«Средняя общеобразовательная школа №35 г. Орска»
г. Орск, 2013
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретенные им знания, первоначальные навыки владения математическим языком помогут ему при обучении в основной школе, а также пригодятся в жизни.
- понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе;
- математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека;
- владение математически языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность.
В Федеральном базисном образовательном плане на изучение математики в каждом классе начальной школы отводится 4 часа в неделю, всего 540 часов.
На первой ступени школьного обучения в ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
В процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, выделять слова (словосочетания, предложения), уточняющие их смысл. Школьники учатся ставить вопросы по ходу выполнения задания, выбирать доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывать этапы решения учебной задачи, характеризовать результаты своего учебного труда.
Образовательные и воспитательные задачи обучения математике решаются комплексно. Учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приемов их решения. В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играет сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, использование технических средств.
Организуя обучение, целесообразно использовать дифференцированный подход к учащимся. Это способствует нормализации нагрузки обучающихся, обеспечивает их посильной работой и формирует у них положительное отношение к учебе.
Счет предметов. Название, последовательность и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Масса. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна). Вместимость. Единица вместимости (литр). Время. Единицы времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин.
- устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу;
- читать и записывать величины, используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними, сравнивать названные величины, выполнять арифметические действия с этими величинами.
Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Арифметические действия с числами «нуль» и «единица». Взаимосвязь арифметических действий. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Числовое выражение. Скобки. Порядок действий. Нахождение значения числового выражения. Перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении. Умножение и деление суммы на число. Использование свойств арифметических действий для удобства вычислений. Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел. Способы проверки правильности вычислений. Прикидка и оценка суммы, разности, произведения, частного.
- выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;
- выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
- вычислять значение числового выражения (содержащего 2 – 3 арифметических действия, со скобками и без скобок).
Решение разнообразных текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие отношения «больше на (в)…», «меньше на (в)…». Задачи, содержащие зависимость, характеризующую процесс движения (скорость, время, пройденный путь), работы (производительность труда, время, объем всей работы), изготовления товара (расход на предмет, количество предметов, общий расход), расчета стоимости (цена, количество, общая стоимость товара). Задачи на время (начало, конец, продолжительность события). Решение задач разными способами. Задачи, содержащие долю (половина, треть, четверть, пятая часть и т. п.). Задачи на нахождение доли целого и целого по значению его доли.
- анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, опре6делять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
- решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом;
- оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше—ниже, слева—справа, сверху—снизу, ближе-дальше, между и пр.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат. Различение окружности и круга, построение окружности с помощью циркуля. Геометрические тела. Распознавание и называние: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус.
- соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Измерение длины отрезка. Периметр. Вычисление периметра треугольника, прямоугольника, квадрата. Площадь. Единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр). Измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника.кс
- вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
- оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).
Сбор и представление информации, связанной со счетом, измерением величин. Фиксирование результатов сбора. Таблица. Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация таблицы. Диаграмма. Чтение диаграмм: столбчатой, круговой.
- читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
- Моделирование ситуаций, требующих упорядочения предметов и математических объектов (по длине, массе, вместимости, времени), описание явлений и событий с использованием величин.
- Обнаружение моделей геометрических фигур, математических процессов зависимостей в окружающем.
- Анализ и разрешение житейских ситуаций, требующих умения находить геометрические величины (планировка, разметка), выполнять построения и вычисления, анализировать зависимости.
- Прогнозирование результата вычисления, решения задачи.
- Планирование хода решения задачи, выполнения задания на измерение, вычисление, построение.
- Сравнение разных способов вычислений, решения задачи; выбор удобного способа.
- Накопление и использование опыта решения разнообразных математических задач.
- Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия, плана решения текстовой задачи, построения геометрической фигуры.
- Поиск, обнаружение и устранение ошибок логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера.
- Сбор, обобщение и представление данных, полученных в ходе самостоятельно проведенных опросов.
- Поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе.
- осознание возможностей и роли математики в познании окружающего мира, понимание математики как части общечеловеческой культуры;
- способность проводить исследование предмета, явления, факта с точки зрения его математической сущности (числовые характеристики объекта, форма, размеры, продолжительность, соотношение частей и пр.);
- применение анализа, сравнения, обобщения, классификации для упорядочения, установления закономерностей на основе математических фактов, создания и применения моделей для решения задач, формулирования правил, составления алгоритма действия;
- моделирование различных ситуаций, воспроизводящих смысл арифметических действий, математических отношений и зависимостей, характеризующих реальные процессы (движение, работа и т. д.);
- выполнение измерений в учебных и житейских ситуациях, установление изменений, происходящих с математическими объектами;
- прогнозирование результата математической деятельности, контроль и оценка действий с математическими объектами, обнаружение и исправление ошибок;
- осуществление поиска необходимой математической информации, целесообразное ее использование и обобщение.
В результате изучения курса математики, обучающиеся на ступени начального общего образования:
- научатся использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений;
- овладеют основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретут необходимые вычислительные навыки;
- научатся применять математические знания и представления для решения учебных задач, приобретут начальный опыт применения математических знаний в повседневных ситуациях;
- получат представление о числе как результате счёта и измерения, о десятичном принципе записи чисел; научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с числами; находить неизвестный компонент арифметического действия; составлять числовое выражение и находить его значение; накопят опыт решения текстовых задач;
- познакомятся с простейшими геометрическими формами, научатся распознавать, называть и изображать геометрические фигуры, овладеют способами измерения длин и площадей;
- приобретут в ходе работы с таблицами и диаграммами важные для практико‑ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных; смогут научиться извлекать необходимые данные из таблиц и диаграмм, заполнять готовые формы, объяснять, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы и прогнозы.
Чтение и запись цифрами чисел от 100 до 1000.
Сведения из истории математики: как появились числа; чем занимается арифметика.
Сравнение чисел. Запись результатов сравнения с помощью знаков
Сложение и вычитание в пределах 1000.
Устные и письменные приемы сложения и вычитания.
Сочетательное свойство сложения и умножения.
Упрощение выражений (освобождение выражений от «лишних» скобок).
Порядок выполнения действий в выражениях, записанных без скобок, содержащих действия: а) только одной ступени; б) разных ступеней. Правило порядка выполнения действий в выражениях, содержащих одну или несколько пар скобок.
Решение составных арифметических задач в три действия.
Умножение суммы на число (распределительное свойство умножения относительно сложения).
Умножение и деление на 10, 100.
Умножение числа, запись которого оканчивается нулем, на однозначное число. Умножение двух- и трехзначного числа на однозначное число.
Нахождение однозначного частного.
Деление с остатком.
Деление на однозначное число.
Нахождение неизвестных компонентов арифметических действий.
Практическая работа. Выполнение деления с остатком.
Умножение вида 23 ∙ 40.
Умножение и деление на двузначное число.
Единицы длины километр и миллиметр и их обозначения: км, мм.
Соотношения между единицами длины: 1 км = 1000 м, 1 см = 10 мм.
Вычисление длины ломаной.
Масса и ее единицы: килограмм, грамм. Обозначения: кг, г. Соотношения: 1 кг = 1000 г.
Вместимость и ее единица литр. Обозначение: л.
Сведение из истории математики: старинные русские единицы величин: морская миля, верста, пуд, фунт, ведро, бочка.
Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. Обозначения: ч, мин, с. Соотношения между единицами времени: 1 ч = 60 мин, 1 мин = 60 с, 1 сутки = 24 ч, 1 век = 100 лет, 1 год = 12 месяцев.
Сведения из истории математики: история возникновения месяцев года.
Решение арифметических задач, содержащие разнообразные зависимости между величинами.
Практические работы. Измерение длины, ширины и высоты предметов с использованием разных единиц длины. Снятие мерок с фигуры человека с помощью портновского метра. Взвешивание предметов на чашечных весах. Сравнение вместимостей двух сосудов с помощью данной мерки. Отмеривание с помощью литровой банки данного количества воды.
Буквенные выражения. Вычисление значений буквенных выражений при заданных значениях этих букв.
Примеры верных и неверных высказываний.
Ломаная линия. Вершины и звенья ломаной.. Замкнутая и незамкнутая ломаная. Построение ломаной..
Деление окружности на 6 одинаковых частей с помощью циркуля.
Прямая. Принадлежность точки прямой. Проведение прямой через одну и через две точки.
Взаимное расположение на плоскости отрезков, лучей, прямых.
Практические работы. Способы деления круга (окружности) на 2,4,8 равных частей с помощью перегибания круга по его осям симметрии. Построение симметричных прямых на клетчатой бумаге. Проверка с помощью угольника, какие из данных прямых пересекаются под прямым углом.
Верные и неверные высказывания (отдельные примеры). Числовые равенства и неравенства. Свойства числовых равенств.
Предложение с переменной. Уравнение и его корень. Решение простейших уравнений способом подбора.
Неравенство с переменной. Решение неравенств способом подбора.
Календарные сроки | № урока | Тема | Кол-во часов | Планируемые результаты | Возможные виды деятельности |
Освоение предметных знаний | УУД |
I четверть (36 часов) |
Тысяча (6 часов) |
| 1 | Числа от 100 до 1000. Название и запись «круглых» сотен» | 1 | Знать, что десять сотен называют словом «тысяча». Уметь считать сотнями. Читать «круглые» сотни. Записывать словами числа. Вводить в калькулятор числа. | Научится: называть любое следующее (предыдущее) при счёте число, а также любой отрезок натурального ряда чисел от 100 до 1000 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа; сравнивать трёхзначные числа, используя способ поразрядного сравнения; различать знаки и читать записи вида 256 108; упорядочивать числа (располагать их в порядке увеличении или уменьшения). Научится: называть величины. Получит возможность научиться: сравнивать значение однородных величин; упорядочивать данные значения величины; устанавливать зависимость между данными и искомыми величинами при решении разнообразных задач. Научится: характеризовать ломаную (вид ломаной, число её вершин, звеньев), читать её обозначение, различать виды ломаных линий; различать: прямую и луч, прямую и отрезок. Получит возможность научиться: ориентироваться на плоскости и в пространстве (в том числе различать направления движения); различать геометрические фигуры; характеризовать взаимное расположение фигур на плоскости; конструировать указанную фигуру из частей; классифицировать треугольники; распознавать пространственные фигуры (прямоугольный параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус, шар) на чертежах и моделях Получит возможность научиться: воспроизводить способ деления окружности на 2, 4, 6, 8 равных частей с помощью перегибания круга по его осям симметрии и с помощью циркуля. | Название, последовательность и запись чисел от 0 до 1 000 000. Классы и разряды. Введение в микрокалькулятор чисел от 100 до 1000. |
| 2 | Числа от 100 до 1000. Таблица разрядов трёхзначных чисел | 1 | Знать понятие «разряд»; что в записи трехзначного числа одна и та же цифра может иметь разные значения в зависимости от тог, в каком разряде она стоит; что десять единиц составляют единицу следующего разряда – десяток, десять десятков – единицу следующего разряда – сотню, десять сотен – единицу следующего разряда – тысячу. | Название, последовательность и запись чисел от 0 до 1 000 000. Классы и разряды. Находить часть числа. Обозначение луча буквами. |
| 3 | Числа от 100 до 1000. Запись и чтение трехзначных чисел | 1 | Уметь называть соседей любого трехзначного числа; читать трехзначные числа, начиная с разряда сотен; определять количество сотен, десятков единиц в разрядах трехзначных чисел; считать по порядку; выполнять устно сложение и вычитание. | Название, последовательность и запись чисел от 0 до 1 000 000. Классы и разряды. Великий немецкий математик К.Гаусс. Понятие «арифметика» (путешествие в прошлое). |
| 4 | Сравнение трехзначных чисел. Знаки «» | 1 | Знать алгоритм поразрядного сравнения трехзначных чисел; что из двух чисел больше то, у которого в старшем разряде больше единиц; знаки сравнения «». Уметь использовать знаки «» для записи результатов сравнения чисел; записывать неравенства, используя знаки сравнения. | Отношения «равно», «больше», «меньше» для чисел, их запись с помощью знаков =, . |
| 5 | Сравнение чисел. Неравенства | 1 | Уметь сравнивать трехзначные числа; восстанавливать неравенства; выполнять устно сложение и вычитание на основе нумерации трехзначных чисел; сравнивать выражения; находить значения выражений со скобками; решать составные задачи. | Отношения «равно», «больше», «меньше» для чисел, их запись с помощью знаков =, . Находить часть числа. |
| 6 | Сравнение чисел. Решение задач | 1 | Уметь сравнивать трехзначные числа; решать задачи с величинами; проводить ось симметрии; чертить геометрические фигуры; называть все отрезки и лучи, изображенные на чертеже. | Отношения «равно», «больше», «меньше» для чисел, их запись с помощью знаков =, . Решение текстовых задач арифметическим способом. Ось симметрии. |
Величины и их измерения (5 часов) | |
| 7 | Километр. Миллиметр | 1 | Знать единицы измерения длины (километр, миллиметр). Уметь читать и записывать величины длины; измерять в миллиметрах длину отрезка; строить отрезок заданной длины; выражать сантиметры в миллиметрах. | Сравнение и упорядочение объектов по длине. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. |
| 8 | Километр. Миллиметр. Измерение длины отрезков в разных единицах | 1 | Уметь выполнять сложение и вычитание длин; решать задачи с величинами; находить верные записи неравенств. | Сравнение и упорядочение объектов по длине. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Миля. Верста. Решение старинных задач. |
| 9 | Километр. Миллиметр. Сравнение величин | 1 | Уметь сравнивать длины; решать задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость»; строить и распознавать геометрические фигуры. | Сравнение и упорядочение объектов по длине. Находить часть числа. |
| 10 | Километр. Миллиметр. Решение задач с величинами длины | 1 | Сравнивать длины; решать задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость»; строить и распознавать симметричные фигуры. | Сравнение и упорядочение объектов по длине. Ось симметрии. Диагональ прямоугольника. |
| 11 | Контрольная работа №1 (входная) «Повторение изученного во втором классе». | 1 | Знать изученный материал 1–2 классов. | Устные и письменные вычисления с натуральными числами. |
Геометрические понятия (7 часов) | |
| 12 | Работа над ошибками. Ломаная линия. Элементы ломаной: вершины, звенья | 1 | Уметь выполнять работу над ошибками. Знать фигуры, которые называют ломаными линиями; что ломаными линиями не является один отрезок. Уметь распознавать и чертить ломаные. | Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, прямая, отрезок, угол, многоугольники – треугольник, прямоугольник. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Элементы ломаной: вершины, звенья. |
| 13 | Ломаная линия. Решение задач на построение ломаных линий | 1 | Знать, что звенья ломаной могут пересекаться. Иметь представление об элементах ломаной линии (звенья, вершины). Уметь читать имя ломаной, определять количество звеньев и вершин ломаной; решать арифметические задачи. | Распознавание и изображение геометрических фигур. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Вычисление длины ломаной. |
| 14 | Ломаная линия. Единицы измерения длины | 1 | Знать алгоритм вычисления длины ломаной. Уметь выражать длину в миллиметрах, метрах, сантиметрах, в метрах и дециметрах; выполнять кратное и разностное сравнение единиц длины; называть единицы измерения длины в порядке возрастания и в порядке убывания; решать арифметические задачи. | Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, прямая, отрезок, угол, многоугольники – треугольник, прямоугольник. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Находить часть числа. |
| 15 | Длина ломаной линии | 1 | Уметь измерять длину каждого звена ломаной; объяснять, как можно найти длину этой ломаной; выполнять вычисления; строить ломаную; записывать трехзначные числа. | Распознавание и изображение геометрических фигур. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Длина ломаной линии. |
| 16 | Длина ломаной линии. Решение задач | 1 | Уметь вычислять длину ломаной; решать арифметические задачи; восстанавливать равенства. Уметь находить площадь прямоугольника; сравнивать площади двух прямоугольников; решать задачи на построение геометрических фигур. | Распознавание и изображение геометрических фигур. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Длина ломаной линии. |
| 17 | Контрольная работа №2 «Ломаная линия. Решение задач» . | 1 | Проверка знаний и умений. | Самостоятельно разбирать задание и выполнять в тетради, соблюдая орфографический режим. |
| 18 | Работа над ошибками. Длина ломаной линии. Решение задач на построение геометрических фигур | 1 | Уметь выполнять работу над ошибками. | | Распознавание и изображение геометрических фигур. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Длина ломаной линии. |
Величины и их измерения (7 часов) |
| 19 | Масса. Килограмм. Грамм | 1 | Знать обозначения кг и г, соотношения между единицами. Уметь решать задачи с величинами; с помощью весов определять массу; выполнять сложение и вычитание величин. | Научится: называть величины. Получит возможность научиться: сравнивать значение однородных величин; упорядочивать данные значения величины; устанавливать зависимость между данными и искомыми величинами при решении разнообразных задач. | Сравнение и упорядочение объектов по массе. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна). |
| 20 | Масса. Килограмм. Грамм. Чтение и запись величин | 1 | Уметь читать и записывать величины; решать задачи с величинами. | Сравнение и упорядочение объектов по массе. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна). |
| 21 | Масса. Килограмм. Грамм. Сложение и вычитание величин | 1 | Уметь выполнять сложение и вычитание величин; сравнивать выражения; решать задачи с величинами. | Сравнение и упорядочение объектов по массе. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна). Пуд, фунт. Старинные задачи. |
| 22 | Масса. Килограмм. Грамм. Решение задач с величинами | 1 | Уметь решать задачи с величинами; определять ширину прямоугольника по данной площади и длине; вычислять периметр прямоугольника по данному периметру и ширине; строить геометрические фигуры по образцу. | Сравнение и упорядочение объектов по массе. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна). |
| 23 | Вместимость. Литр | 1 | Знать, что для измерения вместимости используется единица вместимости «литр». Уметь с помощью литровой банки наливать в ведро определенное количество воды; выполнять сложение и вычитание величин. | Сравнение и упорядочение объектов по вместимости. Единицы вместимости (литр). |
| 24 | Вместимость. Литр. Сложение и вычитание величин | 1 | Уметь выполнять сложение и вычитание величин; сравнивать массу одного литра и данных жидкостей . | Сравнение и упорядочение объектов по вместимости. Единицы вместимости (литр). Старинные единицы вместимости: ведро, бочка. |
| 25 | Вместимость. Литр. Решение задач с величинами | 1 | Уметь решать задачи с величинами; распознавать геометрические фигуры. | Сравнение и упорядочение объектов по вместимости. Единицы вместимости. |
Тысяча (11 часов) |
| 26 | Сложение трехзначных чисел. Устные приемы сложения | 1 | Знать названия разрядов; алгоритм письменного сложения трехзначных чисел в столбик. Уметь выполнять поразрядное сложение (письменные и устные приёмы) двузначных и трёхзначных чисел; решать задачи с величинами. | Научится: называть любое следующее (предыдущее) при счёте число, а также любой отрезок натурального ряда чисел от 100 до 1000 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа; сравнивать трёхзначные числа, используя способ поразрядного сравнения; различать знаки и читать записи вида 256 108; упорядочивать числа (располагать их в порядке увеличении или уменьшения). | Устные и письменные вычисления с натуральными числами. |
| 27 | Сложение трехзначных чисел. Письменные приемы сложения | 1 | Уметь выполнять сложение величин массы, вместимости, длины, площади; определять периметр прямоугольника. | Устные и письменные вычисления с натуральными числами. |
| 28 | Сложение трехзначных чисел. Решение задач | 1 | Уметь выполнять устные вычисления; находить значения выражений со скобками; читать и записывать величины; решать задачи с величинами. | Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Решение текстовых задач арифметическим способом. |
| 29 | Сложение трехзначных чисел. Площадь прямоугольника | 1 | Уметь складывать трехзначные числа; вычислять площадь фигур разными способами; вычислять длину дорожки, зная площадь и ширину. | Устные и письменные вычисления с натуральными числами. |
| 30 | Сложение трехзначных чисел. Задачи на построение геометрических фигур | 1 | Уметь складывать трехзначные числа; распознавать и чертить геометрические фигуры; проводить ось симметрии. | Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Ось симметрии. |
| 31 | Контрольная работа №3. Итоговая работа за 1 четверть. | 1 | Знать изученный материал по теме «Сложение и вычитание трехзначных чисел». | Самостоятельно разбирать задание и выполнять в тетради, соблюдая орфографический режим. |
| 32 | Работа над ошибками. Сложение трехзначных чисел. Решение задач | 1 | Уметь выполнять работу над ошибками; решать задачи с величинами. | Устные и письменные вычисления с натуральными числами. |
| 33 | Вычитание трехзначных чисел. Устные приемы вычитания | 1 | Знать название разрядов многозначных чисел. Уметь выполнять поразрядное вычитание (устные и письменные приёмы), вычитания двузначных и трёхзначных чисел. | Устные и письменные вычисления с натуральными числами. |
| 34 | Вычитание трехзначных чисел. Письменные приемы вычитания | 1 | Знать алгоритм вычитания трехзначных чисел в столбик. Уметь вычислять разность; находить значения выражений со скобками. | | Устные и письменные вычисления с натуральными числами. |
| 35 | Вычитание трехзначных чисел. Решение задач | 1 | Уметь вычислять разность; находить значения выражений со скобками; проверять свои вычисления с помощью калькулятора; выполнять устные вычисления; решать арифметические задачи. | Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Решение текстовых задач арифметическим способом. |
| 36 | Вычитание трехзначных чисел. Вычитание величин | 1 | Уметь решать задачи с величинами; восстанавливать равенства; выполнять устные вычисления на основе знания нумерации многозначных чисел; выполнять вычитание величин. | Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Вычитание величин. |
II четверть (28 часов) |
Тысяча (18 часов) |
| 1 | Вычитание трехзначных чисел. Задачи на построение геометрических фигур. | 1 | Уметь проводить окружность, радиус которой равен 2см 5 мм; определять количество отрезков на чертеже; проводить оси симметрии; делить фигуру на равные части. | Научится: называть любое следующее (предыдущее) при счёте число, а также любой отрезок натурального ряда чисел от 100 до 1000 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа; сравнивать трёхзначные числа, используя способ поразрядного сравнения; различать знаки и читать записи вида 256 108; упорядочивать числа (располагать их в порядке увеличении или уменьшения). | Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Ось симметрии отрезка. Оси симметрии квадрата. |
| 2 | Сочетательное свойство сложения. | 1 | Знать определение сочетательного свойства сложения и его формулировку. Уметь использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений; группировать слагаемые в сумме. | Введение названия: сочетательное свойство сложения (умножение) и его формулировка. |
| 3 | Сравнение выражений на основе сочетательного свойства сложения. | 1 | Уметь находить значения выражений, используя сочетательное свойство сложения; выполнять проверку с помощью сочетательного свойства сложения; сравнивать выражения, не выполняя вычислений; решать задачи на построение геометрических фигур. | Использование сочетательного свойства: а) при выполнении устных и письменных вычислений; б) для обоснования возможности записывать выражения, содержащие только действие сложения (умножения), без скобок. |
| 4 | Решение задач разными способами (на основе применения сочетательного свойства сложения). | 1 | Уметь находить значения выражений, используя сочетательное свойство сложения; решать задачи разными способами на основе применения сочетательного свойства сложения; определять число единиц, десятков, сотен в трехзначном числе. | Вычисление значений выражений разными способами и формулирование выводов о получаемых результатах на основании наблюдений. |
| 5 | Сумма трёх и более слагаемых. Устные приемы вычислений. | 1 | Знать, что переместительное и сочетательное свойства сложения дают возможность записывать выражения, содержащие только сложение, без скобок. Уметь выполнять устные вычисления; объяснять решение; выполнять необходимые измерения и вычислять периметр четырехугольника разными способами. | Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений, перестановка слагаемых в сумме. |
| 6 | Сумма трёх и более слагаемых. Письменные приемы вычислений. | 1 | Уметь, используя скобки, составлять выражение по тексту задачи; упрощать выражение (записывать его без скобок) и выполнять вычисления; составлять выражение; записывать числа в порядке увеличения. | Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений, перестановка слагаемых в сумме. |
| 7 | Сумма трёх и более слагаемых. Задачи на построение геометрических фигур. | 1 | Уметь решать задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость»; чертить на глаз отрезки заданной длины; чертить окружность и отрезок, отмечать точки их пересечения; объяснять, как можно начертить десятиугольник; строить симметричные фигуры. | Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений, перестановка слагаемых в сумме Распознавание и изображение геометрических фигур. |
| 8 | Сочетательное свойство умножения. | 1 | Знать сочетательное свойство умножения. Уметь пользоваться сочетательным свойством умножения; выполнять устные вычисления. | | Вычисление значений выражений разными способами и формулирование выводов о получаемых результатах на основании наблюдений. |
| 9 | Сочетательное свойство умножения. Решение задач разными способами (на основе использования сочетательного свойства умножения). | 1 | Уметь находить значения выражений, используя сочетательное свойство умножения; решать задачи разными способами; записывать выражение; выполнять кратное и разностное сравнение чисел; чертить фигуру по образцу в тетрадь и вычислять ее периметр и площадь. | Вычисление значений выражений разными способами и формулирование выводов о получаемых результатах на основании наблюдений. |
| 10 | Контрольная работа №4 «Сочетательное свойство умножения». | 1 | Знать изученный материал по теме «Сочетательное свойство умножения». | Самостоятельно разбирать задание и выполнять в тетради, соблюдая орфографический режим. |
| 11 | Работа над ошибками. Сочетательное свойство умножения. Задачи на построение геометрических фигур. | 1 | Уметь выполнять работу над ошибками. Уметь применять сочетательное свойство умножения; решать задачи на построение геометрических фигур; оценивать на глаз расстояние между точками в сантиметрах; проверять себя измерением отрезков; восстанавливать равенства; чертить окружности, имеющие общий центр. | Сочетательное свойство умножения. Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, прямая, отрезок, угол, многоугольники – треугольник, прямоугольник. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. |
| 12 | Произведение трёх и более множителей. | 1 | Знать, что переместительное и сочетательное свойства умножения дают возможность записывать выражения, содержащие только умножение, без скобок. Уметь выполнять вычисление значений выражений разными способами; вычислять площадь прямоугольника; используя скобки, составлять выражение по тексту задачи; выполнять устные вычисления. | | Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений, перестановка множителей в произведении. |
| 13 | Произведение трёх и более множителей. Запись решения задачи одним выражением. | 1 | Уметь выполнять проверку сложения вычитанием и вычитание сложением; решать задачи с величинами. | Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений, перестановка множителей в произведении. Решать старинные задачи. |
| 14 | Произведение трёх и более множителей. Задачи на построение геометрических фигур. | 1 | Уметь определять, какая часть фигуры закрашена; определять на глаз длину отрезка, проверять измерением; подсчитывать число кубиков в башне, используя сочетательное свойство умножения. | Распознавание и изображение геометрических фигур. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. |
| 15 | Упрощение выражений, содержащих в скобках умножение или деление. | 1 | Знать, что если в выражении в скобках записаны только сильные действия (умножение и деление), то скобки можно не писать; при нахождении значения выражения первыми выполняются сильные действия; если в выражении в скобках записаны слабые действия (сложение и вычитание), скобки отбрасывать нельзя. | Запись выражений, содержащих умножение или деление, заключенных в скобки, без скобок. Опора на понятия «сильное» (умножение, деление) и «слабое» (сложение, вычитание) действие. |
| 16 | Контрольная работа №5 «Упрощение выражений, содержащих в скобках умножение или деление». | 1 | Знать изученный материал по теме «Упрощение выражений, содержащих в скобках умножение или деление». | Самостоятельно разбирать задание и выполнять в тетради. |
| 17 | Работа над ошибками. Упрощение выражений, содержащих в скобках умножение или деление. Запись решения задачи одним выражением. | 1 | Уметь находить значения выражений; записывать решение задачи одним выражением; решать задачи на определение производительности труда; выполнять устные вычисления; составлять всевозможные суммы, используя предложенные числа. | | Запись выражений, содержащих умножение или деление, заключенных в скобки, без скобок. Опора на понятия «сильное» (умножение, деление) и «слабое» (сложение, вычитание) действие. |
| 18 | Упрощение выражений, содержащих в скобках умножение или деление. Задачи на построение геометрических фигур. | 1 | Уметь располагать величины в порядке возрастания; определять массу пакета по рисунку-схеме; сравнивать величины; выполнять увеличение (уменьшение) величины на другую величину; выполнять сложение и вычитание величин» сравнивать замкнутую и незамкнутую линии; измерять длину каждого звена замкнутой линии и вычислять ее длину; находить ошибки в записях сложения и вычитания двузначных чисел в столбик. | Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, прямая, отрезок, угол, многоугольники – треугольник, прямоугольник. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. |
Геометрические понятия (3 часа) |
| 19 | Симметрия на клетчатой бумаге. | 1 | Знать, что симметричные точки находятся на одном и том же расстоянии от оси симметрии; приемы построения точки, отрезка, многоугольника, окружности, симметричных данным, с использованием клетчатого фона. Уметь копировать рисунок в тетрадь; строить точки и фигуры симметричные данным. | Научится: характеризовать ломаную (вид ломаной, число её вершин, звеньев), читать её обозначение, различать виды ломаных линий; различать: прямую и луч, прямую и отрезок. Получит возможность научиться: ориентироваться на плоскости и в пространстве (в том числе различать направления движения); различать геометрические фигуры; характеризовать взаимное расположение фигур на плоскости; конструировать указанную фигуру из частей; классифицировать треугольники; распознавать пространственные фигуры (прямоугольный параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус, шар) на чертежах и моделях. | Построение точки, отрезка, многоугольника, окружности, симметричных данным, с использованием клетчатого фона. |
| 20 | Задачи на построение симметричных фигур. | 1 | Уметь строить симметричные фигуры; выражать длину в миллиметрах; строить два луча, общей частью которых является отрезок; чертить луч, который пересекает окружность в одной точке (в двух точках); составлять задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость». | Построение точки, отрезка, многоугольника, окружности, симметричных данным, с использованием клетчатого фона. Подготовка к построению симметричных фигур на нелинованной бумаге с помощью чертежных инструментов. |
| 21 | Симметрия на клетчатой бумаге. Решение задач. | 1 | Уметь строить симметричные фигуры; выражать длину в миллиметрах; строить два луча, общей частью которых является отрезок; чертить луч, который пересекает окружность в одной точке (в двух точках); составлять задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость». | Использование зеркала для наглядного представления о расположении симметричных фигур на одном и том же расстоянии относительно оси симметрии. |
Тысяча (6 часов) |
| 22 | Правило порядка выполнения действий в выражениях без скобок. Запись решения задачи одним выражением. | 1 | Знать порядок выполнения действий в выражениях без скобок. Уметь находить значение числовых выражений в выражениях без скобок; составлять выражение по тексту задачи. | Научится: называть любое следующее (предыдущее) при счёте число, а также любой отрезок натурального ряда чисел от 100 до 1000 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа; сравнивать трёхзначные числа, используя способ поразрядного сравнения; различать знаки и читать записи вида 256 108; упорядочивать числа (располагать их в порядке увеличении или уменьшения. | Формулировка правил порядка выполнения действий в числовых выражениях и их использование при вычислениях. Разбиение выражения на части знаками «+» и «-» («•» и «:»), не заключенными в скобки, для понимания структуры выражения. |
| 23 | Контрольная работа №6. Итоговая работа за 2 четверть. | 1 | Знать изученный материал по темам, изученным во второй четверти. | Самостоятельно разбирать задание и выполнять в тетради. |
| 24 | Работа над ошибками. Правило порядка выполнения действий в выражениях без скобок. Задачи на построение геометрических фигур. | 1 | Уметь выполнять работу над ошибками. Уметь выполнять устные вычисления; решать задачи с величинами; составлять задачу по данным таблицы; выполнять сложение и вычитание величин; вычислять длину ломаной линии; вычислять площадь прямоугольника; составлять задачу с величинами «цена», «количество», «стоимость»; выполнять измерения и вычислять площадь треугольника. | Правило порядка выполнения действий в выражениях без скобок. Решение текстовых задач арифметическим способом. Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы: «купли-продажи» (количество товара, его цена и стоимость). Площадь треугольника. |
| 25 | Правило порядка выполнения действий в выражениях со скобками. Составление выражений. | 1 | Уметь объяснять, почему выражения можно записать без скобок; составлять выражения по тексту задачи; анализировать, из каких частей составлено выражение; находить знаки «+» и «-», не заключенные в скобки, и выделять части выражений; находить знаки «х» и «:», не заключенные в скобки, и выделять части выражений. | Правило порядка выполнения действий в выражениях со скобками. Составление выражений. |
| 26 | Правило порядка выполнения действий в выражениях со скобками. Запись решения задачи одним выражением. | 1 | Уметь находить значения выражений; составлять выражения по тексту; восстанавливать равенства, вставляя пропущенные арифметические знаки. | Правило порядка выполнения действий в выражениях со скобками. |
| 27 | Правило порядка выполнения действий в выражениях со скобками. Решение задач с величинами. | 1 | Уметь выполнять устные вычисления; решать задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость»; выполнять разностное сравнение величин. | Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы: «купли-продажи» (количество товара, его цена и стоимость). |
Уравнения и неравенства (1 час) |
| 28 | Верные и неверные предложения (высказывания). | 1 | Знать, что предложение, о котором можно точно сказать, верно, оно или неверно, называют высказыванием; любое другое предложение высказыванием не является. Уметь выполнять работу над ошибками; определять верность или неверность каждого высказывания; находить высказывания в тексте. | Научится: различать числовые равенства и неравенства; определять верные и неверные высказывания; вычислять значения числовых выражений со скобками и без скобок, используя изученные правила. Получит возможность научиться использовать свойства числовых выражений. | Понятие о верных и неверных высказываниях. Равенства и неравенства как примеры математических высказываний. |
III четверть (40 часов) |
Уравнения и неравенства (5 часов) |
| 1 | Верные и неверные предложения (высказывания). Составление выражений. | 1 | Уметь приводить примеры высказывания, верного высказывания, неверного высказывания, предложения, которое не является высказыванием; сравнивать высказывания в каждой паре; записывать выражения и вычислять их значения. | Научится: различать числовые равенства и неравенства; определять верные и неверные высказывания; вычислять значения числовых выражений со скобками и без скобок, используя изученные правила. Получит возможность научиться использовать свойства числовых выражений. | Построение простейших логических выражений типа «…и/или…», «если…,то…», «не только, но и…». |
| 2 | Верные и неверные предложения (высказывания). Решение задач с величинами. | 1 | Уметь объяснять порядок выполнения действий и выполнять вычисления; решать задачи с величинами; выражать длину в разных единицах измерения; выполнять разностное и кратное сравнение величин; решать задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость»; выполнять необходимые измерения и вычислять периметр многоугольника в миллиметрах; строить ломаные линии заданной длины. | Рассмотрение задач с использованием весов для иллюстрации этих свойств. |
| 3 | Числовые равенства и неравенства. | 1 | Знать понятия «числовые равенства» и «числовые неравенства». Иметь представление о свойствах числовых равенств и неравенств. Уметь читать равенства и неравенства. | | Ознакомление со свойствами равенства: равенство не нарушается, если к каждой его части прибавить (из каждой его части вычесть) одно и то же число. |
| 4 | Свойства числовых равенств. | 1 | Уметь читать равенства и неравенства; выписывать верные равенства и неравенства; записывать каждое высказывание в виде равенства. | Нахождение значений числовых выражений со скобками и без них. |
| 5 | Свойства числовых равенств. Задачи на построение геометрических фигур. | 1 | Уметь использовать свойства числовых равенств; выполнять устные и письменные вычисления; решать арифметические задачи; составлять задачи по схеме; выполнять построение геометрических фигур. | Нахождение значений числовых выражений со скобками и без них. Распознавание и изображение геометрических фигур. |
Геометрические понятия (4 часа) |
| 6 | Деление окружности на равные части путем перегибания круга. | 1 | Знать приемы деления окружности на равные части (путем перегибания круга, с помощью угольника, с помощью циркуля). Уметь чертить окружности данного радиуса. | Получит возможность научиться: воспроизводить способ деления окружности на 2, 4, 6, 8 равных частей с помощью перегибания круга по его осям симметрии и с помощью циркуля. | Деление окружности на равные части путем перегибания круга. |
| 7 | Деление окружности на равные части с помощью угольника. Задачи на построение геометрических фигур. | 1 | Уметь объяснять, как разделить окружность на равные части; выполнять устные вычисления в пределах 1000; записывать длину в разных единицах измерения; решать текстовые задачи. | Деление окружности на равные части с помощью угольника. |
| 8 | Контрольная работа №7 «Числовые равенства и неравенства». | | Знать изученный материал по теме «Числовые равенства и неравенства». | Самостоятельно разбирать задание и выполнять в тетради. |
| 9 | Работа над ошибками. Деление окружности на равные части с помощью циркуля. Решение задач. | 1 | Уметь выполнять работу над ошибками. Уметь выполнять деление окружности на равные части с помощью циркуля; решать арифметические задачи. | Решение текстовых задач арифметическим способом. Деление окружности на части с помощью циркуля. |
Арифметические действия в пределах 1000 (10 часов) |
| 10 | Умножение суммы на число. | 1 | Знать правило умножения суммы на число. Уметь умножать сумму на число. | Получит возможность научиться: воспроизводить устные приёмы умножения и деления; вычислять произведение и частное чисел в пределах 1000, используя письменные алгоритмы умножения на однозначное и на двузначное число; контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений на основе использования связи умножения и деления, а также применяя перестановку множителей, микрокалькулятор; называть компоненты деления с остатком (делимое, делитель, частное, остаток); подбирать частное способом проб; формулировать сочетательное свойство умножения и использовать его при выполнении вычислений; формулировать правило умножения суммы (разности) на число и использовать его при выполнении вычислений. | Ознакомление с распределительным свойством умножения относительно сложения (без введения названия свойства). |
| 11 | Умножение суммы на число. Устные вычисления. | 1 | Уметь представлять первый множитель в произведении в виде суммы двух однозначных чисел; выполнять устные вычисления в пределах 1000. | Использование распределительного свойства при выполнении вычислений. |
| 12 | Умножение суммы на число. Решение задач разными способами (на основе применения правила умножения суммы на число). | 1 | Уметь выполнять устные вычисления в пределах 1000; решать арифметические задачи; чертить окружность с данным радиусом; определять количество звеньев и вершин ломаной линии; отмечать точки пересечения на чертеже. | Представление числа в виде суммы двух слагаемых (в том числе разрядных слагаемых) для облегчения вычислений. |
| 13 | Умножение на 10. Запись длины в сантиметрах и дециметрах. | 1 | Знать правило умножения однозначного и двузначного числа на 10. Уметь выполнять умножение вида 9 × 10 и 93 × 10; записывать длину отрезка в сантиметрах и дециметрах; решать арифметические задачи; составлять и решать задачу по рисунку. | Введение правил умножения на 10 и на 100 как результат наблюдения за компонентами действия умножения (произведение можно получить, приписывая к числу, умножаемому на 10 или на 100, один или два нуля). |
| 14 | Умножение на 100. Решение задач с величинами. | 1 | Знать правило умножения однозначного числа на 100. Уметь выполнять умножение вида 9 × 100; выполнять устные вычисления; решать задачи с величинами; определять площадь фигуры; выполнять построения геометрических фигур на клетчатой бумаге. | Введение правил умножения на 10 и на 100 как результат наблюдения за компонентами действия умножения (произведение можно получить, приписывая к числу, умножаемому на 10 или на 100, один или два нуля). |
| 15 | Умножение на 10 и на 100. Решение задач на построение геометрических фигур. | 1 | Уметь выполнять умножение на 10 и на 100; выполнять построения геометрических фигур на клетчатой бумаге. | Умножение на 10 и на 100. Распознавание и изображение геометрических фигур. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. |
| 16 | Умножение вида 50 × 9 и 200 × 4. | 1 | Знать правило умножения «круглого» двузначного числа на однозначное и «круглого» трехзначного числа на однозначное. Уметь выполнять умножение вида 50 × 9 и 200 × 4; находить площадь прямоугольника в квадратных сантиметрах. | Ознакомление со способом умножения числа на данное число десятков или сотен. Отбрасывание одного или двух нулей при умножении и последующее приписывание этих нулей к результату умножения. |
| 17 | Умножение вида 50 × 9 и 200 × 4. Действия с величинами. | 1 | Уметь выполнять умножение вида 50 × 9 и 200 × 4; выполнять сложение и вычитание величин; располагать значения величин в порядке уменьшения (увеличения) | Устные и письменные вычисления с натуральными числами. |
| 18 | Умножение вида 50 × 9 и 200 × 4. Решение задач с величинами. | 1 | Уметь выполнять умножение вида 50 × 9 и 200 × 4; решать задачи с величинами; находить значения выражений. | Отбрасывание одного или двух нулей при умножении и последующее приписывание этих нулей к результату умножения. |
| 19 | Умножение вида 50 × 9 и 200 × 4. Решение задач на построение геометрических фигур. | 1 | Уметь выполнять умножение вида 50 × 9 и 200 × 4; различать и изображать на клетчатой бумаге геометрические фигуры; решать задачи на построение геометрических фигур с помощью линейки и циркуля. | Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. |
Геометрические понятия (3 часа) |
| 20 | Прямая. Обозначение прямой линии латинскими буквами. | 1 | Знать понятие «прямая» линия; что прямую линию обозначают двумя латинскими буквами. Уметь читать название прямой линии двумя способами; чертить прямую и обозначать ее латинскими буквами; отмечать точки, лежащие на прямой. | Научится: характеризовать ломаную (вид ломаной, число её вершин, звеньев), читать её обозначение, различать виды ломаных линий; различать: прямую и луч, прямую и отрезок. Получит возможность научиться: ориентироваться на плоскости и в пространстве (в том числе различать направления движения); различать геометрические фигуры; характеризовать взаимное расположение фигур на плоскости; конструировать указанную фигуру из частей; классифицировать треугольники; распознавать пространственные фигуры (прямоугольный параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус, шар) на чертежах и моделях. | Принадлежность точки прямой через одну и через две точки. |
| 21 | Прямая. Пересекающиеся прямые. | 1 | Иметь представление о пересекающихся прямых линиях; о том, что прямые линии могут пересекаться под прямым углом. Уметь строить пересекающиеся прямые на листе в клетку и на альбомном листе; с помощью угольника определять, под каким углом пересекаются прямые линии | Распознавание и изображение геометрических фигур. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Пересекающиеся прямые. |
| 22 | Прямая. Непересекающиеся прямые. | 1 | Иметь представление о параллельных прямых. Уметь строить в тетради две прямые, которые не пересекаются и две прямые, которые пересекаются под прямым углом; составлять арифметическую задачу по рисунку. | Распознавание и изображение геометрических фигур. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Непересекающиеся параллельные прямые. |
Арифметические действия в пределах 1000 (7 часов) |
| 23 | Умножение двузначного числа на однозначное число. Алгоритм вычисления в столбик. | 1 | Знать алгоритм умножения двузначного числа на однозначное в столбик. Уметь выполнять умножение, записывая числа столбиком; составлять и решать задачу по схематичному рисунку; представлять первый множитель в виде суммы разрядных слагаемых. | Получит возможность научиться: воспроизводить устные приёмы умножения и деления; вычислять произведение и частное чисел в пределах 1000, используя письменные алгоритмы умножения на однозначное и на двузначное число; контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений на основе использования связи умножения и деления, а также применяя перестановку множителей, микрокалькулятор; называть компоненты деления с остатком (делимое, делитель, частное, остаток); подбирать частное способом проб; формулировать сочетательное свойство умножения и использовать его при выполнении вычислений; формулировать правило умножения суммы (разности) на число и использовать его при выполнении вычислений. | Устные и письменные вычисления с натуральными числами. |
| 24 | Умножение двузначного числа на однозначное число. Переместительное свойство умножения. | 1 | Уметь использовать переместительное свойство умножения при вычислениях; определение площади прямоугольника. | Устные и письменные вычисления с натуральными числами. |
| 25 | Умножение двузначного числа на однозначное число. Решение задач. | 1 | Уметь выполнять устные и письменные вычисления в пределах 1000; объяснять, как выполнено умножение суммы на число; решать арифметические задачи. | Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Решение текстовых задач арифметическим способом. |
| 26 | Умножение трехзначного числа на однозначное число. Алгоритм вычисления в столбик. | 1 | Знать алгоритм умножения трехзначного числа на однозначное в столбик. Уметь выполнять умножение вида 123 × 6; составлять и решать задачу по схематичному рисунку. | Письменный прием умножения трехзначного числа на однозначное. Перенос умений, полученных учащимися при умножении двузначного числа на однозначное, на трехзначное число. |
| 27 | Умножение трехзначного числа на однозначное число. Решение задач с величинами. | 1 | Уметь выполнять умножение вида 209 × 8; решать арифметические задачи; называть прямые и лучи на чертеже; решать задачи с величинами; сравнивать значения величин. | Устные и письменные вычисления с натуральными числами. |
| 28 | Контрольная работа №8 «Умножение на однозначное число». | 1 | Знать изученный материал по теме «Умножение на однозначное число». | Самостоятельно разбирать задание и выполнять в тетради. |
| 29 | Работа над ошибками. Умножение трехзначного числа на однозначное число. Задачи на построение геометрических фигур. | 1 | Уметь выполнять работу над ошибками; умножать двузначные и трехзначные числа на однозначное число. Выполнять построение геометрических фигур; отмечать точки пересечения; определять количество прямых линий и лучей на чертеже. | Устные и письменные вычисления с натуральными числами. |
Величины и их измерения (5 часов) |
| 30 | Измерение времени. Единицы времени. | 1 | Знать единицы времени; соотношения между единицами времени. Иметь представление о происхождении названий месяцев года. | Научится: называть величины. Получит возможность научиться:сравнивать значение однородных величин; упорядочивать данные значения величины; устанавливать зависимость между данными и искомыми величинами при решении разнообразных задач. | Введение и обозначение единиц времени и соотношений между ними. Решение задач с единицами времени. |
| 31 | Измерение времени. Задачи на определение продолжительности времени. | 1 | Уметь определять время по часам; называть дату и время своего рождения; устанавливать на часах заданное время; решать задачи на определение продолжительности; определять, какое время суток показывают электронные часы; записывать время в часах, месяцах; называть по порядку месяцы каждого времени года и число дней в каждом месяце. | Использование модели циферблата часов с подвижными стрелками. Использование календаря. |
| 32 | Измерение времени. Задачи на построение геометрических фигур. | | Уметь измерять время; выполнять построение геометрических фигур с помощью линейки и циркуля. | Единицы времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). |
| 33 | Измерение времени. Задачи на определение продолжительности времени. | 1 | Уметь записывать время в минутах, секундах; выполнять сравнение величин времени; решать задачи на определение продолжительности; выполнять устные вычисления в пределах 1000. | Единицы времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Решение уравнений методом подбора. |
Арифметические действия в пределах 1000 (6 часов) |
| 34 | Деление на 10. | 1 | Знать правило деления «круглых» чисел на 10. Уметь выполнять деление на 10; выражать длину в метрах, сантиметрах; решать задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость». | Получит возможность научиться: воспроизводить устные приёмы умножения и деления; вычислять произведение и частное чисел в пределах 1000, используя письменные алгоритмы умножения на однозначное и на двузначное число; контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений на основе использования связи умножения и деления, а также применяя перестановку множителей, микрокалькулятор; называть компоненты деления с остатком (делимое, делитель, частное, остаток); подбирать частное способом проб; формулировать сочетательное свойство умножения и использовать его при выполнении вычислений; формулировать правило умножения суммы (разности) на число и использовать его при выполнении вычислений. | Деление на 10. Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы: «купли-продажи» (количество товара, его цена и стоимость). |
| 35 | Деление на 100. | 1 | Знать правило деления «круглых» чисел на 100. Уметь выполнять деление на 100; решать задачи на определение продолжительности времени; определять площадь прямоугольника; строить геометрические фигуры; находить на чертеже симметричные фигуры. | Деление на 100. Устные и письменные вычисления с натуральными числами. |
| 36 | Нахождение однозначного частного. Алгоритм деления вида 108:18. | 1 | Знать, что при делении подбор цифры частного удобно начинать с 5 и перебирать цифры через одну: 5, 7, 9 или 5, 3, 2, пока не найдется нужная. Уметь выполнять деление подбором; определять ширину прямоугольника по данной площади и длине; решать задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость»; выполнять кратное сравнение чисел. | Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы: «купли-продажи» (количество товара, его цена и стоимость). Использование деления с остатком для обоснования алгоритма деления на однозначное число. |
| 37 | Контрольная работа №9. Итоговая работа за 3 четверть. | | Знать изученный материал по темам, изученным в третьей четверти. | Самостоятельно разбирать задание и выполнять в тетради. |
| 38 | Работа над ошибками. Нахождение однозначного частного. Решение задач на определение периметра и площади прямоугольника. | 1 | Уметь выполнять деление методом подбора; называть пары симметричных вершин квадрата; сравнивать периметры и площади прямоугольников. | Устные и письменные вычисления с натуральными числами. |
| 39 | Нахождение однозначного частного. Выражения со скобками. | 1 | Уметь выполнять деление методом подбора; определять порядок действий в выражении со скобками. | Подбор каждой цифры частного, начиная с 5, перебирая цифры по одному. |
| 40 | Нахождение однозначного частного. Единицы времени. | 1 | Уметь выполнять деление методом подбора; решать задачи на определение продолжительности времени. | Устные и письменные вычисления с натуральными числами. |
IV четверть (32 часа) |
Арифметические действия в пределах 1000 (28 часов) |
| 1 | Деление с остатком. | 1 | Знать, что при делении с остатком остаток должен быть меньше делителя. Уметь выполнять деление с остатком; сравнивать делитель с остатком. | Получит возможность научиться: воспроизводить устные приёмы умножения и деления; вычислять произведение и частное чисел в пределах 1000, используя письменные алгоритмы умножения на однозначное и на двузначное число; контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений на основе использования связи умножения и деления, а также применяя перестановку множителей, микрокалькулятор; называть компоненты деления с остатком (делимое, делитель, частное, остаток); подбирать частное способом проб; формулировать сочетательное свойство умножения и использовать его при выполнении вычислений; формулировать правило умножения суммы (разности) на число и использовать его при выполнении вычислений. | Подготовка к введению письменного приема деления трехзначного числа на однозначное. |
| 2 | Деление с остатком вида 6:12. Задачи с величинами. | 1 | Знать, что если при делении с остатком делимое меньше делителя, то частное рано 0, а остаток равен делимому. Уметь выполнять деление с остатком вида 5:15; решать задачи с величинами. | Рассматриваются понятия: частное и остаток. Свойства остатка (остаток меньше делителя). |
| 3 | Деление с остатком. | 1 | Уметь выполнять деление с остатком; чертить геометрические фигуры. | Свойства деления с остатком: делимое равно сумме произведения частного и делителя и остатка. |
| 4 | Деление с остатком. | 1 | Уметь выполнять деление с остатком; решать задачи. | Устные и письменные вычисления с натуральными числами. |
| 5 | Деление на однозначное число. Выражения со скобками. | 1 | Уметь выполнять деление на однозначное число; находить значения выражений со скобками; доказывать, что неравенства верны; решать задачи с величинами. | Использование деления с остатком для обоснования алгоритма деления на однозначное число. |
| 6 | Деление на однозначное число. | 1 | Уметь выполнять деление на однозначное число; устно выполнять умножение и деление чисел в пределах 1000. | Формирование умения делить трехзначное число на однозначное. |
| 7 | Деление на однозначное число. Решение задач. | 1 | Уметь выполнять деление на однозначное число; решать арифметические задачи. | Подбор каждой цифры частного, начиная с 5, перебирая цифры через одну. |
| 8 | Деление на однозначное число. Задачи на построение геометрических фигур. | 1 | Уметь выполнять деление на однозначное число; проверять измерением, какой отрезок длиннее. | Устные и письменные вычисления с натуральными числами. |
| 9 | Контрольная работа №10 «Деление на однозначное число». | 1 | Знать изученный материал по теме «Деление на однозначное число». | Самостоятельно разбирать задание и выполнять в тетради. |
| 10 | Работа над ошибками. Деление на однозначное число. | 1 | Уметь выполнять работу над ошибками. Уметь выполнять деление на однозначное число; находить оси симметрии; проверять, какие стороны многоугольника пересекаются под прямым углом. | Устные и письменные вычисления с натуральными числами. |
| 11 | Умножение вида 23 × 40. | 1 | Знать алгоритм умножения вида 23 × 40. Уметь рассказывать, как выполнено умножение; использовать переместительный закон умножения; выражать время в минутах, в секундах; находить периметр и площадь прямоугольника. | Умножение двузначного числа на данное число десятков с использованием правила умножения на однозначное число и на 10. |
| 12 | Умножение вида 23 × 40. Выражения со скобками. | 1 | Уметь выполнять умножение вида 23 × 40; решать арифметические задачи; находить значения выражений со скобками; проверять, верны ли неравенства; выполнять кратное сравнение. | Устные и письменные приемы умножения и деления на двузначное число. |
| 13 | Умножение вида 23 × 40. Задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость». | 1 | Уметь выполнять умножение вида 23 × 40; находить значения выражений со скобками; решать задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость». | | Развернутые и упрощенные записи алгоритмов действий. |
| 14 | Умножение вида 23 × 40. Составные задачи. | 1 | Уметь выполнять умножение вида 23 × 40; решать составные задачи. | Устные и письменные вычисления с натуральными числами. |
| 15 | Умножение на двузначное число. | 1 | Знать алгоритм умножения на двузначное число. Уметь рассказывать, как выполнено умножение; выполнять умножение в столбик; находить площадь прямоугольника. | Устные и письменные вычисления с натуральными числами. |
| 16 | Умножение на двузначное число. Выражения со скобками. | 1 | Знать, как упростить запись при умножении столбиком. Уметь находить произведения чисел, упрощая запись; находить значения выражений со скобками; проверять верность равенства. | Устные и письменные вычисления с натуральными числами. |
| 17 | Умножение на двузначное число. Решение задач. | 1 | Уметь выполнять устно деление способом подбора; выполнять проверку деления умножением; находить частное и остаток; решать задачи на производительность труда. | Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Решение текстовых задач арифметическим способом. |
| 18 | Умножение на двузначное число. Площадь прямоугольника. | 1 | Уметь выполнять умножение на двузначное число; определять. | Устные и письменные вычисления с натуральными числами. |
| 19 | Контрольная работа №11 «Умножение на двузначное число». | 1 | Знать изученный материал по теме «Умножение на двузначное число». | Самостоятельно разбирать задание и выполнять в тетради. |
| 20 | Работа над ошибками. Умножение на двузначное число. Задачи на построение геометрических фигур. | 1 | Уметь выполнять работу над ошибками. Уметь выполнять умножение на двузначное число; изображать фигуры по образцу; отмечать точки пересечения на двух ломаных линиях; строить замкнутую ломаную. | Распознавание и изображение геометрических фигур. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. |
| 21 | Деление на двузначное число. | 1 | Знать алгоритм деления на двузначное число. Уметь рассказывать, как выполнено деление; решать задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость»; находить периметр многоугольника. | | Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Выражения с переменной. |
| 22 | Деление на двузначное число. Единицы времени. Решение задач. | 1 | Уметь выполнять деление на двузначное число; решать задачи с величинами; находить значения выражений со скобками. | Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Решение текстовых задач арифметическим способом. |
| 23 | Деление на двузначное число. Периметр и площадь прямоугольника. | 1 | Уметь выполнять деление на двузначное число; вычислять периметр и площадь прямоугольника; находить стороны равностороннего треугольника, зная его длины. | Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Баррель. Бушель. |
| 24 | Деление на двузначное число. Решение задач. | 1 | Уметь выполнять деление на двузначное число; выполнять разностное сравнение; решать арифметические задачи. | Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Решение текстовых задач арифметическим способом. |
| 25 | Контрольная работа №12. Итоговая работа за год. | 1 | Знать изученный материал в 3 классе. | Самостоятельно разбирать задание и выполнять в тетради. |
| 26 | Работа над ошибками. Деление на двузначное число. | 1 | Уметь выполнять работу над ошибками. Уметь выполнять деление на двузначное число; доказывать, что неравенства верны; выполнять устные вычисления. | Устные и письменные вычисления с натуральными числами. |
| 27 | Деление на двузначное число. | 1 | Уметь выполнять деление на двузначное число; решать задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость». | | |
| 28 | Деление на двузначное число. Задачи на построение геометрических фигур. | 1 | Уметь выполнять деление на двузначное число; выполнять построение симметричных фигур; распознавать и чертить геометрические фигуры. | Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Распознавание и изображение геометрических фигур. Построение полуокружности. |
Повторение пройденного (4 часа) |
| 29 | Повторение по теме «Сложение и вычитание в пределах 1000». | 1 | Уметь выполнять сложение и вычитание в пределах 1000. | Структурирование знаний. Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Анализ объектов. Синтез как составление частей целого. Классификация объектов. | Устные и письменные вычисления с натуральными числами. |
| 30 | Повторение по теме «Умножение и деление в пределах 1000». | 1 | Уметь выполнять умножение и деление в пределах 1000. | Устные и письменные вычисления с натуральными числами. |
| 31 | Повторение по теме «Решение арифметических задач». | 1 | Уметь решать арифметические задачи. | Решение текстовых задач арифметическим способом. |
| 32 | Повторение по теме «Построение геометрических фигур». | 1 | Уметь выполнять построение геометрических фигур. | Распознавание и изображение геометрических фигур. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Распознавание: окружность и круг. |