Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе авторских программ В. Г. Горецкого, Климановой Л. Ф. «Литературное чтение», издательство «Просвещение», 2012 г.На изучение курса Литературного чтения во 2 классе автором предусматривается 136 часов (4 часа в неделю)
Выбор этой авторской программы обусловлен тем, что она позволяет овладеть навыком осознанного, правильного чтения; развивать художественно-творческие и познавательные способности; воспитывать интерес к чтению и книге; формировать представление о добре и зле. Структурирование учебного материала дает возможность осуществлять дифференцированный подход к детям с разным уровнем подготовки, обеспечивает сбалансированность репродуктивной, исследовательской и творческой деятельности.
Особенность реализации авторской программы в школе: системно-деятельный подход через современные педагогические технологии и организацию поисково-исследовательской и проектной деятельности. (см. Приложение)
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением, совершенствование
всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов,
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности.
Календарно – тематическое планирование.
Номера уроков | Название разделов и тем | Творческие работы | Контрольные мероприятия | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
-
| Знакомство с учебником по литературному чтению. | | | | |
САМОЕ ВЕЛИКОЕ ЧУДО НА СВЕТЕ (4 Ч) |
-
| Игра «Крестики – нолики». | | | | |
-
| Самое великое чудо на свете. | | | | |
-
| Библиотеки. | | | | |
-
| Книги. | | | | |
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (15 Ч) |
-
| Устное народное творчество. | | | | |
-
| Русские народные песни. | | | | |
-
| Русские народные потешки и прибаутки. | | | | |
-
| Скороговорки, считалки, небылицы. | | | | |
-
| Загадки, пословицы, поговорки. | | | | |
СКАЗКИ |
-
| Народные сказки Ю.Мориц «Сказка по лесу идёт…» | | | | |
-
| Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко» | | | | |
-
| Сказка «У страха глаза велики» | | | | |
-
| Сказка «Лиса и тетерев» | | | | |
-
| Сказка «Лиса и журавль» | | | | |
-
| Сказка «Каша из топора» | | | | |
-
| Жанры русского народ. творчества. Волшебная сказка. Сказка «Гуси – лебеди» | | | | |
-
| Сказка «Гуси – лебеди» | | | | |
-
| Викторина по сказкам | | | | |
-
| КВН «Обожаемые сказки» | | | | |
ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ (8 Ч) |
-
| Люблю природу русскую. Осень. | | | | |
-
| Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…» | | | | |
-
| К.Бальмонт «Поспевает брусника…», А.Плещеев «Осень наступила…» | | | | |
-
| А.Фет «Ласточки пропали…» | | | | |
-
| «Осенние листья» - тема для поэтов. | | | | |
-
| В.Берестов «Хитрые грибы» | | | | |
-
| М. Пришвин «Осеннее утро», И.Бунин «Сегодня так светло кругом…» | | | | |
-
| Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень» | | | | |
РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ (14 Ч) |
-
| А.Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…» | | | | |
-
| Стихи А.Пушкина | | | | |
-
| Сказки А.Пушкина А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» и другие сказки | | | | |
-
| А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | | | | |
-
| Составление плана сказки А.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» | | | | |
-
| Обобщение по теме «Сказки А.Пушкина» | | | | |
-
| И.Крылов «Лебедь, рак и щука» | | | | |
-
| И.Крылов «Стрекоза и муравей» | | | | |
-
| Л.Толстой «Старый дед и внучек» | | | | |
-
| Л.Толстой «Филипок» Пересказ по составленному плану. | | | | |
-
| Л.Толстой «Котёнок», «Правда всего дороже» | | | | |
-
| Весёлые стихи | | | | |
-
| Обобщение по разделу «Русские писатели» | | | | |
-
| Обобщение по теме «Сказки А.Пушкина» | | | | |
О БРАТЬЯХ НАШИХ МЕНЬШИХ (12 Ч) |
-
| О братьях наших меньших. | | | | |
-
| Б.Заходер «Плачет киска в коридоре…», И.Пивоварова «Жила-была собака…» | | | | |
-
| В.Берестов «Кошкин щенок» | | | | |
-
| Домашние животные | | | | |
-
| М.Пришвин «Ребята и утята» | | | | |
-
| М.Пришвин «Ребята и утята» | | | | |
-
| Е.Чарушин «Страшный рассказ» | | | | |
-
| Е.Чарушин «Страшный рассказ» | | | | |
-
| Б.Житков «Храбрый утёнок» | | | | |
-
| В.Бианки «Музыкант» | | | | |
-
| В.Бианки «Сова» | | | | |
-
| Обобщение по разделу «О братьях наших меньших» | | | | |
ИЗ ДЕТСКИХ ЖУРНАЛОВ (9 Ч) |
-
| Из детских журналов | | | | |
-
| Д.Хармс «Игра» | | | | |
-
| Д.Хармс «Вы знаете?» | | | | |
-
| Д.Хармс, С.Маршак «Весёлые чижи» | | | | |
-
| Д.Хармс «Что это было?» | | | | |
-
| Н.Гернет, Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог» | | | | |
-
| Ю.Владимиров «Чудаки» | | | | |
-
| А.Введенский «Учёный Петя», «Лошадка» | | | | |
-
| Обобщение по разделу «Из детских журналов» | | | | |
ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ЗИМА (9 Ч) |
-
| Люблю природу русскую. Зима. | | | | |
-
| Стихи о первом снеге. | | | | |
-
| Ф.Тютчев «Чародейкою Зимою…» | | | | |
-
| С.Есенин «Поёт зима – аукает…», «Берёза» | | | | |
-
| Сказка «Два Мороза» | | | | |
-
| С.Михалков «Новогодняя быль» | | | | |
-
| А.Барто «Дело было в январе…» | | | | |
-
| Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Зима» | | | | |
-
| Игра «Поле чудес» | | | | |
ПИСАТЕЛИ ДЕТЯМ (17 Ч) |
-
| Писатели – детям | | | | |
-
| К.Чуковский «Путаница» | | | | |
-
| К.Чуковский «Радость» | | | | |
-
| К.Чуковский «Федорино горе» | | | | |
-
| К.Чуковский «Федорино горе» | | | | |
-
| С.Маршак «Кот и лодыри» | | | | |
-
| С.Михалков «Мой секрет», «Сила воли» | | | | |
-
| С.Михалков «Мой щенок» | | | | |
-
| А.Барто «Верёвочка» | | | | |
-
| А.Барто «Мы не заметили жука…», «В школу» | | | | |
-
| А.Барто «Вовка – добрая душа» | | | | |
-
| Н.Носов «Затейники» | | | | |
-
| Н.Носов «Живая шляпа» | | | | |
-
| Н.Носов «Живая шляпа» | | | | |
-
| Н.Носов «На горке» | | | | |
-
| Н.Носов «На горке» | | | | |
-
| Обобщение по разделу «Писатели – детям» | | | | |
Я И МОИ ДРУЗЬЯ (10 Ч) |
-
| Я и мои друзья. | | | | |
-
| Стихи о дружбе и обидах. | | | | |
-
| Н.Булгаков «Анна, не грусти!» | | | | |
-
| Ю,Ермолаев «Два пирожных» | | | | |
-
| В.Осеева «Волшебное слово» | | | | |
-
| В.Осеева «Волшебное слово» | | | | |
-
| В.Осеева «Хорошее» | | | | |
-
| В.Осеева «Почему?» | | | | |
-
| В.Осеева «Почему?» | | | | |
-
| Обобщение по разделу «Я и мои друзья» | | | | |
ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ВЕСНА (10 Ч) |
-
| Люблю природу русскую. Весна. | | | | |
-
| Стихи Ф.Тютчева о весне. | | | | |
-
| Стихи А.Плещеева о весне. | | | | |
-
| А.Блок «На лугу». | | | | |
-
| С.Маршак «Снег теперь уже не тот…» | | | | |
-
| И. Бунин «Матери» | | | | |
-
| А.Плещеев «В бурю» | | | | |
-
| Е.Благинина «Посидим в тишине» | | | | |
-
| Э.Мошковская «Я маму мою обидел…» | | | | |
-
| Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна» | | | | |
И В ШУТКУ И В СЕРЬЁЗ (14 Ч) |
-
| И в шутку и в серьёз | | | | |
-
| Б.Заходер «Товарищам детям», «Что красивее всего?» | | | | |
-
| Б.Заходер Песенки Винни – Пуха. | | | | |
-
| Б. Заходер Ворчалки, шумелки. | | | | |
-
| Э.Успенский «Чебурашка» | | | | |
-
| Э.Успенский «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой…» | | | | |
-
| Стихи Э.Успенского | | | | |
-
| Стихи В.Берестова | | | | |
-
| Стихи И.Токмаковой | | | | |
-
| Г.Остер «Будем знакомы» | | | | |
-
| Г.Остер «Будем знакомы» | | | | |
-
| В.Драгунский «Тайное становится явным» | | | | |
-
| В.Драгунский «Тайное становится явным» | | | | |
-
| Обобщение по разделу «И в шутку и в серьёз» | | | | |
ЛИТЕРАТУРА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН (12 Ч.) + 1 из резерва |
-
| Литература зарубежных стран. | | | | |
-
| Американская и английская народные песенки. | | | | |
-
| Песенки «Сюзон и мотылёк», «Знают мамы, знают дети…» | | | | |
-
| Ш.Перро «Кот в сапогах» | | | | |
-
| Ш.Перро «Кот в сапогах» | | | | | |
-
| Ш.Перро «Красная Шапочка» | | | | |
-
| Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине» | | | | |
-
| Э.Хогарт «Мафин и паук» | | | | |
-
| Э.Хогарт «Мафин и паук» | | | | |
-
| Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран» | | | | |
-
| КВН «Цветик – семицветик» | | | | |
-
| Повторение пройденного. | | | | |
-
| Моя любимая книга. | | | | |
| Итого: Творческих работ: Контрольных работ: | 136 | | | |
Мультимедийный проектор.
Экспозиционный экран.
Ноутбук.
Завьялова Н.В.
Приложение.
Способы развёртывания учебного материала.
Формы контроля.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся по курсу «Литературного чтения» проводится в форме тестирования, систематической проверки навыка чтения, индивидуальных бесед по вопросам, самостоятельного чтения учащихся.
Вводный урок по курсу литературное чтение. Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. |
Самое великое чудо на свете. |
Проект «О чем может рассказать школьная библиотека». Старинные и современные книги. Сравнение книг. |
Устное народное творчество. |
Малые и большие жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. В.Даль – собиратель пословиц русского народа. Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма. Потешки и прибаутки – малые жанры устного народного творчества. Считалки и небылицы. загадки. Сказки. |
Люблю природу русскую. |
Картины осеней природы. Осенние загадки. Лирические стихотворения Ф. Тютчева, К. Бальмонта, А. Плещеева, А.Фета, А.Толстого и др. |
Русские писатели. |
А.С.Пушкин – великий русский писатель. Лирические стихотворения. Картины природы. Средства художественной выразительности. Эпитет. Сравнение. Олицетворение. И.А.Крылов. Басни. Л.Н. Толстой. Басни Л.Н.Толстого. |
О братьях наших меньших. |
Веселые стихи о животных. А.Шибаев, Б.Заходер, И.Пивоварова. Научно-популярные тексты Н.Сладкова. Рассказы о животных М.Пришвина, Е.Чарушина, Б.Житкова, В.Бианки. |
Из детских журналов. |
Произведения из детских журналов. Д.Хармс, Ю.Владимиров, А.Введенский. Проект «Мой любимый детский журнал» |
Люблю природу русскую. Зима. |
Зимние загадки. Лирические стихотворения. И.Бунин, К.Бальмонт, Я.Аким, Ф.Тютчев, С.Есенин, С.Дрожжин. Русская народная сказка. Веселые стихи о зиме. |
Писатели детям. |
К.Чуковский. Сказки. «Путаница», «Радость», «Федорино горе». С.Я. Маршак «Кот и лодыри». С.В.Михалков «Мой секрет», «Сила воли». А.Л. Барто Стихи. Н.Н.Носов. Юмористические рассказы. |
Я и мои друзья. |
Стихи о дружбе и друзьях. В. Берестов, Э. Мошковская, В. Лунин. Рассказы Н.Булгакова, Ю.Ермолаева, В.Осеевой. |
Люблю природу русскую. Весна. |
Весенние загадки. Лирические стихотворения Ф.Тютчева, А.Плещеева, А.Блока, И.бунина, С.Маршака, Е.Благининой, Э.Мошковской. Проект «Газета – «День победы – 9 мая» |
И в шутку и всерьез. |
Веселые стихи Б. Заходера, Э.Успенского, В. Берестова, И. Токмаковой. Веселые рассказы для детей Э.Успенского, Г.Остера, В. Драгунского. |
Литература зарубежных стран. |
Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С.Маршака, В.Викторова, Л.Яхнина. Сравнение русских и зарубежных песенок. Ш.Перро «Кот в сапогах», «Красная шапочка». Г.Х Андерсен «Принцесса на горошине». Эни Хогарт «Мафин и паук». Проект «Мой любимый писатель-сказочник». |
Резерв |
Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 5-6 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на уточнение. Строить связное высказывание из 5-6 предложений по предложенной теме.
Оформлять 1-2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания.
Прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои. Не конфликтовать, осознавать конструктивность диалога, использовать вежливые слова.
Аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/ безнравственно и др.).
Принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в выработке путей её достижения, участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Вырабатывать совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать достижения сверстников по выработанным критериям. Оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях.
Выражать готовность идти на компромиссы, предлагать варианты и способы погашения конфликтов. Употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога. Находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описываемых конфликтную ситуацию.
Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет. Готовить небольшую презентацию (5-6 слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.
Осознавать через чтение художественных произведений основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка).
Испытывать чувство гордости при чтении произведений писателей-классиков, поэтов и разнообразных жанров УНТ, озвучивать свои чувства в высказываниях при работе с художественными произведениями.
Осознавать свою принадлежность к определённому этносу, высказывать уважительное отношение к другим народам в ходе рассуждений и бесед при изучении произведений других народов.
Проявлять позитивные чувства по отношению к произведениям родных писателей и поэтов, подбирать схожие по тематике и нравственной проблематике произведения других народов, проявлять чувство уважения к авторам других народностей.
Иметь представление о существовании других народов и культур, называть наиболее известные, близкие собственному опыту и представлениям (н-р, татарскую, коми, чеченскую и др.).
Допускать существование других точек зрения, выслушивать собеседника, не перебивать, высказывать свою точку зрения спокойно, приводя веские аргументы и факты. Задумываться о причине возникновения конфликтной ситуации.
Проявлять интерес к чтению литературных произведений на уроках и дома, в свободное время посещать библиотеку, готовить материал к урокам, обращаясь к разнообразным источникам информации.
Проявлять интерес к изучению творчества авторов, называть любимых авторов, обосновывать свой выбор.
Включаться в литературно-творческую деятельность на уроке и дома по собственному желанию, осознавать её необходимость для развития собственных способностей.
Знать о правилах школьной жизни, осознанно применять их на уроках литературного чтения, обосновывать их существование и пользу для ученика. Приводить примеры «высокого» ученичества из прочитанных произведений.
Пользоваться предлагаемыми учителем формами самооценки и взаимооценки.
Знать, в чём проявляется ответственность и безответственность поведения.
Понимать, что значит быть самостоятельным и несамостоятельным при выполнении каких-либо заданий на уроках и дома.
Приводить примеры ответственного/безответственного, самостоятельного/несамостоятельного поведения героя литературного произведения.
Делать выводы о степени своей ответственности и самостоятельности.
Замечать красоту поэтического слова, указывать на образные слова и выражения, которые использованы автором для создания художественного образа.
Доказывать необходимость использования тех или иных языковых средств для выразительности, яркости, точности и лаконичности описания.
Выписывать лучшие поэтические обороты в «Словарик настроений» или «Словарик образов» (по темам: небо, звёзды, ветер, тучи, река, горы и пр.).
Использовать понравившиеся сравнения, эпитеты и метафоры в своих художественных высказываниях, УСР.
Фиксировать свои чувства и эмоции, связанные с чтением поэтических текстов и текстов-описаний в «радуге чувств», объяснять, почему разные чувства обозначены различной цветовой гаммой.
Отслеживать эстетические и нравственные чувства героев прозы, в том числе сказки, делать выводы о том, что идеалы, к которым стремятся герои литературных произведений – это идеалы автора, его ценности, к которым он стремится приобщить читателя.
Различать морально-нравственные нормы, соотносить их с поступками литературных героев, доказывать соответствие.
Предлагать варианты решения морально-нравственных дилемм.
Строить морально-этическое суждение из 5-6 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения.
Проявлять доброжелательность по отношению к другим при работе в группе, уметь слушать других, высказывать собственное мнение без агрессии и раздражения, помня, что более сильным орудием является подтверждение своего мнения аргументами и фактами.
Знать приёмы сохранения зрения и осанки при чтении книги и работы с компьютером.
Пользоваться основными приёмами сбережения зрения и осанки, делать гимнастику для глаз и туловища, следя за своим состоянием усталости.
Предлагать свои способы сохранения зрения и осанки.
Пользоваться изученными приёмами сохранения здоровья в домашних условиях.