –рассказывать о причинах появления списка Всемирного наследия; различать объекты природного и культурного Всемирного наследия; определять по карте мира расположение наиболее значимых объектов Всемирного наследия; определять объекты природного и культурного Всемирного наследия по фотографиям; извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию об объектах Всемирного наследия и животных из Международной Красной книги и готовить сообщения о них; Л –проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственности, целостный взгляд на мир в его органичном единстве | |
9 | 1 | Рефлексия УРК | Учебник, ч. 1., С.206-209 | Презентация проектов (по выбору) Проверочная работа по разделу: «Земля и человечество» | П –извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета; обрабатывать материалы экскурсии в краеведческий музей (для краеведческих проектов), обрабатывать материалы экскурсии в зоопарк и ботанический сад; готовить иллюстрации к презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки), тексты сообщений; выступать с сообщением в классе. Л –проявлять познавательный интерес к предмету. Р –оценивать свои достижения на уроке и достижения товарищей. | |
Раздел II. Природа России (10 ч) |
10 | 1 | ОНЗ | Учебник, ч. 1., С. 58-65 Кроссворд, карточки с названиями гор и равнин | Равнины и горы России
| П –находить на физической карте России изучаемые географические объекты; различать холмистые, плоские равнины и плоскогорья; характеризовать формы рельефа России; извлекать из дополнительной литературы и Интернета сведения об изучаемых географических объектах, готовить сообщения; К – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. Л – владеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками | |
11 | 1 | ОНЗ | Учебник, ч. 1., С. 66-70 Физическая карта России, раб.тетрадь. | Моря, озера и реки России | П –находить на физической карте России изучаемые водные географические объекты; различать моря и озера; характеризовать особенности изучаемых водных объектов; извлекать из Интернета сведения о загрязнении воды в морях, реках и озерах и о мерах борьбы с загрязнениями; готовить сочинения на тему урока; формулировать выводы по изученному материалу; Р –понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке; Л – проявлять личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах | |
12 | 1 | ОНЗ | Учебник, ч. 1.,С.71-75 Тест. | Природные зоны России
| П –различать физическую карту России и карту природных зон; находить на карте природные зоны России и характеризовать их; устанавливать взаимосвязь между освещенностью Солнцем поверхности Земли и широтным расположением природных зон; работать со схемой освещенности Земли солнечными лучами; различать широтную и высотную поясность; находить на карте природных зон зоны высотной поясности; формулировать выводы по изученному материалу; К –слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. | |
13 | 1 | ОНЗ | Учебник, ч. 1.,С.76-83 Тест, карта природных зон. | Зона арктических пустынь
| П –находить на карте природных зон зону арктических пустынь; работать со схемой освещенности поверхности Земли солнечными лучами; устанавливать взаимосвязь природных особенностей зоны арктических пустынь и ее освещенностью солнечными лучами; характеризовать природные особенности Арктики и приспособление флоры и фауны к этим условиям; выявлять экологические связи в зоне арктических пустынь; извлекать из дополнительной литературы и Интернета сведения о животном мире Арктики, готовить сообщения; прослеживать цепи питания в Арктике; рассказывать о влиянии освоения природных богатств в зоне тундры и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках; формулировать выводы по изученному материалу. | |
14 | 1 | ОНЗ | Учебник, ч. 1.,С.84-94 Раб.тетрадь. | Тундра
| П –находить на карте природных зон зону тундры; работать со схемой освещенности поверхности Земли солнечными лучами; выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны тундры с освещенностью ее поверхности солнечными лучами; характеризовать природные особенности зоны тундры, её флору и фауну, занятия местного населения; выявлять экологические связи в зоне тундры; извлекать из дополнительной литературы (книги А. А. Плешакова «Зеленые страницы», энциклопедий) и Интернета информацию о растениях и животных тундры, готовить сообщения; характеризовать зону тундры по плану; моделировать природные особенности тундры; рассказывать о влиянии освоения природных богатств в зоне тундры и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках; | |
15 | 1 | ОНЗ | Учебник, ч. 1.,С.95-102 Картинки,тест, гербарий. | Леса России
| П – находить на карте природных зон зону тайги, смешанных и широколиственных лесов; устанавливать взаимосвязь особенностей лесных зон с освещенностью, количеством осадков и строением почвы; опознавать с помощью гербария и атласа-определителя «От земли до неба» растения зоны лесов; по тексту учебника и иллюстрации характеризовать животный мир зоны лесов, выявлять экологические связи; моделировать цепи питания в зоне тайги; сопоставлять природу тундры и лесных зон; извлекать из Интернета информацию о растениях и животных лесной зоны, формулировать выводы по изученному материалу. Р – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке. К – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. Л – проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах | |
16 | 1 | ОНЗ | Учебник, ч. 1.,С.103-109 Карточки для работы в парах, задания для с/р. | Лес и человек
| П – с помощью схемы и текста учебника раскрывать роль леса в природе и жизни людей; обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охране; обсуждать правила поведения в лесу (по материалам книги А. А. Плешакова «Великан на поляне»); извлекать из дополнительной литературы и Интернета сообщения о животных из Красной книги России, готовить сообщения; совершать виртуальную экскурсию с помощью Интернета в национальный парк «Лосиный остров», обсуждать экологические проекты этого парка; характеризовать лесные природные зоны по плану; формулировать выводы по изученному материалу. | |
17 | 1 | ОНЗ | Учебник, ч. 1.,С.110-117 Раб.тетрад, карточки для работы в группах. | Зона степей
| П – находить на карте природных зон зону степей; устанавливать взаимосвязь особенностей степной зоны с освещенностью, количеством осадков и характером почвы; опознавать с помощью гербария, иллюстраций учебника и атласа-определителя «От земли до неба» растения зоны степей; характеризовать животный мир зоны степей, выявлять экологические связи; сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры; извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о растениях и животных степей, готовить сообщения; совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в степные заповедники, обсуждать экологические проекты ученых в этих заповедниках; характеризовать зону степей по плану; формулировать выводы по изученному материалу. | |
18 | 1 | ОНЗ | Учебник, ч. 1.,С.118-125 Карта природных зон, раб.тетрадь, карточки для работы в группах. | Пустыни
| П – находить на карте природных зон полупустыни; устанавливать взаимосвязь освещенности, количества осадков и состава почв с образованием полупустынь и пустынь; опознавать с помощью гербария, иллюстраций учебника и атласа-определителя «От земли до неба» растения зоны пустынь; характеризовать животный мир зоны пустынь, выявлять экологические связи; сравнивать природу зоны пустынь с природой степей; извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о растениях и животных пустынь, готовить сообщения; совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в заповедники, обсуждать экологические проекты ученых в этих заповедниках; характеризовать зону пустынь по плану; формулировать выводы по изученному материалу. | |
19 | 1 | ОНЗ | Учебник, ч. 1.,С.126-134, электронное приложение к учебнику. Карта природных зон, раб.тетрадь, кроссворд. | У Чёрного моря
| П – находить на карте природных зон зону субтропиков; устанавливать взаимосвязь субтропической флоры и фауны с освещенностью, количеством осадков и плодородием почвы; по гербарию, иллюстрациям учебника и атласу-определителю «От земли до неба» опознавать растения субтропиков; знакомиться с животным миром зоны Черноморского побережья Кавказа и морскими животными, устанавливать экологические связи; моделировать цепи питания; анализировать экологические проблемы зоны; Р – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке. К – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. Л – проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах | |
Раздел III. Родной край – часть большой страны (15 ч) | |
20 | 1 | ОНЗ | Учебник, ч. 1.,С.209-213 Учебник, ч. 1.,С.135-138, электронное приложение к учебнику, раб.тетрадь. | Проверочная работа по разделу : «Природа России». Наш край | П – сопоставлять карту своего региона с политико-административной картой России с целью выяснения местоположения региона; находить свой регион и его главный город на физической карте России и карте природных зон; характеризовать рельеф поверхности своего края в соответствии с цветовым обозначением на физической карте; определять, в какой природной зоне находится регион по карте природных зон; находить на карте региона крупные города, а также свой город (село); обобщать полученную информацию, готовить сообщение. Р – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке. К – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. Л – проявлять чувство гордости за свою Родину; осознавать свою этническую и национальную принадлежность; проявлять уважительное отношение к истории и культуре других народов, бережное отношение к материальным и духовным ценностям | |
21 | 1 | ОНЗ | Учебник, ч. 1.,С.139-144, электронное приложение к учебнику,раб.тетрадь. | Поверхность нашего края | П – находить на карте региона крупные овраги и балки; интервьюировать взрослых о формах поверхности рядом с городом (селом), о наличии оврагов и истории их возникновения; обсуждать меры по охране поверхности своего края; моделировать знакомый участок поверхности своего края. | |
22 | 1 | ОНЗ | Учебник, ч. 1., С.145-148 электронное приложение к учебнику, раб.тетрадь. | Водные богатства нашего края
| П – рассказывать о значении водных богатств в жизни людей; составлять список водных объектов (рек, озер, морей, прудов) своего региона; описывать одну из рек по данному в учебнике плану; составлять план описания озера (пруда); моделировать наиболее знакомый водный объект; выявлять источники загрязнения близлежащих водоемов; обсуждать материалы рассказа «Бутылочная почта» из книги А. А. Плешакова «Великан на поляне»; интервьюировать взрослых о водоохранных мероприятиях в городе (селе); формулировать выводы по изученному материалу. | |
23 | 1 | ОНЗ | Учебник, ч. 1., С.149-159 электронное приложение к учебнику, раб.тетрадь. | Наши подземные богатства | П – находить на карте природных зон края значки тех полезных ископаемых, которыми он обладает; определять название полезного ископаемого, извлекать из учебника сведения о выданном образце полезного ископаемого, составлять его описание по данному в учебнике плану, готовить сообщения и представлять их классу; выяснять какие полезные ископаемые имеются в регионе; извлекать из краеведческой литературы сведения о предприятиях региона по переработке полезных ископаемых. | |
24 | 1 | Урок общеметодоло- гической направленности (построение системы знаний) УОН | Учебник, ч. 1., С.160-163 электронное приложение к учебнику, раб.тетрадь. | Земля – кормилица | П –извлекать из краеведческой литературы информацию о типах почв своего региона; моделировать тип почв своего региона; извлекать из краеведческой литературы информацию о почвоохранных мероприятиях в регионе; формулировать выводы по изученному материалу. | |
25 | 1 | УОН | Учебник, ч. 1., С.164-169 электронное приложение к учебнику, раб.тетрадь. | Жизнь леса | П – определять с помощью атласа-определителя растения смешанного леса в гербарии; рассказывать, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах региона; моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества региона; характеризовать лесное сообщество региона по данному в учебнике плану; опознавать по иллюстрациям в учебнике представителей лесного сообщества; предлагать пути решения экологических проблем; формулировать выводы по изученному материалу. | |
26 | 1 | УОН | Учебник, ч. 1., С.170-177 электронное приложение к раб.тетрадь. учебнику, | Жизнь луга | П – определять с помощью атласа-определителя «От земли до неба» растения луга из гербария; определять животных луга на иллюстрации учебника; выявлять экологические связи на лугу; рассказывать по своим наблюдениям о растениях, животных и грибах на лугах своего региона; моделировать цепи питания на лугу; сравнивать природные особенности леса и луга; характеризовать луговое сообщество по данному в учебнике плану; приводить примеры правильного и неправильного поведения человека на лугу, выявлять нарушения экологического равновесия по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем; формулировать выводы по изученному материалу. | |
27 | 1 | УОН | Учебник, ч. 1., С.178-186 электронное приложение к учебнику, раб.тетрадь. | Жизнь в пресных водах | П – опознавать с помощью атласа-определителя «От земли до неба» растения пресного водоема; опознавать по иллюстрациям учебника живые организмы пресных вод; выявлять экологические связи в пресном водоеме; рассказывать об обитателях пресных вод своего региона; моделировать цепи питания в пресноводном сообществе своего региона; характеризовать пресноводное сообщество своего региона по данному в учебнике плану; обсуждать способы приспособления растений и животных к жизни в воде; извлекать из книг А. А. Плешакова «Зелёные страницы», «Великан на поляне» информацию об обитателях пресноводных водоемов и обсуждать её; формулировать выводы по изученному материалу. | |
28-30 | 3 | | Учебник, ч. 1., | природные сообщества родного края (экскурсии)
| П – наблюдать объекты и явления природы; определять природные объекты с помощью атласа-определителя; фиксировать результаты наблюдений; сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах. | |
31 | 1 | ОНЗ | Учебник, ч. 1., С. 187-194, электронное приложение к учебнику. | Растениеводство в нашем крае
| П – определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры из гербария; различать зерна зерновых культур; выявлять взаимосвязь развития растениеводства в регионе с природными условиями; собирать информацию в ходе экскурсий в поле, в теплицы, готовить доклады о развитии этих отраслей в регионе и презентовать их в классе; извлекать информацию о растениеводстве в своем регионе из краеведческой литературы; характеризовать развитие отраслей растениеводства в своем регионе; выполнять задания из электронного приложения к учебнику; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу. | |
32 | 1 | ОНЗ | Учебник, ч. 1., С.195-203 электронное приложение к учебнику. | Животноводство в нашем крае
| П – выявлять взаимосвязь развития отраслей животноводства в регионе с природными условиями; извлекать из краеведческой литературы, СМИ и Интернета информацию о развитии животноводства в своем регионе, готовить доклады и презентовать их в классе; характеризовать развитие отраслей животноводства в своем регионе; рассказывать о работе животноводов на материале экскурсий; выполнять задания из электронного приложения к учебнику; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу. | |
33 | 1 | Рефлексия | Учебник, ч. 1., С.204-205 | Презентация проектов (по выбору) | П – намечать план работы; отбирать информацию в избранных для проекта книгах; составить текст доклада; готовить оформление доклада (слайды); презентовать доклад в классе. Р – выбирать тему проекта; оценивать свои достижения и достижения своих товарищей. К – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. Л – проявлять познавательный интерес к предмету | |
34 | 1 | Урок развивающего контроля (УРК) | Учебник, ч. 1., С.206-218 | Проверочная работа по разделу : «Родной край – часть большой страны» | П – выполнять проверочные работы различных видов. Р – объективно оценивать свои достижения по шкале баллов. К – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. Л – проявлять познавательный интерес к предмету | |
Раздел IV. Страницы Всемирной истории (6 ч) |
35 | 1 | ОНЗ | Учебник,ч. 2,С. 4–7 электронное приложение к учебнику. | Начало истории человечества
| П – определять по «ленте времени» длительность периода первобытного общества; обсуждать роль огня и приручения животных; анализировать иллюстрации учебника; рассказывать на основе экскурсии в краеведческий музей о жизни, быте и культуре первобытных людей на территории региона; понимать роль археологии в изучении первобытного общества; формулировать выводы по изученному материалу. Р – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке. К – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. Л – проявлять познавательный интерес к изучению предмета | |
36 | 1 | ОНЗ | Учебник,ч. 2, С. 8–14 электронное приложение к учебнику. | Мир древности: далекий и близкий
| П – определять по «ленте времени» длительность существования Древнего мира; находить на карте местоположение древних государств; извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации, готовить сообщения и презентовать их в классе; обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия; понимать роль появления и развития письменности в древности для развития человечества, сопоставлять алфавиты древности; понимать роль археологических находок для изучения истории древних государств; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу. | |
37 | 1 | ОНЗ | Учебник,ч. 2, С. 15–21, электронное приложение к учебнику. | Средние века: время рыцарей и замков
| П – сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и Средневековья, определять по «ленте времени» длительность средневековья; находить на карте местоположение крупных городов, возникших в Средневековье; описывать по фотографиям средневековые достопримечательности современных городов; сопоставлять исторические источники по изучению Древнего мира и Средневековья; развивать воображение, понимать важность изобретения книгопечатания для человечества; выполнять задания из электронного приложения к учебнику; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу. | |
38 | 1 | ОНЗ | Учебник,ч. 2, С. 22–27, электронное приложение к учебнику. | Новое время: встреча Европы и Америки
| П – определять по «ленте времени» длительность периода Нового времени, сопоставлять её с длительностью Древнего мира и Средневековья; сопоставлять жизненную философию людей в Средневековье и в Новое время; прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий; обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени; выявлять по фотографиям различия в архитектуре городов Древнего мира, Средневековья и Нового времени; обсуждать роль великих географических открытий в истории человечества; характеризовать научные открытия и технические изобретения Нового времени; развивать воображение, реконструируя историю технических изобретений в Новое время; выполнять задания из электронного приложения к учебнику; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу. | |
39 | 1 | ОНЗ | Учебник,ч. 2, С. 28–32, электронное приложение к учебнику. | Новейшее время: история продолжается сегодня | П – находить на «ленте времени» начало Новейшего времени; характеризовать значение исследования Арктики и Антарктики для развития науки; характеризовать изменения в политическом устройстве стран мира; рассказывать о научных открытиях и технических изобретениях XX–XXI веков; выполнять задания из электронного приложения к учебнику; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу. | |
40 | 1 | Рефлексия УРК | Учебник, ч.2., С.206-209, электронное приложение к учебнику. | Презентация проектов (по выбору) Проверочная работа по разделу: «Страницы Всемирной истории» | П – подбирать материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике; составлять план и текст доклада; подбирать и изготавливать иллюстративный материал (слайды); презентовать проект. Р – составлять группу по интересам, распределять обязанности; оценивать свои достижения и достижения товарищей. К – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. Л – проявлять познавательный интерес к изучению предмета | |
Раздел V. Страницы истории России(20 ч) |
41 | 1 | ОНЗ | Учебник,ч. 2, С. 34–39, электронное приложение к учебнику, физическая карта России. | Жизнь древних славян
| П – анализировать карту расселения племен древних славян; выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени; характеризовать верования древних славян; моделировать древнеславянское жилище; формулировать выводы по изученному материалу. | |
42 | 1 | ОНЗ | Учебник,ч. 2, С.40-45, электронное приложение к учебнику, физическая карта России. | Во времена Древней Руси
| П – прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширение территории государства в IX–XI веках; характеризовать систему государственной власти в IX–XI веках в Древней Руси; отмечать на «ленте времени» дату Крещения Руси; обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения; анализировать былину об Илье Муромце как отражение борьбы Древней Руси с кочевниками; работать с терминологическим словариком; | |
43 | 1 | ОНЗ | Учебник,ч. 2, С. . 46–54, электронное приложение к учебнику, физическая карта России. | Страна городов
| П –готовить сообщения, презентовать их на уроке; сопоставлять на основе сделанных сообщений жизнь двух главных городов Древней Руси; обсуждать важность находок археологами берестяных грамот; развивать воображение, характеризовать значение летописи об основании Москвы как исторического источника; | |
44 | 1 | ОНЗ | Учебник,ч. 2, С. 55–58,презентация, | Из книжной сокровищницы Древней Руси
| П – обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси; характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки; выявлять роль летописей для изучения истории России; характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства; сопоставлять оформление древнерусских книг с современными; обсуждать роль рукописной книги в развитии русской культуры; | |
45 | 1 | УОН | Учебник,ч. 2, С. 59–64 ,электронное приложение к учебнику. | Трудные времена на Русской земле | П – прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь; обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия; описывать по иллюстрациям учебника вооружение древнерусских и монгольских воинов; рассказывать о монгольском нашествии по плану учебника; находить на карте места сражений Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками; по иллюстрациям в учебнике сравнивать вооружение русских воинов и немецких рыцарей; высказывать своё отношение к личности Александра Невского; | |
46 | 1 | ОНЗ | Учебник,ч. 2, С.65-69, электронное приложение к учебнику. | Русь расправляет крылья | П – приводить факты возрождения северо-восточных земель Руси; рассказывать по иллюстрациям в учебнике о Москве Ивана Калиты; прослеживать по карте объединение русских земель вокруг Москвы; обсуждать, какие личные качества Ивана Калиты сыграли роль в успехе его правления; выполнять задания из электронного приложения к учебнику; | |
47 | 1 | ОНЗ | Учебник,ч. 2, С. 70–74, электронное приложение к учебнику. | Куликовская битва | П – прослеживать по карте передвижения русских и ордынских войск; рассказывать о Куликовской битве по составленному плану; моделировать ход Куликовской битвы; отмечать на «ленте времени» дату Куликовской битвы; обсуждать, почему была так важна для Дмитрия Донского поддержка Сергия Радонежского; рассказывать о поединках богатырей; заполнять вкладыш к рабочей тетради «Героическая летопись России»; осознавать роль Куликовской битвы в истории России; формулировать выводы по изученному материалу. | |
48 | 1 | ОНЗ | Учебник,ч. 2, С. 75–81, электронное приложение к учебнику. | Иван Третий
| П – рассказывать об изменении политики в отношении Золотой Орды; описывать по иллюстрациям в учебнике изменения в облике Москвы; обсуждать значение освобождения от монгольского ига; выполнять задания из электронного приложения к учебнику; заполнять вкладыш к рабочей тетради «Героическая летопись России»; отмечать на «ленте времени» даты освобождения от монгольского ига, венчания Ивана Грозного на царство; | |
49 | 1 | УОН | Учебник,ч. 2, С. 82–86, электронное приложение к учебнику. | Мастера печатных дел | П – обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России; на основе самостоятельного изучения материала учебника (по группам) рассказывать о первопечатнике Иване Федорове и издании первых русских учебников; сопоставлять современные и первопечатные учебники по иллюстрациям; работать с терминологическим словариком; развивать воображение, «обучая грамоте» учеников XVII века; формулировать выводы по изученному материалу. Р – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке. К – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. Л – проявлять уважительное отношение к истории и культуре народа | |
50 | 1 | ОНЗ | Учебник,ч. 2, С. 87–93, электронное приложение к учебнику. | Патриоты России | П – обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции; отмечать на «ленте времени» год освобождения Москвы; заполнять приложение к рабочей тетради «Героическая летопись России»; выполнять задания из электронного приложения к учебнику; работать с терминологическим словариком; рассказывать об этом событии от имени участника ополчения; осознавать роль борьбы за независимость в начале XVI века в истории России; | |
51 | 1 | ОНЗ | Учебник,ч. 2, С.94-100, электронное приложение к учебнику. | Пётр Великий
| П – рассказывать о реформах Петра I на основе материала учебника; извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о Петре I, которой нет в учебнике; описывать достопримечательности Санкт-Петербурга; обсуждать, заслуженно ли Петр I получил прозвание«Великий»; отмечать на «ленте времени» год основания Санкт-Петербурга, год, когда Россия стала империей; прослеживать по карте приобретения Петра I; высказывать свое отношение к личности Петра Великого; | |
52 | 1 | УОН | Учебник,ч. 2, С. 101– 104, электронное приложение к учебнику. | Михаил Васильевич Ломоносов
| П – составлять план рассказа о М. В. Ломоносове; составлять план сценария о жизни М. В. Ломоносова; прослеживать по карте путь М. В. Ломоносова из Холмогор в Москву; обсуждать, каковы были заслуги М. В. Ломоносова в развитии науки и культуры; отмечать на «ленте времени» дату основания Московского университета; извлекать из Интернета сведения о современном МГУ им. М. В. Ломоносова; высказывать свое отношение к личности М. В. Ломоносова; формулировать выводы по изученному материалу. | |
53 | 1 | ОНЗ | Учебник,ч. 2, С. 105– 111, электронное приложение к учебнику. | Екатерина Великая | П – обсуждать, заслуженно ли Екатерина Вторая получила прозвание «Великой»; описывать достопримечательности Петербурга; сравнивать положение разных слоев российского общества; рассказывать по учебнику о крестьянской войне Е. И. Пугачева; прослеживать по карте рост территории государства; рассказывать по учебнику о Ф. Ф. Ушакове и А. В. Суворове; извлекать из Интернета сведения о Петербурге, Москве, других городах России в XVIII веке; | |
54 | 1 | ОНЗ | Учебник,ч. 2, С.112-121, электронное приложение к учебнику. | Отечественная война 1812 года | П – на основе самостоятельной работы по учебнику рассказывать о Бородинском сражении; отмечать на «ленте времени» Отечественную войну 1812 года; заполнять приложение к рабочей тетради «Героическая летопись России»; обсуждать, почему война 1812 года называется Отечественной; обсуждать, почему после Отечественной войны 1812 года был воздвигнут на Красной площади памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому; извлекать из Интернета сведения о биографиях героев Отечественной войны 1812 года, готовить доклады, презентовать их в классе; | |
55 | 1 | ОНЗ | Учебник,ч. 2, С.122-126, электронное приложение к учебнику. | Страницы истории XIX века | П – в ходе самостоятельной работы (по группам) над темами «Декабристы», «Освобождение крестьян», «Петербург и Москва» изучать текст учебника, выполнять задания из рабочей тетради и электронного приложения к учебнику, готовить сообщения и презентовать их на уроке; работать с историческими картами; находить на карте Транссибирскую магистраль; сопоставлять исторические источники; извлекать из дополнительной краеведческой литературы сведения о технических новшествах, появившихся в XIX веке в регионе; формулировать выводы по изученному материалу. | |
56 | 1 | ОНЗ | Учебник,ч. 2, С.127-135 ,электронное приложение к учебнику. | Россия вступает в ХХ век
| П – отмечать на «ленте времени» начало Первой мировой войны, февральской и октябрьской революций; составлять план рассказа о событиях начала ХХ века и рассказывать о них по плану; интервьюировать взрослых членов семьи о том, какую роль сыграли революция и Гражданская война в судьбе семьи; проявлять воображение, составляя интервью от лица журналиста начала ХХ века у ученого, каким он видит ХХ век; | |
57 | 1 | ОНЗ | Учебник,ч. 2, С.136-139, электронное приложение к учебнику. | Страницы истории 20–30-х годов | П – знакомиться по карте СССР с административно-территориальным строением страны; сравнивать герб России и СССР по иллюстрациям в рабочей тетради и в электронном пособии, знакомиться с символикой герба СССР; сравнивать тексты гимнов дореволюционной России, СССР и Российской Федерации; в ходе экскурсии по городу выяснять, какие названия возникли при Советской власти и какие реалии они отражают; знакомиться по фотографиям в Интернете с обликом довоенных станций метро; прослушивать в записях (Интернет) песни 30-х годов; | |
58 | 1 | ОНЗ | Учебник,ч. 2, С. 140– 146, электронное приложение к учебнику. | Великая война и великая Победа | П – составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану; обсуждать, в чем значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира; прослушивать в записи песню «Вставай, страна огромная» и другие песни времен войны; делиться впечатлениями от фотографий военных лет и от картин на тему войны и Парада Победы; выяснять в краеведческом музее, какой вклад внес город (село) в Победу; собирать материал о мероприятиях празднования Победы в родном городе (селе), в регионе; | |
59 | 1 | УОН | Учебник,ч. 2, С. 147– 152, электронное приложение к учебнику. | Страна, открывшая путь в космос
| П – извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об освоении космоса (для учащихся Москвы – из экскурсии в музей космонавтики); интервьюировать старших членов семьи о том, как они запомнили день 12 апреля 1961 года; прослушивать в записи песни, посвященные полету Юрия Гагарина; знакомиться с репродукциями картин космонавта А. Леонова на космическую тему; | |
60 | 1 | УРК | Учебник,ч. 2, С. 211-216 | Проверочная работа по разделу: «Страницы истории России» | | |
Раздел VI. Современная Россия (8 ч) | |
61 | 1 | ОНЗ | Учебник,ч. 2, С.156-163, электронное приложение к учебнику. | Основной закон России и права человека | П – находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения; анализировать закрепленные в Конвенции права ребенка; обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей; Р – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. К – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. Л – проявлять гуманистические и демократические ценностные ориентации | |
62 | 1 | УОН | Учебник,ч. 2, С. 164– 167, электронное приложение к учебнику. | Мы – граждане России
| П – различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь; различать прерогативы Президента, Федерального Собрания и Правительства; следить за государственными делами по программам новостей ТВ и печатным средствам массовой информации; моделировать деятельность депутата (вносить предложения по законопроектам); | |
63 | 1 | УОН | Учебник,ч. 2, С. 168– 174, электронное приложение к учебнику. | Славные символы России
| П – знать особенности герба Российской Федерации, его историю, символику, отличать герб РФ от гербов других государств; знать историю флага Победы, текст гимна РФ, в каких случаях он исполняется и правила его исполнения; знакомиться с историей гимнов России, отличать гимн РФ от гимнов других государств; обсуждать, зачем государству нужны символы; моделировать символы своего класса, семьи; | |
64 | 1 | УОН | Учебник,ч. 2,175-179 электронное приложение к учебнику. | Такие разные праздники
| П – различать праздники государственные, профессиональные, церковные, национальные, территориальные, семейные; составлять календарь профессиональных праздников в соответствии с профессиями родителей; | |
65-66 | 2 | ОНЗ | Учебник,ч. 2, С. 180– 203, электронное приложение к учебнику. | Путешествие по России | П – подбирать материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике; подбирать и изготавливать иллюстративный материал (слайды); презентовать проект. Р – составлять группу по интересам, распределять обязанности; составлять план и текст доклада; оценивать свои достижения и достижения товарищей. К – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. Л – проявлять познавательный интерес к изучению предмета | |
67 | 1 | УРК | Учебник,ч. 2, С. 216-219 | Проверочная работа по разделу: «Современная Россия» | П – обобщить материал по соответствующим темам. Р – владеть начальными формами познавательной и личностной рефлексии. К – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. | |
68 | 1 | Рефлексия | Учебник,ч. 2,С.204-205 | Презентация проектов (по выбору)
| П – подбирать материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике; составлять план и текст доклада; подбирать и изготавливать иллюстративный материал (слайды); презентовать проект. Р – составлять группу по интересам, распределять обязанности; оценивать свои достижения и достижения товарищей. К – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. Л – проявлять познавательный интерес к изучению предмета | |