kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по окружающему миру, 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

                 Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» образовательной области «Обществознание, естествознание. Окружающий мир» разработана на основе  Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения начального общего образования, установленных в Федеральном Государственном образовательном стандарте НОО, Примерной программы начального общего образования по курсу «Окружающий мир» образовательной области «Обществознание, естествознание. Окружающий мир» (Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011) и авторской программы курса «Окружающий мир» (Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011; учебно-методический комплект «Гармония»). Программа соответствует учебникам, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации.

              Рабочая программа по курсу «Окружающий мир»  адресована обучающимся третьего    класса   общеобразовательной  школы, в соответствии с учебником «Окружающий мир» авторы   Поглазова О. Т., Шилин В. Д.

                Образовательным планом ОУ предусмотрено изучение регионального курса «Основы здорового образа жизни», который изучается интегрировано с предметом «Окружающий мир».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«кал- тем»

VIII. Календарно – тематическое планирование по предмету « Окружающий мир»

УМК «Гармония»

3 класс (68 часов)



п/п

Дата план.

Дата факт.

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Текущий и промеж-й

контроль

УУД




Раздел 1. Изменения в природе и в жизни человека ( 9 ч.)


1



Земля – наш общий дом.

ОЗОЖ «Человек на планете Земля. В дружбе с природой»

1

УОУР

Фронтальная беседа

Умение ставить и принимать учебно-познавательные задачи, выбирать способ и планировать их решение, оценивать результаты учебного

труда. Умение извлекать нужную информацию из текста, иллюстраций, схем. Умение объединять объекты в группы по общим существенным признакам.

2



Всё изменяется под Солнцем.

ОЗОЖ «Забота и ответственность. Проявление заботы в окружающем мире»

1

УОУР

Фронтальная беседа

Познавательный интерес к наблюдению

изменений в окружающем мире. Умение

извлекать нужную информацию из текста, иллюстрации, из дополнительной литературы, Интернета. Умение принимать и решать познавательные и учебные задачи, умение выполнять проектную работу

3



Времена года

1

УОУР

Фронтальный опрос

Наблюдательность, эстетическое восприятие природы. Логическое мышление,

умение находить причинно-следственные

связи.

Умение ставить познавательную задачу,

выбирать способ и планировать её решение.

Умение извлекать информацию из рисунка-схемы, заданную в явном и неявном виде.

Сотрудничать при решении учебных задач, вступать в общение, выражать и отстаивать свою точку зрения, прислушиваться и принимать точку зрения другого

участника беседы

4



Старинный календарь

1

УОНЗ


Фронтальный опрос

Наглядно-образное и

логическое мышление.

Интерес к жизни своих предков, уважительное отношение к их обычаям и традициям.

5









Атмосферные явления и погода

1

УОНЗ


Текущий контроль

Фронтальная беседа.

Наблюдательность, эмоциональное восприятие погодных явлений.

Умение выбирать нужную информацию из учебного, художественного

текстов, из иллюстраций, собственных

наблюдений и представлять её с помощью знаково-символических средств,

умение кодировать и декодировать условные знаки.

6



Тепло и холод

1

УОУР

Фронтальная беседа.

Умение сотрудничать, обсуждать варианты взаимодействия, распределять

работу при выполнении учебной задачи.

Умение собирать и анализировать нужную информацию из текста, иллюстраций, рисунков-схем, моделей, эксперимента и представлять её

в разных формах, в том числе с помощью

знаково-символических средств.

7



Прогноз погоды

1

УОУР

Фронтальная беседа.

Наблюдательность, интерес к жизни наших предков, уважительное отношение к их опыту и желание его использовать в своей жизни.. Умение извлекать информацию из разных источников информации, в том числе данную в неявном

виде. Умение представлять собранную информацию с помощью

знаково-символических средств, в виде рисунка-схемы.

8



Необычные атмосферные явления

1

УОНЗ



Фронтальный опрос.

Наблюдательность, любознательность,

эмоциональное восприятие природных

явлений, эстетические чувства.

Навыки безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях. Умение работать с

текстом, извлекать нужную информацию для выполнения заданий, преобразовывать словесную информацию в другие формы.

9







Экскурсия.

Наблюдение осенних

изменений

в природе и

жизни людей.

1

УРК

Текущий контроль.

Наблюдательность, любознательность,

эстетическое восприятие окружающего мира, творческие способности.

Умение представлять информацию, полученную в результате

наблюдений, в разных формах. Умение








сотрудничать в группе.




Раздел 2. До свидания, лето, здравствуй, осень! ( 3 часа )



10



Осень

в природе

1

УОУР

Фронтальная беседа.

Познавательный интерес к наблюдению

сезонных изменений в природе, наглядно-образное и логическое мышление,

эмоциональное восприятие природы,

эстетические чувства. Умение выбирать

нужную информацию из учебного и

художественного текста, иллюстраций,

представлять информацию с использованием знаково-символических средств, с помощью схем, диаграмм. Осуществлять самоконтроль, оценивать свои знания, результаты учебного труда.

11



Осенние явления в жизни животных

1

УОУР

Фронтальная беседа.

Наблюдательность, любознательность,

эстетическое восприятие окружающего мира, творческие способности.

Умение представлять информацию, полученную в результате

наблюдений, в разных формах. Умение сотрудничать в группе.

12



Осенняя пора

1

УОУР

Текущий контроль.

Понимать нужность и важность сельскохозяйственного труда, уважительно относиться к сельским труженикам.

Самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, а

также в дополнительной литературе, анализировать, сравнивать и обобщать её.




Раздел 3. Путешествие в мир веществ ( 12 часов )


13



Тела и вещества

1

УОНЗ

Фронтальный опрос.

Оценивать своё знание и незнание, ставить познавательную задачу, высказывать предположения и

проверять их по учебному тексту.

Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, делать умозаключения. Умение характеризовать наблюдаемое, сравнивать, классифицировать, подводить под понятие.

14



Удивительные открытия

1

УОУР

Фронтальная беседа.

Познавательный интерес к научным

исследованиям, восхищение научными

открытиями и желание попробовать себя в роли учёного.

Умение выделять научную информацию

из научно-популярного текста, иллюстраций, данную в неявном виде.

Осуществлять самоконтроль за усвоением предметных знаний и умений,

оценивать свои успехи по освоению УУД.

15



Воздух

и его свойства

1

УОНЗ

Фронтальная беседа.

Наблюдательность, логическое, экологическое мышление.

Умение высказывать предположения и находить их доказательства разными способами. Умение работать с моделями, схемами, диаграммами, представляя с их помощью нужную информацию.

16



Как используют

воздух

1

УОУР

Фронтальная беседа.

Наглядно-образное мышление, воображение, фантазия, творческие способности. Интерес к жизни наших предков, к истории транспортных средств, техники. Умение работать с разными источниками знаний, обобщать

и систематизировать полученную информацию. Выполнять проектную работу.

17



Замечательное вещество- вода

1

УРК

Фронтальная беседа.

Индивидуальный контроль.

Познавательный интерес к исследовательской деятельности, готовность

сотрудничать при обсуждении и выполнении экспериментальной работы.

Умение ставить задачу, выбирать способ её решения, планировать и корректировать свои действия.

Выполнять умственные действия: анализировать, сравнивать,

обобщать полученную информацию.

Умение планировать проведение опытов,

подбирать оборудование, выполнять

технику безопасности, выполнять опыт

по инструкции, делать выводы и фиксировать их результаты.

18



Превращения воды

1

УОУР

Индивидуальный контроль.

Наглядно-образное и логическое мышление, умение анализировать, сравнивать,

обобщать информацию, рассуждать,

используя связки, содержащие слова

«если… то», «когда…то… или».

Готовность сотрудничать при выполнении и обсуждении экспериментальной

работы.

Умение фиксировать полученную информацию в разной форме.

19



Круговорот воды

в природе

1

УОУР

Фронтальная беседа.

Познавательный интерес к изучению

природных процессов, наглядно-образное, логическое, экологическое мышление, эмоциональное восприятие окружающего мира.

Умение преобразовывать информацию

из одной формы (вербальной, наглядной) в другую (знаково-символическую, словесную).

20



Обобщающий урок «Свойства

воздуха и воды»

1

УРК

Практическая работа

Осуществлять самоконтроль и самооценку усвоения предметных знаний и

метапредметных умений: умений извлекать информацию из разных источников

знаний, планировать экспериментальную

деятельность, работать со схемами и таблицами.

21



Плодородный слой земли

1

УОНЗ

Фронтальная беседа.

Познавательный интерес к исследовательской деятельности, готовность

сотрудничать при обсуждении и выполнении экспериментальной работы.

Ставить познавательную задачу, выбирать способ и планировать последовательность своих действий при

её решении, осуществлять наблюдение,

анализ результатов, фиксировать выводы

в разной форме.

22



Обитатели почвы

1

УОУР

Индивидуальный и фронтальный опрос.

Участвовать в совместной деятельности, в обсуждении возникающих

проблем, оценивать предположения, выдвинутые одноклассниками, сравнивать с собственными, приходить к общему выводу.

Умение извлекать информацию из разных источников, соотносить её со своими наблюдениями,








преобразовывать из

наглядной формы в словесную и наоборот.

23



Почва –

кормилица

1

УОУР

Фронтальная беседа.

Уважительное отношение к сельскому

труду. Интерес к жизни наших предков.

Осознание важности соблюдения норм

экологически грамотного поведения

в природе и в быту, участвовать в природоохранной деятельности.

Находить нужную информацию в материалах учебника и дополнительной

литературе; анализировать, характеризовать, сравнивать, классифицировать

предметы окружающего мира.

24



Обобщающий урок по теме

«Тела и вещества»

1

УРК

Тестирование

Умение извлекать нужную информацию из разных источников знаний:

текста, иллюстрации, таблицы, схемы, диаграммы, собственных наблюдений, опыта.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую, использовать знаково- символические средства.

Осуществлять самоконтроль, самооценку успешности усвоения знаний и умений, восполнять пробелы.




Раздел 4. Идёт волшебница зима ( 8 ч. )


25



Экскурсия.

Наблюдение

зимних изменений в природе и жизни людей

1


УОУР

Фронтальная беседа.


Познавательный интерес к изучению сезонных изменений в природе, наблюдательность, любо-знательность, эстетическое восприятие окружающего мира,

экологическую культуру, творческие способности.

Умение представлять информацию, полученную в результате наблюдений в разных формах. Умение со-трудничать, работая в группе.

26



Зима в природе

1

УОУР

Фронтальная беседа.

Эмоциональное, эстетическое восприятие природы, интерес к исследовательской деятельности, наглядно-образное и

логическое мышление.

Умение выбирать нужную информацию из учебного и художественного текста, иллюстраций, наблюдений и экспериментальных исследований.


27



Растения зимой

1

УОУР

Индивидуальный контроль.

Эмоциональное, эстетическое восприятие природы, интерес к исследовательской деятельности, осознание важности

экологических знаний, желание участвовать в природо- охранных мероприятиях.

28



Как растут деревья

1

УОНЗ

Фронтальный опрос.

Умение извлекать информацию, представленную текстом, рисунком, схемой,

блок-схемой алгоритма, моделью.

Делиться своими «открытиями» дома, с

одноклассниками.

29



Зимняя

пора в жизни

животных

1

УОУР

Фронтальный опрос.

Понимать важность бережного отношения к животным зимой, желание помочь

им в трудный для них период жизни.

Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, слушать,

дополнять, комментировать высказывания одноклассников.

Анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки, классифицировать.

30



Как зимовали наши предки

1

УОНЗ

Индивидуальный опрос.

Интерес к образу жизни своих предков,

осознание себя частью своего народа,

уважительное отношение к старинным

традициям, желание сохранять их.

Участвовать в проектной деятельности.

31



Какими были новогодние праздники в старину

1

УОНЗ

Фронтальная беседа.

Самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника и

в дополнительной литературе, анализировать, сравнивать и обобщать её.

32



Обобщающий урок.

Январь –

зиме середина

1

УРК




Фронтальная беседа.

Осуществлять самоконтроль (взаимоконтроль), фиксировать достигнутые

результаты, участвовать в оценке выполненных учебных заданий, адекватно

воспринимать оценку учителя, вносить

необходимые коррективы с учётом

характера сделанных ошибок.




Раздел 5. Развитие живых организмов ( 12 ч. )



33



Организм

человека

1

УОНЗ

Текущий контроль.

Познавательный интерес к изучению

своего организма, готовность к самовоспитанию. Осознавать ценность жизни во




ОЗОЖ «Как я помню то, что помню: что мы помним друг о друге и близких»




всех её проявлениях, знать основы здорового образа жизни, готовность следовать

ему.

Осуществлять постановку учебно-познавательных задач, планировать их решение в группе и индивиду-ально.

Умение работать с информацией, представленной в табличной форме, в столбчатой диаграмме.

34



Надёжная опора и

Защита

ОЗОЖ «Как развить хорошую память»

1

УОНЗ

Фронтальный опрос.

Желание планировать пути сохранения

своего здоровья. Готовность следовать

правилам безопасной жизни, умение оказывать первую помощь при травмах.

Умение работать с разными источниками знаний, соотносить представленную

в них информацию. Устанавливать причинно-следственные связи между поведением и здоровьем. Проводить наблюдения, делать выводы

по их результатам.

35



Верные помощники- мышцы

ОЗОЖ «Внимание человека или как научиться быть внимательным?»

1

УОНЗ

Фронтальная беседа.

Интерес к познанию и развитию своего

организма.

Проводить наблюдения и самонаблюдения за эмоциональным состоянием.

Выполнять правила гигиены после физических упражнений. Извлекать нужную

информацию из разных источников знаний, обсуждать с одноклассниками полученные сведения. Планировать исследования процессов жизнедеятельности организма, умение их моделировать.

36



Органы

дыхания

ОЗОЖ «Мир моих способностей»


1

УОНЗ

Фронтальный опрос.

Интерес к познанию процессов жизнедеятельности своего организма, желание проводить самона-блюдения за ними. Понимать важность выполнения правил гигиены органов дыхания, вред курения.

Извлекать информацию из иллюстраций, рисунков-схем, данную в явном и неявном виде. Планировать и проводить исследования, делать выводы по их

результатам.

37



Кровеносная

система

ОЗОЖ «Конфликтный человек: какой он?»


1

УОНЗ

Фронтальная беседа.

Интерес к познанию процессов жизнедеятельности своего организма, желание сохранять его здоровье.

Понимать важность выполнения правил

безопасной жизни.


38



Удивительная жидкость- кровь

ОЗОЖ «Застенчивость, агрессивность, пассивность и гиперактивность»

1

УОУР

Практическая работа.


Извлекать информацию из рисунков и

схем, данную в явном и неявном виде.

Работать в группе одноклассников, осуществлять продуктивное сотрудничество в представлении знаний в ролевой игре.

39



Органы пищеварения

ОЗОЖ «Правила в жизни человека»

1

УОНЗ

Фронтальная беседа.

Понимание важности для организма

разнообразия пищи, богатой витаминами, выполнения правил

гигиены органов пищеварения.

Организовывать и планировать учебное сотрудничество с одноклассниками

для решения поставленных задач.

Выбирать научную информацию из научно-популярных текстов, представлять

её одноклассникам.

Принимать участие в творческой работе.

40



Органы

очистки организма

ОЗОЖ «Проявление милосердия и терпимости»

1

УОНЗ

Фронтальная беседа.

Понимание важности для здоровья выделения из организма вредных и ненужных веществ, соблюдения

правил гигиены органов выделения.

Участвовать в коллективном обсуждении проблем здоровья.

Планировать и проводить самонаблюдение за своим организмом.

41



Нервная

система и её

роль в организме

ОЗОЖ «Ответственность за жестокое поведение»


1

УОНЗ

Фронтальная беседа.


Понимание важной роли для организма

нервной системы, важности внимательного и дружелюбного отношения к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия.

Умение выбирать научную информацию

из научно-популярных текстов, представлять её одно-классникам.

Принимать участие в коллективном обсуждении проблем.

42



Органы зрения и слуха

ОЗОЖ «Опасные ситуации. Как не стать жертвой преступления»

1

УОНЗ

Фронтальный опрос.

Наблюдательность, внимательность, симпатия к людям с нарушением здоровья,

желание оказывать им помощь.

Понимание важности для здоровья

соблюдения правил безопасной жизни и

гигиены. Умение выбирать нужную информацию из учебного текста, соотносить её с информацией, пред-ставленной в другой форме. Умение оценивать высказывания одноклассников, аргументировать свою точку зрения.

43



Органы обоняния, вкуса, осязания

1

УОНЗ

Текущий контроль.

44



Как лечились наши предки ОЗОЖ «Что такое семья? Всем нужен дом!»

1

УРК

Фронтальная беседа.

Осознание уровня усвоения знаний,

способности к самооценке успехов учебной деятельности. Умение решать разные учебные задачи и фиксировать результаты выполнения заданий по извлечению нужной информации, представленной в различной форме.

Осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию по заданным основаниям.




Раздел 6. Навстречу весне ( 12 ч. )


45



Экскурсия. Наблюдение весенних изменений в природе и жизни людей

ОЗОЖ «Что такое труд? Трудом славен человек!»

1

УОУР

Фронтальная беседа.

Познавательный интерес к изучению сезонных изменений в природе, наблюдательность, любоз-нательность, эмоциональное, эстетическое восприятие природы, экологическую культуру, творческие способности.

46



Весна света ОЗОЖ «Труд в моей семье. Кем я хочу стать?»

1

УОУР

Фронтальная беседа.

Умение представлять информацию, полученную в результате наблюдений, в разных формах. Умение сотрудничать, работая в группе.

47



Как на Руси провожали зиму ОЗОЖ «Что я больше всего люблю делать. Мужские и женские обязанности»

1

УОНЗ

Фронтальный опрос.

Эмоциональное, эстетическое восприятие природы, интерес к исследовательской деятельности, наглядно-образное и логическое мышление.

Умение выбирать нужную информацию из учебного и художественного текста, иллюстраций, собственных наблюдений.

Участвовать в проектной деятельности,

развивать творческие способности.

48



Развитие животных

1

УОНЗ

Фронтальный опрос.

Эмоциональное, эстетическое восприятие природы, интерес к исследовательской деятельности, осознание важности

экологических знаний, желание участвовать в природоохранных мероприятиях.

Умение извлекать информацию, представленную текстом, рисунком, схемой, блок-схемой алгоритма,

моделью.

Делиться своими «открытиями» дома и с одноклассниками.

49



Развитие рыб и земноводных

1

УОУР

Фронтальная беседа. Текущий контроль.

Познавательный интерес к изучению

живой природы, наблюдательность, любознательность.

Умение извлекать информацию, представленную в разных формах: текст, рисунок, схема, модель.

Умение анализировать, сравнивать,

классифицировать, обобщать.

50



Стадии развития насекомых

1

УОУР

Фронтальная беседа.

Осознание необходимости экологических знаний, понимание важности бережного отношения к насеко-мым помощникам.

Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, слушать, дополнять, комментировать высказывания одноклассников.

Умение извлекать информацию из рисунков-схем и представлять её в словесной форме.

Умение контролировать и оценивать свои знания.

51



Развитие цветковых растений

1

УОНЗ


Фронтальная беседа.

Наблюдательность, желание проводить

наблюдения с целью получения нужной

информации.

Умение работать с научно-популярным

текстом, выделять научную информацию.

Умение классифицировать предметы

окружающего мира по выделенным основаниям, характеризовать их существенные признаки.

Умение работать с рисунками-схемами.

52



Корни и стебли растений

1


УОНЗ


Текущий контроль.


Интерес к экспериментальной деятельности, наблюдательность, любознательность.

Умение работать с текстом: соотносить

текстовую, иллюстративную и графическую информацию, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.

Умение классифицировать предметы по

заданному основанию.

Умение работать со схемами, проводить

опыты, делать выводы по их результатам.

53



Листья растений

1

УОНЗ

Практическая работа.

Наглядно-образное мышление, эстетическое восприятие природы, наблюдательность, любозна-тельность, желание доводить исследование до конца.

Умение анализировать, сравнивать,

классифицировать предметы окружающего мира.

54



Для чего цветёт цветок

1

УОНЗ

Фронтальная беседа.

Эстетическое восприятие природы,

понимание важности сохранения её разнообразия, красоты и чистоты, важности

участия в природоохранных мероприятиях.

Умение соотносить информацию из

разных источников знаний, преобразовывать её из одной формы в другую.

Умение моделировать предметы окружающего мира.

55



Способы

размножения

растений

1

УРК

Практическая работа.

Познавательный интерес, желание проводить собственные исследования.

Наблюдательность, аккуратность в работе, доведение её до конца.

Умение контролировать усвоение знаний, находить пробелы, восполнять их,

давать оценку своим успехам.

Умение сотрудничать в коллективной работе, представлять её результаты в разной форме.

56



Весна воды, тепла, цвета

1

УОУР

Фронтальная беседа.

Проверяем умения извлекать информацию из разных источников знаний,

умение работать с текстом, выполнять

и оформлять тестовые задания разных

типов, работать со схемами, оценивать

результаты своего труда.




Раздел 7. Как жили наши предки (12 ч. )


57



История вокруг тебя

ОЗОЖ «Секреты сохранения здоровья. Здоровье и благополучие»

1

УОУР

Фронтальный опрос.

Интерес к образу жизни своих предков, осознание себя частью своего народа.

Умение работать с разными источниками информации.

58



Природа

в жизни наших предков

1

УОУР

Фронтальный опрос.

Уважительное отношение к старинным

традициям, желание сохранять их.

59



Чему поклонялись наши предки

1

УОУР

Фронтальный опрос.

Умение выбирать необходимую информацию из учебного текста, иллюстраций, реальных предметов.

60



Образ жизни наших

предков

1

УОУР

Фронтальная беседа.

Интерес к образу жизни своих предков, эмоциональное, эстетическое и бережное отношение к историческим памятникам культуры родного края, уважительное отношение к традициям своего народа и жителей своей местности.

61



Жизнь на

селе в старину

ОЗОЖ «Что мы едим, пьем, чем лакомимся?»


1

УОНЗ

Фронтальный опрос.

Уважительное отношение к нравственным ценностям наших предков, взаимопомощь в семье, почёт и уважение

старших, соблюдение определённого

порядка жизни, соблюдение правил,

достойных памяти предков.

Принимать участие в сюжетно-ролевой

игре.

62



Старинные города

1

УОНЗ

Фронтальная беседа.

Интерес к жизни своих предков, понимание важности бережного отношения

к памятникам старины.

Умение представлять результаты наблюдений (во время экскурсии) в разной форме.

63



Город мастеров

1

УОНЗ

Фронтальная беседа.

Интерес к образу жизни наших предков. Понимание важности сохранения

памятников культуры, созданных ими в

давние времена.

Важность бережного отношения к изделиям мастеров.

Принимать участие в проектной деятельности по исследованию исторических

памятников культуры.

64



Торговое

дело на Руси

1

УОУР

Практическая работа

Интерес к исследованию старинных предметов.

Понимание экономного стиля жизни,

правильного отношения к предметам, необходимым для жизни, и предметам для развлечений.

Умение оценивать своё отношение (и

других членов семьи) к распределению семейного бюджета.

65



Одежда

наших предков

1

УОУР

Фронтальная беседа.

Интерес к быту и культуре своих предков. Понимание важности сохранения национальных традиций.

Уважительное отношение к культуре

других народов. Желание участвовать

в проектной деятельности по исследованию национальных традиций жителей

своего края.

66



Как учились дети

в старину

1

УОУР

Фронтальная беседа.

Понимание заботы государства о молодом поколении, его образовании, важности бережного отношения к школьным принадлежностям, уважительного отношения к труду учителя, успешного учения.

67



Современная школа, её отличие от старинной


1

УРК

Практическая работа.

Оценивать результаты освоения универсальных учебных умений: извлекать

информацию из разных источников знаний, преобразовывать её в разные формы.


68



Обобщающий урок

ОЗОЖ «Витаминка и её друзья» театрализованная игровая программа


1

УРК

Тест

Умение адекватно оценивать поступки

своих сверстников, их отношение к учёбе, к школьному оборудованию, к успехам в учении.



Просмотр содержимого документа
«содерж.»

VII. Содержание учебного предмета

«Окружающий мир»


Раздел учебного курса, количество часов

Элементы содержания


Характеристика деятельности учащихся

Формы контроля


Раздел 1.


Изменения в природе и в жизни человека ( 9 ч.)





















Изменения, происходящие в природе, в жизни человека, в обществе. Изменения, обусловленные деятельностью людей (окультуривание растений, одомашнивание животных, измене­ния быта и культуры и др.).

Наблюдения – источник знаний о природе и способ её изу­чения. Дневник наблюдений за природой. Погодные явления (облачность, осадки, радуга, ветер) и наблюдения за ними. Чрезвычайные погодные явления (грозы, ураганы, смерчи). Температура. Термометр. Измерение температуры и наблю­дения за изменениями температуры воздуха. Прогноз погоды и его важность для жизнедеятельности человека. Профессия метеоролог.

Вспоминают, какие группы растений, грибов, животных они изучали в 1 классе, называют их существенные признаки и приводят примеры; небесные тела, формы суши, виды водоёмов, которые изучали во 2 классе, приводят примеры (согласно местным условиям); объясняют значение Солнца для живых существ. Рассматривают новый учебник, его условные обозначения, узнают, как представлен и расположен текстовый и иллюстративный материал, как с ним работать, где брать информацию по краеведению. Обсуждают необходимость сохранения редких растений и животных. Учатся пользоваться термометром, измеряют температуру воды и воздуха, записывают её с помощью условных обозначений.

Фронтальный опрос.

Практическая работа.

Тестирование.

Индивидуальный опрос 

Раздел 2.

До свидания, лето, здравствуй, осень! ( 3 часа )

Изменения в неживой природе от лета к осени. 23 сентяб­ря – день осеннего равноденствия. Осенние изменения в жиз­ни растений и животных. Явления поздней осени в природе. Осенние заботы человека. Образ осени в искусстве. Осень в жизни наших предков: повседневные заботы, обряды, обычаи.

Наблюдают изменение окраски листьев растений, отмечают, у каких растений уже закончился листопад, у каких ещё продолжается, собирают природный материал для поделок и презентации.

Наблюдают поведение птиц, насекомых, других животных (по ситуации), обращают внимание на птиц, оставшихся в родном краю на зимовку. Сравнивают погоду в летние и осенние месяцы. Ставят познавательные задачи. Определяют длительность светового дня по отрывному календарю, сравнивают погоду сентября, октября, ноября. Сравнивают исторически сложившиеся и современные орудия труда, способы уборки урожая, предметы быта, обычаи и традиции. Анализируют стихотворения, рассказывают, как поэты относятся к осени, как они отражают её красоту, какие признаки осени отмечают. 

Письменный отчет групп по результатам. Беседа, тестирование.

Индивидуальный опрос


Раздел 3.

Путешествие в мир веществ ( 12 часов )

Тела и вещества. Отличительные признаки тел. Свойства веществ. Мельчайшие частицы вещества. Твердое, жидкое, газообразное состояния вещества.

Увеличительные приборы: лупа, микроскоп. Клеточное строение живых организмов. Бактерии. Защита организма от болезнетворных бактерий.

Значение воздуха для

Сравнивают понятия «тело» и «вещество», находят их различия. Приводят примеры тел и веществ.  Рассуждают, пользуясь словесной, наглядной, модельной, схематической информацией, о расположении молекул в твёрдых, жидких и газообразных веществах, объясняют различие в их свойствах. Исследуют опытным путём свойства твёрдых веществ, жидкостей и газов. Обобщают полученные знания о строении

Тестирование.

Фронтальный опрос.


Отчет о проделанной работе.


Письменный опрос.



живого. Состав чистого воздуха. Физические свойства воздуха. Движение воздуха. Источни­ки загрязнения воздуха. Меры по сохранению его чистоты. Использование воздуха нашими предками.

Значение воды для живого. Солёная и пресная вода в при­роде. Физические свойства воды. Вода – растворитель. Три состояния воды. Процессы перехода воды из одного состоя­ния в другое. Образование тумана, росы. Круговорот воды в природе. Источники загрязнения воды, меры по сохране­нию её чистоты. Очистка воды в природе, в быту, в городе. Необходимость бережного использования воды.

веществ с помощью схем. Рассматривают увеличительные приборы (лупу, микроскоп), называют их части. Обсуждают экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха, меры по сохранению его чистоты. Осуществляют самоконтроль (или взаимоконтроль), оказывают помощь (взаимопомощь),оценивают свои успех






Раздел 4.

Идёт волшебница зима ( 8 ч. )

Признаки зимы. 22 декабря – день зимнего солнцестояния. Особенности погоды зимних месяцев. Образование снежинок. Снегопад, снеговой покров, ледостав. Свойства снега и льда. Значение снегового покрова и ледостава для обитателей по­чвы и водоёмов. Зимние явления: изморозь, гололёд, метель, оттепель. Опасность

Наблюдают кустарники, лиственные и хвойные деревья, сравнивают их вид, собирают природный материал (семена разных деревьев, шишки ели, сосны, веточки хвойных и лиственных деревьев) для дальнейших исследований, поделок и презентаций.

Наблюдают поведение птиц, белок, других животных (по ситуации), обращают внимание на птиц, оставшихся

Доклады по теме, опрос.


Тестирование.


Фронтальный опрос.


Письменные ответы на вопросы.

Отчет по материалам экскурсии.




снежных заносов, гололедицы, оттепели для растений, животных, человека.

Изменения в жизни растений с приходом зимы. Зимний пе­риод в жизни травянистых растений, кустарников, кустарнич­ков, деревьев. Забота человека о сохранности растений зимой.

Домашние и дикие животные зимой. Приспособляемость животных разных групп к зимнему периоду. Линька, спячка жи­вотных. Взаимосвязь растений и животных зимой. Помощь че­ловека диким животным в зимнее время.

Зима в жизни наших предков: повседневные заботы, праз­дники, обычаи.

в родном краю на зимовку, развешивают кормушки. Определяют длительность светового дня по отрывному календарю, сравнивают её для 1 ноября, 1 декабря и 31 декабря, сравнивают погоду ноября и декабря.

Объясняют, как образуются снежинки, изморозь, морозобоины, гололедица. Сравнивают исторически сложившиеся и современные традиции встречи и празднования новогодних праздников, зимних каникул.

Собирают краеведческий материал о народных обычаях и традициях, связанных с зимними работами и праздниками. Фотографируют объекты природы и культуры для использования в презентациях.





Раздел 5.

Развитие живых организмов ( 12 ч. )

Науки, изучающие организм человека и условия сохране­ния его здоровья. Общее знакомство с организмом человека (внешние и внутренние органы, системы органов). Рождение и развитие человека.

Основные части скелета и их назначение. Свойства костей скелета и функции суставов. Предупреждение искривления по­звоночника. Выработка правильной осанки. Первая помощь при переломах. Мышцы и их назначение. Важность трениров­ки мышц. Первая помощь при растяжении связок. Кровь и её роль в организме. Органы кровообращения: сер­дце, кровеносные сосуды. Пульс и его измерение. Необходи­мость тренировки и бережного отношения к сердцу. Первая помощь при кровотечениях.

Органы дыхания. Дыхательные движения и газообмен в легких. Инфекционные и простудные заболевания органов дыхания; их предупреждение. Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на органы кровообращения и дыхания. Вред табачного дыма и ядовитых газов. Важность пребывания на свежем воздухе. Отношение к курению наших предков.

Питание и состав пищи. Витамины и их необходимость для организма. Традиционная пища наших предков и изменение её состава с течением времени. Органы пищеварения. Зубы, их роль в пищеварении. Уход за зубами. Источники пищевых отравлений. Предупреждение заболеваний органов пище­варения. Органы вы деления. Функции почек и кожи. Гигиена кожи. Первая помощь при обморожениях и ожогах. Закалива­ние организма.



Называют науки, изучающие организм человека, различают их область знаний. Рассуждают о значении здорового образа жизни для здоровья и продолжительности жизни человека, приводят примеры вредных привычек, вредящих здоровью.

Читают текст, проводят наблюдения, дают определения и раскрывают сущность новых понятий. Различают (на рисунках) внутренние органы человека, называют системы органов. Работают с рисунком-схемой – указывают на ней части тела человека. Измеряют некоторые части своего тела.

Читают текст смыслового блока и преобразуют словесную информацию в схематическую. Работают с таблицей – заносят в неё данные о себе. Учатся представлять информацию в виде столбчатой диаграммы –составляют коллективно диаграмму месяцев рождения учащихся своего класса.

Дополнительно знакомятся с последовательностью развития ребёнка. Сравнивают скелеты позвоночных и беспозвоночных животных. Работают с рисунками-схемами, называют органы дыхания, их функции, объясняют процесс дыхания.

Обсуждают, чем опасно загрязнение воздуха, курение, какие приспособления придумал человек, чтобы дышать под водой, в загрязнённом воздухе. Работают со схемами, называют органы пищеварения, объясняют, как происходит процесс переваривания пищи. Догадываются с помощью рисунков, какие правила надо соблюдать, чтобы зубы были здоровыми.



Фронтальный опрос в ходе беседы.

Отчёт о проделанной работе.

Тестирование.

Проверочная работа.


Раздел 6.

Навстречу весне ( 12 ч. )

Размножение разных групп животных. Стадии развития птиц, насекомых, рыб, земноводных. Важность знаний о стади­ях развития животных.

Многообразие растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые). Условия, необходимые для развития ра­стений. Теплолюбивые и холодостойкие, светолюбивые и тене­выносливые, влаголюбивые и засухоустойчивые растения.

Растение – живой организм. Органы цветкового растения. Значение корневой системы, листьев, стебля, цветка для рас­тения. Разнообразие плодов и семян. Распространение семян. Жизненный цикл однолетнего цветкового растения от семени до семени. Способы вегетативного размножения растений (ли­стом, черенком, клубнем, луковицей, корневой порослью).


Сравнивают способы размножения животных разных групп, находят сходства и различия. Приводят примеры растений разных групп, наиболее распространённых в своей местности, и тех, что занесены в Красную книгу. Самостоятельно проводят наблюдения за ростом и развитием побега, его корней, почек, за появлением корней на стебле растений. Готовят для одноклассников сообщения о результатах своей экспериментальной деятельности. Обсуждают, какие приспособления есть у плодов растений, которые способствуют распространению их семян. Читают текст и выделяют новые понятия, с которыми ещё не знакомы, соотносят текстовую информацию с иллюстрациями.



Фронтальный опрос.


Тестирование.


Отчёт о проделанной работе с зарисовкой.


Практическая работа.

Раздел 7.

Как жили наши предки (12 ч. )

Наука история. Важность исторических знаний для людей. Исторические источники. Значение археологических раско­пок. Родной язык и народный фольклор как источники знаний о быте и культуре народа.

Старинный уклад жизни наших предков. Природа в их жиз­ни и верованиях. Собирательство, охота, рыболовство, борт­ничество. Начало земледелия и животноводства.

Жизнь на селе в старину. Жилища наших предков. Устрой­ство старинной избы. Домашняя утварь. Занятия сельских жителей.

Возникновение городов на Руси. Старинный город-кре­пость. Знаменитые старинные города. Исторические центры современных городов – архитектурные памятники России. За­нятия горожан в старину. Гончарное, кузнечное, стеклодувное, художественная роспись и другие ремесла наших предков. Значение дерева в жизни наших предков. Деревянное зодче­ство. Знаменитые памятники деревянного зодчества.

Жилища, народные промыслы и ремёсла коренных жите­лей родного края. Памятники старины, сохранившиеся в род­ном крае.

Развитие торговли на Руси. Занятия купцов. Товарообмен. Появление денег. Старинные и современные деньги. Семей­ный бюджет.


Извлекают информацию из разных исторических источников.

Сравнивают источники знаний о старине по степени достоверности.

Собирают краеведческий материал о родном крае, фотографируют объекты быта и культуры для использования в презентациях о прошлом своего народа. Рассуждают, почему природа играла важнейшую роль в жизни наших предков, что давала людям природа, какие беды приносила (стихийные бедствия, неурожай и др.), как приспосабливались люди к жизни в разных местностях, как использовали растения и животных, какие строили жилища.

Обсуждают, из чего делали одежду и обувь, какие приспособления для их изготовления придумали.

Обсуждают старинные обычаи, сравнивают исторически сложившиеся и современные традиции постройки домов, взаимопомощи в строительстве, в празднования новоселий. Устраивают выставку старинных фотографий, предметов быта сельских и городских жителей, которые сохранились в данной местности.

Обсуждают значение исторических памятников для жителей родного края, археологов, учёных историков.

Читают тексты и сравнивают увиденное на экскурсии и описанное в учебнике, находят сходства и различия. Объясняют новые слова. Организуют выставку школьных тетрадей, учебников, ручек, чернильниц, которыми пользовались прадеды, дедушки, бабушки и родители современных младших школьников.



Проект «Музей старинных вещей»





Просмотр содержимого документа
«тит+пояс.зап.»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «СОШ п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области»



«Утверждаю»

Директор МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик»

______________________ /Л.Н. Промкина/

приказ №_______ от «_____»_________ 2015г.






Рабочая программа

по курсу «Окружающий мир»

в 3 классе

на 2015– 2016 учебный год









Составитель:

Бондина Н.Н., учитель начальных классов









п. Красный Текстильщик

2015 г.


Ι. Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» образовательной области «Обществознание, естествознание. Окружающий мир» разработана на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения начального общего образования, установленных в Федеральном Государственном образовательном стандарте НОО, Примерной программы начального общего образования по курсу «Окружающий мир» образовательной области «Обществознание, естествознание. Окружающий мир» (Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011) и авторской программы курса «Окружающий мир» (Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011; учебно-методический комплект «Гармония»). Программа соответствует учебникам, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации.

Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» адресована обучающимся третьего класса общеобразовательной школы, в соответствии с учебником «Окружающий мир» авторы Поглазова О. Т., Шилин В. Д.

Образовательным планом ОУ предусмотрено изучение регионального курса «Основы здорового образа жизни», который изучается интегрировано с предметом «Окружающий мир».

ΙΙ. Цели и задачи изучения предмета.

Цели программы:

  • развитие интеллекта, эмоций, творческих способностей учащихся и их нравственного воспитания, развитие интегративного, экологического, вариативного мышления;

последовательное формирование у учащихся целостной картины окружающего мира; ознакомление с взаимосвязями жизнедеятельности человека и природы, человека и общества.

Задачи программы:

  • создать условия для продолжения разностороннего развития личности ребенка, начатого в семье и в дошкольном учреждении;

  • содействовать развитию познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире;

  • воспитывать у учащихся бережное отношение ко всему живому на Земле, сознательное отношение к своему здоровью, любовь к природе;

  • формировать у учащихся навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.

Срок реализации программы: 2015 – 2016 учебный год.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Обучающиеся к концу 3 класса должны знать:

- что такое тела, вещества, частицы

- компоненты неживой природы: воздух, вода, полезные ископаемые, их основные свойства

- компоненты живой природы: человек, растения, животные, грибы, микроорганизмы

- группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые, некоторые их отличительные признаки; органы растений; растениеводство как составная часть сельского хозяйства

- группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери, некоторые их отличительные признаки; животноводство как составная часть сельского хозяйства

- некоторые взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри неживой природы, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными)

- взаимосвязи между природой и человеком: значение природы для человека, отрицательное влияние людей на природу, охрана природы; правила поведения в природе

- строение тела человека, его важнейшие органы и их функции; основы личной гигиены

Обучающиеся к концу 3 класса должны уметь:

- различать наиболее распространённые в данной местности растения, животных

- устно описывать объекты природы

- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком

- подготовить рассказ природоведческого содержания на основе материалов учебника, а также отдельных дополнительных источников

- измерять температуру воздуха с помощью термометра

- проводить самостоятельные наблюдения в природе; выполнять простейшие опыты

- оперировать с моделями, указанными в программе

- изготавливать кормушки двух- трёх конструкций для птиц, развешивать кормушки, подкармливать птиц; выполнять другую посильную работу по охране природы

- выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость

- выполнять правила личной гигиены; оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по окружающему миру.

Участия в оценочной деятельности самих учащихся, что способствует формированию у них навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само и взаимооценки и предоставляет возможность освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, а также способствует развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.

В 3 классе используются три вида оценивания: текущее, тематическое и итоговое.

Текущее оценивание - наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая сопутствует процессу становления умения и навыка. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся, формируемых на уроках окружающего мира (наблюдение, сопоставление, установление взаимосвязей и т.д.). Это даёт возможность участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению.

Тематическое оценивание является важным звеном в конце изучения тематических блоков интегрированного курса «Окружающий мир», так как даёт возможность учащимся подготовиться, при необходимости пересдать материал, таким образом исправить полученную ранее отметку. В конце изучения каждого тематического блока формой тематического контроля является выполнение тестовых заданий.

Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения четыре раза в год: в конце первой, второй, третьей и четвертой четверти учебного года.

Предполагаемая самооценка ученика по освоению им личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных универсальных учебных действий.

Знания и умения учащихся по окружающему миру оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений и практических работ.

Оценка «5» ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.

Оценка «4»  ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, в использовании отдельных терминов, единичные недочеты при выполнении практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.

Оценка «3» ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала. Но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в окружающем мире, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями окружающего мира, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.

Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.


ΙΙI. Общая характеристика учебного предмета

Основными целями и задачами образовательного процесса при изучении курса «Окружающий мир» являются: социализация ребёнка; развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять); воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие.

Интегративный подход даёт возможность ученику воспринять окружающий мир как единое целое, в котором все компоненты связаны, осознать богатство и сложность этого мира, узнать разные способы взаимодействия с ним. Между тем, при отборе содержания соблюдается и разумная дезинтеграция, выделение крупных самостоятельных содержательных блоков.

Интегрированный курс «Окружающий мир» предоставляет широкие возможности для реализации межпредметных связей всех предметных линий начальной школы. В процессе его изучения учащиеся могут объединять информацию, используемую в разных дисциплинах, разные способы и средства её отображения: в слове, в естественнонаучном, историческом, математическом понятии, в рисунке, в мелодии, в рукотворном изделии, расширяя и углубляя представления об объектах и явлениях окружающего мира. Например, на уроке математики ученики узнают способ отображения целого и составляющих его частей с помощью диаграммы, на уроке окружающего мира они используют диаграмму, с помощью которой показывают соотношение суши и воды на земной поверхности. Понятие «симметричное тело» изучается на уроках математики и окружающего мира, закрепляется на уроке технологии при создании изделий симметричной формы.

При отборе содержания курса и компонентов учебной деятельности положен личностно-ориентированный подход в обучении. Объектом внимания и деятельности ученика служит не только внешний мир в его многообразии, взаимосвязях и способы его изучения, но и познание самого себя, своих способностей и возможностей, оценка некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу, саморазвитию и регуляции своих отношений с миром природы и людьми. Процесс образования организуется как процесс становления личности (обретения себя, своего образа), готовой к выполнению разных видов деятельности, способной рассуждать, критически мыслить, применять знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. При этом учитываются психофизиологические возможности младшего школьника, особенности восприятия окружающего мира, способы мышления (эмоционально-образное, и рационально-логическое), его интересы. Представление целостной картины мира, раскрытие общих взаимосвязей её компонентов, обучение разным способам познания мира развивает познавательный интерес ученика, его интеллектуальные и творческие способности, эмоционально-эстетическое восприятие мира природы и культуры.

Принцип вариативности реализуется через включение в содержание курса не только основного материала, соответствующего образовательному минимуму, но и дополнительного, расширяющего кругозор ученика, предоставляющего ему выбрать собственную траекторию учения. Система заданий дифференцирована по степени сложности, объёму, что предоставляет возможность активно включаться в процесс учения на разных уровнях (репродуктивном, продуктивном, креативном), применять знания в нестандартной ситуации.

В соответствии с общими дидактическими принципами системности, доступности, наглядности, преемственности, с учётом краеведческого, экологического, сезонного принципам обучения, перед учениками разворачивается картина окружающей их живой и неживой природы в её многогранности и многообразии. Они узнают о разнообразии растений, грибов, животных, форм суши, видов водоёмов, о Земле как планете Солнечной системы, о природных сообществах и природных зонах, о сезонных изменениях в природе и в жизни человека. Изучают свойства воздуха, воды, почвы, веществ, необходимых для всего живого на Земле, обсуждают проблемы, связанные с их загрязнением и осознают необходимость бережного отношения к окружающей среде. Получают начальные представления о развитии растительного организма, о стадиях развития некоторых групп животных, о том, как функционирует и развивается организм человека, от чего зависит его здоровье.

Изучение естественнонаучных, обществоведческих и исторических понятий конкретизируется на примерах природных, социальных, исторических объектов родного края. Это помогает осуществлять связь обучения с жизнью, способствует развитию наблюдательности, познавательного интереса учащихся, формированию эмоционально-эстетических, нравственно-этических оценок наблюдаемой действительности, выработке (соответствующих содержанию обучения) практических умений и навыков. При этом воспитываются патриотические чувства, любовь к родному краю, бережное отношение к его природе, культурному и историческому наследию, толерантное и уважительное отношение к образу жизни, обычаям, традициям, религиям народов, населяющих родной край. Во многих разделах программы включены вопросы краеведения, предложены экскурсии в природу, на социальные объекты, в музеи, которые дают богатый материал для уроков окружающего мира. В учебниках внимание учащихся на этот вид деятельности обращено специальным значком «изучай родной край». Предусмотрено выполнение краеведческих проектов во внеурочное время, что способствует и разумному отдыху детей.

С целью формирования экологического мышления учебно-познавательная деятельность младшего школьника, осуществляемая в процессе восприятия, осмысления, запоминания, овладения знаниями и способами деятельности, направляется на многостороннее рассмотрение и изучение свойств явлений и объектов окружающего мира, выявление их взаимосвязей и взаимозависимостей. При этом внимание учащихся акцентируется на том, что человек может неразумно загрязнять окружающую его среду, уничтожать историческую память о прошлом Родины и родного края, но может сохранять красоту и многообразие природы, беречь наследие предков и мировой культуры. В результате формируется желание следовать безопасному, экологически грамотному и здоровому образу жизни, соблюдать чистоту и красоту среды обитания.

Курс создаёт содержательную базу и для формирования универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. В процессе изучения окружающего мира учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников и её обработку (запись, обобщение, структурирование, презентацию в разных формах, вербальной и наглядной); планируют и выполняют небольшие исследования по выявлению свойств, причинно-следственных связей, последовательности протекания природных и социальных процессов и др. При этом выполняются все компоненты учебной деятельности: постановка задачи, планирование действий по её решению, оценивание результатов действий, формулировка выводов. Одновременно школьники учатся сотрудничать с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивают различные способы взаимной помощи партнёрам по общению.

В процессе изучения курса, учащиеся ведут наблюдения за природными объектами и явлениями, экспериментируют с использованием лабораторного оборудования, выполняют практические работы, учатся работать с готовыми моделями. При этом, учитывая возрастные особенности младших школьников, соблюдается разумный баланс эмпирического и теоретического способов познания окружающего мира.

Анализируя информацию о природных объектах, выявляя их существенные признаки, объединяя в группы, учащиеся овладевают приёмами умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), осваивают метод классификации - один из основных способов упорядочивания информации об окружающем мире.

Большое внимание уделяется выявлению изменений в окружающем мире, связанных с жизнедеятельностью человека, в процессе непосредственных наблюдений объектов и явлений природы учащимися во время экскурсий и прогулок к памятникам зодчества и современной архитектуры, в парки, в музеи. Обязательны при этом кратковременные прогулки.

Система заданий для пошагового первичного закрепления и итогового контроля, представленная в рабочих тетрадях и в тетрадях для тестовых заданий, способствует индивидуализации и дифференциации обучения, предоставляет учащимся возможность самооценки, самоконтроля, саморазвития.

Формы организации учебного процесса при реализации интегрированного курса «Окружающий мир» могут быть разнообразными: дидактические игры, уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах города или поселка и др.; уроки исследования и экспериментальной проверки каких-то гипотез; уроки-путешествия, уроки-заседания экологического совета, уроки-конференции. Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, в парах, в проектной группе и фронтальной. В целом содержание, методы, средства и формы организации познавательной деятельности ориентированы на обеспечение мотивационного и волевого, ориентировочного и содержательно-операционного, оценочного компонентов учения и создание условий для самопознания и самоанализа личности ученика.

Формированию универсальных учебных умений способствует и проектная деятельность учащихся, осуществляемая в урочное и во внеурочное время. Учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников, учатся объединять знания из разных образовательных областей, обобщать их представлять в разных формах (вербальной и наглядной). Участие в проектной работе способствует самореализации и самовыражению учащихся, развивает их личностные качества.

Таким образом в основе отбора и структурирования учебного содержания, формы его предъявления лежит системно-деятельностный подход, ориентированный на гармоничное развитие и духовно-нравственное воспитание младшего школьника. Учащиеся усваивают и используют предметные знания и умения, универсальные учебные действия в ходе решения учебно-познавательных, учебно-практических задач, обсуждая проблемы гармоничного взаимодействия человека и природы, человека и общества. Формируется личность, действующая согласно нравственным ценностям, принятым в обществе; любящая свою Родину, уважающая образ жизни, нравы и традиции народов, её населяющих; ценящая опыт предшествующих поколений, желающая беречь культурное и историческое наследие предков; интеллектуально развития личность, проявляющая интерес к знаниям, способная добывать их и применять в учебных ситуациях и повседневной жизни, владеющая универсальными коммуникативными, регулятивными, познавательными учебными действиями для успешного продолжения обучения в основной школе.

ΙV. Место учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Окружающий мир» относится к предметной области «Обществознание, естествознание. Окружающий мир».

В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение учебного предмета «Окружающий мир» в третьем классе отводится 68 часов в год, 2 часа в неделю.


V. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Мир многогранен, интересен и всё время изменяется – необходимо наблюдать и познавать его. Наука, искусство, религия, как способы познания человеком самого себя, природы и общества.

Природа жизненно необходима и ранима – нужно знать об этом и беречь её красоту и гармонию. Природа планеты - общее достояние человечества, её сохранение - важнейшая задача всех народов Земли.

В мире и в России живут разные народы – надо уважать их обычаи и традиции, жить с ними в дружбе и согласии. Опыт человечества и предков богат и пригодится в жизни – следует изучать и уважать его.

Личность, уважающая ценности семьи и общества, любящая своё Отечество, хранящая традиции своих предков, готовая к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, адекватно ориентирующаяся в современном конфликтном, динамично меняющемся мире, свободно выбирающая собственную жизненную позицию и уважающая мнения других, – основа жизнеспособности, духовно-нравственной консолидации, развития и благополучия российского общества.

VΙ. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

учебного предмета

В процессе изучения окружающего мира, учащиеся получат возможность развить свои способности, освоить элементарные естественнонаучные, обществоведческие и исторические знания, научиться наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать. В результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности у младших школьников сформируются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения, коммуникативные, регулятивные, познавательные.

Личностные результаты изучения курса «Окружающий мир»

У ученика будут сформированы:

  • положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;

  • готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;

  • осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;

  • понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения между её членами;

  • осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, интереса к её истории, уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям;

  • умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;

  • навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;

  • осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значение для здоровья человека, развития эстетического восприятия мира и творческих способностей;

  • понимание важности здорового образа жизни.

У ученика могут быть сформированы:

  • стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;

  • зарождение элементов гражданского самосознания (российской идентичности), гордости за свою Родину, российский народ, интерес к образу жизни народов, населяющих родной край, уважения к прошлому своих предков, желания продолжить их добрые дела;

  • стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с нарушениями здоровья;

  • эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении;

  • осознание личной ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.




Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией);

  • принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;

  • планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;

  • действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради;

  • контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);

  • оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.

Ученик получит возможность научиться:

  • оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;

  • ставить учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий (перед выполнением наблюдения и опыта, практической работы с гербарием, коллекцией и др.);

  • проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;

  • адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;

  • осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;

  • понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;

  • применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;

  • подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных и социальных объектов;

  • наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;

  • использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;

  • осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.

Ученик получит возможность научиться:

  • осмысливать цель чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели;

  • сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;

  • обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную);

  • дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные;

  • осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

  • аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);

  • вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;

Ученик получит возможность научиться:

  • оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать естественнонаучные, исторические, обществоведческие понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;

  • планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;

  • проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;

  • уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.

  • участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).


IX. Материально- техническое обеспечение образовательного процесса

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса для ученика:

Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир. 3 класс. Учебник, Часть 1 и 2, - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013 г.

Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир. 3 класс. Рабочие тетради № 1 и № 2, - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014 г.

Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир. 3 класс. Тестовые задания. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014 г.

Для учителя:

Поглазова О. Т., Миронова М. В. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» для 3 класса, Смоленск: Ассоциация XXI век,

2012 г.

Поглазова О. Т. Программы для 1–4 классов.- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 г.

Печатные и другие пособия:

Для организации работы с разными источниками информации желательно иметь в классе научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с изучаемым материалом), энциклопедии, справочники, словари естественно-научного, обществоведческого, исторического содержания (по возможности), видеофильмы, звукозаписи.

В соответствии с содержанием желательно иметь:

– таблицы (организм человека);

иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток);

– модели дорожных знаков, транспортных средств, часов;

– макеты исторических памятников, старинных жилищ, оборонительных сооружений (по возможности);

-плоскостные или объёмные модели молекул;

– предметы старинного быта, одежды, элементы национальных узоров (народов родного края);

Оборудование для экскурсий в природу: фотографии, открытки растений, животных, минералов и др., лупы, бинокли, компасы, рулетки, садовые совки, пакеты для сбора природного материала, пакеты для мусора и приспособления для его сбора, фотоаппарат и видеокамера (по возможности).


Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Микроскоп , лупа, флюгер, барометр, бинокль, термометры (спиртовой, биметаллический, медицинский) для измерения температуры воздуха, воды, тела.

Большинство уроков окружающего мира являются предметными. На них учащиеся действуют с различными предметами – рассматривают, определяют признаки и свойства, сравнивают и группируют их. Для организации такой работы желательно иметь раздаточный материал на пару или группу учащихся (по возможности – на каждого ученика).

Для выполнения заданий по моделированию природных объектов нужно иметь пластилин (гипс), глину, песок, цветную бумагу, клей и ножницы с тупыми концами.

Лабораторное оборудование и материалы для проведения опытов и демонстраций:

– посуда (стаканы, колбы, пробирки, чашки, воронки, подносы, пластиковые ножи, палочки и др.);

– измерительные и осветительные приборы (свеча, фонарик, настольная лампа или просто лампа на подставке, лупа, бинокль, термометр, компас);

– фильтры, магниты, детские воздушные шарики, объёмные

– мука, соль, сахарный песок и рафинад, подсолнечное масло, крахмал; песок, глина, почва, известняк, каменный уголь, нефть;

– части растений (веточки, шишки, листья, плоды, можно муляжи, семена подсолнечника, пшеницы, гороха, фасоли, кукурузы, огурца и др.), муляжи грибов.






«Рассмотрено»

«Согласовано»

Заседание школьного методического объединения протокол № 1

от 26. 08. 2015 г.

Зам. директора по УВР ____________ Иноземцева Е.Г.

___. 08.201.. г.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по окружающему миру, 3 класс

Автор: Бондина Наталия Николаевна

Дата: 20.09.2015

Номер свидетельства: 232150

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Рабочая программа. Окружающий мир. 2 класс УМК "Перспектива""
    ["seo_title"] => string(63) "rabochaia_programma_okruzhaiushchii_mir_2_klass_umk_perspektiva"
    ["file_id"] => string(6) "564731"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1606549828"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Рабочая программа. Окружающий мир. 1 класс"
    ["seo_title"] => string(49) "rabochaia_programma_okruzhaiushchii_mir_1_klass_2"
    ["file_id"] => string(6) "612425"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1661893479"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Рабочая программа.Окружающий мир (3 класс) "
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia-proghramma-okruzhaiushchii-mir-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "191861"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427376689"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Рабочая программа для 2 класса. Окружающий мир"
    ["seo_title"] => string(54) "rabochaia_proghramma_dlia_2_klassa_okruzhaiushchii_mir"
    ["file_id"] => string(6) "458113"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1518949117"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Рабочая программа "Окужающий мир" для 4 класса "
    ["seo_title"] => string(53) "rabochaia-proghramma-okuzhaiushchii-mir-dlia-4-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "128076"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415434643"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства