Рабочая программа для 2 класса по учебному предмету "Окружающий мир"
Рабочая программа для 2 класса по учебному предмету "Окружающий мир"
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» разработана в соответствии:
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее Стандарта);
с возможностями учебно-методического комплекта, разработанного на основе авторской издательской программы курса «Окружающий мир» автора Н. Ф. Виноградовой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 2-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010), с образовательными потребностями и запросами обучающихся и их родителей.
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели) на обучающихся 2 «б» класса МБОУ «ООШ №3»
В авторскую программу изменения не внесены.
Цель работы школы:
достижение обучающимися планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности, уникальности, неповторимости.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для 2 класса по учебному предмету "Окружающий мир"»
Согласовано
Зам. директора МБОУ «ООШ № 3»
Энгельсского муниципального района
__________/С.А. Назарова
Утверждаю
Директор МБОУ «ООШ № 3» Энгельсского муниципального района
__________/Т.Г. Жулева
Приказ № от
Рабочая учебная программа
по учебному предмету «Окружающий мир»
для обучающихся 2б класса МБОУ «ООШ №3»
Энгельсского муниципального района
(базовый уровень)
на 2015/2016 учебный год
Составитель:
Пирская Наталья Александровна
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» разработана в соответствии:
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее Стандарта);
с возможностями учебно-методического комплекта, разработанного на основе авторской издательской программы курса «Окружающий мир» автора Н. Ф. Виноградовой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 2-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010), с образовательными потребностями и запросами обучающихся и их родителей.
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели) на обучающихся 2 «б» класса МБОУ «ООШ №3»
В авторскую программу изменения не внесены.
Цель работы школы:
достижение обучающимися планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности, уникальности, неповторимости.
Модель выпускника начальной школы
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника;
- обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Особое значение изучения этой образовательной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Особенностью программы является включение знаний, которые способствуют познанию самого себя (своего «Я»), расширяют представления о психической природе человека (познавательных процессах, отличии от высших животных и др.).
Основная цель предмета — формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек — природа — общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.
В основе построения курса лежат следующие принципы:
Принцип интеграции— соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений.
Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудициоиного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию.
Необходимость принципа экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром.
Принцип поступательности обеспечивает- постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
Краеведческий принципобязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музеи и т. п.
В программе представлены следующие ведущие содержательные линии:
Человек как биологическое существо;чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье человека и образ его жизни, для чего нужно знать себя, как узнать себя. Это содержание представлено темой: «Кто ты такой»
Человек и другие люди;может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно выполнять правила культурного поведения. Это содержание представлено темой: «Кто живет рядом с гобой».
Человек и мир природы:что такое природа, может ли человек жить без природы, что дает человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять. Это содержание представлено темой: «Мы — жители Земли»
Человек и общество:чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить родную страну, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества. Это содержание представлено темой: «Твоя Родина — Россия».
История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивались экономика, культура, просвещение в нашей стране. Это содержание представлено разделом «Путешествие в прошлое (исторические сведения)», который имеется во всех темах программы 2 класса.
С учетом важности расширения чувственного опыта младших школьников и необходимости связи обучения с жизнью в программе приводится перечень экскурсий и практических работ, доступных детям в этом возрасте.
Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Цель их — оживить знания школьника, которые он получил не только в данном классе, но и за предыдущие годы обучения, и на основе этого систематизировать и обобщить полученные представления, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства.
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).
Особенности контроля и оценки учебных достижений по окружающему миру
Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются:
- Фронтальный опрос.
- Индивидуальный опрос.
- Рассказ-описание.
- Рассказ – рассуждение.
- Письменная проверка знаний:
тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправления высказывания и пр.;
индивидуальные карточки-задания (дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т.п.). Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей;
графические работы, позволяющие учителю проверить осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком, схемой.
Работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями.
Нормы оценок за все виды работ соответствуют общепринятым требованиям.
В период обучения во 2 классе формируются ключевые компетентности: учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социальные.
Учебно-тематический план.
№ п/п
Тематический блок
Кол-во часов
Использование ИКТ
(кол-во часов)
Использование проектной деятельности
(кол-во часов)
Использование исследовательс
кой деятельности
(кол-во часов)
1.
Что окружает человека
1
1
1
2.
Кто ты такой
14
5
2
1
3.
Кто живет рядом с тобой
6
2
1
1
4.
Россия – твоя Родина
13
1
3
1
5.
Мы – жители Земли
9
1
1
1
6.
Природные сообщества
23
7
3
1
7.
Природа и человек
2
1
2
1
Итого
68
18
12
7
Календарно-тематический план.
№
урока
Тема урока
Тип урока
кол.
часов
контроль
Дата проведения
пров.
работа
письм
опрос
тест
по плану
по факту
1
Исследуем окружающий мир. Исследовательская деятельность.
УПЗиУ
1
04.09
2
Бывают ли на свете чудеса?
ИКТ
УОПУЗП
1
07.09
3
Я, ты, он, она… Все мы люди.
Проектная деятельность
УПЗиУ
1
11.09
4
Наши помощники – органы чувств.
УОНМ
1
14.09
5
Наши помощники – органы чувств.
Опыты на оживление ощущений.
Тестирование по изученным темам
УКЗ
1
1
18.09
6
Поговорим о здоровье. Чтобы меньше болеть.
ИКТ
УОНМ
1
21.09
7
Поговорим о здоровье. Чтобы меньше болеть.
ИКТ
УОПУЗП
1
25.09
8
Режим дня. Чтобы не уставать.
Проектная деятельность
УОНМ
1
28.09
9
Режим дня. Поговорим о часах.
Составление памятки «Режим дня второклассника»
УПЗиУ
1
02.10
10
Физическая культура. Быть сильным и выносливым.
ИКТ
УПЗиУ
1
05.10
11
Закаляться может каждый.
Составление памятки «Правила закаливания».
Опыты с термометром: определение температуры воздуха и воды.
УОНМ
1
09.10
12
Почему нужно правильно питаться. Из чего состоит наша пища?
ИКТ
УОНМ
1
12.10
13
Почему нужно правильно питаться. О витаминах.
Составление памятки «Что полезно для организма, что вредно»
Проектная деятельность
УОПУЗП
1
16.10
14
Умеем ли мы есть? Исследовательская деятельность.
УПЗиУ
1
19.10
15
Почему нужно быть осторожным?
Составление памятки «Чтобы избежать неприятностей»
1
23.10
16
Зачем изменить себя?
Проверочная работа по изученным разделам.
УКЗ
1
1
26.10
17
Что такое семья?
Составление семейного генеалогического древа.
Проектная деятельность
УОНМ
1
30.10
18
Домашнее хозяйство. Исследовательская деятельность.
УОПУЗП
1
09.11
19
Семейный досуг.
ИКТ
УПЗиУ
1
13.11
20
Правила поведения. Какие бывают правила.
УОПУЗП
1
16.11
21
Умеешь ли ты дружить? Исследовательская деятельность.
УПЗиУ
1
20.11
22
Умеешь ли ты общаться?
1
23.11
23
Родина – что это значит?
ИКТ
УОНМ
1
27.11
24
Прошлое, настоящее, будущее.
Проектная деятельность
УПЗиУ
1
30.11
25
Прошлое, настоящее, будущее. Как Русь начиналась? Исследовательская деятельность.
УОНМ
1
04.12
26
Москва – столица России.
Заочная экскурсия по Москве.
УОПУЗП
1
07.12
27
Москва – столица России.
УОиСЗ
1
11.12
28
Города России.
ИКТ
УОНМ
1
14.12
29
Родной край – частица Родины.
Проектная деятельность
УПЗиУ
1
18.12
30
Как трудятся россияне.
Проверочная работа по изученным разделам.
УКЗ
1
1
21.12
31
О занятиях наших предков. Исследовательская деятельность.
УОПУЗП
1
25.12
32
Все профессии важны.
ИКТ
УПЗиУ
1
28.12
33
Мы – граждане России. Права граждан России.
УОНМ
1
11.01
34
Мы граждане России. Права детей – граждан России.
УОНМ
1
15.01
35
Россия – многонациональная страна.
Проектная деятельность
УОПУЗП
1
18.01
36
Твоё первое знакомство со звёздами.
ИКТ
УОиСЗ
1
22.01
37
Земля – планета солнечной системы.
УОНМ
1
25.01
38
Глобус – модель земли.
Проектная деятельность
УОНМ
1
29.01
39
В некотором царстве. Царства природы.
УОиСЗ
1
01.02
40
Грибы.
Составление памятки «Ядовитые грибы»
УОНМ
05.02
41
Какие животные живут на Земле.
УОНМ
1
08.02
42
Разнообразие растений.
ИКТ
УПЗиУ
1
12.02
43
Условия роста и развития растений.
Проведение опыта «Как развивается фасоль»
Проектная деятельность
УОПУЗП
1
15.02
44
Природные сообщества. Среда обитания – что это такое?
ИКТ
УОНМ
1
19.02
45
Лес и его обитатели.
УОПУЗП
1
22.02
46
Деревья в лесу. Исследовательская деятельность.
УПЗиУ
1
26.02
47
Кустарники леса.
Составление рассказа – описания кустарника (по выбору учащегося).
УОиСЗ
1
29.02
48
Травянистые растения леса.
УОиСЗ
1
04.03
49
Лесная аптека.
УОПУЗП
1
07.03
50
Животные леса.
УОиСЗ
1
11.03
51
Птицы – лесные жители.
ИКТ
УОиСЗ
1
14.03
52
Пресмыкающиеся леса.
УПЗиУ
1
18.03
53
Насекомые леса.
1
21.03
54
Правила поведения в лесу.
Письменный опрос по темам раздела.
УКЗ
1
1
25.03
55
Что мы знаем о воде.
УОНМ
1
04.04
56
Круговорот воды в природе.
УОиСЗ
1
08.04
57
Какие бывают водоёмы? Болото и река – пресные водоёмы.
ИКТ
УОПУЗП
1
11.04
58
Обитатели пресных водоёмов. Рыбы, насекомые.
Проектная деятельность
УПЗиУ
1
15.04
59
Обитатели пресных водоёмов. Водоплавающие жители. Растения пресных водоёмов.
Проектная деятельность
УОПУЗП
1
18.04
60
Обитатели солёных водоёмов.
ИКТ
УОНМ
1
22.04
61
Луг и его обитатели. Растения луга.
УОНМ
1
25.04
62
Луг и его обитатели. Животные луга.
УПиКЗ
1
29.04
63
Поле и его обитатели. Растения поля.
Проектная деятельность
УОНМ
1
06.05
64
Животные поля
УПЗиУ
1
13.05
65
Сад и его обитатели.
Тестирование по изученным темам
УКЗ
1
1
16.05
66
Сад и его обитатели .Проектная деятельность
УОПУЗП
1
20.05
67
Повторение изученного за год
ИКТ
УПЗиУ
1
23.05
68
Повторение изученного за год
УПиКЗ
1
27.05
Примечание.
УПЗиУ – урок применения знаний и умений
УОНМ – урок ознакомления с новым материалом
УОПУЗП- урок образования понятий, установление законов и правил
УКЗ- урок контроля знаний
УОиСЗ- урок обобщения и систематизации знаний
УПиКЗ- урок проверки и коррекции знаний
Информационно – методическое обеспечение.
Изучение курса осуществляется по УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой. Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ.
литература для обучающихся:
Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2. – 3-е изд.,дораб. – М.: Вентана-Граф, 2011.
Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2011.
литература для учителя:
Окружающий мир. 2 класс: Поурочные планы по учебнику Н.Ф. Виноградовой/Авт. – сост. О.А. Исакова – Волгоград: Учитель, 2011.
Окружающий мир: 1-2 классы: методика обучения/Н.Ф. Виноградова. – М. Вентана-Граф, 2010 г.