рабочая программа по литературному чтению, 2 класс школа России
Рабочая программа по литературному чтению, 2 класс школа России
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой (Сборник рабочих программ «Школа России»: 1 – 4 классы. – М.: Просвещение, 2011), планируемых результатов начального общего образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по литературному чтению, 2 класс школа России »
2. Пояснительная записка
2.1 Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
2.2 Общая характеристика учебного предмета
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой (Сборник рабочих программ «Школа России»: 1 – 4 классы. – М.: Просвещение, 2011), планируемых результатов начального общего образования.
В авторскую программу внесены изменения: на уроках внеклассного чтения реализуется региональный компонент: учащиеся знакомятся с произведениями поэтов и писателей Мордовии, чтоспособствует формированию у детей интереса к историческому прошлому и настоящему родного края, природе родного края, культурному наследию, воспитанию любви к своему краю (Закон РФ «Об образовании» ст.7).
Общий объем часов на изучение предмета, предусмотренный учебным планом.
Количество часов в неделю
4 ч.
I четверть
36 ч.
II четверть
28 ч.
III четверть
40 ч.
IV четверть
32 ч.
ВСЕГО
136 ч.
2.3 Место учебного предмета в учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану образовательных учреждений на изучение предмета «Литературное чтение» во 2 классе выделяется 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные недели).
2.4 Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Одним из результатов обучениялитературному чтению является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви, осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступили с тобой).
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
2.5 Результаты изучения учебного предмета
Личностные:
формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения иоценку событий.
Предметные:
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
3. Тематическое планирование
№/№
Наименование разделов
Кол-во
часов
Вид контроля
1.
Самое великое чудо на свете
4 ч.
Проверка техники чтения
2.
Устное народное творчество
15 ч.
Тест
3.
Люблю природу русскую. Осень
8 ч.
Проверочная работа
4.
Русские писатели
14 ч.
Проверочная работа
5.
О братьях наших меньших
12 ч.
Проверочная работа
6.
Из детских журналов
9 ч.
Проверка техники чтения. Тест
7.
Люблю природу русскую. Зима
9 ч.
Проверочная работа
8.
Писатели - детям
17 ч.
Проверочная работа
9.
Я и мои друзья
10 ч.
Тест
10.
Люблю природу русскую. Весна
10 ч.
Проверочная работа
11
И в шутку и в серьез
14 ч.
Проверочная работа
12.
Литература зарубежных стран
12 ч.
Проверка техники чтения
Итоговая диагностическая работа.
4. Содержание учебного предмета
Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Планируемые результаты
второклассник научится:
второклассник получит возможность научиться:
- осознавать цель чтения в соответствии с содержанием шмуцтитула и собственным интересом к чтению; пользоваться в читательской практике приёмами вдумчивого чтения под руководством учителя (комментированное чтение, чтение в диалоге автор – читатель); выборочного чтения в соответствии с задачами чтения и под руководством учителя;
- читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора читаемого текста;
- ориентироваться в информационном аппарате учебной книги, её элементах, опираться на них при выборе книги; находить сходные элементы в книге художественной;
- осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалиями жизни;
- распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
- соотносить заголовок текста с его содержанием, осознавать взаимосвязь содержание текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков в соответствии с качествами героя прочитанного или прослушанного текста.
- осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам;
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
- понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;
рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;
- пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника);
- осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
- задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
- делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
- находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.);
- делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
Планируемые результаты
второклассник научится:
второклассник получит возможность научиться:
- читать текст, соблюдая при чтении орфоэпические и интонационные нормы чтения, отражая настроение автора;
- пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов под руководством учителя;
- составлять собственные высказывания на основе чтения или слушания произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному.
- сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
- пересказывать содержание произведения выборочно и сжато.
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Планируемые результаты
второклассник научится:
второклассник получит возможность научиться:
- различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа;
- находить отличия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или художественному; составлять таблицу различий.
- использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.
- понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм.
- определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами.
- находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).
Круг чтения.
Вводный урок (1 ч.)
Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём.
Произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, народные песни, потешки, прибаутки, считалки, небылицы, загадки, сказки. Русские народные сказки «Петушок и бобовое зёрнышко», « У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди».
А.С.Пушкин. Лирические стихотворения, «Сказка о рыбаке и рыбке». И.А.Крылов. Басни. Л.Н.Толстой. Басни. Рассказы.
О братьях наших меньших (12 ч.)
Весёлые стихи о животных А.Шибаева, Б.Заходера, И.Пивоваровой, В.Берестова. Научно-популярный текст Н.Сладкова. Рассказы о животных М.Пришвина, Е.Чарушина, Б.Житкова, В.Бианки.
Из детских журналов (9 ч.)
Произведения из детских журналов. Д.Хармс, Ю.Владимиров, А.Введенский.
Люблю природу русскую. Зима (9 ч.)
Лирические стихотворения И.Бунина, К.Бальмонта, Я.Акима, Ф.Тютчева, С.Есенина, С.Дрожжина. Русская народная сказка «Два Мороза». С.Михалков «Новогодняя быль», весёлые стихи о зиме А.Барто, А.Прокофьева.
Весёлые стихи Б.Заходера, Э.Успенского, И.Токмаковой.Герой авторских стихотворений. Ритм стихотворения.
Литература зарубежных стран (12 ч.)
Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С.Маршака, В.Викторова, Л.Яхнина.
Ш.Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка». Г.С.Андерсен. «Принцесса на горошине».Эни Хогарт. «Мафин и паук».
5. Календарно – тематическое планирование уроков
№/№
Наименование тем изучения
Кол-во
часов
Характеристика деятельности учащихся
Даты проведения
план
факт
Первая четверть (36 ч.)
1.
Введение. Знакомство с учебником.
1 ч.
Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержании с содержанием текста в учебнике.
___
___
САМОЕ ВЕЛИКОЕ ЧУДО НА СВЕТЕ (4 часа)
2.
Игра «Крестики-нолики».
1 ч.
Предполагать на основе названия содержание главы. Прогнозировать содержание раздела. Ориентироваться в пространстве школьной библиотеки. Рассказывать о прочитанной книге по плану, разработанному коллективно. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Размышлять над прочитанным.
3.
Самое великое чудо на свете.
1 ч.
4.
Библиотеки.
1 ч.
5.
Книги.
Проверка техники чтения.
1 ч.
___
___
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (15 часов)
6.
Устное народное творчество.
1 ч.
Прогнозировать содержание раздела, читать, выражая настроение произведения, находить созвучные окончания в тексте. Находить слова, которые помогают представить героя произведения устного народного творчества. Находить различие в потешках и прибаутках, сходных по теме. Знакомиться с русскими народными пословицами. Объяснять смысл пословиц, соотносить смысл пословиц с содержанием и жизненным опытом. Придумывать рассказ по пословице и соотносить содержание рассказа с пословицей. Анализировать загадки, соотносить загадки и отгадки. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении.Читать, передавая настроение героя. Читать по ролям. Рассказывать сказку, используя иллюстрации в книге.Характеризовать героев сказки. Составлять план сказки. Пересказывать по составленному плану. Исправлять ошибки, допущенные при пересказе. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Соотносить пословицы со сказками. Систематизировать и проверить свои знания по данной теме. Отвечать на вопросы, формулировать выводы по теме.
7.
Русские народные песни.
1 ч.
8.
Русские народные потешки и прибаутки.
1 ч.
___
___
9.
Скороговорки, считалки, небылицы.
1 ч.
10.
Загадки, пословицы, поговорки.
1 ч.
11.
Народные сказки.
Ю. Мориц «Сказка по лесу идёт…».
1 ч.
___
___
12.
Русская народная сказка
«Петушок и бобовое зёрнышко».
1 ч.
___
___
13.
Русская народная сказка
«У страха глаза велики».
1 ч.
___
___
14.
Русская народная сказка
«Лиса и тетерев».
1 ч.
___
___
15.
Русская народная сказка
«Лиса и журавль».
1 ч.
___
___
16.
Русская народная сказка
«Каша из топора».
1 ч.
___
___
17-18.
Русская народная сказка
«Гуси - лебеди».
2 ч.
___
___
19.
Викторина по сказкам.
1 ч.
20.
Обобщающий урок по теме. Тест. КВН «Обожаемые сказки».
1 ч.
___
___
ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ОСЕНЬ (8 часов)
21.
Люблю природу русскую. Осень.
1 ч.
Прогнозировать содержание раздела. Отвечать на вопросы, используя свои наблюдения. Формулировать ответы. Составлять загадки, используя свои знания сезонных изменений в природе. Работать в парах. Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта. Сравнивать стихи разных поэтов на заданную тему. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Слушать звуки осени, переданные в лирическом произведении. Представлять картины осенней природы. Иллюстрировать стихотворения. Наблюдать за жизнью слов в тексте. Читать стихотворения и прозаические произведения, передавая с помощью интонации настроение авторов.
Прогнозировать содержание раздела. Сравнивать авторские и народные произведения, отгадывать загадки, отвечать на вопросы викторины. Знакомиться с биографией А.С. Пушкина. Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста. Находить средства художественной выразительности. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Иллюстрировать стихотворение. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Различать стихотворный и прозаический текст. Находить авторские сравнения и подбирать свои. Определять главных героев произведения. Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении. Составлять план произведения. Пересказывать сказку в прозе по плану. Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Отвечать и задавать вопросы. Отличать басню от стихотворения, знать особенности басенного текста, характеризовать героев басни с опорой на басенный текст.
___
___
30.
Стихи А. Пушкина.
1 ч.
31.
А. Пушкин
«Сказка о рыбаке и рыбке»
и другие сказки.
1 ч.
___
___
32-33.
А. Пушкин
«Сказка о рыбаке и рыбке».
2 ч.
___
___
34.
Обобщение по теме
«Сказки А. Пушкина».
1 ч.
___
___
35.
И. Крылов
«Лебедь, Рак и Щука».
1 ч.
___
___
36.
И. Крылов
«Стрекоза и Муравей».
1 ч.
___
___
Вторая четверть (28 ч.)
РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ (продолжение)
37.
Л. Толстой «Старый дед и внучек».
1 ч.
Определять главных героев произведения. Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении. Составлять план произведения, соотносить пословицы и смысл прозаического произведения. Пересказывать текст. Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.
38-39.
Л. Толстой «Филипок».
2 ч.
40.
Л. Толстой «Котенок»,
«Правда всего дороже».
1 ч.
___
___
41.
Веселые стихи.
1 ч.
42.
Обобщение по разделу
«Русские писатели». Проверочная работа.
1 ч.
___
___
О БРАТЬЯХ НАШИХ МЕНЬШИХ (12 часов)
43.
О братьях наших меньших.
1 ч.
Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух прочитанное. Участвовать в обсуждении. Обогащение словарного запаса. Тренировка в заучивании наизусть. Находить авторские сравнения и подбирать свои. Определять главных героев произведения. Сравнивать художественные и научно-познавательные тексты, сказки и рассказы о животных. Определять героев и характеризовать их. Выражать своё собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам. Видеть красоту природы, изображённую в художественном произведении, составлять план и пересказывать.
Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Выбирать книги по темам и по авторам.
44.
Б. Заходер «Плачет киска в коридоре…», И. Пивоварова
«Жила-была собака…».
1 ч.
___
___
45.
В. Берестов «Кошкин щенок».
1 ч.
46.
Домашние животные.
1 ч.
47-48.
М. Пришвин «Ребята и утята».
2 ч.
49-50.
Е. Чарушин «Страшный рассказ».
2 ч.
51.
Б. Житков «Храбрый утенок».
1 ч.
52.
Бианки «Музыкант».
1 ч.
53.
В. Бианки «Сова».
1 ч.
54.
Обобщение по разделу
«О братьях наших меньших». Проверочная работа.
1 ч.
___
___
ИЗ ДЕТСКИХ ЖУРНАЛОВ (9 часов)
55.
Из детских журналов.
1 ч.
Планировать работу на уроке. Прогнозировать содержание раздела. Придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными вопросами из детских журналов. Отличать журнал от книги. Находить интересные и нужные статьи в журнале. Ориентироваться в журнале. Выразительно читать. Подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью. Рисовать иллюстрации к прочитанному и своему журналу. Читать вслух с постепенным переходом про себя. Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.
56.
Д. Хармс «Игра».
1 ч.
57.
Д. Хармс «Вы знаете?..».
1 ч.
58.
Д. Хармс, С. Маршак
«Веселые чижи».
1 ч.
___
___
59.
Д. Хармс «Что это было?».
1 ч.
60.
Н. Гернет, Д. Хармс
«Очень-очень вкусный пирог».
1 ч.
___
___
61.
Ю. Владимиров «Чудаки».
1 ч.
62.
А. Введенский
«Ученый Петя», «Лошадка».
1 ч.
___
___
63.
Обобщение по разделу
«Из детских журналов». Тест.
1 ч.
___
___
ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ЗИМА (9 часов)
64.
Люблю природу русскую. Зима. Проверка техники чтения.
1 ч.
Прогнозировать содержание раздела. Восприни- мать на слух прочитанное. Участвовать в обсуждении.
___
___
Третья четверть (40 ч.)
ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ЗИМА (продолжение)
65.
Стихи о первом снеге.
1 ч.
Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста. Находить средства художественной выразительности. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Иллюстрировать стихотворение. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Различать стихотворный и прозаический текст. Находить авторские сравнения и подбирать свои. Определять главных героев произведения. Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта. Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему. Понимать особенности сказочного текста. Характеризовать и сравнивать героев, использовать слова - антонимы для их характеристики. Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Анализировать свои успехи и неуспехи.
66.
Ф. Тютчев
«Чародейкою Зимою…».
1 ч.
___
___
67.
С. Есенин
«Поет зима – аукает…», «Береза».
1 ч.
___
___
68.
Русская народная сказка
«Два Мороза».
1 ч.
___
___
69.
С. Михалков «Новогодняя быль»
1 ч.
70.
А. Барто «Дело было в январе…»
1 ч.
71.
Обобщение по разделу
«Люблю природу русскую. Зима».
Проверочная работа.
1 ч.
___
___
72.
Игра «Поле чудес».
1 ч.
___
___
ПИСАТЕЛИ - ДЕТЯМ (17 часов)
73.
Писатели – детям.
1 ч.
Познакомиться с биографией К. И. Чуковского, совершить обзор по произведениям писателя. Воспринимать на слух художественный текст, определять особенности юмористического произведения. Характеризовать и сравнивать героев, использовать слова - антонимы для их характеристики. Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Читать по ролям. Определять смысл произведения, составлять план, давать характеристики героям, выражать своё мнение в адрес главной героини. Пересказывать в прозе и наизусть. Коллективно составлять картинный план. Познакомиться с биографией С.Я. Маршака и С. М. Михалкова, А. Л. Барто, Н. Н. Носова, сделать обзор произведений писателей. Соотносить смысл пословицы с содержанием стихотворения. Характеризовать героев произведения. Давать характеристику герою по его поступкам. Определять смысл произведения. Делить текст на смысловые части. Вспоминать детские считалки и сопоставлять с данным произведением. Анализировать заголовки стихотворений, подбирать свои. Определять тему и главную мысль произведения, давать характеристику герою стихотворения.
Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Составлять картинный план. Знакомиться с понятием «скороговорка». Учиться правильному называнию книги (автор, заглавие), ориентировке в книге по обложке и содержанию (оглавлению).
74.
К. Чуковский «Путаница».
1 ч.
75.
К. Чуковский «Радость».
1 ч.
76-77.
К. Чуковский «Федорино горе».
1 ч.
78.
С. Маршак «Кот и лодыри».
1 ч.
79.
С. Михалков
«Мой секрет», «Сила воли».
1 ч.
___
___
80.
С. Михалков «Мой щенок».
1 ч.
81.
А. Барто «Веревочка».
1 ч.
82.
А. Барто
«Мы не заметили жука»,
«В школу».
1 ч.
___
___
83.
А. Барто
«Вовка – добрая душа».
1 ч.
___
___
84.
Н. Носов «Затейники».
1 ч.
85-86.
Н. Носов «Живая шляпа».
1 ч.
87-88.
Н. Носов «На горке».
1 ч.
89.
Обобщение по разделу «Писатели – детям». Проверочная работа.
1 ч.
___
___
Я И МОИ ДРУЗЬЯ (10 часов)
90.
Я и мои друзья.
1 ч.
Учиться выбору книги по заданной учителем теме. Давать характеристику персонажу. Составлять небольшого рассказа о персонаже. Выявлять подтекста читаемого произведения. Анализировать заголовок произведения. Озаглавливать прочитанный текст, иллюстрации. Определять идею произведения и отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Составлять план рассказа. Пересказывать произведение. Обобщать прочитанные произведения по заданным параметрам. Учиться правильному называнию книги (автор, заглавие), ориентировке в книге по обложке и содержанию (оглавлению).
91.
Стихи о дружбе и обидах.
1 ч.
92.
Н. Булгаков «Анна, не грусти!».
1 ч.
93.
Ю. Ермолаев «Два пирожных».
1 ч.
94-95.
В. Осеева «Волшебное слово».
1 ч.
96.
В. Осеева «Хорошее».
1 ч.
97-98.
В. Осеева «Почему?».
1 ч.
99.
Обобщение по разделу
«Я и мои друзья».
Проверочная работа.
1 ч.
___
___
ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ВЕСНА (10 часов)
100.
Люблю природу русскую. Весна.
1 ч.
Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух прочитанное. Участвовать в обсуждении. Выполнять упражнений, вырабатывающих правиль- ность и беглость чтения. Определять тему произведения. Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Составлять картинный план.
Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух прочитанное. Участвовать в обсуждении. Представлять картины весенней природы. Объяснять отдельные выражения в лирическом тексте. Придумывать самостоятельно вопросы к стихотворению. Восстанавливать последовательность событий на основе вопросов. Пересказывать подробно на основе вопросов учебника, выразительно читать отрывки из них. Инсценировать стихотворение и фрагменты рассказов. Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.
106.
А. Плещеев «В бурю».
1 ч.
107.
Е. Благинина
«Посидим в тишине».
1 ч.
___
___
108.
Э. Мошковская
«Я маму мою обидел…».
1 ч.
___
___
109.
Обобщение по разделу
«Люблю природу русскую. Весна».
Тест.
1 ч.
___
___
И В ШУТКУ И ВСЕРЬЕЗ (14 часов)
110.
И в шутку и всерьез.
1 ч.
Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух прочитанное. Участвовать в обсуждении. Воспринимать на слух художественный текст, определять особенности юмористического произведения. Характеризовать и сравнивать героев, использовать слова - антонимы для их характеристики. Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Читать по ролям. Определять смысл произведения, составлять план, давать характеристики героям, выражать своё мнение в адрес героев. Пересказывать в прозе и наизусть. Характеризовать героев произведения. Давать характеристику герою по его поступкам. Придумывать собственные весёлые истории. Определять смысл произведения. Делить текст на смысловые части. Анализировать заголовки стихотворений, подбирать свои. Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.
111.
Б. Заходер
«Товарищам детям»,
«Что красивей всего?».
1 ч.
___
___
112-13
Б. Заходер.
Песенки Винни-Пуха.
1 ч.
___
___
114.
Э. Успенский «Чебурашка».
1 ч.
115.
Э. Успенский «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой…».
1 ч.
___
___
116.
Стихи Э. Успенского.
1 ч.
117.
Стихи В. Берестова.
1 ч.
118.
Стихи И. Токмаковой.
1 ч.
119-120.
Г. Остер «Будем знакомы».
1 ч.
121-22
В. Драгунский
«Тайное становится явным».
1 ч.
___
___
123.
Обобщение по разделу
«И в шутку и всерьез». Проверочная работа.
1 ч.
___
___
ЛИТЕРАТУРА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН (12 часов)
124.
Литература зарубежных стран.
1 ч.
Анализировать заголовок произведения. Определять собственного отношения к литературному персонажу.
Осознанно и выразительно читать.Уметь заучивать наизусть. Сравнивать произведения, персонажей разных произведений. Знакомиться с народными сказками (разных народов) и литературными (авторскими). Составлять картинный план. Учиться приему драматизации. Составлять рассказ по иллюстрации. Давать характеристику персонажа. Составлять небольшой рассказ о персонаже. Составлять план сказки, определять последовательность событий. Пересказывать подробно сказку на основе составленного плана, называть волшебные события и предметы в сказках. Участвовать в проектной деятельности. Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.
125.
Американская и английские народные песенки.
1 ч.
___
___
126.
Песенки «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают мдети».
1 ч.
___
___
127-28
Ш. Перро «Кот в сапогах».
2 ч.
129.
Ш. Перро «Красная Шапочка».
1 ч.
130.
Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине».
1 ч.
___
___
131-33
Э. Хогарт «Мафин и паук».
Проверка техники чтения.
3 ч.
___
___
134.
Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран».
1 ч.
___
___
135.
Итоговая диагностическая работа.
1 ч.
136.
КВН «Цветик-семицветик».
1 ч.
___
___
6. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Книгопечатная продукция
Учебно-методические комплекты по литературному чтению для 2 класса (программа, учебник, тетради).
Программа начального общего образования по литературному чтению.
Печатные пособия
Словари по русскому языку.
Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения по литературному чтению.
Детские книги разных типов из круга детского чтения.
Портреты поэтов и писателей.
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок.
Магнитофон.
Компьютер.
Экранно-звуковые пособия
Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
7. Учебно-методическое обеспечение предмета
Для ученика:
Климанова Л. Ф. Родная речь: учебник для 2 класса: в 2 ч. / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. — М.: Просвещение, 2009.
Рабочие тетради.
Для учителя:
Закон РФ «Об образовании».
Школа России. Концепция и программы для начальных классов. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2011.
Кутявина С. В., Гостимская Е. С., Байкова М. И. Поурочные разработки по литературному чтению»: 2 класс. – М.: ВАКО, 2006.
Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Уроки литературного чтения: метод. пособие к учебнику «Родная речь», 2 класс. – М.: Просвещение, 2007.
Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению, 2 класс. – М.: ВАКО, 2006.
Брауде Л. Ю., Антипова И. А., Белоусов А. Ф. и др. Очерки о детских писателях: Справочник для учителей начальных классов: Приложение к книгам для чтения серии 'Свободный ум' - М: Баласс.
Горецкий В. Г., Тикунова Л. И. Контрольные работы в начальной школе по чтению: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2001.