Муниципальное общеобразовательное учреждение «СОШ п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области»
«Утверждаю»
Директор МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик»
______________________ /Л.Н. Промкина/
приказ №_______ от «_____»_________ 2015 г.
Рабочая программа
по курсу «Физическая культура»
в 3 классе
на 2015 – 2016 учебный год
Составитель:
Бондина Н.Н., учитель начальных классов
п. Красный Текстильщик
2015 г.
Ι. Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Физическая культура» образовательной области «Физическая культура» разработана на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения начального общего образования, установленных в Федеральном Государственном образовательном стандарте НОО, Примерной программы начального общего образования по курсу «Физическая культура» образовательной области «Физическая культура» (Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011) и авторской программы курса «Физическая культура» (Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011; учебно-методический комплект «Гармония»). Программа соответствует учебникам, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации.
Рабочая программа по курсу «Физическая культура» адресована обучающимся третьего класса общеобразовательной школы, в соответствии с учебником «Физическая культура» авторы Р.И Тарнопольская, Б.И Мишин.
Образовательным планом ОУ предусмотрено изучение регионального курса «Основы здорового образа жизни», который изучается интегрировано с предметом «Физическая культура».
ΙΙ. Цели и задачи изучения предмета.
Учитывая эти особенности, целью программы по физической культуре является: формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.
Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:
- укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
- совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
- формирование общих представлений о физической культуре, её значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
- обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
Срок реализации программы: 2015 – 2016 учебный год.
Предполагаемые результаты. В результате освоения содержания программного материала учебного предмета «Физическая культура» обучающиеся должны достигнуть предусмотренного образовательным минимумом уровня развития физической культуры.
должны знать:
историю и особенности зарождения и развития физической культуры и спорта, излагать факты истории развития физической культуры, характеризуя её роль и значение в жизни человека;
способы и особенности движений и передвижений;
положительный результат влияния занятий физическими упражнениями на развитие систем дыхания и кровообращения;
способы простейшего контроля над деятельностью жизнеобеспечивающих систем;
терминологию разучиваемых упражнений, функциональный смысл и направленность воздействия на организм;
общие и индивидуальные основы личной гигиены, правила использования закаливающих процедур, профилактику нарушений осанки;
правила подбора одежды и обуви в зависимости от условий проведения занятий.
должны уметь:
выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения, необходимые для жизнедеятельности каждого человека: бегать и прыгать различными способами; метать и бросать мячи; лазать и перелазать через препятствия; выполнять гимнастические и акробатические упражнения, простейшие комбинации; передвигаться на лыжах (в снежных районах России) и плавать простейшими способами (районах, где изучается раздел плавание); будут демонстрировать постоянный прирост показателей развития основных физических качеств;
выполнять комплексы специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки, профилактику нарушения зрения, развитие систем дыхания и кровообращения;
выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, силы, скорости и гибкости;
составлять комплексы оздоровительных и общеразвивающих упражнений, использовать простейший спортивный инвентарь и оборудование;
использовать физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности человека;
планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать средства физической культуры на отдыхе и при проведении досуга;
измерять индивидуальные показатели физического развития и развитие основных физических качеств;
оценивать величину физической нагрузки по частоте пульса во время выполнения физических упражнений;
взаимодействовать со сверстниками в процессе занятий физической культурой, оказывать посильную помощь и моральную поддержку при выполнении учебных заданий, проявлять доброжелательное и уважительное отношение к одноклассникам;
демонстрировать навыки организации при проведении подвижных игр, элементы и простейшие технические действия игр в футбол, баскетбол и волейбол; демонстрировать навыки коллективного общения и взаимодействия в процессе игровой и соревновательной деятельности;
организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещении, так и на открытом воздухе), соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся.
При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний учащихся.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:
-Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения. К мелким ошибкам в основном относятся неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении.
-Значительные ошибки – это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже предполагаемого ненамного. К значительным ошибкам относятся:старт не из требуемого положения; отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину, высоту;
бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений;
несинхронность выполнения упражнения.
-Грубые ошибки – это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения упражнения.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
Оценка «5» выставляется за качественное выполнение упражнений, допускается наличие мелких ошибок.
Оценка «4» выставляется, если допущено не более одной значительной ошибки и несколько мелких.
Оценка «3» выставляется, если допущены две значительные ошибки и несколько грубых. Но ученик при повторных выполнениях может улучшить результат.
Оценка «2» выставляется, если упражнение просто не выполнено. Причиной невыполнения является наличие грубых ошибок.
В 1 – 4 классах оценка за технику ставится лишь при выполнении упражнений в равновесии, лазанье, с элементами акробатики, при построениях, перестроениях, ходьбе. В остальных видах (бег, прыжки, метание, броски, ходьба) необходимо учитывать результат: секунды, количество, длину, высоту.
ΙIΙ. Общая характеристика учебного предмета
Сохраняя определенную традиционность в изложении практического материала, настоящая программа соотносит учебное содержание с содержанием базовых видов спорта, которые представлены соответствующими тематическими разделами: «Гимнастика с основами акробатики», «Легкая атлетика», «Подвижные и спортивные игры». При этом каждый тематический раздел программы дополнительно включает в себя подвижные игры, которые по своему содержанию и направленности согласуются с соответствующим видом спорта.
Учитывая возрастные особенности третьеклассников , их подготовленность к обучению двигательным действиям, обеспечение лыжным инвентарем и погодные условия (отсутствие снега, сильные ветра), решено заменить лыжную подготовку на спортивные и подвижные игры. Это не скажется отрицательно на процессе обучения.
Помимо целенаправленного развития физических качеств, на уроках с образовательно-тренировочной направленностью необходимо формировать у школьников представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма. На таких уроках обучают способам регулирования физической нагрузки и способам контроля над ее величиной).
Каждый из этих типов уроков физической культуры носит образовательную направленность и по возможности включает школьников в выполнение самостоятельных заданий. Приобретаемые таким образом знания, умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных занятий физическими упражнениями: утренней зарядке и гигиенической гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх на переменах, во время прогулок.
Выполняя программный материал, уроки рекомендуется проводить не только преимущественно на открытом воздухе, благодаря чему достигается выраженный оздоровительный эффект но и в игровой и соревновательной форме, что доставит детям радость и удовольствие, а грамотная объективная оценка их достижений явится стимулом для дальнейшего улучшения результатов, повышению активности, радости от занятий физическими упражнениями.
ΙV. Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Физическая культура» относится к предметной области «Физическая культура».
В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение учебного предмета «Физическая культура» в третьем классе отводится 68 часов в год, 2 часа в неделю.
V. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В основе построения программы лежат следующие ценности:
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе – это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
VΙ. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета
В результате освоения курса «Физическая культура» у третьеклассников будут сформированы знания, умения, навыки, представления, предусмотренные программой курса, а также личностные, метапредметные и предметные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностные результаты:
– формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества;
– формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
Метапредметные результаты:
– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
– определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
– готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
– овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
– формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
– овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
– формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (длины и массы тела и др.), показателями основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости)
– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
– выполнение простейших акробатических и гимнастических комбинаций на высоком качественном уровне, характеристика признаков техничного исполнения;
– выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности.
IX. Материально- техническое обеспечение образовательного процесса
Перечень учебно- методического обеспечения:
1.Примерная программа по « Физической культуре» для начальных классов- Р.И.Тарнопольская, Б.И. Мишин.
2. Учебник «Физическая культура» 3 класс Р.И Тарнопольская, Б.И Мишин.
Спортивное оборудование:
1. Бревно напольное (3 м).
2. Козел гимнастический.
3. Перекладина гимнастическая (пристеночная).
4. Стенка гимнастическая.
5. Скамейка гимнастическая жесткая (4 м; 2 м).
6. Комплект навесного оборудования (перекладина, мишени для метания, тренировочные баскет- больные щиты).
7. Мячи: набивной 1 кг, мяч малый (теннисный), мяч малый (мягкий), мячи баскетбольные, мячи во- лейбольные, мячи футбольные.
8. Комплект туристического инвентаря: палатка, рюкзаки, туристические коврики, спальные мешки, набор туристической посуды, компасы, сигнальные флажки.
9. Палка гимнастическая. 10. Скакалка детская.
11. Мат гимнастический. 12. Акробатическая дорожка.
13. Коврики: гимнастические, массажные. 14. Кегли.
15. Обруч пластиковый детский. 16. Планка для прыжков в высоту.
17. Стойка для прыжков в высоту. 18. Флажки: разметочные с опорой, стартовые.
19. Лента финишная. 20. Дорожка разметочная резиновая для прыжков.
21. Рулетка измерительная. 22. Набор инструментов для подготовки прыжковых ям.
23. Контейнер с комплектом игрового инвентаря. 24. Лыжи детские (с креплениями и палками). 25. Аптечка.
«Рассмотрено» | «Согласовано» |
Заседание школьного методического объединения протокол № 1 от 26. 08. 2015 г. | Зам. директора по УВР ____________ Иноземцева Е.Г. ___. 08.2015 г. |