ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы, «Программы по учебным предметам» (программа по предмету « Литературное чтение» А.Л. Чекин, Р. Г. Чуракова. Москва. Академкнига/ Учебник. 2013)
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года;
Федерального государственного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»)
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014-2015 учебный год»
Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа.
Программы по математике 1-4 классы под редакцией: А. Л. Чекин, Р. Г. Чуракова. Москва. Академкнига/ Учебник. 2013 г.
Учебного плана МБОУ «Лицей № 101» на 2014-2015 учебный год
Положение о рабочей программе МБОУ «Лицей № 101»
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.
Концепция (основная идея) программы.
Основная идея УМК «Перспективная начальная школа» - оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей в условиях специально организованной аудиторной и внеурочной деятельности. В этой деятельности ученик как равноправный участник процесса образования выступает в роли обучаемого, то обучающего, то в роли организатора этого процесса
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа (в год, в неделю)
-количество часов, отводимых на учебный предмет в неделю - 4 ч,
-всего за учебный год -136ч
Учебно- методическая литература
Чуракова Н.А. Литературное чтение. 3 класс: Учебник. В 2 ч.Часть 1. — М.: Академкнига/Учебник, 2013
Чуракова Н.А. Литературное чтение. 3 класс: Учебник. В 2 ч.Часть 2. — М.: Академкнига/Учебник, 2013
Малаховская О.В. Литературное чтение. 3 класс: Хрестоматия. Под редакцией Чураковой Н.А. — М.: Академкнига/Учебник, 2014
Малаховская О.В. Литературное чтение. 3 класс. Тетради для самостоятельной работы №1 и №2. — М.: Академкнига/Учебник, 2014
Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Литературное чтение.3 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник, 2013
Цели:
обладание осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников, формирование читательского кругозора и приобретения самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов речевой деятельности;
развитие художественно – творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста, формирование представлений о добре и зле;
приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, и, ориентируясь на собственные предпочтения, и в зависимости от поставленной учебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.
Задачи:
духовно-нравственная – от развития умения понимать нравственный смысл целого до развития умения различать нравственные позиции на основе художественных произведений;
духовно-эстетическая – от формирования видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали;
литературоведческая – от формирования умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях (роды, виды и жанры литературы) до развития понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект (художественные приёмы);
библиографическая – от формирования умений ориентироваться в книге по её элементам и пользоваться её справочным аппаратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литературы для решения конкретной учебной задачи.
Ценностные ориентиры содержания курса «Литературное чтение»
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.
Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственными ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой…
Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которые формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
Общая характеристика учебного предмета
«Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узко предметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Это, прежде всего, воспитание сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир - мир людей и природы). Только такое специально воспитанное сознание, способное обнаруживать смысл и красоту в окружающем мире, имеет возможность в процессе взросления не скучать и не растрачивать себя попусту. Такое сознание всегда ощущает себя укоренённым: в произведениях художественной культуры, в красоте природы, в ценности человеческих чувств и отношений.
Основная литературоведческая цель курса «Литературное чтение» в начальной школе - сформировать за 4 года инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязях произведения фольклора и авторской литературы, а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу и поэзию.
Основная цель выражается в главных идеях, развиваемых на протяжении 4 лет обучения, а также в конкретных задачах, решение которых помогает осуществить главные идеи. Главных идей несколько, и без их решения невозможно реализовать основную цель обучения (сформировать инструментарий для анализа художественных произведений).
Идея первая.
Необходимо сформировать грамотные представления о взаимосвязях мифа, фольклорных жанров и произведений авторской литературы.
• Фольклор, во-первых, предшествует авторской литературе; во-вторых, существует параллельно с авторской литературой; в-третьих, живет в авторской литературе в скрытом и снятом виде (в виде композиционных структур, сюжетных схем, фигур и приемов). Авторская литература использует: а) жанровые структуры фольклора (жанр сказки, все малые жанры); б) сюжетно-композиционные особенности жанров фольклора; в) фигуры (повтор) и художественные приемы, большая часть которых имеет древнейшее происхождение.
• Миф - это способ жизни человечества в древности, в до письменный период истории, помогавший установить отношения человека с миром природы. Миф воспринимает мир как борьбу своей, присвоенной части мира, и чужой, не присвоенной его части. С мифом напрямую связаны как малые жанры фольклора, так и его «большие» жанры. Большая часть малых жанров фольклора носит обрядово-игровой характер. Загадка - это древний способ шифровать и запоминать важнейшие сведения о природе; закличка — способ уговаривать (заклинать) природу. Считалка - древний способ тайного счета и способ бросать жребий. Миф связан с такими жанрами фольклора, как сказка о животных и волшебная сказка. В сказке о животных находят выражение древнейшие представления о животных-тотемах. В волшебной сказке животное-тотем является одним из волшебных помощников героя. Волшебная сказка отражает древнейший обряд посвящения юного человека в мир взрослых, смысл которого - в прохождении посвящаемым ряда испытаний, в результате чего и происходит повзросление, переход человека в новое качество.
Мифологические сюжеты и фольклорные жанры сходны в разных культурах мира, имеют международный характер.
Использование авторской литературой фольклорных жанров, сюжетных линий и приемов не делает авторские произведения фольклорными. В авторской литературе другой мир ценностей: главными являются не групповые ценности людей, подчиняющихся природному ритму, - главным становится жизнь конкретного человека с его индивидуальными переживаниями. Авторские произведения - это уникальные истории человеческих переживаний. Фольклорные тексты - это повторяющиеся истории выживания в борьбе с волшебным миром (чужим, не присвоенным миром), заканчивающиеся победой над ним и восстановлением нарушенного порядка.
Идея вторая.
Необходимо постепенно формировать базовое понятие курса «Литературное чтение» - понятие художественного образа.
• Познакомить младших школьников с доступными их восприятию художественными приемами: олицетворением, сравнением и антитезой, которую мы называем приемом контраста.
Примечание. Конечно, проследить древнейшую природу основных художественных приемов в начальной школе не представляется возможным, но сам учитель должен чувствовать их мифологическую укорененность: в олицетворении хорошо видно его древнее происхождение, связанное с одушевлением предметов и явлений; в основе сравнения - древнейшее представление о взаимосвязи и взаимопревращаемости всех предметов и явлений; в основе контраста древнейший способ воспринимать мир в оппозициях
Любой художественный прием - в силу присущей его природе двуплановости - является первоклеткой художественного образа, поэтому воспитанная на уроках способность выделять в тексте и понимать художественные приемы - это первый шаг на пути к пониманию особенностей художественного образа.
На материале произведений живописи и графики показать школьникам особенности художественного образа в изобразительном искусстве. Сначала - на материале классических иллюстраций к конкретным фольклорным и литературным текстам: школьники смогут убедиться в том, что писатель (поэт) и художник могут поделиться сходным переживанием и что их оценка событий или героев может быть похожа, но выражена разным языком - языком литературы или языком живописи (графики); потом - на материале живописных произведений, не связанных с текстами тематически, но связанных сходством восприятия мира писателем (поэтом) и художником.
Создать условия (подбором текстов и системой вопросов) для интуитивного понимания отличия правды жизни от художественной правды. Художественная правда при этом понимается как правда чувств и отношений, которая может быть представлена в любых вымышленных обстоятельствах.
Идея третья.
Необходимо учить младших школьников различать сначала жанры фольклора, потом жанры литературы, поскольку сама структура любого жанра содержательна. Вместе с тем необходимо показывать условность жанровых границ. То же самое касается деления литературы на разные типы повествования.
Несмотря на существующее жанровое деление, границы между жанрами как фольклора, так и литературы не строги и размыты. Прибаутка может включать в себя небылицу и дразнилку; колыбельную песенку - закличку; рассказ - сказку и т. д. Если школьник с нашей помощью сумеет обнаруживать сложную природу текста, то его восприятие текста станет многомерным, он сумеет понять неоднозначность и авторского замысла, и мира фольклора, и литературы в целом.
Границы между разными типами повествования (прозой, поэзией, драмой) и определенны, и условны одновременно: их объединяет не только единство мира ценностей, но и единство приемов, которыми пользуется каждый тип (способность прозы и драмы быть лиричными; способность поэзии быть эпичной, а также обрастать чертами драматического искусства). Это очень важно в дальнейшем, когда в основной школе учащиеся познакомятся с разными родами литературы (эпосом, лирикой и драмой), потому что ЭПОС - далеко не всегда прозаическое произведение (это может быть и поэма), а ЛИРИКА - далеко не всегда стихотворное. Важно, чтобы у школьника не сформировался неверный стереотип.
Идея четвертая.
Необходимо помочь младшим школьникам полюбить поэзию, научить наслаждаться особенностями поэтической формы. Если этого не сделать в начальной школе, поэзия как область искусства может быть навсегда потеряна для многих школьников.
Не пользуясь специальной терминологией, создать условия для того, чтобы школьник почувствовал СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ тех особенностей поэзии, которые принято считать формальными: содержательность рифмы (парной, перекрестной, охватной); содержательность размера (последовательности ударных и безударных слогов в строчке + длины строчки); содержательность типа окончаний рифмы (мужское, женское, дактилическое) и т. д.
На материале разных переводов одного и того же короткого стихотворения учить различать нюансы смысла, порождаемые разной ФОРМОЙ; анализируя особенности поэтической формы, учить видеть АВТОРА переводов, постигать особенности его восприятия мира и его творческого почерка.
Литературное чтение является одним из базовых предметов начальной школы, общекультурное и метапредметное значение, которого выходит за рамки предметной области. Во-первых, эта предметная область, как никакая другая, способствует формированию позитивного и целостного мировосприятия младших школьников, а также отвечает за воспитание нравственного, ответственного сознания. Во-вторых, средствами этого предмета формируется функциональная грамотность школьника и достигается результативность в целом. Освоение умений чтения и понимания текста, формирование всех видов речевой деятельности, овладение элементами коммуникативной культуры и, наконец, приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности – вот круг тех метапредметных задач, которые целенаправленно и системно решаются в рамках данной предметной области. Именно чтение лежит в основе всех видов работы с информацией, начиная с ее поиска в рамках одного текста или в разных источниках, и заканчивая ее интерпретацией и преобразованием.
Особое место в рамках литературного чтения занимает накопление опыта самостоятельной (индивидуальной и коллективной) интерпретации художественного произведения, который развивается в разных направлениях в системах читательской и речевой деятельности (от освоения детьми разных видов и форм пересказа текста до формирования умений анализировать текст, обсуждать его и защищать свою точку зрения; от формирования навыков учебного чтения по цепочке и по ролям до получения опыта творческой деятельности при инсценировании, драматизации и создании собственных текстов и иллюстраций по мотивам художественного произведения).
Круг детского чтения в программе определяется по нескольким основаниям. Первые два связаны с формированием мотива чтения и созданием условий для формирования технического умения чтения. Так, на начальном этапе формирования этого умения обеспечен приоритет стихотворных текстов или прозаических текстов с повторяющимися словами, словосочетаниями, предложениями, абзацами (с целью создать впечатление успешности чтения, что очень важно в период формирования технического умения читать); также обеспечен приоритет текстов шуточного содержания, способных вызвать немедленную эмоцию радости и смеха (поскольку чувство юмора является основной формой проявления эстетического чувства в этом возрасте) для формирования мотива чтения. Тексты каждого года обучения отобраны с учётом их доступности восприятию детей именно этой возрастной группы. Другие основания отбора текстов связаны с необходимостью соблюдения логики развития художественного слова от фольклорных форм к авторской литературе; с необходимостью решать конкретные нравственные и эстетические задачи, главные из которых складываются в определённую нравственную и эстетическую концепцию, развиваемую на протяжении всех четырёх лет обучения; с необходимостью обеспечить жанровое и тематическое разнообразие, создавать баланс фольклорных и авторских произведений, произведений отечественных и зарубежных авторов, произведений классиков детской литературы и современных детских авторов конца 20 – начала 21
Содержательные линии
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование
Умение адекватно воспринимать на слух звучащую речь: чтение текста вслух учителем и одноклассниками, высказывания собеседников, адресованные себе вопросы. Понимание смысла звучащей речи: выделение её цели и смысловых доминант, удержание обсуждаемого аспекта, способность отвечать на вопросы по её содержанию и задавать собственные вопросы.
Чтение вслух
Укрепление мотива чтения как основы для перехода от слогового чтения к чтению целыми словами, а также постепенного увеличения скорости чтения. Формирование мотива читать вслух в процессе чтения по ролям и чтения по цепочке, а также участия в инсценировках и драматизациях. Освоение особенностей выразительного чтения ( от чтения отдельных предложений с интонационным выделением знаков препинания на начальном этапе до понимания не только сюжетных, но и жанровых требований и ограничений самого читаемого текста (лирическое стихотворение читается не так, как былина, а гимн – не так, как колыбельная песенка или прибаутка) и осознанный выбор подходящих к случаю интонации, тона, пауз, логических ударений).
Чтение про себя
Умение самостоятельно читать текст небольшого объёма с разными целями: для составления общего впечатления в рамках ознакомительного чтения; для составления общего представления о содержании отдельных глав учебника, детских книг и популярных детских журналов в рамках просмотрового чтения; для привлечения уже пройденного материала в новый контекст в рамках повторного просмотрового чтения; для выяснения существенных подробностей текста в рамках изучающего чтения. Умение находить в изучаемом тексте необходимые сведения, а также умение находить в словарях нужные словарные статьи и извлекать из них требуемую информацию в рамках выборочного чтения.
Говорение
Освоение разновидностей монологического высказывания: в форме краткого или развёрнутого ответа на вопрос; в форме передачи собственных впечатлений от текста или живописного произведения, а также передачи жизненных наблюдений и впечатлений; в форме доказательного суждения с опорой на текст (зачитывание нужного места в тексте).
Освоение особенностей диалогического общения: умение слушать высказывания собеседника и выражать к ним своё отношение (согласие/несогласие). Умение спорить, опираясь на содержание текста, а не на собственные эмоции.
Этическая сторона диалогического общения – использование норм речевого этикета и воспитание сострадательного отношения к проигравшей в споре стороне – рассматривается системно на занятиях по развитию речи в рамках уроков русского языка.
Письмо (культура письменной речи)
Освоение жанра письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»: умение самостоятельно заполнить два конверта (адресата и адресанта), использовать формулы вежливости в начале и в конце письма; отвечать на вопросы учебника и выполнять творческие задания (специальные вопросы и задания в конце каждой четверти, адресованные членам клуба и предназначенные для переписки).
Накопление опыта предметной переписки: научиться реагировать на получение писем из клуба, отвечать на вопросы, заданные не только в учебнике, но и в этих письмах.
Различение видов текста (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и их практическое освоение в форме мини-сочинений; краткие сочинения по личным наблюдениям и впечатлениям; сочинения по живописным произведениям; письменное составление аннотаций к отдельным произведениям и сборникам произведений; обучение культуре предметной и бытовой переписки; использование в письменной речи средств художественной выразительности (сравнений, олицетворений, синонимов, антонимов) – весь этот круг задач решается в комплекте «Перспективная начальная школа» на уроках русского языка средствами раздела «Развитие речи» (2 часть учебника «Русский язык» 2-4 классы).
Работа с текстом художественного произведения
Анализ заголовка с целью прогнозирования содержания текста и повторный анализ заголовка после прочтения текста. Аспектный анализ текста (через систему вопросов и заданий), определение его эмоционально-смысловых доминант (основная мысль в басне, переживания в лирическом стихотворении, противоположные позиции героев и авторский вывод в рассказе, основная интонация в колыбельной песне, былине, гимне). Определение особенностей построения текста, выделение ключевых действующих лиц, выявление средств художественной выразительности. Умение определить характер героя (через его словесный портрет, анализ поступков, речевое поведение, через авторский комментарий), проследить развитие характера героя во времени, реконструировать мотивы его поступков; сравнительный анализ поведения разных героев и способность выработать собственную оценку их поведения. Обнаружение (с помощью учителя) авторской позиции в прозаических текстах и направления авторских переживаний в лирических текстах.
В результате работы с текстом: умение выделять в тексте разные сюжетные линии; видеть разные точки зрения или позиции, устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета и в поведении героев; понимать авторскую точку зрения; выделять основную мысль текста; обнаруживать выразительные средства и понимать смысл их использования.
Работа с учебными и научно-популярными текстами
Обучение структурированию научно-популярного и учебного текстов, выделению в тексте отдельных частей, ключевых слов, составлению плана пересказа ведётся в комплекте «Перспективная начальная школа» на уроках русского языка средствами раздела «Развитие речи» (2 часть учебника «Русский язык» 2-4 классы).
Формирование библиографической культуры
Умение пользоваться аппаратом учебника (содержание, оглавление, условные обозначения), навыки работы с дополнительными текстами и иллюстрациями. Представление о книге-сборнике, книге-произведении, о периодической печати, о справочной литературе. Практическое умение составить монографический, жанровый и тематический сборники, опираясь на содержание учебника «Литературное чтение». Систематическое использование словарной и справочной литературы на уроках и в домашних условиях. Представление об алфавитном каталоге библиотеки. Практическое использование фондов школьной библиотеки в учебном процессе для решения конкретных задач, сформулированных в методическом аппарате учебника.
Знакомство с книгой как с особым видом искусства, изучение её элементов, а также практическое освоение жанра аннотации – все эти задачи в комплекте «Перспективная начальная школа» на уроках русского языка средствами раздела «Развитие речи» (2 часть учебника «Русский язык» 2-4 классы).
Литературоведческая пропедевтика
Работа с текстами разных видов и жанров литературы
Определение принадлежности текста к фольклорному миру или кругу авторских произведений (от указания формальных примет до понимания разной степени разработанности характеров героев, наличия/отсутствия в тексте слоя индивидуальных переживаний, обнаружение разного мира ценностей – коллективных или индивидуальных). Понимание жанровых особенностей текста (волшебная сказка, докучная сказка, рассказ, небылица, колыбельная песенка, закличка, гимн) и начальные умения выявлять и обосновывать жанровую принадлежность текста, опираясь на его ярко выраженные жанровые особенности.
Понимание разности между художественными и научно-популярными текстами. Умение доказательно показать принадлежность текста к кругу художественных или научно-популярных текстов (через анализ целей создания текстов, их содержания и средств выразительности). Понимание отличий прозаического и поэтического текстов. Умение реконструировать (с помощью учителя) позицию автора в любом авторском тексте, а также понимать переживания героев в лирическом стихотворении.
Работа с произведениями разных видов искусства (литература, живопись, прикладное искусство, скульптура, музыка)
Представление о литературе как об одном из видов искусства. Сравнение особенностей мировосприятия писателя/поэта, живописца и композитора (на материале близких концептуально-тематически литературных, живописных и музыкальных произведений). Способность произведений, принадлежащих к разным видам искусства, транслировать сходные мысли и выражать похожие переживания авторов-создателей.
Представление о литературе как явлении художественной культуры. Сравнение произведений, принадлежащих к разным видам искусства, для обнаружения сходства воссозданных в них картин мира.
Условные обозначения:
* -использование информационно- коммуникационной технологии
** - использование цифровой лаборатории "Архимед"
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.
Обучающие научатся:
читать правильно выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения;
читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения;
писать письма и правильно реагировать на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»;
называть имена писателей и поэтов – авторов изучаемых произведений; перечислять названия их произведений и коротко пересказывать содержание текстов, прочитанных в классе;
рассказывать о любимом литературном герое;
выявлять авторское отношение к герою;
характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;
читать наизусть 6-8 стихотворений разных авторов (по выбору);
ориентироваться в книге по её элементам (автор, название, страница «Содержание», иллюстрации.
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и
коллективной работы получат возможность научиться:
составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений;
делать самостоятельный выбор книги и определять содержание книги по её элементам;
самостоятельно читать выбранные книги;
высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений;
самостоятельно работать со словарями.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма), различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки), узнавание литературных приёмов (сравнение, олицетворение, контраст).
Обучающие научатся:
различать сказку о животных, басню, волшебную сказку, бытовую сказку;
различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований: особенности построения и основная целевая установка повествования;
находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приёмы: сравнение, олицетворение, гипербола (преувеличение), звукопись, контраст; фигуры: повтор).
Обучающиеся получат возможность научиться:
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся» Чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.
Обучающие научатся:
понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;
эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определённые программой, и оформлять свои впечатления (отзывы) в устной речи;
интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное произведения, выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного, прочитанного и услышанного;
принимать участие в инсценировке (разыгрывание по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов.
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и
коллективной работы получат возможность научиться:
читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;
рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом», слушать музыкальные произведения и сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств, переживаний;
устно и письменно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений.
Ожидаемые результаты формирования УУД
В области познавательных общих учебных действий обучающие научатся:
свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей и быстро находить нужную словарную статью;
свободно ориентироваться в учебной книге: сможет читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
работать с текстом: выделять в нём тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;
работать с несколькими источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; учебной книгой и дополнительными источниками информации (другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к тексту).
Обучающиеся получат возможность научиться:
В области коммуникативных учебных действий обучающие научатся:
В рамках коммуникации как сотрудничества:
работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять работу между собой и роли, выполнять свою часть работы и встраивать её в общее рабочее поле;
В рамках коммуникации как взаимодействия:
понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения;
находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.
В области регулятивных учебных действий обучающиеся получат возможность научиться:
Оценка планируемых результатов
№ п/п | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты | Примечание |
1. 2. 3. 4. 5. | Чуракова Н.А. Литературное чтение. 3 класс: Учебник. В 2 ч.Часть 1. — М.: Академкнига/Учебник, 2013 Чуракова Н.А. Литературное чтение. 3 класс: Учебник. В 2 ч.Часть 2. — М.: Академкнига/Учебник, 2013 Малаховская О.В. Литературное чтение. 3 класс: Хрестоматия. Под редакцией Чураковой Н.А. — М.: Академкнига/Учебник, 2014 Малаховская О.В. Литературное чтение. 3 класс. Тетради для самостоятельной работы №1 и №2. — М.: Академкнига/Учебник, 2014 Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Литературное чтение.3 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник, 2013 | Итоговая комплексная работа | Методическое пособие под редакцией А.Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» | |
Содержание учебного предмета
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | Вид занятий (количество часов) |
Самостоятельные работы | Экскурсии | Контрольные работы |
1. | Учимся наблюдать и копим впечатления. | 20 | | | |
2. | Постигаем секреты сравнения. | 13 | | | |
3. | Пытаемся понять, почему люди фантазируют. | 14 | | | |
4. | Учимся любить. | 16 | | | |
5. | Набираемся житейской мудрости. | 11 | 1 | | |
6. | Продолжаем разгадывать загадки смешного. | 15 | | | |
7. | Как рождается герой. | 28 | | | |
8. | Сравниваем прошлое и настоящее. | 18 | | | |
Содержание курса «Литературное чтение»
Программа 3 класса знакомит школьников с такими жанрами, как сказка о животных, бытовая сказка, басня, пословица. Именно в 3 классе формируются самые первые представления о литературном процессе как движении от фольклора к авторской литературе. Углубляется знакомство с особенностями поэтики разных жанров. Расширяется читательский кругозор младших школьников. Круг чтения расширяется за счет фольклорных текстов разных народов, а также за счет современной литературы, которая близка и понятна и детям и взрослым.
Продолжается знакомство с живописными произведениями, которые представляют собой каждый раз живописную параллель тому мировосприятию, которое разворачивается в литературном произведении. Итогом третьего года обучения должно стать представление о движении литературного процесса, об общих корнях и путях развития литературы разных народов; переживание особенностей художественного образа в прозаическом и поэтическом произведении.
Содержание программы
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Понимание на слух смысла звучащей речи. Формирование умения понимать общий смысл воспринятого на слух лирического стихотворения, стихов русских классиков.
Дальнейшее совершенствование умений и навыков осознанного и выразительного чтения. Анализ собственного чтения вслух. Совершенствование навыков техники чтения.
Умение читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, повторного просмотрового чтения, выборочного и повторного изучающего чтения.
Формировать умение при чтении вслух передавать индивидуальные особенности текстов и используемых в них художественных приемов.
Дальнейшее освоение диалогического общения: умение слушать высказывания одноклассников, дополнять их или тактично и аргументировано опровергать.
Раздел «Формирование библиографической культуры»
Формирование представлений о жанровом, тематическом и монографическом сборнике. Формировать умение составлять разные сборники.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Устное народное творчество.
Формирование общего представления о сказке, как произведении устного народного творчества, которое есть у всех народов мира. Познакомить с простейшей лентой времени.
Жанр пословицы.
Пословица как школа народной мудрости и жизненного опыта. Знакомство с пословицами разных народов. Использование пословиц «к слову», «к случаю» : для характеристики сложившейся или обсуждаемой ситуации.
Авторское творчество
Жанр басни.
Структура басни. Происхождение сюжетной части басни из сказки о животных.
Жанр бытовой сказки.
Обобщенность характеров, наличие морали. Связь с жанром басни.
Формирование представлений о жанре рассказа. Герой рассказа. Сравнительный анализ характера героев. Различие композиций рассказа и сказки. Различие целевых установок жанров.
Поэзия
Способы раскрытия внутреннего мира лирического героя. Средства художественной выразительности, используемые для создания яркого поэтического образа художественные приемы (олицетворение, контраст, повтор)
Лента времени.
Формирование начальных наглядно-образных представлений о линейном движении времени путем помещения на нее произведений.
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»
Дальнейшее формирование умения рассматривать репродукции живописных произведений в разделе «Музейный дом»
Формировать умения устно и письменно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями.
Круг чтения
Сказки народов мира о животных
Африканские сказки «Гиена и черепаха», «Нарядный бурундук»; бирманская сказка «Отчего цикада потеряла свои рожки»*; бурятская сказка «Снег и заяц»; венгерская сказка «Два жадных медвежонка»; индийские сказки «О собаке, кошке и обезьяне», «Золотая рыба», «О радже и птичке»*, «Хитрый шакал»; корейская сказка «Как барсук и куница судились»; кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав-маха»; шведская сказка «По заслугам и расчёт»*; хакасская сказка «Как птицы царя выбирали»; сказка индейцев Северной Америки «Откуда пошли болезни и лекарства».
Пословицы и поговорки из сборника В. Даля.
Русская бытовая сказка
«Каша из топора», «Волшебный кафтан», «Солдатская шинель».
Авторская литература народов мира
Эзоп «Ворон и лисица», «Лисица и виноград», «Рыбак и рыбёшка», «Соловей и ястреб», «Отец и сыновья», «Быки и лев»; Ж. Лафонтен «Волк и журавль»*; Л. Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»*; японские хокку Басё, Бусон, Дзёсо, Ранран.
Классики русской литературы
Поэзия
А.С. Пушкин «зимнее утро», «Вот север, тучи нагоняя…», «Опрятней модного паркета…», «Сказка о царе Салтане»*, «Цветок»; И. Крылов «Волк и журавль»*, «Квартет», «Лебедь, рак и щука», «Ворона и лисица», «Лиса и виноград», «Ворона в павлиньих перьях»*; Н. Некрасов «На Волге» («Детство Валежникова»); И. Бунин «Листопад»; К. Бальмонт «Гномы»; С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…»; В. Маяковский «Тучкины штучки».
Проза
А. Куприн «Слон»; К. Паустовский «Заячьи лапы», «Стальное колечко»*, «Растрёпанный воробей; Н. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы».
Классики советской и русской детской литературы
Поэзия
В. Берестов «Большой мороз», «Плащ», «Первый листопад»*, «Урок листопада»*, «Отражение»*; Н. Матвеева «Картофельные олени», «Гуси на снегу»; В. Шефнер «Середина марта»; С. Козлов «Июль», «Мимо белого яблока луны», «Сентябрь»; Д. Дмитриев «Встреча»; М. Бородицкая «На контрольной»; Э. Мошковская «Где тихий-тихий пруд», «Вода в колодце», «Мотылёк»*, «Осенняя вода»*;, «Нужен он…»*, «Когда я уезжаю»*; Ю. Мориц «Жора Кошкин».
Проза
А. Гайдар «Чук и Гек»; А. Пантелеев «Честное слово»; Б. Житков «Как я ловил человечков»; Саша Чёрный «Дневник фокса Микки»; Н. Тэффи «Преступник»; Н. Носов «Мишкина каша*; Б. Заходер «История гусеницы»; В. Драгунский «Ровно 25 кило», «Вола с закрытыми глазами», «Под соснами»*; С. Козлов «Как оттенить тишину», «Разрешите с вами посумерничать», «Если меня совсем нет», «Звуки и голоса»*; К. Чуковский «От двух до пяти»; Л. Каминский «Сочинение»; И. Пивоварова «Сочинение».
Современная детская литература на рубеже 20-21 веков
Поэзия
В. Лунин «Идём в лучах зари»*, «Ливень»*; Д. Дмитриев «Встреча»*; Л. Яковлев «Для Лены»; М. Яснов «Подходящий угол», «Гусеница – бабочке», «Мы и птицы»*; Г. Остер «Вредные советы»; Л. Яхнин «Лесные жуки».
Проза
Тим. Собакин «Игра в птиц», «Самая большая драгоценность»*; Маша Вайсман «Лучший друг медуз», «Приставочка моя любименькая»*; Т. Пономарёва «Прогноз погоды», «Лето в чайнике», «Автобус», «В шкафу», «Помощь»; О. Кургузов «Мальчик-папа»*; С. Махотин «Самый маленький»*; А. Иванов «Как Хома картины собирал»*,
Примечание. Произведения, помеченные звездочкой, входят не в учебник, а в хрестоматию.
Тематическое планирование по ФГОС
№ урока (Дата, учебная неделя) | Тема урока (Тип урока) | Кол-во часов | Основное содержание | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | Виды контроля |
1. 1 неделя сентября | С. Козлов "Июль". Приём олицетворения.* (комбинированный) | 1 | Произведения о природе. Приём олицетворения | Понимать смысл приёма «олицетворения» и находить примеры в произведении. Уметь оценивать ответы свой и одноклассников на предмет правильности , эмоциональности. Уметь слушать других. | текущий |
2 1 неделя сентября | Ю. Коваль "Берёзовый пирожок»* (комбинированный) | 1 | Восприятие и понимание эмоционально - нравственных переживаний героя | Уметь оценивать характер героя, понимать авторское отношение к герою произведения, уметь взаимодействовать в парах. | текущий |
3 1 неделя сентября | В. Маяковский "Тучкины штучки". С.Козлов "Мимо белого яблока луны..."*.(работа над приёмами «сравнение», «олицетворение (комбинированный) | 1 | Произведения выдающихся представителей русской литературы. | Понимать смысл приёма «олицетворения» и «сравнения» и находить примеры в произведении. Вырабатывать позитивное отношение к чтению | текущий |
4 1 неделя сентября | В. Маяковский "Тучкины штучки". С.Козлов "Мимо белого яблока луны...".(работа над приёмами «сравнение», «олицетворение») (комбинированный) | 1 | Произведения выдающихся представителей русской литературы | Понимать смысл приёма «олицетворения» и «сравнения» и находить примеры в произведении. Вырабатывать позитивное отношение к чтению. | текущий |
5 2 неделя сентября | С. Есенин "Нивы сжаты, рощи голы..." (работа над приёмами "сравнение", "олицетворение")* (комбинированный) | 1 | Произведения выдающихся представителей русской литературы | Понимать смысл приёма «олицетворения», «сравнения», «контраста» и находить примеры в произведении. Выразительное и эмоциональное чтение. Оценивать своё и чужое высказывание по поводу произведения. | текущий |
6 2 неделя сентября | А. Пушкин "Вот север, тучи нагоняя...". "Опрятней модного паркета...".* | 1 | Произведения выдающихся представителей русской литературы | текущий |
7 2 неделя сентября | А. Пушкин "Вот север, тучи нагоняя...". "Опрятней модного паркета...". (комбинированный) | 1 | текущий |
8 2 неделя сентября | В. Шефнер "Середина марта", хокку Дзёсо, Басё (работа над приёмами "сравнение", "олицетворение", "контраст") (комбинированный) | 1 | Произведения зарубежной литературы | Понимать смысл приёма «олицетворения», «сравнения», «контраста» и находить примеры в произведении. Выразительное и эмоциональное чтение. Оценивать своё и чужое высказывание по поводу произведения. | текущий |
9 3 неделя сентября | Н.Матвеева "Гуси на снегу", хокку Ёса Бусона (работа над приёмами "контраст" и "звукопись") (комбинированный) | 1 | Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Уметь находить общее в эмоциональной окраске литературных и музыкальных произведений. Понимать смысл приёмов «контраст » и «звукопись». Слушать мнение других и высказывать своё мнение | текущий |
10 3 неделя сентября | Э. Мошковская "Где тихий, тихий пруд» *(комбинированный) | 1 | Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Уметь находить общее в эмоциональной окраске литературных и музыкальных произведений. Слушать мнение других и высказывать своё мнение | текущий |
11 3 неделя сентября | С.Козлов "Сентябрь", "Как оттенить тишину» (работа над приёмами "сравнение"и"контраст")* (комбинированный) | 1 | Восприятие и понимание эмоционально - нравственных переживаний героя. | Понимать смысл приёма «сравнения», «контраста» и находить примеры в произведении. Понимать авторскую позицию и отношение автора к героям произведения. Вырабатывать терпимость и понимание позиций одноклассников | текущий |
12 3 неделя сентября | И. Бунин "Листопад"* (комбинированный) | 1 | Произведения выдающихся представителей русской литературы | Осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий. Передавать эмоциональную окраску произведения при чтении. | текущий |
13 4 неделя сентября | Записная книжка Кости Погодина (комбинированный) | 1 | Восприятие и понимание эмоционально - нравственных переживаний героя. Герой произведения. | Передавать своё отношение к герою произведения, понимать авторскую позицию и отношение автора к герою. | текущий |
14 4 неделя сентября | Записная книжка Кости Погодина (комбинированный) | 1 | текущий |
15 4 неделя сентября | Подготовка школьников к использованию приёма олицетворения в своём сочинении (комбинированный) | 1 | Произведения о природе. Приём олицетворения | Понимать смысл приёма «олицетворения» и использовать его в своём сочинении. Уметь рассуждать и делать выводы в письменной форме. | текущий |
16 4 неделя сентября | А. Пушкин "Зимнее утро" (приём контраста и смысл его использования в литературе.* (комбинированный) | 1 | Произведения выдающихся представителей русской литературы | Понимать смысл приёма «контраста» и находить примеры в произведении. Уметь передавать эмоциональное отношение к произведению в процессе чтения. Уметь взаимодействовать в парах. | текущий |
17 1 неделя октября | В. Берестов "Большой мороз".* (комбинированный) | 1 | Различение жанров произведений. Оценочные высказывания о прочитанном произведении | Уметь высказывать оценочные суждения и слушать и оценивать позиции других. Уметь различать жанры произведений по их типичным особеннос тям. | текущий |
18 1 неделя октября | В.Берестов "Плащ"*.(комбинированный) | 1 | Различение жанров произведений. Оценочные высказывания о прочитанном произведении. | Различать жанры произведений по их типичным особенностям. Высказывать свои суждения и делать выводы по прочитанному. Позитивное отношение к чтению. | текущий |
19 1 неделя октября | С.Козлов "Разрешите с вами посумерничать.»* (комбинированный) | 1 | Восприятие и понимание эмоционально - нравственных переживаний героя. Герой произведения. | Уметь давать характеристику героям, правильно оценивать их поведение. Уметь слушать мнение товарищей, давать объективную оценку их высказываниям | текущий |
20 1 неделя октября | С.Козлов "Разрешите с вами посумерничать.» (комбинированный) | 1 | текущий |
21 2 неделя октября | Ю. Коваль "Вода с закрытыми глазами.»* (комбинированный) | 1 | Различение жанров произведений. Оценочные высказывания о прочитанном произведении | Уметь различать жанры произведений по их типичным особенностям. Давать оценочные суждения о прочитанном.Задавать самостоятельно вопросы по прочитанному. | текущий |
22 2 неделя октября | Ю. Коваль "Вода с закрытыми глазами.» (комбинированный) | 1 | текущий |
23 2 неделя октября | Поход в «Музейный дом». Хокку Ранран. (комбинированный) | 1 | Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями. | Уметь находить общее в эмоциональной окраске литературных и музыкальных произведений. Уметь взаимодействовать в парах. | текущий |
24 2 неделя октября | В. Берестов "Первый листопад".* (комбинированный) | 1 | Различение жанров произведений. Оценочные высказывания о прочитанном произведении | Уметь различать жанры произведений по их типичным особенностям. Давать оценочные суждения о прочитанном.Задавать самостоятельно вопросы по прочитанному | текущий |
25 3 неделя октября | В. Лунин "Идём в лучах зари"."Ливень". (комбинированный) | 1 | текущий |
26 3 неделя октября | В. Берестов "Отражение". "Урок листопада".(комбинированный) | 1 | текущий |
27 3 неделя октября | А. Иванов "Как Хома картины собирал".(комбинированный) | 1 | Восприятие и понимание эмоционально - нравственных переживаний героя. Герой произведения | Уметь давать характеристику героям, правильно оценивать их поведение. Уметь слушать мнение товарищей, давать объективную оценку их высказываниям | текущий |
28 3 неделя октября | Сказка "Откуда пошли болезни и лекарства.»* (комбинированный) | 1 | Сказки разных народов мира. Различение жанров произведений. | Уметь различать жанры произведений по их типичным особенностям. Рассуждать и делать выводы. Устанавливать логические связи. | текущий |
29 4 неделя октября | Сравнительный анализ сказок "Гиена и черепаха" и "Нарядный бурундук" (комбинированный) | 1 | Сходство и различие авторской и народной сказки. Произведения устного народного творчества. | Уметь приводить доводы за сходство и различие авторской и народной сказки. Передавать своё отношение к произведению эмоционально. Поэтапное планирование, установление первичности действий в данной деятельности. | текущий |
30 4 неделя октября | Сравнительный анализ сказок "Гиена и черепаха" и "Нарядный бурундук" Проектирование сборника сказок. (комбинированный) | 1 | текущий |
31 4 неделя октября | Сравнительный анализ сказок "Два жадных медвежонка" и "Как барсук и куница судились.»* (комбинированный) | 1 | Произведения зарубежной литературы. Высказывание оценочных суждений | Уметь приводить доводы за сходство и различие сказок. Уметь различать жанры произведений по их типичным особенностям. Проводить сравнительный анализ сказок с доказательными доводами. Уметь давать характеристику героям, правильно оценивать их поведение. | текущий |
32 4 неделя октября | Сравнительный анализ сказок "Два жадных медвежонка" и "Как барсук и куница судились. (комбинированный) | 1 | текущий |
33 5неделя октября | Представление о бродячем сюжете «О собаке, кошке и обезьяне», индийская сказка. (комбинированный) | 1 | Произведения зарубежной литературы. Различение жанров произведений. Восприятие и понимание эмоционально - нравственных переживаний героя | Уметь давать характеристику героям, правильно оценивать их поведение. Понимать авторскую позицию, отношение автора к героям произведения. Оценивать своё и чужое высказывания | текущий |
34 5 неделя октября | Представление о бродячем сюжете "Золотая рыбка" индийская сказка (комбинированный) | 1 | |
35 5 неделя октября | Кубинская сказка "Черепаха, кролик и удав-маха".* (комбинированный) | 1 | Произведения зарубежной литературы. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. | Подробно и кратко пересказывать, устанавливать причинно- следственные связи. Эмоционально откликаться на прочитанное. | текущий |
36 5 неделя октября | Индийская сказка "Хитрый шакал". Распознание черт бродячего сказочного сюжета. (комбинированный) | 1 | Высказывание оценочных суждений. Различение жанров произведений | Уметь различать жанры произведений по их типичным особенностям. Оценивать своё и чужое высказывание по поводу произведения. Оценивать характер героя, его поступки и мотивы поступков | текущий |
37 1неделя ноября | Индийская сказка "Хитрый шакал". Распознание черт бродячего сказочного сюжета. (комбинированный) | 1 | текущий |
38 1неделя ноября | Лента времени. Сказки. "Отчего цикада потеряла свои рожки" бирманская сказка. (комбинированный) | 1 | Различение жанров произведений | Уметь различать жанры произведений по времени их создания. Уметь взаимодействовать в парах | текущий |
39 1неделя ноября | Бурятская сказка "Снег и заяц" (комбинированный) | 1 | Произведения зарубежной литературы. Различение жанров произведений. | Уметь различать жанры произведений по времени их создания и по национальному колориту народов, их создавших. | текущий |
40 1неделя ноября | Хакасская сказка «Как птицы царя» выбирали». (комбинированный) | 1 | текущий |
41 2неделя ноября | Д. Дмитриев "Встреча" (комбинированный) | 1 | Произведения зарубежной литературы. Различение жанров произведений. | Уметь различать жанры произведений по времени их создания и по национальному колориту народов, их создавших. | текущий |
42 2неделя ноября | Шведская сказка «По заслугам и расчёт» (комбинированный) | 1 | текущий |
43 2неделя ноября | Н. Матвеева "Картофельные олени"* (комбинированный) | 1 | Г ерои произведения. Восприятие и понимание их переживаний | Оценивать характер героев, их поступки, мотивы. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Выделять главную мысль произведения. | текущий |
44 2неделя ноября | С. Чёрный "Дневник Фокса Микки", "Осенний кавардак". *(комбинированный) | 1 | Произведения о детях. Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. | Оценивать характер героев, их поступки, мотивы. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Выделять главную мысль произведения. | текущий |
45 3неделя ноября | С. Чёрный "Я один" (комбинированный) | 1 | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. | Понимать авторскую позицию, отношение автора к героям и их поступкам. Уметь выделять тему, главную мысль, последовательность событий произведения. | текущий |
46 3неделя ноября | Т. Пономарёва "Автобус" *.(комбинированный) | 1 | Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения. | Позитивное отношение к чтению. Эмоциональная окраска речи при чтении | текущий |
47 3неделя ноября | Т. Пономарёва "В шкафу" (комбинированный) | 1 | Высказывание оценочных суждений | Слушать мнение других, высказывать своё мнение. Оценивать своё и чужое высказывание | текущий |
48 3неделя ноября | Э. Мошковская "Вода в колодце" и др.стихи. Картина П. Филонова «Нарвские ворота»* (комбинированный) | 1 | Высказывание оценочных суждений | Слушать мнение других, высказывать своё мнение. Оценивать своё и чужое высказывание | текущий |
49 1неделя декабря | М. Яснов «Мы и птицы»* (комбинированный) | 1 | Высказывание оценочных суждений | Слушать мнение других, высказывать своё мнение. Оценивать своё и чужое высказывание | текущий |
50 1неделя декабря | Э. Мошковская «Мотылек» (комбинированный) | 1 | Высказывание оценочных суждений | Слушать мнение других, высказывать своё мнение. Оценивать своё и чужое высказывание | текущий |
51 1неделя декабря | Э. Мошковская «Осенняя вода» (комбинированный) | 1 | Высказывание оценочных суждений | Слушать мнение других, высказывать своё мнение. Оценивать своё и чужое высказывание | текущий |
52 1неделя декабря | Б. Житков "Как я ловил человечков".* (комбинированный) | 1 | Произведения классиков детской литературы. Произведения о детях. | Позитивное отношение к чтению. Эмоциональная окраска речи при чтении | текущий |
53 2неделя декабря | Б. Житков "Как я ловил человечков". Переживания героя литературного произведения. (комбинированный) | 1 | Высказывание оценочных суждений. | Слушать мнение других, высказывать своё мнение. Оценивать своё и чужое высказывание. | текущий |
54 2неделя декабря | Б. Житков " Как я ловил человечков". Различия вранья и фантазии. (комбинированный) | 1 | Высказывание оценочных суждений. | Слушать мнение других, высказывать своё мнение. Оценивать своё и чужое высказывание. | текущий |
55 2неделя декабря | Т. Собакин "Игра в птиц"* (комбинированный) | 1 | События, составляющие основу произведения. | Устанавливать логическую связь между событиями произведения, доносить до сознания других детей свои доводу по заданной теме. | текущий |
56 2неделя декабря | К. Бальмонт "Гномы" Картина В. Кандинского «Двое на лошади»* (комбинированный) | 1 | Произведения выдающихся представителей русской литературы. | Позитивное отношение к чтению. Эмоциональная окраска речи при чтении. | текущий |
57 3неделя декабря | Т. Пономарёва "Прогноз погоды"* (комбинированный) | 1 | Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. | Оценивать характер героев, их поступки, мотивы. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и соотносить их с позицией автора. Выделять главную мысль произведения | текущий |
58 3неделя декабря | Т. Пономарёва "Лето в чайнике" * (комбинированный) | 1 | Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. | Оценивать характер героев, их поступки, мотивы. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и соотносить их с позицией автора. Выделять главную мысль произведения | текущий |
59 3неделя декабря | М. Вайсман "Лучший друг медуз" * (комбинированный) | 1 | Связь названия с темой текста, мысль текста. | Деление текста на смысловые законченные части, выделение главной мысли текста на основе логической взаимосвязи частей произведения. Взаимодействие в группах. | текущий |
60 3неделя декабря | А. Куприн "Слон"* (комбинированный) | 1 | Произведения классиков детской литературы. Произведения о детях. | Оценивать характер героев, их поступки, мотивы. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и соотносить их с позицией автора. Выделять главную мысль произведения | текущий |
61 4неделя декабря | А. Куприн "Слон" (комбинированный) | 1 | текущий |
62 4неделя декабря | А. Куприн "Слон" Переживания героя литературного произведения. (комбинированный) | 1 | Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление пели чтения. Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. | Эмоциональное чтение, выразительность при чтении. Выделение опорных слов. Оценивать характер героя, его поступки, мотивы поведения. | текущий |
63 4неделя декабря | В. Драгунский «Кот в сапогах» * (комбинированный) | 1 | текущий |
64 4неделя декабря | К. Паустовский "Заячьи лапы". Что чувствуют и переживают герои. * (комбинированный) | 1 | Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. | Оценивать характер героев, их поступки, мотивы. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и соотносить их с позицией автора. Выделять главную мысль произведения. | текущий |
65 1неделя января | К. Паустовский "Заячьи лапы" (комбинированный) | 1 | Связь названия с темой текста, мысль текста. | Деление текста на смысловые законченные части, выделение главной мысли текста на основе логической взаимосвязи частей произведения | текущий |
66 1неделя января | С. Козлов "Если меня совсем нет" * Картина О. Ренуара «Портрет Жанны Самари» (комбинированный) | 1 | Герои произведения. Понятие о диалоге. Восприятие и понимание их переживаний | Эмоциональное чтение, выразительность при чтении. Выделение опорных слов. Оценивать характер героя, его поступки, мотивы поведения. | текущий |
67 1неделя января | Работа над составлением литературного сборника. Письмо в клуб «Ключ и Заря». (комбинированный) | 1 | Произведения о детях и для детей. Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний | Составление плана поэтапной работы по теме урока и работа по коллективно составленному плану.. | текущий |
68 1неделя января | Басня. Композиция басни. Эзоп "Рыбак и рыбёшка"* (комбинированный) | 1 | Различение жанров литературных произведений. Понимание основного содержания басни. | Различать жанры литературных произведений. Вчитывание в содержание с целью его понимания. | текущий |
69 2неделя января | Эзоп "Соловей и ястреб" (комбинированный) | 1 | Восприятие на слух художественного произведения. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. | Различать жанры литературных произведений. Вчитывание в содержание с целью его понимания. Определение темы, главной мысли, событий и их последовательности. | текущий |
70 2неделя января | Эзоп "Отец и сыновья", "Быки и лев" (комбинированный) | 1 | Восприятие на слух художественного произведения. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. | Различать жанры литературных произведений. Вчитывание в содержание с целью его понимания. Определение темы, главной мысли, событий и их последовательности. | текущий |
71 2неделя января | Лента времени. Пословицы (комбинированный) | 1 | Различение жанров литературных произведений. Построение небольшого монологического высказывания | Различать жанры литературных произведений. Грамотно выстраивать ответ - монолог и соотносить его с высказываниями других детей. | текущий |
72 2неделя января | Эзоп "Ворон и лисица". Лента времени. (комбинированный) | 1 | Басни и пословицы. Понимание содержания литературного произведения. Участие в диалоге о прочитанном произведении. | Уметь поддержать диалог на заданную тему. Уметь делить текст на части по событиям и пересказывать их. Взаимодействие в парах. | текущий |
73 3неделя января | И. Крылов "Ворона и лисица". * Бродячие басенные истории. (комбинированный) | 1 | Басни и пословицы. Понимание содержания литературного произведения. Участие в диалоге о прочитанном произведении. | Уметь поддержать диалог на заданную тему. Различение жанров произведений. Понимание содержания прочитанного и умение самостоятельно задавать вопросы по прочитанному. | текущий |
74 3неделя января | Эзоп "Лисица и виноград". Смысл басни. Специфика басни. (комбинированный) | 1 | Сходство двух текстов не на уровне сюжета, а на уровне главной мысли произведения | Умение доносить до слушателя собственные суждения и выделять сходство произведений на уровне главной мысли. Понимание иронии в высмеивании человеческих пороков без прямого называния терминов. | текущий |
75 3неделя января | И. Крылов "Лисица и виноград".* Смысл басни. Специфика басни. (комбинированный) | 1 | Понимание содержания литературного произведения. Участие в диалоге о прочитанном произведении | Уметь доносить до слушателя собственные суждения и выделять сходство произведений на уровне главной мысли. Понимание иронии в высмеивании человеческих пороков без прямого называния терминов. Уметь поддержать диалог на заданную тему. | текущий |
76 3неделя января | И. Крылов "Квартет" * (комбинированный) | 1 | Связь названия с темой текста, мысль текста. Басни | Уметь устанавливать связь названия произведения с его темой. Уметь выделять основную мысль в тексте | текущий |
77 1неделя февраля | И. Крылов "Лебедь, рак и щука"* (комбинированный) | 1 | текущий |
78 1неделя февраля | Сравнение басен Ивана Крылова "Лебедь, рак и щука" и "Квартет". Басня "Волк и журавль" (комбинированный) | 1 | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность | Понимать содержание литературного произведения на основе выделения темы, главной мысли, последовательности событий. Эмоциональная передача теста. | текущий |
79 1неделя февраля | Ж. Лафонтер " Волк и журавль ", «Ворона в павлиньих перьях " * (комбинированный) | 1 | текущий |
80 1неделя февраля | Ж. Лафонтер " Волк и журавль ", Ворона в павлиньих перьях " (комбинированный) | 1 | текущий |
81 2неделя февраля | Самостоятельная работа по заданиям учебника. (урок контроля знаний и умений) | 1 | Различение жанров литературных произведений. Построение небольшого монологического высказывания | Различать жанры литературных произведений. Грамотно выстраивать ответ - монолог и соотносить его с высказываниями других детей. | тематический |
82 2неделя февраля | «Каша из топора», бытовая сказка * (комбинированный) | 1 | Связь басен с бытовыми сказками. | Находить логические связи басен с бытовыми сказками. Понимать секрет смешного в литературном произведении. | текущий |
83 2неделя февраля | «Солдатская шинель», «Волшебный кафтан», бытовые сказки * (комбинированный) | 1 | Примеры бытовых сказок | Называть отличия бытовых сказок. Уметь определять данный жанр произведения 1 без посторонней помощи. Эмоциональная окраска голоса при чтении данных произведений. | текущий |
84 2неделя февраля | Л. Каминский "Сочинение" * (комбинированный) | 1 | Произведения о детях. Герои произведения. Разгадываем секреты смешного | Понимать секрет смешного в литературном произведении. Специфическая эмоциональная окраска голоса при чтении произведений. | текущий |
85 3неделя февраля | И. Пивоварова "Сочинение" * (комбинированный) | 1 | Произведения о детях. Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам. | Понимать секрет смешного в литературном произведении. Специфическая эмоциональная окраска голоса при чтении произведений для передачи своего отношения к персонажам. | текущий |
86 3неделя февраля | М. Бородицкая "На контрольной...". Л. Яковлев " Для Лены", М. Яснов "Подходящий угол" (комбинированный) | 1 | Эмоционально - нравственных переживаний героев и автора произведения. Герой произведения | Уметь давать характеристику героям, правильно оценивать их поведение. Понимать авторскую позицию, отношение автора к героям произведения. Эмоциональность при чтении. | текущий |
87 3неделя февраля | М. Бородицкая "На контрольной...". Л.Яковлев " Для Лены", М. Яснов "Подходящий угол" (комбинированный) | 1 | текущий |
88 3неделя февраля | Н. Тэффи "Преступник" * (комбинированный) | 1 | Юмористические произведения для детей. Эмоционально - нравственных переживаний героев и автора произведения. | Понимать секрет смешного в литературном произведении. Специфическая эмоциональная окраска голоса при чтении произведений для передачи своего отношения к персонажам | текущий |
89 4неделя февраля | Н. Тэффи "Преступник". Черты и характер героя. (комбинированный) | 1 | Осмысление цели чтения. Различение жанров литературных произведений | Позитивное отношение к прочитанному. Различение жанров литературных произведений | текущий |
90 4неделя февраля | Н. Тэффи "Преступник". Контраст и смысл его использования. (комбинированный) | 1 | Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам. Эмоционально - нравственных переживаний героев и автора произведения. | Уметь давать характеристику героям, правильно оценивать их поведение. Понимать авторскую позицию, отношение автора к героям произведения. Эмоциональность при чтении. | текущий |
91 4неделя февраля | Короткие истории из книги Корнея Чуковского "От двух до пяти" (комбинированный) | 1 | Юмористические произведения для детей. Построение небольшого монологического высказывания | Понимать секрет смешного в литературном произведении. Специфическая эмоциональная окраска голоса при чтении произведений для передачи своего отношения к персонажам. Грамотно выстраивать ответ - монолог и соотносить его с высказываниями других детей. | текущий |
92 4неделя февраля | Стихи Г. Остера "Вредные советы" и рассказ Т. Пономарёвой "Помощь" (комбинированный) | 1 | Юмористические произведения для детей. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. | Понимать содержание литературного произведения на основе выделения темы, главной мысли, последовательности событий. Эмоциональная передача теста | текущий |
93 1неделя марта | В. Драгунский "Ровно 25 кило". * Знакомство с рассказами В. Драгунского. (комбинированный) | 1 | Юмористические произведения для детей. Эмоционально - нравственных переживаний героев и автора произведения. | Уметь давать характеристику героям, правильно оценивать их поведение. Понимать авторскую позицию, отношение автора к героям произведения. Эмоциональность при чтении. | текущий |
94 1неделя марта | В. Драгунский "Ровно 25 кило". Деление текста на части. (комбинированный) | 1 | Современные юмористические произведения для детей. Связь названия с темой текста, мысль текста. | Понимать содержание литературного произведения на основе выделения темы, главной мысли, последовательности событий. Эмоциональная передача теста | текущий |
95 1неделя марта | В. Драгунский "Ровно 25 кило" (комбинированный) | 1 | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Преувеличение. | Понимать содержание литературного произведения на основе выделения темы, главной мысли, последовательности событий. Эмоциональная передача теста. Секрет смешного в преувеличении. | текущий |
96 1неделя марта | Н. Носов "Мишкина каша"* (комбинированный) | 1 | текущий |
97 2неделя марта | М. Вайсман "Приставочка моя любименькая"* (комбинированный) | 1 | текущий |
98 2неделя марта | Т. Кочиев "Такая яблоня" (комбинированный) | 1 | текущий |
99 2неделя марта | Как рождается герой. Черты сказочного героя. Сказки "Колобок" и "Гуси- лебеди" (комбинированный) | 1 | Эмоционально - нравственные переживания героев и автора произведения. Герои произведения | Уметь выделять эмоционально - нравственные переживания героев и отношение автора к героям произведения. Передавать своё отношение к героям произведения при чтении . Умение работать с текстом: выборочное чтение, деление на части, озаглавливание. | текущий |
100 2неделя марта | Б. Заходер "История гусеницы" * (начало) (комбинированный) | 1 | Построение небольшого монологического высказывания. Герои произведения. | Уметь выстраивать ответ - монолог и соотносить его с высказываниями других детей. Установление состава событий в произведении. | текущий |
101 3неделя марта | Ю. Мориц "Жора Кошкин" (комбинированный) | 1 | Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. | | текущий |
102 3неделя марта | Черты характера героя. Главная мысль и тема текста. Б. Заходер "История гусеницы" (продолжение) (комбинированный) | 1 | Построение небольшого монологического высказывания. Герои произведения | Уметь выстраивать ответ - монолог и соотносить его с высказываниями других детей. Установление состава событий в произведении. | текущий |
103 3неделя марта | Л. Яхнин "Лесные жуки" (комбинированный) | 1 | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. | Понимать содержание литературного произведения на основе выделения темы, главной мысли, последовательности событий. Эмоциональная передача теста. | текущий |
104 3неделя марта | Черты характера героя. Главная мысль и тема текста. Б. Заходер "История гусеницы" (продолжение) (комбинированный) | 1 | Построение небольшого монологического высказывания. Герои произведения | Уметь выстраивать ответ - монолог и соотносить его с высказываниями других детей. Установление состава событий в произведении. Слушать мнение других и высказывать своё мнение. | текущий |
105 1неделя апреля | Черты характера героя. Главная мысль и тема текста. Б. Заходер "История гусеницы" (окончание) (комбинированный) | 1 | Построение небольшого монологического высказывания. Герои произведения | Уметь выстраивать ответ — монолог и соотносить его с высказываниями других детей. Установление состава событий в произведении. Слушать мнение других и высказывать своё мнение. | текущий |
106 1неделя апреля | М. Яснов "Гусеница - Бабочке" Музейный Дом» С. Жуковский «Плотина» (комбинированный) | 1 | Юмористические произведения для детей. Понимание содержания литературного произведения: тема,главная мысль, события, их последовательность. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Понимать содержание литературного произведения на основе выделения темы, главной мысли, последовательности событий. Эмоциональная передача теста. Уметь находить общее в эмоциональной окраске литературных и музыкальных произведений | текущий |
107 1неделя апреля | С. Махотин «Самый маленький».* (комбинированный) | 1 | Построение небольшого монологического высказывания. Герои произведения | Уметь выстраивать ответ — монолог и соотносить его с высказываниями других детей. Установление состава событий в произведении. Слушать мнение других и высказывать своё мнение. | текущий |
108 1неделя апреля | С. Махотин «Самый маленький». (комбинированный) | 1 | текущий |
109 2неделя апреля | Л. Муур «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду»* (комбинированный) | 1 | текущий |
110 2неделя апреля | Н. Гарин-Михайловский "Детство Темы".* (комбинированный) | 1 | Произведения классиков детской литературы. Произведения о детях. | Уметь передавать прочитанное с разной степенью подробности. Устанавливать причинно- следственные связи. Характеризовать героев, руководствуясь собственным мнением | текущий |
111 2неделя апреля | Н. Гарин-Михайловский "Детство Темы". Деление текста на смысловые части. (комбинированный) | 1 | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность | Понимать содержание литературного произведения на основе выделения темы, главной мысли, последовательности событий. Эмоциональная передача теста | текущий |
112 2неделя апреля | Н. Гарин-Михайловский "Детство Темы". Черты сходства между героем сказки и героем рассказа. (комбинированный) | 1 | Понимание содержания литературного произведения. Участие в диалоге о прочитанном произведении. | Уметь выстраивать ответ - монолог и соотносить его с высказываниями других детей. Установление состава событий в произведении. Слушать мнение других и высказывать своё мнение. | текущий |
113 3неделя апреля | Н. Гарин-Михайловский "Детство Темы". Черты отличия между героем сказки и героем рассказа. (комбинированный) | 1 | Высказывание оценочных суждений | Уметь слушать и оценивать суждения одноклассников. Передавать прочитанное с разной степенью подробности. | текущий |
114 3неделя апреля | Л. Пантелеев "Честное слово".* (комбинированный) | 1 | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. | Понимать содержание литературного произведения на основе выделения темы, главной мысли, последовательности 1 событий. Эмоциональная передача текста. | текущий |
115 3неделя апреля | Л. Пантелеев "Честное слово" Переживания героя литературного произведения. (комбинированный) | 1 | Произведения о детях. Герои произведения | Уметь передавать прочитанное с разной степенью подробности. Устанавливать причинно- следственные связи. Характеризовать героев, руководствуясь собственным мнением. | текущий |
116 3неделя апреля | Поход в «Музейный дом». З. Серебрякова «За обедом». Огюст Ренуар «Девочка с лейкой». (комбинированный) | 1 | Сравнение характеров детей по изображениям на картинах художников | Эмоциональное восприятие картин, рассматривание с целью описания характеристик детей, изображённых художником. Построение грамотного и последовательного монолога с целью сравнительной характеристики детей. Использование в речи красочности, эмоциональности. | текущий |
117 4неделя апреля | Отрывки из поэмы Н. Некрасова "На Волге" (Детство Валежникова ). (комбинированный) | 1 | Произведения выдающихся представителей русской литературы. Понимание содержания литературного произведения: тема,главная мысль, события, их последовательность. | Понимать содержание литературного произведения на основе выделения темы, главной мысли, последовательности событий. Позитивность восприятия | текущий |
118 4неделя апреля | Отрывки из поэмы Н.Некрасова. (комбинированный) | 1 | Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения | Отработка технических навыков чтения. Осмысленность чтения. | текущий |
119 4неделя апреля | Отрывки из поэмы Н. Некрасова. (комбинированный) | 1 | текущий |
120 4неделя апреля | Отрывки из поэмы Н. Некрасова. «Музейный Дом» А. Мещерский «У лесного озера». (комбинированный) | 1 | Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями. | Уметь находить общее в эмоциональной окраске литературных . музыкальных произведений и произведений живописи. Уметь взаимодействовать в парах. | текущий |
121 5неделя апреля | Сравнение прошлого и настоящего в жизни людей (использование картины) Б.Кустодиева. (комбинированный) | 1 | Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Уметь находить общее в эмоциональной окраске литературных, музыкальных произведений и произведений живописи. Уметь взаимодействовать в парах. | текущий |
122 5неделя апреля | К. Паустовский "Растрёпанный воробей". Фрагменты музыкальных произведений Н.Римского-Корсакова.* (комбинированный) | 1 | Современные юмористические произведения для детей. Приёмы смешного в литературных произведениях. Развитие сюжета произведения. | Уметь давать характеристику героям, правильно оценивать их поведение. Понимать авторскую позицию, отношение автора к героям произведения. Эмоциональность при чтении. Уметь выделять приёмы смешного в литературном произведении и передавать через соответствующую окраску голоса. | текущий |
123 5неделя апреля | К. Паустовский "Растрёпанный воробей".* (комбинированный) | 1 | Произведения классиков детской литературы | Уметь делить текст на смысловые части, пересказывать их с передачей собственного отношения к героям произведения. | текущий |
124 5неделя апреля | К. Паустовский "Растрёпанный воробей". Сравнительный анализ. (комбинированный) | 1 | Умение задавать вопросы по содержанию прочитанного. Устное изложение текста по плану. | Уметь самостоятельно задавать вопросы по прочитанному, излагать свой ответ в соответствии с коллективно составленным планом. | текущий |
125 1неделя мая | К. Паустовский «Стальное колечко» (комбинированный) | 1 | текущий |
126 1неделя мая | К. Паустовский «Стальное колечко» (комбинированный) | 1 | текущий |
127 1неделя мая | Картины В.Боровиковского «Портрет Безбородко с дочерьми», З Серебряковой «Автопортрет с дочерьми» (комбинированный) | 1 | Поход в «Музейный дом». Приметы времени | Рассматривание картин, с целью про ведения сравнительного анализа. | текущий |
128 1неделя мая | А. Пушкин "Цветок" *(комбинированный) | 1 | Произведения выдающихся представителей русской литературы. Восприятие внутреннего мира героев. | Уметь проникать во внутренний мир героев, используя внимательное чтение и перечитывание, а также вчитывание. | текущий |
129 2неделя мая | А. Гайдар "Чук и Гек". Характеры героев. Телеграмма.* (комбинированный) | 1 | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. | Понимать содержание литературного произведения на основе выделения темы, главной мысли, последовательности событий. Позитивность восприятия. | текущий |
130 2неделя мая | А. Гайдар "Чук и Гек". Сравнительный анализ. Дорога к отцу. (комбинированный) | 1 | Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения. | Позитивное отношение к чтению и выражение собственной позиции по отношению к произведению. | текущий |
131 2неделя мая | А. Гайдар "Чук и Гек". Вот и приехали... (комбинированный) | 1 | Произведения классиков детской литературы. Произведения о детях. | Позитивное отношение к чтению и выражение собственной позиции по отношению к произведению. | текущий |
132 2неделя мая | А. Гайдар "Чук и Гек". Характеры героев в развитии. Одни в лесной сторожке. (комбинированный) | 1 | Умение задавать вопросы по содержанию прочитанного. Устное изложение текста по плану. | Уметь задавать вопросы по содержанию прочитанного и самостоятельно излагать текст по плану, коллективно составленному или предложенному авторами. | текущий |
133 3неделя мая | А. Гайдар "Чук и Гек". Видение ситуации в рассказе с точки зрения разных героев. Вот оно - счастье! (комбинированный) | 1 | Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения | Позитивное отношение к чтению и выражение собственной позиции по отношению к произведению | текущий |
134 3неделя мая | А. Гайдар "Чук и Гек". Главные ценности в жизни людей. (комбинированный) | 1 | Понимание содержания литературного произведения. Участие в диалоге о прочитанном произведении. | Ведение грамотного диалога по содержанию прочитанного по схеме: вопрос-ответ. | текущий |
135 3неделя мая | Ю. Коваль "Под соснами".* (комбинированный) | 1 | текущий |
136 3неделя мая | Поход в «Музейный дом». Константин Юон «Весенний солнечный день. Сергиев Посад». (комбинированный) | 1 | Солнечный свет и весенняя бодрость в картине и музыке. Симфония №2 Александра Бородина «Богатырская симфония». | Уметь находить общее в эмоциональной окраске литературных , музыкальных произведений и произведений живописи. | текущий |
Материально- техническое обеспечение учебного предмета
«Литературное чтение»
Учебно-методические комплекты по литературному чтению УМК «Перспективная начальная школа» для 3 класса (программа, учебники, рабочие тетради на печатной основе)
Словари по русскому языку: толковый, фразеологический, словообразовательный.
Детские книги разного типа из круга детского чтения.
Портреты поэтов и писателей.
Электронные пособия
Классная магнитная доска.
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор
Сканер, принтер
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по литературному чтению.
Учебно- методическая литература
Чуракова Н.А. Литературное чтение. 3 класс: Учебник. В 2 ч.Часть 1. — М.: Академкнига/Учебник, 2013
Чуракова Н.А. Литературное чтение. 3 класс: Учебник. В 2 ч.Часть 2. — М.: Академкнига/Учебник, 2013
Малаховская О.В. Литературное чтение. 3 класс: Хрестоматия. Под редакцией Чураковой Н.А. — М.: Академкнига/Учебник, 2014
Малаховская О.В. Литературное чтение. 3 класс. Тетради для самостоятельной работы №1 и №2. — М.: Академкнига/Учебник, 2014
Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Литературное чтение.3 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник, 2013
Лист внесения изменений.
Дата и тема не проведенного урока | класс | Причина (№ приказа) | Восстановление | Дата проведения | Учитель, подпись |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |